Тара представляет собой обширную номенклатуру изде- лий, используемых для размещения товаров. Эти изделия су- щественно отличаются друг от друга, поэтому и классифици- руют тару по достаточно широкому кругу признаков, основ- ные из которых следующие:
• функции, выполняемые в процессе товарного обра-
щения;
• назначение;
• принадлежность;
• кратность использования;
• материал изготовления;
• конструкция и метод изготовления;
• устойчивость к внешним механическим воздействиям;
• качество.
По функциям, выполняемым в процессе товарного обра- щения, тару подразделяют на транспортную, цеховую, потре- бительскую и тару-оборудование.
Транспортная (внешняя) тара применяется для транс- портирования и хранения товаров. К ней относят ящики, боч- ки, мешки и т. д.
Цеховая тара предназначена для группировки това- ров внутри предприятия (лотки и ящики специальной кон- струкции).
Потребительская (внутренняя) тара поступает к по- требителю с продукцией и не представляет собой самостоя- тельной транспортной единицы. Стоимость потребительской тары (пакетов, коробок, туб, банок и т. п.), как правило, вклю- чается в стоимость товара. Она должна быть удобной, деше- вой, легкой, красочно оформленной. Ее оформление долж- но нести большую рекламную и информационную нагрузку.
Одной из разновидностей потребительской тары являет- ся подарочная тара, художественно-конструкторское испол- нение которой должно подчеркивать назначение продукции (товара) как подарка, сувенира.
Тара-оборудование — это устройство, предназначенное для транспортирования, временного хранения, выкладки и продажи товаров.
По назначению выделяют универсальную и специализи- рованную тару. Универсальная тара может быть использована для затаривания различных товаров, специализированная — только для определенных товаров.
|
В зависимости от принадлежности следует различать тару общего и индивидуального пользования. Тара общего пользования может применяться различными предприятиями и организациями. К таре индивидуального пользования от- носится инвентарная тара, изготовляемая по специальному заказу для централизованной доставки товаров на рознич- ные торговые предприятия. Она является собственностью предприятий промышленности или оптовых торговых пред- приятий.
По кратности использования тара бывает на многообо- ротной, возвратной и разового использования.
Многооборотная тара предназначена для многократного использования при поставках продукции. Сюда относятся ящики, бочки, фляги, мешки и другая транспортная тара.
К возвратной таре относится тара, бывшая в употре- блении, которую целесообразно использовать повторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке.
Разовая тара предназначена для однократного ис- пользования при поставках продукции. Это коробки из-под конфет, спичек, папирос и другая потребительская, а также транспортная тара, которая после ее использования подлежит утилизации.
В зависимости от материала изготовления тару подраз- деляют на деревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную.
Деревянная тара широко распространена в обращении. Ее изготовляют из древесины различных пород. К этой группе относят ящики, бочки, барабаны и корзины.
|
Ящики бывают дощатые, фанерные и комбинированные. Конструктивными элементами ящиков являются: дно, две го- ловки, две боковины и крышка. Для упаковки промышленных и продовольственных товаров используют плотно сколочен- ные ящики; для овощей, фруктов, винно-водочных изделий — решетчатые. В соответствии со стандартами выпускается не- сколько видов дощатых и фанерных ящиков для продукции рыбной промышленности, кондитерских изделий, консервов, овощей и фруктов, а также других продовольственных то- варов, продукции легкой промышленности и других непро- довольственных товаров. Различаются они между собой по размерам, назначению, объему древесины, пошедшей на из- готовление деталей ящиков, и по другим признакам. Бывают неразборные, разборные и складные ящики. Вместимость их может составлять до 200 кг продукции.
Деревянные бочки изготовляют из древесины различных
пород. Состоят они из клепок, днищ и обручей. Из клепок и днища собирают остов бочки. На конце клепок имеются уто- ры (пазы), в которые вставляют дно. Остов бочки с наружной стороны обтянут симметрично расположенными обручами.
Различают бочки заливные и сухотарные. В заливные бочки затаривают рыбу в тузлуке, пиво, вина и другие жидкие продук- ты, в сухотарные бочки — сухие молочные продукты, яичный порошок, сухую краску, замазку и т. п. В днище заливных бочек имеется отверстие для заливки рассола, тузлука и т. п.
Деревянные бочки выпускают различной вместимости. Например, соки, морсы, коньяки и коньячный спирт, вина затаривают в бочки вместимостью от 50 до 600 л; рыбную и плодоовощную продукцию, топленое масло, маргарин — от 15 до 250 л.
|
Сыпучие и пастообразные товары затаривают в фанер- ные барабаны вместимостью от 10 до 100 л.
Для сбора, хранения и транспортирования овощей, фрук- тов, рыбы и некоторых других продуктов используют прутя- ные и драночные корзины.
Тара может быть изготовлена из шпона с прослойками эластичной резины. Производство тары из такого материала (резофана) позволяет значительно уменьшить ее собственный вес без снижения показателей прочности и влагостойкости, характерных для деревянной тары.
К картонной таре относят коробки и ящики. Коробки изготовляют из прессованного картона, ящики — из прессо- ванного и гофрированного. Картонная тара легче деревянной в 2,5–4 раза на единицу затаренной продукции. Для ее изго- товления требуется в несколько раз меньше древесной массы. Сырьем для ее изготовления могут служить отходы деловой древесины. Производство картонной тары и процесс ее зата- ривания легче механизировать. В связи с этим картонная тара все шире применяется для затаривания как промышленных, так и продовольственных товаров.
В зависимости от назначения, конструкции, размеров и некоторых других признаков картонные ящики подраз- деляются более чем на 10 типов (для кондитерских изделий, для продукции мясной и молочной промышленности и т. д.).
Для затаривания сыпучих товаров используется бу- мажная тара. К ней относятся бумажные мешки и пакеты. Мешки подразделяют на битумированные (крафт-мешки), дублированные и влагопрочные. Битумированные мешки пропитывают специальными растворами. По способу изготов- ления их подразделяют на склеенные и сшитые, с открытой и закрытой горловиной. Для изготовления пакетов используют специальную упаковочную бумагу.
Текстильная тара в основном представлена тканевыми и сетчатыми мешками, паковочными тканями. Мешки изго- товляют из льняных, полульняных, льноджутовых, льноке- нафных, льноджутокенафных и других тканей, а также из сетки или гардинного полотна. В зависимости от назначения их классифицируют на мешки сетчатые из-под картофеля и овощей, мешки тканевые из-под сахара и мешки ткане- вые из-под хлебопродуктов и семян сельскохозяйственных культур. Как правило, мешки выпускаются вместимостью 50 и 100 кг.
Паковочная ткань (хлопчатобумажная или льняная) ис- пользуется для упаковки тканей, швейных, трикотажных и ковровых изделий, а также других товаров.
Транспортирование и хранение жидких, летучих, огнео- пасных и других товаров осуществляется в металлической таре, к которой относятся бочки, баллоны, барабаны, фляги, банки и канистры. Для их изготовления используют листовую сталь, специальную жесть, алюминий. Внутреннюю поверх- ность металлической тары покрывают специальными лаками или нейтральными металлами, для того чтобы предотвратить ее взаимодействие с пищевыми продуктами.
Стеклянная тара используется для затаривания жид- ких товаров (молока и молочных продуктов, винно-водочных изделий и других продовольственных и промышленных то- варов). В зависимости от формы и объема различают банки, бутылки, баллоны (бутыли) и флаконы. Товары, упакованные в стеклянную тару, необходимо перевозить и хранить в жест- кой транспортной таре и мягких упаковочных материалах.
Керамическая тара находит ограниченное применение. В основном она используется для затаривания некоторых ликеро-водочных изделий.
Полимерная тара получает все более широкое рас- пространение. Она изготавливается из синтетических мате- риалов, которые обладают прочностью, легкостью и хорошо защищают товары от внешних влияний. Она объединяет до- статочно разнообразный ассортимент как потребительской, так и транспортной тары. Сюда относятся банки, бутылки, канистры, тубы, коробки, пакеты, ящики и т. п.
Комбинированная тара получается путем сочетания различных материалов при ее изготовлении. Так, путем ком- бинации полимерных материалов с бумагой, фольгой, тканью можно получить прочную и красочную упаковку.
По конструкции тару подразделяют на разборную, не- разборную, складную, разборно-складную, со съемными де- талями, а по методам изготовления — на литую, штампован- ную, бондарную, клееную, тару, изготовленную литьем под давлением и др.
В зависимости от устойчивости к внешним механическим воздействиям различают жесткую (деревянные и метал- лические ящики и бочки, стеклянная тара), полужесткую (картонные ящики и корзины) и мягкую (мешки, паковочные ткани и т. п.) тару.
Одним из признаков классификации тары является ее качество. Например, в зависимости от качества выделяют три категории тканевых мешков, две категории деревянных ящиков и т. д.