Авиация стала основным компонентом военно-морского флота, и это обусловлено не только его новыми наступательными функциями, но и его традиционными функциями по охране морских просторов. Во многих отношениях корабельный состав военно-морского флота занимает сейчас подчиненное положение по отношению к авиации, являясь ее носителем. Правда, военные суда всегда были носителями тех или иных видов вооружения— артиллерийского, минно-торпедного и т. п., однако самолеты и баллистические ракеты, особенно если они предназначены для нанесения ударов по объектам, расположенным в глубоком тылу противника, ставят перед нами целый ряд проблем, в которых воздушная и морская стратегия тесно переплетаются. Искусственное подразделение функций, свойственных тем или иным видам вооруженных сил, в системе морской стратегии Англии многогранно: армейская артиллерия применяется для противо-
Глава
Морская стратегия
воздушной обороны наших портов и охраны каботажных перевозок, истребители военно-воздушных сил — для борьбы с самолетами, сбрасывающими мины в наших портах и прибрежных водах, корабли военно-морского флота — для траления этих мин, самолеты с береговых баз военно-воздушных сил — для ведения разведки на море, самолеты с авианосцев военно-морского флота и с береговых баз военно-воздушных сил — для отражения налетов на караваны транспортных судов.
С момента появления военно-воздушных сил Адмиралтейство долгое время вело арьергардные бои, отстаивая интересы флота, министерство же авиации, заранее рассчитывая на успех, выдвигало явно преувеличенные требования. Но каковы бы ни были желания представителей этих двух видов вооруженных сил, жизнь требовала все более тесного сближения их стратегий, а поэтому теперь военно-морские и военно-воздушные силы неразрывно связаны. Ясно, что настало время для более полного объединения вспомогательных функций морской и воздушной стратегии как в отношении традиционных задач по обеспечению безопасности морских коммуникаций, так и в отношении новых задач, связанных с наступательными действиями.
|
В слиянии военно-морских и военно-воздушных сил, очевидно, кроются большие преимущества, но прежде чем предпринимать конкретные шаги в направлении объединения каких-либо функций названных видов вооруженных сил, этот вопрос необходимо самым тщательным образом изучить в соответствующих министерствах. Полное слияние военно-морских и военно-воздушных сил в настоящее время может оказаться не совсем правильной мерой, но было бы ошибочным считать эту
идею неосуществимой и не заслуживающей внимания. Тем не менее, вряд ли вызывает сомнение тот факт, что сейчас имеются веские основания для объединения высших инстанций, разрабатывающих обе стратегии. Такое объединение могло бы дать более положительные результаты, чем практикующаяся сейчас координация двух узковедомственных точек зрения в комитете начальников штабов; оно должно охватить такие виды деятельности, как разведка, планирование, ведение и обеспечение боевых действий, использование техники и, может быть, даже финансирование.
Нас не может удовлетворить национальная стратегия, разработанная путем согласования узковедомственных точек зрения Адмиралтейства и министерства ВВС на авианосную и аэродромную авиацию. Ясно, что национальная стратегия должна быть господином положения, а морская и воздушная стратегии должны стать ее слугами.
|
Многие авторитеты испытывают значительные затруднения, пытаясь избавиться от ведомственных соображений и подчинить свои суждения и опыт интересам национальной стратегии. Вероятно, стратегия на Средиземном море является ярчайшим примером того, как можно слить в единое целое авианосную и аэродромную авиацию130, а также корабли, вооруженные ракетами, добившись тем самым не только максимальной экономии, но и максимальной эффективности. Деление функций авианосной и аэродромной авиации явно ведет к тому, что как сил, так и баз требуется больше, чем при их совместном существовании в рамках национальной стратегии. Более того, этот пример говорит о том, что наши вооруженные силы должны быть организованы на основе союзной стратегии, а
22 Глобальная стратегия
Глава
не на основе отдельных национальных стратегий Англии и Соединенных Штатов. Точно так же объективный подход к решению общих проблем, стоящих перед союзниками на Дальнем Востоке и Тихом океане, привел бы к значительному повышению эффективности и экономичности данной стратегии.
ГЛАВА
ВОЗДУШНАЯ СТРАТЕГИЯ
I
Рассматривая военную историю, не так-то легко воздать должное основоположникам стратегий военно-морского флота и сухопутных войск. Это объясняется тем, что современная стратегия военно-морского флота и стратегия сухопутных войск являются плодом многовекового развития. Что же касается военно-воздушных сил и их стратегии, то при их короткой истории, казалось бы, сравнительно легко отыскать людей, которые, если можно так выразиться, сформулировали основные положения воздушной стратегии. Однако здесь существует национальное соперничество.
|
Итальянские и некоторые американские энтузиасты ВВС считают создателем воздушной стратегии Дуэ131, который в своей книге «Господство в воздухе», впервые опубликованной в 1921 году, изложил основные положения воздушной стратегии, причем в большей своей части они используются на практике и в настоящее время. Однако некоторые английские энтузиасты приписывают первоначальное изложение принципов воздушной стратегии маршалу королевских военно-воздушных сил виконту Тренчарду. Это слишком большая претензия, так как даже когда Тренчард стоял во главе са-
22*
Глава
мостоятельных ВВС в 1918 году, он предпочитал стратегии, предусматривающей нападение на тылы противника с воздуха, воздушную стратегию, предусматривающую поддержку армии.
Почти не вызывает сомнений тот факт, что основоположником воздушной стратегии был генерал Смэтс (1917 год). Под влиянием воздушных налетов немцев на Лондон в июне и июле 1917 года Смэтс, вдохновленный генералом Геидерсоном, в августе 1917 года написал исторический меморандум. Этим документом были заложены основы будущих королевских ВВС. В нем говорилось: «Насколько можно предвидеть в настоящее время, использование ВВС как самостоятельного вида вооруженных сил в будущих войнах не имеет пределов. И, возможно, недалек тот день, когда воздушные операции, влекущие за собой опустошение территорий противника и разрушение промышленных районов и населенных пунктов в широких масштабах, могут стать основными операциями войны, а такс устаревшие формы, как сухопутные и морские операции, могут стать второстепенными и подчиненными первым».
Королевские ВВС после первой мировой войны выделились в самостоятельный вид вооруженных сил, имея собственную своеобразную стратегию, и этим они обязаны своими руководителям того времени и проницательности государственных деятелей, подобных Смэтсу. Это была не привилегия, данная новому роду войск, личный состав которого понес большие потери в войне, а признание того, что позднее колоссальная воздушная мощь приобретет огромное влияние (и вторая мировая война подтвердила это). Воздушные силы как тактический придаток наших сухопутных сил были явно не-
воздушная стратегия
достаточны. Мы понимаем, что в воздухе нам понадобится сила огромной ударной мощи, равная воздушной мощи других европейских стран, если не превосходящая ее. Стратегия, учитывающая самые различные изменения, обусловленные появлением воздушной мощи, могла быть разработана только в том случае, если бы этот вид вооруженных сил задумали и организовали с учетом стоявших перед ним огромных задач. К сожалению, и английское военное министерство и Адмиралтейство противились созданию нового вида вооруженных сил, и это было следствием скорее врожденного консерватизма, чем реальной оценки его возможностей. В сухопутных войсках и военно-морском флоте они по-прежнему видели единственную силу, способную решить исход войны. Как отмечалось ранее, обе стороны в этом споре преувеличивали свои претензии в отношении эффективности или неэффективности стратегии ВВС. Вторая мировая война, которой было суждено научить нас столь многому, подтвердила правильность высказываний о необходимости использования ВВС для поддержки наземных и военно-морских сил, с одной стороны, и для проведения стратегических бомбардировок — с другой.
В то время как армия и флот самостоятельно определили свою стратегию применительно к своим особенностям и отнюдь не в рамках национальной стратегии, военно-воздушные силы не смогли сделать этого, потому что возможности ВВС все еще не определены и находятся в стадии изучения. Дать такому молодому, но уже такому мощному виду вооруженных сил стратегию, рассчитанную на общенациональные и даже международные нужды, — серьезное испытание мудрости политического руководства Уайтхолла или Вашингтона.
Глава
(J t Й
мостоятельных ВВС в 1918 году, он предпочитал стратегии, предусматривающей нападение на тылы противника с воздуха, воздушную стратегию, предусматривающую поддержку армии.
Почти не вызывает сомнений тот факт, что основоположником воздушной стратегии был генерал Смэтс (1917 год). Под влиянием воздушных налетов немцев на Лондон в июне и июле 1917 года Смэтс, вдохновленный генералом Геидерсоном, в августе 1917 года написал исторический меморандум. Этим документом были заложены основы будущих королевских ВВС. В нем говорилось: «Насколько можно предвидеть в настоящее время, использование ВВС как самостоятельного вида вооруженных сил в будущих войнах не имеет пределов. И, возможно, недалек тот день, когда воздушные операции, влекущие за собой опустошение территорий противника и разрушение промышленных районов и населенных пунктов в широких масштабах, могут стать основными операциями войны, а такс устаревшие формы, как сухопутные и морские операции, могут стать второстепенными и подчиненными первым».
Королевские ВВС после первой мировой войны выделились в самостоятельный вид вооруженных сил, имея собственную своеобразную стратегию, и этим они обязаны своими руководителям того времени и проницательности государственных деятелей, подобных Смэтсу. Это была не привилегия, данная новому роду войск, личный состав которого понес большие потери в войне, а признание того, что позднее колоссальная воздушная мощь приобретет огромное влияние (и вторая мировая война подтвердила это). Воздушные силы как тактический придаток наших сухопутных сил были явно не-
Воэдушная стратегия
достаточны. Мы понимаем, что в воздухе нам понадобится сила огромной ударной мощи, равная воздушной мощи других европейских стран, если не превосходящая ее. Стратегия, учитывающая самые различные изменения, обусловленные появлением воздушной мощи, могла быть разработана только в том случае, если бы этот вид вооруженных сил задумали и организовали с учетом стоявших перед ним огромных задач. К сожалению, и английское военное министерство и Адмиралтейство противились созданию нового вида вооруженных сил, и это было следствием скорее врожденного консерватизма, чем реальной оценки его возможностей. В сухопутных войсках и военно-морском флоте они по-прежнему видели единственную силу, способную решить исход войны. Как отмечалось ранее, обе стороны в этом споре преувеличивали свои претензии в отношении эффективности или неэффективности стратегии ВВС. Вторая мировая война, которой было суждено научить нас столь многому, подтвердила правильность высказываний о необходимости использования ВВС для поддержки наземных и военно-морских сил, с одной стороны, и для проведения стратегических бомбардировок — с другой.
В то время как армия и флот самостоятельно определили свою стратегию применительно к своим особенностям и отнюдь не в рамках национальной стратегии, военно-воздушные силы не смогли сделать этого, потому что возможности ВВС все еще не определены и находятся в стадии изучения. Дать такому молодому, но уже такому мощному виду вооруженных сил стратегию, рассчитанную на общенациональные и даже международные нужды, — серьезное испытание мудрости политического руководства Уайтхолла или Вашингтона.
Глава XIII
Если рассмотреть последствия войны в воздухе, окажется, что воздушные силы по сравнению с двумя другими более старыми видами вооруженных сил имеют другие функции и воздействуют на иные факторы, которые в свою очередь влияют на роль сухопутных и военно-морских сил. Вследствие этого старое понятие о цели войны, заключающееся в том, чтобы сломить волю противника к победе путем дезорганизации его вооруженных сил в бою, требует коренного пересмотра. Его необходимо заменить новым понятием, основанным на осознании действительной природы воздушной войны.
Впервые военно-воздушные силы были применены в операциях, проводимых морскими и сухопутными силами; их задача состояла в поддержке этих сил, а также в предотвращении или упреждении операций сухопутных сил противника. Такая характерная черта военно-воздушных сил как гибкость, которая достигается высокой скоростью, дальностью действия, а также относительной независимостью этих сил от естественных препятствий, имеет особо важное значение при оказании поддержки сухопутным и военно-морским силам. С ростом воздушных сил и их операции по поддержке морских и сухопутных сил превратились из основных во вспомогательные.
Однако новое место воздушной стратегии подвергалось сомнению и оспаривалось. Вплоть до второй мировой войны очень немногие почтенные военные стратеги признавали, что воздушные силы могут выполнять какую-либо функцию, кроме оказания поддержки сухопутным и военно-морским силам. Они доказывали, что разгром сухопутных войск и военно-морского флота против-
Воздушная стратегия
ника является предпосылкой победы, и воздушная стратегия, предусматривающая обход военно-воздушными силами сухопутных войск и военно-морского флота противника по воздуху и нанесение удара непосредственно по его тылу, была дискредитирована.
Во время первой мировой войны Адмиралтейство пополнило наши военно-морские силы авианосцами, но это было сделано для того, чтобы иметь самолеты для поддержки самих военно-морских сил, но не для использования их в целях выполнения самостоятельных задач. Мы уже видели, какая полемика разгорелась вокруг вопроса о достоинствах линкоров и авиации как основных компонентах морской мощи и вокруг вопроса о береговой артиллерии и авиации как основных компонентах береговой обороны. Лишь после окончания второй мировой войны руководителям двух более опытных видов вооруженных сил стало ясно, что воздушная стратегия может быть отличной от стратегий армии и флота. Только тогда была признана самостоятельная роль военно-воздушных сил, то есть их способность наносить удары по военным и невоенным объектам всех видов с больших расстояний и во всех направлениях от авиационных баз.
В Англии эта полемика и ведомственные предрассудки привели к тому, что на военно-воздушные силы была возложена ответственность за обеспечение поддержки сухопутных войск, но тем не менее этот вид поддержки все еще остается на положении Золушки. Мы видели, что спор по поводу сфер действия военно-морского флота и военно-воздушных сил в военно-морских кругах привел к крайне искусственному и неэкономичному разделению обязанностей между Адмиралтей-
Глава XIII
ством и министерством авиации: в ведении первого оказалась вся авианосная авиация, а в ведении второго — вся боевая авиация берегового ба зирования.
II
В случае тотальной войны воздушные силы союзных держав, служащие средством сдерживания в мирное время, окажутся идеальным оружием ведения такой войны, потому что чем эффективнее они как средство сдерживания, тем лучше они смогут выполнять свои боевые задачи. Трудной, крайне важной проблемой, которая должна быть изучена в мирное время, является проблема выбора групповых и одиночных объектов, против которых должны быть направлены стратегические бомбардировщики и баллистические ракеты.
Существуют две крупные категории систем объектов, которые необходимо поразить в начальных и решающих фазах тотальной войны. Этими объектами являются, во-первых, объекты, обеспечивающие победу, разрушение которых ведет прямо или косвенно к поражению противника, и, во-вторых, объекты, обеспечивающие безопасность, разрушение которых ослабит натиск противника и таким образом облегчит нанесение ударов нашими силами по его объектам первой категории. Установление соответствия между нанесением по противнику ударов, которых он не в состоянии выдержать, и обеспечением безопасности наших баз, с которых наносятся эти удары, является одним из наиболее трудных стратегических решений: это есть соответствие между тем, что мы хотели бы делать, и тем, что мы должны делать.
Воздушная стратегия
Чтобы принять решение, касающееся выбора систем объектов, необходимо всесторонне изучить эти объекты. Например, рассматривая объекты на территории России, необходимо знать все подробности о системе расположения промышленных предприятий, рассредоточенных по всей ее территории, благодаря чему там нет или почти нет жизненно важных систем объектов; подробности о редкой и чрезвычайно уязвимой сети железных дорог, особенно в таких узловых пунктах, как Москва, Киев, Смоленск и Харьков; иметь сведения о способности русских к маскировке и использованию подручных средств; знать подробности об особенностях политической власти, которая в мирное время сконцентрирована в Москве, и о децентрализации управления страной по отдельным краям и областям; подробности о числе баз стратегических бомбардировщиков, количестве бомбардировщиков; иметь подробные сведения об авиационной промышленности и об организации и мощи русской системы противовоздушной обороны.
После начальных фаз войны, а возможно даже одновременно с ними стратегическая авиация может быть использована для поддержки военно-морских или сухопутных сил во время проведения ими военных операций или перед ними, что будет осуществляться либо путем нанесения прямых ударов по сухопутным и военно-морским силам противника, либо путем изоляции их от помощи извне. Воздушная стратегия должна быть достаточно гибкой, чтобы в зависимости от обстановки можно было или атаковать обе категории объектов (объекты, обеспечивающие победу, и объекты, обеспечивающие безопасность) или поддерживать сухопутные и военно-морские силы.
Глава XIII
При сравнении стратегий Соединенного Королевства и России выясняется, какое важное значе-н-ие имеют географические факторы. В Англии наблюдается большая концентрация жизненно важных объектов, разрушение которых даже в ограниченном количестве было бы смертельным для страны. В то же время Соединенное Королевство, являясь довольно компактным, имеет возможность прибегнуть к высокоэффективной обороне с помощью истребителей и управляемых снарядов. В противоположность этому промышленные предприятия России, расположенные к западу и востоку от Уральского хребта, разбросаны широко. В России не наблюдается такой высокой концентрации жизненно важных объектов, как в Англии, поэтому любая противовоздушная оборона с помощью истребителей и управляемых снарядов представляет для России гораздо более сложную проблему.
Роль авиации в холодной и локальной войнах, где основные наступательные средства массового поражения обычно не применяются, в основном сводится к достижению превосходства в воздухе на театре военных действий и в прилегающих к нему районах в интересах сухопутных сил, к обеспечению воздушных перебросок, оказанию поддержки армии и к нападению на коммуникации и базы, обслуживающие войска противника. Современные военно-воздушные силы не только сохранили, но и значительно развили свою способность выполнять две первые задачи, но, к сожалению, в настоящее время боевые самолеты стали менее пригодными для оказания поддержки. Такова цена прогресса в авиации, но дальнейшее развитие военной техники уже нашло другие средства поддерж-
Воздушная стратегия
ки, такие, например, как тактическое атомное оружие и управляемые снаряды.
Новые виды оружия в громадной степени увеличат важность основных задач авиации: с одной стороны, оружие массового поражения, бомбардировщики дальнего действия и баллистические ракеты усилят роль сдерживающей и разрушительной мощи наступления, с другой стороны, оборонительные управляемые снаряды поднимут на еще большую высоту защитную мощь обороны.
С тактической точки зрения, бомбардировочной авиации будут необходимы самолеты, обладающие максимальной скоростью, максимальной дальностью действия и максимальным потолком. Эти повышенные летные данные означают, что самолеты будут характеризоваться большей мощностью и сложностью их оборудования. Их стоимость, следовательно, неизбежно возрастет. И действительно, стоимость очередной серии наших бомбардировщиков уже настолько высока, что мы можем позволить себе иметь в строю лишь строго ограниченное число этих самолетов. Таким образом, поскольку дело касается технических изменений, в будущем нашу бомбардировочную авиацию должны составлять самолеты с высокими летными данными, правда в меньшем количестве по сравнению с прошлым, когда применялось обычное оружие. К счастью, громадный рост ударной мощи авиации позволяет выполнять те или иные задачи с помощью значительно меньшего количества самолетов. Например, разрушения, причиненные взрывом одной примитивной атомной бомбы в Хиросиме, равны разрушениям, причиненным при налетах на Гамбург тысячами бомбардировщиков с обычными бомбами. Кроме того, меньшее число самолетов бу-
Глава
дет компенсироваться более точным бомбометанием, что, вероятно, будет достигаться путем применения управляемых бомб. Необходимость повышения летно-технических характеристик привела к разработке новых видов наступательного оружия, образцы которого в период прошлой войны — «Фау-1 и «Фау-2» — были весьма примитивными. Будущие беспилотные бомбардировщики и баллистические ракеты станут важным дополнением к нашим бомбардировщикам и в свою очередь вызовут необходимость дальнейших радикальных изменений в структуре ударной авиации.
Независимо от того, будет ли наша бомбардировочная авиация оснащена пилотируемыми самолетами или беспилотными средствами, все равно понадобятся довольно значительные высокоэффективные силы разведывательной авиации и авиации наведения, причем они скорее будут нужны при использовании беспилотных средств, чем пилотируемых самолетов. Опыт прошлой войны иллюстрирует это — ведь уже тогда в составе английского бомбардировочного командования на каждые десять боевых бомбардировщиков приходился один разведывательный самолет или самолет наведения. Теперь же в связи с появлением ядерного оружия, обладающего колоссальной разрушительной силой, данное соотношение должно быть один к одному. Следует, однако, иметь в виду, что мы могли бы прибегнуть к ограниченному использованию разведывательной авиации лишь при осуществлении налетов на крупные и хорошо известные объекты. Подразделения радиолокационной разведки и радиопомех, созданные при бомбардировочном командовании в период второй мировой войны с целью оказания содействия нашим бомбардировщи-
кам в борьбе со средствами ПВО противника, приобретают первостепенное значение в связи с новыми техническими достижениями. Эти подразделения должны оказывать помощь нашим пилотируемым бомбардировщикам и, что еще важнее, нейтрализовать действия противника по перехвату наших беспилотных бомбардировщиков и управляемых снарядов дальнего действия класса «земля — земля».
С появлением новых боевых средств наша истребительная авиация также претерпит радикальные изменения. Мы уже видели, что старая система постепенного выведения из строя бомбардировочной авиации противника путем нанесения ему, скажем, 5—10 процентов потерь является непригодной в случае применения противником атомного или водородного оружия. Если мы хотим уцелеть в будущей войне, необходимо, чтобы процент потерь противника в бомбардировщиках приближался к полному уничтожению. К счастью, развитие зенитных управляемых снарядов дает в этом отношении известную перспективу. Для борьбы с современными бомбардировщиками, обладающими высокими летно-техническими характеристиками, потребуются сверхзвуковые истребители (пилотируемые или беспилотные) и управляемые снаряды; производство и применение их обойдется дорого, и число их будет ограниченным. Поэтому названные оборонительные средства должны обладать большой точностью и мощностью огня. В современных условиях ни один пулемет или пушка не являются достаточно эффективными по дальности стрельбы, меткости и поражающим возможностям. В связи с этим для вооружения истребителей понадобятся управляемые снаряды класса «воздух — воздух». Однако следует помнить, что управляемые снаряды
Глава XIII
П;.
класса «воздух - воздух», вероятно, в течение ближайших нескольких лет будут характеризоваться ограниченными возможностями применения на больших и малых высотах, поэтому следует сделать все возможное для устранения этих недостатков.
Управляемые снаряды класса «земля — воздух» как наиболее совершенная замена средней и тяжелой, если не легкой, зенитной артиллерии существенно повлияют на нашу современную истребительную авиацию, вызвав появление множества новых тактических концепций. Новые виды оружия, обладая высокой поражающей способностью, будут иметь и свои недостатки; один из основных недостатков — высокая стоимость многочисленных центров, необходимых для их хранения. Чем меньше дальность полета управляемых снарядов, тем больше требуется центров с достаточным количеством снарядов, обеспечивающим отражение самого крупного воздушного налета на объекты в пределах дальности их полета, И чем больше дальность полета управляемых снарядов, тем меньше потребуется центров для их хранения; с возрастанием высоты полета снаряды и их аппаратура управления усложняются и делаются дороже. Однако более выгодное по сравнению с другими великими державами географическое положение и размеры Соединенного Королевства, вероятно, благоприятствуют организации здесь обороны с помощью снарядов класса «земля — воздух».
С появлением новых видов оружия возникает новая проблема в области обороны, внушающая величайшее беспокойство. По мере увеличения дальности и точности действия баллистической ракеты, а также ее поражающих возможностей труд-
ность решения этой проблемы будет возрастать, потому что как бы ни была сложна оборона от современных скоростных бомбардировщиков, оборона от баллистических ракет во много раз сложнее. В ближайшие годы самым эффективным методом противоракетной обороны будут, вероятно, налеты на системы объектов противника, которые обеспечивают их производство и запуск. Тем не менее, противоракетная оборона является крайне сложной проблемой, за разрешение которой наши ученые должны взяться со всей серьезностью. Для целей ПВО необходимы также эффективные средства создания радиопомех, которые могли бы помешать противнику нарушить действия наших сил обороны и лишить его возможности использовать наши даже самые малосущественные средства обеспечения самолетовождения или бомбометания.
Современный истребитель и новый зенитный управляемый снаряд обусловят большие изменения в организации наших войск ПВО. Например, в Соединенном Королевстве со всей тщательностью должен быть продуман вопрос о том, будет ли ПВО состоять из двух отдельных компонентов — службы самолетов-истребителей и службы управляемых снарядов класса «земля — воздух», причем обе службы окажутся в непосредственном подчинении командующего ПВО, или же каждый сектор должен иметь комплекс этих средств ПВО. В любом случае сочетание нового вида оружия — управляемого снаряда с более старым — истребителем и увеличение скорости выхода на цель при налете заставят нас изменить систему управления и оповещения (организация которой вообще является трудным делом) с целью наладить взаимодействие тех элементов ПВО, которые должны обеспечивать уп-
Глава
равленпе боевыми средствами и осуществлять контроль за ними.
Стратегия обороны с помощью управляемых снарядов, очевидно, будет менее сложной по сравнению со стратегией обороны с помощью истребителей. В будущей войне решающую роль сыграют дальность действия снаряда, высота его полета и система дальнего обнаружения. По-видимому, наиболее сложной проблемой, касающейся стратегии обороны с помощью управляемых снарядов, является технический прогресс; трудность состоит в определении таких характеристик боевых средств, которые позволят превзойти наступательные боевые средства противника, причем все это должно производиться без особых дополнительных затрат. В настоящее время считают, что чем больше дальность действия, тем выше минимальная эффективная высота, ниже которой потребуются зенитные орудия или какой-либо другой вид оружия.
Конкретные проблемы стратегии состоят в принятии решения, где расположить центры управляемых снарядов и какой должна быть величина запасов. Центры управляемых снарядов с соответствующим запасом, сделанным в мирное время, будут, конечно, обходиться дорого, и они не будут мобильными, так что в течение некоторого времени в наших системах обороны управляемые снаряды, по всей вероятности, будут сочетаться с истребительной авиацией, а это потребует искусного и твердого тактического руководства.
Стратегия боевого использования баллистических ракет обещает быть даже еще более простой, чем стратегия боевого использования оборонительных управляемых снарядов. При условии надлежащей осведомленности об объекте, без помощи спе-
Воздушная стратегия