Методы управления в классе




Процесс общения преподавателя со студентами мо­жет складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимо­понимание, слаженность выполнения учебной деятельно­сти, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конф­лик­тов.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способ­ности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сен­сорной остроте», установлению «раппорта» и умению учи­тывать репрезентативную систему собеседника, умения слушать, понимать студента, воздействовать на него по­сред­ством убеждения, внушения, эмоционального зараже­ния, изменения стилей и позиций общения, умения пре­одоле­вать манипуляции и конфликты. Важную роль играет психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерно­стей общения, взаимодействия.

Можно выделить несколько основных стилей руко­вод­ства учащимися:

автократический (самовластный стиль руково­д­ства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление, коллективом студентов, не позволяя им вы­сказывать свои взгляды и критические замечания, после­довательно предъявляет к учащимся требования и осуще­ствляет жесткий контроль над их исполнением;

авторитарный (властный стиль руководства) до­пус­кает возможность для студентов участвовать в обсуж­дении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соот­ветствии со своими установками;

демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится по­нять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое об­щение «на равных»;

игнорирующий стиль характеризуется тем, что препо­даватель стремится как можно меньше вмешивать­ся в жизнедеятельность студентов, практически устраня­ется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполне­нием обязанностей передачи учебной и админи­стративной информации;

попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руковод­ства группой студентов либо идет на поводу их желаний;

непоследовательный, алогичный стиль — препода­ва­тель в зависимости от внешних обстоятельств и собствен­ного эмоционального состояния осуществляет любой из на­званных стилей руководства, что ведет к дез­организации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.

Важнейшим фактором, определяющим эффектив­ность педагогического общения, является тип установки педаго­га. Под установкой имеется в виду готовность реа­гировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки в большинстве случаев представ­ляются абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению через внеш­ние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом. Исследователи выде­ляют два типа доминирующих установок преподавателей по отно­шению к студентам: позитивную и негативную.

Наличие негативной установки преподавателя на того или другого студента можно определить по следую­щим признакам: преподаватель дает «плохому» студенту мень­ше времени на ответ, чем «хорошему»; не использует на­водящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спе­шит переадресовать вопрос другому студенту или отвеча­ет сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие студента и не замечает его успехов; ино­гда вообще не работает с ним на занятии.

Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос, при затруднении задает наводящие вопросы, поощ­ряет улыбкой, взглядом; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обра­щается к студенту взглядом в ходе занятия и т. п. Специ­альные исследования показывают, что «плохие» студенты в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем «хоро­шие»; они остро чувствуют необъективность педагога и бо­лезненно переживают ее,

Реализуя свою установку по отношению к «хоро­шим» и «плохим» студентам, педагог без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на студентов, как бы определяя программу их дальнейшего развития.

Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль, при котором препо­дава­тель учитывает индивидуальные особенности сту­дентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможно­стей. Преподаватель, владеющий таким сти­лем, осознанно ставит задачи перед студентами, не про­являет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициа­тивен в контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личност­ный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессио­нального самосознанья, спо­собный к постоянному анализу своего поведения и адек­ватной самооценке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: