Но слова «богатырь» у персов не было. Похоже, что таким понятием было само древнее название народа – парс. Ведь происхождение этого этнонима, которое встречается еще в Ригведе как «паршу», происходит от индоиранского «parśṷ(a)» - «грудастый», то есть «крепкого телосложения», «богатырь».
При этом, название Персии — представляет собой форму от этнонима «паршу/парсу» и воспринимается народом как «относящийся к богатырскому племени». Именно так, богатырским племенем считали себя персы. Недаром даже Геродот называл правдивость и мужество главными качествами персов.
Но вот что важно: слово «персь» в значении «грудь» восходит к древнеруссому слову «перси/пьрсь» - грудь, а далее уже указывается на его древнеиндийские и авестийские значения – «ребро», «бок». А само слово «грудь» тоже считается общеславянским (груда, грядка) и буквально означает «возвышенность», а точнее – гору. Из этого следует, что оба этих слова (перси и грудь) вероятно первичны по отношению к индоиранским «ребро», «бок» или же имеют общее происхождение.
Вероятно, индоиранское значение - это несколько сглаженный, более мужской вариант, что не меняет смысла – грудная клетка, грудь. Интересно, что «ребро» близко к слову «рип», которым греки назвали Рипейские, вдоль которых шел путь переселения будущих персов (если брать их гиперборейское происхождение). Собственно, это даже не перевод, а обратное значения слова: «пер» - реп, ребро.
Видимо, это слово действительно подчеркивало значительный объем груди, что следует из значения самого корня «пер» - то, что превышает, превосходит обычные размеры. И тогда понятна гордость персов «мощнотелостью» своих богатырей.
|
Видимо, во все времена слово «персь-грудь», как вместилище сердца и души, имело очень большое значение. Примером этого служит обычай, записанный в «Краледворской рукописи» и переведенный с чешского адмиралом А. Шишковым: «…и все с перси на персь клали руки, верное слово один другому давали». Но, ведь, это то же самое действие, о котором мы говорим: «…положа руку на сердце». Этот обычай до сих пор соблюдается в индийских традиционных свадьбах, когда жених и невеста подтверждают свои клятвы прикосновением рук к сердцам друг друга.
У персов символом богатыря стал Рустам/Ростем - герой эпоса «Шах-наме», созданного поэтом Фирдоуси в 11 веке. Имя Рустам переводится как «мощнотелый», что очень странно. Тогда оно должно бы звучать как «перс». Но почему-то Фирдоуси не дает герою имя своего народа, а называет его почти по-русски – Рустам.
Однако лингвист О.Н. Трубачев утверждал, что слово «рус» родственно индоиранским языкам. На санскрите «рус» значит «светлый». И недаром в персидском эпосе есть непонятный самим персам эпизод: отец Рустама по имени Зал (Зар?) родился с белоснежными волосами. Его отец Саам (дед Рустама) очень испугался, считая волосы седыми, и велел отнести сына в горы, где его спасла и выкормила птица Симург. Скорее всего, к моменту создания «Шах-наме» иранцы уже не помнили про «настоящих белокурых арийцев», каким и родился Зал. Примечательно, что иногда его имя произносится как «Зал-Зар», а имя его сына Рустама соотносится с героем русских сказаний о Еруслане Лазаревиче. Тюркские народы воспели Руслана уже как Арслана Зальзара, а затем в XVII веке у славянских народов он уже фигурирует как богатырь Еруслан Залазарович, или Лазаревич. Конечно, в науке считается, что русские сказки позаимствовали для своего богатыря имя-отчество у персов. Но у кого персы позаимствовали светлые волосы Зал-Зара и его имя, связанное с русским названием Зари? И это не единственное иранское имя с корнем «Зар». В Иране большой список таких женских имен, где этот корень действительно имеет значение «Заря» или уже переосмысленное – «золото».
|
Птица Симург тоже очень важный персонаж. К ней ученые возводят загадочного славянского бога Семаргла, включенного киевским князем Владимиром в языческий пантеон. Но иранская Симург женского рода, у нее есть грудь, а иначе как бы она вскормила новорожденного Зала-Зара. И в этом облике она больше напоминает многочисленных русских дево-птиц с женским лицом и открытой грудью.
