О СУЩНОСТИ ЭРЫ И О РАСХОЖДЕНИИ НАРОДОВ В ЭТОМ ВОПРОСЕ




Эра — это определенный промежуток времени, который отсчитывается от начала какого-нибудь минувшего года, когда был, [например], послан пророк со знамениями и доказательствами или появился могучий, великий царь, или погиб какой-либо народ от всеобщего разрушающего потопа, гибельного землетрясения и провала, либо поразил людей губительный мор или истребительный голод, либо произошла смена династии или перемена религии, либо случилось страшное явление из числа небесных знамений или достопамятных происшествий, которые бывают лишь через долгие века и длительные времена 1. Такими событиями отмечаются определенные отрезки времени, и без этого нельзя обойтись во всех делах, мирских и религиозных.

У каждого из народов, рассеянных по [различным] климатам, есть своя особая эра, которую считают от эпохи их царей, пророков или династий или же от какого-нибудь события из упомянутых выше. При помощи этой [системы летосчисления люди] вычисляют [сроки], нужные им при совершении сделок и определении времени [праздников], а также для тех [установлений], которые отличают их от других народов.

Первое и наиболее известное нам начало начал в древности — это начало [существования] человечества. У людей писания — евреев, христиан, магов 2 и их сект существует такое разноречие о том, как произошло это событие и как вести от него летосчисление, которое недопустимо в / 14 / вопросе об эрах. Все то, с чем связано познание о начале творения и обстоятельствах прошлых поколений, перемешано с [24] подделками и баснями, ибо это дела давние и с того времени прошел долгий срок; тот, кто изучает эти события, не может их запомнить и твердо установить. Сказал же Аллах — велик он!: — «Разве не пришла к ним весть о тех, кто был раньше их? Не знает о них никто, кроме Аллаха». Поэтому нам лучше принимать лишь те рассказы о подобных вещах, в пользу которых свидетельствует книга, на достоверность коей можно положиться, или предания, внушающие доверие по мнению большинства.

Если мы прежде всего рассмотрим эту эру 3, то обнаружим, что между народами существует о ней немалое разногласие. Так, персы и маги говорят, что жизнь мира продолжается двенадцать тысяч лет, по числу знаков Зодиака и месяцев, и что Заратуштра 4, их законодатель, утверждал, будто до его появления прошло [из них] три тысячи лет, дополненных четвертями дней. Он [якобы] сам взялся их считать и [заметил] недостаток необходимых четвертей дня, который был присущ годам, пока их не [начали] дополнять и они не стали правильными.

От появления Заратуштры до начала [эры] Александра 5 прошло двести пятьдесят восемь лет; таким образом, промежуток от начала мира до Александра составляет три тысячи двести пятьдесят восемь лет. Однако, если мы подсчитаем, начиная от Гаюмарса — а Гаюмарса персы считают первым человеком — время царствования каждого их царя после него — а власть принадлежала всем им подряд, без перерыва, — то итог этих чисел до Александра достигнет трех тысяч трехсот пятидесяти четырех лет. Таким образом, [сумма] отдельных [чисел] не совпадает с итогом.

При этом персы и румы расходятся относительно того, что было после Александра. Дело в том, что между [концом] царствования Александра и началом царствования Ездигерда 6 прошло девятьсот сорок два года и двести пятьдесят семь дней. Если мы вычтем из этой цифры [число лет] царствования потомков Сасана 7 вплоть до [начала] царствования Ездигерда, а это составляет, по словам персов, приблизительно четыреста пятнадцать лет 8, то останется пятьсот двадцать восемь лет — годы царствования Александра и «царьков племен» 9. А если мы сложим время царствования каждого из Ашганидов 10. как установили его [персы], получится двести восемьдесят лет. Даже если учесть расхождение [в сроках царствования каждого царя, то итог 11 не превысит трехсот лет 12. В дальнейшем я несколько исправлю это расхождение. [25]

Одна группа персов утверждает, что упомянутые три тысячи лет считаются от сотворения Гаюмарса, а до него прошло еще шесть тысяч лет, когда небесная сфера стояла на месте, не двигаясь, природные свойства вещей не изменялись, элементы не смешивались, / 15 / [в мире] не существовало возникновения и уничтожения и земля была необитаемой. Когда же [небесная сфера] была приведена в движение, появился первый человек на экваторе — половина его тела, вдоль, была на юге, а половина — на севере. Родились животные, и начали размножаться, и стали плодиться и умножились люда, и смешались частицы элементов ради возникновения и уничтожения, и сделал [бог] землю обитаемой, и наступил в мире порядок.

У евреев с христианами в этом вопросе наибольшее расхождение, ибо евреи утверждают, будто от Адама до Александра прошло три тысячи четыреста сорок восемь лет. а христиане уверяют, что пять тысяч сто восемьдесят лет. Они обвиняют евреев в уменьшении этого [срока] с той целью, чтобы пришествие Иисуса, — мир над ним! — пришлось на четвертое тысячелетие, [то есть] на середину тех семи тысячелетий, что составляют, по их мнению, время существования мира, и не совпало с тем временем, когда, по предсказанию пророков, [живших] после Моисея — мир над ним! — Иисус родится, в конце времен, от непорочной девы.

Каждая из сторон опирается в своих доводах на толкования, которые она вывела путем счета по буквам 13. Евреи ожидают пришествия Мессии, о котором им было возвещено, по завершении 1335 года по эре Александра, как чего-то известного в точности. Многие лжепророки из их сект, как ар-Раи, Абу-Иса-аль-Исфахани 14 и им подобные, заявляли даже, что они — посланники Мессии к евреям. И это потому, что они утверждают, будто начало эры [Александра] совпало с упразднением жертвоприношений, прекращением откровений и перерывом в появлении посланников божьих.

Кроме того, они взяли из пятой книги Торы 15 слова Аллаха — велик он! — по-еврейски: «Я бог, сокрою свое существо до того дня» 16. Евреи [подсчитали] численное значение букв [в словах] «хастор» и «астир», а это слова о сокрытии, и получилось 1335. И они сказали: «Это срок прекращения откровений с неба и упразднения жертв, то есть «сокрытие», а «существо» здесь означает: «веление». Чтобы засвидетельствовать правильность своего утверждения, они привели слова Даниила в его книге, которые означают: «С того времени, когда не будут разрешены 16 жертвы и приведет мерзость к запустению, [пройдет] 1290...» и следующие за этим слова: «Блажен тот, кто уповает дожить до 1335...».

Некоторые говорят, что между этими двумя изречениями был [промежуток] в сорок пять лет, так как / 16 / первое было сказано в начале [26] отстройки Иерусалима, а второе при окончании отстройки 18. Другие же утверждают, что первое дает время рождения [Мессии], а второе — время его выступления [с проповедью]. Евреи говорят, что когда Яков благословил Иуду 19 и помолился за него, то осведомил его, что власть не выйдет [из рук] его потомков, пока не придет тот, кому принадлежит власть.

Итак, он осведомил Иуду, что власть утверждается за его потомками вплоть до пришествия ожидаемого Мессии, и [евреи] говорят: «Так оно и есть». Власть не вышла у них из рук, ибо «рас-ал-джалут», что означает в переводе: «глава изгнанников, которые выселились из родных мест в Иерусалиме», является главой всех евреев на свете и их повелителем; его слушаются во всех странах и приказание ею исполняется в большинстве случаев.

А христиане опираются на слова на сирийском языке, которые означают: «Иса, помазанник, [он есть] величайший спаситель» 20. Они сосчитали эти слова по буквенному счету и получилось тысяча триста тридцать пять дней. И вот, они заявили, что Даниил, называя то число, имел в виду эти [сирийские] слова, а не упомянутые годы, ибо в том, что он сказал, есть только число и не обозначено, годы это или дни или что— либо другое.

Они говорят: «Это благая весть, указывающая на имя Мессии, а не на время его пришествия», и рассказывают, что Даниил однажды увидел в Вавилоне сон, когда прошло два года владычества Кира 21, в двадцать четвертый день первого месяца, после того, как он помолился Аллаху, причем израильтяне были пленниками в руках персов.

И Аллах ниспослал Даниилу откровение: «Уришлим, — то есть Иерусалим — будет отстраиваться семьдесят семилетий и упокоится [под властью] твоего народа. Затем придет Мессия, и его убьют, и по приходе его будет Уришлим разрушен последним разрушением и останется в запустении до скончания веков» 22.

«Семилетие» означает [здесь] семь лет в совокупности. Семь семилетий из семидесяти падают на отстройку Уришлима, и о них упоминает Захария, сын Варахии, сына Адда, в своей книге, говоря: «Видел я светильник с семью лампадами, и у каждой лампады по семь устьев» 23. А раньше того он говорит: «Поистине, руки Зоровавеля заложили основы сего дома, его же руки и завершат его». Промежуток времени от основания дома 24 до завершения его составляет сорок девять лет, то есть семь семилетий. Потом, через шестьдесят два семилетия, как говорят христиане, пришел Иисус, сын Марии, а в последнее семилетие были упразднены заклания и жертвы, и Иерусалим подвергся упомянутому выше разрушению. Откровения и появление пророков прекратились, и [27] рассеялись израильтяне, пребывая в пренебрежении: / 17 / не было у них ни жертв для заклания ни места, где их закалывать.

Все то, о чем мы упомянули, является всего лишь утверждениями каждой из сторон, которые они выдвигают, не свидетельствуя в пользу их правильности ничем, кроме толкований, основанных на счете по буквам и на шатких софизмах. Если человек, который в них вдумается, задастся целью доказать с помощью тех же доводов что-нибудь иное и опровергнуть подобными доводами то, что он [только что] утверждал, ему будет нетрудно этого достигнуть.

Так, евреи говорят, что власть осталась в роде Иуды, и переносят [понятие] власти на предводительство изгнанниками. Если бы к подобному предводительству можно было применять слово «власть» в общем смысле, понимая его относительно, то товарищами евреев были бы в этом и маги, и сабии, и другие народы, и не были бы исключением прочие израильтяне или сыны другого народа. Нет ни одного человека, даже ничтожного, который не обладал бы властью и силой по отношению к еще более ничтожным людям.

Если бы мы отнесли то, что вытекает из численного значения слова «сокрытие» в Торе к промежутку времени от начала эры израильтян, то есть исхода их из Египта, до [пришествия] Иисуса, сына Марии, то наше толкование, право, было бы более справедливым. Ведь срок от исхода евреев из Египта до восшествия [на престол] Александра составляет, по словам евреев, тысячу лет, а Иисус, сын Марии, родился в год Александра 304, и Аллах вознес его к себе в год 336. Таким образом, сумма годов всего этого периода составляет тысячу триста тридцать пять, а это есть время существования закона Моисея, сына Имрана — мир над ним! — пока его не дополнил Иисус, сын Марии. Что же касается приведенных ими двух изречений Даниила, то если бы мы придали этим изречениям иное толкование, оно тоже было бы вполне возможно. Больше того, ни один из способов толкования, которые приводят евреи, не годится, если не исходить из того, что начало этого периода предшествовало произнесению [Даниилом упомянутых слов].

Действительно, если полагать, что оба периода начались одновременно — будь это в прошлом, в настоящем или в будущем, то несовпадение времени произнесения [упомянутых] слов — бессмыслица. При таком расхождении дело никоим образом не может быть в порядке, хотя второе изречение 25 позволяет думать, что начало упомянутого в нем периода 26 предшествовало времени произнесения [этих слов] и конец его наступит через год, или меньше, или больше, и тому подобное. Оно допускает также предположение, что период начинается именно со времени [произнесения этих слов] или позже на неизвестный срок, который может быть и малым и большим. А если определение времени [того [28] или иного события] может относиться ко всем трем периодам времени 27, и остановиться на одном [из них] допустимо только при наличии ясного текста или верного доказательства.

Что же касается первого изречения [Даниила], то его тоже можно отнести к первому разрушению Иерусалима, но допустимо отнести его и ко второму разрушению / 18 / [города], которое произошло спустя триста восемьдесят пять лет после восшествия [на престол] Александра 28. А раз так, значит [у евреев] нет решительно никаких причин начинать [эру] с того времени, с которого они ее начали. Таковы сомнения, связанные с утверждениями евреев.

А что до [неясностей], присущих утверждениям христиан, то они [еще] более многочисленны и очевидны. Ведь даже если евреи уступили [христианам] и признали, что пришествие Мессии совершилось через семьдесят семилетий после сновидения Даниила, то [в действительности] выступление Иисуса, сына Марии, не произошло после этого срока, и вот почему. [Все] евреи согласны, что от исхода израильтян из Египта до эпохи Александра истекла полная тысяча лет. А из пророческих книг они переписали, что между исходом израильтян из Египта, и постройкой Иерусалима прошло четыреста восемьдесят лет, а от постройки Иерусалима до разрушения его Бухтунассаром — четыреста десять лет, и что Иерусалим оставался разрушенным семьдесят лет. В итоге получается, [считая от исхода из Египта], девятьсот шестьдесят лет; это и есть то время, когда Даниил увидел сон. Остаток от упомянутой тысячи лет составляет сорок лет.

