Формат взаимоотношений евреев и Бога.




 

Человеку сложно что-то придумать, что не походило или не напоминало бы ему чего-либо, из его окружения, что он раньше видел. Несколько тысяч лет назад, ситуация была не лучше. Таким образом, моделируя отношения с Богом, человек естественно ожидал, что эти отношения будут напоминать ему какие-то отношения, из уже имеющихся в его окружении. То есть человек брал схему каких-то отношений, которые его окружали, как-то рабовладельческие отношения, по типу отношений раба и его господина, либо внутрисемейные отношения, по типу отношения сына с отцом, и переносил их на свои отношения с богом. Так в отношениях евреев с Богов в Ветхозаветный период, легко узнается рабовладельческая схема или другими словами, формат отношений, предполагающий предсказуемость взаимных прав, обязанностей, обязательств и возможных реакций на поведение другой стороны. Таким образом, изучив особенности взаимоотношений, между рабом и его хозяином (господином) в рабовладельческом обществе тех времен, мы поймем подспудные мотивы поведения Бога по отношению к своей пастве. В наиболее полном мере рабовладельческие отношения дожили до нашего времени в рамках призывной армии того или иного государства, как нам не приятно это признавать. Однако современные внутриармейские отношения не могут быть полным и адекватным отражением того, что имело место несколько тысяч лет назад, хотя бы по той причине, что современные внутриармейские отношения уже имеют на себе отпечаток окружающего их гражданского общества, ограничивающий крайние формы проявления этих взаимоотношений, в том числе криминальные. Тем не менее в общем, формат внутриармейских отношений очень близок по своей форме к рабовладельческому строю давних времен. Мы не будем здесь заниматься подробным изучением рабовладельческого строя, просто постараемся сделать некоторые выводы, на основании которых можно прогнозировать поведение той или иной стороны, а значит и поведение Бога по отношению к своим рабам.

Рабовладельческий строй является логическим продолжением имущественного права, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Взаимоотношения между рабом и господином могли иметь очень разные проявления, от весьма жестоких, до дружеских, когда сам раб после освобождения не хотел уходить от своего господина и желал остаться у него во служении до конца своих дней. Но в любом случае, отношения раба и господина не симметричны. Раб не имеет своей воли (он невольник) и полностью подчинен воле своего хозяина. Господин по большому счету не должен своему ничего (кроме поддержания его работоспособности) и ничем не обязан, раб же должен своему господину все, что тот пожелает. Обязанность раба - выполнять волю господина. А право раба - выполнять волю только своего господина и быть свободным от всех остальных. Провинившиеся рабы могли быть проданы школам гладиаторов. Это была суровая степень наказания для рабов-мужчин. Тем не менее, рабовладелец был обязан по закону соблюдать правило Optimo Pater Familias - "примерный отец семейства", что подразумевало также гуманное отношение к рабам. Однако любое проявление справедливости или благодарности по отношению к рабу, это проявление доброй воли, но ни в коем случае не обязанность.

Постараемся коротко описать особенности понятий того периода попунктно:

1. Господин в принципе ничего своему рабу не должен, кроме поддержания его первоочередных потребностей (место для сна, питание, одежда).

2. Желания господина первоочередны. Раб должен выполнять любые требования хозяина, в течении дня не ограничено по времени.

3. Раб чаще всего воспринимается хозяином абстрактно, просто как рабочая единица, для него не существует индивидуальности раба, его чаяний и желаний, особенностей личности.

4. Раб не имеет не только индивидуальности в плане принятия решений, но и моральных устоев. Раб в рабовладельческом обществе воспринимается как животное, которое не способно за себя отвечать самостоятельно. Так, если раб совершил неблаговидный поступок, то его не наказывают. За него ответственность перед пострадавшими несет его хозяин, который недосмотрел за своим рабом. Приблизительно так же, как отвечал бы хозяин, какого либо животного, забравшегося и потоптавшего чужой огород. сами рабы не могли быть заслушаны на суде и не имели права на защиту или самозащиту. Рабы могли убежать от жестокого хозяина и попросить справедливости у подножия Капитолия, но на практике это заканчивалось новым рабством.

5. Хозяин не объясняет рабу обоснований своих решений или приказов. Раб должен выполнят беспрекословно любой приказ, который ему поступил, не обсуждая его с хозяином.

6. Раб не имеет своей воли перед господином, он полностью подчинен воле своего хозяина.

7. Раб попадает под имущественное право, то есть может быть продан, обменен, заложен и так далее.

8. Господин не обязан рабу предоставлять какую-либо информацию о себе, говорить правду о себе. Господин не имеет обязательств перед своим рабом В том числе у господина нет обязательства не врать своему рабу. Тут вспомним слова непосредственно Иисуса Назареянина: „Я уже не называю вас рабами, ибо раб незнает, что делает господин его, но Я называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.“ Иоанна 15:15

9. Рабы не имели права исповедовать публично свою религию.

10. Городские рабы, в отличие от деревенских, имели право посещать таверны, цирки и общественные бани.

11. На рабов могло распространяться такое же отношение, как и к остальному имуществу. Так, если раб стал ненужным, больным, старым или непослушным, с ним могли поступить также, как с ненужной вещью, то есть избавиться по своей воле. Закон запрещал рабовладельцу скармливать неугодного раба хищникам без решения суда, но в остальном он бы полностью во власти своего господина. Он мог быть наказан или убит по прихоти господина. В каком-то из источников упоминался случай, когда раб напомнил своему господину о том, что он воспитал и выучил его сына. За это его господин приказал ему выколоть глаза.

12. Раб не имел права покинуть или уйти на свободу от господина по своей воле. Такого раба находили и возвращали его хозяину.

13. Раб мог получить желанную свободу многими способами, но не все они несли ему свободу в настоящем смысле слова. Простейший пример - раб больной или достигший преклонного по римским меркам возраста, который стал обузой для владельца.

14. Дарование свободы, как акт доброй воли рабовладельца, в разные времена осуществлялось путем проведения различных процедур и ритуалов. Сначала такой ритуал выполнялся в зале суда, позднее было достаточно сделать декларацию в присутствии свидетелей (друзей). Раб мог также выкупить свободу за определенные деньги и предложить свою рабочую силу на бирже труда, на базе полученного аттестата.

15. Как ни странно, факт приглашения раба на трапезу, выраженный письменно или устно, означал, что хозяин считает его свободным и равным в правах.

 

Наверно это не все, что можно было бы сказать по поводу рабства, но уже эти пункты помогут сделать нам несколько выводов, при переносе тех же особенностей рабовладельческих отношений, на отношения Бога в лице Господа и его рабов божих:

1.Если Бог в Ветхом Завете в одной строчке выделяет что он творец евреев, а в следующей уже говорит, что он создатель всего сущего, то это не значит, что он противоречит сам себе. Потому что, он что хочет, то и говорит и никто ему это запретить или наказать за неправду не может. Так как, он своим рабам вообще ничего по большому счету не обязан, в том числе не обязан давать точную и правдивую информацию или отчитываться о своим действиях.

 

„ Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. “

Иоанна 15:15

 

2. Между Господином и его рабом могут складываться любые отношения и в них может быть что угодно, но как правило, в них нет любви, по крайней мере, взаимной. А если любовь в таких отношениях все же появляется, то отношения выходят из формата и рамок рабовладельческих. По крайней мере в Ветхом Завете Бог иногда переживает за свой народ, но в значительно большей степени он проявляет требовательность к своему народу, чем искреннюю любовь. А искренней любви в его действиях найти очень сложно. То есть в отношениях Господина и раба, как правило отсутствует любовь.

3. Раб является для его Господина всего лишь ресурсом, которым стараются пользоваться с минимальными затратами на поддержание этого ресурса и с целью уменьшения расходов избавляться от него, как только, он становится для хозяина безполезным, например, по причине старости или нездоровья, или же по причине неадекватного поведения раба. В таком случае вполне естественным и последовательным является тот факт, что нарушение многих заповедей в Ветхом Завете караются смерть (например: нарушение субботы, прелюбодеяние, грубое отношение с родителями...). То есть, будучи рабами по отношению к своему Господу (господину) Богу, евреи являются его имуществом, а также ресурсом, и он исходя из имущественного права, может выбраковывать и уничтожать любую принадлежащую ему собственность, по собственному желанию. Например убивать при нарушении той или иного смертного греха, такого как например грубость родителям, нарушения субботы, ну и других.

4. Господин несет ответственность за своего раба в случае его неправильного поведения с посторонними, таким образом, защищая своего раба от ответственности за его неправомерные действия непосредственно, перед третьими людьми. Что не отменяет ответственность раба непосредственно перед своим господином. В таком ключе, становится понятна роль Иисуса Христа, называемого в Библии Господом. Ведь в таком качестве, наш Господь - Иисус Христос берет наши грехи и отвечает за нас перед Отцом Небесным, таким образом освобождая нас от прямой ответственности перед ним.

На основании этих выводов мы можем увидеть и предсказать, какого поведения и каких поступков может ожидать раб Божий от своего Господа. По крайней мере в Евангелиях есть место, указывающее, каким должно быть правильное отношение Господина к рабу:

 

 

„Кто из вас, имея раба пáшущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, чтó должны были сделать.“

Луки 17:7-10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: