II
••; В начале первой мировой войны Англия представляла собой великую державу первой величины, обладающую огромной экономической и военной мощью. Эта страна фактически была индустриальной мастерской всей Британской империи, самостоятельной в промышленном отношении. Ее военно-морской флот в два раза превосходил флоты всех других стран мира, вместе взятых. Это означало, что в то время мы могли одни планировать и вести большую войну. К началу второй мировой войны финансовое, экономическое и военное могущество Англии сильно пошатнулось. У нее появились конкуренты в области промышленности и про-
изводственной мощи, в то же время Германия располагала вооруженными силами, во многих отношениях превосходящими английские. Более того, к этому времени колоссально возросла экономическая мощь Соединенных Штатов. И хотя Англия в течение многих месяцев одна вела войну с державами оси, ей потребовалась помощь США, чтобы одержать победу в войне53.
В настоящее время относительная индустриальная и военная мощь Англии еще более уменьшилась, а мощь ее потенциального противника намного возросла. Теперь Англия не в состоянии одна вести мировую войну или даже применить свои вооруженные силы для отражения нападения противника без существенной помощи со стороны союзников. По сути дела она зависит от своих союзников. Без помощи со стороны Америки Англия не может даже планировать подготовку к войне, не говоря уже о вступлении в большую войну. Следовательно, огромное значение союзной объединенной стратегии для Англии на современном этапе очевидно.
В прошлом на протяжении нескольких столетий Англия почти не зависела от своих союзников, и в ее ранней истории мало примеров существования союзной объединенной стратегии. Исключением являются лишь войны Мальборо. Он первый сформулировал союзную объединенную стратегию и применил ее на практике, положив начало совместным действиям союзников. Его огромный вклад в эту область заключается в объединении стратегии военно-морского флота и сухопутных войск с дипломатией и в их максимальном использовании. Мальборо пришлось также бороться с вмешательством союзников в руководство военными дей-
|
Союзная объединенная стратегия
ствиями, которое он осуществлял, хотя характер и степень такого вмешательства в прошлом существенно отличались от имевшего место в мировых войнах XX века. Кроме того, ему пришлось преодолеть возражения, касающиеся его стратегии, со стороны политических коллег, кругозор которых зачастую был узким из-за обстоятельств местного характера. Поражает сходство между проблемами, стоявшими перед Мальборо, и теми, которые возникали в обеих мировых войнах XX века. Деятельность Мальборо охватывала почти все цивилизованные народы его времени и распространилась на все освоенные континенты и морские пространства земного шара. Мальборо, как и мы в обеих мировых войнах, вел борьбу против нации, которая с помощью военной силы пыталась навязать свою волю и свой образ жизни всем другим нациям в период, когда Европа была бессильна без английской помощи. Он наблюдал, как Англия приняла брошенный ей вызов, и оказался способным выступить в роли верховного главнокомандующего вооруженными силами союзников. Мы называем так этот пост потому, что Мальборо был в центре дипломатической борьбы почти двадцати европейских союзных стран и возглавлял все вооруженные силы союзников, боровшихся против Франции, в ходе десяти военных кампаний и лично командовал войсками в крупных сражениях. Только одного его авторитета было достаточно для обеспечения согласованности действий союзников.
|
В прошлом, как это было в эпоху Мальборо, союзная стратегия скорее зависела от личности военачальника, чем от военной организации и системы координации и согласования. Даже в первую мировую войну стратегия союзников во многом явля-
Глава VII
Союзная объединенная стратегия
лась продуктом хороших или плохих взаимоотношений между государственными, военными и другими деятелями, а не продуктом какой-либо определенной военной организации или концепции. Иллюстрацией этого служит руководство английскими и французскими войсками в Западной Европе — главы обоих государств вместе со своими военными советниками время от времени встречались для выработки определенных совместных действий и стратегии, проводившихся затем в жизнь при минимальном согласовании действий между главнокомандующими вооруженными силами этих государств. Только после того, как наступление немцев во Франции в 1918 году создало чрезвычайно тяжелую обстановку, западные союзники решили назначить Фоша5" верховным главнокомандующим английскими и французскими войсками, но даже этот шаг привел лишь к ограниченному согласованию их действий. После прибытия в 1918 году во Францию экспедиционного корпуса США союзная стратегия сводилась лишь к взаимному соглашению между французами и американцами относительно места ввода американских войск в бой и к согласованию в очень общих чертах их действий. Во второй мировой войне союзная объединенная стратегия стала делом первостепенной важности, что вынудило нас уделить ей такое внимание, которого она заслуживала. Союзная объединенная стратегия всегда будет в значительной степени определяться личными качествами политических и военных руководителей различных государств, а также специфическими национальными целями войны, как это продемонстрировала позиция США в отношении так называемого британского империализма на Ближнем и Среднем Восто-
|
ке. И сегодня для осуществления контакта между этими руководителями требуется высокоразвитая союзная организация. В объединенной стратегии проблемы и трудности союзников подчиняют себе проблемы и трудности, стоящие перед отдельными государствами, и таким образом вырабатывается наиболее точная общая линия, осуществление которой, как и в национальной стратегии, во многом зависит от личных качеств соответствующих руководителей.
Объединенная стратегия коренным образом изменилась, когда Соединенные Штаты после нападения японцев на Пёрл-Харбор в декабре 1941 года стали союзником Англии во второй мировой войне. Характер этой стратегии, разумеется, определялся характером соглашения между политическими руководителями обоих государств в области военной политики союзников. Первая встреча Черчилля и Рузвельта во время войны состоялась у Арджентии на о. Ньюфаундленд. В последующие годы войны они встречались еще девять раз; кроме того, они обменялись примерно двумя тысячами телефонных разговоров, писем и телеграмм. Между ними, разумеется, возникали споры и разногласия, однако они всегда были на высоте стоящих перед ними задач. Никогда в истории политика союзников не имела такого большого значения, как в этот критический период, и никогда в прошлом она не зависела в столь значительной5"' степени от тесного взаимодействия глав двух великих держав. Величайшей заслугой этих политических руководителей было то, что они хорошо понимали друг
\
Глава VII
Союзная объединенная стратегия
друга и глубоко сознавали огромное значение стоящих перед ними стратегических проблем.
Первая совместная англо-американская операция была задумана с целью осуществить вторжение в Северную Африку, и она получила кодовое название «Торч». При ведении совместных военных действий большие трудности зачастую встречаются при выработке соглашения о национальности главнокомандующего союзными войсками. Но, хотя у англичан было много способных генералов, Черчилль с готовностью дал согласие на предложение Рузвельта™ назначить генерала Эйзенхауэра'7 главнокомандующим союзными войсками. Существенную роль в столь быстром согласии Черчилля сыграл тот факт, что Соединенные Штаты возражали против нанесения удара в районе Средиземного моря. В то время союзники не были в состоянии осуществить вторжение в Европу, что со всей убедительностью подтвердила проведенная два года спустя операция «Оверлорд»58. Однако Черчилль считал, что имелись многочисленные возможности для вторжения, как он выражался, «в мягкое подбрюшье» в районе Средиземного моря, и последующие события подтвердили правильность этого вывода.
Стратегическая обстановка, в условиях которой подготавливалась операция «Торч», имела одну особенность— западные районы Северной Африки были заняты французскими войсками, которые по своей приверженности варьировались от пронаци-стских и сомнительно нацистских до явно просо-юзнических39.
Сложная политическая обстановка и существование правительства Виши послужили другой причиной, сделавшей назначение генерала Эйзенхауэ-
ра столь желательным, так как благодаря этому операция «Торч» представлялась скорее американской, чем английской затеей. Считалось также, что внезапное нападение на североафриканское побережье увенчается успехом до того, как Германия сможет усилить свои войска в этом районе. Так как операция «Торч» была первой англо-американской совместной операцией, само собой разумеется, что в процессе естественной эволюции объединенной стратегии в военной области возникало много непредвиденных проблем, при решении которых приходилось учитывать интересы вооруженных сил обеих стран. Так, например, день начала операции в Англии принято условно обозначать день Д, а в последующие дни — день Д+ 1, день Д + 2 и т. д. В Соединенных Штатах эти же самые дни обозначались как день Д1, день Д2 и т. д. Следовательно, в обозначении сроков проведения операции появлялось недопустимое расхождение на один день. В наших планах, например, 12 февраля имело написание 12/2, тогда как в американских эта же самая дата писалась 2/12. Все наши операции за пределами метрополии планировались по гринвичскому времени, а американцы в своих документах пользовались местным временем. Эти и многие другие оперативные и процедурные вопросы необходимо было урегулировать, но ни одна сторона не хотела отходить от своих правил.
Однако по существенным вопросам объединенной стратегии серьезных разногласий почти не было. Этому во многом способствовало стремление командиров и их штабов делиться своим опытом и знаниями с союзником и перенимать у него все лучшее — стремление, которое поощрялось и поддерживалось генералом Эйзенхауэром. Органи-
Глава VII
Союзная объединенная стратегия
зация союзного штаба и сама стратегия были далеко не совершенными, но этот недостаток компенсировался стремлением успешно провести первую совместную операцию. Тот факт, что союзный штаб функционировал весьма успешно, объясняется, по-видимому, нововведениями, внесенными Эйзенхауэром. Этот штаб в основном был укомплектован офицерами и генералами сухопутных войск, которые служили под начальством Эйзенхауэра, являвшегося одновременно верховным главнокомандующим вооруженными силами союзников и главнокомандующим сухопутными войсками союзников. Планирование боевых действий военно-морских и военно-воздушных сил и руководство ими осуществляли в основном соответствующие главнокомандующие, которые поддерживали связь со штабом Эйзенхауэра. Это впоследствии послужило образцом для штаба верховного главнокомандующего вооруженными силами союзников, хотя некоторые утверждают, что такая организация штаба не способна обеспечить твердого руководства войсками.
IV
Хотя вторжение союзников в Нормандию в 1944 году (операция «Оверлорд») явилось блестящим примером применения подлинно объединенной стратегии, из рассмотрения трудностей, с которыми встретились союзники при ее подготовке, особенно в политической и стратегической областях, можно извлечь много полезных уроков. После отступления из Дюнкерка в 1940 году стало ясно, что для достижения окончательной победы над Германией мы должны будем изыскать пути и средства для вторжения на континент. Некоторые аме-
шят
риканские и английские энтузиасты бомбардировок уверяли, что одними бомбардировками с воздуха можно сломать хребет Германии до того, как возникнет необходимость введения наших армий на ее территорию60. Другие, в том числе влиятельная группа руководителей американской армии, считали, что для разгрома немецких армий необходимо будет вторгнуться на материк. Планы вторжения, разработка которых требовала от штабов больших усилий, Готовились до и после вступления США в войну; однако только в апреле 1943 года, когда был назначен начальник штаба верховного главнокомандующего вооруженными силами союзников в Европе (главнокомандующий еще не был назначен), при разработке планов стали исходить из учета реальных условий.
Главная причина нереальности планов вторжения в Западную Европу на этой ранней стадии планирования заключалась в том, что комитет начальников штабов не пришел к единому мнению по вопросу о том, какие операции, когда и как должны быть проведены, и проявлял нежелание назначить кого-либо ответственным за разработку планов и их последующее проведение в жизнь. К тому же наличных ресурсов было недостаточно даже для проведения части операций, предусматривавшихся многочисленными планами союзников, и это в первую очередь относилось к десантным судам, что приводило к постоянным изменениям в распределении ресурсов и пересмотру англо-американских соглашений. Кроме того, пока существовала угроза вторжения противника в метрополию, главная проблема, которую должна была разрешить Англия, состояла в том, чтобы избежать опасности преждевременного использования войск, предназначенных
для целей обороны, и в том, чтобы, не ослабляя сил обороны, подготовиться к вторжению во Францию,
Структура органов английского высшего командования, решавших в то время вопросы подготовки и проведения совместных операций, была слишком запутанной и сложной. Нет необходимости перечислять многочисленные комитеты и планирующие органы, которые остро нуждались в руководстве и не имели ни полномочий, ни права принимать решения. В настоящее время Уайтхолл не стал бы заниматься объяснением причин столь хаотической организации планирования. Американское высшее командование стояло перед аналогичными трудностями. Однако, хотя в США координация действий между отдельными видами вооруженных сил была сопряжена с большими трудностями, чем в Великобритании, вторжение в Европу для американцев являлось более легкой военной задачей, так как эта операция проводилась не у порога их дома. Кроме того, располагая мощным военным потенциалом, американцы знали, что как бы ни был велик связанный с этим риск, армия Гитлера находилась далеко от их страны.
В начале августа 1942 года генерал Маршалл61 и Гарри Гопкинсв2 прибыли в Англию и от имени правительства Соединенных Штатов представили конкретные предложения, касающиеся англо-американских операций в Западной Европе в 1942 и 1943 годах. Эти предложения стали известными под названием «плана Маршалла». План предусматривал проведение операции с использованием около 6000 боевых самолетов и 48 дивизий, как только в Англии сосредоточится достаточное количество сил и средств, то есть примерно в апреле 1943 года. Эта идея не была новой для английского комитета на-
чальников штабов, но «план Маршалла» поставил идею вторжения на первое место, и генерал Маршалл настаивал на том, чтобы этот план в дальнейшем положили в основу стратегической программы Соединенного Королевства и Соединенных Штатов.
Генерал Маршалл требовал от Черчилля все отложить в сторону ради осуществления основной цели — вторжения во Францию. Однако премьер-министр был непреклонен: он не уставал указывать на необходимость обеспечения обороны Индии и Среднего Востока. И действительно, как мы уже видели, премьер-министр добился отсрочки вторжения во Францию и использования выделенных для нее сил и средств для операции «Торч» — вторжения в Северную Африку. И хотя после принятия этого решения русские настаивали, чтобы англичане и американцы предприняли операции с целью сковать в Западной Европе 40 дивизий противника, премьер-министр не пошел дальше своего заверения в том, что второй фронт будет открыт так скоро, как это представится возможным, и что мы предполагаем использовать в этих целях до полутора миллионов человек.
Когда к концу 1943 года началась серьезная подготовка к операции «Оверлорд», задача высшего командования союзников в значительной степени была усложнена тем, что политические руководители Англии и США не дали твердых и согласованных указаний относительно распределения сил и средств. Неопределенность положения в этот период усиливалась тем, что высокопоставленные американские генералы и адмиралы требовали отдать предпочтение боевым действиям на Тихом океане, а не на Европейском театре.
Глава VII
Союзная объединенная стратегия
Самые ожесточенные споры между союзниками, с одной стороны, и между руководителями отдельных видов вооруженных сил — с другой, велись вокруг стратегии воздушных бомбардировок. По этому вопросу политические руководители обеих стран соглашения не достигли. Несмотря на решение о вторжении во Францию, директива политических руководителей англо-американскому объединенному штабу об использовании стратегических бомбардировщиков, выработанная в Касабланке (январь 1943 года)ш одновременно с утверждением операции «Оверлорд», предусматривала последовательное разрушение и дезорганизацию немецкой военной, промышленной и экономической системы и подрыв морального духа немецкого народа, в результате чего он должен был потерять способность к вооруженному сопротивлению. Никто из участников совещания в Касабланке не имел ясного представления о том, какого размаха действий стратегической авиации потребует подготовка операции «Оверлорд», и это, к сожалению, дало пищу конфликтам. Произошло немало международных споров, прежде чем верховный главнокомандующий убедил политических деятелей, занимающихся подготовкой операции «Оверлорд», отдать предпочтение стратегическим бомбардировкам. В заключение следует заметить, что после вторжения в Нормандию необходимость стратегических бомбардировок стала особенно ясной: без стратегической авиационной подготовки вторжение кончилось бы полным провалом.
V
В ранний и самый тяжелый для Америки период войны быстрота, слаженность и эффективность работы нашего политического руководства и вер-
ховного командования, а также их компетентность произвели на Рузвельта большое впечатление, когда он познакомился с их деятельностью во время своей первой встречи с Черчиллем в Вашингтоне после событий в Пёрл-Харборе. Особенно сильное впечатление произвела на него быстрота передачи сведений из Лондона в Вашингтон для Черчилля, а также работа его секретариата, который мастерски вел протоколы заседаний и поразительно быстро фиксировал принятые решения. Во время этой первой встречи Рузвельт решил перенять у нас организацию и порядок работы нашего комитета начальников штабов и секретариата, а также согласился образовать в Вашингтоне англо-американский объединенный штаб и секретариат для согласования союзной стратегии, планов и операций вооруженных сил союзников. С одной стороны, эти меры обеспечивали хорошую организацию взаимодействия, однако, с другой — на деятельность англо-американского объединенного штаба сильное влияние неизбежно оказывали американская политика и стратегия, так как он находился на территории США.
Тесный личный контакт между премьер-министром Англии и президентом Соединенных Штатов во второй мировой войне, который поддерживался путем обмена телеграммами и личными беседами, несомненно, был чрезвычайно важен для общего дела, несмотря даже на то, что в силу этого государственный департамент США и министерство иностранных дел Англии иногда оказывались на заднем плане. Указанный недостаток в первую очередь характеризует работу государственного департамента и объясняется манерой ведения дел президентом — через специального представителя Гарри Гопкинса. На завершающем этапе войны метод обсуждения и
зачастую разрешения многочисленных проблем англо-американской политики путем переписки между Черчиллем и Рузвельтом имел дурные последствия. Но необходимо помнить, что президент разделял точку зрения американцев, по крайней мере в отношении России и Китая, рассматривая Россию как почти лишенную, а Китай как полностью лишенный империалистических целей; в то же время он игнорировал или отбрасывал как преследующий эгоистические цели вклад Англии в дело развития Азии и Африки. Он умышленно не замечал в английской колониальной политике каких-либо проявлений долга в отношении колониальных народов.
Как мы уже видели, во время второй мировой войны военные вопросы, общие для Англии и США, решались высокоэффективным англо-американским объединенным штабом. Однако при решении многих более важных вопросов министерство иностранных дел и государственный департамент оказывались в худшем положении, так как не существовало англо-американского политического органа связи, соответствующего англо-американскому объединенному штабу. В то время, казалось, не было особой потребности в таком органе, к тому же трудно создать объединенный политический орган, который не дублировал бы работы существовавшей дипломатической машины и, следовательно, не создавал бы путаницы. Тем не менее, большей координации действий можно было достигнуть, особенно во время многих важных бесед между премьер-министром и президентом. Хотя на некоторых конференциях и присутствовали начальники штабов, министерство иностранных дел и государственный департамент не были представлены
Союзная объединенная стратегия
не только своими руководителями, но и не всегда своими старшими представителями. Например, ни министр иностранных дел, ни государственный секретарь не присутствовали при встрече союзников в заливе Пласеншия в августе 1941 года6\ когда была предложена, правда, несколько неожиданно, декларация, известная под названием Атлантической хартии. Показательно, что не существует ни одного аутентичного экземпляра этой хартии, на котором стояли бы все необходимые подписи. На второй конференции в Квебеке в сентябре 1944 года премьер-министр и президент подписали документ, в основу которого был положен «план Моргентау»65, причем ни английский министр иностранных дел, ни американский государственный секретарь даже не знали об этом. В некоторых отношениях вооруженные силы Соединенных Штатов встретились даже с большими трудностями, чем наши вооруженные силы, так как США сделали еще меньше, чем мы, в области организации взаимодействия флота и армии, а также в области координации и планирования их действий. Взгляды командований американских военно-морских сил и армии резко расходились, и это расхождение значительно усилилось после катастрофы в Пёрл-Харборе. Поэтому американские руководители были твердо убеждены, что для проведения совместных операций с участием всех видов вооруженных сил необходимо единое командование. В США эта задача решалась проще, чем у нас, так как у них существовало только два вида вооруженных сил, каждый из которых имел в своем составе военно-воздушные силы. Интересно отметить, что, когда американцы вступили в войну, они пытались разрешить проблему единства командования в морских десантных операци-
12 Глобальная стратегия
Глава VII
ях, предоставляя всю полноту власти командующему военно-морскими силами на весь период до окончания высадки и передавая ее командующему сухопутными войсками лишь после того, как, по мнению последнего, десант прочно закрепится на берегу. Фактически этот принцип никогда не соблюдался американцами на практике при проведении операций собственными силами.
VI
Соединенные Штаты, являясь в настоящее время самой мощной державой в мире, в некоторых отношениях сталкиваются с самыми трудными стратегическими проблемами по сравнению со всеми остальными западными союзниками. США сравнительно недавно оказались в роли ведущей мировой державы. Многие страны свободного мира, особенно на Востоке, питают подозрение к чрезвычайно щедрой помощи Америки и к каждому ее шагу. Обладая огромной мощью и располагая почти неограниченным количеством военной техники, американцы не без основания проявляют нежелание жертвовать своими солдатами, в то время как бомбардировщик, реактивный снаряд или военно-морской корабль способны выполнить ту же задачу без больших потерь в живой силе. Соединенные Штаты с их мощными военно-воздушными силами не собираются выделять большого количества сухопутных войск для военного конфликта. Они определенно намерены применить новые виды оружия большой мощности с тем, чтобы поддержать наземные войска всеми имеющимися средствами. Поэтому, несмотря на расширение сферы, охватываемой стратегией США, и увеличение во-
Союзная объединенная стратегия
енных обязательств, политика Соединенных Штатов преследует цель сокращения американских сухопутных войск за границей. Частично они будут заменяться национальными войсками, созданными с американской помощью в таких странах, как Южная Корея, националистический Китай, Филиппины и Индокитай.
Стремясь ко все более тесному слиянию стратегий союзников и к более четкому рабочему контакту между высшим политическим и военным руководством союзников, особенно между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами, мы должны помнить, что различие взглядов на общие проблемы и, следовательно, расхождения между ними, носящие зачастую существенный, а иногда серьезный характер, являются естественным явлением. Главной причиной этих расхождений, несомненно, являются различные и противоречащие друг другу национальные интересы. В этом направлении прогресс может быть достигнут только путем использования всех возможностей для сближения и примирения национальных интересов, то есть путем взаимных уступок. В военной области действуют другие важные факторы, порождающие разногласия, но ликвидировать эти разногласия значительно легче. Такие факторы, как национальные традиции, военный опыт, национальный характер, темперамент и обычаи, приводят к формированию военных руководителей различных типов, а также порождают различные методы и подходы к решению общих проблем.
В свете этих факторов возникает несколько противоречивых течений международной военной мысли. Тенденция американцев строго придерживаться писаного слова и догм резко отличается от
12*
Глава VII
более гибкой практики англичан, придерживающихся общих принципов и свободно истолковывающих точное значение писаного слова в свете опыта. В отношении техники ведения дел американские руководители зачастую прямолинейны и откровенны в своем стремлении к ясным, неопровержимым директивам. Английские же руководители по сравнению с ними более мягки и сговорчивы. Хорошей иллюстрацией этих различий может служить позиция американцев, поддерживающих систему с верховным главнокомандующим во главе. В отличие от них англичане, когда это возможно, предпочитают иную систему — комитет главнокомандующих трех самостоятельных видов вооруженных сил, несущих совместную ответственность. В этой связи небезынтересно заметить, что англичане только недавно и с некоторой неохотой образовали пост независимого председателя комитета начальников штабов. По-видимому, наиболее разительно проявляется различие в организации вооруженных сил Соединенных Штатов и Соединенного Королевства в полноте той в ласти, которой наделены комитеты конгресса по расследованию — в широком смысле этого слова — военных учреждений и командований. Власть этих комитетов значительна: они могут даже поставить под угрозу положение любого главнокомандующего.
Ни одна из этих национальных систем не смогла примирить отдельные виды вооруженных сил, и в результате наша объединенная и совместная стратегии испытывают определенные трудности. Английское высшее военное командование с его эффективно действующей системой комитетов стремится скрыть разногласия между отдельными видами вооруженных сил и их узковедомственный подход
Союзная объединенная стратегия
к рассмотрению тех или иных вопросов путем нахождения возможностей для соглашения, и поэтому народ редко слышит о разногласиях между военными. В то же время разногласия, имеющие место внутри комитета начальников штабов Соединенных Штатов, общеизвестны. Расхождения во взглядах отдельных членов комитета начальников штабов объясняются не только их принадлежностью к различным видам вооруженных сил, но и различным подходом к самой политике.
Союзная объединенная стратегия сталкивается с теми же трудностями, что и стратегия Соединенного Королевства, но характер их более сложный. Основной слабостью стратегии союзников является естественная тенденция западноевропейских стран ставить свой суверенитет и узконациональные интересы выше некоторых факторов, без которых невозможна эффективная союзная стратегия. Чем полнее согласие между США и Англией, тем эффективнее их общая стратегия. Например, уязвимость и безопасность Англии в случае атомного нападения — важнейший вопрос, по которому должно быть достигнуто соглашение между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. Не может быть сильной союзной стратегии, если беспокойство англичан по поводу того, что их могут стереть с лица земли в первые же дни войны, должным образом не разделят американцы; и любое заверение в том, что Соединенные Штаты в состоянии выжить после атомного нападения и в конечном итоге обеспечить победу союзникам, представляло бы мало утешения для разрушенного Соединенного Королевства. Так как Соединенные Штаты и их военный потенциал значительно менее уязвимы, чем Соединенное Королевство и его военный
Глава VII
потенциал (хотя эта точка зрения не имеет широкого признания в США), для Соединенного Королевства важно, чтобы базы бомбардировщиков противника были атакованы в первую очередь, причем массированно. Возможно, что американцы менее, чем англичане, озабочены уязвимостью Соединенного Королевства и предполагали бы атаковать другие цели, которые, с их точки зрения, имеют большую ценность для достижения победы в войне. Однако, хотя наши взгляды по этому вопросу и могут расходиться, они, безусловно, дополняют друг друга, что можно проиллюстрировать на примере огромного многообразия задач, которые могут быть возложены на стратегические военно-воздушные силы, находящиеся в нашем общем распоряжении. Английское оружие должно быть такого высокого качества, чтобы оно создавало уважение к позиции Англии со стороны как Соединенных Штатов, так и России. До тех пор, пока Англия не сделает этот вклад, она не может быть уверена, что цели противника, имеющие для нее очень важное значение, окажутся поставленными на первый план в первые же часы тотальной войны.