Затем, и евреи и христиане согласны, что рождение Мессии — Иисуса, сына Марии, произошло в триста четвертом году эры Александра. По их словам, Иисус, сын Марии, родился через триста сорок четыре года после сновидения Даниила и отстройки Иерусалима, то есть, приблизительно, через сорок девять семилетий. До появления его вероучения прошло еще четыре с половиной семилетия. Таким образом, рождение [Мессии] предшествует той [дате], которую они упомянули.

Эти слова [христиан] ни к чему не обязывают евреев, и если бы [христиане] стали обвинять евреев во лжи относительно длительности сроков между отстройкой Иерусалима и началом эры Александра, то евреи [несомненно] противопоставили бы им то же самое и даже больше.

Если мы оставим утверждения обеих сторон [без внимания] и посмотрим в список халдейских царей 29, который мы изъясним в дальнейшем, то увидим, что от начала царствования Кира до начала царствования Александра прошло двести двадцать два года, а от этого времени до рождения Иисуса — триста четыре года. В итоге получится пятьсот двадцать шесть лет. Вычтем из них три года, так как отстройка Иерусалима началась на третий год царствования Кира, и разделим [29] остаток на семь; от времени сновидения Даниила до рождения Мессии получится приблизительно семьдесят пять семилетий, и время его рождения окажется позднее, чем говорят [христиане]. Что же касается тех сирийских слов, которые [христиане] подсчитывали, утверждая, вследствие совпадения их подсчета с числом [1335], что [Даниил] имел в виду именно эти слова, а не годы, то это такая вещь, с которой можно согласиться только после представления доказательства, столь же убедительного, как очевидность. Ведь если кто-нибудь, [например], подсчитал по буквам 30 слова: «спасение Мухаммедом тварей от неверия» 31, то [тоже] получится 1335. Или подсчитаем [слова]: «возвестил Муса, сын Имрана, о Мухаммеде, а Мессия / 19 / — об Ахмеде» 32, получится то же самое. Если подсчитать слова: «светит равнина Фарана [светом] Мухаммеда-простеца» 33, то число совпадет с первым числом [1335]. Если же кто-нибудь скажет, что под этими числами подразумевается благовещение, и что число букв [сирийских] слов равно числу букв тех [слов], то и за него, и против него будет точь-в-точь то же самое, что можно сказать за и против христиан относительно слов [Даниила]; это похоже, как два сапога. Пусть даже кто-нибудь сошлется, в качестве свидетельства о Мухаммеде — да благословит его Аллах и да приветствует! — и правдивости благовещения о нем, на слова пророка Исайи в его книге, смысл которых, приблизительно, таков: Аллах приказал ему поставить на вышку наблюдателя, который бы рассказал ему, что он видит, и наблюдатель сказал: «Я вижу всадника, едущего на осле, и всадника, едущего на верблюде. Один из них выехал вперед и вопиет: «Рухнул Вавилон и разбились его идолы, вытесанные из камня». Это есть благовещение о Мессии, едущем на осле, и о Мухаммеде, едущем на верблюде, после появления которого рухнул Вавилон и разбились его идолы, и закачались дворцы его, и исчезло его царство. В книге пророка Исайи много слов, возвещающих о Мухаммеде, мир над ним! — и намеков, поддающихся ясному истолкованию, и все же упорная приверженность к ложному побуждает [евреев] измышлять и утверждать то, что не признается народом, — [например], что всадник, едущий на верблюде, это Моисей, а не Мухаммед — мир над ним!

А что [общего] у Моисея или его последователей с Вавилоном? И разве явилось Моисею и его народу, после него, в Вавилоне то, что явилось там Мухаммеду да благословит его Аллах и да приветствует! — и его сподвижникам? Отнюдь нет! Если бы [евреи] спасли от жителей Вавилона свои головы, они бы, конечно, удовольствовались такой удачей, как возвращение [на родину, хотя бы] с отчаянием [в сердцах].

Это свидетельство подкрепляется также словами Аллаха к Моисею в пятой книге Торы, которая называется «удвоенной»: «Я [30] поставлю для них пророка из братьев их, подобного тебе, и вложу свое слово в его уста. И будет он говорить все, что я повелю, а какой человек не повинуется словам говорящего от моего имени, тому я отомщу».

Желал бы я знать, есть ли другие братья сынов Исаака, кроме сынов Измаила! Если скажут, что братья сынов Израиля — это дети Исава, то разве появился среди них, после Моисея, такой человек, как Моисей, который заслуживал бы подобного описания и походил бы на него? И разве не свидетельствуют о Мухаммеде — мир над ним! — также и следующие слова этой книги — вот перевод част их: «Пришел бог с горы Синая и воссиял нам из Сеира и объявился с горы Фарана, и была с ним, справа от него, тьма пречистых» 34. Эти символы для доказательства того, что связанные с ними свойства не подобают существу создателя и не подходят к его качествам — велик он и возвышен над всем этим! Приход бога с горы Синая означает его беседу с Моисеем, сияние его из Сеира — это пришествие Мессии, а явление с Фарана, где вырос и женился Измаил, означает появление Мухаммеда — мир над ним! — после представителей всех религий, с сонмами пречистых [святых], отмеченных знаками и ниспосланных с неба в помощь [людям]. Кто [вздумает] отвергать это / 20 / толкование, о котором свидетельствует очевидность, с того потребуют доводов в пользу его превратных мнений. «Тот, кому товарищ сатана — плохой он товарищ» 35.

Если они 36 не допускают счета по буквам арабских [слов], то мы не допускаем счета того, что они привели, по буквам сирийских [слов], так как Тора и книги тех пророков ниспосланы по-еврейски. Все, что они упомянули, и что мы [еще] упомянем [в дальнейшем], является решительным доводом и явным доказательством того, что [эти] слова в [священных] книгах перемещены со своих мест и текст искажен [в сравнении] с источниками.

Защита при помощи таких подсчетов и натяжек — сильнейшее доказательство и самый ясный довод в пользу того, что [их изобретатели] уклоняются от истины и правого пути. «Даже если бы мы открыли над ними одну из дверей небесных и они стали бы восходить туда, они бы и тогда сказали: «Наши очи опьянены, наверно мы люди зачарованные» 37. Нет, наоборот, они — люди, слепые к истине! Просим у Аллаха поддержки, помощи, защиты и направления на верный путь!

Что же касается рассуждений [этих людей] насчет отмены [одной книги другой книгой] и их измышлений и утверждений, будто есть тексты Торы, [предписывающие] убивать тех, кто будет притязать на пророческий сан после Моисея, то их ложность явно видна из [других] текстов той же Торы. Но для всего этого есть более подходящие [31] места 38. Вернемся же к тому, что мы имели в виду; наше рассуждение [и так] продлилось: один предмет повлек за собой другой.

Итак, я говорю: у каждого народа — и у евреев и у христиан, есть список Торы, который говорит нечто согласное с мнением его обладателей. Утверждают, что список, находящийся у евреев, и есть подлинный, далекий от искажений; список, который находится у христиан, называется «Тора семидесяти». Дело в том, что часть евреев, когда Бухтунассар пошел войной на Иерусалим и разрушил его, выселилась оттуда и попросила защиты у царя Египта. [Эти евреи] пребывали под его покровительством, пока не водворился [в Египте] Птолемей Филадельф 39. До этого царя дошел рассказ о Торе и нисхождении ее с неба. Птолемей стал искать этих евреев и наконец обнаружил их в одном городе [где их было] тысяч тридцать. Птолемей приютил их, приблизил к себе, обласкал и дал им разрешение уйти в Иерусалим. А этот город вновь отстроил Кир, наместник Бехмена в Вавилоне 40, который восстановил благоустройство Сирии. Они вышли с отрядом приближенных Птолемея, которых тот дал им в сопровождающие. [При этом] Птолемей сказал: «У меня есть до вас нужда. Если вы поможете мне, удовлетворив ее, то вполне меня отблагодарите. Вот моя [просьба]: уступите мне один список вашей книги Торы».

Евреи согласились и поклялись исполнить его просьбу. Когда они достигли Иерусалима, то сдержали свое обещание и послали Птолемею список Торы. Тора была на еврейском языке и Птолемей не понял ее. Он снова обратился к евреям и попросил их прислать человека, знающего по-еврейски и по-гречески, чтобы тот перевел Тору. Он обещал за это евреям [всяческие] награды и подарки.

Евреи выбрали из своих двенадцати колен / 21 / семьдесят два человека — по шесть человек из каждого колена — раввинов и жрецов, чьи имена известны христианам, и эти люди перевели Тору на греческий язык после того, как Птолемей разделил их [на пары] и поставил при каждом из них по человеку, который заботился об их делах. Когда они закончили перевод [Торы], в руках Птолемея оказалось тридцать шесть переводов. Он сличил их между собой и не нашел других [расхождений], кроме неизбежного в таких делах различия в выражении одних и тех же мыслей. Птолемей дал переводчикам сполна то, что он им обещал, и хорошо снарядил их [в обратный путь], и переводчики попросили подарить им одну из этих рукописей, чтобы им было чем гордиться и похваляться перед друзьями. Птолемей так и сделал, и эта рукопись — та самая, что находится у христиан. Говорят, что она не подверглась никаким изменениям и искажениям. [32]

Евреи [однако] утверждают другое, а именно — что их принудили переводить Тору и что они уступили, боясь гнева и зла [Птолемея], и предварительно сговорились изменить и исказить текст.

