Критерии и диагностика воспитания




Количественная оценка

Для оценки эффективности воспитательной системы, ее жизнеспособности необходимо учитывать качественные изменения, происходящие как в характеристиках отдель­ных субъектов воспитательной системы, так и в образе просветительного учреждения в целом. Предлагается сопоставлять следующий пе­речень количественных показателей воспитательной сис­темы:

• число детей, участвующих в работе различных круж­ков, студий, секций, клубов как в школе, так и внешколь­ных учреждениях дополнительного образования;

• социальная активность, проявляющаяся в количе­стве участников и числе акций общественно полезных дел, милосердия, экологического движения;

• степень участия родителей учащихся в общешколь­ных воспитательных и общественно полезных акциях и делах;

• количество преступлений и правонарушений, совер­шенных учащимися;

• число детей, поставленных на административный учет за факты асоциального поведения.

Однако несовершенство этого перечня видно уже из того, что в нем отсутствуют характеристики педагогичес­кого коллектива — равноправного и не менее активного субъекта воспитательной системы. Слабость методики со­стоит и в том, что отдельные показатели (например, количе­ство совершаемых учащимися правонарушений или число участников различных общественных акций и движений) легко подтасовывается в зависимости от конъюнктуры

Для сбора и фиксации информации, характеризующей динамику воспитательной системы, рекомендуется каждо­му классному руководителю вести социально-педагогичес­кий паспорт класса и дневник педагогических наблюде­ний, отражающий итоги анкетных опросов, тестирования, бесед и других методов исследования. Главный же крите­рий развития гуманистической воспитательной систе­мы — развитие личности ребенка. Отсюда возникает не­обходимость в определении сущности развития.

Развитие определяется как сочетание сис­темности и динамичности знаний, умение применять их в различных условиях.

Развитие определяется как становление ин­дивида субъектом социальной жизнедеятельности в про­цессе активного включения в систему социальных связей и усвоение им системы социальных отношений.

Обобщая можно утверждать, что раз­витие — процесс становления готовности к деятельности. Высшая форма развития — готовность к творческой дея­тельности, выходящей за рамки ранее усвоенного.

Развитие, таким образом, определяется:

- фондом знания;

- разнообразием способов деятельности;

- степенью сложности решаемых проблем.

Развитый человек должен:

- продуктивно мыслить;

- быстро обучаться;

- уметь применять знания в разных условиях;

- переносить усвоенные приемы в новые условия;

- корректировать знания и способы деятельности;

- находить новые способы деятельности;

- иметь физические возможности формировать новые знания и виды деятельности.

 

Качественная оценка

Качественный анализ эффективности воспитательной системы можно осуществить различными методами, выбор которых зависит от типа системы, от степени развитости школьной психологической и социологической службы и, наконец, от личных интересов исследователя.

Первый подход к качественной оценке динамики вос­питательной системе основан на экспертной оценке сформированности нравственных и других личностных качеств субъектов системы. Разные авторы предлагают различные стержневые качества личности, которые должны быть взя­ты за основу для определения уровня воспитанности. В этом плане интерес представляет программа изучения развития учащихся и классного коллектива (табл. 5).

 

Таблица 5

Критерии воспитательной системы

Критерий оценки Проявление воспитанности
Эрудиция Прочность и глубина знаний. Использование дополни­тельных источников знаний. Культура речи. Доказательность и аргументированность суждений. Сообразительность.
Прилежание Старательность. Добросовестность. Регулярность и сис­тематичность учебной работы. Самостоятельность. Вни­мательность. Взаимопомощь.
Трудолюбие Организованность и собранность. Стремление совер­шенствовать результаты. Бережливость. Привычки к са­мообслуживанию. Эстетика и культура труда. Следова­ние правилам безопасности в работе.
Отношение к природе Бережное отношение к земле, животным, растениям. Помош1Ь природе. Сохранность природы в повседнев­ной жизнедеятельности и труде.
Нравственные качества и сознательная дисциплини­рованность Выполнение правил поведения учащихся. Соблюдение правил внутреннего распорядка школы. Следование нормам и правилам человеческого общения. Терпимость к недостаткам и слабостям других. Мило­сердие. Участие в жизни класса и школы.
Эстетические вкусы Аккуратность и опрятность. Культурные привычки. Вне­сение элементов эстетики в свою жизнь. Способность откликаться на прекрасное в жизни. Посещение центров и учреждений культуры.
Навыки самосовершенст­вования Элементы саморегуляции поведения. Умение организо­вать свое время. Соблюдение санитарно-гигиенических правил. Забота о собственном здоровье. Наличие вред­ных привычек.

 

Степень сформированности качеств оценивается по пя­тибалльной системе:

1- качество не проявляется;

2- качество проявляется редко;

3- качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя;

4- качество проявляется почти всегда, но еще не ста­ло потребностью школьника, требуется контроль со сторо­ны взрослых и коллектива;

5- качество проявляется всегда, иначе ученик посту­пить не может.

Можно с чем-то соглашаться и не соглашаться в этой методике. Например, представляется сомнительным, что «следование правилам безопасности в работе» - это ин­декс воспитанности. Это, скорее, профессионализм. Пункт «посещение центров и учреждений культуры» и звучит довольно расплывчато, и несет в себе отголосок тотали­тарной эпохи, когда в кино, как и на политинформации, ходили, взявшись за руки. Тем не менее, в целом изло­женная выше методика, безусловно, интересна. Лишь пе­речень показателей проявлений воспитанности и сами критерии воспитанности могут быть уточнены. Их можно сформулировать, исходя из концепции воспитания чело­века культуры, либо из перечня основных духовных ценностей, (человек, Отечество, мир, труд, культура, семья, жизнь), либо по блокам воспитательной работы, которые рекомендованы классному руководителю (земля. Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек).

Используют прием интеграции показателей воспитан­ности отдельных учащихся в рамках классных коллекти­вов и даже школы. С этой целью в системе координат от­кладываются среднестатистические показатели компо­нентов воспитанности.

Графическая интерпретация позволяет легче выявить «западающие звенья» в воспитательной работе и планиро­вать оптимальные ее направления.

Второй подход к качественной оценке динамики вос­питательной системы предлагает трехуровневый опрос учащихся, классного руководителя и родителей. Окончательный итог опреде­ляется как среднее арифметическое по категории опра­шиваемых.

 

Динамика уровня нравственной воспитанности учащихся

Тест-опросник «Мое мнение о классе»

1. Самочувствие в классе:

а) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;

б) есть отдельные друзья и товарищи, но далеко не все;

в) скорее всего, я одинок.

2. Отношение к классу:

а) дорожу классом;

б) не задумываюсь о значении класса в моей жизни;

в) хотел бы перейти в другой класс или в другую школу.

3. Наличие цели работы в классе:

а) думаю, что в классе проявляется забота о каждом ученике и обо мне тоже;

б) считаю важным, что мы заботимся не только о бла­гополучии учеников, но и жителях микрорайона школы;

в) не чувствую заинтересованности в моем благополу­чии.

4. Отношение к деятельности класса:

а) в основном доволен работой класса;

б) хотел бы внести существенные коррективы в деятельность класса;

в) полагаю, что следует в корне изменить работу класса.

5. Отношение к коллективным творческим делам:

а) в классе проводятся коллективные творческие дела (КТД), и я в них почти всегда участвую;

б) хотелось бы чаще проводить КТД в классе;

в) нашему классу КТД не нужны.

6. Общение в классе:

а) согласен, что большинство учеников класса стремит­ся к общению друг с другом;

б) думаю, что дружба в классе слабо проявляется, и дру­жат преимущественно по микрогруппам;

в) полагаю, что дружба всех в нашем классе невоз­можна.

7. Творческое самовыражение:

а) доволен, что есть возможность проявить себя в классе;

б) здесь, в классе, я открыл в себе некоторые способно­сти и имею в них развитие;

в) думаю, что у меня есть способности, о которых в классе не знают.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: