Что касается ресурсов, то возможности союзников были ограниченными по сравнению с Германией, которая могла создать большое численное превосходство в войсках и располагала значительно большим количеством истребительной, бомбардировочной и транспортной авиации88. Кроме авиации, союзники испытывали острый недостаток в оборудовании, необходимом авиационным эскадрильям для действий вдали от своих баз. Только на море союзники имели превосходство в силах, но даже это превосходство в значительной степени
\
могло быть компенсировано или сведено на нет немецкой авиацией. Германия не зависела от доброжелательности Норвегии и других нейтральных стран, включая Америку, в такой степени, как союзники: немцы предпочитали опираться на поддержку квислингов. Более того, политика союзников в области бомбардировок предусматривала атаку с моря или воздуха только чисто военных объектов в самом узком понимании этого слова.
Наше политическое руководство и военное командование периода Норвежской кампании следует отнести к числу наихудших во всей английской истории. Разумеется, мы не учли уроков Дарданелльской кампании первой мировой войны. Верховные военные советы союзников, состоявшие из представителей Соединенного Королевства и Франции, возложили на Соединенное Королевство руководство и командование операциями в Скандинавии. Поэтому английский военный кабинет был уполномочен принимать решения за союзников, хотя здесь необходимо отметить, что французы делали все возможное, чтобы перенести военные действия как можно дальше от территории Франции. Главным звеном, обязывающим в то время формулирование политики и ее проведение в жизнь отдельными видами вооруженных сил, являлся министерский комитет по военной координации. Его председателем был министр по координации обороны. Перед самым началом Норвежской кампании этот пост ликвидировали, после чего председателем комитета стал первый лорд Адмиралтейства. В состав комитета входили: военный министр, министр авиации и министр снабжения. Руководящую роль в нем играл Черчилль — первый лорд Адмиралтейства. Фак-
|
Глава VIII
\
тически он исполнял обязанности министра обороны, хотя Чемберлен не решился открыто вверить ему военное министерство и министерство авиации. Комитет был наделен широкими полномочиями и имел право самостоятельно принимать решения, лишь информируя об этом кабинет с целью их утверждения.
На заседаниях министерского комитета по военной координации обычно присутствовали начальники штабов. На первом этапе войны комитет занимался в основном вопросами снабжения, но с началом Норвежской кампании они были сняты с повестки дня, и большое внимание стало уделяться вопросам стратегии и даже техническим деталям проведения операции. Комитет был плохо подготовлен к осуществлению такого непосредственного повседневного руководства военными действиями. Сам состав комитета исключал возможность выработки единого мнения или доктрины, которая смогла бы устранить конфликты между отдельными видами вооруженных сил, носившие подчас серьезный характер. Более того, комитет не мог точно знать, какие операции являлись возможными с точки зрения их административно-хозяйственного обеспечения. Этот орган был не в силах осуществлять повседневное руководство военными действиями, даже когда его председателем стал премьер-министр. В тревожные дни Норвежской кампании в день иногда проводилось два плохо подготовленных заседания комитета. При таком неудовлетворительном руководстве нельзя провести успешную операцию одним видом вооруженных сил, не говоря уже о совместной операции всех трех видов вооруженных сил, зачастую придерживающихся противоречивых взглядов.
|
Национальная современная стратегия
Несмотря на малочисленность состава этого министерского комитета, формулировавшего политику, небольшой объединенный штаб, который обслуживал его, едва успевал выполнять работу — его организация была рассчитана на ведение перспективного планирования в области политики в мирное время. Более того, даже комитет начальников штабов в то время не проникся духом сотрудничества, что необходимо для осуществления повседневного руководства операциями. Его члены не имели права издавать приказы совместно с главнокомандующим или даже отправлять общие телеграммы. Военная машина Уайтхолла фактически пыталась выполнять работу штаба командующего на театре военных действий. События, однако, показали, что необходимо иметь главнокомандующего вооруженными силами на театре военных действий для проведения совместных операций, и на время всех последующих кампаний назначались командующие оперативными группами или главнокомандующие.
Не удивительно, что в области планирования существовала большая путаница, а неожиданное изменение планов и приказов в свою очередь приводило к отмене всех запланированных мероприятий по материально-техническому обеспечению. Обстановка оставалась неясной, но Адмиралтейство, получив от воздушной разведки сообщение о выходе из баз немецкого флота, тотчас же отдало флоту метрополии приказ выйти ему навстречу. Войска, которые раньше погрузили на корабли, в спешном порядке высадили на берег, причем на кораблях остались и снаряжение и техника, и впоследствии они не могли получить их в течение длительного времени. Министерский комитет по воен-
|
Глава VIII
Национальная современная стратегия
жшшша
\
ной координации и даже сам премьер-министр узнали об этих действиях Адмиралтейства лишь некоторое время спустя.
Вскоре стало известно, что немецкие войска высадились в Норвегии, но сведения об их численности и расположении были противоречивыми и неопределенными. Прошло несколько дней, прежде чем в Лондоне осознали всю серьезность обстановки, но и после этого положение оставалось далеко не ясным. Полагали, что оккупация Нарвика могла произойти без боя, и поэтому было решено высадить морской десант сначала в районе Бергена — из политических соображений, а затем в Тронхейме, который считался важным в военном отношении. Но английский военный кабинет не разрешил кораблям с войсками выходить в море до тех пор, пока обстановка на море не прояснится. Следует отметить, что на этом этапе операции в составе морского десанта авиации не было.
Вследствие неполноты разведывательных сведений, недостаточного знания местных условий, поспешных и зачастую неправильных решений, а также вследствие серьезной недооценки немецкой авиации в этот план в дальнейшем были внесены многочисленные изменения, что привело к значительным задержкам и путанице. Когда же командование узнало, что немецкие войска оккупировали Нарвик, высадка в этом порту была поставлена на первый план. Решили также изучить возможность высадки десанта в Намсусе и в Ондальснесе с тем, чтобы Тронхейм можно было захватить, нанеся по нему охватывающий удар с севера и юга. Для проведения каждой из этих операций назначили командующих войсками, которые подчинялись непосредственно военному министерству, что должно
было привести к разобщенности между отдельными районами боевых действий, а также между английскими, французскими и норвежскими войсками. Тот факт, что командующий военно-морскими силами в районе Нарвика адмирал Корк не только являлся старшим командиром, но и имел более высокое воинское звание, чем главнокомандующий флотом метрополии, еще более усложнял проблему командования. Так, например, отдача приказов и служебная переписка между командующим флотом метрополии и адмиралом Корком должна была производиться через посредство Адмиралтейства.
Спустя некоторое время эти планы изменились — командующий военно-морскими силами сообщил, что в районе Нарвика одержана победа на море89, и кабинет уже не сомневался, что союзники овладеют этим портом. В действительности же на первом совещании командующих военно-морскими силами и сухопутными войсками в районе Нарвика выявились принципиальные разногласия между ними, связанные с имевшимися у них директивами, а также с возможностями их выполнения. Командующий сухопутными войсками получил письменные указания от военного министерства, командующий же военно-морскими силами не имел никаких директив, кроме устных указаний. Более того, они были в конфликте на личной почве. Не располагая достаточным количеством сведений об обстановке на месте, Уайтхолл поддержал командующего военно-морскими силами и вынудил командующего сухопутными войсками высадить на шлюпках морской десант в глубокий снег под пулеметным огнем противника, тем самым приняв на себя ответственность за понесенные потери. В этот же момент командующего военно-мор-
15 Глобальная стратегия
Глава VIII
скими силами назначили главнокомандующим всеми войсками, находившимися в этом районе, но даже после этого распоряжением Адмиралтейства район его ответственности был ограничен 100-мильной полосой, считая от Нарвика.
Вскоре военное министерство убедилось, что для захвата Нарвика необходимо высвободить войска из района Тронхейма. В дальнейшем в результате изменений в обстановке, особенно под давлением норвежского правительства, требовавшего быстрого захвата Тронхейма, комитет по военной координации предложил вместо охватывающего удара предпринять лобовую атаку Тронхейма сухопутными войсками, а также военно-морскими и военно-воздушными силами. Уайтхолл план охватывающего удара без проведения предварительной разведки поспешно и неумело переделал в план фронтального удара. Комитет по военной координации полагал, что корабельная артиллерия сможет подавить береговые батареи и что авианосная авиация обеспечит проведение операции. Комитет распорядился, чтобы бомбардировочное командование совершало налеты на аэродромы противника в этом районе как в ночное, так и в дневное время с риском для себя. Однако этот план, к счастью, сорвался, так как у командующего сухопутными войсками был сердечный приступ в день получения директивы, а заменивший его на этом посту генерал стал жертвой авиационной катастрофы.
Главнокомандующий флотом метрополии, когда запросили его мнение о фронтальном ударе, заявил, что эта операция неизбежно приведет к большим потерям в транспортных судах во время их прохождения через узкие проходы, так как они наверняка подвергнутся нападению авиации против-
Нацпональная современная стратегия
ника. Он также указал, что ни на одном корабле не имелось фугасных снарядов большой взрывной силы, которые необходимы для выполнения этой задачи. Однако комитет по военной координации отклонил возражения адмирала и отдал приказ о нанесении фронтального удара по Тронхейму. Но вскоре Уайтхоллу пришлось оценить мощь немецкой авиации — палубы авианосца «Суффолк», прибывшего в Скапа-Флоу после бомбардировки аэродрома близ норвежского побережья, были полностью разрушены бомбардировщиками противника, налет которых продолжался почти семь часов. Кораблям, действовавшим в районе Намсуса, также напомнили о мощи немецкой авиации. В результате фронтальный удар по Тронхейму был отменен и заменен охватывающим ударом, но и его пришлось отменить — удары немецкой авиации сделали его неосуществимым. Воздушная мощь противника сделала действия нескольких наших авианосцев вблизи норвежского побережья слишком опасными; одна истребительная эскадрилья самолетов «Гладиатор», направленная с борта авианосца на замерзшее озеро неподалеку от Ондальснеса, была уничтожена немецкой авиацией в течение 24 часов после прибытия в этот пункт. Согласие Уайтхолла на высадку эскадрильи на берег в таких гибельных условиях говорит о том, что Уайтхолл был оторван от реальной обстановки и не разбирался в вопросах материально-технического обеспечения и практической осуществимости операций. Мы допускаем, что замерзшее озеро представляло собой единственную ровную площадку, которую можно было оборудовать под аэродром, но высаживать на него самолеты в условиях противодействия бомбардировщиков противника было равносильно само-
15*
Глава VIII
убийству. К этому времени кромка льда у берега начала подтаивать, а бомбы противника в конце концов полностью разбили его. Более того, снабжение этой эскадрильи осуществлялось через Ондальс-нес, где союзники не имели никаких транспортных средств, кроме нескольких лошадей, которых они одолжили у норвежцев. Организация материально-технического обеспечения эскадрильи была фантастической, и санкционировать ее мог только Уайтхолл, но не командир, ответственный за проведение этой операции.
Когда будет писаться история Норвежской кампании, споры о том, в какой степени политическое руководство виновно в этом поражении, будут такими же, если не еще более ожесточенными, как о Дарданелльской кампании в период первой мировой войны. Черчилль был великим военным руководителем, но он определенно нуждался в независимом и авторитетном совете комитета начальников штабов при формулировании своих стратегических взглядов и вытекающих из них планов. Наша стратегия в Норвегии, возможно, потерпела поражение потому, что начальники штабов видов вооруженных сил в то время не решились противопоставить свою точку зрения точке зрения Черчилля и вовремя остановить его, а также потому, что они находились под его влиянием.
Закономерно утверждение, что политические власти должны одобрять военную стратегию. Величайшей же ошибкой в руководстве Норвежской кампанией было то, что политические власти пытались формулировать стратегию. Более того, они даже пытались делать это за круглым столом во время поспешных заседаний, проходивших в обстановке паники. К счастью, ко времени Эль-Аламей-
Нацпональная современная стратегия
на90, североафриканской операции «Торч» и операции по вторжению в Европу «Оверлорд» в составе комитета начальников штабов произошли изменения — в него вошли способные и сильные военные руководители, которые оспаривали точку зрения господина Черчилля и контролировали его по каждому военному вопросу.
Битва за Англию и битва за Атлантику91 — оси, вокруг которых вращалась вся английская национальная стратегия периода второй мировой войны. Первая битва обеспечила безопасность метрополии, а вторая — безопасность коммуникаций, по которым Англия снабжалась продовольствием и почти всеми видами важнейших материалов. С самого начала войны ощущался острый недостаток в самолетах для битв за Англию и за Атлантику, но главный спор между руководителями военно-морских и военно-воздушных сил шел вокруг вопроса о том, должны ли бомбардировщики и разведывательные самолеты дальнего действия переключиться с решения задач, касающихся стратегического наступления на Германию, на задачи обеспечения совместно с флотом безопасности Атлантики. Трудности, которым на протяжении почти всей войны вследствие борьбы между ведомствами уделялось слишком большое внимание, можно было бы частично преодолеть путем более разумного и единого подхода к ним и использования имеющихся тактических возможностей. Отрезвляюще действует сознание того, что в те годы флот мог бы проиграть войну, а военно-воздушные силы самостоятельно не смогли бы ее выиграть.
Глава VIII
\
Англия в целом и командование береговой авиации особенно испытывали недостаток в необходимых типах самолетов, что явилось причиной первого серьезного спора между Адмиралтейством и командованием береговой авиации, возникшего в ноябре 1940 года. В определенной степени это было вызвано преднамеренным сосредоточением истребительной авиации во время битвы за Англию. Адмиралтейство выразило недовольство по поводу недостатка в самолетах и потребовало, чтобы береговая авиация была немедленно усилена и регулярно усиливалась в будущем. В этот момент министр авиационного производства предложил передать береговую авиацию в полное подчинение Адмиралтейства.
Предложение министра рассматривалось в высших кругах и обсуждалось Адмиралтейством и министерством ВВС. В результате в апреле 1940 года Адмиралтейству было передано оперативное руководство береговой авиацией. Это внесло лишь незначительное изменение в существующее положение дел, если не считать того факта, что передача оперативного руководства подчеркнула доминирующую роль военно-морских сил в совместных операциях флота и авиации. Ни одна эскадрилья не могла быть переведена из береговой авиации без согласия Адмиралтейства. Оно также получило право решать, должна ли береговая авиация в случае необходимости в первую очередь использоваться для действий совместно с флотом или для охраны торгового судоходства.
Очередное столкновение между Адмиралтейством и командованием береговой авиации произошло по поводу численности самолетов береговой авиации. В начале 1942 года Адмиралтейство
Национальная современная стратегия
обратило внимание на недостаток самолетов береговой авиации, причиной которого на этот раз явилась отправка большого количества самолетов на Средний Восток. Адмиралтейство потребовало передать береговому командованию значительное число самолетов из состава бомбардировочного командования, в том числе большую часть бомбардировщиков «Ланкастер», вновь поступивших на вооружение. В этот период положение на Атлантике и других театрах военных действий было чрезвычайно опасным, и казалось, что из-под контроля союзников могут выйти некоторые жизненно важные коммуникации. Обстановка на Среднем и Дальнем Востоке также была очень серьезной. В Атлантике наши конвои, направлявшиеся в Россию, находились под постоянной угрозой со стороны мощной оперативной группы немецкого флота, в состав которой входил линкор «Тирпиц» и которая поддерживалась подводными лодками и сильной бомбардировочной авиацией, базировавшейся в Норвегии. В этих условиях требование Адмиралтейства можно было удовлетворить лишь в ущерб бомбардировочному наступлению.