Даже если верить [евреям], то то, что они говорят, не устраняет сомнения, а навлекает его еще сильнее.

Тора существует не только в этих двух списках; имеется еще третий список у самаритян, которых называют «аль-ля мисасия» 41. Самаритяне — это преемники [евреев], которых Бухтунассар поселил вместо них в Сирии, когда взял евреев в плен и изгнал оттуда. Самаритяне помогали Бухтунассару и показывали ему незащищенные места [городов] израильтян. За это Бухтунассар не переселял самаритян, не убивал их и не брал в плен. Он поселил их в Палестине, под своим покровительством.

Верования самаритян — это смесь еврейства и религии магов. Большая часть их живет в Палестине, в местности, называемой Набулус, и там находятся их церкви. [Самаритяне] не вступают в пределы Иерусалима со дней пророка Давида — мир над ним? — ибо, по их утверждению, Давид совершал насилия и преступления и перенес священный храм из Набулуса в Элию, то есть в Иерусалим, и не прикасаются к другим людям, а когда [иноверцы] коснутся их, совершают омовение. Они не признают тех израильских пророков, которые были после Моисея.

Что же касается рукописи Торы, находящейся у евреев, на которую они полагаются, то жизнь сынов Адама, о коих в ней говорится, продолжалась со времени низвержения Адама из рая и до потопа, случившегося при Ное, 1656 лет. По списку, находящемуся у христиан, время, которое охватывает этот период, продолжалось 2242 года, а по самаритянскому списку это составляет 1307 лет.

Афиней 42 — а это один из летописцев — говорит, что от сотворения Адама до ночи той пятницы, когда начался потоп, прошло 2226 лет 23 дня и 4 часа Так рассказывает, с его слов, Ибн аль-Базиар 43 в «Книге соединений / 22 / [планет]». Это ближе к утверждению христиан, и мне кажется, что такая цифра основана на методах астрологов, определяющих приговоры звезд, ибо тут ясно чувствуется блуждание наобум и погоня за тонкостями.

Поскольку в этом вопросе существует такое расхождение, как мы списали, и нет способа отличить истинное от ложного с помощью умозаключений, то как же может хотеть ищущий [истины] узнать истину?

Многочисленностью списков и их различием отличается не только Тора; это относится также и к Евангелию. Евангелие существует у христиан в четырех списках 44, соединенных в одной книге Первый список — от Матфея, второй — от Марка, третий от Луки и четвертый — [33] от Иоанна. Каждый из этих [учеников Христа] составил свой извод в соответствии с тем, как [данный евангелист] проповедовал в своей стране.

То, что говорится в одном списке о качествах [Христа], о его словах, сказанных, по утверждению [евангелистов], в дни проповеди и во время распятия, часто расходится с тем, что есть в другом, вплоть до самой родословной [Христа], то есть родословной Иосифа, супруга Марии и воспитателя Мессии. Матфей говорит, что это Иосиф, сын Якова, сына Матфана, сына Елеазара, сына Елиуда, сына Ахима, сына Садока, сына Азора, сына Елиакима, сына Авиуда, сына Зоровавеля, сына Салафиеля, сына Иехонии, сына Иоссии. сына Амона, сына Манассии, сына Езекии, сына Ахаза, сына Иоафама, сына Озии, сына Иорама, сына Иосафата, сына Асы, сына Авии, сына Ровоама, сына Соломона, сына Давида, сына Иессея, сына Овида, сына Вооза, сына Салмона, сына Наассона, сына Аминадава, сына Арама, сына Есрома, сына Фареса, сына Иуды, сына Иакова, сына Исаака, сына Авраама — мир над ними.

Матфей начинает родословную с Авраама и спускается [дальше], вниз. Что же касается Луки, то он говорит, что Иосиф — сын Илии, сына Матфата, сына Левин, сына Мельхия. сына Иоанна, сына Иосифа, сына Маттафии, сына Амоса, сына Наума, сына Еслима, сына Наггея, сына Маафа, сына Маттафии, сына Семен, сына Иосифа, сына Иуды, сына Иоанна, сына Рисая, сына Зоровавеля, сына Салафиеля, сына Нирия, сына Малхия, сына Адия, сына Косама, сына Ельмодама, сына Иры, сына Иосифа, сына Елиезера, сына Иорима, сына Матфата, сына Левин, сына Симеона, сына Иуды, сына Иосифа, сына Исиама, сына Елиакима, сына Мелея, сына Маинана, сына Маттафая, сына Нафана, сына Давида.

Христиане оправдывают это расхождение и объясняют его, говоря, что Торой установлен такой обычай: если человек умирает и оставляет жену, от которой у него нет сыновей, то брат скончавшегося берет ее за себя, чтобы обеспечить [умершему] брату потомство. Дети, которые от него рождаются, возводят свой род по родословию — к умершему, а по рождению и по правде — к живому. [И вот], они говорят, что Иосиф был / 23 / возведен к двум отцам по этой причине: Илия был его отцом по родословию, а Яков — его отцом по рождению. Говорят, что когда Матфей составил родословную Иосифа по рождению, евреи стали его упрекать и сказали: «Это родословие неверно, так как оно взято не по происхождению», и Лука пошел им навстречу, и составил его родословную согласно с требованием еврейского обычая. Обе родословные доводят до Давида, а это и нужно, ибо о [34] Мессии было сказано, что он сын Давидов. До Мессии доводят только родословие Иосифа, а не родословие Марии, так как по закону израильтян всякий из них всегда берет жену из своего племени и колена, чтобы родословия не расходились, и обычай требует возводить происхождение только к мужчинам, а не к женщинам. Но поскольку Иосиф и Мария оба были из одного племени, то они обязательно должны были вместе дойти до одного и того же предела 45. А это и является целью при установлении родословной и упоминании ее.

У последователей Маркиона и Ибн Дайсана 46 есть — и у тех и у других — свое Евангелие, и каждое из них частью отличается от упомянутых Евангелий [христиан]. У приверженцев Мани 47 имеется особое Евангелие, все содержание которого, от начала до конца, противоречит учению христиан. [Манихеи] веруют по этому Евангелию и утверждают, что [только] их Евангелие правильно То, чего оно требует, [якобы] соответствует учению Мессии и тому, что он принес с собой, а другие Евангелия— ложные, и их последователи лгут на Мессию. Существует список Евангелия, который называется «Евангелием семидесяти». Он возводится к [некоему] Баламису, и в начале его сказано, что Селлям ибн Абд-Аллах ибн Селлям написал его со слов Сальмана аль-Фариси 48. Кто заглянет в это Евангелие, от того не скроется, что оно поддельное И христиане и нехристиане его не признают. Таким образом, среди Евангелий и пророческих книг не существует таких, на которые можно положиться.

Следующая эра — это эра великого потопа, при котором все всплыло [и утонуло] во времена Ноя — мир над ним! Относительно этой эры тоже существует такое разногласие, противоречие и неясность, что нельзя решительно установить о ней истину и нечего желать ухватить в этом правду.

[Причина этого] — в том, что мы говорили раньше относительно разногласий о промежутке времени между эрой Адама и потопом, и что мы [еще] скажем по поводу разногласий о периоде между потопом и эрой Александра. Евреи вывели из Торы, которая находится у них, и следующих за ней книг, что от потопа до Александра прошло две тысячи семьсот девяносто два года, а христиане, по своей Торе, определили этот срок в две тысячи девятьсот тридцать восемь лет.

Что же касается персов и большинства магов, то они совершенно отрицают потоп и говорят, что власть непрерывно принадлежала им со времени Гаюмарса/ 24 / -Гильшаха, которого они считают за первого человека. В отрицании потопа с персами сходятся индийцы и китайцы, а также некоторые [другие] восточные народы; часть персов признает потоп, но они описывают его иначе, чем он описан в книгах пророков, [35] Они говорят: нечто подобное произошло в Сирии и в Магрибе 49 во времена Тахмураса 50, но потоп не охватил весь населенный мир. При потопе утонули только немногие народы, потоп не перешел ущелья Хульвана 51, и не достиг стран Востока. Говорят, что жители Магриба, когда мудрецы предупредили их о потопе, возвели строения, подобные двум пирамидам, построенным в земле Египта, и сказали: «Если бедствие придет с неба, мы войдем в эти строения, а если оно придет с земли, мы поднимемся на них». Рассказывают, что следы воды от потопа и признаки действия волн видны до половины этих пирамид и не поднимаются выше. Повествуют также, что Иосиф — мир над ним! — превратил их в амбары, где складывалась пища и припасы для голодных лет.

Говорят, что когда до Тахмураса дошло предупреждение о потопе, а это случилось за 231 год до потопа, он приказал выбрать в своем царстве место со здоровым воздухом и землей. Люди не нашли места, более достойного такого названия, чем Исфахан. Тогда Тахмурас велел сохранить науки 52 и положить их в самое сохранное место. Это подтверждается тем, что в наше время в Джее, [около] города Исфахана, обнаружили холмы, в которых, когда их раскопали, нашли помещения, полные кип древесного лыка, называемого «туз», которым обтягивают луки и щиты. Лыко было исписано какими-то письменами, и никто не знал, что это за письмена и что именно начертано. Такая путаница в рассказах персов внушает слышащему сомнение и побуждает его верить тому, что написано в некоторых книгах, а именно, что первым человеком был не Гаюмарс, а Гамер, сын Яфета, сына Ноя. Это был вождь племени, проживший долгую жизнь. Он поселился на горе Дунбавенд 53 и властвовал там, пока не стало его дело великим, хотя люди [все еще] жили в обстоятельствах, напоминающих начало мира и первое время творения. Гамер и некоторые его потомки овладели [всеми] областями земли; в конце концов, он возгордился и назвал себя Адамом и сказал: «Всякому, кто будет именовать меня другим именем, я отрублю голову». Некоторые говорят, что Гамер — это Амим, сын Луда, сына Ирама, сына Сима, сына Ноя.

Что же касается звездочетов, то они исправили эти годы, считая от первого соединения Сатурна и Юпитера, на котором ученые из жителей Вавилона к Халдеи основали свои таблицы, так как потоп произошел в их краях. Ведь говорят, что Ной построил ковчег в Куфе 54, и что там же «вскипела [вода на] печи» 55, и что ковчег остановился на горе Джуди 56, которая находится недалеко от тех мест. Соединение Юпитера и Сатурна произошло за двести двадцать девять лет и сто восемь дней до потопа. Люди занимались этой цифрой и исправляли [36] [по ней] последующие [даты]. / 25 / Они нашли, что от потопа до начала царствования Набонассара первого прошло две тысячи шестьсот четыре года, а от Набонассара до Александра четыреста тридцать шесть лет. Это близко к тому, что следует из Торы христиан.

Эра потопа понадобилась Абу-Машару из Балха 57, чтобы установить в своем зидже среднее положение светил. Он утверждал, что потоп произошел при соединении светил в конце созвездия Рыб и в начале созвездия Овна, и вычислил их положение для этого времени. И оказалось, что все они [тогда] собрались между 27 градусом Рыб и концом первого градуса Овна. Абу-Машар утверждал, что от этого времени до начала эры Александра прошло две тысячи семьсот девяносто високосных лет, семь месяцев и двадцать шесть дней. Это [число] ближе к тому, что говорят христиане, хотя оно на 249 лет и три месяца меньше [количества], вычисленного звездочетами.

И вот когда Абу-Машар твердо установил этот итог при помощи разработанного им способа, и период, который звездочеты называют «циклом светил», оказался у него равным 360000 лет, — а начало его предшествует времени потопа на 180000 лет, — он решил, по своей глупости, что потоп бывает через каждые 180000 лет и что так будет и дальше. А этот человек, гордящийся своими мнениями, вычислял циклы, исходя только из движений светил, которые определены по наблюдениям персов. Они расходятся с циклами, к которым приводят наблюдения индийцев, известными под названием «циклов Синдхинда», и расходятся также с «днями Арджабхаза» и «днями Арканда» 58. Если бы кто-нибудь захотел вычислить циклы по наблюдениям Птолемея или по наблюдениям новейших исследователей, это несомненно ему бы удалось при помощи общеизвестных действий, как удалось это многим астрономам, например, Мухаммеду — сыну Исхака, сына Устада Бундада ас-Сарахси, [а также] Абу-ль-Вафа Мухаммеду ибн Мухаммеду— аль-Бузджани 59, и как делал я сам во многих своих книгах, в частности — в «Книге свидетельств о расхождениях астрономических наблюдений».

В каждом цикле планеты соединяются в первой части Овна и в начале [цикла] и при возвращении [на прежнее место], но только это происходит в различное время. Если [Абу-Машар] решил, что светила были сотворены в это время в первой части Овна, или что их соединение в этом [созвездии] означает начало или конец мира, то его утверждение совершенно лишено доказательств, хотя оно и находится в пределах возможного. Но такие суждения принимаются только при наличии ясных дово



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: