Копулятивный цикл, в основе которого лежит нормативная модель гетеросексуального коитуса, не составляет единственно возможной формы половой жизни человека. Подобно тому, как из элементарных строительных блоков (кирпичи, панели, перекрытия, балки и т. п.) можно построить и здание консерватории, и дворец бракосочетаний, и жилой дом, и свинарник, основные проявления сексуальности (либидо, эрекции, эякуляции, оргазм) могут складываться в самые разнообразные формы, что иллюстрируется исследованиями Киши с сотр. [415, 416], Асаяма Синити [537] и др. Так, Кжвзи с сотр. выделяет следующие шесть основных форм полового удовлетворения (зехиа! ои1Мз): гетеросексуальный коитус, гомосексуальный коитус, поллюция, мастурбация, петтинг, «половые контакты с животными других видов».
Классификация Кинзи вызывает серьезные возражения, прежде всего в связи с отнесением всех выделенных им форм к норме. По-видимому, абсолютно нормативной моделью можно считать только гетеросексуальный коитус; поллюции должны быть отнесены к викарным проявлениям, мастурбация и петтинг — к суррогатным, а гомосексуальная практика и половые контакты с животными — к сексуальной патологии. Другим принципиальным недостатком классификации Кинзи является то, что она ограничивается только гениальными проявлениями, игнорируя психологические аспекты полового общения. Поскольку же у человека в понятие полноценной половой жизни наряду с генитальным взаимодействием в качестве обязательного компонента входит и общение духовное, различные формы половой жизни человека можно классифицировать следующим образом.
А. Экстрагенитальные формы половой жизни.
1. Платоническая любовь.
2. Танцы.
3. Гейпгизм.
Б. Генитальные формы половой жизни.
I. Суррогатные и викарные (заместительные) формы половой активности:
1. Поллюции.
2. Мастурбация.
3. Петтинг.
П. Суррогатные формы коитуса:
1. Вестибулярный коитус.
2. Сойиз т1га 1етога.
3. Нарвасадата (соНдгз тЪга таттае), подмышечный ко-
итус и др.
4. СоНиз рег апшп:
а) гетеросексуальный
б) гомосексуальный.
III. Нормативный гетеросексуальный коитус.
IV. Орогенитальные (лабиогениталъные) контакты (кейра,
феллация, куннилингус).
V. Сексуальные действия с животными.
Формирование гармоничной половой жизни — процесс сложный, длительный, неравномерный и противоречивый, на пути к завершению которого могут, например, сочетаться платоническая влюбленность и мастурбация.
На первый взгляд отнесение платонической влюбленности к кругу проявлений половой жизни может вызвать недоумение. Однако и платоническая влюбленность порождает стойкую эмоциональную фиксацию на объекте любви и пусть не, слишком бурное, но длительное кипение страстей. (Классическим примером подобного рода активности может служить любовь Петрарки к Лауре.
Платоническая влюбленность и танцы чаще всего играют роль переходных форм, обеспечивающих знакомство, выбор и первые этапы предварительной адаптации к сексуальному партнеру, однако для определенного круга лиц платоническая влюбленность составляет единственную форму половой активности личности в течение значительного периода, а то и всей жизни, а танец — единственную форму сексуально окрашенного телесного общения.
Этапность формирования полового сознания, с акцентуацией на любой из четырех стадий, сочетаясь с особенностями темпе-ра1мента и других компонентов структуры личности, обусловливает естественное многообразие типов психологического отношения мужчины к женщине. Однако в этом многообразии можно выделить несколько линий, между крайними полюсами которых разворачиваются вариационные ряды, характеризующже наиболее значимые проявления. Одной из таких линий является чрезмерная идеализация ((«образ Мадонны» — Майэп-пепЫЫ) и «низкий взгляд» («образ вульгарной женщины» — ЕИшепЬШ), когда мужчину возбуждают только доходящая до вульгарности подчеркнутость внешних форм и развязность поведения женщины. Уравновешенная сексуальность, которой чужды обе эти крайности, обеспечивает гармоничное сочетание возвышенного, опоэтизированного любовного чувства с сильнейшим телесным влечением к одной единственной женщине. Крайности же психологического отношения служат одним из • источников неудовлетворенности и адюльтера. При Этом психологическая односторонность первого типа провоцировала такие ситуации, когда мужчина от своей интеллектуально и эстетически одаренной жены уходит к любовнице типа В1гпе (буквально — девка, публичная женщина). При психологической не-, удовлетворенности другого типа мужчина, женатый на женщине типа В1гпе, ищет на стороне женщину — носительницу нежного очарования, эстетизма, грации и изящества. Удовлетворению этой потребности в духовной стороне общения с женщиной в древней Греции служил институт г е т е р, а в Японии — институт гейш.
Поллюции (поздний лат. ро11и1ю — марание, пачканье) — непроизвольные эякуляции (условно противопоставляемые «произвольным» при коитусе, мастурбации и петтинге), происходящие большей частью во сне. П о ч н ы е поллюции обычно сопровождаются сновидениями эротического содержания, которые, однако, при глубоком сне могут не сохраняться в памяти [406]. Поллюции служат одним из объективных проявлений полового созревания, вне пубертатного периода они приобретают значение викарного механизма, обеспечивающего периодическую эвакуацию эякулята. Наличие этого «предохранительного клапана сексуальности» облегчает тягостные проявления сексуальной абстиненции (фиксация психики на сексуальной сфере, спонтанные эрекции и т. п.). По выражению Иноевса (1850), ночная поллюция «производит некоторую бодрость и веселое расположение духа: мысли после нее делаются чище и яснее, а тело как бы облегчается от какой-то тяжести». Мастурбация (от лат. шапиз — рука и зЪирго—оскверняю), онанизм (от искаженного библейского мифа об Онане), или рукоблудие — преднамеренное вызывание оргазма путем искусственного раздражения эрогенных зон, чаще собственных гениталий, хотя практикуется и взаимная мастурбация (например, между гомосексуалами). Феноменология, генез и семиологическое значение мастурбации будут подробно освещены ниже.
Очень близок феномену взаимной мастурбации петтинг (англ. ре1 — баловать, ласкать, а также раздражать). В русском языке 'слово петтинг употребляется только как сексологи-ческий термин и обозначает преднамеренное получение оргазма искусственным возбуждением эрогенных зон в ус'ловиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий [50]. Различают две разновидности петтинга—поверхностный и глубокий,, понимая под поверхностным петтингом непосредственное раздражение эрогенных зон, в повседневной жизни обычно обнаженных, другие же эрогенные зоны (в том числе гениталъные)' раздражаются только через одежду. Наиболее частый случай поверхностного петтинга — сознательное форсирование поцелуев и тесных объятий до получения эякуляции и оргазма. '. Вторая разновидность —: глубокий петтинг, предполагает прямое {мануальное раздражение эрогенных зон, обычно прикрытых одеждой. Таким образом, взаимная мастурбация представляет феномен, который может быть расценен как частный случай глубокого петтинга.
Вестибулярный коитус обычно применяется в одном из трех случаев: 1) как средство предотвратить нарушение девственной плевы и наступление беременности; 2) когда ослабленная эрекция не позволяет осуществить интроитус (в подобных случаях производится ритмичное сдавление члена между членом и лобком мужчины до наступления эякуляции и оргазма); 3) когда оргазм у женщины наступает только при интенсивном воздействии на клитор и малые губы, а вагинальные фрикции не дают ей полного удовлетворения, безразличны или даже неприятны.
обычно применяется для достижения целей, идентичных первому случаю использования вестибулярного коитуса. Нарвасадата предписывалась для первого совокупления, если этому предшествовала разлука в несколько дней и если любящие хотели взбежать зачатия (подразумевалось, что при этом извергается порция эякулята, содержащая зрелое семя, последующие же семянизвержения ввиду недостаточной зрелости их содержимого могли производиться и во влагалище).
Кейра является родовым понятием, обозначающим орогенитальные (лабиогениталъные) контакты вне зависимости от разделения ролей между мужчиной и женщиной. Кум бит мака (лат. сипшНпдиз, сппш1тс1из 8. сиппШпсйо) — вызывание-полового возбуждения воздействием на вульварную область(главным образом клитор) губами и языком. Как деликатно поясняют древнеиндийские источники, этот прием самостоятельно употребляется, если мужчина вышел из игры раньше женщины и оказался настолько утомленным, что возможность удовлетворения женщины посредством полового члена исключена. Антипод куннилинкции — феллация (лат. ГеИаИо я. 1ггита1ш) — вызывание полового возбуждения воздействием ртом и языком на половой член. Этот прием чаще всего применяется в тех случаях, когда мужчина оказывается настолько утомленным с самого начала, что не может рассчитывать получить удовлетворение иначе.
Межвидовые сексуальные контакты, хотя и ограничиваются анатомической видовой специфичностью гениталий, все же наблюдаются в животном мире даже среди далеко отстоящих видов, таких, как страус и самка антилопы;[414], кобель и курица [357], и т. п. Один из наиболее аксквизитных межвидовых сексуальных контактов наблюдал Гэмилтон [372], когда в клетку, где содержалась пара макак, была подброшена змея 4 футов длины и самец, яванский макак Джоко, осторожно приблизившись к ошеломленной змее, предпринял энергичные попытки произвести копуляцию. Формы половой жизни определяются как привходящими обстоятельствами (недаром Кинзи подчеркивает, что половые действия с животными распространены именно в штатах с развитым скотоводством), так и прежде всего индивидуальными особенностями структуры личности; выделяя некоторые наиболее типичные корреляции, можно сказать, что поллюции — удел робких и боязливых, онанизм — застенчивых, а петтинг •— сверхосторожныхПонятие нормы в сексологии
Необходимость выяснения понятий о «нормах» половой жизни и об отражении этих понятий в представлениях людей, в частности людей, считающих себя сексологически больными, определяется тем, что часть пациентов приводят на сексологический прием именно превратные представления о нормах половой жизни при отсутствии у них каких бы то ни было расстройств половой сферы [52].
При этом, однако, именно в сексологии четкое определение
понятия нормы сталкивается со специфическими, трудностями,
определяемыми тесным переплетением биологических, личност
ных и социальных факторов, чрезвычайной вариативностью
>;||]| индивидуальных отклонений, а также тем, что (в противоположность другим медицинским дисциплинам, в которых разработке диагностических и лечебных Приемов предшествовало формирование четких представлений о норме) первые сексопатологи оказывали своим пациентам лечебную помощь, еще не разобравшись, что следует считать нормой половых проявлений. В результате до последнего времени не были определены даже самые элементарные количественные характеристики: каковы «нормальные» границы длительности полового акта, где начинается е]аси!аИо ргаесох и где — е]аси1айо 1агДа; каковы «нормальные» пределы размеров полового члена и имеют ли они вообще семиологическое значение? Отдельные же публикации, появляющиеся в искаженном виде [59], не могли обеспечить сексопатологу правильной ориентации.
В хирургии никому не придет в голову накладывать гипс на абсолютно здоровую конечность. Сексологические же архивы хранят документы, свидетельствующие, с одной стороны, о длительном и упорном «лечении» при продолжительности копулятивных фрикций в 5—10 мин и, с другой — случайно выявляемые факты, когда наступление эякуляции после 3—5 фрикций, наблюдаемое систематически на протяжении многих лет семейной жизни, не только не вызывает никаких беспокойств ни у одного из супругов, но, наоборот, порождает глубокую тревогу, когда проведение по совсем другому поводу хлорэтиловой блокады пояснично-крестцового отдела удлиняет половой акт до 40—50 фрикций, или 1'/г—2 мин. Казалось бы, — очень простая истина: прежде чем
лечить сексуальные расстройства, необходимо разобраться, где, собственно, в сфере сексуальных проявлений проходит водораздел между нормой и патологией.
Подчеркивая специфические трудности параметрирования половой жизни человека, И. С. Кон выделяет три основных ^аспекта в определении нормы сексологических проявлений: «Сексуальная жизнь человека — чрезвычайно сложная и тонкая область. Вероятно, ни в одной яругой области мы не говорим так часто о «норме», „отклонениях", „излишествах" и т. п., так здесь. Но что, собственно, значат эти понятия? Во-первых, понятие нормы употребляется в моральном смысле, обозначая такое поведение, которое считается правильным в свете существующей системы нравственности. Во-вторых, мы говорим о норме в статистическом смысле: как в среднем ведут себя люди в данном обществе, когда в среднем начинается половая жизнь, с какой интенсивностью она развивается и т. п. В-третьих, мы говорим о норме в физиологическом смысле, имея в виду оптимальный режим для данного организма. Очевидно, что все эти три значения не совпадают друг с яругам» [128].
В первом томе Кинзи определяется вариативный.размах крайних проявлений сексуальности, ' исчисляемый в 45000! Приводим это место дословно: «...у некоторых мужчин не было эякуляций в течение длительных периодов, измеряемых годами, так, у одного по всем данным здорового мужчины эякуляция происходила один раз в 30 лет. У других происходило в среднем 10, 20 или больше эякуляций в неделю на протяжении длительных периодов времени; так, один мужчина (ученый и в то же время высококвалифицированный юрист-практик) имел в среднем более 30 эякуляций в неделю на протяжении 30 лет... Математический расчет показывает, что разница между одной эякуляцией в 30 лет и средней частотой эякуляций порядка 30 в неделю на протяжении 30 лет составляет 45000 раз. Таков порядок размаха вариативности, и он может проявиться у двух индивидуумов, которые живут в одном городе и являются соседями. Близкие друзья, не располагающие, -однако, их сексологическими характеристиками, могут рассматривать их как людей очень сходных» [415].
В том же исследовании была вскрыта и.на огромном фактическом материале продемонстрирована статистически достоверная связь между принадлежностью к определенным социальным группам и моральными установками в отношении различных -форм сексуального поведения. Так, представители экономически менее обеспеченных и менее образованных слоев населения, резко осуждая мастурбацию, положительно относились к добрачным половым связям и частой смене сексуальных партнеров. Представители же экономически более обеспеченных и располагающих более высоким образовательным цензом слоев ^населения, половая практика которых характеризовалась болеепоздним началом половых связей (обычно после или накануне вступления в брак) и стойкостью установившихся отношений, в то же время проявляли терпимость в отношении мастурбации, в том числе ранней, и в собственной сексуальной практике применяли ее в течение многих лет.
Все три названных И. С. Коном подхода к определению нормы взаимно связаны и определяют друг друга. Так, физиологическая норма влияет на средние статистические показатели ряда половых феноменов, в частности, ограничивая максимальный предел некоторых функциональных проявлений. Ограниченная в определенной мере физиологическими рамками, практика, становясь традиционной, в свою очередь находит отражение в морально-этических канонах, таких, как Коран (например, суры 4 и 65) или Талмуд, рекомендующий «ученым одно сношение в неделю, ремесленникам и рабочим 2 сношения в неделю, погонщикам ослов 1 сношение в неделю, а людям здоровым, сильным и молодым, не имеющим никаких обременительных занятий, ежедневное сношение» [по 279]. Поскольку же физиологическая норма большинства половых проявлений представляет более или менее широкую полосу, моральные установки, определяемые взаимодействием ряда исторических условий жизни национальных или религиозных сообществ, в свою очередь оказывая побуждающее или сдерживающее влияние, смещают статистические показатели отдельных сексуальных проявлений к их верхнему или нижнему физиологическому пределу. Например, морально-этический кодекс Корана поощрял многоженство, поскольку в ту эпоху, когда он создавался Мухаммедом^ самым надежным обеспечением торжества идей ислама могла быть численность войск, и поэтому священная книга мусульман предписывала (чтобы рождалось как можно больше будущих воинов) каждому мужчине иметь столько жён, сколько он в состоянии прокормить, не гнушаясь и полонянками.
Поскольку, однако, в курсе клинической сексопатологии, предназначенном для врачей, наибольшее значение приобретает физиологическая сторона нормативности сексуальных проявлений, в дальнейшем будут представлены общебиологический, возрастной и конституциональный аспекты рассматриваемой проблемы.