|0/ В реальности так и произошло, хотя и более медленно, чем это виделось автору.
108 В национальном военном планировании это, бесспорно, недопустимо. Стоит вспомнить, что британский объединенный комитет планирования — наследие второй мировой войны и до сих пор предназначен не столько для национального, сколько для межсоюзного военного планирования, в любой момент готовый встроиться в этот процесс. Это положение, пожалуй, нормально для стратегической ситуации, в которой находится Великобритания, но при проведении самостоятельных военных акций, как, например. Фолклендской операции 1982 г., сказывалось не лучшим образом.
10!) Этот отдел и выполняет функции Генерального штаба, не имея, впрочем, ни его масштабов, ни полномочий. Именно в этом и коренится традиционная слабость и медлительность британского военного планирования.
110 Вполне естественно — никакая организация не может функционировать без органа, принимающего на себя ответственность за ее функционирование. Секретариат Министерства обороны Великобритании как раз и несет на себе эту ответственность, хотя и не по доброй воле, а вследствие условий управления, в которые поставлены ВС Великобритании. Это извращенное положение ответственного органа, само собой разумеется, накладывает свой отпечаток на весь процесс развития и функционирования британской военной системы. Для великой державы в современных условиях такое
I
s
положение очень быстро привело бы к самым тяжелым последствиям, но Великобритания, давно сошедшая с мировой шахматной доски, может существовать и так. Но и в ее системе военно-политического управления за полвека, прошедшие со времени написания книги Кин-гстона-Макклори, позиции секретариата МО значительно укрепились.
|
111 Тем не менее, до сих пор переброска тяжелой техники морским транспортом является гораздо более экономичной и удобной, чем по воздуху.
112 В отличие от обычной практики английского военного руководства, в Бирме авиация использовалась довольно гибко. Британские ВВС в Индии сумели наладить тесное взаимодействие с наземными войсками, сражавшимися в Бирме, часть авиации передавалась в подчинение сухопутных войск (авиационное командование Юго-Восточной Азии, в котором состояли английские и американские авиационные части), широко использовалась транспортная авиация, обеспечивая войскам в горных джунглях необходимую мобильность, широко применялась переброска войск по воздуху. В Бирме была даже сформирована дивизия специального назначения, в состав которой наряду с сухопутными были включены авиационные части — разведывательные, бомбардировочные и транспортные. Эта дивизия («чиндиты») провела в Бирме настоящую воздушно-наземную операцию в том виде, в каком они мыслятся в настоящее время.
113 Успешные удары по американскому Тихоокеанскому флоту в Пёрл-Харборе и по английскому Азиатскому флоту у побережья Малаккского п-ова обеспечили японцам на продолжительное время господство на море. Они немедленно использовали это для проведения ряда десантных операций. 8 декабря 1941 — 15 февраля 1942 г. была проведена Малайская операция, в ходе которой японцы оккупировали Британскую Малайю и Сингапур, понеся потери около 10 тыс. человек; англичане при этом потеряли 140 тыс. Параллельно
|
развивалась Филиппинская операция, которую японцы завершили к 7 мая 1942 г. Попутно они захватили Гонконг, о-ва Гуам и Уэйк в центральной части Тихого океана и наиболее крупные о-ва Голландской Индии (Индонезии) — Борнео, Целебес, Амбоина. В феврале—марте 1942 г. японцы провели Яванскую операцию, разбили в ряде морских боев объединенную англо-американо-голландскую эскадру, высадили войска на Яве и к 15 марта завершили захват всей Голландской Индии. Параллельно этим операциям, в которых главную роль играл флот, главное командование японской армии провело наступательную операцию через территорию Таиланда в Бирму, разгромило английские и китайские войска в Бирме, и к началу мая 1942 г. японцы вышли на подступы к Индии. В ходе этих территориальных захватов японцы выполнили планы по овладению необходимыми для развития материальными ресурсами, теперь на очередь встала задача их удержания.
1И Сражение в Коралловом море, к северо-востоку от Австралии, развернулось 8 мая 1942 г. Японское десантное соединение выдвигалось для проведения десантной операции в Порт-Морсбп (Новая Гвинея). Морские силы США (адм. Флетчер) нанесли удар по японскому соединению, потопили авианосцы «Секо» и «Секаку», потеряв 33 из своих 82 самолетов, а японцы потопили авианосец «Лексингтон», эсминец и танкер, потеряв 43 из 69 самолетов. Это было первое сражение в военно-морской истории, в котором все удары наносили только авианосные самолеты, корабли даже не появлялись в пределах видимости друг друга. Японское соединение отошло, и удар по Порт-Морсбн не состоялся. Вряд ли это сражение с неопределенным исходом можно считать стратегической победой союзников. Японское соединение не должно было решить какую-либо стратегическую задачу, ее целью было создание плацдарма для последующего наступления на Австралию. Конечно, после этого серьезных попыток наступления на Австралийский субконтинент японцы уже не делали, но это
|
было следствием не сражения в Коралловом море, а сражения у атолла Мидуэй 4 июня 1942 г.
115 Сражение у атолла Мидуэй — поворотный пункт в ходе Тихоокеанской войны 1941 — 1945 гг. Атолл Мидуэй — крайний западный остров в Гавайской островной цепи. Японцы планировали создать на нем военно-воздушную и военно-морскую базы для прикрытия с востока районов, завоеванных в первой половине 1942 г., и непосредственно Японии. Для этого была спланирована десантная операция, к проведению которой были привлечены 162 боевых корабля и вспомогательных судна, включая 12 транспортов с 5-тысячным десантным отрядом на борту и 4 ударных авианосца под командованием адм. Ямамото. В распоряжении американского командования (адм. Нимиц) было 79 боевых кораблей, из них 3 ударных авианосца, и базировавшиеся на о. Мидуэй 100 самолетов. На этот раз американская разведка сумела своевременно вскрыть подготовку японского флота к сражению. Японцы спланировали отвлекающий удар по Алеутским о-вам, чтобы выманить флот США на север и беспрепятственно занять Мидуэй, но, ввиду точного представления американцев о плане операции, отвлекающая операция обернулась своей противоположностью — японцы распылили свои силы, а американцы сконцентрировали все силы и средства на защите Мидуэя. Адм. Нагумо этого не знал и 4 июня 1942 г. начал операцию бомбардировками о. Мидуэй авианосной авиацией. В это время по японским силам нанесли удар американские авианосцы и в середине дня потопили все 4 японских ударных авианосца. Лишившись своей главной ударной силы, адм. Нагумо принял решение отступить. В сражении американцы потеряли авианосец «Йорктаун», эсминец, 150 самолетов и 307 человек. Японцы потеряли 4 авианосца, крейсер, 275 самолетов и более 4 тыс. человек. Потеряв свое авианосное соединение, японцы утратили и стратегическую инициативу. Сражение создало условия для начала американского контрнаступления.
Примечания
Примечания
'"' Во время проведения Бирманской наступательной операции (январь—май 1942 г.) японский флот провел в период 1 — 10 апреля операцию по разгрому сосредоточивающегося на военно-морских базах Цейлона британского флота и завоевания господства в Индийском океане. Для проведения операции было выделено авианосное ударное соединение адм. Нагумо (5 авианосцев, 4 линкора, 3 крейсера, 8 эсминцев), сосредоточенное в водах Индонезии. Одновременно соединение адм. Одзавы (авианосец, б крейсеров, 8 эсминцев) должно было нанести удар по английскому судоходству в Бенгальском заливе. 26 марта авианосное соединение вошло в Индийский океан, но уже 27 марта командующий Британским флотом адм. Соммервелл получил сведения о готовящемся ударе по Цейлону и скрытно вывел оттуда главные силы флота в секретную базу на Мальдивских о-вах. Японцы сумели обнаружить только часть британских сил на переходе и потопили авианосец, 2 тяжелых крейсера и 2 сторожевых корабля. Затем японское соединение массированными ударами разрушило военно-морские базы Коломбо и Трннкома-ли и ушло в индонезийские воды. Задача была решена только частично, но так или иначе британский Восточный флот в последующие годы проводил свои операции настолько осторожно, что почти не влиял на события войны на Тихом океане.
117 Уэйк — атолл в центральной части Тихого океана, между Гавайскими о-вами и о. Гуам; с 1899 г. во владении США. В 1941 г. на нем находился пункт наблюдения и связи ВМФ США, артиллерийская батарея. После удара по Пёрл-Харбору японцы 10 декабря попытались высадить десант на о. Уэйк. Маленький американский гарнизон оказал упорное сопротивление, огнем артиллерии потопил 2 эсминца и повредил 2 крейсера. Японцы были вынуждены отойти, но 22 декабря повторили высадку десанта, и на этот раз гарнизон был вынужден капитулировать после непродолжительного сопротивления.
ш Успех нападения на Пёрл-Харбор обеспечил хорошо продуманный и тщательно проведенный в жизнь план оперативной маскировки. Японское главное командование флота произвело сосредоточение ударных сил у побережья пустынного о-ва Итуруп, на котором заведомо не было американской агентуры. Радиоразведка США была введена в заблуждение тем, что на военно-морских базах Японии работали радиостанции, имитирующие повседневный радиообмен кораблей, сосредоточенных на Итурупе, корабли же ударного соединения соблюдали полное радиомолчание. Переход ударной группировки был осуществлен через акватории, удаленные от морских путей, впереди соединения двигался патруль эсминцев, задачей которого было потопление любого замеченного судна и пр. Запрещалось даже выбрасывать мусор за борт кораблей. Эти меры обеспечили полную внезапность нападения, несмотря на то что радиоразведка США в то время читала все коды в японских радиосетях.
119 В июне 1942 г. японское десантное соединение заняло в западной части Алеутского архипелага о-ва Атту и Кыска. К весне 1943 г. на о. Атту находился японский гарнизон в 2,5 тыс. человек, на о. Кыска — б тыс.; на о-вах базировалось до 20 японских истребителей. К весне 1943 г. американское командование подготовило десантную операцию с целью освобождения островов. К операции были привлечены десантные силы в составе 7-й пехотной дивизии (11 тыс. человек), силы поддержки и прикрытия — 3 линкора, 7 крейсеров, 90 эсминцев, эскортный авианосец, 13 подводных лодок, 11 торпедных катеров и 13 транспортов. Военно-воздушные силы были представлены 236 самолетами. Командовал операцией адм. Кинкейд. 12 мая 7-я пд была высажена на о. Атту и в напряженных боях, длившихся до 30 мая, освободила остров. Американцы потеряли в боях за Атту 600 убитых и 1200 раненых, японский гарнизон погиб почти весь, только 150 человек было эвакуировано с острова и 29 взято в плен. После
fr'l
с -
этого американская авиация в течение месяца бомбила о. Кыска, и японцы 29 июля скрытно эвакуировали свой гарнизон. Американская разведка не сумела обнаружить эвакуации японского гарнизона. Американцы еще дне недели бомбили остров, а затем провели десантную операцию силами 35 тыс. человек и 100 кораблей и судов против безлюдного острова. После продолжительной артиллерийской и авиационной подготовки 16 августа был высажен десант и отсутствие врага, наконец, выяснилось.
12(1 Во время Второй мировой войны был создан ан-гло-амерпкапский объединенный штаб (Combined Chiefs of Stall), предназначенный для координации боевых действий вооруженных сил Великобритании и США.
121 В данном случае автор подходит к военной стратегии формалыю-апалнтпчпо, применяя распространенное на Западе механическое разделение сфер применения войск (действия на поле боя относятся к тактике, на поле сражения — к оперативному искусству, на театре военных действий — к стратегии). Не учитывается синтетическая природа военной стратегии, из структуры которой вычленить действия тактического и оперативного масштаба невозможно. Они входят в систему стратегических действий, как подсистемы низших уровней, связаны с ней, вписаны в нее, подчинены ей и, соответственно, все виды и формы боевой деятельности войск, проистекающие из стратегического плана действий, принадлежат к сфере существования военной стратегии — на уровне ее применения, разумеется, и во всей совокупности. Взятый отдельно бой стрелкового взвода или авиационной эскадрильи будет, естественно, тактическим эпизодом, а совокупность боев стрелковых взводов всего фронта, подчиненных единой стратегической цели, относится уже к стратегии.
122 Подобные утверждения более чем странны и объясняются путаницей в применении термина «стра-
Прпнечанпя
тегия». Надо разделять категории «государственная стратегия», «политическая стратегия», «военная стратегия» и термин «стратегия», применяемый к выработке линии поведения на любом уровне. В последнем значении этот термин очень популярен на Западе, а в последнее время входит в употребление и у нас. Только в этом смысле можно говорить о какой-нибудь «стратегии уплаты за взятую в кредит мебель» или, как это делает автор, о «стратегии командира роты».
123 В данном случае утверждения автора имеют смысл. Именно во Второй мировой войне и именно в области совместных операций западных союзников большая стратегия (Grand strategy) имела вид, описываемый в данном месте: высшие союзные органы занимались переброской и дислокацией войск, а вопросы их боевого применения находились исключительно в компетенции союзного верховного главнокомандующего на театре военных действий.
124 Одно из любимых заблуждений военных теоретиков 30—50-х годов. Как выяснилось в ходе военных конфликтов после 1945 г., чем более мобильно и гибко соединение на поле боя, тем большие массы снабженческих материалов ему требуются и, естественно, тем в большую зависимость от коммуникаций и транспортных средств оно попадает.
125 Арденнское сражение в декабре 1944 — январе 1945 г. было спланировано германским верховным командованием с целью повторить успех мая 1940 г. и разгромить северный фланг союзных войск на Западном фронте. Для решения этой задачи была подготовлена группа армий «В» под командованием фельдмаршала Моделя (250 тыс. человек, 1100 танков и около 600 штурмовых орудий). Группа должна была нанести удар в стык английской и американской групп армий, занять порт Антверпен и при удаче создать условия для новой беспорядочной эвакуации английских войск, подобной Дюнкеркской. Была и дополнительная задача — захват баз материального снабжения союзников в Бельгии.
31 Глобальная стратегия
Примечания
Ji
Примечания
Немцы специально выбрали период нелетной погоды, чтобы нейтрализовать господствующую в воздухе союзную авиацию. Разведка союзников не смогла вскрыть подготовку немцев к наступлению, и германское верховное командование добилось полной внезапности. 6-я танковая армия СС (ген. Дитрих), 5-я танковая армия (ген. фон Мантейфель) и 7-я армия (ген. Бранденбергер) — всего 20 дивизий — на рассвете 16 декабря нанесли внезапный удар на фронте Моншау, Эх-тернах по боевым порядкам 1-й американской армии ген. Ходжеса и без особого труда прорвали ее фронт. Прорыв быстро развивался в глубину, но на флангах американские войска удержали районы Льежа и Басто-ни и прорыв начал локализовываться. Американские и английские резервы начали выдвигаться на фланги прорвавшейся группировки, а 24 декабря погода улучшилась и 5 тыс. самолетов союзников начали наносить удары по коммуникациям германской ударной группировки и практически отрезали ее передовые части. 3 января союзники начали контрнаступление, но вели его очень осторожно, так что к 28 января немцы без особых помех (кроме как со стороны авиации) вывели свои войска из Арденнского выступа. Еще до этого, с 15 января, германское верховное командование вывело из района Арденн 6-ю ТА СС и начало переброску ее сил на Восточный фронт. В ходе сражения союзники потеряли 76 900 человек убитыми и ранеными, около 20 тыс. пленными, немцы — 70 тыс. убитыми и ранеными, 50 тыс. пленными, 600 танков и 1600 самолетов. Арден-нское сражение заставило оттянуть запланированное союзниками наступление в Рейнской области на шесть недель, и это его единственный оперативный результат. 126 Обычное заблуждение недостаточно компетентных людей (в том числе, как мы видим, и специалистов ВВС) — представление об абсолютной силе укреплений. Как известно, в мае 1940 г. наступающие германские войска преодолели самые неприступные укрепления, в том числе и линия Мажино была прорвана войс-
ками фон Лееба на Верхнерейнском участке (имел место не просто прорыв, а прорыв долговременной обороны с форсированием водной преграды — одна из самых сложных форм боевых действий). Роль укреплений — не в их мистической непреодолимости, а в принуждении наступающего к потерям времени и сверхлимитному расходованию ресурсов. Примером может служить линия Маннергейма, только благодаря которой Финляндия сумела продержаться против СССР зимой 1939/1940 гг. целых три месяца, СССР был вынужден использовать объем ресурсов, значительно превышающий масштаб задачи.
127 Неясно, чем же автор предлагает заменить проверенную систему содержания в мирное время армии оптимальной численности и ее развертывания в военное время до максимальных размеров. Ответ дают, пожалуй, распространившиеся в последние десятилетия теории «профессиональной армии», но боевая практика, даже в таких малоинтенсивных конфликтах, как иракский, демонстрирует несостоятельность этих теорий, невзирая на их заманчивость для политиков и финансистов.
128 Военно-морской резерв Великобритании в настоящее время делится на организованный резерв и совокупность лиц, законтрактованных на службу в резерве по окончании службы на флоте. Организованный резерв включает в себя вспомогательный флот и вспомогательную службу флота. Вспомогательный флот имел в своем составе на начало 2003 г. 2400 человек резервистов в качестве гражданского персонала, которым были укомплектованы находящиеся в судовом резерве флота 17 вспомогательных судов и 5 десантных кораблей. Вспомогательная служба флота имела 280 человек гражданского персонала из числа резервистов и около 20 судов и катеров. В целом же резерв ВМС Великобритании на начало 2003 г. насчитывал 28,5 тыс. человек (в кадрах числилось 42,37 тыс. военнослужащих ВМС).
Примечания
129 Не оспаривая тезис о формировании в ходе Тихоокеанской войны современной морской стратегии, следует, однако, указать на неверную предпосылку автора. Если на Атлантике подводные силы Германии вели активнейшие действия против торгового судоходства союзников, то в японском флоте до конца войны господствовал взгляд на подводные лодки как на средство борьбы, в первую очередь, против крупных надводных боевых кораблей. Случаи атак японскими подводными лодками торговых и вспомогательных судов союзников единичны и случайны. Перед американским ВМФ па Тихом океане просто не стояла задача защиты торгового судоходства. При этом следует заместить, что американский ВМФ сам очень быстро освоил принципы и тактику борьбы подводных сил против торгового судоходства и с успехом применил их на Тихом океане.
130 Маневр авианосной авиации на наземные аэродромы, собственно говоря, применялся в операциях на Средиземном море только в случаях доставки на Мальту истребительных авиационных подкреплений авианосцами, с которых истребители перелетали на мальтийские аэродромы. Не отрицая значения этого опыта, хотя и ограниченного, рискнем высказать мнение, что примеры воздушно-морских операций германских ВВС и ВМС в Норвегии (1940) и на Крите (1941) могут стать еще более поучительными, хотя германский ВМФ и не имел авианосцев.
131 Дуэ Джулио (1869—1930), итальянский военный теоретик, дивизионный генерал (1923). По его теории, авиация, завоевав господство в воздухе, способна без участия сухопутных войск и ВМФ добиться победы в войне. Главной формой действий он видел при этом воздушный террор против населения крупных городов, второстепенными — бомбардировки промышленных предприятий и транспортной инфраструктуры. Его теория нашла широкий отклик в рядах командования ВВС почти всех государств мира, и многие из них пытались
осуществить доктрину Дуэ на практике. Известны попытки проведения тотальной воздушной войны в Испании в 1936—1939 гг., в ходе Советско-финской войны 1939—1940 гг., Германией — против Англии в 1940— 1941 гг., Англией, а затем союзниками, — против Германии в 1940—1945 гг., американцами — против Японии в 1943-1945 гг., войсками ООН- в Корее в 1950-1953 гг., американцами — во Вьетнаме в 1964—1973 гг. Во всех этих и других случаях применение доктрины Дуэ оказалось безуспешным, и тотальная воздушная война не смогла.вывести противников из войны. Сомнительными случаями являются капитуляция Японии (но для этого потребовалось применить ядерное оружие) и капитуляция Югославии в 1999 г.
132 Весной 1940 г. люфтваффе имели 1650 истребителей и 2280 бомбардировщиков/штурмовиков, а весной 1944 г. соответственно около 2000 и 530. Автор проводит мысль, что подобное сокращение наступательного оружия люфтваффе — следствие воздушной стратегии союзников (удары по авиазаводам Германии). Не отрицая вклада союзной стратегической авиации, укажем все-таки, что основным фактором в данном случае была изначальная ограниченность материальных ресурсов третьего рейха и изменение задач ВВС — в конце войны основным приоритетом у немцев была ПВО.
133 Выбор между стратегией воздушного террора населения, по прописям Джулио Дуэ, и стратегией целенаправленного разрушения инфраструктуры противника всегда был нелегким для воздушных стратегов Запада. Не только во второй мировой войне, но и в последующих войнах, вплоть до последнего конфликта в Ираке, они колебались между этими двумя видами целей авиации — не в последнюю очередь потому, что ни та, ни другая форма действий еще ни разу не стала фактором, определяющим стратегический успех.
