торгово-технологическим процессом в магазине




Торгово-технологический процесс в магазине состоит из периодически повторяемых операций, в чем проявляется его цикличность. В то же время торгово-технологический процесс может происходить с различной динамичностью и интенсивностью (в течение дня изменяется интенсивность покупательских и товарных потоков, расчетных и других операций). Кроме того, отдельные его операции могут проте- кать с отклонениями от заданных величин, что придает всему торгово-технологическому процессу в магазине вероятност- ный характер. Все это происходит под влиянием различных факторов.

Для того чтобы обеспечить рациональное осуществление торгово-технологического процесса в магазине, необходима хорошо продуманная система управления всеми его опера- циями. Это позволит более эффективно использовать поме- щения магазина, торгово-технологическое оборудование, ра- бочую силу и в конечном итоге создать условия для обеспече- ния высокого качества обслуживания покупателей.

Предметами управления в магазине являются товар- ные запасы, ассортимент товаров, товарные и покупатель- ские потоки, трудовой процесс и качество обслуживания по- купателей.


Управление товарными запасами. В магазине должны быть созданы условия, обеспечивающие бесперебойную тор- говлю при минимальных объемах товарных запасов, а также для предотвращения товарных потерь в процессе хранения, внутримагазинного перемещения и продажи товаров. Это до- стигается путем повседневного управления товарными запа- сами. Оно должно быть нацелено прежде всего на предупре- ждение отклонения товарных запасов от определенных для магазина необходимых их размеров. Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров уста- новленным необходимым размерам и принимают меры по их регулированию.

В случае снижения объема запасов выявляют его причи-

ны и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы товаров в магазине превыси- ли необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превыше- ния, из которых наиболее вероятными могут быть:

• снижение покупательского спроса под влиянием изме-

нения моды, роста цен, появления новых, более совершенных товаров и т. д.;

• просчеты работников магазина при определении по-

требностей в товарах;

• низкое качество поставляемых товаров;

• несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.

После выявления причин завышения фактических за- пасов товаров следует принять меры по ускорению реали- зации этих товаров, а также ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаров можно путем более активно- го их рекламирования или организации ярмарок-распродаж в других населенных пунктах. Излишки завезенных товаров могут быть также возвращены на склад оптовой базы.

Поскольку на розничных торговых предприятиях скон- центрирована основная часть товаров, то от уровня управ-


ления ими в магазине в значительной степени зависит това- роснабжение населения. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием товар- ных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседнев- ный контроль за условиями хранения товаров.

Управление ассортиментом товаров. Оно предусматрива- ет систематический контроль за соблюдением в магазине обя- зательного ассортиментного перечня товаров, своевременное внесение предложений по его изменению. В его задачи входит обеспечение достаточной полноты ассортимента в пределах товарных групп, его устойчивости и комплексности предло- жения. Управление ассортиментом товаров тесно связано с управлением товарными запасами.

Для регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине применяют следующие методы:

• разработку технологических карт размещения ассор-

тимента товаров в торговом зале;

• определение соответствия фактического ассортимента товаров установленному обязательному ассортиментному перечню и выявление причин отклонений;

• разработку и принятие решений, направленных на со- вершенствование ассортимента товаров.

Управление товарными потоками. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работ- ников магазина и сократить затраты времени на пополнение товарных запасов в торговом зале. Оно должно основывать- ся на соблюдении следующих принципов:

• достижение максимальной прямоточности внутрима-

газинного перемещения товаров;

• обеспечение минимального объема грузооборота;

• недопущение пересечения товарных и покупательских потоков;

• применение средств механизации на основе пакетиро- вания грузов и широкое использование тары-оборудования. Управление товарными потоками осуществляется на основе специальных технологических карт. При их разработке учитывают расположение помещений (зон) магазина и их вза-


имосвязь, размещение товаров в торговом зале, их оборачи- ваемость, обратные потоки тары и упаковки из торгового зала до мест их хранения, направления покупательских потоков. Управление покупательскими потоками занимает цен- тральное место в общей системе управления торгово-техно- логическим процессом в магазине. От него во многом зависят комфортные условия, создаваемые для покупателей в мага- зине, скорость обслуживания покупателей и пропускная спо- собность магазина. Оно предусматривает равномерное рас- пределение покупателей в торговом зале и создание условий

для их свободного перемещения, выбора и оплаты товаров.

Управление потоками покупателей предполагает анализ их интенсивности по часам и дням работы магазина, расстанов- ку персонала магазина с учетом их интенсивности, четкую вну- тримагазинную информацию, обеспечение размещения това- ров в торговом зале с учетом равномерного распределения по- купательских потоков и т. д. В регулировании потоков покупа- телей существенную роль играют контрольно-кассовые узлы магазина, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечивается рациональным выбором типа контрольно-кассовых машин, правильным определением по- требности в них, квалификацией контролеров-кассиров и т. д. Управление процессом обслуживания покупателей. Оно находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине, организации труда торговых работников, соблюдением ими правил прода- жи товаров и требований культуры торговли. Поэтому следу- ет систематически изучать мнение покупателей об использу- емых в магазине методах продажи товаров, ассортименте ре- ализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателям, и т. д. На основе этого принимают дополнитель- ные меры по улучшению торгового обслуживания населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: