Глава VIII
милея использовать господство на море для нанесения удара там, где противник был наиболее уязвим. Типичным примером может служить Дарда-нелльская экспедиция, окончившаяся, к сожалению, поражением, что, безусловно, объясняется конфликтом между руководителями флота и армии. Хотя в первой мировой войне уже появилась военная авиация, ее стратегическое использование не выходило за рамки оказания поддержки военно-морским и сухопутным силам.
Начиная с XVI века, когда вооруженные силы Англии были разделены на флот и армию, существование национальной совместной стратегии было поставлено под угрозу в результате обособленного, самостоятельного развития стратегии флота и армии. Стратегия армии исходила из концепции Александра Македонского и Наполеона, предусматривавшей захват и удержание территории75, в то время как стратегия флота была направлена на расширение заморского предпринимательства и торговли путем обеспечения за собой господства на морях. По мере того как эти два вида вооруженных сил становились все более независимыми друг от друга, их стратегии все более расходились, что приводило к соперничеству и даже конфликтам. Такое положение сохранялось до второй мировой войны, да и теперь оно не изменилось.
Интересно отметить, что в политических кругах Англии в настоящее время наблюдается незначительное расхождение во взглядах на характер стратегии. Но в течение длительного исторического периода в парламентских партиях существовали две школы стратегической мысли. В противовес армейской школе континентальной стратегии существовала влиятельная школа, которая отдавала пред-
Национальная современная стратегия
|
почтение военно-морским операциям на заморских территориях. Теория английских тори76 сводилась к тому, что для Англии гораздо выгоднее, если она будет субсидировать своих союзников, сражающихся за нее на континенте, в то время как ее мощные военно-морские силы или, вернее, ее мощный торговый флот захватит порты и рынки сбыта противника. Таким путем Англии удавалось при помощи торговли финансировать войну.
На развитие английской системы объединенного командования влияли различные междуведомственные противоречия: высшее командование каждого вида вооруженных сил несло ответственность за свою стратегию и действия, хотя оба несли ответственность за операции в целом. Сейчас все великие державы встретились с проблемой координирования стратегий отдельных видов вооруженных сил, но ни одна из них не нашла решения, которое отвечало бы интересам англичан и соответствовало бы их национальному темпераменту. Как это ни странно, но тот факт, что английская система объединенного командования, несмотря на присущие ей трения между отдельными видами вооруженных сил, в прошлом функционировала бесперебойно, привел к тому, что сейчас не чувствуется желания внести в нее изменения, которых требует современная обстановка.
После окончания первой мировой войны, когда военно-воздушные силы стали третьим видом вооруженных сил, особенно сказывалось отсутствие национальной совместной стратегии и стремление каждого вида вооруженных сил проводить свою обособленную стратегию. Это было связано главным образом с проблемой потенциальных возможностей военно-воздушных сил, вокруг которой раз-
|
Глава VIII
Национальная современная стратегия
горелись споры. Послевоенная же экономия и снижение военных расходов, вынудившие флот и армию отказаться от ряда традиционных преимуществ, которые высоко ценились ими, сделали этот спор еще более ожесточенным.
В послевоенный период первый удар по традиционной стратегии английской армии нанес Черчилль, который предложил возложить контроль над Ираком на военно-воздушные силы, считая, что такой контроль обойдется дешевле, чем контроль с помощью армии.
В Индии армейская стратегическая концепция укоренилась так глубоко, что лишь вынужденное признание того факта, что некоторая авиационная поддержка необходима для ведения эффективных действий на суше, заставило армию пойти на уступки.
Среди высшего командования в Индии и в Уайтхолле разгорелись споры — сторонники военно-воздушных сил считали, что стратегии военно-воздушных сил следует уделить больше внимания.
Позже, не имея на то оснований, они даже увеличили свои притязания, утверждая, что военно-воздушным силам необходимо отвести главную роль в защите северо-западной границы Индии от нападений враждебных племен. Интересно, что, несмотря на столетнюю давность борьбы сухопутных войск с пограничными племенами, которая обошлась очень дорого и в результате которой англичане понесли огромные потери в людях, угроза со стороны этих племен исчезла с уходом английских войск из Индии. Причины такого удивительного
|
изменения заслуживают изучения, но решение вопроса о том, в какой степени это вызвано изменением политики и политической обстановки и в какой — изменениями в стратегии, выходит за рамки нашей книги. Утверждение, что исчезновение угрозы можно скорее объяснить изменениями в стратегии, чем в политике и в политической обстановке, было бы неразумным.
Другой стратегической проблемой, которая породила еще более ожесточенные споры между видами вооруженных сил Англии, явилось падение Сингапура. В то время как руководители флота и армии отстаивали стратегию, основывающуюся на использовании дорогостоящей стационарной артиллерии береговой обороны, командование военно-воздушных сил утверждало, что стратегия, опирающаяся на военно-воздушную мощь, была бы более совершенной и экономичной. Эти разногласия обошлись очень дорого. Теперь известно, что англичане израсходовали миллионы фунтов стерлингов на батареи береговой артиллерии, но когда Сингапур в феврале 1942 года подвергся нападению, эти батареи не произвели ни одного выстрела — они были установлены для ведения огня в направлении, противоположном тому, с которого атаковали японцы.
В годы между первой и второй мировыми войнами между руководителями флота и военно-воздушных сил велся спор по поводу стратегической ценности линкора и самолета. Он показывает, как командования флота и ВВС подходили к решению проблем национальной стратегии. Исход этого спора был таков, что в начале второй мировой войны Англия имела большое число линкоров и лишь несколько авианосцев, недостаток которых лишал нас многих ценных преимуществ. До нападения япон-
Глава VIII
цев на линейный флот Соединенных Штатов в Пёрл-Харборе в декабре 1941 года ценность линкора, с точки зрении национальной стратегии, определена не была. Как в прошлом, так и теперь руководители флота и ВВС подходят к решению вопросов, связанных с использованием морской авиации, с узковедомственной точки зрения, без учета стратегического значения ее для государства в целом. Рожденная в великих спорах, английская морская авиация сначала подчинялась ВВС, а впоследствии была частично передана флоту. В результате в ведении английского флота сейчас находится авианосная авиация, в то время как военно-воздушные силы сохранили за собой морскую авиацию, базирующуюся на суше, а также летающие лодки. Это искусственное разделение функциональной ответственности порождено соображениями практицизма, но на современном этапе по мере развития национальной стратегии функциональные, финансовые и материальные трудности все более возрастают. К сожалению, английское Адмиралтейство7' и в меньшей степени министерство авиации в силу узковедомственных причин заботятся лишь о сохранении, если не о еще большем разграничении, существующего разделения ответственности.
Прогресс в области военно-воздушной мощи, не связанный с чрезмерными затратами, невозможен, если власти не заменят старое испытанное оружие новым, еще не проверенным. Например, министерство авиации не пожелало разместить заказы на управляемые снаряды и ускорить их производство, считая новое оружие недостаточно совершенным в конструктивном отношении, и, исходя из этого, распределило свои средства. Однако ценность со-
Нацпональная современная стратегия
временной, да и будущей истребительной авиации, не располагающей управляемыми снарядами, ограничена: при теперешних скоростях невозможно вести эффективный огонь из обычной пушки или пулемета. Точно так же в дальнейшем, несомненно, будет возрастать роль баллистических ракет, и тем не менее министерство авиации стремится сохранить бомбардировщики в таком большом количестве, на которое только может согласиться министерство финансов, что неизбежно отрицательно сказывается на внедрении нового оружия78.
После первой мировой войны изучение стратегии видов вооруженных сил Англии в соответствующих штабных колледжах, особенно в армейском, стояло на высоком уровне. Тем не менее, несмотря на частые заявления в пользу совместной стратегии, она фактически представляла собой совокупность стратегий трех видов вооруженных сил. Лишь в редких случаях руководители флота, армии или авиации отказывались от обычаев и традиций своего вида вооруженных сил в пользу всеобъемлющей национальной стратегии. В годы, предшествовавшие второй мировой войне, лишь немногие армейские офицеры, а они составляли наиболее образованную группу офицеров вооруженных сил, согласились бы с тем, что основное назначение бомбардировочной авиации заключается не в поддержке сухопутных войск и военно-морских сил, а в чем-то другом. Многие принципы, правила и догмы того времени носили узковедомственный характер. Например, значительное число учебных пособий и программ, изучавшихся слуша-
Ц
телями штабного колледжа английской армии, было составлено много лет тому назад на основе уроков англо-бурской войны, и руководящий состав колледжа, включающий многих выдающихся офицеров а генералов, ежегодно предпринимал малоуспешные попытки поставить обучение на современную основу. Но все дело было в том, что при существовавшем тогда положении дел никакой пересмотр учебных программ и пособий не мог изменить направленность подготовки офицерских кадров. Известен случай, когда начальник колледжа в Кэмберлн перед полной аудиторией сделал ряд саркастических замечаний по поводу решения одним из слушателей учебной задачи, связанной с использованием танков. Слушатель предложил использовать танки для рейда по тылам противника на глубину до нескольких миль от переднего края. Начальник же колледжа считал слишком рискованным использовать танки, которые ценились очень высоко, на таком большом удалении от линии фронта. Позже этот слушатель стал советником лорда Монтгомери79 по использованию бронетанковых войск в Северной Африке, а затем при вторжении на европейский континент в 1944 году. Этот пример говорит о том, что в предвоенный период наши стратегические взгляды зачастую были неверными, а тактика, основанная на них, имела множество недостатков.
Постановка обучения в военно-морском штабном колледже также во многом устарела в результате возникновения военно-воздушных сил и других достижений, причем для флота это имело даже более серьезные последствия, чем для армии. Руководители же штабного колледжа ВВС исходили из вероятных потенциальных возможностей оружия,
Национальная современная стратегия
которое еще не было создано, и их оценка возможностей существовавших тогда военно-воздушных сил не соответствовала действительности, что в конце концов привело к тому, что они не смогли определить действительное место военно-морских сил и сухопутных войск в военном арсенале государства. Постановка обучения во всех трех штабных колледжах отражала взгляды и идеи руководящих офицеров высших командований соответствующего вида вооруженных сил. Так обстояло дело с преподаванием военной стратегии в тот критический период.
Трудно забыть тот факт, что именно в тяжелые годы накануне второй мировой войны множество умных и талантливых офицеров и генералов, особенно в армейских штабах, было поглощено узковедомственными интересами. В этот период руководители каждого вида вооруженных сил, не заботясь об интересах всего государства, стремились оправдать свою стратегию, независимо от общей военной концепции. Несмотря на существование различных координирующих органов, наша стратегия периода второй мировой войны была скроена из трех ведомственных стратегических концепций, явившихся результатом индивидуального подхода к решению одной и той же проблемы, и не представляла единого целого.
Организация разведывательных органов послужила другой причиной обострения разногласий между руководителями армии, флота и военно-воздушных сил, особенно в начале второй мировой войны. Каждое министерство имело свое разведывательное управление, деятельность которого координировалась объединенным разведывательным комитетом при комитете начальников штабов. На-
14 Глобальная стратегия
Глава VIII
I
личие многочисленных разведывательных органов зачастую приводило к тому, что чрезвычайно важная разведывательная информация, полученная из общего источника, утрачивала свою ценность в процессе ее оценки или обработки в доклад различными группами офицеров-разведчиков, которые в большинстве случаев использовали эту информацию для показа в лучшем свете узковедомственной и предвзятой точки зрения своих начальников. При этом они проявляли такое завидное усердие, что архивные работники, безусловно, будут изумляться.
Во время прошлой войны ввиду того, что существовали три самостоятельные ведомственные стратегии, споры по поводу использования и заслуг отдельных видов вооруженных сил были неизбежны. Как показал послевоенный анализ, стратегические бомбардировщики союзников сократили производство нефти в Германии за период с весны 1944 года и до конца войны на 95 процентов80, железнодорожная сеть Германии в этот же период в результате действий союзной авиации фактически была выведена из строя81. Последнее обстоятельство сделало возможным продвижение сухопутных войск союзников по Европе. Ход войны с Японией показал, что для разгрома ее нет необходимости в генеральном сражении на суше. Япония капитулировала со своей нетронутой армией до того, как первый союзный солдат вступил на Японские острова. Это красноречивый пример правильного использования современной мощи на море, суше и в воздухе.
Когда началась вторая мировая война, Англия имела три самостоятельные ведомственные стратегии, хотя были предприняты попытки выработать единую национальную стратегию. Высший воен-
Нацпональная современная стратегия
ный орган Англии — комитет начальников штабов — состоял из руководителей каждого вида вооруженных сил, которые, по-видимому, в большинстве случаев действовали согласованно.
Военно-морская стратегия, опиравшаяся на многолетний опыт, все еще сводилась к обеспечению господства на морях. Она не смогла угнаться за развитием авиации, подводных лодок и мин, которые впоследствии оказались для нее слишком дорогостоящими. Армия находилась в довольно трудном положении — многие руководящие деятели поняли, что стратегия, которая предназначала большую часть сухопутных войск для действий в Западной Европе, опасна. Первоначальный план англичан предусматривал отправку на континент минимального количества сухопутных войск. Однако за несколько месяцев до начала войны политические соглашения с Францией вынудили Англию принять новый план, согласно которому на континент предполагалось направить крупные контингенты сухопутных войск. Последующие события подтвердили правильность принятого решения, так как без обязательства Англии выделить эти войска Франция не объявила бы войну Германии. Англия в свою очередь также не смогла бы объявить ей войну без своего французского союзника.
Суть английской воздушной стратегии сводилась к следующему: стратегическая бомбардировочная авиация должна была наносить удары по Германии, а истребительная авиация — обеспечить оборону Соединенного Королевства. Воздушная стратегия вопросы авиационной поддержки сухопутных войск и военно-морских сил отодвигала на второй план, и средства авиации для этой цели выделялись неохотно и скупо. В ходе дальнейших со-
Глава VIII
Национальная современная стратегия
I
бытии стало ясно, что прежде чем направить английский экспедиционный корпус на континент до падения Дюнкерка82, его необходимо было обеспечить авиационной поддержкой, которая на переломных этапах войны имела гораздо большее значение, чем любая бомбардировка Германии. Потеря этого корпуса поставила Англию перед опасностью проигрыша войны. В то же время выявилась несостоятельность принципов, на которых основывалась наша воздушная стратегия в начале войны; ограниченные возможности бомбардировщиков, и недостаточная разрушительная сила бомб того времени не представляли смертельной угрозы для Германии.
После прорыва немцев под Седаном возникли серьезные разногласия по вопросу об английской истребительной авиации83. Руководители армии, на которых оказывало давление французское высшее командование, настаивали на том, что необходимо направить на континент значительное количество истребителей для действий совместно с английским экспедиционным корпусом, в то время как командование военно-воздушных сил утверждало, что это может сильно ослабить оборону Соединенного Королевства. В дальнейшем битва за Англию показала, что в этом споре право было наше авиационное командование и что даже вся имеющаяся истребительная авиация не смогла бы спасти тогда английский экспедиционный корпус.
Все перечисленные недостатки английской стратегии в значительной степени явились следствием того, что руководители каждого вида вооруженных сил настаивали, чтобы их стратегия была положена в основу национальной. При этом они выставляли на передний план ее преимущества и одновременно скрывали недостатки и слабые места. Если руково-
дители старых видов вооруженных сил подчас ошибались в оценке стратегических проблем, то не удивительно, что командование молодых военно-воздушных сил временами проявляло неуверенность или даже ошибочно подходило к решению тех или иных вопросов.
Норвежская кампания второй мировой войны84, которую мы рассмотрим довольно подробно, выявила многолетнюю недооценку командованием английских ВВС авиационной поддержки действий военно-морских сил и сухопутных войск. С момента слияния королевского воздушного корпуса с королевской военно-морской авиационной службой и выделения их в самостоятельный вид вооруженных сил вопросам авиационной поддержки и переброскам по воздуху уделялось очень мало внимания, и такое положение продолжалось вплоть до второй мировой войны и даже в течение значительного времени после ее начала.
С большим нежеланием и в результате сильного давления со стороны руководителей английской армии в начале второй мировой войны экспедиционному корпусу, направлявшемуся во Францию, выделили несколько истребительных эскадрилий, причем эти явно недостаточные авиационные средства вплоть до захвата немцами Бельгии, Голландии и Франции в 1940 году были усилены очень незначительно85. События заставили командование ВВС создать группировку авиации на Среднем и Ближнем Востоке для оказания поддержки сухопутным войскам, а также для проведения более эффективных стратегических и тактических бомбардировок при действиях у Эль-Аламейна и в период наступления из Северной Африки в Сицилию и Италию. Под большим давлением, причем со сто-
\
I
Глава VIII
роны самых высоких политических инстанций, была обеспечена достаточная авиационная поддержка, включая выделение стратегических бомбардировщиков, во время вторжения в Нормандию, а также в период последующих операций, вплоть до окончания войны.
Уроки второй мировой войны в отношении авиационной поддержки и перебросок по воздуху, по-видимому, уже забыты или игнорируются командованием английских военно-воздушных сил. Сейчас авиационное наступление, бесспорно, является первой линией национальной обороны, хотя мы понимаем, что такое наступление в основном должны вести силы стратегической авиации Соединенных Штатов. Несмотря на огромную мощь своих стратегических бомбардировщиков, Соединенные Штаты содержат мощный военно-морской флот, который имеет свою авиацию поддержки, и, кроме того, они располагают значительным количеством авиации поддержки в сухопутных войсках. Этот пример говорит о многом, и тем не менее в английских военно-воздушных силах все еще находятся энтузиасты, которые придают слишком большое значение развитию бомбардировочной авиации в ущерб авиационной поддержке нашего флота и армии.
IV
Каковы же причины неуспеха Норвежской кампании 1940 года? Государственные и военные деятели Уайтхолла, руководившие этой кампанией, по своим личным качествам не уступали руководителям, которые четыре года спустя осуществили успешное вторжение в Нормандию. Большинство командиров, непосредственно руководивших опера-
Национальная современная стратегия
циями на море, на суше и в воздухе, также не уступало командирам, которые руководили более поздними операциями. Если политических или военных руководителей и можно в чем-нибудь упрекнуть, то только в том, что они недостаточно глубоко вникли в сложившуюся в то время международную и военную обстановку. Более того, Черчилль, тогда министр обороны, имел огромное влияние на руководителей армии, флота и ВВС, которые в тот период входили в комитет начальников штабов. Как это часто случается при оценке исторических событий, мы располагаем крайне недостаточными сведениями об обстановке, в условиях которой проходила эта кампания, и о причинах, приведших руководителей к решениям, которые были приняты ими. Разумеется, нельзя понять причин поражения в Норвегии, не зная обстановки и условий, в которых действовал Уайтхолл.
К Норвежской кампании мы оказались неподготовленными почти во всех отношениях. Это была совместная операция всех видов вооруженных сил, но в ней отсутствовали объединенное планирование и единый для всех трех ведомств замысел операции. Каждый вид вооруженных сил по-своему подходил к решению общей проблемы.
Английский флот следовал своей концепции войны, которая на протяжении ряда столетий неизменно обеспечивала ему успех. Руководители, флота стремились использовать его мощь в первую очередь для организации блокады противника и для поиска немецкого флота. Они решили, что Норвежская кампания даст возможность создать чрезвычайно ценные базы, а также предупредить установление Германией контроля над норвежским побережьем. Уверенные в своих силах и придержи-
Глава VIII
вающиеся, как всегда, консервативных взглядов, руководители флота пользовались большим авторитетом в Уайтхолле. Тогда они еще не осознавали всего значения воздушной мощи.
Представители английской армии смотрели на Норвежскую кампанию как на отвлекающую операцию сомнительной ценности, считая, что основной задачей союзников является сосредоточение всех сил во Франции. В сущности, они рассматривали эту операцию как высадку сухопутных войск на норвежское побережье в заранее определенных пунктах с целью овладения стратегическими объектами для организации обороны Норвегии на случай наступления немецких сухопутных войск с юга. Они смотрели на военно-морские силы как на транспортное средство для сухопутных войск. Армия так же, как и флот, тогда еще не осознавала значения воздушной мощи.
Руководители военно-воздушных сил основное внимание уделяли противовоздушной обороне Соединенного Королевства и стратегическим бомбардировкам Германии. Борьба за превосходство в воздухе и особенно боязнь быть «нокаутированными» противником влияли на их планы. Командование ВВС не имело достаточных средств для выполнения любой из этих задач и поэтому рассматривало всякий проект, подобный проекту Норвежской кампании, как такое отвлечение сил и средств, которого не следует поощрять. Более того, в то время руководители военно-воздушных сил смотрели на авиационную поддержку сухопутных войск и военно-морских сил как на второстепенную задачу по сравнению со стратегическими бомбардировками Германии и организацией противовоздушной обороны метрополии.
Национальная современная стратегия
—b
С начала войны действия английского флота развивались традиционно. Сухопутные войска были развернуты на континенте Европы с момента начала военных действий, но не произвели ни одного выстрела. Следует отметить, что армия не имела опыта ведения современной сухопутной войны как в смысле использования войск, так и в смысле воздействия современного оружия на моральный дух войск противника. Авиационное наступление сводилось лишь к сбрасыванию листовок, если не считать бомбардировок военно-морских целей противника. Вторая мировая война к тому же была первой большой войной, в которой впервые после своего создания в 1918 году приняли участие королевские военно-воздушные силы — первые ВВС, выделенные в самостоятельный вид вооруженных сил. Руководители ВВС были полны желания подтвердить правильность своих заявлений о роли воздушной мощи, которые они делали на протяжении многих лет. Но к тому времени они успели разочароваться в боевых качествах имевшихся у них самолетов и вооружения. Они считали, что действия авиации в Норвегии при авиационных средствах того времени являются крайне сложными.
Хотя восемь месяцев «странной войны» не заставили Уайтхолл бездействовать, они не объединили английских министров видов вооруженных сил и командиров в единый высокоэффективный боевой аппарат. Оказалось, что многие старшие офицеры и генералы, которые во время войны должны были занять ответственные посты, не желали подвергать себя испытаниям войны, А у многих лучших штабных офицеров и генералов вследствие перегрузки бумажной работой и составления
\
I
\
Глава VIII
Национальная современная стратегия
слишком большого количества планов уже наблюдалась усталость от войны. Когда началась Норвежская кампания, и командующие приступили к выполнению оперативных планов, имели место многочисленные безуспешные попытки усовершенствовать их в условиях боевой обстановки — попытки, которые, как следовало бы знать Уайтхоллу, были практически неосуществимы по административным причинам.
В отличие от английской военной машины, которая еще не была приведена в соответствие с характером операций второй мировой войны, Германия добросовестно и всесторонне готовилась к войне на протяжении ряда лет. Она имела современную военную теорию, инициативу, войска, высокоэффективную машину для политического и военного руководства военными действиями и опыт ведения современной войны.
В начале второй мировой войны английский военный кабинет рассматривал проблему лишения Германии шведской железной руды, которая поставлялась ей через Нарвик, посредством минирования морских путей или другими средствами, но не пришел ни к какому решению. Позже, когда началась русско-финская война, имели место многочисленные дискуссии в политических и военных кругах, в результате которых был выработан план посылки англо-французских войск на помощь финнам86, и начались соответствующие приготовления. Замысел этой операции сводился к тому, чтобы вырвать инициативу из рук Германии путем высадки союзных войск в Нарвике, Тронхейме и Бергене. Однако финны капитулировали за несколько дней до начала осуществления этого плана. В дальнейшем в соответствии с желанием самих англи-
чан, а также в результате давления со стороны Франции, требовавшей, чтобы союзники взяли инициативу в свои руки, были разработаны планы минирования ряда районов в норвежских прибрежных водах с целью приостановить поставки железной руды в Германию. Для отражения попыток немцев воспрепятствовать минированию эти планы предусматривали высадку союзных войск в Нарвике и в других портах Южной Норвегии, но эти войска не-были подготовлены к тому, чтобы противостоять сильному противодействию со стороны немцев. В крайнем случае они смогли бы сломить лишь слабое сопротивление норвежских войск.
В это же самое время Германия планировала вторжение в Норвегию для осуществления стратегических задач военно-морского флота. Интересно, что этот план, выдвинутый по инициативе командования немецкого военно-морского флота, вызвал в лагере противника большие разногласия между ведомствами — его выполнение привело бы к перенесению наступления немцев в Западной Европе с ноября 1939 года на весну 1940 года. По-видимому, настояния Квислинга87 и возможность быстро покорить Норвегию сыграли решающую роль в одобрении Гитлером этого смелого и талантливого плана. Немецкие силы должны были вторгнуться в Норвегию через те же порты, что и английские. Немцы держали свой план в глубокой тайне. Он включал меры по введению союзников в заблуждение, содержал указания относительно использования воздушно-десантных войск и был рассчитан на быстрое выполнение.
К сожалению, английский план этой кампании предусматривал крайне ограниченное использова-
Глава VIII
Национальная современная стратегия
ние разведки. Положение дел усложняло и то обстоятельство, что каждое министерство вело разведку через свои разведывательные органы, и в результате получаемые сведения зачастую носили противоречивый характер. Лишь через некоторое время деятельность разведывательных органов стала координироваться военным министерством.
Германия же была хорошо осведомлена о намерениях союзников и, захватив инициативу, воспользовалась этим преимуществом. Недостаточность разведки, безынициативность действий и отсутствие боевого опыта ведения современной сухопутной войны явились основными причинами поражения союзников.
В стратегическом отношении ведение боевых действий в Норвегии было сопряжено с большими трудностями для любой воюющей стороны, которая не смогла захватить инициативу в свои руки ввиду географических условий этой страны, особенно вследствие сравнительно больших расстояний между крупными портами, слабо развитых коммуникаций и ограниченного количества удобных мест для оборудования аэродромов и даже взлетно-посадочных площадок.