Подход к национальной стратегии, основывающейся, как это и имеет место в действительности, на союзной стратегии, должен быть здравым и беспристрастным.
It!
VII
В ходе прошлой войны стратегическая концепция командования ВВС постепенно была навязана командованиям военно-морских сил и сухопутных войск, а после того как мы сделали выводы из катастроф в Греции, на Крите9"' и других, наши руководители начали признавать преимущества нанесения ударов по стратегически важным объектам.
Когда союзники приняли решение создать оперативную группу с целью изгнать противника из Северной Африки и был назначен верховный главнокомандующий для этой операции, черты совместной стратегии стали вырисовываться четче. Верховный главнокомандующий, как предполагалось и как позже показал опыт действий на других театрах, имел преимущество перед верховным командованием, состоящим из представителей трех видов вооруженных сил, в деле соединения стратегий видов вооруженных сил в единое целое. Вероятно, в данном случае впервые преимущества разумной и гибкой стратегии использования авиации стали очевидны для командований всех видов вооруженных сил, даже командование ВВС признало важность авиационной поддержки. Так начали разре-
шать одно из самых крупных противоречии видов вооруженных сил, хотя окончательное соглашение еще не было достигнуто. Была создана гибкая стратегия использования авиации; при проведении решающих морских или наземных операций максимум сил авиации выделялся для выполнения задач по авиационной поддержке, в то время как при проведении обычных повседневных действий военно-морских сил и сухопутных войск, когда обстановка не была напряженной, максимум сил авиации использовался для стратегических бомбардировок таких объектов, как важные узлы коммуникаций, корабли и базы противника, с которых осуществлялось снабжение его войск в районе боевых действий. Кроме того, если в ближайшее время не намечалось важных сухопутных операций, усилия авиации сосредоточивались на объектах в тылу противника и на его военном потенциале. Эта гибкая стратегия принесла свои плоды на Среднем Востоке, например у Алам Эль-Хальфы%, где в самый критический момент благодаря ее применению запасы горючего в армии Роммеля были доведены до трехдневной нормы.
|
Примеры насильственного соединения стратегий трех видов вооруженных сил в одну разумную совместную стратегию могут быть взяты и из опыта кампании в Юго-Восточной Азии. В данном случае также не вызывает сомнений тот факт, что три стратегические концепции вряд ли удалось бы связать воедино без верховного главнокомандующего, поскольку нд этом театре военных действий в результате более чем векового пребывания в Индии первоклассной сухопутной армии узковедомственные концепции были даже сильнее, чем в других областях английской сферы влияния.
Национальная современная стратегия
По существу основой противоречий в вопросах английской стратегии в Юго-Восточной Азии было существование в корне различных стратегий трех видов вооруженных сил. Стратегия командования ВМФ главную роль отводила господству на море, причем не в каком-либо одном географическом районе, а везде, где только мог появиться военно-морской флот противника, в том числе в Индийском океане. За применением этой стратегии на практике следило Адмиралтейство, которое противилось передаче крупных сил флота в распоряжение местного командующего войсками на театре военных действий. Стратегия командования сухопутных войск на данном театре военных действий в течение ряда столетий предусматривала ведение войны в джунглях с привлечением для этой цели всех сил и средств государства. Если бы командованию сухопутных войск предложили план, предусматривающий уничтожение Японии атомными бомбами или высадку морского десанта с целью захвата Сингапура, то есть план, аналогичный плану вторжения в Нормандию в 1944 году (примерно такой и была стратегическая концепция верховного главнокомандующего), оно все равно предпочло бы вести войну в джунглях. Стратегия командования ВВС, как и всегда, основывалась на стратегических бомбардировках, и любое требование отойти от этой стратегии в интересах обеспечения боевых действий сухопутных войск, в том числе в интересах осуществления в широком масштабе снабжения сухопутных войск по воздуху, рассматривалось как кощунство. К счастью, у нас был верховный главнокомандующий, который в конце концов сумел свести эти противоречащие друг другу стратегии в единую целеустремленную стратегию.
|
16 Глобальная стратегия
Глава VIII
Сейчас командование военно-морского флота больше не оспаривает значения стратегических бомбардировок: ядерное оружие исключает всякую дискуссию между руководителями видов вооруженных сил по этому вопросу. Однако огромная разрушительная сила ядерного оружия заставляет сомневаться в том, что к нему когда-нибудь прибегнут. Уже не ведутся споры по поводу стратегического значения линкоров и самолетов. В настоящее время решается следующий важный вопрос — должна авиация базироваться на авианосцы или на наземные аэродромы, то есть какие самолеты должны иметь в своем распоряжении военно-морской флот и ВВС для решения задач на море.
|
По тем же причинам не оспаривает значения стратегических бомбардировок и командование сухопутных войск. Оно сознает проблемы и возможности, возникшие в результате появления тактического атомного оружия и способности войск применять его на поле боя, однако в настоящее время руководители видов вооруженных сил никак не решат вопроса о пригодности современных самолетов для выполнения задач авиационной поддержки. Кроме того, мнения командующих видами вооруженных сил расходятся по вопросу об объеме стратегических задач, которые могут быть возложены на транспортные самолеты и вертолеты, а также по вопросу о том, в чьем распоряжении они должны находиться.
Несмотря на существование в корне различных стратегий трех видов вооруженных сил, министерство обороны сознает необходимость создания национальной стратегии, на ба"зе которой должны формулироваться стратегии трех видов вооруженных сил и стратегия обороны метрополии (Ноте
Национальная современная стратегия
defence strategy). О необходимости создания такой стратегии говорят первые части Белой книги, освещающей вопросы обороны, за 1955 и 1956 годы, которые отводят ядерному оружию решающую роль и в зависимость от него ставят разработку национальной стратегии. В этих документах говорится и о трудностях разработки разумной совместной стратегии, поскольку из последующих частей Белой книги за оба года видно, как узковедомственные стратегии видов вооруженных сил продолжают вторгаться в общую стратегию.
Военно-воздушная стратегия сейчас еще большую роль, чем прежде, отводит стратегическим бомбардировкам. С появлением новых средств борьбы довольно широко распространилась теория, в большей, чем когда-либо, степени ставящая под сомнение необходимость в тотальной войне иметь какую-либо стратегию для ВМФ и армии. Однако между руководителями видов вооруженных сил нет разногласий, вызванных тем, что армии в холодной, локальной и ограниченной войнах отводится важнейшая роль, хотя их взгляды по вопросу о том, какие ресурсы должны быть выделены для ведения этих войн, а какие для создания сдерживающей мощи и для ведения глобальной войны, резко расходятся. В действительности же все эти узковедомственные стратегии решают один вопрос — какие силы и средства должны быть отданы в распоряжение армии, и какие в распоряжение ВВС. Более или менее различны взгляды руководителей видов вооруженных сил на управляемые снаряды, но в то же время никто не оспаривает, что эти средства вносят коренные изменения и в область обороны, и в область наступления. Управляемые снаряды класса «воздух—воздух» и «земля—воздух», веро-
16*
ятно, окажут наибольшее влияние на стратегию обороны и значительно увеличат ее возможности; что же касается наступления, то в нем видную роль сыграют баллистические ракеты, пока мы не знаем более эффективных средств. Поскольку новые средства обороны явятся дополнением к истребительной авиации и даже могут занять ее место, а новые наступательные средства будут дополнять и даже заменять бомбардировочную авиацию, из руководителей всех видов вооруженных сил командование военно-воздушных сил, вероятно, наименее объективно оценивает значение новых средств борьбы и их влияние на нашу будущую стратегию.
VIII
Английская национальная стратегия является самой сложной из всех национальных стратегий ввиду разнообразия глобальных обязательств Англии. Английская стратегия предусматривает не только оборону Соединенного Королевства, но и защиту всех его заморских интересов. Эту стратегию необходимо приспосабливать к стратегиям доминионов, каждый из которых имеет суверенное правительство. Совершенно очевидно, что сила английской стратегии зависит от общего согласия и характера взаимодействия между странами Британского Содружества наций, а отношения между ними могут быть самыми различными: от всестороннего и чистосердечного согласия до серьезных разногласий и даже противоречий. Таким образом, английская стратегия должна приспосабливаться к стратегиям доминионов, ибо нельзя ждать согласия от сторон, безопасностью которых в той или иной степени пренебрегаем мы сами, каковы бы ни
Национальная современная стратегия
были их сравнительное значение и заслуги. Каждому члену Содружества необходимо дать почувствовать, что его стратегические интересы в разумной степени учтены в плане обороны Содружества. Английская стратегия, в которой не были бы в достаточной степени учтены дальневосточные проблемы, касающиеся безопасности Австралии, во многом проиграла бы и привела бы к тому, что этот доминион начал бы искать военной помощи у другого государства. В известной мере это уже стало фактом.
Несмотря на наличие трех видов вооруженных сил, оборона теперь представляет собой единую проблему, и это должно явиться краеугольным камнем стратегии. Различия между видами вооруженных сил заключаются в выполняемых ими задачах, а не в том, что они используют различные виды оружия.
В связи с изменением характера видов вооруженных сил, особенно военно-воздушных сил, важно предопределить задачи каждого из них в мирное время, поскольку благодаря достижениям науки и техники, а также соответствующей организации войск и их подготовке могут быть созданы силы, пригодные для выполнения задачи, поставленной перед ними в мирное время. Если же война покажет, что перед ними была поставлена неправильная задача, наши силы окажутся непригодными, как это имело место в прошлом. Если раньше у нас было время поправить положение, то в будущем этого не случится.
Запасы атомных и водородных бомб Англии всегда будут небольшими по сравнению с запасами США. Точно так же любая бомбардировочная авиация Англии всегда будет казаться очень незначительной по сравнению с американской. Хотя численность английских ударных ВВС должна оп-
Глава VIII
ределяться в соответствии с численностью союзных ударных сил, следует, кроме того, учитывать политические и военные соображения. Возможно, что английские силы, которые необходимы по чисто военным соображениям, придется увеличить, чтобы они были удовлетворительными с политической точки зрения. При разработке английской национальной совместной стратегии ее авиационная сторона, то есть величина запасов оружия массового поражения и средств доставки его к цели, должна определяться с учетом его качества, а не количества. В деле создания указанных средств поражения и самолетов для их доставки к цели большую роль должны сыграть наука и техника. Конечно, не следует предполагать, что Британскому Содружеству наций когда-нибудь придется вести атомную или термоядерную войну без значительной помощи со стороны США. Пути стратегического использования авиации в рамках совместной стратегии, помимо наступления, должны быть разработаны с учетом обеспечения противовоздушной обороны Соединенного Королевства и других жизненно важных районов, а также с учетом обеспечения авиационной поддержки наших военно-морских сил и армии.
В отношении военно-морской стратегии также следует учитывать, что английские ВМС не могут теперь сравниться с ВМС США или СССР по численности и мощи. Поэтому очевидно, что при разработке военно-морской части английской национальной совместной стратегии необходимо исходить из обеспечения безопасности подступов и прилегающих вод Соединенного Королевства, а также других районов, особенно тех, которые связаны с ним обязательствами и от которых зависит
Национальная современная стратегия
его безопасность. При этом действия на широких океанских просторах, создание большей части баз для авианосной авиации, имеющей на вооружении самолеты— носители атомного оружия, а также создание и использование других военно-морских баз и кораблей возлагается на США. При выработке стратегии для сухопутных войск также нужно исходить из того, что английские сухопутные войска не могут сравниться по численности и мощи с американской и русской армиями и армиями приверженцев России. Англия должна разрабатывать область стратегии, касающуюся сухопутных войск, с учетом своих потребностей в локальных и холодных войнах, где бы они ни велись, а также потребностей, связанных с выполнением обязательств в Западной Европе, обусловленных Североатлантическим пактом. В целом стратегия в отношении сухопутных сил должна предусматривать создание небольших механизированных соединений, обладающих большой ударной силой и соответствующей мобильностью.
Как и на союзную объединенную стратегию, на национальную совместную стратегию большое влияние оказывают географическое положение страны, ее ресурсы, рельеф местности, близость к потенциальному противнику и изменения в обстановке. Все это в максимальной степени распространяется на Соединенное Королевство, безопасность которого, обеспечиваемая когда-то Ла-Маншем, при современном вооружении значительно уменьшилась. В настоящее время эта цитадель Британского Содружества наций является наиболее уязвимым и выгодным объектом для нападения с воздуха и минирования прибрежных вод. Если в нашу эпоху начнется атомная или термоядерная война,
I
Англия наверняка окажется одной из первых стран, которые подвергнутся нападению, а при современном уровне технического развития средств нападения и защиты вполне вероятно, что результат нападения будет смертельным.
Средний Восток — еще один пример взаимосвязи географического положения и изменений в обстановке. До постройки Суэцкого канала верблюжьи тропы, по которым медленно двигались караваны, и морские коммуникации в восточной части Средиземного моря, а также между Суэцким и Персидским заливами создавали целый ряд стратегических проблем, которые коренным образом изменились, после того как морские пути Средиземного и Красного морей оказались связанными. В самом деле, в результате соединения этих морей английская стратегия на Среднем Востоке сосредоточилась вокруг Суэцкого канала и Египта. При современном уровне развития авиации, наземного и воздушного транспорта, танков и других видов оружия Египет в значительной мере утратил свое стратегическое значение в обороне Среднего Востока. В настоящее время союзники располагают средствами для применения стратегии обороны с выдвинутых рубежей и организации обороны Среднего Востока с севера, вдоль южной турецкой и западной иранской границ. Между прочим, именно политические соображения вынудили английское верховное командование должным образом оценить это изменение и принять его к сведению.
Еще одним примером является Дальний Восток, хотя этот район дает значительно большую свободу при определении характера союзной объединенной стратегии. Поэтому стратегии союзных государств опираются не только на объединенную стратегию.
Национальная современная стратегия
Большая согласованность политической линии союзников в этом районе могла бы в значительной мере содействовать разработке союзной объединенной стратегии. Что же касается Соединенного Королевства, то за последнее время потеря такой мощной армии, как индийская, холодные войны, коммунистическая деятельность в ряде районов, в том числе в Индокитае, потеря Бирмы и других дальневосточных территорий, увеличение вкладов Австралии и 'Новой Зеландии в дело обороны в мирное время, стремление Индии самостоятельно решать вопросы обороны и ее новые взаимоотношения с США, за последние годы существенно изменили характер стратегических проблем в этом районе. Кроме того, характер рельефа, методы ведения войны, применяемые коммунистами и потенциальным противником, делают войска, предназначенные для тотальной войны, скорее пригодными для решения задач в других районах, чем для решения наших дальневосточных проблем.
Современные политико-географические изменения резко контрастируют с очевидной стабильностью международной обстановки полтора века назад. В то время Наполеон вызвал волну национализма, которая прокатилась по всей Европе. Не возвеличивание им генералов являлось причиной, которая обеспечила продвижение французской армии по полям Европы. Такой причиной была идея свободы. В то время характер войны и стратегии был ясен и понятен; в настоящее же время стратегия отличается большой сложностью. Однако успехи и завоевания Наполеона изменили политическое сознание современной Европы. Многие группы людей воспринимают идею сразу же после ее зарождения, но немногие одновременно провозгла-
Глава VIII
шают ее и борются за нее. Это обстоятельство не могло не изменить положения дел в Европе, и сегодня идеи отдельных лиц и политические свободы, вероятно, могут оказывать свое влияние на судьбы всего мира.
Внутреннее устройство государства, его дипломатия, отношения с другими государствами и соответствующая этим отношениям стратегия тесно связаны. Когда король посылал армию воевать, механизм управления был минимальным; решающим был голос короля. В настоящее же время вопрос о том, начать войну или нет, решается государством или союзом государств, и механизм, который руководит войной, весьма сложен и имеет очень важное значение. Проблемы, стоящие перед цивилизованным миром, требуют, чтобы военное и политическое руководство войной было мудрым и смелым.
Политическая сторона руководства войной поэтому имеет первостепенное значение, и следующая глава, написанная, правда, с исключительно английской точки зрения, является попыткой показать сложность современного политического руководства и наметить пути его совершенствования, несмотря на все положительные качества этого руководства.
ГЛАВА IX
РАЗРАБОТКА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
I
Действенная национальная стратегия имеет первостепенное значение для любого государства, и не следует полагать, что, если эта стратегия выражает интересы одного государства, она враждебна союзной стратегии97. Общность интересов, предполагаемая союзной стратегией, требует создания эффективных национальных стратегий, причем ответственность и обязательства того или иного государства, связанные с мировой политикой, определяют или должны определять не только силу национальной стратегии, но и ее масштабы.
Обязательства Соединенного Королевства велики, и это тем более увеличивает его потребность в эффективной национальной стратегии. Соединенные Штаты Америки — сильнейшая держава мира, но даже их национальная стратегия далеко еще не избавилась от противоречий и споров между руководителями видов вооруженных сил. Однако данная книга не ставит себе целью заниматься американской стратегией.
При рассмотрении вопросов обороны Соединенного Королевства с политической точки зрения вряд ли возможно всесторонне осветить проблемы, стоящие перед другими союзными державами, од-
Разработка национальной стратегии
r.w
нако все они, как правило, имеют что-то общее, и поэтому даже простое сопоставление может оказаться поучительным. Нельзя недооценивать влияния политической машины на разработку эффективной национальной стратегии98. Пути, которые ведут к созданию национальной стратегии, в области военной истории и в области военной деятельности объясняют многое такое, что в противном случае осталось бы необъяснимым, и могут даже внести ясность в проблемы, связанные с политическими и военными обязательствами.
Пожалуй, не совсем удобно называть «машиной» те органы и тех людей, которые разрабатывают национальную стратегию", да и для них такое определение едва ли покажется лестным. Однако национальная стратегия развивается только через посредство именно этого сложного механизма, который соединяет в себе интеллект, планы, деятельность органов и отдельных лиц и обязан защищать интересы этой стратегии. Именно этот механизм либо ослабляет стратегию, либо делает ее способной к выполнению стоящих перед ней задач. Именно здесь должны зарождаться благоприятные перемены, позволяющие все громоздкое и устаревшее отбросить, а все хорошее принять, сделав этот механизм еще более совершенным.
В мирное время в Англии все важнейшие военные вопросы решает комитет обороны кабинета министров (Defence Committee of the Cabinet) под председательством премьер-министра, а во время войны — военный кабинет (War Cabinet). Министры принимают участие в обсуждении тех или иных вопросов по приглашению премьер-министра — в зависимости от повестки дня. В обсуждении нередко участвуют такие ведущие министры,
как министр иностранных дел и министр финансов, а начальники штабов, как правило, присутствуют всегда. Существующая сейчас организационная структура комитета обороны, разработанная в 1947 году, похожа на ту, которая успешно функционировала во время второй мировой войны. Важной ее особенностью в мирное время является то, что премьер-министр назначает постоянного министра обороны (Whole-time Minister of Defence), который, являясь заместителем председателя комитета обороны, осуществляет через свое министерство общее руководство обороной страны. Министр обороны несет ответственность перед парламентом за распределение национальных ресурсов между тремя видами вооруженных сил, а также за то, какие стратегические задачи они решают. Он является единственным представителем вооруженных сил в кабинете, хотя при обсуждении вопросов, связанных с обороной, на заседания кабинета обычно приглашают министров видов вооруженных сил. Министр обороны может председательствовать на заседаниях комитета начальников штабов как по своему желанию, так и по просьбе начальников штабов, однако в последнее время постоянным председателем комитета стали назначать старшего по званию из начальников штабов. Во время войны должность постоянного министра обороны упраздняется, его министерство распускается, а верховное руководство обороной переходит в ведение соответствующих органов кабинета министров.
Комитет обороны занимается всеми вопросами, связанными с подготовкой к войне. В мирное время функции комитета распадаются на три большие группы: разрешение текущих проблем обороны, включая разработку планов дислокации вооружен-
\
Глава IX
Разработка национальной стратегии
ных сил в соответствии с задачами, стоящими перед ними в мирное время, и согласование этих планов с планами политического руководства в других областях; руководство планированием мобилизационного развертывания вооруженных сил и их снабжения во время войны; осуществление контроля над военным планированием гражданских ведомств и согласование их решений с планами отдельных видов вооруженных сил и органами снабжения. В мирное время ответственность за координирование деятельности в этих областях несет министр обороны, а подчиненные ему комитеты консультируют комитет обороны по всем вопросам, которыми он занимается.
Разработка планов мобилизации ресурсов страны в военное время требует согласованной деятельности почти всех правительственных органов, как гражданских, так и военных. Эта задача осуществляется системой подкомитетов, которыми руководит комитет обороны. Подкомитеты состоят главным образом из официальных лиц — из представителей родов войск, видов вооруженных сил и различных гражданских ведомств, а если необходимо, в их состав вводятся также лица, не состоящие на государственной службе.
Министерство обороны представляет собой небольшое учреждение, укомплектованное гражданскими служащими и офицерами трех видов вооруженных сил, которые консультируют министра по всем интересующим его вопросам. Из этих лиц создается секретариат. Часто они назначаются председателями многочисленных комитетов, с помощью которых министерство ведет свою работу. Сюда же входит аппарат трех начальников штабов и персонал нескольких объединенных военных ор-
ганов, за которые теперь отвечает министр обороны. Важнейшими из таких органов являются штаб морских десантных операций (Combined Operations Headquarters), объединенное разведывательное бюро Qoint Intelligence Bureau), директорат научной разведки (Directorate of Scientific Intelligence), колледж имперской обороны (Imperial Defence College), объединенный штабной колледж (Joint Service Staff College). Главными советниками министра обороны являются: постоянный секретарь (Permanent Secretary), официально возглавляющий министерство обороны и председательствующий в объединенном комитете военного производства 0°int War Production Committee), председатель комитета начальников штабов (Chiefs of Staft Committee) и председатель комитета по руководству военной научно-исследовательской работой (Committee on Defence Research Policy).
Министр обороны несет особую ответственность за пропорциональное распределение всех наличных ресурсов между тремя видами вооруженных сил в соответствии со стратегической политикой, определяемой комитетом обороны. Сюда относятся разработка общих задач в области исследовательской работы и развития военного производства, урегулирование общих административных вопросов в целях единообразного их решения всеми видами вооруженных сил, руководство объединенными органами, такими, как штаб морских десантных операций, колледж имперской обороны и т. п. В последние годы министерство обороны стало заниматься вопросами обороны в международном масштабе, и сейчас оно является центром, в котором изучаются и формулируются точки зрения правительства на военную сторону международных
Глава IX
м
событий. Можно с уверенностью сказать, что значение этой важной функции министерства будет возрастать, и оно неизбежно окажется вынужденным принять на себя аналогичные функции министерств трех видов вооруженных сил100.
Аппарат, с помощью которого министр выполняет свою работу, предназначен для того, чтобы обеспечивать рациональное использование ресурсов, выделяемых на нужды обороны, живой силы, вооружения, боевой техники, различных сооружений и т. п. Существует процедура, согласно которой бюджеты отдельных видов вооруженных сил утверждаются на каждый очередной финансовый год в соответствии с программой, рассчитанной на три года вперед, чтобы дать тем или иным органам возможность заниматься обеспечением обороны как единой проблемой в свете экономического положения и стратегических потребностей страны. Сначала начальники штабов видов вооруженных сил докладывают комитету обороны свои соображения по поводу стратегических потребностей страны. Затем министерства вооруженных сил исчисляют эти потребности в денежных суммах, а министр обороны с помощью соответствующих министров и начальников штабов координирует исчисленные таким образом потребности и представляет комитету обороны согласованный проект расходов, связанных с обеспечением вооруженных сил всем необходимым. Со своей стороны объединенный комитет военного производства, состоящий из ответственных гражданских должностных лиц и офицеров, докладывает министру обороны, а через него — комитету обороны свои соображения по поводу пропорционального распределения промышленных ресурсов, требующихся для производства вооруже-
Разработка национальной стратегии
ния и техники для вооруженных сил. Таким образом, министр обороны составляет для представления комитету обороны и кабинету министров подробные предложения по обеспечению обороны страны в виде общей сметы расходов101.
Для решения административных вопросов, общих для всех трех видов вооруженных сил, имеется комитет министров вооруженных сил (Service Ministers Committee)102 под председательством министра обороны, в который входят военный министр, министр авиации и морской министр. При этом комитете имеются два консультативных комитета — комитет ответственных офицеров по личному составу и комитет по снабжению. По оперативным вопросам оба консультативных комитета связаны с комитетом начальников штабов. Комитету министров вооруженных сил подчинены и некоторые другие комитеты, координирующие деятельность ряда служб, например медицинской и общеобразовательной.
По вопросам военной научно-исследовательской работы министра обороны и начальников штабов консультирует комитет по руководству военной научно-исследовательской работой, который состоит из ответственных лиц, занимающихся как научными, так и оперативными вопросами, связанными с работой в министерствах вооруженных сил (Service Departments) и министерстве снабжения (Ministry of Supply). Председателем этого комитета должен быть видный ученый, назначаемый на несколько лет.
Начальники штабов трех видов вооруженных сил образуют комитет начальников штабов и являются советниками комитета обороны по вопросам стратегии, распределения военных ресурсов и сил,
17 Глобальная стратегия
а также по всем другим военным вопросам. Кроме того, у каждого начальника штаба имеется еще две категории обязанностей: он возглавляет соответствующий вид вооруженных сил и одновременно является главным военным советником соответствующего министра. Положение усложняется тем, что все военные начальники, находящиеся в составе совета любого министерства, несут коллективную ответственность за деятельность соответствующего вида вооруженных сил, однако каждый из них несет личную ответственность перед своим министром за работу, подчиненного ему в министерстве аппарата. При такой сложной организационной структуре слаженность в работе во многом зависит от личных качеств руководителей. Министры, в свою очередь, несут ответственность перед парламентом за деятельность своих министерств в соответствии с общим курсом, намеченным кабинетом министров и комитетом обороны, в рамках тех ресурсов, которые им выделил министр обороны.