В итоге береговому командованию временно передали некоторые бомбардировочные эскадрильи. Одновременно была вновь одобрена стратегическая программа воздушного наступления, хотя в это время оно не могло привести к решающим результатам.
В конце 1942 и начале 1943 года (во время конференции в Касабланке) Адмиралтейство настаивало на систематических бомбардировках баз немецких подводных лодок в Бискайском заливе. Это встретило сопротивление со стороны штаба ВВС, указавшего, что, поскольку все стоянки и ремонтные средства немецких подводных лодок на-
Глава VIII
Национальная современная стратегия
\
дежно скрыты в мощных железобетонных укрытиях, их бомбардировка приведет лишь к напрасному расходованию сил и средств. Несмотря на это, решение о бомбардировке указанных баз было принято, и бомбардировщики произвели на Дориан и Сен-Назер мощные налеты. Они сбросили много тонн авиабомб, оба города были полностью разрушены, но подводные лодки не пострадали и не прекратили своих операций.
Позже, в марте 1943 года, Адмиралтейство вновь обратилось с просьбой к высшим кругам о передаче большого количества тяжелых бомбардировщиков военно-морским силам с целью усиления борьбы с подводными лодками противника на пути в Бискайский залив. Так как эту просьбу можно было удовлетворить лишь в ущерб стратегическим бомбардировкам, ее отвергли.
Новый метод строительства подводных лодок путем оборки их из отдельных частей (блоков), освоенный немцами в 1944 году, представлял потенциальную угрозу. Поэтому Адмиралтейство вновь обратилось к высшим кругам с просьбой разрешить проведение крупных бомбардировок верфей в Германии, на которых производилась сборка подводных лодок. Следует отметить, что в этот период для Адмиралтейства сложилась чрезвычайно опасная обстановка. Действия немецких подводных лодок со «шноркелем» в прибрежных водах усиливались, и хотя лодки еще не причиняли серьезных потерь судоходству союзников, английскому флоту и береговому командованию пришлось приложить максимум усилий, чтобы держать эти потери в допустимых пределах. Считалось, что, если противнику удастся направить в открытое море 50 новых подводных лодок типа «XXI», это явится чрезвычайно
опасным возрождением немецкого подводного флота, с которым очень трудно бороться по причине его технического совершенства. В то же время любое отвлечение бомбардировочной авиации подорвало бы наметившийся успех в бомбардировочном наступлении против предприятий по производству синтетической нефти и коммуникаций противника, которое в этот период начало давать ощутимые результаты. Поэтому после обсуждения этой просьбы Адмиралтейства было решено направить для борьбы с немецкими подводными лодками только незначительное число самолетов бомбардировочной авиации. Ее налеты почти не повлияли на производительность верфей, на которых велась сборка подводных лодок. Но поступление на эти верфи отдельных секций подводных лодок значительно сократилось вследствие разрушения шоссейных дорог, каналов и железных дорог, и в результате программа строительства подводных лодок типа «XXI» и «XXII»92 в марте 1945 года оказалась недовыполненной более чем на половину. Как стало известно позже, из 120 подводных лодок типа «XXI», находившихся в строю к апрелю 1945 года, из-за сложности их конструкции только одна была полностью боеспособной.
Упорная приверженность руководителей трех видов вооруженных сил своим взглядам тем более удивительна, что на всем протяжении второй мировой войны нам приходилось страдать от их разногласий. Так, например, они не были сплочены и не имели единой цели, когда началась операция в Норвегии. Но когда союзникам пришлось отступить из Норвегии, между видами вооруженных сил установилось подлинное взаимодействие. В первые дни войны во Франции (1939—1940) между
Глава VIII
Национальная современная стратегия
Л
ними также не наблюдалось единства, но оно появилось, когда союзники были вынуждены эвакуироваться из Дюнкерка, — в этот период каждый вид вооруженных сил поднялся до уровня стоящих перед ним задач, и все вместе они действовали сплоченно. Вывод из вышесказанного очевиден: стихийного признания национальной стратегии только в тех случаях, когда хаотическая стратегия видов вооруженных сил заводит нас в очередной тупик, явно недостаточно. Взгляды руководителей английского Адмиралтейства и министерства авиации на протяжении всей битвы за Атлантику могут показаться правильными, но это были взгляды командований отдельных видов вооруженных сил, которые подходили к этой проблеме с различных позиций, хотя, возможно, и не совсем изолированно. Следует понять, что мы как государство не имели права допустить, чтобы над нашей национальной стратегией доминировала стратегия какого-либо вида вооруженных сил. Мы не можем допустить возможности поражения в силу этой причины, ибо у нас не будет времени выправить создавшееся положение.
VI
Вторжение в Нормандию, известное под кодовыми наименованием операция «Оверлорд», завершило осуществление стратегических планов союзников на Западе, а поэтому неудивительно, что оно способствовало возникновению крайне.узких стратегических концепций видов вооруженных сил. Верховное командование английской армии по возможности противилось проведению операции93, но когда решение было принято, оно выступило за привлечение к участию в операции всех имеющих-
ся сил и средств. С наибольшим опасением относилось к вторжению в Нормандию командование английского военно-морского флота, но оно не могло предложить другого стратегического плана продолжения войны — оно уже имело опыт ведения боевых действий в современной войне и могло должным образом оценить результаты войны в воздухе на Средиземноморском театре военных действий. Поэтому командование флота согласилось действовать совместно с сухопутными войсками в период вторжения в Нормандию при условии обеспечения максимальной авиационной поддержки. Особенно резко возражали против вторжения командования английских и американских военно-воздушных сил. В этом мы видим еще один пример выработки верховным главнокомандующим совместной стратегии с учетом резко противоречащих друг другу стратегических концепций командований всех трех или скорее двух видов вооруженных сил.
Основная причина противоречий между командованием ВВС и штабом верховного главнокомандующего союзными экспедиционными войсками в Европе заключалась во взглядах командования ВВС на стратегические бомбардировки и авиационную поддержку, необходимые для проведения операции «Оверлорд». По случайному стечению обстоятельств в разгар планирования вторжения, в начале 1944 года, английская и американская стратегическая бомбардировочная авиация, преодолев трудности роста, наконец стала грозной силой. Кроме того, в это время среди влиятельных кругов ВВС США и Англии было широко распространено мнение, что совместными силами бомбардировочной авиации этих двух и других союзных стран можно нанести Германии решающий удар путем
Глава VIII
бомбардировки ее территории и таким образом выиграть войну без необходимости вторжения сухопутных войск союзников на континент. Таким образом, во время вторжения в Нормандию командующие стратегической авиацией союзников более, чем когда-либо раньше, возражали против отвлечения сил бомбардировочной авиации от задач по нанесению ударов по Германии для поддержки военно-морского флота и сухопутных войск, считая эту поддержку второстепенной задачей.
Вокруг «плана борьбы с транспортом», который был важной составной частью плана верховного главнокомандующего, направленного на замедление переброски противником подкреплений для действий против плацдарма в Нормандии после высадки наших войск, разгорелась настоящая борьба. Считалось, что, если Германии не помешать, она перебросит в район плацдарма подкреплений в три раза больше, чем союзники. Осуществление «плана борьбы с транспортом» требовало использования значительных сил бомбардировочной авиации в течение длительного периода перед днем Д. Это было связано с их перенацеливанием с объектов в Германии на объекты во Франции как раз в тот момент, когда репутация командиров всех частей бомбардировочной авиации ставилась в зависимость от результатов нанесения ущерба Германии. Верховному главнокомандующему пришлось использовать свой авторитет, чтобы преодолеть возражения энтузиастов стратегических бомбардировок против поддержки операции «Оверлорд». События показали, что в интересах осуществления «плана борьбы с транспортом» авиация действовала безупречно, лучше, чем в любой другой операции, и в решающей степени обеспечила нашу конечную по-
Нацпональная современная стратегия
J
беду. Система железных дорог противника во Франции и Бельгии, а также железнодорожное сообщение с Германией были парализованы этими действиями авиации на долгое время.
Кроме задач по обеспечению выполнения «плана борьбы с транспортом», ВВС решали многие другие задачи, связанные с проведением операции «Оверлорд», как до дня Д, так и во время высадки союзных войск в Нормандии и в ходе их дальнейших действий. Они должны были подавить мощные батареи береговой обороны, разгромить штабы и узлы связи и разрушить радиолокационные станции, а также береговые оборонительные сооружения и т. п. Все это встретило очень сильные возражения со стороны командования стратегической авиации, и снова только благодаря полномочиям и авторитету верховного главнокомандующего их удалось преодолеть.
Конфликт между стратегическими концепциями командований сухопутных войск и ВВС продолжался и после вторжения в Нормандию. Когда, например, продвижение сухопутных войск было приостановлено у Кана, командование бомбардировочной авиации горячо протестовало против оказания им поддержки, мотивируя это тем, что, начав поддержку сухопутных войск, бомбардировочная авиация должна будет оказывать ее им на всем пути их продвижения к Берлину вместо выполнения своей важнейшей задачи по бомбардировке объектов Германии.
Существовали серьезные расхождения во взглядах на использование нашей транспортной авиации, но не между командованиями сухопутных войск и ВВС, а внутри этих видов вооруженных сил. По мнению одних, было целесообразно ис-
I
23 8
Глава VIII
пользовать транспортную авиацию для снабжения стремительно продвигавшихся вперед бронетанковых войск Патрона91, которые после выхода с нормандского плацдарма ощущали острый недостаток в горючем и смазочных материалах. Другие считали необходимым использовать транспортную авиацию для проведения воздушно-десантной операции — выброски воздушного десанта из Англии в тыл отступавших немецких войск. Указанные выше различия в стратегических концепциях, как правило, были следствием узковедомственных стратегических концепций, защитники которых стремились строить на их основе совместную стратегию.
Противоречия между стратегическими концепциями видов вооруженных сил и национальной совместной стратегией сохраняются и в настоящее время в такой же форме, как до и во время второй мировой войны, и имеют под собой ту же почву, причем почти все ведомственные стратегические концепции сознательно или бессознательно мотивируются установившейся традицией и карьеристскими соображениями. Трудности выработки национальной стратегии, свободной от воздействия узковедомственных интересов, межведомственных противоречий и зависти в значительной мере присущи англичанам, но все же мы не одиноки в этом отношении. Брюстер (США) в своем докладе (1948 год) указывает, что командования ВМС и ВВС не имели единого плана действий, и говорит следующее: «Мы знаем, что для объединенного комитета начальников штабов, состоящего из представителей отдельных видов вооруженных сил, разработка действительно согласованных и обобщенных планов может оказаться трудным делом. Приверженность каждого вида вооруженных сил
Национальная современная стратегия
своим традициям вполне понятна, но безоговорочная преданность интересам своего вида вооруженных сил в ущерб национальной безопасности является роскошью, которую страна не может больше себе позволить».