24*
Глава XIV
Оборона метрополии
& v'
кой степени уязвимо население за линией фронта, а в том, насколько сильны противостоящие вооруженные силы, где бы они ни находились. Теперь важной проблемой для неагрессивного государства является эффективная оборона всей страны и ее ресурсов, равно как и населения, от непосредственного и, если его не отразить, опустошительного воздушного нападения.
Таким образом, с появлением авиации проблема обороны метрополии значительно осложнилась тем, что военно-морские или сухопутные силы были уже не в состоянии защитить континентальные или островные страны от прямого нападения противника. Этот новый фактор возник не внезапно, не революционным путем, а постепенно, по мере усиления мощи военно-воздушных сил. Первый налет на Англию был совершен накануне рождества 1914 года одиночным германским самолетом, который сбросил бомбу возле Дуврского замка, не причинив ему никаких повреждений. За ним последовали воздушные налеты самолетов и дирижаблей на центральную часть Англии, Лондон и другие города. Но лишь однажды эти налеты вызвали беспорядки, и для восстановления нормального положения понадобились войска. Постепенно налеты становились все более эффективными, и хотя жертвы и материальный ущерб во время первой мировой войны были невелики, общественность сильно встревожилась и производительность труда значительно снизилась.
По мере усиления воздушных налетов для отражения новой угрозы тылу привлекалось все большее число частей истребительной авиации и зенитной артиллерии, предназначавшихся до этого для использования в составе английских военно-мор-
ских и сухопутных сил. Общие мероприятия по обороне Соединенного Королевства, возложенные на Адмиралтейство, с сентября 1914 года вследствие германских воздушных налетов были переданы в ведение армии. В дополнение к этому в качестве составной части обороны метрополии была учреждена служба гражданской обороны.
|
Следует отметить, что косвенное влияние налетов, совершенных немцами на Лондон в июне и июле 1917 года, было несоразмерно причиненному при этом материальному ущербу и человеческим жертвам. В конечном счете налеты привели к организации комитета Смэтса, который преобразовал королевский воздушный корпус и королевскую службу военно-морской авиации в королевские военно-воздушные силы.
Затемнение было первым мероприятием, проведенным в Соединенном Королевстве в области обороны метрополии. Первоначально эти меры светомаскировки контролировались Адмиралтейством, военным министерством и министерством внутренних дел — каждым в своей сфере; каждое из них пыталось установить свои правила и порядки, но это вело к неразберихе, и контроль впоследствии сосредоточился в руках министерства внутренних дел. Так был получен первый урок в решении проблем обороны метрополии.
Вторым мероприятием, последовавшим непосредственно за первым, были местные воздушные тревоги. Руководство ими первоначально возложили на начальников полиции городов и графств, а позже — на главнокомандующего войсками метрополии; войска же несли ответственность за объявление тревоги, уведомление о которой передавалось гражданскими телефонистами в отдельные
|
I.
Глава XIV
Оборона метрополии
пункты по указанию полиции. К этому времени выявилась вся сложность проблемы обороны метрополии, потому что объявления воздушной тревоги и ложные уведомления приводили к значительному замедлению работы. По мере того как воздушные налеты усиливались и немцы переходили к варварским налетам, возрастало требование общественности (в отдельных случаях оно принимало паническую форму) объявлять общую воздушную тревогу. Сначала для этой цели применялись фейерверки и сигнальные бомбы или сигнальные ракеты, вслед за чем на велосипедах или автомашинах выезжали полицейские. Они везли плакаты с надписью «Прячьтесь», свистели и звонили в колокола. За требованием об объявлении общей воздушной тревоги последовало требование о строительстве общественных убежищ, особенно в Ист-Энде, где население ютилось в ветхих жилищах. Основной урок первой мировой войны состоял в том, что воздушные налеты на мирное население вызвали резкое ухудшение морального состояния, что значительно превышало человеческие жертвы и материальный ущерб. Позже мы увидим, что ухудшение морального состояния может быть до некоторой степени уменьшено с помощью эффективной обороны метрополии.
Хотя вопрос о блокаде по тематике относится к главам, посвященным военной стратегии, все же целесообразно (это позволит рассмотреть вопросы обороны метрополии в перспективе) упомянуть здесь о серьезной угрозе, которую составили для нашей страны подводные лодки и мины во время первой мировой войны1311. Эта новая угроза нашему торговому судоходству поставила нас на грань гибели от голода.
|
II
К началу второй мировой войны воздушная угроза, нависшая над Соединенным Королевством, усилилась в значительной степени, и Англия развернула крупные силы обороны метрополии. К делу обороны метрополии была привлечена большая часть истребительной авиации — фактически большая часть всей ее авиации, и для руководства этими силами было создано истребительное командование. В его состав входили регулярные и вспомогательные части. На первом этапе войны основное внимание уделялось увеличению численности и повышению боеспособности этих истребительных сил. Было также сформировано командование противовоздушной обороны — в основном из территориальных частей. Англия вступила во вторую мировую войну, располагая довольно мощной зенит-
<_» »j 4 '3 Г 0
нои артиллерией130; за время воины количество зенитных орудий сильно увеличилось. Она имела также значительное число аэростатов заграждения, подразделения которых были развернуты вокруг важных центров с целью не позволять противнику совершать налеты с малых высот.
С появлением этих сил, предназначенных для обороны метрополии, возникло множество новых проблем в области разработки основных установок и планов, а также в области командования. Истребительное командование и командование ПВО принадлежали к разным видам вооруженных сил, поэтому была учреждена должность командующего ПВО, на которую был назначен командующий истребительной авиацией, который, таким образом, занял два поста. Тем не менее, всегда было сложно согласовывать потребности трех видов вооружен-
IS- "
Оборона метрополии
ных сил и, в свою очередь, военные потребности с соответствующими гражданскими министерствами, например, военные проблемы и проблемы размещения зенитной артиллерии и аэростатов заграждения с гражданской оценкой степени важности различных объектов и систем объектов страны; противоречащие друг другу военные и гражданские потребности в отношении оповещения, затемнения, рассредоточения, эвакуации, транспорта, каботажного судоходства и т. д. Разрешением этих вопросов занимались комитеты, причем для тех условий — довольно успешно. Важно, однако, помнить, что успех этой формы руководства определялся тем, что премьер-министром и министром обороны Англии был Черчилль — сильная личность того времени.
В Англии ко времени ее вступления во вторую мировую войну существовала также широко разветвленная служба гражданской обороны, составляющая часть обороны метрополии. Еще в период мюнхенского кризиса правительство и народ оценили ту роль, которую предстояло сыграть гражданской обороне, и затратили на разрешение этой проблемы громадные усилия и средства. Во время войны эти усилия приняли форму гражданской обороны, имеющей громадное значение. Организация ее оказалась довольно сложной. В органы гражданской обороны было вовлечено большое число рядовых граждан. Численность граждан, полностью занятых в органах гражданской обороны, достигла наивысшего уровня в конце декабря 1941 года, когда она составляла около полумиллиона человек, а численность граждан, занятых в этих органах не полное время, достигла максимального уровня в марте 1944 года, когда в органах гражданской обо-
роны было занято более полутора миллионов человек. Без гражданской обороны Англия, конечно, не смогла бы продолжать войну.
В результате уроков первой мировой войны органы гражданской обороны в подготовительный период были объединены под руководством министерства внутренних дел, а с началом войны находились в подчинении министерства внутренней безопасности — нового министерства, создание которого было обусловлено громадной важностью гражданской обороны. Это министерство контролировало и согласовывало действия военных ведомств и заинтересованных гражданских органов, а руководство органами гражданской обороны различных районов осуществлялось через районных комиссаров, которым были предоставлены широкие полномочия, используемые ими в случае нарушения связи или в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Организация гражданской обороны была разработана на базе организации, которая существовала во время первой мировой войны; она охватывала все службы, необходимые для поддержания жизни в условиях воздушного нападения. Эти службы можно сгруппировать в три категории: предотвращение, уменьшение и восстановление потерь. Эти службы охватывали борьбу с пожарами, мероприятия, связанные с воздушной тревогой, деятель-нрсть уполномоченных ПВО, санитарные мероприятия, в том числе оказание первой помощи пострадавшим, спасательные работы, осуществление дегазации, госпитализации, захоронения и затемнения, оборудование бомбоубежищ, эвакуацию, рассредоточение промышленности, снабжение мирного населения и военнослужащих противогазами и дру-
Глава XIV
гим специальным снаряжением, устройство оставшихся без крова, ремонт жилищ, устройство и обеспечение питанием пострадавших, экстренные перевозки.
За период второй мировой воины противник сбросил на Соединенное Королевство около 65 000 тонн бомб, запустил примерно 6000 самолетов-снарядов «Фау-1» и 1000 ракет «Фау-2». Сражение на внутреннем фронте представляло собой самостоятельную кампанию, и иногда трудно было сказать, закончится ли оно победой или поражением.
Организации гражданской обороны, укомплектованные рядовыми гражданами, в течение долгих лет войны находились в состоянии полной боевой готовности, и именно силы обороны метрополии спасли Англию от разгрома06.
С появлением авиации силы обороны метрополии, помимо бомбардировок, столкнулись еще с одной довольно серьезной военной проблемой. Впервые в современной истории страна оказалась под серьезной угрозой вторжения морских и воздушных сил. Немецкая авиация бросила серьезный вызов английским военно-морским силам, к тому же немцы располагали средствами для выброски значительного количества войск по всей стране. Чтобы отразить угрозу вторжения, назначили главнокомандующего войсками метрополии; были созданы военные и гражданские части и проведен целый ряд подготовительных мероприятий.
В конечном счете, именно воздушные бомбардировки угрожали Соединенному Королевству. На протяжении нескольких лет войны его города и ключевые центры подвергались непрерывным ожесточенным воздушным налетам. Эти налеты осуществлялись в основном самолетами, но применялись
также самолеты-снаряды «Фау-1» и ракеты «Фау-2». Битва за Англию не только покончила со всякой угрозой вторжения в нашу страну, но и явилась переломным воздушным сражением, которое привело задачи гражданской обороны в соответствие с наличными ресурсами и устранило все сомнения — они могли иметь место в английском народе — относительно необходимости продолжать борьбу в суровых условиях. После этой битвы немецкая авиация стала терять свое превосходство, и в конце концов JOHO начало решительно переходить на сторону союзников.
Оборона метрополии, этой цитадели Британской империи, всегда являлась сущностью всякой обороны, но мы видели, как оборона метрополии — одна из сторон национальной обороны — буквально выросла из двух мировых войн и приобрела настолько важное значение в тотальной войне, что на нее были потрачены громадные средства. В результате двух мировых войн перспективы войны и стратегии изменились, и если оставались сомнения на этот счет, то последние достижения науки и техники окончательно развеяли их. Развитие атомного, водородного, химического и биологического оружия в сочетании с баллистическими ракетами преобразовало военные проблемы — вместо обычных военных операций возникли два основных конфликта, происходящих одновременно, — сражение на внутреннем фронте, которое может оказаться скоротечным и роковым, и борьба между вооруженными силами вдали от внутреннего фронта; последняя, независимо от того, будет ли она дли-
Глава XIV
м
Оборона метрополии
тельной или скоротечной, в конечном счете оказывает решающее, хотя иногда и косвенное, влияние на внутренний фронт. В тотальной войне прямая угроза тылу стала величайшей проблемой в области обеспечения нашей безопасности и даже сохранения самой жизни. Оборона метрополии должна обеспечивать нормальный ход жизни страны, если основы гражданской жизни рухнут под ударами
авиации.
Таким образом, ясно, что мероприятия, связанные с обороной метрополии, должны проводиться сегодня в самых широких масштабах, чтобы поддерживать волю народа к борьбе и нашу способность продолжать боевые действия. Во время первой мировой войны угроза тылу Англии носила скорее моральный, чем материальный характер, во второй же мировой войне ущерб, причиненный нашей стране, сильно возрос, но не настолько, чтобы оказаться решающим, — моральный дух народа еще можно было поддержать. Сейчас угроза касается не только морального состояния народа, но и самих средств нашего существования, которые могут быть уничтожены буквально в одну ночь.
IV
Сейчас более чем когда-либо необходимо внести ясность в вопрос о военном и гражданском вкладе в дело обороны метрополии. Вооруженные силы по возможности должны свести к минимуму эффективность атак противника, а также явиться основой гражданской обороны. Опираясь на эти силы, гражданская оборона должна поддерживать нашу Жизнь во всех ее проявлениях не только во время войны, но и в последующий период восста-
новления порядка в стране. В связи с этим необходимо помнить, что, хотя с помощью гражданской обороны никогда нельзя выиграть войну, без гражданской обороны ее вполне можно проиграть.
Мы должны создать такие условия, чтобы ни концепция обороны метрополии в целом, ни ее отдельные военные и гражданские компоненты не устаревали с течением времени. Значит, отдельные задачи самых различных элементов этой обороны следует постоянно пересматривать в свете изменяющихся условий войны. Это особенно необходимо потому, что боевые средства коренным образом изменились даже в ходе нашей собственной довольно короткой истории.
В настоящее время от сил и средств обороны метрополии требуется такая боевая готовность, при которой смертельные удары, направленные на ту или иную страну, могут быть отражены с помощью подготовительных мероприятий не только со стороны вооруженных сил, но и со стороны организаций гражданской обороны. Как и в отношении всех других сторон обороны, нельзя рассчитывать на то (и исходить из этого при планировании), что с началом военных действий в течение начального периода войны мы будем иметь возможность отмобилизовать свои силы и даже обучить их.
Не удивительно, что при руководстве силами гражданской обороны возникнет множество трудностей, так как жизнь страны приходится координировать с военными усилиями. Уроки двух мировых войн подчеркивают необходимость централизации руководства на самом высоком уровне и разграничения функций военных и гражданских властей на нескольких уровнях. В Соединенном Королевстве разработкой, планированием, координаци-
Глава XIV
Оборона метрополии
ей и руководством проведения всех мероприятий стратегического, военно-учебного и административного порядка в интересах вооруженных сил и гражданских организаций, участвующих в обороне метрополии, должен заниматься главнокомандующий войсками метрополии, ответственный перед комитетом обороны через посредство комитета начальников штабов. Во время войны он будет выступать в роли коменданта крепости, то есть командовать всеми войсками, дислоцированными на Британских островах. Главнокомандующий войсками метрополии поддерживает связь с вооруженными силами через командующих различных степеней из состава всех трех видов вооруженных сил метрополии и с гражданскими силами через генерального директора гражданской обороны (Director General of Civil Defence), который связан с местными гражданскими властями через региональных директоров (Regional Directors). Ясно, что и военные и гражданские власти должны искренне стремиться к сотрудничеству, иначе между ними и многочисленными гражданскими ведомствами возникнут споры, которые могут быть разрешены только комитетом обороны.
В настоящее время в Соединенном Королевстве принята следующая организация: первая линия гражданской обороны создается местными властями; тактическим резервом для этих сил местной обороны служит корпус мобильной обороны (Mobile Defence Corps) во главе с генерал-директором; эти силы гражданской обороны поддерживаются личным составом территориальной и регулярной армии, а в случае необходимости — и военно-воздушными силами, специальные военно-морские задачи, связанные с обороной метрополии,
выполняются резервистами и кадровым составом флота. В случае нарушения связи или при возникновении чрезвычайных обстоятельств когда эффективное централизованное управление невозможно, почти вся власть переходит к региональным директорам. Так выглядит структура обороны метрополии, разработанная в Соединенном Королевстве, но, естественно, что у различных наций — различные формы организации обороны метрополии применительно к их политической организации и ожидаемым масштабам нападения.
Прежде чем приступить к разработке планов обороны метрополии, политические руководители должны принять ряд решений: установить существующее и перспективное соотношение между гражданскими и военными ресурсами. Например, должно ли Соединенное Королевство в наш атомный век явиться во время войны военно-промышленной базой или же просто платформой, с которой будут действовать союзные войска, получающие снаряжение из Америки и других заморских баз? От этих решений зависит решение таких важных вопросов в области обороны Британских островов, как значимость отдельных центров в непосредственной обороне от нападения, создание необходимых запасов, военно-промышленных вопросов, вопросов снабжения и безопасности портов во время войны, распределение людских ресурсов в гражданской, военной и промышленной сферах.
Как и во всяком военном деле, важно, чтобы силы обороны метрополии не были захвачены врасплох, поскольку нет ни одного государства, население которого могло бы выдержать внезапные воздушные налеты, проводимые в крупных масштабах в течение сколько-нибудь значительного пери-
till
Глава XIV
яиш
Оборона метрополии
ода времени. Чем лучше подготовлены к выполнению своих задач военный и гражданский компоненты обороны метрополии и чем лучше подготовлен сам народ к нападению, которое ему придется отражать, тем в большей степени смогут поддержать силы этой обороны жизнь мирного населения во время войны.
Гибкость планов и подготовительных мероприятий является еще одной важной стороной обороны метрополии, поскольку силы обороны метрополии должны иметь возможность приспособиться к характеру и условиям нападения, которые избрал противник. Независимо от того, будет ли нападение рассредоточенным или концентрированным, будет ли оно произведено с помощью водородного, атомного, химического, биологического или обычного оружия и будет ли оно направлено против таких объектов, как города, транспортная сеть, доки, или таких, как энергосиловые установки, независимо от этого потребуется величайшее упорство в достижении цели. Каждое из этих положений ставит перед силами обороны метрополии свои проблемы.
Другой проблемой, требующей самого тщательного рассмотрения и оценки в свете опыта прошлого, является проблема оповещения о появлении воздушного противника. Организация защиты от бомбардировщиков, применявшихся в прошлом, от сверхзвуковых бомбардировщиков и от баллистических ракет по своему характеру различна. Сокращение периода времени между обнаружением воздушного противника и бомбардировкой объектов находит отражение во всем комплексе проблем, касающихся обороны метрополии.
Колоссальные разрушения при воздушных налетах во время второй мировой войны вызывались
пожарами, и поэтому в тот период служба пожарной охраны, возможно, являлась самой важной службой гражданской обороны. Ясно, что без эффективно действующей службы пожарной охраны внутренний фронт наверняка рухнул бы. Новые боевые средства, конечно, потребуют принятия даже более значительных мер по борьбе с пожарами, однако при проведении мероприятий с целью спасения человеческих жизней нам придется преду-Зсмотреть и такую, например, опасность, как смертоносные радиоактивные осадки — следствие применения ядерного оружия, и возможность применения противником новых видов химического и биологического оружия.
Выявление результатов воздушного нападения станет гораздо более сложным делом вследствие огромных разрушений. Особенно трудно будет получить информацию об ущербе, причиненном водородным или даже атомным оружием, по той причине, что в районе взрыва и на значительном удалении от него будут уничтожены все средства связи. Места взрывов ядерного оружия противника можно приблизительно определить с помощью технических средств, но для получения подробных сведений о нанесенных потерях потребуется авиация, скорее всего вертолеты.
Таким образом, новая значительно возросшая угроза существованию населения тыла потребует, чтобы мероприятиям по обороне метрополии было придано гораздо большее значение. Задача поддержания жизни в условиях ядерного нападения настолько велика, что силам гражданской обороны потребуется значительная помощь со стороны вооруженных сил. Разумеется, поскольку это касается Соединенного Королевства, помощь
25 Глобальная стратегия
Глава XIV
силам гражданской обороны стала главной задачей вооруженных сил. Отряды сил местной обороны были созданы во время второй мировой войны главным образом для того, чтобы помочь вооруженным силам предотвратить вторжение немцев в Соединенное Королевство. Затем были созданы силы гражданской обороны с целью помочь гражданским ведомствам и полиции уменьшить жертвы и материальный ущерб от воздушных налетов и поддержать жизнь страны. Однако теперь вторжение значительных сил не могло бы произойти в самом начале войны, и поэтому в мирное время вопросам гражданской обороны уделяется большее внимание, чем обучению отрядов сил местной обороны. Нет сомнений, что вооруженным силам придется принять участие в обороне метрополии, но суровые требования будут предъявлены и к ресурсам и к усилиям гражданского населения.
Как уже было отмечено, демократия несет народу не только права, но и обязанности. Государство, которое либо не подготовилось к обороне, либо перестало обороняться, могло поступить так по разным причинам: оно могло счесть, что игра не стоит свеч, что его правители или правительства продажны и должны быть сброшены любой ценой; или же правительство само могло оказаться слабым и вынести решение прекратить военные действия. Такое государство может не обязательно оказаться просто слабым — оно может страдать болезнью, порожденной демократией. Поэтому сейчас особенно важно, чтобы общественное мнение было здравым, а не безразличным или возбужденным, ибо это несовместимо с политической и военной оценкой международной обстановки во время мира или войны.
Оборона метрополии
Пропаганда и распространение информации являлись также чрезвычайно важными факторами обороны метрополии во время второй мировой войны. Министерство информации проделало огромную работу, помогая поддерживать высокое моральное состояние населения и вооруженных сил путем преподнесения общественности соответствующим образом подобранных фактов в надлежащее время. Хотя эту сторону обороны метрополии невозможно оценить, несомненно, что в будущей войне распространение информации и пропаганда сыграют жизненно важную роль.
V
Если значение гражданской обороны как одной из сторон обороны метрополии заметно повысится, значение вооруженных сил при выполнении ими различных задач, связанных с обороной метрополии, также возрастет. Вооруженные силы не должны допустить, чтобы нападение противника было сокрушительным, иначе силы гражданской обороны не смогут приступить к выполнению своей задачи по поддержанию жизни тем или иным способом. Вооруженные силы должны также являться резервом для сил гражданской обороны.
В задачу сухопутных сил, особенно частей территориальных войск, входит удержание войск противника на значительном расстоянии от метрополии. Они должны находиться в резерве на случай оказания помощи органам гражданской обороны. Они должны также оказывать поддержку полиции, а в случае войны — установить контроль над страной. Важно, чтобы правительство было готово ко всем перипетиям будущей войны, так как вполне
25*
возможно, что в случае мощного удара с помощью ядерного оружия нам придется жить, работать и бороться в условиях военного положения, и тогда задача сил гражданской обороны будет состоять в оказании поддержки вооруженным силам — в противовес общепринятому положению, согласно которому вооруженные силы в обычных условиях поддерживают органы гражданской обороны.
Военно-морские силы, особенно военно-морской резерв, также должны находиться в постоянной готовности оказать помощь в обслуживании портов и в разгрузке судов. Задача ВВС в деле обороны метрополии прежде всего состоит в том, чтобы своими наступательными и оборонительными действиями уменьшить разрушительность нападения противника.
По нашему мнению, в обороне метрополии важнейшую роль будут играть и различные гражданские организации, и вооруженные силы, вследствие этого крайне необходимо координировать их деятельность. В будущей тотальной войне каждый правительственный орган, будь то центральный или местный, окажется втянутым в борьбу за существование. Планирование важнейших мероприятий военного времени еще в мирное время должно производиться правительственными органами, ответственными за эффективное посильное участие тех или иных сил в тотальной войне. Таким образом, ни планирование в мирное время, ни руководство в военное время не были бы сосредоточены в руках одного человека или в одном органе. В Соединенном Королевстве организация продовольственного снабжения возложена на министерство земледелия, а вопросами расквартирования, эвакуации и водоснабжения занимается министерство жилищ-
Оборона метрополии
ного строительства и местное самоуправление. Разнообразие и сложность возникающих проблем обусловливают необходимость тщательного согласования и координации действий. Первоочередная задача министерства обороны в мирное время в отношении обороны метрополии состоит в том, чтобы подготовить отдельные виды вооруженных сил к выполнению задач военного времени. Кроме того, министр обороны, являясь заместителем председателя комитета обороны, должен добиться эффективного согласования действий между различными гражданскими министрами и, в частности, помогать комитету обороны и кабинету министров решать вопрос о распределении расходов.
Решение проблемы координации действий связано со многими трудностями, и это вызвано тем, что в сферу самой гражданской обороны вовлекается великое множество гражданских ведомств, которые в мирное время трудно сочетать с военной властью. Мы уверены, что будущая тотальная война обусловит необходимость введения в Соединенном Королевстве такой формы военного положения, при которой гражданские власти сообразовались бы с требованиями военных властей. Поэтому планирование, осуществляемое в мирное время в интересах обороны метрополии, следовало бы координировать министру обороны. При этом не может быть и речи о том, чтобы военные руководители отдавали приказы политическим руководителям во время мира или войны. Власти органов гражданской обороны должны иметь к министру обороны такой же свободный доступ, как и военные власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наступило время рассмотреть нашу позицию в отношении войны и стратегии. Война всегда считалась величайшим злом, прерывающим мирное течение политического и социального прогресса. Причины и последствия войн во всем их многообразии тщательно исследовались историками, но изучение действительного хода войны обычно выпадало на долю военных писателей. Многие профессиональные историки упустили из виду тот факт, что война есть неотъемлемая часть общественно-политической жизни и что она представляет собой одну из сторон человеческой деятельности. Из этой истины вытекают два важных положения.
Первое положение — определение цели войны является основным фактором — сформулировал Клаузевиц; тем самым он конкретизировал многие другие черты войны, которые в его дни стали ясно различимыми. Но возьмите его знаменитое заявление о том, что «война есть продолжение политики иными средствами» (насильственными средствами), и рассмотрите его в свете современных условий. В случае ядерной войны ничто не оказалось бы таким далеким от истины, как это утверждение.
Такая война в случае ее развязывания означала бы конец всякой политики и полное взаимное истребление. Это не означает (в случае благоприятного для агрессора поворота событий), что ядерная война не начнется; это просто означает, что упор делается на холодные, локальные и ограниченные войны, которые справедливо рассматривать как «продолжение политики иными средствами». Как же мы должны действовать в любом из этих случаев?