Рассматривая возможное развитие союзной стратегии в ближайшие десять — двадцать лет, не следует забывать, что американская цивилизация становится все более и более американской. Каким бы тривиальным ни казалось подобное заявление, необходимо отметить, что это поистине исключительное явление, которое стали осознавать в начале первой мировой войны. Превращение огромной разнородной общины в одну нацию — свидетельство дальновидности государственных деятелей Соединенных Штатов и немалый комплимент характеру самих американцев™. Хотя и Англия, и Co-
Союзная объединенная стратегия
единенные Штаты являются странами Запада, американский образ жизни все более и более отличается от традиционной европейской цивилизации, что является наиболее существенным результатом указанного выше процесса. Иммигранты все реже обращают свои взоры к бывшей родине как источнику вдохновения. Новый идеал они обрели в лице Соединенных Штатов, и в их взгляде на остальной мир есть доля оптимизма. В результате они склонны проводить свою линию, и это различие между новым и старым миром будет оказывать все большее влияние на глобальную стратегию и судьбы народов всего мира.
Однако на пути выработки и применения единой союзной стратегии действительно стоит непреодолимое препятствие, которое, по всей вероятности, более, чем какой-либо другой фактор в истории прошлых коалиций, способствовало уменьшению преимуществ такой коалиции. Это огромное неравенство в ресурсах, людских резервах и военной мощи между самими союзными нациями. Масштаб неравенства является наиболее опасным свойством коалиций, которое может привести не только к расхождению интересов, но и к их столкновению. В настоящее время многие склонны рассматривать заявления о том, что Соединенное Королевство имеет равные с западными союзниками права решать вопросы, связанные с союзной стратегией, несмотря на превосходство Соединенных Штатов в финансовом и экономическом отношении, как праздные и не отвечающие действительности. Национальная политика, интересы и позиция Соединенных Штатов во многом отличаются от политики, интересов и позиции Соединенного Королевства и других стран—участниц НАТО или же Бри-
|
Глава VII
Jl
танской империи и ее доминионов. Полагают, что Соединенные Штаты как доминирующий партнер будут иметь решающее слово в вопросах политической или военной стратегии союзников и что эта стратегия со временем начнет вращаться вокруг идей Соединенных Штатов — сначала интересы Соединенных Штатов, а затем уже союза.
Вышесказанное ни в какой степени не следует рассматривать как критику Соединенных Штатов. Но рано или поздно нам придется признать тот факт, что Соединенное Королевство не является больше доминирующей державой, и мы должны быть готовы согласиться со своим новым положением в союзе, возглавляемом Соединенными Штатами. Было бы лицемерием по отношению к НАТО, если бы в мирное время английское правительство заявляло о своей приверженности союзной стратегии, а во время войны попыталось проводить узконациональную стратегию. Несмотря на процесс объединения, протекающий в рамках НАТО и Западного союза, правительства все еще слишком неохотно идут на отказ от своего национального суверенитета в пользу союзнического единства. Это особенно характерно для правительств демократических стран, которые ответственны перед своими народами, в течение столетий живших в условиях монархического режима.
|
Цель традиционной политики изоляционизма, характерной для Соединенного Королевства и Соединенных Штатов в XIX веке, заключалась в том, чтобы в мирное время избежать военных союзов и содержать минимальные вооруженные силы. Таким путем и Англия и Америка могли отмобилизовать свои вооруженные силы и сохранить за собой свободу действий до тех пор, пока не наступал удоб-
Союзная объединенная стратегия
ный момент для необходимого и действенного вмешательства. Соединенное Королевство своевременно отказалось от этой политики «свободных рук» в начале нашего столетия. Опыт двух мировых войн показал, что недостаточная военная подготовка как в организационном, так и в численном отношении до начала военных действий едва не привела нас к катастрофе. Если бы Соединенные Штаты до 1914 года связали себя обязательством применить всю свою мощь с самого начала европейской войны, первая мировая война, возможно, никогда бы не началась. Подобно этому, если бы США связали себя военными обязательствами в Европе до 1939 года, без сомнения, второй мировой войны удалось бы избежать. В некотором отношении примечательно, что изоляционизм в Америке существовал дольше, чем в Великобритании, и нельзя не выразить восхищения по поводу того, как быстро и умело Соединенные Штаты изменили свою политику и вошли в новую роль.
|
VII
Перед союзным командованием в Юго-Восточной Азии в прошлой войне стояли более сложные проблемы, чем в Европе. Штаб союзных войск в Юго-Восточной Азии, безусловно, сталкивался со своими трудностями, связанными с межсоюзническими отношениями. Хотя англичане занимали ведущее положение на этом театре, различные мероприятия, проведенные с целью удовлетворения требований Соединенных Штатов, значительно затрудняли работу. Одна из трудностей заключалась в том, что главнокомандующий американскими сухопутными войсками на этом театре военных
Глава VII
Союзная объединенная стратегия
I
действий одновременно был заместителем верховного союзного главнокомандующего, при этом следует учесть, что американские сухопутные войска не подчинялись верховному союзному главнокомандующему.
Союзная объединенная стратегия в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке в послевоенный период является еще менее удовлетворительной в силу причин, о которых говорилось выше. Действительно, холодная война и угроза скорее локальной, чем тотальной войны делают выработку и проведение в жизнь объединенной стратегии в этих районах очень трудным делом. В мирное время многие свободные страны Азии проявляют подозрительность в отношении истинных целей политической и военной деятельности западных держав, полагая, что она приносит пользу скорее западным державам, чем азиатским странам. До тех пор, пока эти подозрения не будут устранены, мы не можем рассчитывать на выработку разумной и всеохватывающей объединенной стратегии для этого района, подобной стратегии НАТО.
Из послевоенных инцидентов на Дальнем Востоке Корейская война 1950 года представляет особый интерес. Здесь вооруженные силы объединенных наций, правда, руководимые американцами, впервые осуществляли операции, применяя объединенную стратегию многих государств. Эти операции показали, как трудно для верховного главнокомандующего увязать изменения в обстановке с директивой союзников, которая по необходимости должна быть приемлемой для всех, а также как трудно для политических руководителей союзников увязать свою приемлемую для всех директиву с изменениями в обстановке. Одно из основных
разногласий между союзниками было связано с сильным желанием со стороны многих американских политических и военных руководителей подвергнуть стратегической бомбардировке, включая применение атомных бомб, район к северу от реки Ялуцзян; ему противостояло такое же сильное желание со стороны большинства остальных союзников воздержаться от риска превратить локальную войну в тотальную. Разногласия возникли также в результате попытки военных руководителей Соединенных Штатов продолжить наступление сухопутных войск до реки Ялуцзян, в то время как английские руководители считали, что наступать выше самой узкой части Корейского полуострова неразумно.
Обстановка на Формозе в 1955 году служит другим примером расхождений во мнениях между государствами по вопросам союзной объединенной стратегии, хотя здесь, к счастью, благодаря терпению и настойчивости англичане в конечном итоге убедили Соединенные Штаты, которые хотели защищать прибрежные китайские острова Мацзу и Куэмой67, отказаться от этого и таким образом избежать вооруженного столкновения с коммунистическим Китаем, так как названные острова не имеют большого стратегического значения ни для обороны Формозы, ни для вооруженных сил союзников на Дальнем Востоке.
Положение в Индокитае также породило разногласия в области англо-американо-французской объединенной стратегии. В критический период кампании, когда Франция, наконец, обратилась за помощью, столкнулись английская и американская стратегии. К счастью, мудрость взяла верх и здесь, и Франция, пусть даже на время, вышла из безна-
I
,»з ч
Глава VII
Союзная объединенная стратегия
/«Р
дежного положения, при котором ей оставалось капитулировать перед коммунистами. Следует напомнить, что Индокитай, расположенный около Китая и Индии, является ключевой позицией в стратегии союзников. Оккупация Индокитая японскими войсками после падения Франции проложила путь к падению Сингапура и Бирмы в прошлой войне, и такая катастрофа может повториться.
VIII
В послевоенные годы в военных делах союзники достигли огромных успехов. Никогда в прошлом такое множество наций в мирное время не соглашалось действовать совместно в военной области, как это имеет место в рамках штаба верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами в Европе. Еще более ободряющим является согласие западных стран формулировать и координировать политику обороны Западной Европы в мирное время. НАТО имеет теперь в Париже Постоянный совет68, возглавляемый генеральным секретарем, и совет из 15 постоянных представителей, которые по рангу на одну ступень ниже министров. Генеральный секретарь имеет в своем распоряжении действенный секретариат, который при определенных условиях может стать первоклассным могущественным органом. Ясно, что в мирное время НАТО не может иметь той верховной власти, которую имели в период последней войны Черчилль и Рузвельт, но это положение можно легко изменить при сильном обострении обстановки или во время войны.
Работа Постоянного совета организована таким образом, что решения его принимаются не голосо-
ванием, а путем достижения общего согласия; при этом, чтобы убедить всех членов согласиться с мнением большинства, приходится применять различные формы воздействия. Круг вопросов, решаемых НАТО в мирное время, охватывает международную, политическую, экономическую и военную области. Широта его не имеет прецедента. Создание этой организации было вызвано сознанием того факта, что проблема обороны Западной Европы на случай тотальной войны охватывает ныне все стороны национальной и международной жизни. Границы географического района, в которых действует НАТО и штаб верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами в Европе, неизбежно ставят перед нашими государствами ряд трудных проблем. Ясно, что во время войны современные искусственные границы ответственности НАТО утратят смысл и что оборонительная организация и стратегия свободного мира должны быть расширены и распространены на весь мир.
НАТО показывает нам наиболее вероятный путь, по которому будет развиваться в Европе союзное политическое руководство и высшее командование, причем достижение единства союзников по военным вопросам представляется идеалом. Мы должны добиваться единства с нашими союзниками с помощью правильно организованного взаимодействия и найти пути к устранению или сведению к минимуму всевозможных задержек, разочарований, избегая создания громоздких организаций, которые часто возникают при такой форме единства. Международная напряженность и угроза войны делают сотрудничество наиболее легким путем достижения единства, так как в этом случае каждый союзник готов пожертвовать своими нацио-
Глава VII
Союзная объединенная стратегия
нальными убеждениями и интересами. С уменьшением же угрозы войны на передний план выступают торговля и другие стороны жизни нации, и достижение военного единства методом сотрудничества становится значительно более трудным делом. Поэтому приходится всегда подвергаться известному риску — достижение единства путем сотрудничества может оказаться слишком медленным процессом, и вполне возможно, что оно будет достигнуто слишком поздно.
Североатлантический союз заложил прочную основу для совместного планирования, взаимодействия и сотрудничества, создав все условия для достижения единства политического руководства и высшего командования. Он был задуман как организация мирного времени, но его можно использовать и как основу для создания союзного руководства и командования в случае войны.
Эта организация постепенно стала выполнять политические, экономические, военные и финансовые функции, и этим она резко отличается от подобных союзов мирного времени, существовавших в прошлом. Ее назначение в мирное время состоит в том, чтобы осуществлять планирование, боевую подготовку вооруженных сил и организационные мероприятия на случай войны; во время войны она призвана служить основой организации, которая будет осуществлять стратегическое руководство свободной Европой.
Недавние события, особенно войны в Корее и Индокитае, подчеркнули ограниченность военной подготовки союзников. Корейская война показала высшему командованию и политическому руководству НАТО, а также каждому рядовому человеку на Западе, что свободный мир не подготовлен к
ведению холодной или локальной войны и что коммунистическая стратегия в отдаленных районах земного шара может серьезно ослабить оборону свободного мира в Западной Европе. События в Индокитае и более поздние события на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке вновь подчеркнули эту слабость. Мы убедились, что холодная война поставила большую стратегию свободного мира в зависимость как от политических и экономических, так и от военных и географических факторов. Теперь недостаточно одной координации военных операций со стороны высшего военного командования; политическое руководство также должно согласовывать экономическую и внешнюю политику с военными делами.
Главная угроза войны всегда возникает там, где находится центр сосредоточения сил, и сейчас убедительным примером этого служит Европа. Особенно остро реагируют на угрозу незащищенные районы Среднего, Ближнего и Дальнего Востока. Возникновение СЕАТО является показателем того, что Соединенные Штаты, Англия, страны Британского Содружества наций и наши дальневосточные друзья извлекли урок из создания НАТО. Багдадский пакт также является ободряющим признаком эффективности союза между Западом и некоторыми странами Среднего и Ближнего Востока. Оборонительная организация свободного мира, по-видимому, медленно, но уверенно распространяется на весь мир. В широком плане глобальная стратегия концентрируется вокруг двух главных мировых бастионов, которые расположены в Западном и в Восточном полушариях. В дополнение к этому наметились три основные географические зоны — Западная, Восточная и Средняя, что облегчает изуче-
ние как союзной, так и национальной стратегии больших и малых стран. Хотя вопрос о форме, в которую должна вылиться глобальная оборона союзников, по-видимому, выходит за рамки настоящего исследования, вполне вероятно, что в силу конституционных и национальных факторов и интересов, а также в силу административных причин ее лучше всего подразделять на три географические зоны. Запад и Восток имеют легко отличимые различия — с точки зрения стратегии они действительно представляют собой два самостоятельных бастиона. Однако, когда речь идет о выработке стратегии для всех районов, Средняя зона представляет особую трудность. Она — не Восточная и не Западная, а самостоятельная зона со своими специфическими национальными и географическими особенностями, что делает ее уязвимой.
Существование НАТО и СЕАТО, независимо от их недостатков, означает, что с тех пор, как мировая война стала характерной чертой истории, мы впервые имеем или можем иметь в своем распоряжении готовую военную машину союзников, способную выработать необходимую стратегию для противодействия любой попытке уничтожить какого-либо одного или всех наших союзников.
Помимо атомного оружия, служащего фактором сдерживания тотальной войны, союзники должны основывать свою объединенную стратегию также на ведении холодной и, возможно, локальной войны, в которой ни один из противников не применяет атомного оружия, за возможным исключением применения его в тактических целях. Поэтому союзникам потребуются их обычные военно-морские, сухопутные и военно-воздушные силы. Численность и боевую мощь этих вооруженных сил
Союзная объединенная стратегия
\
трудно предопределить, особенно ввиду отсутствия такого понимания в этой области политики и стратегии между союзными государствами, какое существует между ними в отношении тотальной войны. В самом деле, в зависимости от условий места и обстановки то или иное союзное государство не может быть всегда уверено в том, что оно получит помощь от союзников даже в локальной войне и определенно не получит ее в холодной войне. Более того,.трудно предвидеть район, масштаб и характер военных усилий, которые наши потенциальные противники могут приложить в начале такого конфликта, а также как быстро они смогут затем отступить или, наоборот, усилить наступление скорее по политическим, чем по военным соображениям.
При определении доли каждого государства в союзнических обычных военно-морских, сухопутных и военно-воздушных силах, необходимых для ведения локальной и холодной войн и для предупреждения развязывания этих войн, следует учитывать также потребности в обычных вооруженных силах для ведения тотальной войны и для предупреждения ее развязывания. В этом отношении показательны вооруженные силы союзников, базирующиеся в Европе и на Атлантическом океане. Ясно, что в дополнение к вооруженным силам НАТО каждое крупное союзное государство должно иметь обычные военно-морские, сухопутные и военно-воздушные силы, находящиеся в стратегически выгодных районах, а также удобно расположенные, достаточно мощные и обладающие высокой мобильностью резервы. Чем теснее сотрудничество между союзниками в предоставлении этих вооруженных сил и в оценке проблем локальной и холод-
13 Глобальная стратегия
Глава УЛ1
Союзная обь единенная стратегия
ной войн, тем большей экономии сил и средств можно достигнуть. Чем глубже осознает агрессор необходимость применить эти вооруженные силы без промедления, тем большую роль они сыграют в деле предотвращения развязывания подобных войн. Географическая среда, национальные ресурсы, общая топография, доступность, коммуникации, а также политические изменения в соответствующих странах и районах — факторы, которые также могут оказать существенное влияние на союзную объединенную стратегию в отношении стратегических бомбардировок. Географическая среда и национальные ресурсы, кроме того, определяют потребности в морских коммуникациях. Для союзников морские коммуникации имеют жизненно важное значение в большей части земного шара, в то время как для России они играют очень незначительную роль. Поэтому союзная объединенная стратегия должна сохранить за нами морские пути в противовес русской стратегии, направленной на то, чтобы лишить нас этих путей. Морские коммуникации обеспечивают нам превосходство в том отношении, что, имея их, мы сможем создать и использовать военно-морские, военно-воздушные базы и базы управляемых реактивных снарядов вокруг большей части России (в пределах дальности действия нашей авиации) для действий против ее даже самых отдаленных жизненно важных центров. Более того, эти коммуникации позволят нам использовать авианосцы в качестве высокоподвижных баз для базирования бомбардировочной и разведывательной авиации, беспилотных самолетов и управляемых реактивных снарядов при действиях в отдаленных районах земного шара. Морские коммуникации имеют для нас чрезвычайно важное значе-
ние и при ведении локальной или холодной войны в отдаленных районах. В этом случае роль географической среды также очень велика в смысле глубины территории, которую союзники, Россия и ее приверженцы могут использовать для заблаговременного предупреждения о воздушном нападении, а также в смысле организации ПВО и наземной обороны. Все эти соображения играют чрезвычайно важную роль при формулировании стратегии союзников.
В основе нашей объединенной стратегии лежат следующие положения. Термоядерное оружие привело к такому значительному превосходству наступательных средств над оборонительными, что тотальная война, по-видимому, явится самоубийством для всех воюющих стран и, следовательно, концом цивилизации. Нашим лучшим и единственным средством обороны является стратегия устрашения. Со стороны Запада кульминационный пункт этого устрашения может быть достигнут при наличии баллистических ракет и бомбардировщиков — носителей ядерных бомб, находящихся в постоянной боеготовности и способных нанести смертельный ответный удар. Советский блок должен знать, что мы не только полны решимости нанести эффективный ответный удар, но и в состоянии сделать это. Стратегия устрашения может стать еще более эффективной, если ее подкрепить мощной истребительной авиацией и управляемыми снарядами ПВО, а также организацией эффективной обороны метрополии, что явится показателем нашей решимости не отступать даже перед угрозой водородной войны. Противовоздушная оборона и оборона метрополии, безусловно, заставят агрессора задуматься и усомниться в том, что он в состоянии добиться молние-
13*
Глава VII
Союзная объединенная стратегия
носной победы путем нанесения внезапного и предположительно смертельного удара.
Соображения, касающиеся ведения тотальной войны, во многом соответствуют тем, которые относятся к проблеме предотвращения такой войны. Большая часть стратегической авиации должна быть предоставлена Соединенными Штатами. Соединенные Штаты и Соединенное Королевство располагают незначительными возможностями для усиления вооруженных сил НАТО. Само существование Соединенного Королевства будет зависеть в основном от эффективности противовоздушной обороны и организации обороны метрополии.
Насколько мы можем предвидеть, при существующем мировом соотношении сил эффективная оборона любой свободной нации Запада невозможна, если ее рассматривать или организовывать изолированно. Оборона союзных наций может быть эффективной лишь в том случае, если она организуется коллективно. Разумеется, невозможно создать изолированную эффективную противовоздушную оборону Соединенного Королевства даже при условии четырехкратного или большего усиления наших средств ПВО и нашей стратегической авиации. Эффективная оборона Германии, Франции или любого другого западноевропейского государства также невозможна, если ее организовывать обособленно. Фактически нельзя изолированно организовать удовлетворительную оборону даже Соединенных Штатов, так как в этих условиях они окажутся один на один с Советской Россией, контролирующей всю Европу, Африку и, возможно, Азию.
Это не есть преувеличение сложности обстановки, но мы не намерены и преуменьшать трудности, возникающие на пути примирения различных на-
циональных точек зрения. Если на первое место ставить вопросы союзной стратегии и обороны союзников и разрешать их коллективно, то можно быстрее добиться разрешения тех или иных проблем в изолированных районах. При этом важно, чтобы национальные интересы не входили в противоречие с общей обороной союзников. Проблемы Франции, связанные с Северной Африкой69, английские проблемы на Кипре или даже сложная проблема обороны Западной Германии не были бы такими сложными и не вызвали бы такого большого беспокойства, если бы союзники действительно создавали общую оборону, а не только признавали необходимость ее.
Что касается ограниченной глобальной войны, в которой исключено применение атомного оружия в стратегических целях, то в настоящее время союзникам, очевидно, нецелесообразно выделять значительную часть средств для обеспечения своей обороны в случае возникновения такой войны. В любом случае исхода ограниченной глобальной войны не предрешит один сокрушительный удар, и у нас хватит времени для мобилизации и использования всех имеющихся ресурсов. Однако ограниченная глобальная война требует большего объема планирования в национальном и международном масштабах. Если будет достигнуто соглашение о запрещении атомного оружия и будут обеспечены достаточные гарантии соблюдения такого соглашения, то подготовке к ограниченной глобальной войне, очевидно, будет уделяться первоочередное внимание.
Настоящий сравнительно краткий обзор основных проблем союзной объединенной стратегии дает некоторое представление об их многообразии и сложности. Но ясно одно — тотальная война явится
Глава VII
войной западных союзников против других коалиций народов и это само по себе должно выковать действенную союзную объединенную стратегию. И хотя многие — как отдельные лица, так и государства — считают, что такая союзная стратегия необходима и что в мирное время следует достигнуть соответствующих международных соглашений, подобные высказывания могут оказаться лишь праздной и не совсем искренней болтовней об отдаленном идеале. Не будем же обманывать себя: союзная объединенная стратегия не просто желательна — от нее зависит само наше существование.
ГЛАВА
НАЦИОНАЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ СТРАТЕГИЯ
I
Изменение положения Англии и уменьшение ее экономической мощи по сравнению с Соединенными Штатами и Россией относятся к числу главных причин, обусловливающих многие изменения в ее национальной политике и стратегии. В прошлом Англия могла обеспечить себе победу в войне, несмотря на то, что ее подготовка во многих областях в мирное время даже после серьезных поражений на первоначальных этапах военных действий была явно недостаточной.
Раньше каждый вид вооруженных сил Англии был самостоятелен и как в мирное, так и в военное время мог применять свою стратегию независимо от других видов. Кроме того, руководители английских вооруженных сил не рассчитывали на такую значительную помощь союзников в тотальной войне, на какую они могут рассчитывать теперь со стороны гораздо более мощных американских вооруженных сил. Поэтому при формулировании национальной политики и национальной военной стратегии Англии важно учитывать существование союзной организации и зависимость Англии от помощи союзников: финансовое и экономическое положение Англии не оставляет другого выбора70.
В главе II данной книги уже приводились примеры того, как отдельные виды вооруженных сил упорно применяли свою узковедомственную стратегию в ущерб национальной совместной стратегии. Поскольку в этой книге сущность стратегии рассматривается применительно к национальной совместной стратегии, к стратегии видов вооруженных сил и обороны метрополии, то данную главу целесообразно начать, хотя это и связано с риском некоторого повторения, с краткого исторического обзора основных изменений в развитии стратегии. Этот обзор, однако, не следует рассматривать, как исчерпывающую картину совместных операций, то есть операций с участием всех видов наших вооруженных сил. Существует много примеров операций, когда правильная стратегия и координация действий приводили к отличным результатам. По-видимому, наиболее ярким примером успешной операции, в которой участвовали все виды вооруженных сил, является высадка десанта на побережье Нормандии в 1944 году. Однако имели место и неудачные совместные операции видов вооруженных сил, которые кончились или полным провалом, или частичным успехом и о которых здесь не упоминается. Отбор исторических примеров, включенных в данную главу, был произведен таким образом, чтобы дать читателю общее представление о цене, которую мы заплатили за применение несогласованной узковедомственной стратегии как в мирное, так и в военное время.
Квебекская совместная военная экспедиция 1759 года71 — пример успешной амфибийной операции, в которой стратегия военно-морского флота эффективно переплелась со стратегией сухопутных войск. Удачная координация стратегии флота и ар-
Нацпональная современная стратегия
мии была достигнута также на последнем этапе Семилетней войны (1756—1763)72. Но затем, в последние десятилетия XVIII века, в ряде совместных операций, особенно на Средиземном море и в английских территориальных водах, действия военно-морских и сухопутных сил были плохо согласованы. Картахенская экспедиция 1741 года73 и Шельд-ская экспедиция 1809 года7"1 могут служить лучшими примерами неудачных операций, в которых мы пострадали из-за отсутствия правильного согласования стратегии флота и армии. В большинстве случаев несогласованность стратегии в этих кампаниях и операциях бывала результатом трений между командующими.
В войне против Наполеона британский флот и армия сражались против общего врага, и все же каждый из них применял самостоятельную стратегию. Разумеется, их стратегия в известной мере была скоординирована, но куда большего эффекта можно было бы добиться меньшей ценой, если бы флот и армия взаимодействовали более тесно. К сожалению, даже в критические дни начала первой мировой войны, этого первого опыта неограниченной, или тотальной войны, продолжали существовать две самостоятельные стратегические концепции, возникшие со времени отделения английского флота от армии. И хотя их стратегия в какой-то степени координировалась на разных этапах этой войны, она никогда не представляла единого целого. Каковы бы ни были потери, в каком бы тупике мы ни оказались и как бы надолго ни затянулась война, в основе стратегии нашей армии неизменно лежала идея разгрома немецкой армии на полях Европы. Стратегия флота в своей основе противостояла лобовой стратегии армии: флот стре-