И еще один пример как-то связывает персов и русских. На территории современного Ирана и Пакистана во время правления Ахеменидов была страна Гедроссия. Но что означало это название в то время неизвестно.
Персы и богатырь Пера
Может возникнуть вопрос: какое отношение имеет история Персии к изучению сарафана? Но, ведь, нам предлагают именно «персидскую историю» сарафана, а в ней много сомнений и странностей. И уже ясно, что сарафана, даже в виде мужского кафтана в Персии не было, а слово «сарапа», которое якобы кто-то принес на Русь, не было исключительно персидским. Да и само имя «перс» уходит в общее индоевропейское прошлое и вероятно является перевернутым «сарап».
|
Уже было сказано, что имя персов впервые зафиксировано в Ригведе, которая упоминает племя «Паршу», участвующее в битве десяти царей на реке Парушни. Основанием для того, чтобы считать «паршу» персами служат ассирийские надписи, датируемые 844 годом до н. э., в которых персов называют «паршу». Другое свидетельство — Бехистунская надпись Дария I, в которой Фарс именуется землёй персов.
Но у индийских авторов Ригведы эти десять царей не являются ариями. А «паршу» и вовсе ассоциируются с асурами и ракшасами. Сражаются же они с арийским царем племени тритсу – Судасом, который спасся бегством только с помощью Индры. Но вот что интересно: племя Паршу сражается на реке с одноименным названием - Парушни. Так чья это земля, кто от кого защищался? А количество объединенных царей числом десять наводит на мысль, что это местные цари, собравшиеся для защиты.
Интересно, что на карте нашей Ивановской области, обнаружим реку Парша, приток Тезы, бассейн Оби. На реке расположено село Парское.
Некоторые исследователи говорят, что рассказ об этой битве основан на исторических событиях. Вероятно, это была одна из тех битв, которые и разделили иранских и индийских ариев. Может быть это заявленное индийской Ригведой «неарийство» и побудило впоследствии персов так рьяно отстаивать почетное самоназвание ариев.
И хотя о прародине персов немного сведений в их священной книге «Авеста», все же там сказано, что это страна на севере, называемая Арьяна Вэджа (Арийский простор), где-то рядом есть море Ворукаша, есть горы, где обитают божества, а рядом есть страна, где полгода светит солнце, а полгода - ночь. Из этого описания легко угадываются евразийские степи, а чуть севернее лежат края полярной ночи.
А о том, были ли обитаемы северные территории лучше всего рассказала С.В. Жарникова. Цитируем ее статью «Пур-наволок – город Архангельск».
«Официальная историческая наука утверждает, что до прихода на европейский Север славян из Новгородских и Поднепровских земель никаких городов здесь не было и быть не могло. Ну, какие города у «бродячих охотников, рыбаков и собирателей даров природы», коими были, по широко распространенным до недавнего времени представлениям, древние жители этих мест?
Для современного прояснения ситуации откроем «Санскритско-русский словарь» В.А. Кочергиной, изданный в 1987 году. В словаре 30000 слов и среди них находим такие как: «puru» – человек, племя; «puru» – род, племя; «paurana» – древний, старинный; «paura» – городской, горожанин; «paurika» – горожанин и, наконец, «paura-janapada», что значит – «горожане и сельские жители». Таким образом, на санскрите – священном языке древнеарийской культуры слово «pur» означает «город», из чего следует, что уже на своей приполярной прародине арьи разделялись, в том числе, и на «горожан».
В современной Индии (и не только) немало городов, названия которых заканчиваются термином «пур»: Нагпур (Змеиный город), Райпур (Изобильный город), Мадхупур (Медовый город) и т.д.
Возвращаясь на наш север из этого экскурса в санскрит и Индию, обратим внимание на замечательный севернорусский город Архангельск. Знаете ли Вы, что до того как стать Архангельском, он носил другое имя - «Пур-Наволок»? Что ещё во второй половине ХIХ века в Вологодской, Архангельской, Олонецкой губерниях были нередки такие вот названия сел и деревень: Пурово, Пурино, Пура, Пурка, Пуркино? Судя по всему, когда-то на месте этих исторически молодых поселений стояли очень древние города. Да, не случайно в древнейших скандинавских сагах Северная Русь носила имя Гардарики – «Городами Богатой»».
В этой статье С.В. Жарниковой важно не только утверждение о наличии городов на севере, но и индоевропейское их название – «пур», очень напоминающий основу слова «парс, перс».
На севере были не только города, но и большая, историческая область с таким же корнем в названии – Парма, Пермь, или как ее называли скандинавы – Биармия.
Считается, что термин «пермь», скорее всего, заимствован у вепсов, в языке которых имеется выражение «пера маа», что означает «земля, лежащая за рубежом». Такое же значение имеет это слово у финнов. Но в таком случае данное название просто калька греческой «Ги-пер-бореи» - земли, лежащей за Бореем, северным ветром. Причем, греки считали Борея сыном Астрея (Звездного неба, то есть ночи) и Эос (богини утренней Зари). Борея греки считали своим родственником, а Гиперборею своей прародиной. О том, где располагалась эта страна, говорят и скандинавские мифы, в которых первопредком людей был Бор (сын Бури, то есть северного ветра).
Отметим сходство корней в именах северных скандинавских богов (Бор, Бури) и названиях Гипербореи и «земли, лежащей за рубежом» - Пера-маа (Перми, Бьярмии). И запомним, что греческий Борей – сын богини Зари. Этим греки подтверждали наличие на севере богини Зари. Интересно и присутствие Астрея – звездного неба, то есть Ночи.
Между тем, кроме собственно пермяков, Великую Пермь населяли и зыряне (заряне), у которых была богиня Заря, дочь солнца. Объяснений для названия этого народа придумывают много, только не связывают его с Зарей. А почему-то зыряне – единственный народ, который сохранил имя богини Зари в своем пантеоне. Но уже в советское время даже само имя народа поменяли, почему-то стали называть его «коми», «коми-зыряне».
А сама Пермь была описана в скандинавских сагах как очень богатая торговая страна с городами и храмами. Символом Перми был медведь – Бер, что еще раз подчеркивает взаимозаменяемость слов «пер - бер». Медведь в Сибири мог называться не только «бер», но и «пор». Например, у хантов было племя «Пор», которое поклонялось медведю с этим же именем. У манси медведь тоже называется «пор».
Почти такое же имя носил самый важный для нашего исследования персонаж - герой коми-пермяцкого фольклора богатырь Пера. Вот как его описывают поэты:
Жил Пера в давние года.
Глаза – что неба просини,
Огнем пылает борода,
Как лист рябины осенью.
Как видим – голубые глаза, рыжая борода, а по описанию скандинавов – еще и белокурые волосы. Истинный ариец, как говорится. Матерью богатыря была сама тайга – Парма. Можно понять имя Пар-ма как мать Пара или Пера.
Легенды говорят, что однажды по радуге спустилась дочь Солнца (Шонди) Зарань – воплощение Зари. Она вышла замуж за богатыря Пера, и от них пошли первые люди. Однако, Солнце было недовольно и Зарань должна была вернуться на небо. А Пера с детьми остался в тайге и ушел с ними на Урал. В других версиях его считали чудским богатырем, то есть приписывали ему глубокую древность. Учитывая греческие данные, можно отождествить Борея и Пера так как оба – сыновья Зари.
И еще возникает невольное желание сравнить народ «перс» с этим богатырем Пером, носившим похожее имя. Основой этого сравнения служит упорное стремление персов считать свой народ «богатырским племенем».
Уже говорилось, что древность персов зафиксирована Ригведой, которая, не считает их ариями. Но, ведь, надо учитывать, что Ригведа была записана уже после разделения иранских и индийских ариев, которое сопровождалось противопоставлением культур двух народов. Недаром в индийских текстах боги все время воюют с асурами, которые были богами персов. Вот Ригведа и называет персов асурами.
Но к себе-то отношение было другое. В Ригведе упоминается пять арийских племен, среди которых как ни странно, есть племя с похожим именем - Пуру. Возможно, именно это племя положило начало одному из самых вышестоящих родов Индии – Пауравам, потому что их предок тоже носил имя Пуру. И это имя было не просто известным, оно означало героя, богатыря. Не зря знаменитого царя остановившего завоевателя Александра Македонского тоже звали Пор (Пуру, Порус).
Значимость этого слова видна еще из того, что оно входило в состав имени главного придворного жреца-брахмана – Пурохита. Главный жрец царя носил имя Пуродхас. Да и высший совет царских чиновников носил похожее название – Паришад.
Как не вспомнить, что у сибирских селькупов такие же слова - «пар, пире» имели значение «высокий, вершина». Ученые считают эти слова заимствованием из персидского. Ведь Авеста вслед за Ригведой тоже называет шесть арийских стран, среди которых есть Поурута, что означает «вершина, гора». Похожее слово есть и в Индии – Парвати, которое тоже означает гору. Да и греки не выбились из обычая, назвав гору своих богов Парнас.
Но, наверное, самое яркое слово с корнем «пар», которое выражает понятие высокого смысла, - Парам-а́тма – Высший Атман. В философии индуизма Парама́тма — высшая духовная сущность, верховный дух, высшая душа или сверхдуша. Параматма, это первооснова всех вещей и феноменов.
Другой пример – понятие «Парамам падам» – обитель Вишну (Высшее небо), недоступная даже взорам остальных Богов (Ригведа, 1.22.20). Даже высшая военная награда Индии называется Парам Вир Чакра. Этим же словом называют земного духовного учителя - «Парама-гуру».
В этом же ряду санскритское понятие «Парамита» - запредельное совершенство. Похожий корень сохранил и его латинский аналог - «Перфекция» (совершенство, безупречность, законченность, высшая степень качества). И даже в западной культуре подобное понятие выражается похожим словом – «пуритане» (чистые, совершенные).
В санскритско-русском словаре много слов с этими корнями, а это - свидетельство широкой его употребимости в речи.
Парама – планета, Парджанья - бог грозовой тучи, Пурна – полное единение шивы и Шакти в тантре, Пурна — полный, наполненный.
И даже такая далекая страна как Перу на языке кечуа означает «изобилие», «богатство».
Но есть еще один интересный смысл слова «пор/пер», который связан с легендой о богатыре Пере. Считается, что именно от Пера и Зарань пошли первые люди. Греки тоже знали это имя, потому что по их легендам прародителями людей после потопа стали Девкалион и его жена Пирра. Правда, здесь не богатырь Пера, а женщина Пирра. А вот у скандинавов первочеловек, как и богатырь Перо, был мужчиной и носил имя Бури (Пури?). А у него уже был сын Бор (Пор?), что значит «рожденный». Видимо, для скандинавов ближе был звонкий «Б», недаром они Пермь называли Бьярмией.
А в корейской мифологии существует свой миф о Пуру (Хэбуру). Примечательно, что его имя означает понятие «родить мальчика». Корейский Пуру так же, как и богатырь Пера, связан с богами родственными узами. Он сын человека и богини. И так же, как индийский царь Пор, корейский Пуру глава государства.
Топонимы и гидронимы с корнем «пур», «пор» широко разбросаны в Сибири. Их значение у хантов и манси практически то же самое, как и в санскрите – народ, племя. А в сибирском Зауралье, в Ямало-ненецком округе, есть и река Пур и целый Пуровский район. Это можно объяснить тем, что иранские арии (паршу/парсу) уходили со своей северной прародины в основном по Зауралью, где их потомки создали так называемую андроновскую культуру (Сибирь, Казахстан). Их жрецы были создателями Авесты, которая легла в основу религии зороастризма. Об этом пишет известный индолог Н.Гусева.
Интересно, что на этих же территориях очень распространены легенды о существе с названием, близким персам – «пери». Природа его неоднозначна уже потому, что существо женское. Сейчас образ «пери» в персидской мифологии скорее положительный. Это такие небесные создания волшебной красоты, которые живут в райских садах. Однако, в уважаемой «Авесте» пери – это злобные и коварные духи, нечистая сила. Есть предположение, что само слово «пери» происходит от авестийского «парика» — «ведьма». Этот диссонанс вызывает недоумение, если не вспомнить, что «Авеста» - произведение новой религии – «Зороастризма». Не вдаваясь в ее философские основы, отметим только, что задачей этого учения было привести «к общему знаменателю» (единобожию) все древние языческие представления. Поэтому процесс пошел так же, как на Руси после христианизации – демонизация всех, кого нельзя было просто забыть или выбросить. И хотя загадочная красавица Пери тоже попала в эти «очистительные» мероприятия, все же народ помнил ее положительный образ, который остался в сказках.
Но могло ли это имя послужить названием и для народа персов и для греческого Персея, ведь Пери – женское имя. Однако, если мы посмотрим, как формировались женские имена у соседних индоарийцев, то увидим, что женское имя обозначается через добавление к мужскому имени звука «и». Например: Дэв – Дэви, Индра – Индрани. Поэтому у женщины Пери должен быть мужчина – Пер! Конечно, это еще не английский пэр, но вполне может быть богатырем Пером. Легенды считают, что именно от Пера и его жены Зарань пошли первые люди. И это разумно, ведь «Пер» - значит, первый, как и славянский Перун.
Интересно, что в индийской мифологии первопредок носит имя с похожим корнем - Пуруша. А если учтем, что жена Пера Зарань – это Заря, а в Ригведе Заря называлась Ушас, то Пурушу можно понять как Пур+уша. То есть Богатырь Пера и его жена Зарань (Заря) являются почти аналогами ведийского первопредка.
Но Пуруша явно более позднее создание, так как в этой конструкции забыта жена. А на древних сосудах Триполья первопредок Пуруша, по утверждению ученых, изображался всегда как бы «двухэтажным», то есть, состоящим из двух тел с четырьмя руками, но одной головой. И надо еще подумать, не отсюда ли пошла тема многорукости индийских богов.
Изображение Пуруши на Трипольском сосуде.
Но индийский Пуруша не просто прародитель, он первопричина мира, мировая душа. Образ Пуруши чаще связывают с Шивой. О том, что обские селькупы были знакомы с этим именем говорит их слово «шив», что значит зола. Известно, что зола, пепел – главный опознавательный элемент Шивы.
В своей книге «Господь Шива и Его почитание» Свами Шивананда дает описание Шивы. «Господь Шива есть чистое, неизменное, лишенное атрибутов, всепроникающее трансцендентное сознание. Он - недействующий (нишкрия) Пуруша. Он только Смотрящий, глядящий, наблюдающий или Свидетель событий в этой вселенной».
Последняя фраза интересна тем, что почти такие же характеристики имел у хантов и манси бог Мир-Суснэ-хум – «За миром наблюдающий человек». Такой же эпитет был у индоиранского божества Митры -"Озирающий всю землю". В этих примерах еще раз видно сходство элементов индийской и иранской религий. А тот факт, что этот элемент также существует в религии хантов и манси, говорит не только о персидском влиянии, но и о их близких и длительных контактах.
Сходство богатыря Пера с индийским Пурушей существует и в наименованиях. Пера считался сыном тайги с именем Пар-ма, которое, вероятно, можно понимать как сын (Пер/Пар) матери (ма), или мать сына. И, конечно, само имя этого сына содержит тот высокий смысл, который мы видели во всех однокоренных санскритских словах. А слово «Парма» вполне соответствует санскритскому понятию «Парам», потому что тоже обозначает не просто лес, а нечто высокое: в данном контексте - гору, холм.
Интересно, что Пуруша, который выступает в виде вездесущей Парам-атмы (сверхдуши) иногда трактуется как исключительно мужское начало. Но само слово «ат-ма» уже содержит понятия «отец-мать». И это не просто русское прочтение загадочного санскритского слова. Например, в Брихадараньяка-упанишаде (1.1.4) говорится, что Атман в виде пуруши становится «таким, как женщина и мужчина, соединенные в объятиях». Это еще раз подтверждает, что слово Пуруша могло возникнуть из соединений имен Пера и Ушас.
Конечно, индийские мудрецы тоже понимали, что для творения нужна и женщина, поэтому в их концепции рядом с Пурушей присутсвует Пракрити (Первооснова). Интересно и то, что Пракрити приписываются те черты, которыми Ригведа описывала Ушас-Зарю. Например, Пракрити является причиной всех событий, происходящих во вселенной, а богиня Ушас пробуждает к жизни все существа. Обе они – это проявленная материя, Природа-Мать. Пракрити танцует на груди Пуруши и осуществляет процессы творения, сохранения и разрушения. А в древних трипольских изображениях одна фигура, видимо женская, находится наверху, как бы на плечах мужчины.
Интересно, что на бронзовых изображениях, найденных в Пермском крае, тоже есть странные как бы двухэтажные существа. Часто их называют Пермской богиней».
О том, что богатырь Пера имеет очень древние до-ведические корни говорит существование в русской мифологии бога Перуна. Да и сказка о перышке Ясного Сокола видимо возникла из переосмысления этого же образа.
Вполне вероятно, что эти образы с корнем «пер» имели и историческую основу, ведь не зря же в Приуралье существовала страна Великая Пермь, или Парма. Вероятно, в древности она включала и территорию зырян, потому что здесь были объединены богатырь Перо и его жена Зарань (Заря), которая была богиней зырян. Кстати, в странной поговорке «Пермяк – соленые уши» не скрывается ли отзвук той Уши-Зари, которая всегда рядом со своим мужем Перо? А слово «соленые» не означало ли раньше «солнечные»? Ведь и сейчас соль и солнце в мифологии связаны. Можно предложить еще забавный вариант одной поговорки: «на кудыкину гору». Был в Перми Великой город Кудым-кар. Предполагают, что последняя его часть означает город. И действительно, русское название этого места – «Красная горка». Значит, русские люди могли понимать Кудымкар как Кудыкину гору. И ответ на вопрос: «Куда пошел?» - «На Кудыкину гору» мог считаться риторическим, потому что Кудымкар с XVII века был центром края с развитым сельским хозяйством и металургией. А к тому же три раза в год там проводились крупные ярмарки, которые собирали много народа.
А для нашего исследования важен тот факт, что эти земли, ассоциируемые с Пермью Великой, еще в домонгольское время имели тесные связи с Сибирью и Персией.
И если на индоевропейской прародине существовал большой регион Пермь Великая, а значит и народ с корнем «пер», то не удивительно, что переселенцы, возглавляемые богатырями Перо, принесли это имя в разные страны. В Индии существовал действительно богатырского вида царь Пор (Порус, Пуру), войско которого заставило остановиться Александра Македонского. А в Персии до сих пор мужское имя Пуро означает «потомок». Только удивительно, что у самих персов именем богатыря было не «перс», как можно было бы предположить, а герой поэмы Фирдоуси «Шах-наме» с почти русским именем - Рустам. А его отец Заля родился с белыми волосами, жил в горах и необычайно напоминает русского Святогора…
Другой пример. В Индии у бога Кришны есть возлюбленная по имени Радха (Рада) – дочь главы поселения Барсаны. Оба они – экспансии бога Вишну (Нараяны) и его жены Лакшми. В другом воплощении, когда Лакшми была Ситой, ее похитил асур Равана и увез за море на остров Ланку. Потом муж Ситы Рама с большой армией отправился выручать жену.
А в пермской мифологии есть легенда, объединяющая оба воплощения Лакшми – Ситы и Радхи. Дочь сельского главы по имени Райда была похищена великаном Яг-мортом, который жил за рекой. Жители, возглавляемые женихом Райды, отправились выручать девушку. Но пермская легенда не имела такого счастливого конца, как индийская. Великана нашли и убили, но Райда была уже мертва. До сих пор есть холм, где находится, как считают жители, могила Райды. Кстати, у индийского асура Раваны тоже был брат-великан.
В своей поэме «Биармия» пермский поэт Каллистрат Жаков дает интересную характеристику Райде. «Вот она сидит меж ними, дочерь солнца с Бела моря». Она в этой поэме не просто невеста князя – рыжебородого Яура. Она – дева-жрица. «Поклонились деве-жрице, Райде светлой, синеглазой». Райда везде называется белой царевной. Интересно, что в данной поэме кроме мужа рядом с Райдой всегда «песнопевец», музыкант Вэр-морт.
Вэрморт — необычный персонаж. В поэме он назван «туном-волшебником», музыкантом и «сердцеведом», он — волхв, обладающий древним магическим знанием, и это знание унаследовано им от волхвов древней Камской Пармы. Магическое знание Вэрморта поддерживает равновесие в хрупком мире. Имя Вэрморт можно понять как «лесной человек». Он хранитель и знаток священных знаний древности, таящихся в живых одухотворенных лесных глубинах.
Характеристики Вэрморта, который иногда играет на дудочке, а иногда на семиструнной домбре, удивительно напоминают индийского Кришну. Верморт также может зачаровывать зверей и животных. Правда, нет сведений о его отношениях с Райдой, но все же он говорит, что «если не её бы воля, не был жив бы песнопевец, не дрожали б струны домбры».
Есть в этой поэме еще один интересный персонаж – птица с именем Рык. «То не туча ведь была там, и не облако носилось: птица Рык закрыла небо, голос птицы прозвучал тут, словно гром небесный, грозный». Имя прозрачно намекает на птицу Рух из персидской мифологии. А размеры и грозный голос напоминают Гаруду – птицу Вишну. Для небесных птиц бог Енмар дает «Путь молочный» между звезд, затем «открывает» книгу неба, из которой читает мировые законы, и следить за их исполнением ставит на Уральских горах птицу Рык.
В других пермских источниках она называется Ногай-птица, чье имя напоминает нагов – змей, которые в индийской мифологии являются братьями Гаруды. Гаруда враждовал с нагами, поэтому вполне мог именоваться «уничтожителем нагов» - Ногай-птицей.
К. Жаков в своей поэме «Биармия» упоминает о боге огня, богине-пряхе, в настоящее время отождествленной с Владычицей Богородицей.
Все эти похожие сюжеты говорят о том, что мифология индоевропейцев формировалась на единой прародине. А потом они понесли ее по всей Евразии.
Похоже, что древние связи и знание путей были так крепки, что на протяжении всего правления Сасанидов Персия активно торговала с Прикамьем и Пермской землей. Огромным потоком шло в Пермь «сасанидское серебро», то есть серебряные блюда, кубки и другие вещи. Местные мастера активно использовали их для своих целей, часто украшая своими мотивами.
Есть еще одно, несколько забавное свидетельство связи Персии и Перми. Это одна из икон на сюжет Страшного Суда. Обычно там изображены четыре зверя, символизирующие четыре ветхозаветные царства: вавилонское, персидское, греческое и римское. Однако здесь вместо "персидское" написано "пермское". Комментаторы считают, что «иконописец немного перепутал»…Однако, лингвистическое сходство иконописец все же заметил.
Могло ли название Персии произойти от греческого Персея, или оба слова имели в своей основе общий древний корень «пер», сейчас трудно сказать. Однако, с добавлением русского корня «сей» имя Персей звучит вполне логично – «этот Пер». Практически так же звучит имя «Перун» - «Пер он».
Но почему-то возникает мысль, что сами персы не очень любили свое древнее название. Видимо, им ближе была форма «фарс», возможно, она восходит к авестийскому понятию «хварно» (классическое «фарр») - «сияние», «слава». И язык свой они называют фарси. И даже женское имя Перуза произносят как Фироуза. А намек на то, что оно произошло от мужского имени Пер содержится в переводе – «победитель, счастливый». Странно было бы произвести женское имя от слова «победитель». Вот такие они были противоречащие всем иранские арийцы: отвергли и родство с полубогом Персеем, а тем с северным богатырем Пером, и согласились только вместо звука «п» говорить «хв=ф». И все равно, совсем откреститься от индоевропейских корней не удалось, потому что в южнорусских говорах тоже сохранилась привычка говорить «хвартук», «хванера» и т.д. (Видимо «хворост» из этой же серии, потому что «форос» - огонь, свет). А имена с корнем «пар» все же остались: Пари – нимфа, Паризад - красавица. И индоарийскую форму огня «пир» тоже сохранили в неизменном виде – имя Пир означает в Персии «наставник, духовный отец».
Возникает вопрос: почему же тогда сарафанное слово «сарап» они передали нам с такой твердой буквой «п»? и они ли передали, ведь в том же загадочном Пермском крае зыряне говорят не сарафан, а сарапан.
Теперь, учитывая такое неоднозначное отношение самих персов к названию своей страны, можно догадываться, почему в первой своей столице «Пасаргады» нет слова «перс», как потом был назван Персеполь. А зная, что царь одаривал женщин в этом городе, закрадывается подозрение, что женская тема тут гораздо значительнее. Что же такого в названии города? Разделим на слоги: Па-сар-гады. «Сар» - весьма многозначительное слово. В персидском языке это «голова», «вершина», «начало». Даже и в таком понимании употребление этого термина оправдано для столицы. Но «Сара» - еще имя женщины, означающее в Персии «чистая», «совершенная». Первый слог «па» в персидском языке значит «большой, важный». А если его прочитать как «ап», то перед нами предстанут «Апсары», индийские небесные девы, посланницы божественного мира, может быть самой древней Богини-Матери. Хотя Кир был уже зороастрийцем, но разве можно легко забыть закрепленную исторической памятью Богиню-Мать? Ведь даже Авеста не смогла полностью вычеркнуть женские божества, оставила Ардви-Суру Анахиту, кстати, с очень похожим именем «Сар». Поэтому первую часть имени столицы Пасаргады можно прочитать или как «большая вершина», или как женское имя – Сара, Великая Сара… Последняя часть названия города «гады» тоже странная и никем не объясняется. Но в той же Авесте древнейшие ее части называются «гаты», то есть «песнопения», «восхваления». Соединив все предполагаемые значения, получим вполне приемлемое имя для столицы: или в прямом смысле – восхваление чего-то главного (вершины, начала), что не очень логично, потому, что не хватает определения. Или же Пасар-гады можно понять в зашифрованном виде как восхваление кого-то по имени «Сар». И, если персы помнили какую-то богиню с именем «Сар», то, вероятно, в народе должен сохраниться похожий корень. Да, есть в Персии имена: Сара́ - «чистая и совершенная»,
Сарвена́з - «высокое, стройное дерево», Сорайя́ - название созвездия и имя знаменитой иранской принцессы.