134 Борьба, которую вела Германия против торгового судоходства Антанты, чувствительнее всего сказыва-
лась на Англии. В 1914 г. Англия потеряла от действий подводных лодок, крейсеров и минных постановок германского флота торговый тоннаж в 252 361 брутто-тонн, а построила 1 680 000 брт. Но уже в 1915г. потери Англии составили 871 725 брт, а построено было всего 650 тыс. брт; в 1916 г. — соответственно 1225 тыс. и 600 тыс. брт, в 1917-м - 3 718 575 и 1160 тыс., в 1918 г. - 1 692 483 и 1340 тыс. брт. Как мы видим, в 1915—1918 гг. немцы топили больше тоннажа, чем англичане успевали строить. Эта ситуация получила название «кризис тоннажа», и именно он был целью блокадных действий германского флота. Впрочем, в 1918 г. «кризис тоннажа» был ликвидирован, но не усилиями Англии, а предоставлением в пользование американского торгового флота. Всего Англия за годы первой мировой войны потеряла 7 763 247 брт (3120 судов). Из них 2660 судов общим тоннажем 6 674 417 брт (86% потерь) погибли вследствие действий подводных лодок, и 306 общим тоннажом 639 710 брт (8%) — на германских минных постановках.
135 К началу августа 1940 г. ПВО Великобритании имела на вооружении около 2000 орудий разных калибров.
136 это утверждение автора представляется чрезмерно смелым. Буквально через две страницы он сам говорит, что «с помощью гражданской обороны никогда нельзя выиграть войну». Впрочем, каждый, несомненно, согласится со второй частью его высказывания — что «без гражданской обороны ее вполне можно проиграть». Здесь проявляется старый закон соотношения активной и пассивной обороны — без пассивных форм невозможно ведение активной обороны, но чисто пассивная оборона никогда не приведет к победе.
137 Вряд ли можно согласиться с этим положением автора. Корни поражений и побед лежат в долговременной военной политике государственного руководства — например, в кадровой политике по отношению к высшему командному составу и пр. Конечно, случай играет
Примечания
определенную роль, но если его роль очень велика на самых низших ступенях командования, то по мере роста масштабов управленческой деятельности область случайного сжимается.
138 Подобный технический фетишизм в высшей степени характерен для стратегов Запада, а косвенно — через освоение их концепций — и для российских стратегов из числа гражданских лиц. Конечно, для периода написания книги он был в какой-то мере обусловлен «атомным шоком» после Хиросимы и Нагасаки, но, к сожалению, еще и сейчас зачастую многообразные факторы, формирующие стратегию, иной раз заслоняются чисто техническими вопросами. Подобный технический фетишизм был в высшей мере свойствен Гитлеру, который до самой смерти верил, что введение в бой эскадры новейших бомбардировщиков или флотилии новейших подводных лодок способно переломить ход войны. Никоим образом не отрицая значения военной техники и вооружения в войне, напомним, что оно все-таки является одним из многих факторов, влияющих на ситуацию, и отбрасывать иные факторы, как это делает в данном случае автор, по меньшей мере опасно.
139 Трудно объяснить подобное мнение автора — разве что чисто пропагандистскими устремлениями. Как военному специалисту, работавшему в высших военно-политических органах, ему должно быть известно, что процесс сращивания военного и политического руководства начался еще в период первой мировой войны и к нашему времени (да и ко времени написания данной книги) привел к полному слиянию функций руководства государством и руководства военной политикой.
140 Молътке (Старший) Хельмут Карл Бернхард (1800—1891), прусский и германский военный деятель. В 1858—1888 гг. начальник прусского (с 1871 г. германского) Генерального штаба, превратившегося под его руководством в эффективный орган подготовки страны и
вооруженных сил к воинам, при поддержке Бисмарка провел ряд мероприятий по усилению боеспособности прусской и германской армий.
141Автор, наконец-то, раскрыл секрет сверхусложненности западной модели военной организации. Конечно, «удобство» в данном случае означает не чей-то личный комфорт, но удобство манипулирования общественным мнением собственной страны и мировой общественности.
112 В данном случае автор имеет в виду операции, в которых задействованы два или более вида вооруженных сил.
Именной указатель
Александр Македонский — 202
Бсрпгарди Ф. — 9 Брюстср — 238 Бюлов А. Г. Д. — 9
Веллингтон А. У. — 77
Вильгельм II Гогенцоллерн — 10
Гепдсрсон — 340 Гипдснбург П. фон — 10, 28
Гитлер А. - 11-14, 33, 55,
61, 78, 172, 219, 322
Голиаф — 46
Гонкине Г. Л. - 172, 175
Горбачев М. С. — 14
Давид — 46
Данилевский Н. Я. — 20
Дуэ Дж. - 339
Квислинг В. - 219
Китченер Г. Г. — 124
Клаузевиц К. - 9, 21, 22,
48, 81, 306, 390 Корк - 225
Ллойд Г. — 8 Людсндорф Э. — 10
МакартурД. — 145 Мальборо. Д. Ч. - 59, 164,
Маршалл Дж. К. - 172, 173
Маяковский В. В. — 10
Мольтке (Старший) X. К. —
9,399 Монтгомери (Аламейи-
ский) Б. Л. - 208
Наполеон Бонапарт — 124,
201, 202, 249, 303, 322 Ним и ц - 145, 289, 290
Паттон (Млад.) Дж. С. — 238
Роммсль Э. - 94, 128, 240 Рузвельт Ф. Д. - 144, 167, 168, 175, 176, 188
Савицкий П. Н. — 23 Свечип А. А. — 8, 10
Соколовский В. Д. — 8
Смэтс - 340, 373 Сталин И. В. - 11, 28 Суворов А. В.— 10
Теддер А. У. - 127, 128
Тимошенко С. К. — 28
Тито И. Б. – 117
Трснчард — 339
Фридрих II Bc.Minoiii — 9 Фот Ф. - 166
Хантингтон С. — 20
Чсмбсрлси Н. — 222 Черчилль У. Л. С. - 11, 7
79, 167, 168, 173, 175, 176, 188,f204, 215, 221, 228, 229*376
Шлиффеп А. фон — 9
Эпюр — 262
Эйзенхауэр Д. Д. - 168-170
Географический указатель
Австралия - 98, 131, 142, 152, 153, 155, 245, 249,
288, 359 Австрия — 117 Агадир - 124, 430 Аден - 33, 136, 328
Азия - 146, 150, 176, 186,
Азия Юго-Восточная — 97, 102, 104, 112, 114, 122, 129, 141, 146, 149, 152-156, 185, 186, 240, 241, 285, 286
Азия Южная — 123 Алам Эль-Хальфа — 240 Алеутские о-ва — 142, 287,
289, 291 Алжир — 126
Америка Северная — 31, 33, 97, 107
Англия — см. Великобритания
Аравийский полуостров — 123
Аравия — 126
Арджентия — 167
Арктика — 107
Ассам — 151
Атлантический океан (Атлантика) - 100, 101, 107, 155, 193, 229, 230, 234
Африка - 33, 99, 100, 131,
135, 176, 196, 308 Африка Северная — 100,
107, 123, 127-129, 168,
173, 191, 197, 208, 213,
239, 394
Африка Центральная — 139 Африка Южная — 126
Балканы - 123, 125
Балтийское морс — 118
Бельгийское Конго (Демократическая Республика Конго) - 99, 131
Бельгия - 83, 213, 237
Берген - 218, 224
Берлин — 237
Бирма - 146, 149-151, 153, 188, 249, 287
Бискайский залив — 231, 232
Ближний Восток — 19, 36, 132, 140, 166, 191, 213
Болгария - 123, 129
Босфор - 394
Бретань — 94
Британская империя — 15, 163, 183, 379
Британское Содружество наций - 15, 31, 33, 36, 111, 112, 129, 141, 142,
144, 150, 161, 191, 244, 246, 247, 262, 315, 355 Британское Сомали — 136
Ватерлоо — 49, 77 Вашингтон — 775, 341 Великобритания (Англия, Соединенное королевство) - 11, 15-19, 22, 24, 26, 28, 33, 36, 71, 76-79, 83, 85, 90, 92-94, 100-104, 108-111, 113-116, 118, 120, 121, 123, 124, 129-132, 134-137, 139-141, 143, 144, 147-149, 151-153, 155, 156, 159-165, 167, 169, 171-173, 175, 176, 179-185, 191, 196, 199, 202, 203, 205, 207, 210-212, 216, 221, 229, 230, 235, 238, 244-249, 251, 252, 259, 261, 267, 274, 281-283, 298-300, 307, 312, 315, 317, 319, 322, 325, 327, 328, 330, 335, 338, 343, 347, 350, 351, 355, 356, 358, 361, 366, 369, 371, 375-383, 385 Вест-Индия — 274 Вити - 168