Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1 Качество и безопасность как основные свойства продукции.. 7
1.1 СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВО». 7
1.2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯФОРМ И МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА 13
1.3 НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.. 16
1.4 ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМУПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В РАЗНЫХ СТРАНАХ.. 20
1.5 ОСНОВОПОЛОЖНИКИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ... 27
1.6 ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА.. 34
1.7 СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА 35
1.8 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ.. 41
1.9 СТАНДАРТЫИСО СЕРИИ 9000. 45
1.10 СИСТЕМЫОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ НАССР И GMP.. 48
Семинар «Опыт формирования систем управления качеством в разных странах» 58
Семинар «Стандарты ИСО серии 9000». 59
Практическая работа № 1. Разработка системы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции НАССР (на примере зерноперерабатывающих предприятий) 59
Контрольные вопросы.. 59
Тестовые задания. 60
2 ВСЕОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА – TQM... 64
2.1 ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ.. 67
2.2 ЛИДЕРСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ.. 69
2.3 ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА.. 70
2.4 ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД.. 72
2.5 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.. 75
2.6 ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ.. 76
2.7 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ФАКТАХ.. 77
2.8 ПОСТРОЕНИЕ ВЗАИМОВЫГОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПОСТАВЩИКОМ... 77
Семинар «Всеобщий менеджмент качества – TQM» (2ч.) 78
Контрольные вопросы.. 78
Тестовые задания. 78
3 Система менеджмента качества.. 80
3.1 ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СМК.. 81
3.2 ТИПЫОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.. 85
3.3 УПРАВЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.. 88
3.4 ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ СМК.. 90
|
3.5 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ,УТВЕРЖДЕНИЯ ДОКУМЕНТИРОВАННЫХ ПРОЦЕДУР, ИХ ВНЕДРЕНИЕ И ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ 96
3.6 УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ СМК.. 98
3.7 УПРАВЛЕНИЕ ЗАПИСЯМИ КАЧЕСТВА.. 99
3.8 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА.. 101
3.9 МЕНЕДЖМЕНТ РЕСУРСОВ.. 105
3.10 ПРОЦЕССЫЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ.. 109
3.11 ИЗМЕРЕНИЯ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СМК.. 127
3.12 АУДИТ СИСТЕМЫМЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА.. 139
3.12.1. ВНУТРЕННИЙ АУДИТ СИСТЕМЫМЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА.. 140
3.12.2. ВНЕШНИЙ АУДИТ СИСТЕМЫМЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА.. 146
Практическая работа № 2 «Подготовка к разработке СМК. Цели, политика» (2ч.) 155
Практическая работа № 3 «Создание комплекса документации СМК (на примере зерноперерабатывающего предприятия)».(6ч.) 155
Контрольные вопросы.. 156
Тестовые задания. 156
4 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ.. 161
4.1 ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА.. 161
4.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО.. 163
4.3 КОНТРОЛЬ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА.. 165
4.4 МЕТОДЫИ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА.. 167
4.5 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫКОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА.. 172
4.6 КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА 175
Практическая работа № 4 «Квалиметрическая оценка показателей качества зерна» (4ч.) 179
Практическая работа №5 «Управление качеством по циклу Деминга». 181
Контрольные вопросы.. 184
Тестовые задания. 184
5 ИНСТРУМЕНТЫУПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ... 188
5.1 Семь основных инструментов контроля качества. 195
5.2 Методы административного управления. “Семь новых инструментов контроля качества”. 209
Практическая работа №6 «Построение причинно-следственной диаграммы». 214
Практическая работа №7 «Статистический анализ факторов по диаграмме Парето» 220
|
Практическая работа № 8. Определение цены методом балльных оценок. 225
Практическая работа № 9. Оценка поставщиков. 226
Практическая работа № 10. Контрольные карты.. 228
Практическая работа № 11. Анализ качества продукции.. 229
Контрольные вопросы.. 230
Тестовые задания. 231
6 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫУПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОТРАСЛЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.. 233
6.1 СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО.. 234
6.2 СВЯЗЬ ЗАТРАТ И УРОВНЯ КАЧЕСТВА.. 241
6.3 ОЦЕНКА ВЕЛИЧИНЫИ СТРУКТУРЫЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО.. 243
6.4 МЕТОДЫАНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО.. 245
6.5 МЕТОДЫСРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ.. 253
6.6 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БРАКА.. 256
Практическая работа №12 «Анализ затрат на качество». 261
Практическая работа №13 «Построение ранжированного ряда конкурентоспособной продукции по критерию качества». 264
Практическая работа №14 «Методы анализа затрат на качество продукции». 266
Контрольные вопросы.. 267
Тестовые задания. 267
Вопросы для подготовки к экзамену.. 269
Приложения.. 273
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей современных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности является обеспечение стабильности качества и безопасности продукции. Решение этой задачи позволит отечественным продовольственным товарам быть конкурентоспособными.
Качество - многогранное, многомерное понятие. Оно применяется практически во всех сферах деятельности человека и находится под воздействием разнообразных факторов внутренней и внешней среды. Степень осознания и понимания человеком сущности «качества» определяют:
|
Ø мировоззренческие ориентиры личности, ее нравственные ценности;
Ø социальные условия;
Ø удовлетворенность человека условиями жизни, деятельности, творчества;
Ø уровень развития технологии, когда высока значимость качества материалов, технологий, персонала в получении конечного продукта, удовлетворяющего требованиям потребителя.
Управление качеством в настоящее время становится ключевым фактором корпоративного менеджмента.
В своем развитии управление качеством прошло несколько значительных этапов: контроль качества; управление качеством; обеспечение качества; всеобщее управление качеством. И если на первоначальном этапе использовались методы, позволяющие проконтролировать качество изготовленной продукции, то в эпоху всеобщего управления качеством реализуются методы, позволяющие постоянно улучшать все направления деятельности предприятия с целью удовлетворения и предвосхищения ожиданий потребителей.
Всеобщее управление качеством (TQM - Totalqualitymanagement) - современная концепция управления качеством, вобравшая в себя многолетний опыт успешного развития конкурентоспособности компаний.
Основные принципы концепции TQM изложены в стандартах ISO серии 9000, которые подготовлены Техническим комитетом 176 Международной организации по стандартизации (InternationalOrganizationforStandardization - ISO или ИСО).
Современная терминологическая практика по управлению качеством представлена в ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Основным понятием в данной сфере является менеджмент качества.
Менеджмент качества - это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Содержание этого понятия определяют:
Ø четко сформулированная идея о том, что предприятие - это открытая система, которая приспосабливается к своей многообразной внешней и внутренней сфере, и главные причины того, что происходит на предприятии, следует искать вне его;
Ø понимание предприятия как социотехнической системы, рассматриваемой в единстве ее основных компонентов: социального (люди) и технического (цели, задачи, структура, технологии);
Ø осознание того, что корпоративная культура является мощным инструментом управления предприятием.
Менеджмент качества включает следующие направления:
Управление качеством - предупредительная, надзорная и корректирующая деятельность, нацеленная на выполнение требований к качеству. Управляют качеством руководители среднего звена и специалисты, а не высшее руководство предприятия.
Планирование качества - установление целей в области качества, определение необходимых операционных процессов жизненного цикла продукции и соответствующих ресурсов для достижения целей в области качества.
Обеспечение качества - создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены. Эта уверенность должна присутствовать как внутри предприятия, так и вне его - у потребителей и полномочных органов.
Улучшение качества - увеличение способности выполнить требования к качеству. Под требованиями понимается потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Улучшению качества способствуют мероприятия, предпринимаемые с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды, как для предприятия, так и для потребителей его продукции (услуг).
Концепция TQM включает идеи и принципы системы менеджмента качества, построение которой осуществляется в соответствии с требованиями стандарта ИСО серии 9000 (ГОСТ Р ИСО серии 9000 - российская версия).
В пищевой и перерабатывающей промышленности к понятию «качество» добавляется обязательное условие «безопасность». Современное представление о безопасности пищевой продукции отражено в системе НАССР, которая официально признана в рамках Европейского Союза и международной комиссией CodexAlimentarius («Кодекс Алиментариус») - главным законодателем в области пищевых продуктов.
НАССР (HazardAnalysisandCriticalControlPointSystem) - это система критических контрольных точек и анализа рисков. Она является важнейшим инструментом в решении проблемы безопасности и сохранности продовольствия.
Актуальным для современных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности является также применение GMP (GoodManufacturingPractices) - системы гигиены и санитарии.
Таким образом, целью курса «Управление качеством на рынке зерна» является формирование у студентов научного представления о менеджменте качества на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, связанных, в частности с хранением и переработкой зерна.
Освоение данного курса должно помочь будущим специалистам в области управления качеством на рынке зерна:
Ø в разработке стратегии организации при формировании политики в области качества;
Ø оценке конкурентоспособности продукта;
Ø ведении необходимой документации по созданию систем менеджмента качества и контролю эффективности СМК;
Ø реализации процессного подхода.
В условиях формирования на предприятиях философии TQM соответствующие знания персонала играют определяющую роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия и стабильности качества выпускаемой продукции.
Качество и безопасность как основные свойства продукции
В решении вопросов интенсификации экономики, повышения эффективности производства, удовлетворения потребностей населения в продуктах питания и лекарственных препаратах вопрос о качестве продукции является ключевым.
Проблема повышения качества актуальна для любой организации, особенно на современном этапе, когда для увеличения эффективности производства все большее значение имеет качество продукции, обеспечивающее ее конкурентоспособность.
Рост технического уровня производства и качества выпускаемой продукции - наиболее характерная черта работы предприятий в промышленно развитых странах.
1.1 СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВО»
Качество – комплексное понятие и сложная категория. Оно имеет множество составляющих, формируется и проявляется в различных аспектах деятельности предприятия под влиянием многочисленных факторов, воздействий, условий и обстоятельств на протяжении всего жизненного цикла продукции, изделия, начиная с этапов, предшествующих производству (разработка), и заканчивая послепродажными (потребление, утилизация, уничтожение).
Существуют различные подходы к пониманию сущности «качества».
Ø Субстрактный - качество рассматривается как соответствие или подобие основным водным стихиям (огонь, вода, земля, воздух). Характерно для древних культур.
Ø Предметный - связано с развитием производственной деятельности, формированием научных и технических дисциплин. Сводится к рассмотрению вещей и их свойств.
Ø Системный - связано с рассмотрением объектов научной и практической деятельности как различных систем. Качество при этом рассматривается как часть системы.
Ø Функциональный - характеристики качества определяются количественными показателями.
Ø Интегральный - синтетический, целостный охват всех сторон и факторов качества.
Каждому подходу соответствует своя трактовка понятия «качество». При всем их многообразии можно выделить два основных определения качества:
Ø качество - это объективная определенность какого-либо объекта;
Ø качество - это совокупность свойств данного конкретного объекта, благодаря которой он отличается от других объектов или схож с ними.
В современной теории управления качеством типы качества различают:
Ø по форме проявления - качество как внешняя определенность (раскрывается через совокупность свойств) и качество как внутренняя определенность (выражает целостность предмета и его сущностные характеристики);
Ø по природе носителей качества - природное качество, в основе которого лежат свойства самой природы; социальное, обусловленное особенностями социальных отношений; духовное, характеризующее духовный мир ценностей;
Ø по подходу к исследованию - функциональное качество (специализация, назначение); системное качество (при рассмотрении природных, социальных и духовных явлений).
Таким образом, качество отражает все многообразие свойств предметов и явлений, которые находятся в постоянном движении, подвержены изменениям.
В международном стандарте ИСО 8402:1994 «качество» формулируется как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Государственный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь", являющийся русскоязычной версией международного стандарта ИСО 9000:2000, определяет качество как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. Это требования пяти заинтересованных сторон: клиентов, акционеров, поставщиков компании, сотрудников компании, государства и общества.
Другими словами, качество - это совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
В зависимости от того, в какой сфере осуществляют свою деятельность предприятие, организация (производственной или непроизводственной), результатом процессов производства, трудовой, хозяйственной деятельности могут выступать продукция, услуги, работы.
Продукция - совокупность материальных ценностей, существенный, материальный результат производственной, хозяйственной, трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, придающими способность удовлетворять определенные потребности.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" определяет продукцию как результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, продукция является обобщенным материальным понятием и включает четыре общие категории: услуги, программные средства, технические средства, перерабатываемые материалы. Многие виды продукции содержат элементы, относящиеся сразу к нескольким из перечисленных категорий, поэтому отнесение продукции к той или иной из них будет зависеть от преобладающего элемента.
Пищевая промышленность объединяет четыре крупные группы отраслей: мясную и молочную, рыбную, мукомольно-крупяную, пищевкусовую. В свою очередь, эти группы включают более 40 специализированных отраслей, подотраслей, отдельных производств, поэтому продукция, вырабатываемая на предприятиях пищевой промышленности, представлена широким разнообразием видов. Таким образом, категория качества продукции применительно к пищевым производствам обладает определенной спецификой, обусловленной потребительским назначением продукции, характером используемого сырья и материально-технической базы, применяемой технологией.
Термин процесс обозначает совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующую входы в выходы. Для их осуществления необходимы определенная методология, ресурсы различных видов (сырьевые, кадровые, финансовые), оборудование, техника, технология.
Услуга является результатом взаимодействия исполнителя и его средств труда с заказчиком (потребителем услуги) по поводу удовлетворения потребностей последнего. Она, как правило, нематериальна. Примерами услуг могут служить образовательные, медицинские, транспортные, информационные, консультационные, коммуникационные и др.
Работами называют услуги производственного характера. К ним относят ремонт, отделку зданий и помещений, проводку и прокладку коммуникаций, монтаж и установку оборудования, земляные, строительные, проходческие работы и др.
Результаты процессов производственно-хозяйственной деятельности подразделяются на овеществленные (обладающие вещественной формой) и неовеществленные (не обладающие вещественной формой). К овеществленным результатам относятся товары, продукты, изделия. К неовеществленным - услуги, работы, энергия, результаты и продукты интеллектуальной деятельности (информация, ноу-хау, компьютерные программы).
Свойство продукции - объективная особенность, которая проявляется при ее создании, эксплуатации или потреблении.
Термин эксплуатация применяется к продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс. Это относится к основным производственным фондам (зданиям, сооружениям, машинам, технологическому оборудованию), технической продукции, находящейся в личном пользовании (бытовой технике, автомобилям, компьютерам), которые многократно используются в течение срока службы, не изменяя при этом своей материально-вещественной формы.
Термин потребление применяется к продукции, которая расходуется при использовании. Это относится к сырью, материалам, используемым в производстве, а также к предметам потребления (пищевые, парфюмерно-косметические продукты), которые в процессе однократного использования, применения изменяют свою материально-вещественную форму, расходуются.
Среди множества аспектов, определяющих категорию качества, выделяют пять основных: философский, технический, экономический, правовой, социальный.
В философском аспекте качество есть то, что присуще данному предмету, его существенная определенность, в силу которой он является данным, а не иным предметом. Своим особым качеством обладают все предметы и явления, что позволяет распознавать, определять, разграничивать их и отличать друг от друга.
Каждый предмет отличается от других своеобразными, только ему присущими особенностями и свойствами, в которых и проявляется качество. Свойство характеризует вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Например, признаки зерна пшеницы - натура, влажность, засоренность, содержание клейковины, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в совокупности - его качеством. Поэтому качество не сводится к отдельным свойствам предмета, а связано с ним как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него.
Наряду с качественной стороной все предметы обладают и количественной. Количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств. Как правило, количество имеет численное выражение: величину, объем, размеры, вес, темп протекания процессов, интенсивность цвета и т.
Различия между предметами, не подобными друг другу, носят качественный характер, различия между подобными предметами - количественный.
Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Однако между ними есть и различия.
Количественные изменения носят относительно медленный, незаметный, непрерывный характер. Они не затрагивают самого качества предмета, а выступают как процесс увеличения или уменьшения существующего.
Качественные превращения носят коренной характер, они прерывны, скачкообразны, представляют собой относительно быстрые изменения качества предмета и обусловливают в определенный момент или период времени превращение старого качества в новое.
Технический аспект обусловлен необходимостью изучения закономерностей формирования и проявления свойств предметов с инженерно-технической точки зрения (например, биологических, физических, химических, механических и др.). С этих позиций качество исследуется в сопоставлении совокупности свойств исследуемого объекта с соответствующей совокупностью свойств аналогичного объекта, принимаемого за базис, норматив, эталон.
В экономическом аспекте качество исследуется в разрезе соответствия совокупности полезных, ценностных свойств продукции и ее стоимостных характеристик потребностям. От степени, полноты их удовлетворения, полезности данного продукта как набора определенных потребительских свойств будут зависеть стоимостная оценка изделия покупателем, его коммерческая привлекательность для предприятия с учетом платежеспособного спроса, объемы производства и реализации продукции, а следовательно, и величина прибыли.
Отсюда следует важный вывод о том, что с экономической точки зрения отнюдь не всякое высокое качество есть благо и самоцель. Нужно еще знать, какие затраты будут понесены на его достижение и насколько качество будет соответствовать потребностям. Иными словами, важно, будет ли востребован определенный уровень качества при соответствующих затратах на его обеспечение, так как достижение более высокого уровня качества может потребовать от производителя дополнительных затрат и привести к удорожанию продукта. Слишком высокий уровень качества, "сверхнабор" качественных свойств изделия, как правило, сопровождается очень высокой ценой, что делает его недоступным для массового потребителя. Покупатель, несмотря на высокую степень ценности такого изделия, не проголосует за него своим кошельком, так как с учетом стоимостной составляющей сочтет эту ценность чрезмерной, избыточной.
Правовой аспект категории качества проявляется в установлении соответствия совокупности свойств продукции требованиям нормативных документов (технических регламентов, стандартов). Этот аспект относится также к порядку разработки нормативно-технической документации, ее утверждения, внедрения, выполнения, учета.
Кроме того, с правовой точки зрения не может идти речи о высоком качестве продукции, если она производится с нарушением прав интеллектуальной собственности или незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности (технологий, ноу-хау, компьютерного программного обеспечения, изобретений и т.п.). Вопросы охраны авторских прав, патентной чистоты и защиты, лицензионных и иных разрешительных процедур имеют важное значение в рамках правового аспекта современного понимания категории качества.
Социальный аспект связан с изучением восприятия и отношения потенциальных или фактических потребителей к продукции (услуге), их мнений и отзывов.
Исследование качества в этом аспекте является важной составляющей маркетинговой политики, так как качественные свойства, закладываемые в то или иное изделие, могут зависеть от изменений спроса и предложения, уровня реальных доходов населения и его покупательной способности, демографических факторов (пол, возраст, уровень образования), культурных, религиозных и бытовых традиций, устоев, обычаев.
Для изучения качества в социальном аспекте применяются методы и приемы исследования, характерные для социологии, – опросы, анкетирование.
В основе современных исследований проблемы качества в ее глобальном масштабе лежит философское понимание сущности качества. На практике представления о качестве всегда связаны с потребностями как отдельного человека, так и общества в целом. Объективные свойства продукции становятся полезными только в том случае, если возникает потребность в их использовании. Продукция и ее качество не существуют вне потребностей.
Одно из общих свойств потребностей - способность побуждать человека, людей, общество к действию по их удовлетворению.
Потребности всегда конкретны, персонифицированы. Нельзя удовлетворить потребности вообще. Если качество, т. е. сумма свойств конкретной продукции, способно удовлетворить потребность конкретного потребителя, то такая продукция конкурентоспособна.
Потребности могут быть обусловленными (существующие в реальной жизни, на практике) и предполагаемыми (прогнозируемые). Прогноз потребностей является основанием для дальнейших маркетинговых исследовании, планирования производства, формулирования политики предприятия в области качества.
Классификацию потребностей и взаимосвязей между ними предложил Абрахам Маслоу, построив своеобразную иерархию (рис. 1). Согласно А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека:
1. Основные, или физиологические, потребности - в пище, одежде, жилище, отдыхе, которые определяются биологической природой человека.
2. Потребности в безопасности как гарантия удовлетворения физиологических потребностей.
3. Социальные потребности - общение, взаимоотношения, дружба, любовь.
4. Потребности признания - статус, престиж, уважение, самоуважение, уверенность в себе, свобода.
5. Потребности развития - самосовершенствование, полная реализация личностного потенциала, творчество.
Физиологические потребности и потребность в безопасности - это потребности низшего уровня, которые служат основой для удовлетворения потребностей высшего порядка, т. е. социальных. При этом потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока не удовлетворены (хотя бы частично) потребности низшего уровня. Потребности, в свою очередь, влияют на качество.
1.2
Рисунок 1 – Иерархия потребностей по А.Маслоу. |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯФОРМ И МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
Подходы к обеспечению качества менялись и совершенствовались вместе с изменением и развитием промышленности.
Этап ремесленного производства. На данном этапе мелкого товарного производства отдельный ремесленник сам определял потребность в продукции, решал все вопросы, связанные с ее производством и реализацией; самостоятельно нес полную ответственность за качество продукции. В наши дни такой подход сохранился на малых предприятиях с индивидуальной трудовой деятельностью.
Этап мануфактурного производства. С возникновением разделения труда происходит разделение ответственности за качество внутри производства. Политику в области качества определяет руководитель цеха; содержание и последовательность технологических операций - мастер. Он же осуществляет надзор и контроль, несет ответственность за качество выпускаемой продукции. Рабочие же должны следовать указаниям мастера и нести ответственность за выполнение операций.
Этап возникновения серийного производства. По мере углубления разделения труда контроль качества приобретает все большее значение. На предприятиях для выполнения этой функции создаются специальные подразделения. Появляется новая профессия - контролер, который отвечает за качество продукции.
На данном этапе была разработана система контроля качества изделий, основанная на проверке каждой детали. Дефектная продукция отбраковывалась, чтобы не допустить поступления брака к потребителю. Отбраковка, как способ обеспечения качества, стала широко применяться с появлением конвейерного производства. Для увеличения производительности и качества работы контролеров были изобретены проходные и непроходные калибры, внедрены системы обучения работе с измерительным и контрольным оборудованием. Создавались специальные отделы технического контроля (ОТК), вводились штрафы за дефектную продукцию.
Возникновение серийного производства и применение конвейеров, резко увеличивших производительность труда, потребовало дальнейшего совершенствования методов управления и контроля качества. В работах Фредерика Тейлора «Основы научного управления предприятием» (1896 г.) и «Управление фабрикой» (1911 г.) впервые были сформулированы научные основы управления производством, для которого характерна система функционального управления. Предложенная Ф. Тейлором концепция научного менеджмента включала системный подход, кадровый менеджмент, идею разделения ответственности между работниками и управленцами в обеспечении качественной и эффективной работы организации, идею научного нормирования труда.
Дальнейшее развитие идеи Ф. Тейлора получили в работах Харринггона Эммерсона, который обосновал принципы производительности. Многие из них не потеряли актуальности в настоящее время и вошли в идеологию всеобщего управления качеством TQM (TotalQualityManagement). По Эммерсону производительность, в частности, зависит:
Ø от правильно выбранных и поставленных целей;
Ø устранения потерь путем углубленного изучения сущности процесса;
Ø оперативного получения руководителем компетентной информации;
Ø правильного подбора кадров и обеспечения дисциплины работников;
Ø организации предупредительного контроля за ходом производства.
Однако интенсивное развитие производства и возрастание его объемов привели к тому, что доля контролеров качества достигла 40-50 % в общей численности персонала предприятия, а расходы на операции контроля стали ощутимыми в себестоимости изделий.
Современное производство. Следующий этап развития способов обеспечения качества охарактеризовался введением статистических методов контроля качества. Начало было положено в 30-40-е гг. XX в. В. Шухартом, разработавшим контрольные карты. Его идеи были развиты X. Доджем и X. Ромигом, которые внедрили основные понятия и таблицы приемочного контроля.
Контрольная карта Шухарта позволяла оперативно следить за ходом технологического процесса и выявлять на фоне естественной вариации результатов процесса неслучайные тенденции его изменения. В процессе производства рабочие наносили значения параметров технологического процесса на диаграмму. Предварительно обозначенные на диаграмме верхняя и нижняя границы допустимых отклонений параметров технологического процесса давали возможность рабочим и операторам фиксировать моменты, когда во избежание возникновения дефектов следовало вмешаться в процесс производства, внести корректировки. Статистические методы позволяли с заданной вероятностью оценить качество изделий на основе принципов выборочного контроля и способствовали повышению эффективности контролирующих операций путем снижения затрат времени, оборудования, человеческих и других ресурсов.
Главным в это время становится следующее правило: потребитель должен получать только годные изделия, соответствующие нормативным документам. Отбраковка сохраняется, но основные усилия по обеспечению контроля качества сосредоточиваются на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий.
Однако каждый производственный процесс имеет установленный предел выхода годных изделий, и этот предел зависит от системы, в которой данный процесс протекает, т. е. от деятельности предприятия в целом, организации труда и управления на данном производстве.
В 1950-е гг. А. Фейгенбаум предложил комплексный подход к управлению качеством. Эту идею он изложил в книге «Всеобщее управление качеством». Суть концепции в том, что повышение качества должно базироваться не только на улучшении производственных процессов, а на совершенствовании системы в целом. Комплексный подход к управлению качеством по Фейгенбауму основывается:
Ø на непосредственном участии высшего руководства компании в проблемах качества;
Ø обучении всех сотрудников компании сверху донизу основным методам обеспечения качества;
Ø мотивации сотрудников к высококачественному труду.
Постепенно на смену системам оценки качества «недопущение брака к потребителю» и «увеличение выхода годных изделий» пришла система «ноль дефектов», идеологом которой является Ф. Кросби. Начало этого этапа принято отсчитывать с 1950 г., когда американские ученые Э. Деминг и Дж. Джу-ран разработали в рамках технической помощи Японии программу, ключевую идею которой можно сформулировать так: «Основа качества продукции - качество труда, то есть такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы».
В середине 1960-х гг. появилось понятие «планирование качества» как развитие идеи Деминга и Джурана в направлении более полного удовлетворения потребителей и обеспечения качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Основой концепции планирования качества стали:
Ø идея о том, что большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки;
Ø перенос центра тяжести работ по созданию изделия с натурных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий и процессов производства изделий, что позволяет обнаружить и устранить конструкторские и технологические дефекты еще до начала стадии производства;
Ø замена системы оценки качества «ноль дефектов» на систему «удовлетворенного потребителя»;
Ø понимание того, что высокое качество необходимо предоставить потребителю за приемлемую цену, которая постоянно снижается.
В процессе развития идеологии обеспечения качества происходит постепенный переход к TQM, основанной на системном и процессном подходах в решении проблемы менеджмента качества. TQM предполагает непрерывное улучшение качества, стратегию предприятия, основанную на удовлетворении потребностей клиентов, лидерство руководителя и вовлечение всех сотрудников в совершенствование качества продукции, процессов и системы в целом.
Появляются документированные системы качества, которые устанавливают механизм взаимодействия всех подразделений предприятия в процессе обеспечения качества продукции, определяют ответственность и полномочия руководителей и сотрудников предприятия. Система качества распространяется на все виды деятельности, влияющие на качество.