Оптовое звено торговли представлено оптовыми торго- выми предприятиями, осуществляющими куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также ока- зывающими услуги по организации оптового оборота товаров. Проводимая в стране структурная политика развития опто- вой торговли долговременной целью ставит обеспечение ры- ночного разнообразия структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность, что позволит наполнить потребитель- ский рынок товарами, создаст условия для беспрепятствен- ного их продвижения по каналам распределения, активиза- ции отечественных товаропроизводителей.
В настоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных организационно- правовых форм и форм собственности.
В зависимости от масштабов их деятельности выделяют два типа организаций оптовой торговли: 1) крупные опто- вые структуры общенационального (федерального) масштаба;
3) оптовые предприятия регионального масштаба.
Оптовые организации общенационального (федерально- го) уровня необходимы, чтобы обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории
или по ряду регионов страны. Такими потребителями могут быть самостоятельные оптовые предприятия, крупные роз- ничные структуры и их объединения, а также предприятия перерабатывающих отраслей промышленности.
Главное целевое назначение данного вида оптовых орга- низаций — сформировать необходимую структуру каналов сбыта для крупных отечественных производителей товаров, а также создать благоприятные условия для выхода на рос- сийский потребительский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежных поставщиков товаров высокого качества.
|
Основным приоритетом функционирования такого типа предприятий является, с одной стороны, защита и поддержка отечественных товаропроизводителей, а с другой — исключе- ние возможности поставки на российский рынок товаров через третьи страны, что приводит к завышению общего уровня цен. Таким образом, оптовые структуры федерального уровня можно рассматривать как внешний контур единой оптовой торговой системы страны, обеспечивающий ее устойчивость. Основу национальной оптовой торговой системы, ее вну- тренний контур, составляют оптовые структуры региональ- ного уровня, представленные прежде всего автономными (не-
зависимыми) оптовыми структурами.
Автономные оптовые структуры самостоятельно опре- деляют зону своего влияния на рынке. Их задачей является при- обретение товаров у оптовых структур федерального уровня и непосредственно у производителей в различных частях страны и доведение этих товаров до предприятий розничной торговли и иных оптовых потребителей в зоне своей деятельности.
Кроме независимых оптовых структур оптовую продажу товаров на региональном уровне осуществляют так называе- мые зависимые оптовые структуры. К ним относятся сбы- товые подразделения местных промышленных предприятий и оптовые структуры крупных розничных организаций.
Сбытовые подразделения (отделы сбыта) специализи- руются на оптовой торговле продукцией своего предприя- тия, а оптовые структуры розничной торговли (распредели- тельные центры) приобретают товары у различных постав- щиков (преимущественно напрямую у производителей) для
|
обеспечения собственных нужд (например, для реализации товаров через собственную сеть магазинов).
Таким образом, основная задача деятельности любых оптовых структур регионального масштаба — обеспечение товарами региональных товарных рынков.
Каждый тип оптовых предприятий может существовать в различных видах. В структуре оптового звена можно выде- лить следующие виды предприятий:
• специализирующиеся на оптовой торговле и осущест- вляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар (так называ- емые независимые оптовые торговцы);
• посреднические оптовые структуры, как правило, не использующие в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар;
• организаторы оптового оборота, не работающие с това- ром, но оказывающие услуги по организации оптового оборо- та товаров.
Независимые оптовые торговцы выполняют самый ши- рокий комплекс операций по обработке товаров, снабжая ими широкий спектр розничных торговых предприятий. Среди данных оптовых торговцев есть как специализирующиеся на отдельных группах товаров, так и работающие с универ- сальным ассортиментом товаров. Они могут предоставлять широкий набор оптовых услуг или быть ориентированы на специфические методы работы по обслуживанию клиентов.
Самостоятельное значение на рынке услуг оптовой торговой деятельности занимают структуры, условно именуемые посред- никами. Это предприятия-брокеры, предприятия — торговые агенты (дистрибьюторы), комиссионеры и т. п. Основным пред- метом их деятельности является информационное обеспечение. Они действуют по поручению клиента и чаще всего за его счет. Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота. Ими являются оптовые яр- марки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы, опто- вые продовольственные рынки. К числу организаторов опто- вого оборота также относят склады гарантийного хранения,
склады-отели, транспортно-экспедиционные предприятия.