Успешное функционирование предприятия розничной торговли во многом зависит от использования для оформления магазина элементов фирменности, с помощью которых может быть создан его фирменный стиль.
Фирменный стиль создается путем использования еди- ных принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для рекламы, деловых бумаг, вывески магазина, торгового зала и т. д.
Основными составляющими фирменного стиля являются:
• товарный знак;
• фирменные цвета;
• логотип;
• рекламный слоган;
• рекламный персонаж.
Различают словесный и графический товарные знаки. Сло- весный товарный знак представляет собой название фирмы или предприятия, выполненное в определенной графической манере, оригинальным, запоминающимся шрифтом. Графиче- ский товарный знак — условное обозначение, принадлежащее данной фирме или предприятию и подлежащее регистрации. Для оформления словесного и графического товарных знаков выбираются определенные фирменные цвета, а для
особого начертания названия магазина — логотип.
Рекламный слоган представляет собой краткую фразу или девиз фирмы (предприятия).
В качестве рекламного персонажа (символа) фирмы мо- жет быть использован определенный персонаж, выступаю- щий от имени фирмы при рекламных и других мероприяти- ях. Он способствует лучшему запоминанию рекламы.
Основными носителями фирменного стиля могут вы- ступать:
• вывеска над входом или у входа в магазин;
• элементы помещения торгового зала (стены, колонны и перегородки);
• различные виды витрин;
• торговое оборудование;
• указатели и вывески в помещении магазина;
• ценники, наклейки и этикетки;
• пакеты, коробки, различные упаковочные материалы;
|
• одежда персонала.
Использование тех или иных фирменных элементов за- висит от типа и размера торговой площади магазина, места его расположения и других факторов. Путем рационального сочетания фирменных элементов магазину может быть при- дан свой стиль, хорошо запоминающийся покупателями.
Рациональное планировочное решение торгового зала не только отвечает требованиям эффективной организации совершаемых здесь торгово-технологических операций, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать как оформление торгового зала, так и ор- ганизацию внутреннего пространства помещения и решение всех его составляющих элементов — отделки, освещения, торгового оборудования и т. д.
Поэтому художественные качества интерьера торгово- го зала определяются уровнем комплексно решенных задач:
• создания оптимальных пропорций помещений, рас-
становки оборудования с учетом положения колонн, лестниц, пандусов, эскалаторов, основных проходов и т. д.;
• расположения витрин и различных средств рекламы;
• отделки полов, потолков, стен и колонн;
• цветовой характеристики помещений;
• расположения светильников и местных подсветов;
• устройства подвесных потолков, коробов, стояков с учетом архитектуры пространства торгового зала.
При решении интерьера торгового зала следует иметь в виду необходимость создания оптимальных условий для по- каза товаров и обеспечения максимальных удобств покупа- телям для совершения покупки.
Основным средством художественной выразительности интерьера магазина являются отделочные материалы, подбор которых следует осуществлять в соответствии со спецификой, функциональным назначением, размером и архитектурно- пространственной композицией розничного торгового пред- приятия на основании их эксплуатационных и эстетических качеств.
|
Определяющими факторами при подборе отделочных материалов являются основные физические характеристи- ки. Материалы, используемые для отделки помещений тор- говых залов, должны быть красивыми, прочными, износоу- стойчивыми, звукопоглощающими, водоотталкивающими, ги- гиеничными, удобными для эксплуатации. Они должны отве- чать требованиям эстетики и быть дешевыми.
При отделке различных типов магазинов некоторые тре- бования становятся решающими для выбора материала. Так, для отделки стен, перегородок и колонн в продовольственных магазинах должна применяться гладкая влагостойкая отдел- ка, которая не должна менять свою поверхность при влажной уборке, при дезинфекции. Здесь не допускается применять отделочные материалы, собирающие пыль, перфорирован- ные материалы и т. д. Для таких магазинов больше подходят такие материалы, как керамические глазурованные плитки, слоистые пластики, поливинилхлоридные пленки и т. д.
Отделка поверхностей в непродовольственных магазинах может создавать любую фактуру (гладкую, шероховатую и др.). Не следует предусматривать в торговом зале мозаичные панно, витражи и сложные архитектурные детали, посколь- ку они будут отвлекать внимание покупателей от реализуе- мого в магазине товара. Подобные художественные средства уместны только в отдельных местах торгового зала для ука-
|
зания направления движения, обозначения лестничных кле- ток и т. п.
Для покрытия полов должны использоваться материа- лы, обладающие высокой прочностью, большой сопротивля- емостью истиранию. Поверхность полов должна быть ровной, нескользкой, влагоустойчивой. Чем меньшей скользкостью и теплоусвоением и вместе с тем большей упругостью и звуко- поглощающей способностью обладает пол, тем лучшими бу- дут условия для покупателей и торговых работников. Жела- тельно, чтобы в конструкциях пола предусматривалась воз- можность периодического ремонта отдельных износивших- ся или поврежденных участков без полной смены покрытия. Облицовка нижнего яруса стен торгового зала может быть заменена пристенным оборудованием. Применение перфори- рованных щитов и набора навесных приспособлений для вы- кладки и показа товаров позволяет использовать стены и ко- лонны для их экспозиции. Облицовка колонн производится твердыми и высокопрочными материалами, что особенно ка- сается колонн, находящихся в транзитных зонах и в наиболь- шей степени подвергающихся механическим воздействиям. Для облицовки стен, находящихся вне пределов зоны контакта с покупателями и не подвергающихся воздействи- ям, связанным с технологическим процессом, применяются декоративные штукатурки, окраска с фактурными отделка- ми. Подбор отделочных материалов для стен определяется в основном с учетом их художественно-декоративных свойств. При проектировании интерьера торгового зала можно ак- центировать внимание на одной или нескольких стенах. Это- го можно добиться с помощью цвета и фактуры отделки, ис- пользуя в зависимости от архитектурного решения интерье- ра профилированные деревянные рейки, литые гипсовые ре- льефные плиты, природный камень, лицевой кирпич, метал-
лические штампованные элементы и т. д.
Одним из самых важных и самых выразительных архи- тектурных элементов торгового зала является потолок, для отделки которого можно использовать лакокрасочные соста- вы, гипсовые или рельефные плитки и другие материалы.
Очень удобны подвесные потолки, с помощью которых можно скрыть системы инженерного оборудования и совме- стить функции отделки, искусственного освещения и акусти- ки. Они могут быть разных конструктивных систем, светя- щимися, полусветящимися, акустическими. Для их отделки можно использовать звукопоглощающие и перфорированные древесноволокнистые и гипсовые плиты, перфорированный алюминий, молочное стекло и другие материалы.
Решение отдельных элементов интерьера должно на- ходиться в полном соответствии с общим архитектурно- пространственным решением торгового зала. Сочетание материалов, используемых в интерьере, должно быть гармо- ничным по фактуре, цвету, массе. При этом важным является расположение материалов с учетом конструктивной логики. При строительстве магазинов из материалов с высокой степенью теплоизоляции стены имеют небольшую (до 20 см) толщину, а стекла оконных проемов составляют с ними еди- ную поверхность, что создает ощущение легкости в интерье-
ре торгового зала.
В зависимости от климатических условий применяется различная ориентация оконных проемов. В районах с жарким климатом в оконных проемах устанавливаются специальные солнцезащитные элементы, в условиях холодного климата — двойное остекление.
Особые требования предъявляются к освещению торго- вого зала. Для определения степени естественного освеще- ния рассчитывается световой коэффициент (К с) по следую-
щей формуле:
где S з.п — площадь застекленной поверхности;
S п.т.з — площадь пола торгового зала.
Этот показатель должен составлять не менее 0,125. Ес-
тественное освещение наиболее благоприятно, однако оно не всегда достаточно из-за короткого светового дня, неудачного расположения магазина и т. д. Поэтому для освещения торго-
вых залов магазинов широко используется также искусствен- ное освещение. Оно должно быть равномерным, достаточной яркости и иметь благоприятный спектральный состав. Ис- кусственная освещенность торговых залов, как и других по- мещений магазинов, нормируется в зависимости от характе- ра применяемых электрических ламп (накаливания или лю- минесцентные).
При решении интерьера торгового зала магазина не- обходимо учитывать местные особенности и национальные традиции.
Интерьер торгового зала магазина должен отвечать эсте- тическим и эргономическим требованиям. Фактор эргономики должен учитываться при организации основных функциональ- ных зон, при расстановке и конструировании основных элемен- тов интерьера торгового зала, выборе размеров оборудования. В интерьерах торговых залов должна широко исполь- зоваться реклама, информирующая о наличии товаров, бли- жайшем их поступлении, расположении торговых отделов,
мест отдыха, стола находок и т. п.