Географический указатель 25 глава




83 Прорыв немцев под Седаном имел место в мае 1940 г., в ходе операции «Гельб» против союзных войск во Франции. Когда 10 мая 1940 г. началось наступление немецких войск, союзники ожидали, что их главные силы будут продвигаться через Центральную Бельгию, как во время первой мировой войны, и выдвинуло туда крупные силы — 1-ю группу армий в составе 28 диви­зий; там же развертывались главные силы бельгийской армии. Немцы же выдвинули главную ударную группи­ровку (группа армий «А» ген. Рундштедта в составе 4-й, 12-й армий и танковой группы ген. фон Клейста) через считавшийся непроходимым для моторизованных войск горный район Арденнского Леса. Уже 12 мая тан-

ковые дивизии группы фон Клейста вышли к р. Маас в районе Седана, где оборонялись второочередные фран­цузские войска, значительно хуже вооруженные и обу­ченные, чем соединения 1-й группы армий в Бельгии. Подтягивать для прорыва артиллерию — значило поте­рять бесценное время, 13 мая немецкие пикирующие бомбардировщики провели мощную авиационную под­готовку против французских укреплений на западном берегу Мааса, и в ночь на 14 мая немцы форсировали Маас на трех направлениях. Рано утром 15 мая танко­вая группа фон Клейста продолжила наступление из района Седана на запад и к 20 мая достигла побережья Ла-Манша, отрезав 1-ю группу армий от главных сил. В последующем 1-я группа армий союзников была раз­громлена в Бельгии, частично эвакуировавшись через Дюнкерк в Англию. Прорыв у Седана произвел большое впечатление на верховное командование союзников. Поскольку он стал возможным вследствие господства в воздухе немецкой авиации, французы потребовали от англичан перебросить в Северную Францию истреби­тельную авиацию из метрополии. Но англичане уже не рассчитывали на своего союзника и предпочитали ис­пользовать авиацию истребительного командования для обороны самой Англии. Французы восприняли от­каз в помощи очень остро, и англичане предложили компромисс — выделить для боев в Северной Франции 9 эскадрилий истребителей, но «ввиду нехватки аэро­дромов» применять их «вахтовым методом», тремя ежедневными сменами по 3 эскадрильи. Конечно, за­метного воздействия на ход боев эти эскадрильи не ока­зали, а французы уверились, что англичане их преда­ют, и в верховном командовании Франции начали крепнуть капитулянтские тенденции. В чисто военном плане прорыв долговременной обороны у Седана, про­изведенный танковыми дивизиями без помощи пехоты и артиллерии с ходу, с форсированием реки в ночное время, с заменой артиллерийской подготовки авиаци­онной, достоин изучения и в настоящее время.

Г'Г

Р:^:1Й-j|*4«£*tii|;.

8/1 Норвежская кампания второй мировой войны была проведена 9 апреля — 10 июня 1940 г. Немцы пла­нировали захват Норвегии и Дании с целью развернуть фронт военно-морских и военно-воздушных баз против Англии и обезопасить подвоз стратегически важной для германской металлургии шведской железной руды из рудников Елливаре через Нарвик. Англо-французы планировали занять Норвегию для развертывания фронта против советских войск, ведущих войну с Фин­ляндией и ужесточения блокады Германии. Для прове­дения этой операции немцы выделили 8 дивизий и одну бригаду (позже была привлечена к операции еще одна дивизия, всего 140 тыс. человек) при поддержке глав­ных сил ВВС (около 1300 самолетов) и ВМС (2 линко­ра, 7 крейсеров, 22 эсминца и миноносца, 35 подводных лодок, большое количество транспортных судов). Руко­водил операцией ген. Фалькенхорст. Силы Дании и Норвегии не были отмобилизованы. Дания имела 5 ди­визий и малочисленный флот, Норвегия — 6 дивизий (15,5 тыс. человек), 4 корабля береговой обороны, 30 миноносцев, 9 подлодок и 190 самолетов. 9 апреля немецкие войска заняли практически без сопротивле­ния Данию и высадили серию воздушных и морских де­сантов в Норвегии. Сопротивление норвежцев было не­организованным, и немцы в первые же дни заняли все крупные города Норвегии, оттеснив разрозненные груп­пы норвежских войск в труднодоступные районы. Тем временем прибыли союзные войска и 14 апреля начали высадку в районе Нарвика, а 17 апреля в Ондальснесе и Намсусе. Но 20—25 апреля союзные войска потерпе­ли поражение в центральной Норвегии и были перебро­шены в район Нарвика. Дальнейшая борьба продолжа­лась в северной Норвегии. Немецкие войска в Нарвике оказались в тяжелом положении, но выстояли, а 5— 8 июня, в связи с разгромом союзных войск во Фран­ции, союзники эвакуировали свои войска. К 10 июня капитулировали последние сражавшиеся норвежские Части. В операции союзники потеряли около 6,6 тыс. че-

ловек убитыми и ранеными, немцы — 3692 убитыми и пропавшими без вести и 1604 ранеными. Немецкие ВВС потеряли 127 самолетов, союзники — 112. Значи­тельны были потери на море: у англо-французов — авианосец, 2 крейсера, 9 миноносцев и 6 подводных ло­док, у немцев — 3 крейсера, 10 эсминцев, 4 подводных лодки и более 10 малых кораблей, 2 линкора получили тяжелые повреждения. К концу операции у немцев в строю вообще остался 1 тяжелый крейсер, 2 легких и 4 эсминца. Германия захватила стратегический плац­дарм на севере Европы. Взаимодействие германских ВВС, ВМС и сухопутных войск в этой воздушно-сухо­путно-морской кампании в условиях несомненного гос­подства противника на море остается до настоящего момента чрезвычайно поучительным.

вз В составе экспедиционных сил Royal Air Force во Франции к началу немецкого наступления 10 мая 1940 г. имелось 5 эскадрилий легких разведчиков, 4 эс­кадрильи легких бомбардировщиков и 4 истребитель­ные эскадрильи. Кроме того, во Франции находились также передовые ударные силы RAF (не предназна­ченные для взаимодействия с сухопутными войска­ми) — 10 эскадрилий легких бомбардировщиков и 2 ис­требительные эскадрильи. 10—11 мая из Англии были переброшены еще 4 истребительные эскадрильи. Всего во Франции на 10 мая было 135 исправных бомбарди­ровщиков и около 70 исправных истребителей типа «Харрикейн». Для сравнения, в метрополии на тот мо­мент имелось в строю более 600 истребителей, а в ВВС Среднего Востока — около 100.

86 Советско-финская война проходила в период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. С началом этой войны правительства и общественное мнение Англии и Франции заняли резко враждебную позицию по отно­шению к СССР, считая его фактическим союзником Германии после подписания советско-германского пак­та о ненападении и торгового договора. В ходе войны военно-политическое руководство союзников выработа-

\t l' Г-

Примечания

-. '-.c,^". ' - "•"'•:•%

ло план нанесения удара по СССР с тем, чтобы сорвать поставки стратегических материалов Германии (объем которых на Западе сильно преувеличивался). С этой целью было решено сформировать две коалиции — скандинавскую (Швеция, Норвегия, Финляндия) и балканско-ближневосточную (Турция, Иран, Греция, Болгария, Югославия), ядром сил которых должны были стать англо-французские экспедиционные силы. Экспедиционный корпус для Финляндии должен был высадиться в Норвегии и пройти в Финляндию через территорию Швеции. Он был уже сформирован и готов к действиям, когда Финляндия капитулировала перед СССР, а менее чем через месяц германские войска выса­дились в Норвегии. Для борьбы с немецким вторжени­ем пришлось использовать войска экспедиционного корпуса. На Ближнем Востоке операции планирова­лось начать с воздушного наступления на нефтяной бассейн Баку и нефтеперегонные заводы Батуми. Во­всю шла подготовка операции (уже утвержденной выс­шим союзным командованием), велось сосредоточение авиационной группировки, была проведена заблаговре­менная воздушная разведка. Нанесение воздушных уда­ров планировалось на последнюю декаду июня 1940 г., но в мае немцы начали наступление на Западе, 17 июня Франция капитулировала и Великобритании сразу стало не до авантюр в Советском Закавказье.

87 Квислинг Видкун (1887—1945), норвежский поли­тический деятель. В 1931 — 1933 гг. военный министр. В 1933 г. организовал нацистскую партию «Националь­ное единство». Во время захвата Норвегии немцами способствовал их действиям. С февраля 1942 г. пре­мьер-министр правительства Норвегии. После войны осужден норвежским судом и расстрелян. По некото­рым сведениям, был также агентом советской военной разведки.

88 К началу Норвежской кампании Германия имела всего 2280 бомбардировщиков и штурмовиков, 1650 ис­требителей (соответственно боеготовых 1230 и 1100).

Для участия в кампании немцы выделили 1125 самоле­тов (из них 1008 боеготовых), в том числе 360 бомбар­дировщиков, 102 истребителя и 597 транспортных са­молетов в составе 10-го авиационного корпуса. Союз­ники имели в первой линии 1750 истребителей и 760 бомбардировщиков (в том числе боеготовых соот­ветственно 1060 и около 500), но вначале вообще не пла­нировали использовать в Норвегии авиацию, рассчи­тывая в случае необходимости послать к норвежскому побережью авианосцы (но и авианосцы в состав флота вторжения по плану не были включены). ВВС Норвегии имели 180 самолетов; большей частью устарелых типов. К 11 апреля (третий день кампании) в строю у норвеж­цев осталось 18—20 боевых самолетов, к 8 мая — 7. Практически они занимались только тактической воз­душной разведкой. Англичане, встретившись с проти­водействием в воздухе, привлекли к авиационной под­держке базирующиеся в Англии силы бомбардировоч­ного командования (18 бомбардировочных эскадри­лий — до 200 бомбардировщиков, совершивших всего 930 боевых вылетов за всю кампанию), часть сил бере­гового командования (действовали против морских це­лей, потопили 6 судов и повредили 14) и авианосцы «Фьюриэс», а также прибывшие со Средиземного моря «Глориэс» и «Арк Ройял» (всего 9 эскадрилий авианос­ной авиации — около 100 боевых самолетов). Только 22 апреля англичане перебросили непосредственно в Норвегию истребительную эскадрилью, вооруженную устарелыми бипланами «Гладиатор» (18 машин), но эта эскадрилья потеряла все машины уже к 28 апреля. Завоевание господства в небе Норвегии немцы осуще­ствили не столько за счет превосходства в силах, сколько за счет более гибких действий своей авиации и обеспечения ей базирования непосредственно в районе боевых действий за счет захвата норвежских аэродро­мов сухопутными и воздушно-десантными войсками. В чем у немцев было бесспорное превосходство, так это в транспортной авиации. В то время, как союзники

 

практически не использовали в Норвегии транспортных самолетов, транспортные самолеты люфтваффе за пери­од кампании совершили 3018 вылетов и перебросили по воздуху 29 280 человек, 2376 т грузов и 1178 т топлива.

sy 9 апреля 1940 г. в прилегающий к Нарвику Уфут-фьорд вошла группа из 10 немецких эсминцев, сопро­вождающая десантный отряд с 2000 солдат на борту (группой командовал коммодор Бонте). Германские эс­минцы были встречены норвежскими кораблями бере­говой обороны «Эйдсвольд» и «Норге», которые были быстро потоплены немцами. После этого началась вы­садка десанта, и норвежский гарнизон Нарвика капиту­лировал. В районе Нарвика находилась британская ко­рабельная ударная группа во главе с линейным крейсе­ром «Ринаун» (адм. Уантворт). Получив смутные и не­определенные известия о появлении в Нарвике немцев, он направил 10 апреля в Уфут-фьорд на разведку фло­тилию эсминцев (кэптен Уорбертон-Ли) — 5 кораблей.

8 сильный снегопад и при видимости не больше 2 ка­бельтов англичане внезапно атаковали немецкие кораб­ли, потопили 2 германских эсминца и 3 повредили, а за­тем потопили 8 германских транспортных судов, но на отходе были контратакованы немцами и в свою очередь потеряли 2 эсминца, еще один был поврежден. Германс­кие эсминцы должны были покинуть район Нарвика, но англичане перехватили в море танкер с топливом для них и им пришлось остаться на месте. 13 апреля в Уфут-фьорд вошли британский линкор «Уорспайт» и

9 эсминцев и потопили все немецкие боевые корабли и суда близ Нарвика.

90 Эль-Аламейн — железнодорожная станция на по­бережье Средиземного моря в 80 км от Александрии, в районе которой летом и осенью 1942 г. разыгрались крупные сражения Африканской кампании, решив­шие судьбу двухлетней борьбы за Египет и Суэцкий канал. Первое сражение между итало-германской Африканской армией и 8-й британской армией про­изошло 1—5 июля 1942 г. Нанеся поражение 8-й армии

Примечания

в Киренаике, командующий Африканской армией ген. Роммель рассчитывал одним броском захватить Алек­сандрию. Но командующий 8-й армией ген. Окинлек сумел быстро реорганизовать свои потрепанные войска (около 100 тыс. человек и 120 танков) и занял оборони­тельный рубеж у Эль-Аламейна. В составе его армии было 5 пехотных и 2 бронетанковые дивизии. Роммель имел 3 танковые дивизии (2 немецкие и итальянская), 2 мотопехотные (1 из них итальянская), немецкую мо­топехотную бригаду и 4 итальянские пехотные диви­зии. При таком солидном количестве соединений у него оставалось в строю после тяжелых боев в Киренаике всего 55 исправных танков и около 8 тыс. пехотинцев. Роммель полагал, что англичане продолжают отход и рассчитывал прорвать их оборонительные рубежи с ходу и без подготовки, но просчитался. Все атаки нем­цев были отбиты и, когда в Африканской армии в строю осталось только 26 танков, они были вынужде­ны прекратить наступление и начать подготовку к сле­дующему сражению. Англичане потеряли в сражении около 13 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, немцы — примерно столько же. Второе сражение, более известное как сражение при Алам-эль-Хальфа, разыг­ралось 30 августа — 5 сентября 1942 г.

Третье сражение произошло 23 октября — 5 ноября 1942 г. На этот раз наступление начала английская 8-я армия под командованием ген. Монтгомери после тща­тельной подготовки. В ее составе было до 200 тыс. че­ловек, 1100 танков, в воздухе она имела абсолютное пре­восходство. В распоряжении Роммеля имелось 96 тыс. человек и около 500 танков. В течение 5 дней англичане вели массированные атаки, но так и не смогли про­рвать немецко-итальянскую оборону. Но в ходе второго наступления, 30—31 октября, оборона Африканской ар­мии была прорвана, и Роммель начал отводить войска. 3 ноября Гитлер приказал Ром мелю удерживать пози­ции любой ценой, но 5 ноября Африканская армия во­зобновила отход и уже не останавливалась до самой ту-

30 Глобальная стратегия

Примечания

нисской границы (2400 км). Немцы п итальянцы поте­ряли в сражении и во время отхода 2300 убитыми, 5500 ранеными п 30 тыс. пленными (Роммель был вы­нужден оставить без транспорта итальянские пехотные дивизии, и они сдались и плен). Англичане необычайно гиперболизируют значение победы под Эль-Аламей-ном, изображая ее как поворотный пункт не только вой­ны в Африке, но п веси мировой войны вообще. На са­мом деле, даже в Африке исход военных действий был решен высадкой союзников в Марокко п Алжире (опе­рация «Торч»).

91 Битва за Атлантику — борьба CILIA п Великобри­тании с Германией за коммуникации в Атлантическом океане п примыкающих к нему морях в ходе второй ми­ровой войны. Название пустил в оборот У. Черчилль после того, как с марта 1941 г. резко повысились потери британского торгового флота. Немцы просто повтори­ли план стратегической блокады Великобритании вре­мен первой мировой войны, правда с большим разма­хом, но, в отличие от первой мировой войны, средства обороны были значительно сильнее и Соединенные Штаты практически сразу вступили в эти действия. Обычно битву за Атлантику делят на три периода. В первом (сентябрь 1939— июнь 1941 гг.) на атланти­ческом ТВД действовали небольшие силы, но атаки не­многих немецких подлодок были эффективными из-за слабости ПЛО на театре. Кроме подлодок немцы широ­ко применяли боевые корабли-рейдеры, постановку мин и авиацию. Всего в этом периоде было потоплено 7,6 млн. т водоизмещения транспортных и боевых ко­раблей, в том числе подлодки — 53,4% тоннажа, авиа­ция — 18,7%, надводные корабли — 12%, мины — 11,8%. Немцы потеряли 43 подводные лодки.

Второй период (июль 1941 — март 1943 гг.) характе­ризуется наращиванием усилии ПЛО союзников за счет непосредственного вступления в боевые действия Атлантического флота США и мощной американской судостроительной промышленности. Уже к концу

1941 г. против 100—130 немецких подводных лодок, на­ходившихся в океане, действовали около 3 тыс. кораб­лей и 2700 самолетов союзников. Но особенно напря­женным был 1942 г., в продолжение которого немцы по­топили 7—8 млн. т тоннажа. В этот период относитель­ная эффективность действий немецких подводных ло­док (потерянный тоннаж на одну лодку) снизилась в 3—4 раза. Все же союзники и нейтралы потеряли тон­наж в 10 млн. т, из них около 80% от действий подвод­ных лодок. Немцы потеряли 155 подводных лодок.

Третий период (апрель 1943 — май 1945 г.) характе­ризовался снижением эффективности действий герман­ского флота и ростом эффективности союзной ПЛО. В этом периоде Германия потопила всего 3 млн. т тон­нажа (в том числе 73% действиями подводных лодок), но при этом потеряла свыше 600 подводных лодок — бо­лее 19 лодок в месяц в среднем, в то время как в первый период среднемесячные потери составляли менее 2 ло­док. В целом за войну потери судов союзных и нейт­ральных стран от действий германских ВМС состави­ли около 21 млн. т водоизмещения, в том числе от дей­ствий подводных лодок — 68,1%, авиации — 13,4%, над­водных кораблей — 7,2% и от мин — 6,5%. При всем раз­махе потерь следует отметить, что «кризис тоннажа» в Англии (превышение числа потопленного тоннажа над вновь вводимым в строй), в отличие от первой мировой войны, имел место только в 1941 — 1942 гг.

Береговое командование британских королевских ВВС играло активную роль в битве за Атлантику. Не­смотря на то, что эффективную систему взаимодей­ствия с ВВС США на этом театре военных действий так и не удалось создать, береговое командование ак­тивно действовало в восточных районах Северной Ат­лантики и в Бискайском заливе, который был зоной выхода и возвращение немецких подлодок с француз­ских баз в Атлантику. Кроме того, командование вело борьбу с надводными боевыми кораблями и прибреж­ными транспортными конвоями немцев, воздушную

30*

Примечания

разведку акватории и портов, метеорологическую раз­ведку, осуществляло функции спасения в океане. В примыкающих к Англии акваториях удалось создать довольно тесное взаимодействие с боевыми кораблями британского флота, другими командованиями британ­ских ВВС и даже переброшенными в Англию эскадри­льями авиации ВМФ США. До высадки в Нормандии силы берегового командования потопили 50 и повреди­ли 56 подводных лодок (всего в ходе битвы за Атланти­ку союзная авиация потопила 329 подводных лодок противника), кроме того, на их счету имеется 150 над­водных боевых кораблей и 193 торговых судна против­ника.

92 Подводная лодка XXI серии имела водоизмеще­ние 1600 т и дальность плавания в надводном положе­нии 11 150 миль при скорости 12 уз. Лодка могла про­ходить под водой 285 миль со скоростью 6 уз. Она не­сла 22 торпеды и имела экипаж 57 человек. Лодка типа XXIII серии предназначалась для действии в прибреж­ных водах, она имела водоизмещение всего 232 т, эки­паж 14 человек и 2 торпеды, под водой могла проходить до 175 миль со скоростью 4 уз. Гитлер, страдавший тех­ническим фетишизмом, надеялся, что использование этих двух новых типов подводных лодок позволить до­биться перелома в ходе подводной воины и организо­вать эффективную блокаду Англии, однако ограничен­ность ресурсов третьего peiixa и приоритеты Восточно­го фронта и ПВО Германии не дали возможности вы­полнить эти планы. Удалось построить за последний год войны 181 подводную лодку этих типов, но далеко не все они были даже введены в боевой состав из-за не­хватки подготовленных экипажей, и, конечно, никакого перелома и даже просто повышения эффективности действий подводного флота не обеспечили.

'" Верховное командование английской армии счи­тало, что развитие операций на Средиземном море в со­четании с русским наступлением приведет Германию к краху и без высадки войск во Франции. Подспудным

Примечания

мотивом такого мнения были тяжелые потерн, понесен­ные Англией за время войны и определенная усталость народа. Английское военно-политическое руководство считало, что потерн, которых потребуют военные дей­ствия во Франции, окажутся непосильны для страны. Тем самым роль Соединенных Штатов будет все более возрастать, и к концу войны Англия окажется в поло­жении, невыгодном для послевоенной конкуренции. Бу­дущее показало, что английские стратеги не ошиба­лись. Американцы, напротив, давили на англичан именно с целью подорвать послевоенные позиции Ве­ликобритании, в чем и преуспели.

!И Паттоп (Младший) Джордж Смит (1885—1945), американский генерал. Во время вторжения союзников во Французскую Северную Африку в 1942 г. командо­вал оперативной группой, захватившей Марокко, затем корпусом в Тунисе, 7-й американской армией во время кампании на Сицилии. Накануне высадки союзников в Нормандии в 1944 г. был назначен командующим 3-й американской армией, во главе которой и закончил вой­ну. После капитуляции Германии исполнял обязаннос­ти военного губернатора Баварии, затем командовал 15-й армией.

нг> Английские войска были направлены в Грецию по просьбе греческого правительства после того, как в феврале 1940 г. возникла опасность германского втор­жения в Грецию. В это время шла Итало-греческая война, в ходе которой итальянские войска потерпели поражение, и Гитлер принял решение помочь своему союзнику. 7 марта началась высадка английских войск, перебрасываемых из Египта, в портах Северной Греции. Экспедиционным корпусом командовал ген. Вильсон, в его составе были 3 пехотные дивизии, пе­хотная и бронетанковая бригады. Британские войска заняли позиции на р. Вардар между Эгейским морем и югославской границей. Тем временем в Югославии ра­зыгрывались роковые события. 24 марта Югославия присоединилась к гитлеровской коалиции, 27 марта в

Примечания

ней произошел антигерманский государственный пе­реворот. Гитлер принял решение разгромить Югосла­вию и 6 апреля началось вторжение в эту страну и од­новременно в Грецию. Английские и греческие войска были быстро сбиты с линии Вардара и начали отхо­дить к Фермопильскому проходу. 21 апреля капитули­ровали греческие войска в Эпире, и английское воен­но-политическое руководство приняло решение эваку­ировать войска из Греции. Основные силы были эва­куированы 26—28 апреля. Из высаженных в Греции 57 660 английских солдат удалось вывезти около 43 тыс., оставив все тяжелое вооружение и технику. Это было повторение Дюнкеркской катастрофы в меньших мас­штабах.

Крит был занят британскими войсками еще 1 нояб­ря 1940 г., затем на него были эвакуированы войска из Греции. Английский гарнизон Крита насчитывал 27 550 человек. Авиация с острова была отправлена в Египет. Для поддержки были сосредоточены главные силы британского Средиземноморского флота — 4 лин­кора, авианосец, 9 крейсеров и более 20 эсминцев. Нем­цы после захвата Греции подготовили операцию «Мер­курий» по овладению островом. Для операции выдели­ли 8-й и 11-й авиационные корпуса (433 бомбардиров­щика, 233 истребителя, 500 транспортных, 50 разведы­вательных самолетов, 73 грузовых планера), 7-ю и воз­душно-десантную и 5-ю горнострелковую дивизии (око­ло 22 тыс. чел.), а также 70 вспомогательных судов. Ут­ром 20 мая 1941 г. после массированных ударов с возду­ха немцы начали высадку воздушных десантов и к кон­цу 21 мая завершили переброску войск на Крит по воз­духу. Одновременно немцы пытались высадить мор­ские десанты, но они были перехвачены и разгромлены британскими кораблями. 2 мая британский флот, часть кораблей которого была потоплена германской авиаци­ей, покинул район Крита. В ночь на 29 мая началась эвакуация английских войск с острова и до 1 июня было эвакуировано около 18 тыс. человек. Всего в боях

Примечания

за Крит немцы потеряли около 4 тыс. убитыми, 2,1 тыс. ранеными, 220 самолетов, в т. ч. 119 транспортных. По­тери англичан составили около 15 тыс., из них до 1750 убитыми. Были потоплены 3 британских крейсера и 6 эсминцев, повреждения получили авианосец, 3 линко­ра, 6 крейсеров и 7 миноносцев; греческий флот потерял броненосец, 12 эсминцев, 10 торпедных катеров, до 75% торгового флота и 15 тыс. убитыми, ранеными и плен­ными. Критская воздушно-наземная операция в усло­виях полного господства противника на море явилась новым словом в военном искусстве. В то же время серь­езные потери в личном составе и военно-транспортной авиации повлияли на отказ германского военно-поли­тического руководства от воздушно-десантных опера­ций в будущем.

9В Алам-эль-Хальфа — горный хребет в тылу британ­ского оборонительного рубежа у Эль-Аламейна (см. прим. 90). 31 августа 1942 г. командующий итало-гер­манской Африканской армией ген. Роммель предпри­нял вторую попытку прорыва этого рубежа. К этому времени Роммель имел в строю 472 танка против 700 английских, но англичане имели превосходство в воздухе. Удар наносили 2 германские и итальянская танковые дивизии в обход слабо прикрытого левого фланга английской 8-п армии. Англичане к этому време­ни подготовили глубокие и сложные системы минных полей, подтянули многочисленную артиллерию и с ис­пользованием массированных ударов авиации останови­ли наступление Роммеля в четырехдневном сражении на рубеже хребта Алам-эль-Хальфа. Убедившись в не­успехе маневра, Роммель отвел войска ударной группи­ровки на исходные позиции. Англичане потеряли в этом сражении 1750 человек, немцы примерно столько же.

97 Но не следует также забывать, что национальная стратегия суверенного государства никогда не может со­впадать с союзной стратегией полностью или хотя бы в подавляющем объеме. Непременно существуют какие-то разногласия, и именно это является базой известно-

Примечания

 

го положения о том, что потенциал коалиции меньше арифметической суммы потенциалов входящих в нее государств. Размер этого расхождения зависит от целей и структуры союза.

98 В данном случае автор (достаточно завуалирован­но и вопреки своим многократным декларациям о под­чинении национальной стратегии союзной) признает, что внешняя политика и, соответственно, стратегия яв­ляются производными от внутренней политики.

!)!) Применение термина «машина» в сущности ста­новится признанием объективного характера стратегии. Автор, несомненно, находится в плену либерально-иде­алистической модели мышления, согласно которой все исторические факты являются последствием чьей-ни­будь доброй или злой волн, но, как специалист, он — осознанно или нет — выходит на понимание детерми­нированности стратегических концепций долговремен­ными ситуативными факторами.

10(1 Предвидение автора сбылось. К настоящему вре­мени Министерство обороны Великобритании сконцен­трировало в своем ведении все внешне- и внутриполи­тические вопросы, ранее подведомственные министер­ствам видов вооруженных сил.

101 Иначе говоря, разрабатывает проект оборонного (не только военного!) бюджета.

102 Нетрудно видеть, что функции Комитета минист­ров вооруженных сил (КМВС) и Комитета начальников штабов (КНШ) разделены самым искусственным обра­зом: на КНШ лежит планирование, на КМВС — осуще­ствление планов; иначе говоря, КНШ оказывается кон­сультативным комитетом при КМВС. Но при этом КНШ подчинен не КМВС, и даже не министру оборо­ны, а непосредственно Комитету обороны. Громоздкая и неэкономичная структура, имеющая смысл только при наличии значительного времени на работу. Эта систе­ма явно была наследием островного положения Вели­кобритании, защищавшего ее от «блицкригов», и вряд ли пригодна для Центральной и Восточной Европы.

Примечания

103 Все эти комитеты являются аналогами управле­ний и отделов единого Генерального штаба. Их эффек­тивность достаточно точно можно оценить по срокам разработок союзниками крупнейших операций второй мировой войны. В едином Генштабе, исполняющем еди­ную волю политического руководства (чего нет, напри­мер, в современном Генеральном штабе ВС РФ) долгие месяцы обсуждений и согласований, характерные для западной модели, выпадают и тем самым управление становится мобильным и упреждающим. Иначе говоря, единый Генштаб по сравнению с западной моделью уп­равления сохраняет в своих руках стратегическую ини­циативу (разумеется, мы говорим о реально, а не номи­нально едином Генштабе).

10/1 Положение об отражении в системе управления основ национального характера бесспорно. Продолжая эту мысль автора, укажем на низкую эффективность учреждений, заимствуемых в других странах, тем более резко отличающихся по менталитету и геополитическо­му положению.

юз это в высшей степени странное для российского читателя утверждение (трудно себе представить орга­низацию, менее эффективную, чем российский/совет­ский ВМФ) объясняется жизненной важностью ВМС для стратегии Великобритании. В мирное время бри­танский флот выступал как катализатор неэффектив­ной и разорительной гонки военно-морских вооружений континентальных держав (а в XVII—XVIII вв. вел бое­вые действия против их морской торговли, не смуща­ясь отсутствием состояния войны), в военное — осуще­ствлял эффективную защиту страны. Исторические ус­ловия сложились так, что ни разу эта защита не была преодолена, а главное для национального сознания — конечный результат.

|0(;Автор сводит свой анализ работы министерств вооруженных сил к соотношению роли и функций во­еннослужащих и гражданских служащих и тем неволь­но выдает, что и в западной модели это является боль-

 

Примечания

]|

Примечания

ным вопросом. Иначе, конечно, и быть не может, по­скольку любая работа лучше всего выполняется специ­алистами, имеющими достаточно ясное понимание о месте своих функций во всем процессе деятельности организации. В этом плане гражданские служащие не могут равняться с военными специалистами и полно­ценно заменяют их только на рабочих местах, не требу­ющих принятия решений, основанных на анализе усло­вий функционирования вооруженных сил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: