Географический указатель 20 глава




24*

Глава XIV

Оборона метрополии

& v'

кой степени уязвимо население за линией фронта, а в том, насколько сильны противостоящие воору­женные силы, где бы они ни находились. Теперь важной проблемой для неагрессивного государ­ства является эффективная оборона всей страны и ее ресурсов, равно как и населения, от непосред­ственного и, если его не отразить, опустошитель­ного воздушного нападения.

Таким образом, с появлением авиации пробле­ма обороны метрополии значительно осложнилась тем, что военно-морские или сухопутные силы были уже не в состоянии защитить континенталь­ные или островные страны от прямого нападения противника. Этот новый фактор возник не внезап­но, не революционным путем, а постепенно, по мере усиления мощи военно-воздушных сил. Первый налет на Англию был совершен накануне рождества 1914 года одиночным германским самолетом, кото­рый сбросил бомбу возле Дуврского замка, не при­чинив ему никаких повреждений. За ним последо­вали воздушные налеты самолетов и дирижаблей на центральную часть Англии, Лондон и другие го­рода. Но лишь однажды эти налеты вызвали беспо­рядки, и для восстановления нормального положе­ния понадобились войска. Постепенно налеты ста­новились все более эффективными, и хотя жертвы и материальный ущерб во время первой мировой войны были невелики, общественность сильно встревожилась и производительность труда значи­тельно снизилась.

По мере усиления воздушных налетов для отра­жения новой угрозы тылу привлекалось все боль­шее число частей истребительной авиации и зенит­ной артиллерии, предназначавшихся до этого для использования в составе английских военно-мор-

ских и сухопутных сил. Общие мероприятия по обороне Соединенного Королевства, возложенные на Адмиралтейство, с сентября 1914 года вслед­ствие германских воздушных налетов были переда­ны в ведение армии. В дополнение к этому в каче­стве составной части обороны метрополии была учреждена служба гражданской обороны.

Следует отметить, что косвенное влияние нале­тов, совершенных немцами на Лондон в июне и июле 1917 года, было несоразмерно причиненному при этом материальному ущербу и человеческим жертвам. В конечном счете налеты привели к орга­низации комитета Смэтса, который преобразовал королевский воздушный корпус и королевскую службу военно-морской авиации в королевские военно-воздушные силы.

Затемнение было первым мероприятием, прове­денным в Соединенном Королевстве в области обороны метрополии. Первоначально эти меры све­томаскировки контролировались Адмиралтей­ством, военным министерством и министерством внутренних дел — каждым в своей сфере; каждое из них пыталось установить свои правила и поряд­ки, но это вело к неразберихе, и контроль впослед­ствии сосредоточился в руках министерства внут­ренних дел. Так был получен первый урок в реше­нии проблем обороны метрополии.

Вторым мероприятием, последовавшим непо­средственно за первым, были местные воздушные тревоги. Руководство ими первоначально возло­жили на начальников полиции городов и графств, а позже — на главнокомандующего войсками метро­полии; войска же несли ответственность за объяв­ление тревоги, уведомление о которой передава­лось гражданскими телефонистами в отдельные

I.

Глава XIV

Оборона метрополии

пункты по указанию полиции. К этому времени вы­явилась вся сложность проблемы обороны метро­полии, потому что объявления воздушной тревоги и ложные уведомления приводили к значительно­му замедлению работы. По мере того как воздуш­ные налеты усиливались и немцы переходили к варварским налетам, возрастало требование обще­ственности (в отдельных случаях оно принимало паническую форму) объявлять общую воздушную тревогу. Сначала для этой цели применялись фей­ерверки и сигнальные бомбы или сигнальные раке­ты, вслед за чем на велосипедах или автомашинах выезжали полицейские. Они везли плакаты с над­писью «Прячьтесь», свистели и звонили в колоко­ла. За требованием об объявлении общей воздуш­ной тревоги последовало требование о строитель­стве общественных убежищ, особенно в Ист-Энде, где население ютилось в ветхих жилищах. Основ­ной урок первой мировой войны состоял в том, что воздушные налеты на мирное население вызвали резкое ухудшение морального состояния, что зна­чительно превышало человеческие жертвы и мате­риальный ущерб. Позже мы увидим, что ухудше­ние морального состояния может быть до некото­рой степени уменьшено с помощью эффективной обороны метрополии.

Хотя вопрос о блокаде по тематике относится к главам, посвященным военной стратегии, все же це­лесообразно (это позволит рассмотреть вопросы обороны метрополии в перспективе) упомянуть здесь о серьезной угрозе, которую составили для нашей страны подводные лодки и мины во время первой мировой войны1311. Эта новая угроза нашему торговому судоходству поставила нас на грань ги­бели от голода.

II

К началу второй мировой войны воздушная уг­роза, нависшая над Соединенным Королевством, усилилась в значительной степени, и Англия раз­вернула крупные силы обороны метрополии. К де­лу обороны метрополии была привлечена большая часть истребительной авиации — фактически боль­шая часть всей ее авиации, и для руководства эти­ми силами было создано истребительное командо­вание. В его состав входили регулярные и вспомо­гательные части. На первом этапе войны основное внимание уделялось увеличению численности и повышению боеспособности этих истребительных сил. Было также сформировано командование про­тивовоздушной обороны — в основном из террито­риальных частей. Англия вступила во вторую ми­ровую войну, располагая довольно мощной зенит-

<_» »j 4 '3 Г 0

нои артиллерией130; за время воины количество зе­нитных орудий сильно увеличилось. Она имела также значительное число аэростатов заграждения, подразделения которых были развернуты вокруг важных центров с целью не позволять противнику совершать налеты с малых высот.

С появлением этих сил, предназначенных для обороны метрополии, возникло множество новых проблем в области разработки основных установок и планов, а также в области командования. Истре­бительное командование и командование ПВО принадлежали к разным видам вооруженных сил, поэтому была учреждена должность командующего ПВО, на которую был назначен командующий ис­требительной авиацией, который, таким образом, занял два поста. Тем не менее, всегда было сложно согласовывать потребности трех видов вооружен-

IS- "

Оборона метрополии

ных сил и, в свою очередь, военные потребности с соответствующими гражданскими министерства­ми, например, военные проблемы и проблемы раз­мещения зенитной артиллерии и аэростатов за­граждения с гражданской оценкой степени важнос­ти различных объектов и систем объектов страны; противоречащие друг другу военные и гражданские потребности в отношении оповещения, затемнения, рассредоточения, эвакуации, транспорта, каботаж­ного судоходства и т. д. Разрешением этих вопро­сов занимались комитеты, причем для тех усло­вий — довольно успешно. Важно, однако, помнить, что успех этой формы руководства определялся тем, что премьер-министром и министром обороны Англии был Черчилль — сильная личность того времени.

В Англии ко времени ее вступления во вторую мировую войну существовала также широко раз­ветвленная служба гражданской обороны, состав­ляющая часть обороны метрополии. Еще в период мюнхенского кризиса правительство и народ оце­нили ту роль, которую предстояло сыграть граж­данской обороне, и затратили на разрешение этой проблемы громадные усилия и средства. Во время войны эти усилия приняли форму гражданской обороны, имеющей громадное значение. Организа­ция ее оказалась довольно сложной. В органы граж­данской обороны было вовлечено большое число рядовых граждан. Численность граждан, полностью занятых в органах гражданской обороны, достигла наивысшего уровня в конце декабря 1941 года, ког­да она составляла около полумиллиона человек, а численность граждан, занятых в этих органах не полное время, достигла максимального уровня в марте 1944 года, когда в органах гражданской обо-

 

роны было занято более полутора миллионов чело­век. Без гражданской обороны Англия, конечно, не смогла бы продолжать войну.

В результате уроков первой мировой войны органы гражданской обороны в подготовительный период были объединены под руководством мини­стерства внутренних дел, а с началом войны нахо­дились в подчинении министерства внутренней бе­зопасности — нового министерства, создание кото­рого было обусловлено громадной важностью гражданской обороны. Это министерство контро­лировало и согласовывало действия военных ве­домств и заинтересованных гражданских органов, а руководство органами гражданской обороны раз­личных районов осуществлялось через районных комиссаров, которым были предоставлены широ­кие полномочия, используемые ими в случае нару­шения связи или в случае возникновения чрезвы­чайных обстоятельств.

Организация гражданской обороны была разра­ботана на базе организации, которая существовала во время первой мировой войны; она охватывала все службы, необходимые для поддержания жизни в условиях воздушного нападения. Эти службы можно сгруппировать в три категории: предотвра­щение, уменьшение и восстановление потерь. Эти службы охватывали борьбу с пожарами, мероприя­тия, связанные с воздушной тревогой, деятель-нрсть уполномоченных ПВО, санитарные меропри­ятия, в том числе оказание первой помощи постра­давшим, спасательные работы, осуществление дега­зации, госпитализации, захоронения и затемнения, оборудование бомбоубежищ, эвакуацию, рассредо­точение промышленности, снабжение мирного на­селения и военнослужащих противогазами и дру-

Глава XIV

 

гим специальным снаряжением, устройство остав­шихся без крова, ремонт жилищ, устройство и обеспечение питанием пострадавших, экстренные перевозки.

За период второй мировой воины противник сбросил на Соединенное Королевство около 65 000 тонн бомб, запустил примерно 6000 самолетов-сна­рядов «Фау-1» и 1000 ракет «Фау-2». Сражение на внутреннем фронте представляло собой самостоя­тельную кампанию, и иногда трудно было сказать, закончится ли оно победой или поражением.

Организации гражданской обороны, укомплек­тованные рядовыми гражданами, в течение долгих лет войны находились в состоянии полной боевой готовности, и именно силы обороны метрополии спасли Англию от разгрома06.

С появлением авиации силы обороны метропо­лии, помимо бомбардировок, столкнулись еще с одной довольно серьезной военной проблемой. Впервые в современной истории страна оказалась под серьезной угрозой вторжения морских и воз­душных сил. Немецкая авиация бросила серьезный вызов английским военно-морским силам, к тому же немцы располагали средствами для выброски значительного количества войск по всей стране. Чтобы отразить угрозу вторжения, назначили глав­нокомандующего войсками метрополии; были со­зданы военные и гражданские части и проведен це­лый ряд подготовительных мероприятий.

В конечном счете, именно воздушные бомбарди­ровки угрожали Соединенному Королевству. На протяжении нескольких лет войны его города и ключевые центры подвергались непрерывным оже­сточенным воздушным налетам. Эти налеты осуще­ствлялись в основном самолетами, но применялись

также самолеты-снаряды «Фау-1» и ракеты «Фау-2». Битва за Англию не только покончила со всякой угрозой вторжения в нашу страну, но и яви­лась переломным воздушным сражением, которое привело задачи гражданской обороны в соответ­ствие с наличными ресурсами и устранило все со­мнения — они могли иметь место в английском на­роде — относительно необходимости продолжать борьбу в суровых условиях. После этой битвы не­мецкая авиация стала терять свое превосходство, и в конце концов JOHO начало решительно переходить на сторону союзников.

Оборона метрополии, этой цитадели Британ­ской империи, всегда являлась сущностью всякой обороны, но мы видели, как оборона метрополии — одна из сторон национальной обороны — буквально выросла из двух мировых войн и приобрела на­столько важное значение в тотальной войне, что на нее были потрачены громадные средства. В резуль­тате двух мировых войн перспективы войны и стра­тегии изменились, и если оставались сомнения на этот счет, то последние достижения науки и техни­ки окончательно развеяли их. Развитие атомного, водородного, химического и биологического ору­жия в сочетании с баллистическими ракетами пре­образовало военные проблемы — вместо обычных военных операций возникли два основных конф­ликта, происходящих одновременно, — сражение на внутреннем фронте, которое может оказаться скоротечным и роковым, и борьба между воору­женными силами вдали от внутреннего фронта; последняя, независимо от того, будет ли она дли-

Глава XIV

м

Оборона метрополии

тельной или скоротечной, в конечном счете оказы­вает решающее, хотя иногда и косвенное, влияние на внутренний фронт. В тотальной войне прямая угроза тылу стала величайшей проблемой в облас­ти обеспечения нашей безопасности и даже сохра­нения самой жизни. Оборона метрополии должна обеспечивать нормальный ход жизни страны, если основы гражданской жизни рухнут под ударами

авиации.

Таким образом, ясно, что мероприятия, связан­ные с обороной метрополии, должны проводиться сегодня в самых широких масштабах, чтобы под­держивать волю народа к борьбе и нашу способ­ность продолжать боевые действия. Во время пер­вой мировой войны угроза тылу Англии носила скорее моральный, чем материальный характер, во второй же мировой войне ущерб, причиненный на­шей стране, сильно возрос, но не настолько, чтобы оказаться решающим, — моральный дух народа еще можно было поддержать. Сейчас угроза касается не только морального состояния народа, но и самих средств нашего существования, которые могут быть уничтожены буквально в одну ночь.

IV

Сейчас более чем когда-либо необходимо вне­сти ясность в вопрос о военном и гражданском вкладе в дело обороны метрополии. Вооруженные силы по возможности должны свести к минимуму эффективность атак противника, а также явиться основой гражданской обороны. Опираясь на эти силы, гражданская оборона должна поддерживать нашу Жизнь во всех ее проявлениях не только во время войны, но и в последующий период восста-

новления порядка в стране. В связи с этим необхо­димо помнить, что, хотя с помощью гражданской обороны никогда нельзя выиграть войну, без граж­данской обороны ее вполне можно проиграть.

Мы должны создать такие условия, чтобы ни концепция обороны метрополии в целом, ни ее от­дельные военные и гражданские компоненты не ус­таревали с течением времени. Значит, отдельные задачи самых различных элементов этой обороны следует постоянно пересматривать в свете изменя­ющихся условий войны. Это особенно необходимо потому, что боевые средства коренным образом из­менились даже в ходе нашей собственной довольно короткой истории.

В настоящее время от сил и средств обороны метрополии требуется такая боевая готовность, при которой смертельные удары, направленные на ту или иную страну, могут быть отражены с помо­щью подготовительных мероприятий не только со стороны вооруженных сил, но и со стороны органи­заций гражданской обороны. Как и в отношении всех других сторон обороны, нельзя рассчитывать на то (и исходить из этого при планировании), что с началом военных действий в течение начального периода войны мы будем иметь возможность отмо­билизовать свои силы и даже обучить их.

Не удивительно, что при руководстве силами гражданской обороны возникнет множество труд­ностей, так как жизнь страны приходится коорди­нировать с военными усилиями. Уроки двух миро­вых войн подчеркивают необходимость централи­зации руководства на самом высоком уровне и раз­граничения функций военных и гражданских влас­тей на нескольких уровнях. В Соединенном Коро­левстве разработкой, планированием, координаци-

Глава XIV

Оборона метрополии

ей и руководством проведения всех мероприятий стратегического, военно-учебного и администра­тивного порядка в интересах вооруженных сил и гражданских организаций, участвующих в обороне метрополии, должен заниматься главнокомандую­щий войсками метрополии, ответственный перед комитетом обороны через посредство комитета на­чальников штабов. Во время войны он будет высту­пать в роли коменданта крепости, то есть командо­вать всеми войсками, дислоцированными на Бри­танских островах. Главнокомандующий войсками метрополии поддерживает связь с вооруженными силами через командующих различных степеней из состава всех трех видов вооруженных сил метропо­лии и с гражданскими силами через генерального директора гражданской обороны (Director General of Civil Defence), который связан с местными граж­данскими властями через региональных директо­ров (Regional Directors). Ясно, что и военные и гражданские власти должны искренне стремиться к сотрудничеству, иначе между ними и многочис­ленными гражданскими ведомствами возникнут споры, которые могут быть разрешены только ко­митетом обороны.

В настоящее время в Соединенном Королевстве принята следующая организация: первая линия гражданской обороны создается местными властя­ми; тактическим резервом для этих сил местной обороны служит корпус мобильной обороны (Mobile Defence Corps) во главе с генерал-директо­ром; эти силы гражданской обороны поддержива­ются личным составом территориальной и регу­лярной армии, а в случае необходимости — и воен­но-воздушными силами, специальные военно-мор­ские задачи, связанные с обороной метрополии,

выполняются резервистами и кадровым составом флота. В случае нарушения связи или при возник­новении чрезвычайных обстоятельств когда эф­фективное централизованное управление невоз­можно, почти вся власть переходит к региональ­ным директорам. Так выглядит структура обороны метрополии, разработанная в Соединенном Коро­левстве, но, естественно, что у различных наций — различные формы организации обороны метропо­лии применительно к их политической организа­ции и ожидаемым масштабам нападения.

Прежде чем приступить к разработке планов обороны метрополии, политические руководители должны принять ряд решений: установить суще­ствующее и перспективное соотношение между гражданскими и военными ресурсами. Например, должно ли Соединенное Королевство в наш атом­ный век явиться во время войны военно-промыш­ленной базой или же просто платформой, с кото­рой будут действовать союзные войска, получаю­щие снаряжение из Америки и других заморских баз? От этих решений зависит решение таких важ­ных вопросов в области обороны Британских ост­ровов, как значимость отдельных центров в непо­средственной обороне от нападения, создание необ­ходимых запасов, военно-промышленных вопро­сов, вопросов снабжения и безопасности портов во время войны, распределение людских ресурсов в гражданской, военной и промышленной сферах.

Как и во всяком военном деле, важно, чтобы силы обороны метрополии не были захвачены врасплох, поскольку нет ни одного государства, на­селение которого могло бы выдержать внезапные воздушные налеты, проводимые в крупных масшта­бах в течение сколько-нибудь значительного пери-

till

Глава XIV

яиш

Оборона метрополии

ода времени. Чем лучше подготовлены к выполне­нию своих задач военный и гражданский компо­ненты обороны метрополии и чем лучше подготов­лен сам народ к нападению, которое ему придется отражать, тем в большей степени смогут поддер­жать силы этой обороны жизнь мирного населения во время войны.

Гибкость планов и подготовительных мероприя­тий является еще одной важной стороной обороны метрополии, поскольку силы обороны метрополии должны иметь возможность приспособиться к ха­рактеру и условиям нападения, которые избрал противник. Независимо от того, будет ли нападе­ние рассредоточенным или концентрированным, будет ли оно произведено с помощью водородного, атомного, химического, биологического или обыч­ного оружия и будет ли оно направлено против та­ких объектов, как города, транспортная сеть, доки, или таких, как энергосиловые установки, независи­мо от этого потребуется величайшее упорство в до­стижении цели. Каждое из этих положений ставит перед силами обороны метрополии свои проблемы.

Другой проблемой, требующей самого тщатель­ного рассмотрения и оценки в свете опыта прошло­го, является проблема оповещения о появлении воздушного противника. Организация защиты от бомбардировщиков, применявшихся в прошлом, от сверхзвуковых бомбардировщиков и от баллисти­ческих ракет по своему характеру различна. Сокра­щение периода времени между обнаружением воз­душного противника и бомбардировкой объектов находит отражение во всем комплексе проблем, ка­сающихся обороны метрополии.

Колоссальные разрушения при воздушных нале­тах во время второй мировой войны вызывались

пожарами, и поэтому в тот период служба пожар­ной охраны, возможно, являлась самой важной службой гражданской обороны. Ясно, что без эф­фективно действующей службы пожарной охраны внутренний фронт наверняка рухнул бы. Новые бо­евые средства, конечно, потребуют принятия даже более значительных мер по борьбе с пожарами, од­нако при проведении мероприятий с целью спасе­ния человеческих жизней нам придется преду-Зсмотреть и такую, например, опасность, как смер­тоносные радиоактивные осадки — следствие при­менения ядерного оружия, и возможность приме­нения противником новых видов химического и биологического оружия.

Выявление результатов воздушного нападения станет гораздо более сложным делом вследствие огромных разрушений. Особенно трудно будет по­лучить информацию об ущербе, причиненном во­дородным или даже атомным оружием, по той при­чине, что в районе взрыва и на значительном удале­нии от него будут уничтожены все средства связи. Места взрывов ядерного оружия противника мож­но приблизительно определить с помощью техни­ческих средств, но для получения подробных све­дений о нанесенных потерях потребуется авиация, скорее всего вертолеты.

Таким образом, новая значительно возросшая угроза существованию населения тыла потребует, чтобы мероприятиям по обороне метрополии было придано гораздо большее значение. Задача поддержания жизни в условиях ядерного нападе­ния настолько велика, что силам гражданской обороны потребуется значительная помощь со стороны вооруженных сил. Разумеется, поскольку это касается Соединенного Королевства, помощь

25 Глобальная стратегия

Глава XIV

силам гражданской обороны стала главной зада­чей вооруженных сил. Отряды сил местной обо­роны были созданы во время второй мировой войны главным образом для того, чтобы помочь вооруженным силам предотвратить вторжение немцев в Соединенное Королевство. Затем были созданы силы гражданской обороны с целью по­мочь гражданским ведомствам и полиции умень­шить жертвы и материальный ущерб от воздуш­ных налетов и поддержать жизнь страны. Однако теперь вторжение значительных сил не могло бы произойти в самом начале войны, и поэтому в мирное время вопросам гражданской обороны уделяется большее внимание, чем обучению отря­дов сил местной обороны. Нет сомнений, что во­оруженным силам придется принять участие в обороне метрополии, но суровые требования бу­дут предъявлены и к ресурсам и к усилиям граж­данского населения.

Как уже было отмечено, демократия несет наро­ду не только права, но и обязанности. Государство, которое либо не подготовилось к обороне, либо пе­рестало обороняться, могло поступить так по раз­ным причинам: оно могло счесть, что игра не стоит свеч, что его правители или правительства продаж­ны и должны быть сброшены любой ценой; или же правительство само могло оказаться слабым и вы­нести решение прекратить военные действия. Такое государство может не обязательно оказаться просто слабым — оно может страдать болезнью, порожден­ной демократией. Поэтому сейчас особенно важно, чтобы общественное мнение было здравым, а не безразличным или возбужденным, ибо это несов­местимо с политической и военной оценкой меж­дународной обстановки во время мира или войны.

Оборона метрополии

Пропаганда и распространение информации яв­лялись также чрезвычайно важными факторами обороны метрополии во время второй мировой войны. Министерство информации проделало ог­ромную работу, помогая поддерживать высокое мо­ральное состояние населения и вооруженных сил путем преподнесения общественности соответству­ющим образом подобранных фактов в надлежащее время. Хотя эту сторону обороны метрополии не­возможно оценить, несомненно, что в будущей вой­не распространение информации и пропаганда сыг­рают жизненно важную роль.

V

Если значение гражданской обороны как одной из сторон обороны метрополии заметно повысится, значение вооруженных сил при выполнении ими различных задач, связанных с обороной метропо­лии, также возрастет. Вооруженные силы не долж­ны допустить, чтобы нападение противника было сокрушительным, иначе силы гражданской оборо­ны не смогут приступить к выполнению своей зада­чи по поддержанию жизни тем или иным спосо­бом. Вооруженные силы должны также являться резервом для сил гражданской обороны.

В задачу сухопутных сил, особенно частей тер­риториальных войск, входит удержание войск про­тивника на значительном расстоянии от метропо­лии. Они должны находиться в резерве на случай оказания помощи органам гражданской обороны. Они должны также оказывать поддержку полиции, а в случае войны — установить контроль над стра­ной. Важно, чтобы правительство было готово ко всем перипетиям будущей войны, так как вполне

25*

возможно, что в случае мощного удара с помощью ядерного оружия нам придется жить, работать и бороться в условиях военного положения, и тогда задача сил гражданской обороны будет состоять в оказании поддержки вооруженным силам — в про­тивовес общепринятому положению, согласно ко­торому вооруженные силы в обычных условиях поддерживают органы гражданской обороны.

Военно-морские силы, особенно военно-мор­ской резерв, также должны находиться в постоян­ной готовности оказать помощь в обслуживании портов и в разгрузке судов. Задача ВВС в деле обо­роны метрополии прежде всего состоит в том, что­бы своими наступательными и оборонительными действиями уменьшить разрушительность нападе­ния противника.

По нашему мнению, в обороне метрополии важ­нейшую роль будут играть и различные граждан­ские организации, и вооруженные силы, вслед­ствие этого крайне необходимо координировать их деятельность. В будущей тотальной войне каждый правительственный орган, будь то центральный или местный, окажется втянутым в борьбу за существо­вание. Планирование важнейших мероприятий во­енного времени еще в мирное время должно произ­водиться правительственными органами, ответ­ственными за эффективное посильное участие тех или иных сил в тотальной войне. Таким образом, ни планирование в мирное время, ни руководство в военное время не были бы сосредоточены в руках одного человека или в одном органе. В Соединен­ном Королевстве организация продовольственного снабжения возложена на министерство земледе­лия, а вопросами расквартирования, эвакуации и водоснабжения занимается министерство жилищ-

Оборона метрополии

ного строительства и местное самоуправление. Раз­нообразие и сложность возникающих проблем обусловливают необходимость тщательного согла­сования и координации действий. Первоочередная задача министерства обороны в мирное время в от­ношении обороны метрополии состоит в том, что­бы подготовить отдельные виды вооруженных сил к выполнению задач военного времени. Кроме того, министр обороны, являясь заместителем председа­теля комитета обороны, должен добиться эффек­тивного согласования действий между различны­ми гражданскими министрами и, в частности, по­могать комитету обороны и кабинету министров решать вопрос о распределении расходов.

Решение проблемы координации действий свя­зано со многими трудностями, и это вызвано тем, что в сферу самой гражданской обороны вовлека­ется великое множество гражданских ведомств, ко­торые в мирное время трудно сочетать с военной властью. Мы уверены, что будущая тотальная вой­на обусловит необходимость введения в Соединен­ном Королевстве такой формы военного положе­ния, при которой гражданские власти сообразова­лись бы с требованиями военных властей. Поэтому планирование, осуществляемое в мирное время в интересах обороны метрополии, следовало бы ко­ординировать министру обороны. При этом не мо­жет быть и речи о том, чтобы военные руководите­ли отдавали приказы политическим руководите­лям во время мира или войны. Власти органов гражданской обороны должны иметь к министру обороны такой же свободный доступ, как и воен­ные власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наступило время рассмотреть нашу позицию в отношении войны и стратегии. Война всегда счита­лась величайшим злом, прерывающим мирное те­чение политического и социального прогресса. Причины и последствия войн во всем их многооб­разии тщательно исследовались историками, но изучение действительного хода войны обычно вы­падало на долю военных писателей. Многие про­фессиональные историки упустили из виду тот факт, что война есть неотъемлемая часть обще­ственно-политической жизни и что она представ­ляет собой одну из сторон человеческой деятель­ности. Из этой истины вытекают два важных поло­жения.

Первое положение — определение цели войны является основным фактором — сформулировал Клаузевиц; тем самым он конкретизировал многие другие черты войны, которые в его дни стали ясно различимыми. Но возьмите его знаменитое заявле­ние о том, что «война есть продолжение политики иными средствами» (насильственными средства­ми), и рассмотрите его в свете современных усло­вий. В случае ядерной войны ничто не оказалось бы таким далеким от истины, как это утверждение.

 

Такая война в случае ее развязывания означала бы конец всякой политики и полное взаимное истреб­ление. Это не означает (в случае благоприятного для агрессора поворота событий), что ядерная вой­на не начнется; это просто означает, что упор дела­ется на холодные, локальные и ограниченные вой­ны, которые справедливо рассматривать как «про­должение политики иными средствами». Как же мы должны действовать в любом из этих случаев?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: