Юго-восточная Азия п Jnunn океан
американским торговым и стратегическим позициям в западной части Тихого океана. Но, к несчастью, никакой союзной стратегии разработано не было.
Внезапный сокрушительный удар, нанесенный японцами по главной американской базе в Пёрл-Харборе/и, выявил полную несостоятельность стратегии Соединенных Штатов: американские военно-морские и военно-воздушные силы были уничтожены, и, следовательно, США временно потеряли свою военную мощь на Тихом океане. Впоследствии такая же судьба постигла и стратегию Англии. Сначала японская авиация потопила основной корабельный состав флота Англии в этом районе, а затем японские войска, наступавшие через Малайю, захватили Сингапур45. Таким образом, Япония спутала все английские планы обеспечения безопасности главной базы на Дальнем Востоке. Английская стратегия того времени была слабой, но даже если бы она оказалась совершенной, она все равно не спасла бы Сингапур. Об этом же свидетельствует имевшая место до войны борьба между стратегическими воззрениями представителей отдельных видов вооруженных сил. Даже тактика, применявшаяся при обороне Сингапура, не отвечала современным требованиям войны, что привело к катастрофе: флот, не имевший поддержки со стороны авиации, которая базировалась на Сингапур, был обречен на верную гибель. Как США, так и Англия неправильно оценили роль военно-воздушных сил в стратегии на Тихом океане, что привело к полному краху нашей стратегии на этом театре военных действий. После провала нашей стратегии японцы приступили к захвату важных островных баз на Тихоокеанском театре военных действий и стали не спеша организовывать их оборону.
|
Несмотря на провал нашей стратегии на Тихоокеанском театре военных действий, у Британского Содружества наций и Соединенных Штатов Америки оставалась их национальная стратегия, с помощью которой можно было предпринять ответный, удар, собрав н подготовив необходимые силы. С помощью своей политики и стратегии Япония втянула в войну Америку — страну с колоссальными ресурсами, которая оказалась нашим самым могучим союзником. Таким образом, Англия и Соединенные Штаты разработали стратегию, направленную на то, чтобы вновь овладеть интересующим их районом Тихого океана и разгромить Японию. С этого момента у нас появилась своего рода союзная стратегия, но, к сожалению, в первые дни нашего союза она ни в коей мере не являлась целостной объединенной стратегией (Integrated combined strategy). В самом деле, хотя Соединенные Штаты бросили на Тихий океан громадные военно-морские, сухопутные н военно-воздушные силы, стратегия их не была единой национальной стратегией, и между отдельными видами вооруженных сил скорее существовал дух соперничества, чем единства. Более того, виды вооруженных сил США соперничали друг с другом, а их руководители расходились во мнениях со своими британскими союзниками. Например, Рузвельту пришлось преодолеть сильную оппозицию со стороны главного морского командования США, прежде чем он смог дать свое согласие на совместные действия военно-морских сил Англии с американскими военно-морскими силами.
Однако нет худа без добра. Потеряв фактически весь свой военно-морской флот, Соединенные Штаты приступили к его воссозданию, не будучи связанными старыми предрассудками. Это вырази-
|
Юго-Восточная Азия п Тихий океан
лось в том, что новая американская морская стратегия была разработана с учетом огромной роли авиации и авианосного флота в современной войне. События подтвердили правильность такой стратегии, и по мере развития военных действий американцы стали отвоевывать один за другим стратегически важные острова на Тихом океане, все чаще и чаще топить японские военные корабли и торговые суда. Но, к сожалению, на протяжении всей войны отдельные виды вооруженных сил действовали в соответствии со своими взглядами на стратегию, что усиливало распри между главнокомандующими американских военно-морских, сухопутных и военно-воздушных сил. Фактически даже система координирования действий отдельных командований и видов вооруженных сил со стороны верховного командования по мере нарастания событий все больше отклонялась от нормальной организации. Командования адмирала Нимица и генерала Макартура46 были организованы скорее по географическому признаку, чем исходя из разделения функций армии и флота. И Нимиц, и Макартур непосредственно подчинялись комитету начальников, штабов США, когда речь шла о проведении морских, сухопутных или воздушных операций в отведенных им районах. Ни адмирал Нимиц, ни генерал Макартур не имели намерения идти на сколько-нибудь существенное перераспределение сил, если бы такая потребность назрела. Только громадный военный потенциал и громадные вооруженные силы Америки делали практически возможным существование такой системы и избавляли ее от угрозы разгрома по частям. Тем не менее, имели место случаи, когда недостатки в стратегии и ошибки командования в области организации взаимодействия почти вплотную приводили к катастрофам.
|
Глава VI
II
После окончания второй мировой войны в стратегии на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии произошли значительные изменения. Юго-Восточная Азия — собирательное понятие, включающее Бирму, Таиланд, Индокитай, Малайю, Индонезию и Филиппины. Изменения в стратегии были главным образом обусловлены изменениями в силах, положении и группировке соответствующих стран. Вследствие этого некоммунистические страны стали наиболее уязвимыми опытными полигонами для охватившей сейчас весь мир идеологической борьбы между западным и коммунистическим образами жизни. Особенно ожесточенно разгорелась эта борьба в странах Юго-Восточной Азии, взбудораженных растущим националистическим движением и часто подвергающихся влиянию экспансионистского коммунизма. Это беспорядочное скопление громадных островов и полуостровов, площадь которых в два раза превосходит площадь Европы, густонаселенных и обладающих несметными богатствами, представляет собой самый уязвимый район, так как в подобные места коммунизму проникать легче всего. Именно поэтому названные страны Тихого океана и Юго-Восточной Азии таят в себе угрозу холодной войны, более опасную, чем открытая военная угроза: не говоря уже об очевидной подрывной тактике, здесь может быть нанесен смертельный удар по обороне Запада. Фактически свободные страны могут выиграть борьбу за Европу, но потерять Азию.
Из всех изменений наибольшее значение имеют два: потеря западной демократией Индии с ее армией п появление Китая как могучей, монолит-
Юго-Восгочная Азия п Тпхпп океан
ной державы после многолетних внутренних раздоров.
Наиболее угрожаемыми районами Тихого океана являются Японские острова и территории, захваченные Японией до вступления ее во вторую мировую войну. Японские острова — сфера ответственности США; все признают, что желательно не допустить перехода японских материальных и военных ресурсов под контроль недружелюбного государства. Однако в отношении Китая существуют большие разногласия. Англия считает, что Китаю с его коммунистическим правительством должно быть предоставлено место в Организации Объединенных Наций"17, что следует попытаться разобщить цели СССР и Китая и что Китай должен получить возможность сойти с курса Москвы.
Что касается всеобщей войны, то пройдет еще много времени, прежде чем аграрный Китай даже с помощью русской промышленности сможет создать современные вооруженные силы, которые представляли бы собой угрозу западным державам. Когда же Китай разовьет свою промышленность и военный потенциал, то вместе с Россией они представят для нас самую грозную силу, если останутся в союзе друг с другом. Борьбу они будут вести главным образом с помощью громадных сухопутных и военно-воздушных сил, которые бросят вызов военному могуществу Запада, опирающемуся в основном на военно-воздушные и военно-морские силы. Хотя при борьбе на громадных, независимых от поставок извне, массивах суши наш флот лишится многих своих преимуществ, недостатки, присущие ограниченным и всегда перегруженным сухопутным коммуникациям, дадут большие преимущества нашим военно-воздушным силам.
ю»
Глава VI
Война в Корее, происшедшая в послевоенный период, явилась примером русско-китайского вызова. Здесь между коммунистами и Западом шла открытая борьба за часть территории, примыкающей к России, Китаю, а также к Японии. Все началось с холодной войны, перешедшей затем в локальную, которая велась ожесточенно, с большими потерями. Кроме того, имели место многочисленные инциденты, которые грозили привести к тотальной войне, однако ни одна из сторон не решилась на это. Китай так и не направил туда своих войск, ограничившись посылкой добровольцев'18. Западные державы оказались в невыгодном положении, решив не прибегать к нападению на базы, расположенные на китайской территории, и на скопления подкреплений за рекой Ялуцзян, к блокаде китайского побережья, а также к ядерному оружию. Таким образом, когда обеим сторонам показалось, что они достаточно навоевались, война заглохла, и никто не мог назвать себя победителем.
Корейский конфликт, рассматриваемый изолированно, мог просто явиться результатом просчета со стороны коммунистов, которые недооценили решительности Объединенных Наций, возглавленных Соединенными Штатами и Англией. Этот конфликт показал, что могут происходить многочисленные локальные или даже ограниченные войны, которые не обязательно должны перерастать в тотальную войну и которые сами по себе не оправдывают применения ядерного оружия в стратегических целях. Применение ядерного оружия при подобных обстоятельствах (а искушение с его помощью сразу же положить конец конфликту велико) привело бы как раз к тому, чего мы всеми силами стремимся избежать. Война в Корее, вскрыв всю
Юго-восточная Азия п Тихий океан
опасность рассредоточения жизненно важных для нас сил, показала, насколько важно располагать правильно подобранными силами в нужном месте в нужный момент. Это еще раз напоминает нам о необходимости пересмотреть нашу стратегическую позицию в Юго-Восточной Азии и в районе Тихого океана и попытаться определить, что именно, в какой степени и каким путем следует защищать.
Рост националистического движения в Индокитае поставил под угрозу французский контроль в этой стране. Англия, к счастью, вняла голосу благоразумия и избежала подобного положения в Индии, Пакистане, Бирме, Палестине и даже в Иране и Египте. Как и в Корее, борьба в Индокитае началась с холодной войны, а затем переросла в кровавую бойню, хотя оставалась в рамках локальной войны. В последний момент Франция ради спасения своей репутации пошла на перемирие, а коммунисты добились, пожалуй, даже весьма существенной победы, которая может привести к дальнейшим успехам. Индокитай представляет собой прекрасный пример того, как ход событий может превратить малозаметную на мировой арене страну в страну, имеющую исключительно важное значение. До начала холодной войны стратегия не принимала в расчет Индокитая, но теперь он приобрел громадное значение, так как если Вьетмин, снабжаемый Китаем, захватит власть во всей стране, под угрозой окажутся Таиланд и Малайя, причем настолько серьезной, что ее не удастся ликвидировать даже с помощью американского ядерного оружия.
Такой сильный соперник западных держав, как Япония, разгромленная во второй мировой войне, начинает медленно и неуклонно оправляться после поражения. Сегодня Япония еще зависит от Соеди-
\
Глава VI
ненных Штатов в отношении своей обороны и экономической помощи, но пройдет еще немного времени, и она начнет восстанавливать свои вооруженные силы, Являясь самой развитой индустриальной страной среди восточных,государств, она прилагает огромные усилия к тому, чтобы завоевать рынки в Китае, России, а также в странах Запада. Если когда-нибудь между Россией, Японией и Китаем будет заключен союз, то ясно, что он явится серьезной угрозой для западных государств. Однако без союзников Япония уже не имеет возможностей захватить части китайской территории или весь Китай, и такой захват, пожалуй, совершенно невозможен, если Китай не окажется втянутым в войну с Западом. Конечно, по мере развития современного Китая и современной России Япония вряд ли будет снова делать ставку на гегемонию в Азии или даже претендовать на плацдарм в Маньчжурии или Корее, а без экономики этих стран Япония не может представлять серьезную угрозу Британскому Содружеству наций, находящемуся в союзе с Соединенными Штатами Америки. Таково наиболее значительное стратегическое изменение в положении на Тихом океане.
В отношении коммунистических стран стратегическое положение Британского Содружества наций также сильно изменилось. Гонконг — теперь единственная английская база в Китае — представляет собой просто торговый центр; он не будет иметь военного значения в глобальной войне. Тем не менее, в условиях холодных и локальных войн, подобных войнам в Корее и Индокитае, Гонконг сыграет значительную роль.
Мы ушли из Бирмы и таким образом лишились стратегической позиции, прикрывающей черный
Юго-Восточная Азия п Тпкпй океан
ход в Китай и Индию. Во время второй мировой войны через Бирму проходил жизненно важный путь, по которому снабжался Китай — наш тогдашний союзник. При своем нынешнем положении Бирма по-прежнему сохраняет особое значение, поскольку враждебный Китай имеет общую границу с Бирмой, Ассамом, Непалом и Тибетом, Со стратегической точки зрения, Бирма стала представлять собой опасный вакуум в свете стоящих перед нами проблем холодной и локальной войн. Даже наши базы в Сингапуре находятся под угрозой ввиду коммунистического просачивания и подрывной деятельности местных националистов в Малайе.
Ill
Крупнейшее изменение, которое привело к ослаблению позиций Англии на Востоке, связано с Индией и Пакистаном. Наша прежняя стратегия, рассматривавшая индийскую армию как мощную сухопутную силу, а саму Индию как крупную военную базу для операций в любой части периферии Индийского океана и как громадный резерв живой силы для ведения операций в любой части мира, потерпела крах. Националистическое движение в Индии и Пакистане в сочетании с борьбой за Кашмир49 нейтрализовало Индийский полуостров с военно-стратегической точки зрения. Тем не менее, Индия вместе с Цейлоном занимает доминирующее положение на Индийском океане и контролирует важнейшие морские и воздушные коммуникации, ведущие на восток. В условиях холодной войны Индия по-прежнему является мощным бастионом, сдерживающим распространение коммунизма. Более того, Индия и Пакистан обещают стать влия-
I
Глава VI
тельными посредниками между коммунистическими странами и странами Запада. Эти факты сами по себе показывают, в какой степени успехи стратегии в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке зависят от терпения, благоразумия и дружелюбия, проявляемых этими двумя странами.
Что же касается нашей стратегии на Тихом океане, то сейчас она значительно эффективнее, чем до второй мировой войны. В какой-то мере это объясняется нынешней позицией Австралии и Новой Зеландии, решивших в мирное время взять на себя часть забот по обороне Дальнего Востока (раньше этим занималась одна Великобритания). Но главную роль в этом сыграли обладающие громадными ресурсами Соединенные Штаты, которые развернули на Тихом океане громадные вооруженные силы, и если с помощью обычных видов вооружений Китай сдержать не удастся, придется применить современное оружие. Однако, как уже говорилось ранее, нужно помнить, что потеря индийской армии значительно ухудшает положение Англии и Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке вообще в основном потому, что проводимая ею в этом районе политика требует даже больших военных обязательств, чем раньше.
Трудности, связанные с проведением эффективной стратегии на Дальнем Востоке, свидетельствуют о слабости политики Запада в данном районе. Причиной этой слабости является противоречивость интересов и доктрин ряда заинтересованных государств. У Соединенных Штатов Америки и Англии много противоречивых торговых интересов, а также противоречащих одна другой стратегических концепций, являющихся следствием различного подхода к решаемым проблемам. Подход различных государств За-
Юго-Восточная Азия п Тпипй океан
\
пада к проблемам Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока в значительной степени определяется историческими традициями. Например, Англия является историческим преемником европейского влияния на страны Дальнего Востока, которое в XVI веке оказывали португальцы и голландцы, пришедшие в эти страны с запада через Индийский океан. Америка же является преемником влияния испанцев, пришедших через Тихий океан. Для Англии Дальний Восток находится там, где кончается сфера ее глобальных интересов, в то время как для Америки Дальний Восток — это преддверие угрозы со стороны агрессоров. Точка зрения Австралии представляет собой нечто среднее между этими двумя. Еще более непримиримыми являются интересы и догматы западных стран — Соединенных Штатов, Англии, Франции — и азиатских стран, таких, как Индия, Пакистан, Цейлон, Бирма и Таиланд, находящихся под влиянием растущего националистического движения и особенно остро реагирующих на попытки возрождения в любой форме западного империалистического покровительства, ограничений, обязательств и советов, в чем они подозревают западные страны. Ясно, что быстро решить эту проблему нельзя, особенно если учесть различие между нашими жизненными укладами: высокий уровень политического сознания и экономического благосостояния — на Западе и сотни миллионов первобытных, неграмотных людей с их многочисленными противоречивыми религиями, сектами, вероучениями и крайне низким жизненным уровнем — на Востоке. Таким образом, у западных держав нет общего согласованного плана; самое большее, чего мы смогли добиться, — это ограниченного взаимодействия в подходе к некоторым нашим региональным проблемам.
Глава VI
Сила западных стран заключается в их стратегии тотальной войны. Что касается Соединенных Штатов Америки, то эта сила основывается на преобладающей военной мощи и средствах ее использования, таких, как великий стратегический островной барьер50, состоящий из баз, созданных во время второй мировой войны. Действуя с этих островных баз, мощные американские военно-воздушные и военно-морские силы могут господствовать над любой частью Тихого океана. Вот почему Америка так заботится о безопасности цепи своих баз. Например, до тех пор, пока существует националистический Китай51, Формоза имеет политическое значение, однако в стратегическом отношении она, очевидно, не представляет никакой ценности для Соединенных Штатов. Тем не менее, если бы Формозой обладали коммунисты, это причинило бы ущерб американскому стратегическому барьеру, и ее вновь пришлось бы отвоевывать в случае большой войны Америки с Китаем. Точно так же потеря Пескадорских островов нанесла бы ущерб обороне Формозы. Но более важным фактором является то, что США могут эффективно защищать Формозу без таких жертв и без такого напряжения, как в Корее. И коммунистический Китай, и США заявили, что проблема Формозы является для них жизненно важной, оказывающей огромное влияние на их политику, и локальная война в этом районе может привести к превращению холодной войны в тотальную или, возможно, в ограниченную. Но, очевидно, коммунистический Китай не решится бросить вызов американским вооруженным силам на Формозе или в других местах.
СЕАТО"'2, представляя собой некоммунистическую организацию для обороны Юго-Восточной Азии, в корне отличается от Североатлантического
Юго-восточная Азия и Тихий океан
/55
союза, созданного для обороны Западной Европы и Атлантического океана. Важно понять, в чем заключается разница между ними. Североатлантический союз состоит из ряда стран, которые должны находиться в готовности в любой момент отразить прямое нападение в районе Атлантического океана и в Европе, а СЕАТО включает всего две страны, фактически являющиеся странами Юго-Восточной Азии, — Таиланд и Филиппины. Для остальных стран, входящих в СЕАТО, то есть для Соединенных Штатов, Англии, Австралии, Новой Зеландии, Франции и Пакистана, Юго-Восточная Азия — лишь аванпост их обороны. Кроме того, разница заключается еще и в том, что у Североатлантического союза имеются объединенный штаб, общие базы, снабжение и запасы, а также объединенные воинские части. Все это эффективно используется для обороны Западной Европы, подкрепляемой мощной американской и английской стратегической авиацией и военно-морским флотом, которые оснащены ядерным оружием, имеют заранее разработанные планы действий и держат в постоянной готовности необходимые силы. Фактически Североатлантический союз вооружен до зубов.
В настоящее время СЕАТО является крайне слабой организацией и состоит лишь из постоянного секретариата, который наряду с другими делами ведет борьбу с подрывной деятельностью в этом районе. В области борьбы с коммунизмом в Юго-Восточной Азии достигнуты некоторые успехи. Не последнюю роль в этом играет экономическая помощь, оказываемая странам, которые в ней остро нуждаются.
Важно, чтобы любые меры, принимаемые западными державами для обеспечения безопасности
Глава VI
Юго-Восточной Азии, находили поддержку со стороны азиатских некоммунистических стран и пользовались их доверием. В этой связи Англия считает, что Америка недооценивает роли Индии и важности сохранения, доброжелательного отношения с ее стороны. Англия придает большое значение своим взаимоотношениям с Индией и Пакистаном, направляя свою политику и стратегию так, чтобы они отвечали интересам этих стран. В силу указанных причин формирование любой военной организации для обороны Юго-Восточной Азии, в которую входили бы как западные, так и азиатские страны, должно протекать как можно медленнее. Любые попытки создать сейчас в этом районе организацию, подобную Североатлантическому союзу, привели бы к распаду СЕАТО.
Юго-Восточная Азия и Тихий океан, как ни один театр военных действий, нуждаются сейчас прежде всего в стратегии холодной войны, хотя им также необходима стратегия, с помощью которой они могли бы сдерживать локальную, ограниченную или тотальную войны и, если потребуется, вести и выигрывать их. Следует подчеркнуть, что если в мирное время наши проблемы касаются важнейших и легко уязвимых районов Востока, то в случае тотальной войны, если ей суждено когда-либо разразиться, наши главные проблемы будут связаны с Европой, где находятся наиболее уязвимые жизненно важные районы. Таким образом, стратегия на Востоке тесно связана со стратегией на Западе. Любые события на Западе эхом отзовутся на Востоке, и наоборот. Сила Запада на Востоке будет более чем простым эхом, если заинтересованные державы подойдут к стоящим перед ними общим проблемам объективно, с искренним желанием их разрешить.
СОЮЗНАЯ ОБЪВДИНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ
•; • i
Союзная объединенная стратегия в настоящее время имеет две особенности, которые следует уяснить с самого начала. Первая определяется наличием атомного оружия у двух великих держав Запада — Соединенных Штатов и Англии. Решимость сохранить и применить это мощное средство предупреждения тотальной войны составляет первую особенность союзной объединенной стратегии и в свою очередь порождает целый ряд проблем, хотя и связанных между собой, но отличных от проблем, которые возникли в результате создания оборонительного Североатлантического союза. Существование НАТО и штаба верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами в Европе составляет вторую особенность союзной объединенной стратегии — особенность, которая в основном связана с обычными видами вооружения и общепринятыми формами взаимного политического союза и военной защиты. Что же касается СЕАТО и Багдадского пакта, то они еще не развились в эффективные союзные организации. Как уже подчеркивалось, обе эти особенности переплетаются, и любой анализ должен неизбежно вскрыть зависимость НАТО и штаба верховного главнокомандую-
Союзная объединенная стратегия
/5/
щего объединенными вооруженными силами в Европе от военной мощи двух великих западных держав. Следовательно, в настоящем исследовании Соединенным Штатам должно быть уделено значительное внимание не столько потому, что в них нуждается Западная Европа, сколько потому, что Англия зависит от военной стратегии США.
Основу союзной объединенной стратегии (Allied combined strategy) составляют стратегические запасы атомного оружия и средства их немедленной доставки к жизненно важным центрам агрессора. Примерно до 1950 года запасы атомного оружия в США превосходили подобные запасы в России и служили полной гарантией от какой бы то ни было агрессии. Однако сейчас мы должны исходить из предположения, что запасы атомного и водородного оружия в России стали сдерживающим фактором даже по отношению к оборонительной войне. В самом деле, вполне вероятно, что в настоящее время в накоплении запасов атомного оружия достигнута такая стадия, когда и западные союзники и Россия сознают нецелесообразность ведения тотальной атомной войны как для победителя, так и для побежденного.
Прежде чем могут быть сформулированы национальная стратегия или стратегия отдельных видов вооруженных сил, необходимо определить очередность задач союзной стратегии, касающихся различных видов войны с точки зрения их важности. Эта очередность время от времени может меняться, однако для настоящего времени нижеследующие положения представляются обоснованными.
Первоочередной задачей союзной объединенной стратегии является сдерживание развязывания тотальной войны, второй — холодная война, тре-
тьей — локальные войны, четвертой — тотальная война в случае, если сдерживающие средства не оправдают себя, и пятой — ограниченная война. Возможно, что некоторые авторитеты поменяют местами тотальную и ограниченную войны даже применительно к современной обстановке.
Несмотря на вышеуказанную очередность задач союзной стратегии, существуют различные соображения, в силу которых отдельные государства, входящие в союзы, уделяют различное, иногда даже первоочередное внимание их собственной национальной стратегии. Так, Великобритания должна быть готова самостоятельно решать проблемы, связанные с ведением холодных и локальных войн, и поэтому она должна уделять первоочередное внимание соответствующим областям стратегии. Это объясняется тем, что сейчас национальная политика и национальные интересы определяют союзную стратегию. Далее. Для выполнения первой задачи союзной объединенной стратегии необходимы запасы атомного оружия и средств доставки к цели, а также сухопутные войска и поддерживающие их военно-воздушные и военно-морские силы НАТО. Соединенные Штаты считают, что, обладая огромными ресурсами, они должны обеспечить предоставление основной части стратегической авиации. Соединенные Штаты полагают, что страны Британского Содружества наций должны предоставить базы для этой стратегической авиации, но они не настаивают на том, чтобы те выделили значительную часть самолетов стратегической авиации. Англия, исходя из своих чисто национальных соображений, выделит такое количество самолетов стратегической авиации, какое сочтет нужным. Однако Соединенные Штаты настаивают, чтобы все запад-
Глобальная стратегия
Глава VII
неевропейские союзники выделили значительные сухопутные войска для вооруженных сил НАТО. Таким образом, обязательства Англии, вытекающие из членства в НАТО, с точки зрения общего дела западных союзников, должны рассматриваться как имеющие первоочередное значение.
В настоящее время при любом анализе объединенной стратегии необходимо представлять, что в течение длительного времени Россия будет единственной страной, способной угрожать существованию западных стран. Китай, расположенный в противоположной части земного шара, возможно, решится начать войну против Запада в союзе с Россией или самостоятельно, однако один Китай не в состоянии поставить под угрозу наше существование. В прошлом русские предпочитали создавать мощную сухопутную армию в ущерб развитию военно-морских и военно-воздушных сил, но теперь было бы опасным считать, что они не пересмотрели свою точку зрения, исходя из анализа современных достижений и технического прогресса. Напротив, многочисленные факты говорят о том, что русские усвоили и оценили стратегическое значение изменений, происшедших в наше время. Следовательно, они также должны ясно сознавать, что третья мировая война с применением термоядерного оружия явится самоубийством как для них, так и для западных союзников. Но благодаря тому, что русские укрепляют свои мощные вооруженные силы, что вызвано, по крайней мере частично, страхом нападения, они имеют возможность широко использовать холодные и локальные войны всех видов, которые оказались для них столь результативными. Россия перевооружается, рассчитывая также на то, что западные союзники
Союзная объединенная стратегия
со временем утратят свое единство, ослабнут или обанкротятся.
Согласованная союзная объединенная стратегия особенно важна в области накопления запасов водородного и атомного-оружия — она позволит избежать создания больших запасов, чем это необходимо, и не ущемлять излишне другие стратегические потребности. Так, например, если России требуется, скажем, одна тысяча водородных бомб для уничтожения западных союзников, а наши запасы, предназначенные для уничтожения России, будут исчисляться 10 тыс. таких бомб, то этот факт сам по себе отнюдь не означает усиления нашей позиции, так как для этой цели нам, возможно, будет достаточно иметь 1—2 тыс. водородных бомб. Подобные явления, наоборот, следует рассматривать как нерациональное расходование наших ресурсов, которые с большей эффективностью можно использовать в других сферах.