Географический указатель 19 глава




циальной разведки, стратегия будет определяться дальностью полета ракеты и точностью ее наведе­ния, в конечном счете она сведется к выбору место­положения, площадок для запуска ракет и опреде­лению величины запасов этих ракет. Очевидно, важную роль будут играть корабли-ракетоносцы, по крайней мере до тех пор, пока не появятся ракеты требуемой дальности действия. Когда удастся раз­работать средства ПВО для успешной борьбы с бал­листическими ракетами, дополнительными факто­рами стратегии станут выбор направления, в кото­ром будет нанесен удар, и района запуска ракет с минимального удаления от объекта. Как и в отно­шении оборонительных управляемых снарядов, са­мой сложной проблемой стратегии боевого ис­пользования баллистических ракет является улуч­шение характеристик этого вида оружия. Было бы слишком поздно, если бы о наличии у противника превосходящих боевых средств нам стало известно лишь с началом военных действий.

По-видимому, с появлением новых видов ору­жия выполнение военно-воздушными силами вспомогательных задач во многих отношениях ос­ложнится. Боевые средства, которые являются наиболее подходящими для выполнения основной задачи тотальной войны, становятся все менее под­ходящими для холодной и локальной войн: в этих видах войн подлинная мощь современной авиации не может быть применена. С появлением новых ви­дов оружия оказание воздушной поддержки флоту и армии становится все более сложным делом: атомные бомбардировщики, баллистические раке­ты и истребители с более высокими характеристи­ками, несомненно, не являются такими же подхо­дящими средствами оказания воздушной поддерж-

23 Глобальная стратегия

-.**•

 

Глава XIII

ки, какими оыли прежние виды авиационного ору­жия. В случае применения атомных бомб в такти­ческих целях мощь авиационной поддержки значи­тельно увеличится. Больше того, современные виды оружия будут играть решающую роль при за­воевании превосходства в воздухе, которое ока­жется решающим фактором локальной войны, осо­бенно при оказании воздушной поддержки. Вспо­могательной задачей военно-воздушных сил, значе­ние которых все возрастает, разумеется, являются воздушные перевозки.

Важно, чтобы второстепенные задачи военно-воздушных сил были пересмотрены в свете совре­менных условий с целью определить, какие из них (если таковые найдутся) можно возложить на два других вида вооруженных сил. Необходимо очень внимательно рассмотреть вопрос о том, в каких масштабах военно-воздушные силы должны выпол­нять вспомогательные задачи с помощью собствен­ных сил и средств, и в каких масштабах это должны делать армия и флот с помощью своих средств. В современных условиях было бы неэкономично для флота обеспечивать авиационную поддержку с помощью собственных самолетов берегового бази­рования, а для армии — обеспечивать авиационную поддержку собственными силами, но это суще­ственно важные потребности обоих названных ви­дов вооруженных сил, и поэтому они каким-то об­разом должны быть удовлетворены. В предыдущей главе уже упоминалось о новых взаимоотношениях между флотом и военно-воздушными силами.

Найти правильное соотношение между отдель­ными компонентами наших военно-воздушных сил в современных условиях важнее и труднее, чем когда-либо ранее, по той причине, что всякий гру-

Воэдушнан стратегия

бык просчет, если он обнаружится уже в ходе вой­ны, вызовет теперь более серьезные последствия, чем прежде, вследствие высоких темпов развития современной науки и удивительно быстрого техни­ческого прогресса, а также вследствие международ­ной напряженности и больших затрат, связанных с перевооружением. В настоящее время особенно важно определить соотношение между бомбарди­ровщиками и баллистическими ракетами в составе главных ударных сил, между истребителями и уп­равляемыми снарядами в системе противовоздуш­ной обороны и, наконец, между этими различными видами оружия при выполнении вспомогательных задач. Разрешение этих проблем в соответствии с нуждами стратегии того или иного государства не будет одинаковым у каждой великой державы. В частности, перед Британским Содружеством на­ций в целом стоит своя и вполне определенная про­блема — примирить нужды заокеанских членов Содружества с нуждами Соединенного Королев­ства и его обязательствами в Западной Европе.

Еще слишком рано определять степень важнос­ти бомбардировщика и баллистической ракеты, так как многое будет зависеть от технического про­гресса. По всей вероятности, в системе противо­воздушной обороны в будущем оборонительные уп­равляемые снаряды класса «земля — воздух» будут играть главную роль на ближних подступах к жиз­ненно важным центрам, а истребитель, дополнен­ный управляемым снарядом дальнего действия, — на дальних. Больше того, новые виды оружия, воз­можно, позволят упростить и таким образом уде­шевить нашу истребительную авиацию, так что мы сможем иметь больше самолетов, а для действий на максимальных высотах использовать управляемые

i

Глава XIII

снаряды класса «земля — воздух». Что касается на­ших основных заморских баз с их ограниченными территориями, то управляемые снаряды класса «земля — воздух» могли бы сыграть решающую роль в противовоздушной обороне этих объектов и таким образом сократить объем задач, возлагаемых на истребители.

Современные условия также требуют пересмот­ра вопроса о стратегическом развертывании коро­левских ВВС. Ограниченное число дорогостоящих и сложных но устройству бомбардировщиков, ис­требителей и управляемых снарядов, потребность в высококвалифицированном обслуживании само­летов, а также высокая мобильность военно-воз­душных сил в настоящее время могут привести к новой системе развертывания ВВС, согласно кото­рой все части, вооруженные современными высо­коэффективными средствами борьбы, будут бази­роваться в Соединенном Королевстве и по мере на­добности перебрасываться па заморские террито­рии. Эта система ближе других к системе, приня­той флотом, и в большей степени, чем остальные, отвечает требованиям гибкости стратегии. Органи­зация штабов командующих воздушными соедине­ниями должна соответствовать задачам, которые они выполняют. Эти штабы должны поддерживать тесный контакт с авиационными командованиями метрополии — истребительным, бомбардировоч­ным, береговым и транспортным, чтобы следить за подготовкой и боевой деятельностью любой авиа­ционной части, которая может быть переведена для обучения или для ведения боевых действий на их театр. Их организация и системы связи должны также обеспечивать управление воздушными сила­ми союзников, размещенными на их театре.

Воздушная стратегия

Тактика обычной авиации явилась результатом действия целого ряда факторов, таких, как опти­мальные размеры и бомбовая нагрузка наших бом­бардировщиков с обычным вооружением; летные данные наших бомбардировщиков; их уязвимость и способность обороняться в случае атаки истреби­телей и при обстреле с земли; уровень эффектив­ности наших прежних навигационных, бомбарди­ровочных и разведывательных средств. Сочетание именно этих факторов определяло необходимость применения в -наступательных операциях значитель­ного числа бомбардировщиков, совершавших мас­сированные налеты в дневное время и налеты волна­ми — ночью, а для обороны — значительного числа истребителей, прикрывавших бомбардировщики во время дневных налетов. Дальнейшее техническое развитие бомбардировщиков, истребителей, разве­дывательных самолетов и самолетов поддержки на­ряду с повышением точности наведения управляе­мых снарядов, применяемых как в наступательных, так и в оборонительных целях, и внедрением управ­ляемых бомб, вероятно, позволит сократить количе­ство самолетов, необходимых для наступательных и оборонительных действий. Это сокращение окажет­ся возможным особенно потому, что один или два бомбардировщика, вооруженные ядерным оружием, смогут уничтожить важную цель. Истребитель, име­ющий на вооружении управляемые снаряды класса «воздух — воздух», будет также значительно более смертоносным, чем наши обычные истребители. Вполне возможно, что тактическое превосходство в воздухе в будущей войне удастся завоевать через одну-две недели после ее начала с помощью атомно­го нападения на аэродромы, а не через много меся­цев, как это было в прошлой войне.

Применительно к этим новым условиям и сле­дует разработать крайне необходимую новую так­тику военно-воздушных сил.

Как уже указывалось, новые виды оружия со­здают новые проблемы обучения летного состава. Пилотируемые бомбардировщики и истребители с требуемыми характеристиками будут такими до­рогостоящими, такими сложными и такими мало­численными, что управлять ими смогут только спе­циалисты самого высокого класса. Вполне возмож­но, что будущему бомбардировщику с высокими летными данными, имеющему на вооружении во­дородную бомбу — важную часть национального арсенала, потребуется командир экипажа, если не весь экипаж, со значительно большим опытом и чувством ответственности по сравнению с личным составом, которому мы в настоящее время вверяем технику королевских ВВС. Именно высокая сто­имость и малочисленность самолетов в будущем потребуют пересмотра уровня подготовки нашего теперешнего летного состава. Придется прибегнуть к новым методам обучения стрельбе управляемы­ми снарядами. Уже сейчас некоторые снаряды пос­ле испытаний возвращаются на землю невредимы­ми на специальных парашютах, и, несомненно, раз­витие фотопулемета, электронной аппаратуры и других комплексных приспособлений для обуче­ния поможет в какой-то степени уменьшить расход снарядов в мирное время, но какой-то минимум снарядов класса «воздух — воздух» и класса «зем­ля — воздух» всегда будет необходим для практи­ческих занятий. Например, Англия для этих целей может найти учебные полигоны на своей террито­рии или вокруг нее для всех трех видов вооружен­ных сил, но возможно, что военно-воздушным си-

Воздушная стратегия

лам потребуются более обширные полигоны — та­кого масштаба, как ракетные полигоны в Австра­лии. Это повлечет за собой организацию длитель­ных поездок, которые, в свою очередь потребуют разрешения других проблем.

Ill

Стратегическая авиация подвержена действию шести факторов, которые могут иллюстрировать ее отход от так называемых традиционных принципов ведения войны. Военно-воздушные силы оказали на эти принципы такое воздействие, что пересмотр их в настоящее время является не просто борьбой с устаревшими догмами, а необходимостью. Ниже мы приводим эти факторы. В некоторых случаях может показаться, что они в какой-то степени напо­минают традиционные принципы ведения войны, но внимательное рассмотрение поможет раскрыть их иное содержание.

Безопасность базы. С возникновением угрозы применения ядерного оружия обеспечение безопас­ности базы составляет совершенно иную проблему по сравнению с периодом второй мировой войны. Вот пример значения безопасности из прошлой войны. В 1940 году Германия имела свыше тысячи истребителей и около двух тысяч бомбардировщи­ков, но в 1944 году в результате налетов нашей бом­бардировочной авиации это соотношение резко из­менилось132. В этот период на вооружении ВВС Германии было свыше двух тысяч истребителей и только около двухсот бомбардировщиков. В насто­ящее время мы должны обеспечивать безопасность наших баз с помощью мощной ударной авиации, находящейся в полной боевой готовности, а также

ИГ и

Глава XIII

Воздушная стратегия

с помощью истребителей и управляемых снарядов, смело прибегая при этом к сосредоточению и рас­средоточению названных сил. Первым принципом воздушной войны обычно считалось завоевание господства в воздухе путем постепенного истоще­ния противника, но сейчас это не просто предпо­сылка к победе, а ключ к нашему спасению. Формы решающих сражений периода второй мировой вой­ны сейчас устарели, и мы должны завоевать гос­подство в воздухе над территорией противника и над нашей собственной территорией с помощью ис­требителей, управляемых снарядов, баллистичес­ких ракет и бомбардировочной авиации, добива­ясь тесного взаимодействия всех этих средств.

Выбор объекта (цели). Этот фактор тесно связан со стратегической разведкой и осведомленностью о структуре резервов и военного потенциала против­ника. Вторая мировая война дала немало примеров расхождений во взглядах различных политичес­ких, гражданских и военных властей на вопросы выбора систем объектов и отдельных объектов для налетов. Возникали расхождения во взглядах на то, совершать ли налеты на ключевые объекты, кото­рые представляли собой важнейший элемент эко­номики противника и требовали прицельного бом­бометания, или прибегнуть к бомбардировке по площади с целью разрушения городов133. Взгляды на вопрос о преимуществах бомбардировок по пло­щади с целью разрушения крупных городов и при­цельного бомбометания по узловым объектам транспортной системы противника расходились особенно резко. В период второй мировой войны, как правило, во время налета соединения бомбар­дировщиков средней численности можно было сильно разрушить: а) один большой завод и вывес-

ти его из строя на 3—4 месяца; б) один крупный же­лезнодорожный узел, который можно было восста­новить через несколько недель, если налет произ­водился только на этот узел, но если в то же время удар наносился по другим, связанным с ним узлам, действие налета было более эффективным; в) жи­лой квартал промышленного города — действие на­лета было кратковременным, но значительным; г) одну авиабазу — действие налета было кратков­ременным, но он оправдывался тактическими сооб­ражениями. Военно-воздушные силы во время вто­рой мировой войны не могли нанести быстрый и решающий удар по таким крупным странам с высо­коразвитой промышленностью, как Германия или Соединенное Королевство, в которых многие горо­да выдержали самые сильные налеты. Города с уди­вительной быстротой оправлялись после серий сильных налетов, и их производственную мощь в основном можно было восстановить. Анализ эф­фективности действия бомбардировочного коман­дования во время второй мировой войны показы­вает, что из-за низкого уровня штурманских расче­тов почти 50 процентов бомб, сброшенных на юго-западную Германию в период с мая 1940 по май 1941 года, падало далеко от объектов налетов, а из сотни налетов на Рур в сентябре 1941 года только одна бомба из десяти падала в пределах пяти миль от объекта. Когда Англия вступила во вторую ми­ровую войну, самая крупная английская авиабомба весила всего 500 фунтов, то есть была не тяжелее бомб, применявшихся во время первой мировой войны. Стратегические нужды, однако, потребова­ли позднее наладить производство 10-тонных бомб. Развитие ядерного оружия резко изменило харак­тер воздушного нападения. Сейчас ясно, что не-

НУ ч

большое число бомбардировщиков может обладать достаточной мощью, чтобы значительно подорвать военный потенциал противника и даже уничтожить его средства к жизни.

Конечно, мы должны обладать способностью находить цели и эффективно поражать их: этот фактор тесно связан с развитием навигационных средств, средств, обеспечивающих точное бомбо­метание, а также с развитием баллистических ра­кет и управляемых бомб. В настоящее время до­стигнут значительный прогресс в отношении усо­вершенствования методов и средств, применяв­шихся во время второй мировой войны.

Эффективная дальность действия. Этот фак­тор является наиболее важным, вместе с другими он иллюстрирует свою связь со стратегиями ос­тальных видов вооруженных сил. Во время вто­рой мировой войны военно-воздушные силы, что­бы полностью выявить свою мощь, были вынуж­дены ждать, пока армия и флот обеспечат необхо­димые базы и уменьшат глубину обороны против­ника. Восточная Германия была недосягаема для эффективного воздействия до тех пор, пока не удалось захватить южную часть Италии. При­шлось осуществить крупные десантные операции, прежде чем удалось добраться до Японии. Это об­стоятельство все еще заслуживает внимания в случае холодной и локальной войн, хотя сегодня бомбардировщики могут достичь любой части земного шара без предварительных сухопутных или морских операций. Современные военно-воз­душные силы могут перебросить оружие массово­го поражения на тысячи миль с целью уничтоже­ния городов или опустошения целой страны в полном смысле этого слова.

Фактор времени. Воюющие страны во второй мировой войне устояли перед ударами с воздуха, потому что они наносились постепенно. Прошло более четырех лет, прежде чем мы развернули наши бомбардировочные силы для наступления; сейчас же мы должны быть готовы уже в самом начале войны нанести по противнику смертельные удары. С возникновением угрозы применения атомной бомбы на первое место вновь выдвинулось наступ­ление, и безопасность Запада стала зависеть от фак­тора сдерживания. Как уже подчеркивалось, потен­циальный противник обладает инициативой, и наши планы должны быть чувствительными ко всем переменам в области политики, военного дела и науки. Эта гибкость при планировании и прове­дении операций необходима для того, чтобы проти­востоять любым неожиданным действиям против­ника. Соединенные Штаты не скрывают своей мощи и готовности своих сил, и чрезвычайно важ­но, чтобы потенциальный противник оценил сте­пень этой готовности. Однако трудно решить во­прос о том, как долго такие силы могут находиться в постоянной готовности, что само по себе являет­ся в какой-то степени новым и трудным делом для стран Запада. Ясно, что необходимы серьезные из­менения в уровне боевой готовности наших воен­но-воздушных сил, потому что в тотальном конф­ликте нужно будет уничтожить авиацию противни­ка, а не обескровить ее, и исход войны решат скорее части и соединения на поле боя, а также запасы предметов снабжения и боевой техники, созданные в мирное время, чем производство, развернутое в военное время, как это имело место во второй ми­ровой войне. Следует помнить, что Германия для ведения второй мировой войны создала большие

запасы всего необходимого и приняла стратегию блицкрига. Такая политика в тот период была единственно возможной для агрессивного государ­ства; в результате ее проведения Франция и Польша пали через несколько недель. Так как в бу­дущем война может быть выиграна в первом «раун­де», мы не можем игнорировать этого урока. Боль­ше того, атомные бомбы типа сброшенных в Нага­саки, сейчас быстро превращаются в тактическое оружие. Если первые атомные бомбы причинили разрушения главным образом ударной волной и световым излучением, вызывающим пожары, то сейчас возникли другие формы воздействия водо­родных бомб, которые могут превзойти эффектив­ность названных факторов. Бомба мощностью в 5 мегатонн уничтожит все в районе площадью до 700 квадратных километров, поразив его смертель­ной дозой радиации. Кроме того, радиоактивное вы­падение будет смертельным для обеих сторон, в го­роде или деревне, кто бы ни применил это оружие.

Стратегические бомбардировщики являются сейчас излюбленным орудием союзной стратегии, и ясно, что нашей первой задачей должно быть уничтожение или нейтрализация стратегических бомбардировщиков и стартовых площадок для за­пуска управляемых снарядов России, Китая и их союзников. Осуществление действительного плана, однако, будет зависеть от разведки, силы фронто­вых соединений противника, его резервов, запасов ядерного оружия, числа запасных баз и оборони­тельных сооружений.

Возможность применения авиации зависит от степени превосходства в воздухе, а последнее име­ет две стороны, как и господство на море, которое предполагает наличие сил, способных помешать

Воздушная стратегия

противнику использовать море в наступательных целях, и сил, способных не дать противнику воз­можности помешать нам использовать море в целях обороны. Отличие заключается в том, что до появ­ления авиации оборонительное и наступательное господство на море достигалось для всех целей од­ними и теми же средствами — путем разгрома или устрашения противника — и являлось неразрыв­ным целым. Оборонительное же превосходство в воздухе с успехом может обеспечиваться без насту­пательного превосходства, так как средства их дос­тижения различны.

При рассмотрении вопроса о стратегических бомбардировках крайне важно понять тот факт, что, имея в своем арсенале баллистические ракеты, можно добиться превосходства в воздухе, не при­менив ни одного самолета. Если предположить, что пассивные контрмеры целиком зависят от приме­нения оборонительных управляемых снарядов и другого наземного оружия, то станет ясно, как мож­но добиться оборонительного превосходства в воз­духе без применения военно-воздушных сил.

На практике, конечно, ни одна воюющая сторо­на не стала бы сознательно пренебрегать никакими экономичными средствами, обеспечивающими превосходство в воздухе, которое ей крайне необ­ходимо. Воюющая сторона, стратегически находя­щаяся в обороне, при возникновении военных дей­ствий, естественно, будет добиваться максималь­ного оборонительного превосходства в воздухе, от­кладывая даже, если это необходимо, достижение наступательного превосходства в воздухе в полном смысле этого слова до более поздней стадии в зави­симости от хода войны и своих возможностей пе­рейти в стратегическое наступление.

Глава XIII

Превосходство в воздухе, будь то оборонитель­ное или наступательное, редко является абсолют­ным. Успех различных мер и контрмер может иметь самый различный характер. В частности, превос­ходство в воздухе может колебаться в отношении по месту и времени. Оно может быть местным и временным, но может иметь и тенденцию охватить весь мир и приобрести постоянный характер. Коро­че говоря, высокой степени временного или мест­ного превосходства в воздухе почти всегда можно достигнуть путем концентрации сил либо для обо­роны какого-нибудь одного объекта или системы объектов, либо для обеспечения определенной на­ступательной операции. Однако лишь когда воюю­щая сторона постепенно достигает общего превос­ходства над противником, временное и местное превосходство в воздухе превращается в более ши­рокое и продолжительное и в конце концов обеспе­чивает неуязвимость своих объектов и возмож­ность почти беспрепятственно действовать против объектов противника. Примером этого может слу­жить превосходство в воздухе, которого удалось достигнуть союзникам над Соединенным Королев­ством и над побережьем Нормандии во время вторжения во Францию в 1944 году.

Несмотря на изложенное выше, важно понять, что создание скоростных и высотных самолетов, ядерного оружия, электронной и счетно-решающей аппаратуры, управляемых снарядов, управляемых бомб и баллистических ракет оказывает сильное влияние на значение различных сторон оборони­тельного и наступательного превосходства в возду­хе. Очень важно решить спор о том, кто имеет пре­восходство — наступающий, который применяет один или, по крайней мере, небольшое число бом-

бардировщиков с высокими летно-техническими данными, причем вооружение каждого из них по­зволяет уничтожить целый город, или обороняю­щийся, применяющий оборонительные управляе­мые снаряды наряду с небольшим числом истреби­телей, вооруженных смертоносными управляемы­ми снарядами. Способ решения этой проблемы зна­чительно отличается от старых методов установле­ния превосходства над мощной бомбардировочной авиацией путем ее истощения с помощью много­численной истребительной авиации. Этот способ также значительно отличается от метода использо­вания большого соединения бомбардировщиков с целью вывести из строя авиабазу, причем лишь на короткий период по сравнению с мощным и про­должительным действием одной ядерной бомбы. С появлением баллистических ракет с ядерными боевыми зарядами эта проблема становится еще более решающей и представляется еще более труд­норазрешимой. Все перечисленные проблемы за­ставляют нас сделать следующий вывод — техни­ческое развитие в дальнейшем будет играть еще большую роль, чем до сих пор, хотя военное руко­водство по-прежнему будет иметь первостепенное значение, даже если бы оно касалось только облас­ти разведки.

Интересно отметить, что развитие воздушной стратегии дублировало ход развития военно-мор­ской стратегии и что во многих отношениях воз­душная стратегия взяла на себя задачи, которые из­давна решали военно-морские силы. За время сво­ей истории воздушная стратегия взяла на себя за­дачу проведения бомбардировок, задачу поддерж­ки армии при подавлении непокорных государств путем демонстрации своей мощи или путем бом-

Глава XIII

бежки. Военно-воздушные силы постепенно пре­вратились в такой вид вооруженных сил, который отличается большой наступательной мощью и за­нимает такое же место, какое занимал флот в XIX веке как главное средство сдерживания агрессии. Старая доктрина «флота в готовности» («the fleet in being») — флот противника закупорен в своих гаванях, но все же необходимо иметь крупные силы, способные не дать этому флоту возможности ускользнуть и организовать блокаду или перейти к наступательным действиям где-нибудь в другом месте — нашла свою параллель и в воздушной стра­тегии. Военно-воздушные силы, находящиеся в со­стоянии полной боевой готовности и снабженные ядерным оружием, могут подобным же образом и даже в большей степени сковать военно-воздушные силы противника на неопределенное время, так как возможности такой мощи, находящейся в готовно­сти, чрезвычайно велики, и их нельзя игнорировать. Это сопоставление прошлых и настоящих нужд помогает раскрыть характер стратегических задач, стоящих перед нашими национальными и союзны­ми военно-воздушными силами. Последние дости­жения науки революционизировали национальную стратегию главным образом потому, что они оказа­ли сильное влияние на воздушную стратегию. Ни одна великая держава не может, во всяком случае в наши дни, проводить свою политику с помощью то­тальной войны, потому что и победитель и побеж­денный были бы уничтожены в результате воздей­ствия ядерного оружия. Поэтому для нас лучшим средством выжить является создание в мирное время устрашающей силы в виде мощных запасов водородного и атомного оружия. Бомбардировоч­ная авиация, флот и баллистические ракеты, посто-

янно готовые к боевому использованию, сознание того, что все агрессоры знают о их силе и о нашей решимости оказать сопротивление агрессии, а так­же противовоздушная оборона и оборонительная система метрополии, способные заставить любого потенциального противника усомниться в своей способности нанести эффективный внезапный удар, — таковы наши лучшие средства обороны.

Необходимо произвести коренной и объектив­ный пересмотр концепции применения военно-воз­душных сил на-базе национальной стратегии, сфор­мулированной в рамках союзной стратегии, что имеет жизненно важное значение. В условиях то­тальной войны, например, нельзя рассматривать нашу бомбардировочную авиацию или ударные воздушные силы в отрыве от союзных сил. Невер­но также представлять себе противовоздушную оборону Соединенного Королевства в случае обще­го советско-коммунистического наступления как что-то изолированное. Такая концепция не отвеча­ет требованиям момента. Наша оборона может иметь смысл лишь в случае, если наряду с учетом географического положения союзников, величины их территорий и баз во всем мире она принимает во внимание все многообразие и изменчивость факто­ров расстояния и факторов времени, которые сдела­ли бы одновременное нападение невозможным, а также все оборонительные и ударные силы союзни­ков, предназначенные для принятия контрмер.

Таким образом, при существующих условиях для ведения тотальной войны одних английских средств сдерживания было бы недостаточно. В этой сфере особенно важно увязать нашу национальную совместную стратегию с союзной объединенной стратегией, основывающейся на мощи союзников.

24 Глобальная стратегия

ОБОРОНА МЕТРОПОЛИИ

Поскольку в будущей тотальной войне тыл стра­ны будет охвачен боевыми действиями в такой же, если не в большей степени, как и вооруженные силы на море, на суше и в воздухе, обороне метро­полии посвящается отдельная глава. Оборона мет­рополии — всеобъемлющий термин, который охва­тывает проблему обеспечения безопасности тыла с помощью войск и гражданского населения. Их дей­ствия в этой области никогда не имели такого зна­чения, как в настоящее время.

Что касается континентальных государств, то на протяжении всей истории их обороняли сухопут­ные армии, занимавшие заранее подготовленную систему укреплений с целью предотвратить прорыв армий противника через границу, а если это не уда­стся, то предотвратить захват ключевых центров и районов, от которых зависит дальнейшее ведение боевых действий. Такая оборона страны по суще­ству являлась исключительно функцией сухопут­ных войск. История Франции, Германии, России и других континентальных государств, вплоть до вто­рой мирсиюй войны включительно, имеет множе­ство примеров применения такой стратегии. Обо­рона же островных государств зависела от военно-

морских сил, способных обеспечить безопасность морских коммуникаций, и от сухопутных сил, в за­дачу которых входило не допустить высадки войск неприятеля. Гражданские лица в сколько-нибудь организованной форме для выполнения таких за­дач не использовались. Эта сторона стратегии бога­то иллюстрируется многовековой историей Соеди­ненного Королевства вплоть до второй мировой войны включительно.

По сравнению с континентальными странами Европы оборона Соединенного Королевства осу­ществлялась сравнительно легко, и эта легкость не позволяет многим правильно оценить влияние уг­розы нападения или непосредственного нападения противника на страны европейского континента в прежние времена. Так, в то время как британский флот успешно обеспечивал безопасность Соеди­ненного Королевства, армиям на континенте часто не удавалось обеспечить оборону своих госу­дарств. Сухопутные войска придерживались стра­тегии обороны своих стран в самом строгом смыс­ле этого слова, поскольку наземными оборони­тельными сооружениями прикрывались те терри­тории, которые обеспечивали возможность веде­ния войны. При идеальных условиях эти армии могли бы обеспечить безопасность своей страны даже в случае захвата противником некоторых ее районов, если только они не окажутся ключевы­ми, то есть такими, на территории которых распо­лагается, например, столичный город, являющий­ся, как правило, средоточием сил и организато­ром сопротивления. Это вовсе не означает, что на­селение континентальной державы, располагавшей боеспособной армией, не страдало от вторжения. Тогда вопрос для агрессора состоял не в том, в ка-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: