Стратегия я географические зоны
тотальной войны, проблема безотлагательного объединения и организации ни в чем так остро не проявляется. Главная задача политики — создать такие условия, которое позволили бы провести объединение, если оно потребуется, как можно быстрее и с наименьшими трениями. Даже в Западной Европе, где военно-дипломатическая организация стала крайне сложной, все еще нужно многое сделать, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов, сил и сырья в соответствии с их назначением.
Между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами Америки существуют некоторые разногласия по основным стратегическим вопросам, касающимся вооружения и вооруженных сил. Различия обнаруживаются в государственных политических концепциях, в подходе к конкретным военным проблемам, а также во взглядах на вероятность перехода от войны ограниченной к войне тотальной в результате предлагаемых мер, на частные вопросы государственной военной политики, на догмы и доктрины, касающиеся применения военной силы для решения конкретных проблем.
В НАТО разногласий между стратегией Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки нет. В зоне НАТО колониальные интересы ни той, ни другой стороны не затрагиваются, а общая угроза со стороны Советской России и ее приверженцев достаточна, чтобы разрешать любые споры. На Среднем Востоке, или в средней зоне, разногласия возникают, с одной стороны, на почве подозрений, которые питают американцы к английской колониальной и торговой политике, а с другой стороны, на почве опасений, что американцы не совсем
Глава III
понимают стратегические возможности обороны и наступления в данном районе.
|
На Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами Америки существуют разногласия по многим вопросам; в основном они объясняются различными колониальными и торговыми интересами в этих районах. Точки зрения на многочисленные политические вопросы отличаются ограниченностью, а многие высокопоставленные американские офицеры склонны рассматривать эту зону как предмет забот лишь одних Соединенных Штатов и с подозрением относятся к военным концепциям англичан, основанным на британском колониализме. У каждого государства в этой зоне свои интересы и свои сферы влияния, и для сохранения их разрабатываются национальные стратегии. Угроза в этой зоне еще не приобрела настолько серьезного характера, чтобы привести к самопроизвольному объединению этих стратегий, однако нет сомнений, что объединенная англо-американская стратегия смогла бы оказать большое влияние на стратегию каждого из этих двух государств, повысив их эффективность и экономичность.
За критическими рубежами в Европе, в средней зоне и на Дальнем Востоке имеются большие окаймляющие зоны, где может быть больше возможностей для компромиссов и где Россию и Китай всегда необходимо держать в неведении относительно того, как будут реагировать западные державы на различные формы агрессии в этом районе, начиная с просачивания и кончая нападением с помощью ядерного оружия. В пределах этих окаймляющих зон располагаются многочисленные выдвинутые районы, имеющие стратегическое значение, опре-
|
Стратегия п географические зоны
деляемое важностью их расположения. Например, внутренний стратегический район, включающий Сингапур, имеет более важное значение, чем его внешняя прилегающая часть, в состав которой входит Индокитай. Как предполагает союзная стратегия, прямое нападение Китая на указанный внутренний район, безусловно, приведет к ответному атомному удару по объектам на китайской территории, в то время как при нападении на его внешнюю часть ответные меры будут носить более умеренный характер.
При решении как военных, так и политических проблем, мы должны придерживаться глобальной точки зрения, и приходится сожалеть, что в этом смысле чувство соперничества склонно преобладать над стремлениями к поиску совместных решений. Однако, рассматривая вопросы, затронутые в книге, мы увидим, что операции сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил неразрывно связаны между собой. Ни при каких обстоятельствах ни один из видов вооруженных сил не сможет самостоятельно обеспечить победу над противником, так как возможности эффективных действий одного вида сил создаются действиями другого вида, и наоборот. Эта взаимосвязь и взаимозависимость различных видов вооруженных сил имеет большее значение, чем простая идея взаимодействия на поле боя, которая всем знакома по второй мировой войне.
В настоящей главе была сделана попытка осветить проблему жизненно важных географических зон в общих чертах, а не останавливаться на этих зонах подробно, поскольку связанные с ними стратегические проблемы требуют более тщательного рассмотрения. Применение политики сдерживания
|
представляет особую трудность. Сдерживающая сила западных держав состоит из двух частей, а именно: из боевого компонента и из организационного компонента.
Боевой компонент — это вооруженные силы, вооружение и необходимые запасы материальных средств, с помощью которых можно вести войну
любого типа.
Организационный компонент включает в себя командование, органы военного планирования и органы, ведающие внешней политикой, которые определяют, где и когда должен применяться боевой компонент. В настоящей книге особое внимание уделяется второму компоненту, и в дальнейшем при детальном рассмотрении географических зон я надеюсь показать сильные и слабые стороны существующих концепций организационного компонента в отношении определяемой им стратегии и дополнительную эффективность, которую он может извлечь из новой концепции стратегии.
ГЛАВА IV
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
Всякий раз, когда географические зоны рассматриваются с точки зрения стратегии, различные авторитеты пытаются установить, где эти зоны начинаются и где кончаются, однако ради той цели, которую мы себе ставим, целесообразнее проследить, как меняется характер зон в связи с развитием стратегии, чем определять их нынешние границы. Сейчас западная зона представляет собой неопределенно очерченный район, включающий американский континент, Атлантический океан, простирающийся на север до Арктики, страны Западной Европы, ограниченные западным побережьем и железным занавесом от Норвегии до Средиземного моря, а также западные районы Северной Африки.
Этот район — цитадель военной глобальной стратегии союзников. В Северной Америке находятся крупнейшие в мире центры промышленного и военного производства, включая производство атомного и водородного оружия. Однако Западной Европе должно быть отведено особое место в системе союзной стратегии, поскольку она не только стоит на втором после Америки месте по производству промышленной продукции, но и является источником культуры и ценностей всей западной ци-
Глава IV/
вилизащти. Постепенное присоединение Россией отдельных частей Западной Европы не только означало бы катастрофу для свободных европейских стран, но и угрожало бы могуществу Америки — настолько велики преимущества живой силы, производственной мощи, ресурсов и стратегического положения которыми воспользовались бы Советы. На Западе и в Малой Азии находится ряд лучших баз и морских пространств для нанесения атомных ударов по важнейшим объектам советского блока, однако в западной зоне, в свою очередь, также существует множество уязвимых, имеющих жизненно важное значение объектов, по которым Россия может нанести удар своим атомным оружием, и было бы неблагоразумно упускать это из виду.
I!
Таким образом, рассматривая западную зону, мы сделали первый важный вывод — Англия уязвима. Хотя Соединенное Королевство находится на внешнем крае европейской территории, оно по своей мощи превосходит ближайших соседей Советской России на континенте, Без поражения Англии захват Европы был бы еще далеко не завершен, и, наоборот, если бы такое поражение было нанесено в самом начале конфликта, вся Европа оказалась бы в объятиях коммунизма. Русские не могут не оценить того, что Гитлер, приступив к завоеванию Европы, дал Англии передышку, что, в конечном счете, привело его к поражению.
Считается, что система обороны Соединенного Королевства является самой эффективной в мире, но бесспорно также и то, что она в большей степени, чем все остальные, подвержена опасности ока-
Эападная Европа
заться объектом действий стратегической бомбардировочной авиации и баллистических ракет. Для нанесения удара атомными или водородными бомбами требуется намного меньше самолетов, чем для обычного бомбового удара, но результат будет значительно эффективнее того, которого могли добиться тысячи самолетов во время прошлой войны. Истребительная авиация сейчас не в состоянии серьезно препятствовать действиям современных бомбардировщиков, а управляемые снаряды еще недостаточно совершенны, чтобы гарантировать их уничтожение в необходимых количествах. Для бомбардировки Англии вовсе не требуется посылать много бомбардировщиков. Из нескольких сотен посланных бомбардировщиков достаточное число обязательно пробьется к цели. Пожалуй, можно быть уверенным, что достаточно сбросить на наши крупнейшие города и важнейшие районы до двух десятков водородных бомб, и мощь Англии, а также ее воля к сопротивлению будут сломлены. Таким образом, мы должны сделать все возможное, чтобы эти бомбы никогда не упали на Англию. Нам нужно до конца использовать превосходство союзников в материальных средствах, в области науки и производственной мощи для создания и приведения в немедленную готовность таких сил, которые могли бы нанести тягчайший урон атомоносной бомбардировочной авиации противника, если наши меры по предотвращению войны окажутся безуспешными. Свою уязвимость мы полностью осознали во время событий в Корее, когда малейший безответственный шаг американцев мог вызвать переход локальной войны в тотальную. Наша уязвимость от атомного и водородного оружия связана со своеобразным противоречием: сильнее всех желая
воспрепятствовать применению подобного оружия, мы будем вынуждены применить его первыми, если русские дивизии попытаются завоевать Европу.
За последнее время силы Североатлантического союза значительно возросли. Его стратегией руководят два органа: постоянная группа Совета Североатлантического пакта, состоящая лишь из представителей Англии, США и Франции, и военный комитет Совета Североатлантического пакта, который состоит из представителей всех государств — членов НАТО. Англия придает большое значение работе постоянной группы, потому что стратегическое руководство, особенно во время войны, намного легче осуществлять группе, состоящей всего лишь из трех членов, чем группе из одиннадцати членов. Практически руководство со стороны второй группы неосуществимо. Англия считает также, что в меньшей группе ей легче влиять на исход споров с Америкой, чем в большой группе, то есть в военном комитете. Очевидно, по тем же причинам Америка склонна шире использовать военный комитет, по крайней мере, в мирное время.
Согласие Англии войти в Западноевропейский союз означает отказ от прежней политики, потому что теперь британские войска включены в одну организацию с войсками Германии, Франции и других континентальных держав. В связи с этим Англии пришлось поступиться некоторыми суверенными правами в области западноевропейской стратегии. Фактически суверенные государства, входящие в НАТО, позволяют международному органу даже давать рекомендации относительно характера их участия в общих оборонительных усилиях. Хотя в последние годы Канада поддерживает идею более тесного сплочения с остальной частью
Западной Европы, тенденция Англии воздерживаться от четкого определения сущности Британского Содружества наций не позволила ей решительно связать свои интересы с интересами континента, особенно потому, что заокеанские члены Британского Содружества могли не одобрить этого. Последнему соображению придается очень большое значение, так как Англия понимает, что ей удалось пережить две мировые войны только благодаря своей морской мощи, обеспечивавшей связь со странами Британского Содружества наций, а также благодаря помощи со стороны США. Главной причиной, побудившей Англию изменить свою политику, явилось то, что сейчас США принимают такое же активное участие в обороне Европы, как Соединенное Королевство.
Учреждение НАТО и штаба верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами в Европе повлекло за собой необходимость проведения ряда одновременных согласованных мероприятий, что означает координирование оборонительных систем, а также планирование объединения сил и военного производства. Оборона была обеспечена, и, несмотря на то, что был сделан шаг вперед в области новых политических взаимоотношений правительств, именно здесь может выявиться слабость либо под влиянием ослабления напряженности и общей апатии, либо из-за преград, которые ставят экономическая стратегия и коммунистическая пропаганда.
Ill
Хотя атомное и водородное оружие играет главную роль в системе союзной объединенной стратегии и национальной стратегии западных держав,
Глава IV
у ••'**
,!''./£ ' »'
щитом, прикрывающим Западную Европу, являются сухопутные силы государств и средства авиационной поддержки, выделяемые штабу верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами в Европе и Западноевропейскому союзу. Без этих сил рухнула бы вся система НАТО, а в Западной Европе перестала бы существовать и воля к сопротивлению коммунистическому просачиванию и различным видам постепенной агрессии даже в холодной и локальной войнах. В условиях ограниченной или тотальной войны отвод любой значительной части наличных дивизий западной армии создал бы возможность для завоевания всей Западной Европы.
Как англичане, так и американцы в принципе согласны, что пи одна из этих стран не может защищать Старый Свет самостоятельно, как это в состоянии сделать Америка на Дальнем Востоке, судя по некоторым ее заявлениям. Однако в районах, примыкающих к этим двум зонам на их флангах, вопрос о стратегической взаимозависимости союзников не так ясен. Например, в отношении средней зоны, которая находится на фланге Западной Европы, и Юго-Восточной Азии, примыкающей к Дальнему Востоку, Британское Содружество наций может без колебаний заявить, что, хотя они долгое время были сферами ее влияния, сейчас ей там нужна помощь Америки. Однако США, как это они дали ясно понять, не спешат взять па себя подобную ответственность, хотя теперь концепция союзной объединенной стратегии в упомянутых районах уже проясняется для обеих стран. Фактически Соединенные Штаты признают, что даже объединенные англо-американские силы не могут сдерживать внутреннего натиска на протяжении всего перимет-
Западная Европа
ра русского и китайского блоков и бороться с холодной, локальной и ограниченной войнами без эффективной объединенной стратегии. Сейчас многие считают, что в последние годы именно отсутствие объединенной стратегии, отвечающей требованиям времени, приводило две наши страны к политическим и военным разногласиям, что объяснялось не столько разногласиями национального порядка, которым придавалось стратегическое значение в различных районах земного шара, сколько перенесением военных и стратегических соображений на практические планы. Это происходило в результате того, что различия во мнениях и интересах государств, а, следовательно, и различия в их стратегии приводили к усилению одних районов за счет ослабления других; ослабленные районы теряли значение в пределах зон, а особенно между зонами.
В отношении флангов указанного района все еще имеются разногласия стратегического порядка. Северный фланг, представленный Данией и Норвегией, не вызывает никаких разногласий главным образом потому, что там не сталкиваются англоамериканские интересы. Серьезные разногласия возникали по поводу юго-восточного фланга, на особенностях которого стоит остановиться, чтобы проиллюстрировать различные национальные подходы к общей стратегической проблеме. В частности, Соединенные Штаты смотрели на включение Греции и Турции в состав Североатлантического союза как на расширение европейской системы на южном и юго-восточном флангах. Англия же рассматривала такое расширение с иной стратегической точки зрения. Англия, по-видимому, была дальновиднее Америки, понимая или, по крайней мере, признавая, что при тотальной, ограниченной,
8 Глобальная стратегия
I'/;
Глава IV
JVll
локальной или холодной воинах союзникам недостаточно ограничивать свою стратегию районом, охватываемым Североатлантическим союзом. Как уже говорилось, Англия относит Средний Восток ко второй глобальной зоне, считая, что его безопасность имеет большое значение не только для Североатлантического союза, но и для его собственных интересов. С точки зрения Англии, средняя зона, расположенная между западной и восточной зонами, должна рассматриваться как самостоятельный театр военных действий. Поэтому должны быть самостоятельные верховные командования для Среднего Востока, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, подобные штабу главного командования войск атлантических держав в Европе2". Такие стороны стратегий различных театров, как распределение ресурсов между ними, а также издание директив и утверждение планов находятся в ведении центрального высшего союзного органа, подобного англо-американскому объединенному, штабу периода второй мировой войны, или какого-нибудь органа, приданного постоянной группе Совета НАТО.
Следует призадуматься над утверждением, что Англия и Америка являются соратниками по оружию и вместе с тем непримиримыми соперниками в мирный период, в частности в области торговли. Оборонительные мероприятия последних лет задержали равномерное восстановление экономики Соединенного Королевства, и среди гражданского населения широко распространилось мнение, согласно которому наше перевооружение является частью американской политики, а не английской. Это, конечно, вздор, однако нация, доведенная до бедности двумя мировыми войнами и вынужден-
Западнан Европа
ная нести на своих плечах тяжелое время подготовки к новой войне, ждет такого времени, когда нависшая угроза войны значительно уменьшится и наступит период процветания. Существуют опасения, что англо-американская дружба, порожденная крайней необходимостью, носит временный характер, и если в мире восстановятся нормальные отношения, может выясниться, что Англия напрасно готовилась к войне, которая так и не началась, и ей будет все труднее возвращать старые рынки и приобретать новые. Англия в результате громадного перенапряжения, которое ее экономика испытывает и будет испытывать, окажется менее, чем в былые времена, приспособленной к конкуренции в торговле под лозунгом, «свобода для всех», и это перед лицом возрождающихся Западной Германии и Японии. При наличии таких мнений подозрительность малых государств по отношению к американской политике в Европе не является неестественной. Однако Соединенные Штаты, если не принимать во внимание их позицию в вопросе о ленд-лизе25, поставки по которому были прекращены вскоре после окончания войны, что англичане восприняли как поспешный и недружелюбный акт, заслуживают глубокого уважения за проводимую ими политику помощи Европе и другим странам. Послевоенная политика Америки определяет позицию, которую она займет, когда грозные годы минуют. Какой бы ни была экономика мирного времени, нам пока остается надеяться, что прозорливость и практичность Америки будут продолжать распространяться на нынешнюю критическую обстановку, причем не только в том смысле, что Америка может дать англичанам, но и в том смысле, что она будет сознавать бесспорную
Глава IV
Западная Европа
силу Соединенного Королевства. Вряд ли нужно подчеркивать здесь, какие уроки должна извлечь из этого союзная стратегия.
IV
В Европе существует несколько подлинно нейтральных государств, прежде всего Швеция и Швейцария, которые, по крайней мере, по духу и своим симпатиям находятся на стороне стран западной демократии, и которые отдали много времени и сил делу послевоенного восстановления Европы. Они имеют вооруженные силы, и никто не стал бы оспаривать их твердой решимости отстаивать свою независимость.
Испания находится под большим вопросом, поскольку она ни в каком смысле не представляет собой страну либеральной демократии. Однако у нее есть довольно веские основания препятствовать распространению коммунизма и сдерживать натиск как русской идеологии, так и русских войск. Она располагает значительными войсками, а ее западное и южное побережья имеют множество районов, пригодных для высадки союзных войск на случай, если порты, расположенные севернее, временно окажутся недоступными. Испания в целом является хорошей военной базой, и, кроме того, у нее много ценных военно-морских баз и мест для строительства авиационных баз. Америка подходит к вопросу об Испании правильнее, чем Англия, которая, подобно Франции, все еще вспоминает события гражданской войны в Испании, которую называют «холодной войной тридцатых годов»26. Утверждают также, будто Испания еще не созрела для роли союзника или участника Североатлантичес-
кого союза. Однако истина скорее кроется в том, что взгляды английских кругов и некоторых кругов на континенте еще сами не созрели до сознания необходимости принять ее.
Если оставить в стороне нейтральную Австрию, на примере которой можно лишний раз видеть отличие такого рода нейтралитета от добровольного нейтралитета стран, подобных Швеции и Швейцарии27, то другой страной, оборона которой имеет особое значение для западных держав, является Югославия, юго-восточный сосед Австрии. Югославия — самая важная страна в системе европейской обороны — представляет собой наглядный пример влияния географического положения на оборону Североатлантического союза в целом и оборону самой Югославии: в силу расположения гор и рек большинство путей сообщения Югославии идут на север и юг, что облегчает вторжение с севера. Это — коммунистическая страна, не имеющая общих границ с Советским Союзом. Хотя в послевоенные годы Югославия занимала выжидательную позицию, получая выгоды как от Советского Союза, так и от западных держав, она является членом важного Балканского пакта, примыкающего к Североатлантическому союзу. Ее колебания между двумя лагерями наглядно показывают, как политические события могут коренным образом изменять стратегическую обстановку. То, что Тито28 не допустил какого бы то ни было вмешательства в свои дела со стороны Советского Союза, имеет огромное значение. Обстановка в этой части Европы продолжает улучшаться, и с точки зрения стратегии это является правомерным. Вслед за любым серьезным нападением на Югославию со стороны любого из ее соседей, находящихся под коммунистическим влия-
Глава IV
нием, последует обращение в Организацию Объединенных Наций. Югославия имеет достаточные для крайних случаев силы, приспособленные для внутренней борьбы и борьбы с партизанскими действиями.
Оборонительная зона Западной Европы по своей форме напоминает ломоть дыни. Один из ее флангов удлинен в сторону Турции. Как и у дыни, самая ценная часть зоны находится в центре, где сосредоточены оборонительные силы Запада. Между скандинавскими и романскими странами существуют различия в интересах и симпатиях, которые еще более подчеркиваются наличием на одном из флангов Греции и Турции29. Отдаленность флангов может вызвать потребность в помощи или войсках, которые нельзя будет выделить за счет обороны центральной части, так как это создало бы трудности для французского и западногерманского правительств. Главная сила позиции Североатлантического союза восточнее Рейна в настоящее время заключена в господстве на Средиземном море, а также на выходах из портов Балтийского и Северного морей. Однако имеются три серьезные причины, объясняющие, почему оборонительные силы Западной Европы сосредоточены именно в Западной Германии. Стратегия, предусматривающая отход с территории и последующее ее освобождение, является невозможной для послевоенного периода. Очень важно, чтобы Соединенные Штаты Америки и Соединенное Королевство выступили единым фронтом в этом районе. Как уже говорилось ранее, коммунистическая оккупация приведет к уничтожению в захваченных странах всех ценностей, к ликвидации всех лиц, способных к руководству, и освобождать будет некого и нечего. Франция и Ита-
Западная Европа
а
лия особенно сильно реагируют на такую возможность, но вряд ли сильнее, чем Западная Германия. Они считают, что, кроме перевооружения Западной Германии, в этом жизненно важном районе союзникам необходимо продолжать сосредоточивать все большее и большее количество войск. Стратегия, целиком и полностью навязанная политическими факторами, уступает стратегии, которая могла бы выбирать зону обороны в пределах, диктуемых географическими факторами, наличием людских ресурсов, экономическими соображениями и национальными традициями.
Германия сейчас является членом Североатлантического союза и входит в состав Западноевропейского союза, который зависит от некоторых других стран в отношении своих вооруженных сил. Однако нельзя упускать из виду две крайне важные стороны растущей военной мощи Германии. С одной стороны, Германия придаст оборонительному сообществу силы, особенно в сухопутных операциях, поскольку растут ее промышленность и вооруженные силы, с другой — она приобретет огромное влияние над нашей стратегией. Германия, несомненно, будет оказывать доминирующее влияние на нашу стратегию в Западной Европе, поскольку ее центральное положение в Европе в сочетании с ее военным потенциалом облегчает ей и делает почти естественной игру с Востоком и Западом в целях расширения сфер своего влияния. Об этом же говорит стремление Германии к воссоединению; этот вопрос все больше выходит на передний план как главная политическая проблема в Гер-
мании и Европе. До тех пор, пока отношения России с Америкой и другими западными державами не наладятся, Германия будет стараться натравливать их друг на друга, так как ее политика будет, естественно, заключаться в том, чтобы извлечь все возможные выгоды из своего ключевого положения между Востоком и Западом.
Мало кто из немцев примирился с потерей территорий, как на востоке, так и на западе. Германия вряд ли надеется восстановить свои границы 1941 года, но она не удовлетворится меньшим, чем она имела в 1937 году, а возможно, и в 1939 году. Сейчас Германия — хозяин своей судьбы. Стратегию Североатлантического союза нужно разрабатывать и направлять так, чтобы не дать Германии возможности стать и хозяином судьбы всей Европы. При существующей организации Западноевропейского союза все вооруженные силы Западной Германии непосредственно подчинены штабу верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. Эффективной гарантией от любой авантюры со стороны перевооруженной Германии является не какой-нибудь орган Западноевропейского союза, а полномочия, которыми наделен теперь штаб верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе в области снабжения военными материалами: он имеет право прекратить снабжение горючим по нефтепроводам, принадлежащим НАТО, поставки боеприпасов и снаряжения. В глубине души Россия уверена, что ни Америка, ни Англия не являются агрессорами, однако у нее есть все основания опасаться Германии, военная мощь которой растет на глазах. Россия должна заботиться о том, чтобы Германия не втянула Америку и Ан-
Западная Европа
i
глию в какой-нибудь союз, ставящий целью возвратить бывшие немецкие территории.
Североатлантический союз в начале своего существования был не в состоянии противостоять натиску русских, и его стратегия основывалась на атомной бомбе и стратегической авиации США. Хотя вооруженные силы НАТО значительно возросли, надежным щитом стратегии НАТО по-прежнему остается атомное оружие, усиленное сейчас водородным, вместе с бомбардировщиками стратегической авиации США, американским военно-морским флотом, а также бомбардировочной авиацией и военно-морским флотом Англии. Межконтинентальные баллистические ракеты с ядерным боевым зарядом еще более укрепят перечисленные силы. Естественно, что этому щиту сейчас бросает серьезный вызов Россия, обладающая таким же оружием. Эта взаимная угроза превратилась в великую силу, сдерживающую войну, но, как это ни парадоксально, именно она может привести к тотальной войне в Европе или где-нибудь еще. Как уже указывалось, агрессор всегда осведомлен о первоначальных действиях, и, естественно, эти действия, как он полагает, должны давать ему преимущества. Искушение со стороны агрессора велико. Его решимость воспользоваться этими преимуществами, несмотря на угрозу ответного удара сдерживающими силами, представляет собой главную опасность для союзных держав Запада.
ГЛАВА V
средняя зоил
При переходе от рассмотрения западноевропейской стратегии к оценке стратегии других районов прежде всего бросаются в глаза факторы невоенные, хотя и связанные со стратегией. К настоящему моменту западные державы достигли значительной степени единства лишь в Западной Европе. Это единство поддерживается сознанием общей опасности. Понятно, что функции НАТО не должны распространяться на все территории земного шара. Этот союз предназначен для обеспечения обороны конкретного района, однако полученные им уроки могли бы быть использованы при создании других региональных оборонительных союзов, конечно, с обязательным учетом конкретных обстоятельств. Американская и английская политическая стратегия на Среднем Востоке и в Юго-Восточной Азии в значительной мере характеризуется отсутствием позитивного подхода. В отличие от коммунистов, которые предлагают народам этих обширных районов панацею от всех бед, мы предлагаем им гарантию свободы и помощь. В этих окраинных районах мы постоянно оказываемся перед дилеммой — демонстрировать ли нам свою силу или ограничивать ее применение. В обмен на свои гарантии мы предъявляем народам щекотливые в политическом отношении требования — они должны вносить оп-