Географический указатель 26 глава




|0/ В реальности так и произошло, хотя и более мед­ленно, чем это виделось автору.

108 В национальном военном планировании это, бес­спорно, недопустимо. Стоит вспомнить, что британ­ский объединенный комитет планирования — наследие второй мировой войны и до сих пор предназначен не столько для национального, сколько для межсоюзного военного планирования, в любой момент готовый встроиться в этот процесс. Это положение, пожалуй, нормально для стратегической ситуации, в которой на­ходится Великобритания, но при проведении самостоя­тельных военных акций, как, например. Фолклендской операции 1982 г., сказывалось не лучшим образом.

10!) Этот отдел и выполняет функции Генерального штаба, не имея, впрочем, ни его масштабов, ни полно­мочий. Именно в этом и коренится традиционная сла­бость и медлительность британского военного плани­рования.

110 Вполне естественно — никакая организация не может функционировать без органа, принимающего на себя ответственность за ее функционирование. Секре­тариат Министерства обороны Великобритании как раз и несет на себе эту ответственность, хотя и не по доб­рой воле, а вследствие условий управления, в которые поставлены ВС Великобритании. Это извращенное по­ложение ответственного органа, само собой разумеется, накладывает свой отпечаток на весь процесс развития и функционирования британской военной системы. Для великой державы в современных условиях такое

I

s

положение очень быстро привело бы к самым тяжелым последствиям, но Великобритания, давно сошедшая с мировой шахматной доски, может существовать и так. Но и в ее системе военно-политического управления за полвека, прошедшие со времени написания книги Кин-гстона-Макклори, позиции секретариата МО значи­тельно укрепились.

111 Тем не менее, до сих пор переброска тяжелой тех­ники морским транспортом является гораздо более эко­номичной и удобной, чем по воздуху.

112 В отличие от обычной практики английского во­енного руководства, в Бирме авиация использовалась довольно гибко. Британские ВВС в Индии сумели на­ладить тесное взаимодействие с наземными войсками, сражавшимися в Бирме, часть авиации передавалась в подчинение сухопутных войск (авиационное командо­вание Юго-Восточной Азии, в котором состояли анг­лийские и американские авиационные части), широко использовалась транспортная авиация, обеспечивая войскам в горных джунглях необходимую мобильность, широко применялась переброска войск по воздуху. В Бирме была даже сформирована дивизия специаль­ного назначения, в состав которой наряду с сухопутны­ми были включены авиационные части — разведыва­тельные, бомбардировочные и транспортные. Эта диви­зия («чиндиты») провела в Бирме настоящую воздуш­но-наземную операцию в том виде, в каком они мыс­лятся в настоящее время.

113 Успешные удары по американскому Тихоокеан­скому флоту в Пёрл-Харборе и по английскому Азиат­скому флоту у побережья Малаккского п-ова обеспечи­ли японцам на продолжительное время господство на море. Они немедленно использовали это для проведе­ния ряда десантных операций. 8 декабря 1941 — 15 фев­раля 1942 г. была проведена Малайская операция, в ходе которой японцы оккупировали Британскую Ма­лайю и Сингапур, понеся потери около 10 тыс. человек; англичане при этом потеряли 140 тыс. Параллельно

развивалась Филиппинская операция, которую японцы завершили к 7 мая 1942 г. Попутно они захватили Гон­конг, о-ва Гуам и Уэйк в центральной части Тихого оке­ана и наиболее крупные о-ва Голландской Индии (Ин­донезии) — Борнео, Целебес, Амбоина. В феврале—мар­те 1942 г. японцы провели Яванскую операцию, разбили в ряде морских боев объединенную англо-американо-голландскую эскадру, высадили войска на Яве и к 15 марта завершили захват всей Голландской Индии. Параллельно этим операциям, в которых главную роль играл флот, главное командование японской армии провело наступательную операцию через территорию Таиланда в Бирму, разгромило английские и китайские войска в Бирме, и к началу мая 1942 г. японцы вышли на подступы к Индии. В ходе этих территориальных захватов японцы выполнили планы по овладению не­обходимыми для развития материальными ресурсами, теперь на очередь встала задача их удержания.

1И Сражение в Коралловом море, к северо-востоку от Австралии, развернулось 8 мая 1942 г. Японское десан­тное соединение выдвигалось для проведения десант­ной операции в Порт-Морсбп (Новая Гвинея). Морские силы США (адм. Флетчер) нанесли удар по японскому соединению, потопили авианосцы «Секо» и «Секаку», потеряв 33 из своих 82 самолетов, а японцы потопили авианосец «Лексингтон», эсминец и танкер, потеряв 43 из 69 самолетов. Это было первое сражение в военно-морской истории, в котором все удары наносили толь­ко авианосные самолеты, корабли даже не появлялись в пределах видимости друг друга. Японское соединение отошло, и удар по Порт-Морсбн не состоялся. Вряд ли это сражение с неопределенным исходом можно счи­тать стратегической победой союзников. Японское со­единение не должно было решить какую-либо стратеги­ческую задачу, ее целью было создание плацдарма для последующего наступления на Австралию. Конечно, после этого серьезных попыток наступления на Авст­ралийский субконтинент японцы уже не делали, но это

было следствием не сражения в Коралловом море, а сражения у атолла Мидуэй 4 июня 1942 г.

115 Сражение у атолла Мидуэй — поворотный пункт в ходе Тихоокеанской войны 1941 — 1945 гг. Атолл Ми­дуэй — крайний западный остров в Гавайской остров­ной цепи. Японцы планировали создать на нем военно-воздушную и военно-морскую базы для прикрытия с во­стока районов, завоеванных в первой половине 1942 г., и непосредственно Японии. Для этого была спланиро­вана десантная операция, к проведению которой были привлечены 162 боевых корабля и вспомогательных судна, включая 12 транспортов с 5-тысячным десант­ным отрядом на борту и 4 ударных авианосца под ко­мандованием адм. Ямамото. В распоряжении амери­канского командования (адм. Нимиц) было 79 боевых кораблей, из них 3 ударных авианосца, и базировавши­еся на о. Мидуэй 100 самолетов. На этот раз американ­ская разведка сумела своевременно вскрыть подготовку японского флота к сражению. Японцы спланировали отвлекающий удар по Алеутским о-вам, чтобы выма­нить флот США на север и беспрепятственно занять Мидуэй, но, ввиду точного представления американцев о плане операции, отвлекающая операция обернулась своей противоположностью — японцы распылили свои силы, а американцы сконцентрировали все силы и средства на защите Мидуэя. Адм. Нагумо этого не знал и 4 июня 1942 г. начал операцию бомбардировками о. Мидуэй авианосной авиацией. В это время по японским силам нанесли удар американские авианосцы и в сере­дине дня потопили все 4 японских ударных авианосца. Лишившись своей главной ударной силы, адм. Нагумо принял решение отступить. В сражении американцы по­теряли авианосец «Йорктаун», эсминец, 150 самолетов и 307 человек. Японцы потеряли 4 авианосца, крейсер, 275 самолетов и более 4 тыс. человек. Потеряв свое авиа­носное соединение, японцы утратили и стратегическую инициативу. Сражение создало условия для начала аме­риканского контрнаступления.

Примечания

Примечания

 

'"' Во время проведения Бирманской наступатель­ной операции (январь—май 1942 г.) японский флот про­вел в период 1 — 10 апреля операцию по разгрому сосре­доточивающегося на военно-морских базах Цейлона британского флота и завоевания господства в Индий­ском океане. Для проведения операции было выделено авианосное ударное соединение адм. Нагумо (5 авиа­носцев, 4 линкора, 3 крейсера, 8 эсминцев), сосредото­ченное в водах Индонезии. Одновременно соединение адм. Одзавы (авианосец, б крейсеров, 8 эсминцев) дол­жно было нанести удар по английскому судоходству в Бенгальском заливе. 26 марта авианосное соединение вошло в Индийский океан, но уже 27 марта командую­щий Британским флотом адм. Соммервелл получил сведения о готовящемся ударе по Цейлону и скрытно вывел оттуда главные силы флота в секретную базу на Мальдивских о-вах. Японцы сумели обнаружить толь­ко часть британских сил на переходе и потопили авиа­носец, 2 тяжелых крейсера и 2 сторожевых корабля. За­тем японское соединение массированными ударами разрушило военно-морские базы Коломбо и Трннкома-ли и ушло в индонезийские воды. Задача была решена только частично, но так или иначе британский Восточ­ный флот в последующие годы проводил свои опера­ции настолько осторожно, что почти не влиял на собы­тия войны на Тихом океане.

117 Уэйк — атолл в центральной части Тихого океана, между Гавайскими о-вами и о. Гуам; с 1899 г. во владе­нии США. В 1941 г. на нем находился пункт наблюде­ния и связи ВМФ США, артиллерийская батарея. Пос­ле удара по Пёрл-Харбору японцы 10 декабря попыта­лись высадить десант на о. Уэйк. Маленький американ­ский гарнизон оказал упорное сопротивление, огнем ар­тиллерии потопил 2 эсминца и повредил 2 крейсера. Японцы были вынуждены отойти, но 22 декабря повто­рили высадку десанта, и на этот раз гарнизон был вы­нужден капитулировать после непродолжительного со­противления.

ш Успех нападения на Пёрл-Харбор обеспечил хоро­шо продуманный и тщательно проведенный в жизнь план оперативной маскировки. Японское главное ко­мандование флота произвело сосредоточение ударных сил у побережья пустынного о-ва Итуруп, на котором заведомо не было американской агентуры. Радиоразвед­ка США была введена в заблуждение тем, что на воен­но-морских базах Японии работали радиостанции, имитирующие повседневный радиообмен кораблей, со­средоточенных на Итурупе, корабли же ударного соеди­нения соблюдали полное радиомолчание. Переход удар­ной группировки был осуществлен через акватории, удаленные от морских путей, впереди соединения дви­гался патруль эсминцев, задачей которого было потоп­ление любого замеченного судна и пр. Запрещалось даже выбрасывать мусор за борт кораблей. Эти меры обеспечили полную внезапность нападения, несмотря на то что радиоразведка США в то время читала все коды в японских радиосетях.

119 В июне 1942 г. японское десантное соединение за­няло в западной части Алеутского архипелага о-ва Атту и Кыска. К весне 1943 г. на о. Атту находился японский гарнизон в 2,5 тыс. человек, на о. Кыска — б тыс.; на о-вах базировалось до 20 японских истреби­телей. К весне 1943 г. американское командование под­готовило десантную операцию с целью освобождения островов. К операции были привлечены десантные силы в составе 7-й пехотной дивизии (11 тыс. человек), силы поддержки и прикрытия — 3 линкора, 7 крейсе­ров, 90 эсминцев, эскортный авианосец, 13 подводных лодок, 11 торпедных катеров и 13 транспортов. Военно-воздушные силы были представлены 236 самолетами. Командовал операцией адм. Кинкейд. 12 мая 7-я пд была высажена на о. Атту и в напряженных боях, длив­шихся до 30 мая, освободила остров. Американцы поте­ряли в боях за Атту 600 убитых и 1200 раненых, японс­кий гарнизон погиб почти весь, только 150 человек было эвакуировано с острова и 29 взято в плен. После

fr'l

с -

этого американская авиация в течение месяца бомбила о. Кыска, и японцы 29 июля скрытно эвакуировали свой гарнизон. Американская разведка не сумела об­наружить эвакуации японского гарнизона. Американ­цы еще дне недели бомбили остров, а затем провели де­сантную операцию силами 35 тыс. человек и 100 ко­раблей и судов против безлюдного острова. После про­должительной артиллерийской и авиационной подго­товки 16 августа был высажен десант и отсутствие врага, наконец, выяснилось.

12(1 Во время Второй мировой войны был создан ан-гло-амерпкапский объединенный штаб (Combined Chiefs of Stall), предназначенный для координации бо­евых действий вооруженных сил Великобритании и США.

121 В данном случае автор подходит к военной стра­тегии формалыю-апалнтпчпо, применяя распростра­ненное на Западе механическое разделение сфер при­менения войск (действия на поле боя относятся к так­тике, на поле сражения — к оперативному искусству, на театре военных действий — к стратегии). Не учиты­вается синтетическая природа военной стратегии, из структуры которой вычленить действия тактического и оперативного масштаба невозможно. Они входят в систему стратегических действий, как подсистемы низших уровней, связаны с ней, вписаны в нее, подчи­нены ей и, соответственно, все виды и формы боевой деятельности войск, проистекающие из стратегическо­го плана действий, принадлежат к сфере существова­ния военной стратегии — на уровне ее применения, ра­зумеется, и во всей совокупности. Взятый отдельно бой стрелкового взвода или авиационной эскадрильи будет, естественно, тактическим эпизодом, а совокуп­ность боев стрелковых взводов всего фронта, подчи­ненных единой стратегической цели, относится уже к стратегии.

122 Подобные утверждения более чем странны и объясняются путаницей в применении термина «стра-

Прпнечанпя

тегия». Надо разделять категории «государственная стратегия», «политическая стратегия», «военная стра­тегия» и термин «стратегия», применяемый к выработке линии поведения на любом уровне. В последнем значе­нии этот термин очень популярен на Западе, а в послед­нее время входит в употребление и у нас. Только в этом смысле можно говорить о какой-нибудь «стратегии уп­латы за взятую в кредит мебель» или, как это делает ав­тор, о «стратегии командира роты».

123 В данном случае утверждения автора имеют смысл. Именно во Второй мировой войне и именно в области совместных операций западных союзников большая стратегия (Grand strategy) имела вид, описы­ваемый в данном месте: высшие союзные органы зани­мались переброской и дислокацией войск, а вопросы их боевого применения находились исключительно в ком­петенции союзного верховного главнокомандующего на театре военных действий.

124 Одно из любимых заблуждений военных теорети­ков 30—50-х годов. Как выяснилось в ходе военных кон­фликтов после 1945 г., чем более мобильно и гибко со­единение на поле боя, тем большие массы снабженчес­ких материалов ему требуются и, естественно, тем в большую зависимость от коммуникаций и транспорт­ных средств оно попадает.

125 Арденнское сражение в декабре 1944 — январе 1945 г. было спланировано германским верховным ко­мандованием с целью повторить успех мая 1940 г. и раз­громить северный фланг союзных войск на Западном фронте. Для решения этой задачи была подготовлена группа армий «В» под командованием фельдмаршала Моделя (250 тыс. человек, 1100 танков и около 600 штур­мовых орудий). Группа должна была нанести удар в стык английской и американской групп армий, занять порт Антверпен и при удаче создать условия для новой беспорядочной эвакуации английских войск, подобной Дюнкеркской. Была и дополнительная задача — захват баз материального снабжения союзников в Бельгии.

31 Глобальная стратегия

Примечания

Ji

Примечания

Немцы специально выбрали период нелетной погоды, чтобы нейтрализовать господствующую в воздухе со­юзную авиацию. Разведка союзников не смогла вскрыть подготовку немцев к наступлению, и герман­ское верховное командование добилось полной внезап­ности. 6-я танковая армия СС (ген. Дитрих), 5-я танко­вая армия (ген. фон Мантейфель) и 7-я армия (ген. Бранденбергер) — всего 20 дивизий — на рассвете 16 де­кабря нанесли внезапный удар на фронте Моншау, Эх-тернах по боевым порядкам 1-й американской армии ген. Ходжеса и без особого труда прорвали ее фронт. Прорыв быстро развивался в глубину, но на флангах американские войска удержали районы Льежа и Басто-ни и прорыв начал локализовываться. Американские и английские резервы начали выдвигаться на фланги прорвавшейся группировки, а 24 декабря погода улуч­шилась и 5 тыс. самолетов союзников начали наносить удары по коммуникациям германской ударной группи­ровки и практически отрезали ее передовые части. 3 ян­варя союзники начали контрнаступление, но вели его очень осторожно, так что к 28 января немцы без особых помех (кроме как со стороны авиации) вывели свои войска из Арденнского выступа. Еще до этого, с 15 ян­варя, германское верховное командование вывело из района Арденн 6-ю ТА СС и начало переброску ее сил на Восточный фронт. В ходе сражения союзники поте­ряли 76 900 человек убитыми и ранеными, около 20 тыс. пленными, немцы — 70 тыс. убитыми и ранеными, 50 тыс. пленными, 600 танков и 1600 самолетов. Арден-нское сражение заставило оттянуть запланированное союзниками наступление в Рейнской области на шесть недель, и это его единственный оперативный результат. 126 Обычное заблуждение недостаточно компетент­ных людей (в том числе, как мы видим, и специалистов ВВС) — представление об абсолютной силе укрепле­ний. Как известно, в мае 1940 г. наступающие германс­кие войска преодолели самые неприступные укрепле­ния, в том числе и линия Мажино была прорвана войс-

ками фон Лееба на Верхнерейнском участке (имел мес­то не просто прорыв, а прорыв долговременной оборо­ны с форсированием водной преграды — одна из самых сложных форм боевых действий). Роль укреплений — не в их мистической непреодолимости, а в принужде­нии наступающего к потерям времени и сверхлимитно­му расходованию ресурсов. Примером может служить линия Маннергейма, только благодаря которой Фин­ляндия сумела продержаться против СССР зимой 1939/1940 гг. целых три месяца, СССР был вынужден использовать объем ресурсов, значительно превышаю­щий масштаб задачи.

127 Неясно, чем же автор предлагает заменить прове­ренную систему содержания в мирное время армии оп­тимальной численности и ее развертывания в военное время до максимальных размеров. Ответ дают, пожа­луй, распространившиеся в последние десятилетия тео­рии «профессиональной армии», но боевая практика, даже в таких малоинтенсивных конфликтах, как ирак­ский, демонстрирует несостоятельность этих теорий, невзирая на их заманчивость для политиков и финан­систов.

128 Военно-морской резерв Великобритании в насто­ящее время делится на организованный резерв и сово­купность лиц, законтрактованных на службу в резерве по окончании службы на флоте. Организованный ре­зерв включает в себя вспомогательный флот и вспомо­гательную службу флота. Вспомогательный флот имел в своем составе на начало 2003 г. 2400 человек ре­зервистов в качестве гражданского персонала, которым были укомплектованы находящиеся в судовом резерве флота 17 вспомогательных судов и 5 десантных кораб­лей. Вспомогательная служба флота имела 280 человек гражданского персонала из числа резервистов и около 20 судов и катеров. В целом же резерв ВМС Великобри­тании на начало 2003 г. насчитывал 28,5 тыс. человек (в кадрах числилось 42,37 тыс. военнослужащих ВМС).

Примечания

129 Не оспаривая тезис о формировании в ходе Ти­хоокеанской войны современной морской стратегии, следует, однако, указать на неверную предпосылку ав­тора. Если на Атлантике подводные силы Германии вели активнейшие действия против торгового судо­ходства союзников, то в японском флоте до конца вой­ны господствовал взгляд на подводные лодки как на средство борьбы, в первую очередь, против крупных надводных боевых кораблей. Случаи атак японскими подводными лодками торговых и вспомогательных су­дов союзников единичны и случайны. Перед амери­канским ВМФ па Тихом океане просто не стояла зада­ча защиты торгового судоходства. При этом следует заместить, что американский ВМФ сам очень быстро освоил принципы и тактику борьбы подводных сил против торгового судоходства и с успехом применил их на Тихом океане.

130 Маневр авианосной авиации на наземные аэро­дромы, собственно говоря, применялся в операциях на Средиземном море только в случаях доставки на Маль­ту истребительных авиационных подкреплений авиа­носцами, с которых истребители перелетали на маль­тийские аэродромы. Не отрицая значения этого опыта, хотя и ограниченного, рискнем высказать мнение, что примеры воздушно-морских операций германских ВВС и ВМС в Норвегии (1940) и на Крите (1941) могут стать еще более поучительными, хотя германский ВМФ и не имел авианосцев.

131 Дуэ Джулио (1869—1930), итальянский военный теоретик, дивизионный генерал (1923). По его теории, авиация, завоевав господство в воздухе, способна без участия сухопутных войск и ВМФ добиться победы в войне. Главной формой действий он видел при этом воздушный террор против населения крупных городов, второстепенными — бомбардировки промышленных предприятий и транспортной инфраструктуры. Его тео­рия нашла широкий отклик в рядах командования ВВС почти всех государств мира, и многие из них пытались

осуществить доктрину Дуэ на практике. Известны по­пытки проведения тотальной воздушной войны в Ис­пании в 1936—1939 гг., в ходе Советско-финской войны 1939—1940 гг., Германией — против Англии в 1940— 1941 гг., Англией, а затем союзниками, — против Герма­нии в 1940—1945 гг., американцами — против Японии в 1943-1945 гг., войсками ООН- в Корее в 1950-1953 гг., американцами — во Вьетнаме в 1964—1973 гг. Во всех этих и других случаях применение доктрины Дуэ оказалось безуспешным, и тотальная воздушная война не смогла.вывести противников из войны. Со­мнительными случаями являются капитуляция Япо­нии (но для этого потребовалось применить ядерное оружие) и капитуляция Югославии в 1999 г.

132 Весной 1940 г. люфтваффе имели 1650 истреби­телей и 2280 бомбардировщиков/штурмовиков, а вес­ной 1944 г. соответственно около 2000 и 530. Автор проводит мысль, что подобное сокращение наступа­тельного оружия люфтваффе — следствие воздушной стратегии союзников (удары по авиазаводам Герма­нии). Не отрицая вклада союзной стратегической авиации, укажем все-таки, что основным фактором в данном случае была изначальная ограниченность ма­териальных ресурсов третьего рейха и изменение задач ВВС — в конце войны основным приоритетом у нем­цев была ПВО.

133 Выбор между стратегией воздушного террора на­селения, по прописям Джулио Дуэ, и стратегией целе­направленного разрушения инфраструктуры противни­ка всегда был нелегким для воздушных стратегов Запа­да. Не только во второй мировой войне, но и в последу­ющих войнах, вплоть до последнего конфликта в Ира­ке, они колебались между этими двумя видами целей авиации — не в последнюю очередь потому, что ни та, ни другая форма действий еще ни разу не стала факто­ром, определяющим стратегический успех.

134 Борьба, которую вела Германия против торгового судоходства Антанты, чувствительнее всего сказыва-

лась на Англии. В 1914 г. Англия потеряла от действий подводных лодок, крейсеров и минных постановок гер­манского флота торговый тоннаж в 252 361 брутто-тонн, а построила 1 680 000 брт. Но уже в 1915г. потери Англии составили 871 725 брт, а построено было всего 650 тыс. брт; в 1916 г. — соответственно 1225 тыс. и 600 тыс. брт, в 1917-м - 3 718 575 и 1160 тыс., в 1918 г. - 1 692 483 и 1340 тыс. брт. Как мы видим, в 1915—1918 гг. немцы топили больше тоннажа, чем анг­личане успевали строить. Эта ситуация получила на­звание «кризис тоннажа», и именно он был целью бло­кадных действий германского флота. Впрочем, в 1918 г. «кризис тоннажа» был ликвидирован, но не усилиями Англии, а предоставлением в пользование американ­ского торгового флота. Всего Англия за годы первой мировой войны потеряла 7 763 247 брт (3120 судов). Из них 2660 судов общим тоннажем 6 674 417 брт (86% по­терь) погибли вследствие действий подводных лодок, и 306 общим тоннажом 639 710 брт (8%) — на германских минных постановках.

135 К началу августа 1940 г. ПВО Великобритании имела на вооружении около 2000 орудий разных ка­либров.

136 это утверждение автора представляется чрезмер­но смелым. Буквально через две страницы он сам гово­рит, что «с помощью гражданской обороны никогда нельзя выиграть войну». Впрочем, каждый, несомнен­но, согласится со второй частью его высказывания — что «без гражданской обороны ее вполне можно проиг­рать». Здесь проявляется старый закон соотношения активной и пассивной обороны — без пассивных форм невозможно ведение активной обороны, но чисто пас­сивная оборона никогда не приведет к победе.

137 Вряд ли можно согласиться с этим положением автора. Корни поражений и побед лежат в долговремен­ной военной политике государственного руководства — например, в кадровой политике по отношению к выс­шему командному составу и пр. Конечно, случай играет

Примечания

определенную роль, но если его роль очень велика на самых низших ступенях командования, то по мере рос­та масштабов управленческой деятельности область случайного сжимается.

138 Подобный технический фетишизм в высшей степени характерен для стратегов Запада, а косвен­но — через освоение их концепций — и для российских стратегов из числа гражданских лиц. Конечно, для пе­риода написания книги он был в какой-то мере обус­ловлен «атомным шоком» после Хиросимы и Нагаса­ки, но, к сожалению, еще и сейчас зачастую многооб­разные факторы, формирующие стратегию, иной раз заслоняются чисто техническими вопросами. Подоб­ный технический фетишизм был в высшей мере свой­ствен Гитлеру, который до самой смерти верил, что введение в бой эскадры новейших бомбардировщиков или флотилии новейших подводных лодок способно переломить ход войны. Никоим образом не отрицая значения военной техники и вооружения в войне, на­помним, что оно все-таки является одним из многих факторов, влияющих на ситуацию, и отбрасывать иные факторы, как это делает в данном случае автор, по меньшей мере опасно.

139 Трудно объяснить подобное мнение автора — разве что чисто пропагандистскими устремлениями. Как военному специалисту, работавшему в высших военно-политических органах, ему должно быть извес­тно, что процесс сращивания военного и политическо­го руководства начался еще в период первой мировой войны и к нашему времени (да и ко времени написа­ния данной книги) привел к полному слиянию функ­ций руководства государством и руководства военной политикой.

140 Молътке (Старший) Хельмут Карл Бернхард (1800—1891), прусский и германский военный деятель. В 1858—1888 гг. начальник прусского (с 1871 г. герман­ского) Генерального штаба, превратившегося под его ру­ководством в эффективный орган подготовки страны и

вооруженных сил к воинам, при поддержке Бисмарка провел ряд мероприятий по усилению боеспособности прусской и германской армий.

141Автор, наконец-то, раскрыл секрет сверхуслож­ненности западной модели военной организации. Ко­нечно, «удобство» в данном случае означает не чей-то личный комфорт, но удобство манипулирования обще­ственным мнением собственной страны и мировой об­щественности.

112 В данном случае автор имеет в виду операции, в которых задействованы два или более вида вооружен­ных сил.

Именной указатель

Александр Македонский — 202

Бсрпгарди Ф. — 9 Брюстср — 238 Бюлов А. Г. Д. — 9

Веллингтон А. У. — 77

Вильгельм II Гогенцоллерн — 10

Гепдсрсон — 340 Гипдснбург П. фон — 10, 28

Гитлер А. - 11-14, 33, 55,

61, 78, 172, 219, 322

Голиаф — 46

Гонкине Г. Л. - 172, 175

Горбачев М. С. — 14

Давид — 46

Данилевский Н. Я. — 20

Дуэ Дж. - 339

Квислинг В. - 219

Китченер Г. Г. — 124

Клаузевиц К. - 9, 21, 22,

48, 81, 306, 390 Корк - 225

Ллойд Г. — 8 Людсндорф Э. — 10

МакартурД. — 145 Мальборо. Д. Ч. - 59, 164,

Маршалл Дж. К. - 172, 173

Маяковский В. В. — 10

Мольтке (Старший) X. К. —

9,399 Монтгомери (Аламейи-

ский) Б. Л. - 208

Наполеон Бонапарт — 124,

201, 202, 249, 303, 322 Ним и ц - 145, 289, 290

Паттон (Млад.) Дж. С. — 238

Роммсль Э. - 94, 128, 240 Рузвельт Ф. Д. - 144, 167, 168, 175, 176, 188

Савицкий П. Н. — 23 Свечип А. А. — 8, 10

Соколовский В. Д. — 8

Смэтс - 340, 373 Сталин И. В. - 11, 28 Суворов А. В.— 10

Теддер А. У. - 127, 128

Тимошенко С. К. — 28

Тито И. Б. – 117

Трснчард — 339

Фридрих II Bc.Minoiii — 9 Фот Ф. - 166

Хантингтон С. — 20

Чсмбсрлси Н. — 222 Черчилль У. Л. С. - 11, 7

79, 167, 168, 173, 175, 176, 188,f204, 215, 221, 228, 229*376

Шлиффеп А. фон — 9

Эпюр — 262

Эйзенхауэр Д. Д. - 168-170

Географический указатель

Австралия - 98, 131, 142, 152, 153, 155, 245, 249,

288, 359 Австрия — 117 Агадир - 124, 430 Аден - 33, 136, 328

Азия - 146, 150, 176, 186,

Азия Юго-Восточная — 97, 102, 104, 112, 114, 122, 129, 141, 146, 149, 152-156, 185, 186, 240, 241, 285, 286

Азия Южная — 123 Алам Эль-Хальфа — 240 Алеутские о-ва — 142, 287,

289, 291 Алжир — 126

Америка Северная — 31, 33, 97, 107

Англия — см. Великобрита­ния

Аравийский полуостров — 123

Аравия — 126

Арджентия — 167

Арктика — 107

Ассам — 151

Атлантический океан (Ат­лантика) - 100, 101, 107, 155, 193, 229, 230, 234

Африка - 33, 99, 100, 131,

135, 176, 196, 308 Африка Северная — 100,

107, 123, 127-129, 168,

173, 191, 197, 208, 213,

239, 394

Африка Центральная — 139 Африка Южная — 126

Балканы - 123, 125

Балтийское морс — 118

Бельгийское Конго (Демо­кратическая Республика Конго) - 99, 131

Бельгия - 83, 213, 237

Берген - 218, 224

Берлин — 237

Бирма - 146, 149-151, 153, 188, 249, 287

Бискайский залив — 231, 232

Ближний Восток — 19, 36, 132, 140, 166, 191, 213

Болгария - 123, 129

Босфор - 394

Бретань — 94

Британская империя — 15, 163, 183, 379

Британское Содружество наций - 15, 31, 33, 36, 111, 112, 129, 141, 142,

 

144, 150, 161, 191, 244, 246, 247, 262, 315, 355 Британское Сомали — 136

Ватерлоо — 49, 77 Вашингтон — 775, 341 Великобритания (Англия, Соединенное королев­ство) - 11, 15-19, 22, 24, 26, 28, 33, 36, 71, 76-79, 83, 85, 90, 92-94, 100-104, 108-111, 113-116, 118, 120, 121, 123, 124, 129-132, 134-137, 139-141, 143, 144, 147-149, 151-153, 155, 156, 159-165, 167, 169, 171-173, 175, 176, 179-185, 191, 196, 199, 202, 203, 205, 207, 210-212, 216, 221, 229, 230, 235, 238, 244-249, 251, 252, 259, 261, 267, 274, 281-283, 298-300, 307, 312, 315, 317, 319, 322, 325, 327, 328, 330, 335, 338, 343, 347, 350, 351, 355, 356, 358, 361, 366, 369, 371, 375-383, 385 Вест-Индия — 274 Вити - 168



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: