Процесс доведения товаров от предприятий-изго- товителей через предприятия оптовой и розничной тор- говли до потребителей называется товародвижением1. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.
На предприятиях торговли завершается процесс круго- оборота средств, вложенных в произведенные предметы по- требления, происходит превращение товарной формы стоимо- сти в денежную и создается экономическая основа для возоб- новления производства товаров. Поэтому рациональная орга- низация процесса товародвижения — одна из важных функ- ций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, бо- лее экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также создавать- ся соответствующая сеть складов и баз.
1 В Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 “Торговля. Термины и определения” товародвижение определено как процесс физического перемещения товаров от произ- водителя в места продажи или потребления.
От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят качество торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной сво- евременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассор- тименте, высокого качества, при минимальных затратах тру- да, материальных средств и времени.
|
Основными звеньями технологической цепи товародвиже- ния являются производственные и сельскохозяйственные пред- приятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.
Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских зве- ньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.
На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следу- ющие группы:
• производственные;
• транспортные;
• социальные;
• торговые.
К числу производственных факторов относят: размеще- ние производства, специализацию производственных пред- приятий, сезонность производства отдельных товаров.
Существенное влияние на процесс товародвижения ока- зывает размещение производства товаров. Приближение про- изводственных предприятий к источникам сырья часто при- водит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, что усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их до- ведение от производства до потребителей.
Не менее важное влияние на организацию товародвиже- ния оказывает специализация производственных предприя-
тий на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Особенно это касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предва- рительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Поэтому специализация производства приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.
|
Производство некоторых товаров народного потребле- ния имеет ярко выраженный сезонный характер, что связа- но с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на про- тяжении года, а это вызывает необходимость внесения соот- ветствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.
К транспортным факторам относятся: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, исполь- зуемые для перевозки товаров, и т. д.
В настоящее время пока еще не все регионы имеют хо- рошо развитую транспортную сеть. Поэтому доставка това- ров в некоторые из них сопряжена с определенными трудно- стями (носит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональные виды транспорта и т. д.). Структура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной организации процесса товародвижения, для чего необходимо наличие соответствующего специализиро- ванного транспорта, транспортных средств различной гру- зовместимости и т. д.
Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: рас- селение населения, уровень денежных доходов населения и т. д. Так, при невысокой плотности населения сложнее ор- ганизовать доставку товаров потребителям, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния, и, как правило, они проходят через
|
большее количество звеньев.
На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.
На процесс товародвижения влияют следующие торго- вые факторы: размеры, специализация и размещение пред- приятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения роз- ничной торговой сети.
В значительной степени процесс товародвижения зави- сит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене. Создание осо- бых условий в процессе товародвижения требуется для ско- ропортящихся продуктов.
По-разному будет протекать процесс товародвижения в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети.