83 Прорыв немцев под Седаном имел место в мае 1940 г., в ходе операции «Гельб» против союзных войск во Франции. Когда 10 мая 1940 г. началось наступление немецких войск, союзники ожидали, что их главные силы будут продвигаться через Центральную Бельгию, как во время первой мировой войны, и выдвинуло туда крупные силы — 1-ю группу армий в составе 28 дивизий; там же развертывались главные силы бельгийской армии. Немцы же выдвинули главную ударную группировку (группа армий «А» ген. Рундштедта в составе 4-й, 12-й армий и танковой группы ген. фон Клейста) через считавшийся непроходимым для моторизованных войск горный район Арденнского Леса. Уже 12 мая тан-
ковые дивизии группы фон Клейста вышли к р. Маас в районе Седана, где оборонялись второочередные французские войска, значительно хуже вооруженные и обученные, чем соединения 1-й группы армий в Бельгии. Подтягивать для прорыва артиллерию — значило потерять бесценное время, 13 мая немецкие пикирующие бомбардировщики провели мощную авиационную подготовку против французских укреплений на западном берегу Мааса, и в ночь на 14 мая немцы форсировали Маас на трех направлениях. Рано утром 15 мая танковая группа фон Клейста продолжила наступление из района Седана на запад и к 20 мая достигла побережья Ла-Манша, отрезав 1-ю группу армий от главных сил. В последующем 1-я группа армий союзников была разгромлена в Бельгии, частично эвакуировавшись через Дюнкерк в Англию. Прорыв у Седана произвел большое впечатление на верховное командование союзников. Поскольку он стал возможным вследствие господства в воздухе немецкой авиации, французы потребовали от англичан перебросить в Северную Францию истребительную авиацию из метрополии. Но англичане уже не рассчитывали на своего союзника и предпочитали использовать авиацию истребительного командования для обороны самой Англии. Французы восприняли отказ в помощи очень остро, и англичане предложили компромисс — выделить для боев в Северной Франции 9 эскадрилий истребителей, но «ввиду нехватки аэродромов» применять их «вахтовым методом», тремя ежедневными сменами по 3 эскадрильи. Конечно, заметного воздействия на ход боев эти эскадрильи не оказали, а французы уверились, что англичане их предают, и в верховном командовании Франции начали крепнуть капитулянтские тенденции. В чисто военном плане прорыв долговременной обороны у Седана, произведенный танковыми дивизиями без помощи пехоты и артиллерии с ходу, с форсированием реки в ночное время, с заменой артиллерийской подготовки авиационной, достоин изучения и в настоящее время.
|
Г'Г
Р:^:1Й-j|*4«£*tii|;.
8/1 Норвежская кампания второй мировой войны была проведена 9 апреля — 10 июня 1940 г. Немцы планировали захват Норвегии и Дании с целью развернуть фронт военно-морских и военно-воздушных баз против Англии и обезопасить подвоз стратегически важной для германской металлургии шведской железной руды из рудников Елливаре через Нарвик. Англо-французы планировали занять Норвегию для развертывания фронта против советских войск, ведущих войну с Финляндией и ужесточения блокады Германии. Для проведения этой операции немцы выделили 8 дивизий и одну бригаду (позже была привлечена к операции еще одна дивизия, всего 140 тыс. человек) при поддержке главных сил ВВС (около 1300 самолетов) и ВМС (2 линкора, 7 крейсеров, 22 эсминца и миноносца, 35 подводных лодок, большое количество транспортных судов). Руководил операцией ген. Фалькенхорст. Силы Дании и Норвегии не были отмобилизованы. Дания имела 5 дивизий и малочисленный флот, Норвегия — 6 дивизий (15,5 тыс. человек), 4 корабля береговой обороны, 30 миноносцев, 9 подлодок и 190 самолетов. 9 апреля немецкие войска заняли практически без сопротивления Данию и высадили серию воздушных и морских десантов в Норвегии. Сопротивление норвежцев было неорганизованным, и немцы в первые же дни заняли все крупные города Норвегии, оттеснив разрозненные группы норвежских войск в труднодоступные районы. Тем временем прибыли союзные войска и 14 апреля начали высадку в районе Нарвика, а 17 апреля в Ондальснесе и Намсусе. Но 20—25 апреля союзные войска потерпели поражение в центральной Норвегии и были переброшены в район Нарвика. Дальнейшая борьба продолжалась в северной Норвегии. Немецкие войска в Нарвике оказались в тяжелом положении, но выстояли, а 5— 8 июня, в связи с разгромом союзных войск во Франции, союзники эвакуировали свои войска. К 10 июня капитулировали последние сражавшиеся норвежские Части. В операции союзники потеряли около 6,6 тыс. че-
|
ловек убитыми и ранеными, немцы — 3692 убитыми и пропавшими без вести и 1604 ранеными. Немецкие ВВС потеряли 127 самолетов, союзники — 112. Значительны были потери на море: у англо-французов — авианосец, 2 крейсера, 9 миноносцев и 6 подводных лодок, у немцев — 3 крейсера, 10 эсминцев, 4 подводных лодки и более 10 малых кораблей, 2 линкора получили тяжелые повреждения. К концу операции у немцев в строю вообще остался 1 тяжелый крейсер, 2 легких и 4 эсминца. Германия захватила стратегический плацдарм на севере Европы. Взаимодействие германских ВВС, ВМС и сухопутных войск в этой воздушно-сухопутно-морской кампании в условиях несомненного господства противника на море остается до настоящего момента чрезвычайно поучительным.
|
вз В составе экспедиционных сил Royal Air Force во Франции к началу немецкого наступления 10 мая 1940 г. имелось 5 эскадрилий легких разведчиков, 4 эскадрильи легких бомбардировщиков и 4 истребительные эскадрильи. Кроме того, во Франции находились также передовые ударные силы RAF (не предназначенные для взаимодействия с сухопутными войсками) — 10 эскадрилий легких бомбардировщиков и 2 истребительные эскадрильи. 10—11 мая из Англии были переброшены еще 4 истребительные эскадрильи. Всего во Франции на 10 мая было 135 исправных бомбардировщиков и около 70 исправных истребителей типа «Харрикейн». Для сравнения, в метрополии на тот момент имелось в строю более 600 истребителей, а в ВВС Среднего Востока — около 100.
86 Советско-финская война проходила в период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. С началом этой войны правительства и общественное мнение Англии и Франции заняли резко враждебную позицию по отношению к СССР, считая его фактическим союзником Германии после подписания советско-германского пакта о ненападении и торгового договора. В ходе войны военно-политическое руководство союзников выработа-
\t l' Г-
Примечания
-. '-.c,^". ' - "•"'•:•%
ло план нанесения удара по СССР с тем, чтобы сорвать поставки стратегических материалов Германии (объем которых на Западе сильно преувеличивался). С этой целью было решено сформировать две коалиции — скандинавскую (Швеция, Норвегия, Финляндия) и балканско-ближневосточную (Турция, Иран, Греция, Болгария, Югославия), ядром сил которых должны были стать англо-французские экспедиционные силы. Экспедиционный корпус для Финляндии должен был высадиться в Норвегии и пройти в Финляндию через территорию Швеции. Он был уже сформирован и готов к действиям, когда Финляндия капитулировала перед СССР, а менее чем через месяц германские войска высадились в Норвегии. Для борьбы с немецким вторжением пришлось использовать войска экспедиционного корпуса. На Ближнем Востоке операции планировалось начать с воздушного наступления на нефтяной бассейн Баку и нефтеперегонные заводы Батуми. Вовсю шла подготовка операции (уже утвержденной высшим союзным командованием), велось сосредоточение авиационной группировки, была проведена заблаговременная воздушная разведка. Нанесение воздушных ударов планировалось на последнюю декаду июня 1940 г., но в мае немцы начали наступление на Западе, 17 июня Франция капитулировала и Великобритании сразу стало не до авантюр в Советском Закавказье.
87 Квислинг Видкун (1887—1945), норвежский политический деятель. В 1931 — 1933 гг. военный министр. В 1933 г. организовал нацистскую партию «Национальное единство». Во время захвата Норвегии немцами способствовал их действиям. С февраля 1942 г. премьер-министр правительства Норвегии. После войны осужден норвежским судом и расстрелян. По некоторым сведениям, был также агентом советской военной разведки.
88 К началу Норвежской кампании Германия имела всего 2280 бомбардировщиков и штурмовиков, 1650 истребителей (соответственно боеготовых 1230 и 1100).
Для участия в кампании немцы выделили 1125 самолетов (из них 1008 боеготовых), в том числе 360 бомбардировщиков, 102 истребителя и 597 транспортных самолетов в составе 10-го авиационного корпуса. Союзники имели в первой линии 1750 истребителей и 760 бомбардировщиков (в том числе боеготовых соответственно 1060 и около 500), но вначале вообще не планировали использовать в Норвегии авиацию, рассчитывая в случае необходимости послать к норвежскому побережью авианосцы (но и авианосцы в состав флота вторжения по плану не были включены). ВВС Норвегии имели 180 самолетов; большей частью устарелых типов. К 11 апреля (третий день кампании) в строю у норвежцев осталось 18—20 боевых самолетов, к 8 мая — 7. Практически они занимались только тактической воздушной разведкой. Англичане, встретившись с противодействием в воздухе, привлекли к авиационной поддержке базирующиеся в Англии силы бомбардировочного командования (18 бомбардировочных эскадрилий — до 200 бомбардировщиков, совершивших всего 930 боевых вылетов за всю кампанию), часть сил берегового командования (действовали против морских целей, потопили 6 судов и повредили 14) и авианосцы «Фьюриэс», а также прибывшие со Средиземного моря «Глориэс» и «Арк Ройял» (всего 9 эскадрилий авианосной авиации — около 100 боевых самолетов). Только 22 апреля англичане перебросили непосредственно в Норвегию истребительную эскадрилью, вооруженную устарелыми бипланами «Гладиатор» (18 машин), но эта эскадрилья потеряла все машины уже к 28 апреля. Завоевание господства в небе Норвегии немцы осуществили не столько за счет превосходства в силах, сколько за счет более гибких действий своей авиации и обеспечения ей базирования непосредственно в районе боевых действий за счет захвата норвежских аэродромов сухопутными и воздушно-десантными войсками. В чем у немцев было бесспорное превосходство, так это в транспортной авиации. В то время, как союзники
практически не использовали в Норвегии транспортных самолетов, транспортные самолеты люфтваффе за период кампании совершили 3018 вылетов и перебросили по воздуху 29 280 человек, 2376 т грузов и 1178 т топлива.
sy 9 апреля 1940 г. в прилегающий к Нарвику Уфут-фьорд вошла группа из 10 немецких эсминцев, сопровождающая десантный отряд с 2000 солдат на борту (группой командовал коммодор Бонте). Германские эсминцы были встречены норвежскими кораблями береговой обороны «Эйдсвольд» и «Норге», которые были быстро потоплены немцами. После этого началась высадка десанта, и норвежский гарнизон Нарвика капитулировал. В районе Нарвика находилась британская корабельная ударная группа во главе с линейным крейсером «Ринаун» (адм. Уантворт). Получив смутные и неопределенные известия о появлении в Нарвике немцев, он направил 10 апреля в Уфут-фьорд на разведку флотилию эсминцев (кэптен Уорбертон-Ли) — 5 кораблей.
8 сильный снегопад и при видимости не больше 2 кабельтов англичане внезапно атаковали немецкие корабли, потопили 2 германских эсминца и 3 повредили, а затем потопили 8 германских транспортных судов, но на отходе были контратакованы немцами и в свою очередь потеряли 2 эсминца, еще один был поврежден. Германские эсминцы должны были покинуть район Нарвика, но англичане перехватили в море танкер с топливом для них и им пришлось остаться на месте. 13 апреля в Уфут-фьорд вошли британский линкор «Уорспайт» и
9 эсминцев и потопили все немецкие боевые корабли и суда близ Нарвика.
90 Эль-Аламейн — железнодорожная станция на побережье Средиземного моря в 80 км от Александрии, в районе которой летом и осенью 1942 г. разыгрались крупные сражения Африканской кампании, решившие судьбу двухлетней борьбы за Египет и Суэцкий канал. Первое сражение между итало-германской Африканской армией и 8-й британской армией произошло 1—5 июля 1942 г. Нанеся поражение 8-й армии
Примечания
в Киренаике, командующий Африканской армией ген. Роммель рассчитывал одним броском захватить Александрию. Но командующий 8-й армией ген. Окинлек сумел быстро реорганизовать свои потрепанные войска (около 100 тыс. человек и 120 танков) и занял оборонительный рубеж у Эль-Аламейна. В составе его армии было 5 пехотных и 2 бронетанковые дивизии. Роммель имел 3 танковые дивизии (2 немецкие и итальянская), 2 мотопехотные (1 из них итальянская), немецкую мотопехотную бригаду и 4 итальянские пехотные дивизии. При таком солидном количестве соединений у него оставалось в строю после тяжелых боев в Киренаике всего 55 исправных танков и около 8 тыс. пехотинцев. Роммель полагал, что англичане продолжают отход и рассчитывал прорвать их оборонительные рубежи с ходу и без подготовки, но просчитался. Все атаки немцев были отбиты и, когда в Африканской армии в строю осталось только 26 танков, они были вынуждены прекратить наступление и начать подготовку к следующему сражению. Англичане потеряли в сражении около 13 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, немцы — примерно столько же. Второе сражение, более известное как сражение при Алам-эль-Хальфа, разыгралось 30 августа — 5 сентября 1942 г.
Третье сражение произошло 23 октября — 5 ноября 1942 г. На этот раз наступление начала английская 8-я армия под командованием ген. Монтгомери после тщательной подготовки. В ее составе было до 200 тыс. человек, 1100 танков, в воздухе она имела абсолютное превосходство. В распоряжении Роммеля имелось 96 тыс. человек и около 500 танков. В течение 5 дней англичане вели массированные атаки, но так и не смогли прорвать немецко-итальянскую оборону. Но в ходе второго наступления, 30—31 октября, оборона Африканской армии была прорвана, и Роммель начал отводить войска. 3 ноября Гитлер приказал Ром мелю удерживать позиции любой ценой, но 5 ноября Африканская армия возобновила отход и уже не останавливалась до самой ту-
30 Глобальная стратегия
Примечания
нисской границы (2400 км). Немцы п итальянцы потеряли в сражении и во время отхода 2300 убитыми, 5500 ранеными п 30 тыс. пленными (Роммель был вынужден оставить без транспорта итальянские пехотные дивизии, и они сдались и плен). Англичане необычайно гиперболизируют значение победы под Эль-Аламей-ном, изображая ее как поворотный пункт не только войны в Африке, но п веси мировой войны вообще. На самом деле, даже в Африке исход военных действий был решен высадкой союзников в Марокко п Алжире (операция «Торч»).
91 Битва за Атлантику — борьба CILIA п Великобритании с Германией за коммуникации в Атлантическом океане п примыкающих к нему морях в ходе второй мировой войны. Название пустил в оборот У. Черчилль после того, как с марта 1941 г. резко повысились потери британского торгового флота. Немцы просто повторили план стратегической блокады Великобритании времен первой мировой войны, правда с большим размахом, но, в отличие от первой мировой войны, средства обороны были значительно сильнее и Соединенные Штаты практически сразу вступили в эти действия. Обычно битву за Атлантику делят на три периода. В первом (сентябрь 1939— июнь 1941 гг.) на атлантическом ТВД действовали небольшие силы, но атаки немногих немецких подлодок были эффективными из-за слабости ПЛО на театре. Кроме подлодок немцы широко применяли боевые корабли-рейдеры, постановку мин и авиацию. Всего в этом периоде было потоплено 7,6 млн. т водоизмещения транспортных и боевых кораблей, в том числе подлодки — 53,4% тоннажа, авиация — 18,7%, надводные корабли — 12%, мины — 11,8%. Немцы потеряли 43 подводные лодки.
Второй период (июль 1941 — март 1943 гг.) характеризуется наращиванием усилии ПЛО союзников за счет непосредственного вступления в боевые действия Атлантического флота США и мощной американской судостроительной промышленности. Уже к концу
1941 г. против 100—130 немецких подводных лодок, находившихся в океане, действовали около 3 тыс. кораблей и 2700 самолетов союзников. Но особенно напряженным был 1942 г., в продолжение которого немцы потопили 7—8 млн. т тоннажа. В этот период относительная эффективность действий немецких подводных лодок (потерянный тоннаж на одну лодку) снизилась в 3—4 раза. Все же союзники и нейтралы потеряли тоннаж в 10 млн. т, из них около 80% от действий подводных лодок. Немцы потеряли 155 подводных лодок.
Третий период (апрель 1943 — май 1945 г.) характеризовался снижением эффективности действий германского флота и ростом эффективности союзной ПЛО. В этом периоде Германия потопила всего 3 млн. т тоннажа (в том числе 73% действиями подводных лодок), но при этом потеряла свыше 600 подводных лодок — более 19 лодок в месяц в среднем, в то время как в первый период среднемесячные потери составляли менее 2 лодок. В целом за войну потери судов союзных и нейтральных стран от действий германских ВМС составили около 21 млн. т водоизмещения, в том числе от действий подводных лодок — 68,1%, авиации — 13,4%, надводных кораблей — 7,2% и от мин — 6,5%. При всем размахе потерь следует отметить, что «кризис тоннажа» в Англии (превышение числа потопленного тоннажа над вновь вводимым в строй), в отличие от первой мировой войны, имел место только в 1941 — 1942 гг.
Береговое командование британских королевских ВВС играло активную роль в битве за Атлантику. Несмотря на то, что эффективную систему взаимодействия с ВВС США на этом театре военных действий так и не удалось создать, береговое командование активно действовало в восточных районах Северной Атлантики и в Бискайском заливе, который был зоной выхода и возвращение немецких подлодок с французских баз в Атлантику. Кроме того, командование вело борьбу с надводными боевыми кораблями и прибрежными транспортными конвоями немцев, воздушную
30*
Примечания
разведку акватории и портов, метеорологическую разведку, осуществляло функции спасения в океане. В примыкающих к Англии акваториях удалось создать довольно тесное взаимодействие с боевыми кораблями британского флота, другими командованиями британских ВВС и даже переброшенными в Англию эскадрильями авиации ВМФ США. До высадки в Нормандии силы берегового командования потопили 50 и повредили 56 подводных лодок (всего в ходе битвы за Атлантику союзная авиация потопила 329 подводных лодок противника), кроме того, на их счету имеется 150 надводных боевых кораблей и 193 торговых судна противника.
92 Подводная лодка XXI серии имела водоизмещение 1600 т и дальность плавания в надводном положении 11 150 миль при скорости 12 уз. Лодка могла проходить под водой 285 миль со скоростью 6 уз. Она несла 22 торпеды и имела экипаж 57 человек. Лодка типа XXIII серии предназначалась для действии в прибрежных водах, она имела водоизмещение всего 232 т, экипаж 14 человек и 2 торпеды, под водой могла проходить до 175 миль со скоростью 4 уз. Гитлер, страдавший техническим фетишизмом, надеялся, что использование этих двух новых типов подводных лодок позволить добиться перелома в ходе подводной воины и организовать эффективную блокаду Англии, однако ограниченность ресурсов третьего peiixa и приоритеты Восточного фронта и ПВО Германии не дали возможности выполнить эти планы. Удалось построить за последний год войны 181 подводную лодку этих типов, но далеко не все они были даже введены в боевой состав из-за нехватки подготовленных экипажей, и, конечно, никакого перелома и даже просто повышения эффективности действий подводного флота не обеспечили.
'" Верховное командование английской армии считало, что развитие операций на Средиземном море в сочетании с русским наступлением приведет Германию к краху и без высадки войск во Франции. Подспудным
Примечания
мотивом такого мнения были тяжелые потерн, понесенные Англией за время войны и определенная усталость народа. Английское военно-политическое руководство считало, что потерн, которых потребуют военные действия во Франции, окажутся непосильны для страны. Тем самым роль Соединенных Штатов будет все более возрастать, и к концу войны Англия окажется в положении, невыгодном для послевоенной конкуренции. Будущее показало, что английские стратеги не ошибались. Американцы, напротив, давили на англичан именно с целью подорвать послевоенные позиции Великобритании, в чем и преуспели.
!И Паттоп (Младший) Джордж Смит (1885—1945), американский генерал. Во время вторжения союзников во Французскую Северную Африку в 1942 г. командовал оперативной группой, захватившей Марокко, затем корпусом в Тунисе, 7-й американской армией во время кампании на Сицилии. Накануне высадки союзников в Нормандии в 1944 г. был назначен командующим 3-й американской армией, во главе которой и закончил войну. После капитуляции Германии исполнял обязанности военного губернатора Баварии, затем командовал 15-й армией.
нг> Английские войска были направлены в Грецию по просьбе греческого правительства после того, как в феврале 1940 г. возникла опасность германского вторжения в Грецию. В это время шла Итало-греческая война, в ходе которой итальянские войска потерпели поражение, и Гитлер принял решение помочь своему союзнику. 7 марта началась высадка английских войск, перебрасываемых из Египта, в портах Северной Греции. Экспедиционным корпусом командовал ген. Вильсон, в его составе были 3 пехотные дивизии, пехотная и бронетанковая бригады. Британские войска заняли позиции на р. Вардар между Эгейским морем и югославской границей. Тем временем в Югославии разыгрывались роковые события. 24 марта Югославия присоединилась к гитлеровской коалиции, 27 марта в
Примечания
ней произошел антигерманский государственный переворот. Гитлер принял решение разгромить Югославию и 6 апреля началось вторжение в эту страну и одновременно в Грецию. Английские и греческие войска были быстро сбиты с линии Вардара и начали отходить к Фермопильскому проходу. 21 апреля капитулировали греческие войска в Эпире, и английское военно-политическое руководство приняло решение эвакуировать войска из Греции. Основные силы были эвакуированы 26—28 апреля. Из высаженных в Греции 57 660 английских солдат удалось вывезти около 43 тыс., оставив все тяжелое вооружение и технику. Это было повторение Дюнкеркской катастрофы в меньших масштабах.
Крит был занят британскими войсками еще 1 ноября 1940 г., затем на него были эвакуированы войска из Греции. Английский гарнизон Крита насчитывал 27 550 человек. Авиация с острова была отправлена в Египет. Для поддержки были сосредоточены главные силы британского Средиземноморского флота — 4 линкора, авианосец, 9 крейсеров и более 20 эсминцев. Немцы после захвата Греции подготовили операцию «Меркурий» по овладению островом. Для операции выделили 8-й и 11-й авиационные корпуса (433 бомбардировщика, 233 истребителя, 500 транспортных, 50 разведывательных самолетов, 73 грузовых планера), 7-ю и воздушно-десантную и 5-ю горнострелковую дивизии (около 22 тыс. чел.), а также 70 вспомогательных судов. Утром 20 мая 1941 г. после массированных ударов с воздуха немцы начали высадку воздушных десантов и к концу 21 мая завершили переброску войск на Крит по воздуху. Одновременно немцы пытались высадить морские десанты, но они были перехвачены и разгромлены британскими кораблями. 2 мая британский флот, часть кораблей которого была потоплена германской авиацией, покинул район Крита. В ночь на 29 мая началась эвакуация английских войск с острова и до 1 июня было эвакуировано около 18 тыс. человек. Всего в боях
Примечания
за Крит немцы потеряли около 4 тыс. убитыми, 2,1 тыс. ранеными, 220 самолетов, в т. ч. 119 транспортных. Потери англичан составили около 15 тыс., из них до 1750 убитыми. Были потоплены 3 британских крейсера и 6 эсминцев, повреждения получили авианосец, 3 линкора, 6 крейсеров и 7 миноносцев; греческий флот потерял броненосец, 12 эсминцев, 10 торпедных катеров, до 75% торгового флота и 15 тыс. убитыми, ранеными и пленными. Критская воздушно-наземная операция в условиях полного господства противника на море явилась новым словом в военном искусстве. В то же время серьезные потери в личном составе и военно-транспортной авиации повлияли на отказ германского военно-политического руководства от воздушно-десантных операций в будущем.
9В Алам-эль-Хальфа — горный хребет в тылу британского оборонительного рубежа у Эль-Аламейна (см. прим. 90). 31 августа 1942 г. командующий итало-германской Африканской армией ген. Роммель предпринял вторую попытку прорыва этого рубежа. К этому времени Роммель имел в строю 472 танка против 700 английских, но англичане имели превосходство в воздухе. Удар наносили 2 германские и итальянская танковые дивизии в обход слабо прикрытого левого фланга английской 8-п армии. Англичане к этому времени подготовили глубокие и сложные системы минных полей, подтянули многочисленную артиллерию и с использованием массированных ударов авиации остановили наступление Роммеля в четырехдневном сражении на рубеже хребта Алам-эль-Хальфа. Убедившись в неуспехе маневра, Роммель отвел войска ударной группировки на исходные позиции. Англичане потеряли в этом сражении 1750 человек, немцы примерно столько же.
97 Но не следует также забывать, что национальная стратегия суверенного государства никогда не может совпадать с союзной стратегией полностью или хотя бы в подавляющем объеме. Непременно существуют какие-то разногласия, и именно это является базой известно-
Примечания
го положения о том, что потенциал коалиции меньше арифметической суммы потенциалов входящих в нее государств. Размер этого расхождения зависит от целей и структуры союза.
98 В данном случае автор (достаточно завуалированно и вопреки своим многократным декларациям о подчинении национальной стратегии союзной) признает, что внешняя политика и, соответственно, стратегия являются производными от внутренней политики.
!)!) Применение термина «машина» в сущности становится признанием объективного характера стратегии. Автор, несомненно, находится в плену либерально-идеалистической модели мышления, согласно которой все исторические факты являются последствием чьей-нибудь доброй или злой волн, но, как специалист, он — осознанно или нет — выходит на понимание детерминированности стратегических концепций долговременными ситуативными факторами.
10(1 Предвидение автора сбылось. К настоящему времени Министерство обороны Великобритании сконцентрировало в своем ведении все внешне- и внутриполитические вопросы, ранее подведомственные министерствам видов вооруженных сил.
101 Иначе говоря, разрабатывает проект оборонного (не только военного!) бюджета.
102 Нетрудно видеть, что функции Комитета министров вооруженных сил (КМВС) и Комитета начальников штабов (КНШ) разделены самым искусственным образом: на КНШ лежит планирование, на КМВС — осуществление планов; иначе говоря, КНШ оказывается консультативным комитетом при КМВС. Но при этом КНШ подчинен не КМВС, и даже не министру обороны, а непосредственно Комитету обороны. Громоздкая и неэкономичная структура, имеющая смысл только при наличии значительного времени на работу. Эта система явно была наследием островного положения Великобритании, защищавшего ее от «блицкригов», и вряд ли пригодна для Центральной и Восточной Европы.
Примечания
103 Все эти комитеты являются аналогами управлений и отделов единого Генерального штаба. Их эффективность достаточно точно можно оценить по срокам разработок союзниками крупнейших операций второй мировой войны. В едином Генштабе, исполняющем единую волю политического руководства (чего нет, например, в современном Генеральном штабе ВС РФ) долгие месяцы обсуждений и согласований, характерные для западной модели, выпадают и тем самым управление становится мобильным и упреждающим. Иначе говоря, единый Генштаб по сравнению с западной моделью управления сохраняет в своих руках стратегическую инициативу (разумеется, мы говорим о реально, а не номинально едином Генштабе).
10/1 Положение об отражении в системе управления основ национального характера бесспорно. Продолжая эту мысль автора, укажем на низкую эффективность учреждений, заимствуемых в других странах, тем более резко отличающихся по менталитету и геополитическому положению.
юз это в высшей степени странное для российского читателя утверждение (трудно себе представить организацию, менее эффективную, чем российский/советский ВМФ) объясняется жизненной важностью ВМС для стратегии Великобритании. В мирное время британский флот выступал как катализатор неэффективной и разорительной гонки военно-морских вооружений континентальных держав (а в XVII—XVIII вв. вел боевые действия против их морской торговли, не смущаясь отсутствием состояния войны), в военное — осуществлял эффективную защиту страны. Исторические условия сложились так, что ни разу эта защита не была преодолена, а главное для национального сознания — конечный результат.
|0(;Автор сводит свой анализ работы министерств вооруженных сил к соотношению роли и функций военнослужащих и гражданских служащих и тем невольно выдает, что и в западной модели это является боль-
Примечания
]|
Примечания
ным вопросом. Иначе, конечно, и быть не может, поскольку любая работа лучше всего выполняется специалистами, имеющими достаточно ясное понимание о месте своих функций во всем процессе деятельности организации. В этом плане гражданские служащие не могут равняться с военными специалистами и полноценно заменяют их только на рабочих местах, не требующих принятия решений, основанных на анализе условий функционирования вооруженных сил.