J вать это золотоносное название для других своих замороженных десертов, вклю-




1 чая "Желатин-попе" (желатин-мороженое), взбитый замороженный желатин на

I палочке. Но не только марочное название "Джелло" способствовало успеху но-

| винки. Вновь придуманное название "Пудцинг-попс" (пудинг-мороженое) со сво-

| ей стороны вдохнуло новую жизнь в старую марку — "Джелло".

244


Решение о расширении границ использования марки

Границы использования завоевавшего успех марочного названия можно расширить. Мы определяем стратегию расширения границ марки следующим образом.

S Стратегия расширения границ марки — любая попытка ис­пользования имеющего успех марочного названия при выведе­нии на рынок модификаций товара или товаров-новинок.

После успеха фирмы "Квакер оутс" с хлопьями "Кэп'н Кранч" она использовала это марочное название и рисованный персонаж при вы­ходе на рынок с новым ассортиментом плиточного мороженого, фут­болок и других товаров. Фирма "Армор" использовала марочное на­звание своего туалетного мыла "Диаль" для целого ряда других това­ров, которым в противном случае было бы не так легко добиться распространения. Фирма "Хонда мотор компани" воспользовалась своим марочным названием при выпуске на рынок новой моторной газонокосилки. Расширение границ марки помогает производителю сэкономить большие средства на продвижение новых марочных на­званий и обеспечивает новому товару мгновенную марочную узна­ваемость. С другой стороны, если новинка не понравится, это может изменить в худшую сторону отношение потребителей ко всем другим товарам, продаваемым под тем же марочным названием.

Решение о многомарочном подходе

Многомарочный подход — это использование продавцом двух или более марок в одной товарной категории. Впервые этот маркетинго­вый прием был использован корпорацией "Проктер энд Гэмбл" при выпуске на рынок стирального порошка "Чир", который был конку­рентом для уже завоевавшего успех порошка "Тайд". Несмотря на небольшой спад в сбыте "Тайда", общий уровень продаж обоих по­рошков возрос, и сегодня "Проктер энд Гэмбл" предлагает восемь разных марок моющих средств.

Использование стратегии многомарочного подхода объясняется несколькими причинами. Во-первых, производитель имеет возмож­ность получить больше торговой площади в магазинах для выкладки своих товаров. Во-вторых, не так уже много потребителей, настолько приверженных к одной марке, чтобы не попробовать другую. Един­ственный способ заполучить "странника", не проявлявшего раньше никакой марочной приверженности, — это предложить ему выбор из нескольких марок. В-третьих, создание новых марочных товаров стимулирует инициативу и повышает отдачу работников организации производителя. В корпорациях "Проктер энд Гэмбл" и "Дженерал моторе" управляющие соревнуются между собой по показателям в работе. В-четвертых, многомарочный подход позволяет акцентиро­вать внимание на разных выгодах и разных притягательных чертах товаров, в результате чего каждая отдельная марка сможет привлечь к себе отдельные группы потребителей.


Решения относительно упаковки товара

Многие товары, предлагаемые на рынке, должны быть обязатель­но упакованы. Упаковка может играть несущественную роль (напри­мер, для недорогих скобяных изделий), а может приобретать и очень большое значение (например, для косметики). Некоторые образцы упаковки, такие, как бутылки для кока-колы или коробки для кол­готок "Л'эггс", знамениты во всем мире. Многие деятели рынка на­зывают упаковку пятой основной переменной маркетинга в дополне­ние к товару, цене, методам распространения и стимулирования. Од­нако большинство продавцов все же рассматривают упаковку как один из элементов товарной политики.

S Упаковка — разработка и производство вместилища или обо­лочки для товара.

Вместилище или оболочка — это разные варианты упаковки, ко­торая включает в себя три слоя. Внутренняя упаковка — это непо­средственное вместилище товара. Для лосьона после бритья "Олд спайс" внутренней упаковкой будет бутылка, в которую он налит. Под внешней упаковкой имеют в виду материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке товара к не­посредственному использованию. Для бутылки с лосьоном внешней упаковкой служит картонная коробка, которая обеспечивает допол­нительную защиту и предоставляет производителю возможность ис­пользовать ее для целей стимулирования сбыта товара. Под транс­портной упаковкой имеют в виду вместилище, необходимое для хра­нения, идентификации или транспортировки товара. Для лосьона "Олд спайс" транспортной упаковкой будет ящик из гофрированного картона, вмещающий 72 бутылки. И наконец, неотъемлемой частью упаковки являются маркировка и печатная информация с описанием товара, нанесенные на саму упаковку или вложенные в нее.

Упаковка появилась в глубокой древности. Первобытные люди носили дикие ягоды и фрукты из леса в свои пещеры в шкурах жи­вотных или сплетенных из травы корзинах. Восемь тысяч лет тому назад китайцы изобрели разнообразные глиняные емкости для хра­нения твердых предметов и жидкостей. Древние египтяне создали для хранения жидкостей стеклянные сосуды. К началу средневеко­вья в разряде упаковочных материалов уже числились кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло. В течение многих веков задачами упаковки были хранение, защита и транспортировка товаров.

В последнее время упаковка превратилась и в одно из действен­ных орудий маркетинга. Хорошо спроектированная упаковка может оказаться для потребителей дополнительным удобством, а для произ­водителей — дополнительным средством стимулирования сбыта то­вара. Расширению использования упаковки в качестве орудия мар­кетинга способствуют самые разные факторы.


1. Самообслуживание в торговле. Все большее число товаров про­
дают в универсамах и магазинах сниженных цен методом са­
мообслуживания. В этих условиях упаковка должна выпол­
нять многие функции продавца, она должна привлечь внима­
ние к товару, описать его свойства, внушить потребителю
уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечат­
ление в целом.

2. Рост достатка потребителей. Растущий достаток потребителей оз­
начает, что они готовы заплатить немного больше за удобство,
внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки.

3. Образ фирмы и образ марки. Фирмы осознают действенную
мощь хорошо спроектированной упаковки как помощника по­
требителя в мгновенном узнавании фирмы или марки. Любой
покупатель пленки тотчас узнает знакомые желтые коробочки
с пленкой "Кодак".

4. Возможности для новаторства. Новаторство в упаковке может
принести производителю большие выгоды. Создание в 1899 году
упаковки, сохранявшей свежесть товарной единицы печенья
"Унида" (картон, внутренняя бумажная обертка и внешняя бу­
мажная обертка), позволило увеличить продолжительность хра­
нения товара в магазине по сравнению с обычной для того вре­
мени тарой в виде коробок, ларей и бочек. Упаковав плавленый
сыр в жестяные банки, фирма "Крафт" увеличила срок сохран­
ности сыра в магазине и создала себе репутацию надежного про­
изводителя. Сегодня фирма "Крафт" испытывает герметичные
термостойкие пакеты, контейнеры из фольги и пластмассы, при­
званные заменить собой традиционные консервные банки. Фир­
мы, которые первыми предложили свои безалкогольные напит­
ки в банках с выдергивающимся сегментом крышки, а распы­
ляемые жидкости — в аэрозольной упаковке, привлекли к
своим товарам много новых потребителей. Сегодня с банками с
выдергивающимися сегментами крышки и упаковкой типа "па­
кет в картонке" экспериментируют виноделы.

Разработка эффективной упаковки для нового товара требует приня­тия большого числа решений. Прежде всего, необходимо создать концеп­цию упаковки. Концепция упаковки — это определение, какой в прин­ципе должна быть упаковка и какую роль она должна сыграть для кон­кретного товара. В чем будет заключаться основная функция упаковки — обеспечить более надежную защиту товара, предложить но­вый метод раздачи или розлива, донести определенную информацию о качественных характеристиках товара или фирмы или в чем-то другом?

Корпорация "Дженерал фудз" разработала новый корм для собак в виде брикети-ков мясного фарша. Руководство корпорации пришло к выводу, что необычный и ап­петитный вид брикетиков требует максимальной обзорности товара. Именно обзор­ность положили в основу концепции упаковки, и именно с этих позиций рассматри­вались ее возможные варианты. В конце концов остановились на лоточке, затянутом сверху прозрачной пленкой.


Затем предстоит принять решения и о прочих составляющих конст­рукции упаковки: ее размерах, форме, материале, цвете, текстовом оформлении, наличии марочного знака. Следует определить, сколько бу­дет текста — много или мало, что использовать — целлофан или какую-то другую прозрачную пленку, из чего делать лоток — из пластика или ламинированных материалов и т.д. Различные элементы должны быть увязаны друг с другом. Размер упаковки уже позволяет сделать кое-какие предположения о материалах для ее изготовления, о расцветке и т.п. Составляющие упаковки должны быть увязаны и с политикой цено­образования, и с рекламой, и с прочими элементами маркетинга.

После разработки конструкции упаковки ее следует подвергнуть се­рии испытаний. Технические испытания должны удостоверить, что упа­ковка отвечает требованиям условий нормальной эксплуатации; испыта­ния на обзорность и внешний вид должны выявить, читается ли текст, согласуются ли между собой цвета; дилерские испытания должны уста­новить, нравится ли упаковка дилерам, считают ли они ее удобной при грузообработке; и наконец, испытания на потребителях должны пока­зать, насколько благоприятно воспринимают они новинку.

Но несмотря на все эти предосторожности, время от времени в кон­струкции упаковки обнаруживается тот или иной серьезный изъян.

В ходе рыночных испытаний было установлено, что соусу "Сиззи-спрей", предло­женному фирмой "Хьюблин", грозит потенциальный провал из-за его аэрозольной упаковки. "Нам казалось, что у нас получилась хорошая банка, но, слава Богу, мы все же решили испытать товар на пробных рынках в магазинах Техаса и Калифор­нии. И тут выяснилось, что при нагревании банки вдруг начинали лопаться. Посколь­ку мы еще не приступили к общенациональному распределению товара, убытки со-


 


ставили не несколько миллионов, а всего 150 тыс. долл.".


Создание эффективной упаковки для нового товара может обой­тись фирме в несколько сотен тысяч долларов и растянуться от не­скольких месяцев до года. Важность упаковки невозможно переоце­нить, учитывая такие ее функции, как привлечение внимания потре­бителей и обеспечение их удовлетворенности. При этом фирмы не должны забывать о социальной озабоченности проблемами упаковки и принимать решения, столь же отвечающие интересам общества, как и насущным интересам потребителей и самих фирм (Врезка 8.3).

Решения относительно маркировки

Помимо всего прочего, продавцы создают для своих товаров этикет­ки и ярлыки, т. е. средства маркировки, которые могут предстать в виде незамысловатой бирки, прикрепленной к товару, или тщательно продуманной сложной графической композиции, являющейся неотъ­емлемой частью упаковки. На этикетке может быть либо одно мароч­ное название товара, либо большой объем информации о нем. Даже ес­ли сам продавец предпочитает скромную, простую этикетку, закон может потребовать размещения на ней дополнительной информации.


Врезка 8.3. Упаковка и общественно-государственная политика

Проблемы упаковки все больше привлекают к себе внимание общественности. Принимая решения относительно упаковки, деятели рынка должны учитывать сле­дующие обстоятельства:

1. Отражение истины на упаковке и в маркировке. Общественность
обеспокоена тем, что упаковка и маркировка могут оказаться лживыми или
вводящими в заблуждение. Согласно Закону об учреждении Федеральной
торговой комиссии, принятому в 1914г., лживые, вводящие в заблуждение или
обманные ярлыки и этикетки, равно как и упаковка подобного типа, считаются
приемами недобросовестной конкуренции. Беспокоит потребителей и сби­
вающий с толку разнобой размеров и форм упаковок, затрудняющий прове­
дение ценовых сравнений. В 1966 г. конгресс принял Закон об отражении ис­
тины на упаковке и в маркировке товаров, который устанавливал обязательные
требования к маркировке, поощрял введение дополнительных добровольных
стандартов на единообразную упаковку в рамках отраслей деятельности и на­
делял органы федерального правительства правом вводить предписания по
упаковке товаров в отдельных отраслях промышленности. Управление по кон­
тролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических
средств требует от производителей пищевых продуктов, подвергшихся техно­
логической обработке, отражения в маркировке питательной ценности этих
продуктов с четким указанием количественного содержания белков, жиров, уг­
леводов и калорий в каждой товарной единице, а также содержания витаминов
и минеральных веществ в процентах к рекомендуемой суточной потребности
организма. Консюмеристы ведут борьбу за введение дополнительных законо­
дательных требований к маркировке, требуя указания сроков годности товара
(степени его свежести), цены товарной единицы (из расчета стоимости какой-
то стандартной единицы объема или веса), сортности (показателей уровня ка­
чества А, 6 и В, применяемых к ряду товаров широкого потребления) и про­
центного состава (т.е. процентного содержания в нем основных компонентов).

2. Чрезмерная стоимость упаковки. Критики нередко считают упаковку чрез­
мерной, что, по их мнению, способствует повышению цен на товары. Они обра­
щают внимание на внешнюю упаковку разового пользования, рассчитанную "на
выброс", и задаются вопросом о ее ценности для потребителя. Они обращают
внимание на то, что стоимость упаковки порой превышает стоимость содержаще­
гося в ней товара. Так, например, увлажнитель "Эвиан" — это не что иное, как
5 унций натуральной родниковой воды в аэрозольной упаковке. А стоит все это
5,5 долл. В ответ маркетологи заявляют, что критики не понимают всех функций I
упаковки, что они и сами стремятся к сокращению издержек на нее.

3. Использование дефицитных ресурсов. Растущая озабоченность нехваткой
бумаги, алюминия и других материалов ставит на повестку дня вопрос о необхо­
димости дополнительных усилий со стороны промышленности по экономии упа­
ковочных материалов. К примеру, широкое распространение необоротных, не
подлежащих возврату бутылок потребовало 17-кратного увеличения расходов
стекла по сравнению с использованием многооборотной стеклянной тары. Бутыл­
ки разового пользования — это одновременно и непроизводительная растрата


энергоресурсов, что мы вряд ли можем позволить себе во времена растущей стоимости энергоносителей. В некоторых штатах приняты законы, запрещающие использование невозвратной тары или облагающие ее налогом.

4. Загрязнение окружающей среды. Около 40% всех твердых отходов приходится в США на долю выброшенной упаковки. Большая часть упаковки превращается в конце концов в мусор в виде битых бутылок и смятых банок на улицах городов и за их пределами. Выброшенная упаковка создает большую проблему удаления твердых отходов, решение которой требует огромных за­трат труда и энергии.

Все эти нерешенные проблемы обострили заинтересованность общественности в новых законах, регулирующих производство упаковки. Деятели рынка должны быть столь же озабочены создавшимся положением и стремиться к созданию для своих товаров экологически чистой упаковки.

Этикетки выполняют несколько функций, и от продавца зависит, какие именно. Как минимум, этикетка идентифицирует товар или марку, когда, скажем, на апельсинах отштамповано название "Сан-кист". Этикетка может также указывать сорт товара. Например, пер­сиковые консервы делят по сортам, обозначаемым буквами А, В и С. Этикетка может в какой-то мере описать товар, например кто, где и когда его сделал, содержимое упаковки, порядок его использования и техника безопасности при работе с ним. И наконец, этикетка может пропагандировать товар своим привлекательным графическим ис­полнением. Некоторые авторы различают идентифицирующие, сор-тоуказующие, описательные и пропагандистские этикетки.

Этикетки хорошо известных марок со временем начинают воспри­ниматься как старомодные и требуют обновления. Начиная с послед­него десятилетия прошлого века этикетку мыла "Айвори" переделы­вали 18 раз, постепенно меняя размеры и начертание шрифта. А вот этикетку безалкогольного апельсинового напитка "Орандж краш" существенно переделали сразу, как только на этикетках напитков конкурентов начали появляться изображения свежих фруктов, что способствовало росту продаж. Фирма "Орандж краш" создала этикет­ку с новыми символами, говорящими о свежести, этикетку с более яркими, насыщенными цветами.

В связи с этикетками уже давно существует целый ряд проблем правового характера. Этикетка может ввести потребителя в заблужде­ние, или упустить в описании упоминание о каких-то важных компо­нентах, или недостаточно полно изложить предостережения относи­тельно безопасного пользования товаром. В результате порядок марки­ровки регулируется рядом законов федерального правительства и законами штатов. Основным законодательным актом является Закон об отражении истины на упаковке и в маркировке товаров, принятый в 1966 году. В последнее время на практике маркирования стали ска­зываться такие факторы, как необходимость указания цены товарной единицы (из расчета стоимости какой-то стандартной единицы объема


или веса), сроков годности товара (т.е. срока его хранения в магазине) и его питательности (т.е. питательной ценности). Перед выводом новых товаров на рынок продавцы должны удостовериться, что на этикетках новинок представлена вся необходимая информация.

Решения относительно услуг для клиентов

Еще одним элементом товарной политики является служба серви­са для клиентов. Товар фирмы обычно предполагает наличие тех или иных услуг. Сервис может быть незначительным, а может играть для товара определяющую роль. Об услугах как самостоятельных товарах пойдет речь в гл. 20. Сейчас же мы с вами остановимся на услугах в связи с товарами. При налаживании сервисной службы деятелю рынка предстоит принять три решения: какие услуги включить в рамки сервиса; какой уровень сервиса предложить; в какой форме предлагать услуги клиентам.

Решение относительно комплекса услуг

Маркетологу следует изучить потребителей, чтобы уяснить себе, какие основные услуги можно было бы им предложить и какова от­носительная значимость каждой из них. Например, канадские поку­патели промышленного оборудования назвали 13 факторов сервиса в порядке убывающей значимости: надежность поставок; оператив­ность предоставления предложений по ценам; возможность получе­ния технической консультации; предоставление скидок; послепро­дажное обслуживание; масштабы торговой сети; простота вступления в контакт; гарантия замены товара; широкие производственные воз­можности поставщика; возможность разработки товара по индивиду­альному образцу; возможность предоставления кредита; наличие обо­рудования для испытаний; наличие оборудования для механической обработки. Подобный порядок ранжирования наводит на мысль, что на этом рынке продавец должен как минимум не уступать конкурен­там по надежности поставок, оперативности выдачи предложений по ценам, возможностям предоставления технической консультации и прочим видам услуг, которые клиенты считают наиболее важными.

Однако вопрос о том, какие именно услуги следует предоставлять, все же решается не так просто. Услуга может быть чрезвычайно важной для потребителей и тем не менее не являться решающей при выборе постав­щика, если все имеющиеся поставщики предоставляют ее на одном и том же качественном уровне. Рассмотрим следующий пример.

Фирма "Монсанто" искала способ совершенствования комплекса предлагаемых ею ус­луг. Клиентов попросили провести сравнительную оценку по нескольким параметрам самой фирмы "Монсанто" и корпораций "Дюпон" и "Юнион карбайд". Среди по­требителей все три фирмы славились надежностью поставок и хорошей работой сво­их торговых агентов. Однако ни одна из них, по мнению клиентов, не предоставляла достаточного объема услуг технического характера. Фирма "Монсанто" тотчас про-


вела исследование, чтобы выявить значимость услуг технического характера для по­купателей из сферы химической промышленности, и обнаружила, что эти услуги имеют для них очень большое значение. После этого фирма наняла и обучила до­полнительное количество специалистов технического профиля и развернула кампа­нию по представлению себя лидером в сфере технического обслуживания. В сознании покупателей, заинтересованных в получении технического сервиса, все это дало "Монсанто" явное преимущество.

Решение об уровне сервиса

Потребителя интересуют не только определенные услуги сами по себе, но и их объем и качество. Если клиентам банка придется вы­стаивать длинные очереди или общаться с угрюмыми служащими или кассирами, они могут поменять банк.

Фирме необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень ее собственных услуг и услуг конкурентов отвечает ожиданиям за­казчиков. Обнаружить изъяны в системе сервиса можно с помощью ряда приемов, таких, как проведение сравнительных закупок, регу­лярные опросы потребителей, установка ящиков для предложений и создание системы работы с жалобами и претензиями. Все это помо­жет фирме иметь представление о том, как она работает, а разочаро­ванным клиентам — получить удовлетворение.

Решение о форме сервисного обслуживания

Маркетолог должен также решить, в каких формах будут предос­тавляться различные услуги. Первый вопрос: какие расценки уста­новить на каждый вид сервисных работ? Подумайте, например, что может предложить фирма "Зенит" в качестве услуг при организации ремонта своих телевизоров. У нее есть выбор из трех возможностей.

1. Предложить бесплатный ремонт телевизоров в течение года с
момента покупки.

2. Продать контракт на обслуживание другой фирме.

3. Вообще не предлагать услуг по ремонту, оставляя свободу дей­
ствий для специалистов по ремонту.

Кроме того, и сами услуги по ремонту фирма "Зенит" может предложить в одном из трех вариантов.

1. Нанять и обучить собственных ремонтников и распределить их
по всей территории страны.

2. Договориться, что услуги по ремонту будут предоставляться
дистрибьюторами и дилерами.

3. Оставить заботы по ремонту независимым организациям.

Каждый вид услуг можно предоставлять по-разному. И решение фирмы будет зависеть и от предпочтений клиентов, и от подходов, применяемых конкурентами.


Отдел сервисного обслуживания клиентов

Учитывая важность сервисного обслуживания в качестве орудия конкуренции, многие фирмы учреждают у себя внушительные отделы, которые работают с жалобами и замечаниями клиентов, занимаются вопросами кредитования, материально-технического обеспечения, тех­нического обслуживания и информации. Фирма "Уэрлпул", например, выделила специальные телефонные линии для оперативного принятия мер по жалобам клиентов. Собрав статистические данные о типах пре­тензий и жалоб, отдел сервисного обслуживания клиентов может на­стоять на внесении необходимых изменений в конструкцию и систему контроля качества товара, в практику его продажи под интенсивным давлением и т.п. Сохранение благорасположения уже существующих потребителей обходится дешевле, чем привлечение новых или попытки вернуть ранее потерянных. На любом товаре, предлагаемом корпора­цией "Проктер энд Гэмбл", указан номер телефона, по которому потре­битель может позвонить бесплатно и получить необходимую ему ин­формацию или совет. Предоставление всех этих услуг должно быть скоординировано и направлено на обеспечение потребительской удов­летворенности и создание приверженности к фирме.

Решения относительно товарного ассортимента

Мы рассмотрели решения в сфере товарной политики, касающие­ся присвоения марочных названий, упаковки и сервисного обслужи­вания на уровне отдельного товара. А ведь товарная политика преду­сматривает также формирование товарного ассортимента. Мы опре­деляем товарный ассортимент следующим образом.

S Товарный ассортимент — группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, ли­бо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиен­тов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен. Так, корпорация "Дженерал моторе" производит ассортимент автомобилей, а корпорация "Ревлон" — ассортимент косметики.

Каждый товарный ассортимент требует собственной стратегии маркетинга. В большинстве фирм работу с каждой ассортиментной группой товаров поручают отдельному лицу. Этому менеджеру пред­стоит принять ряд ответственных решений относительно широты то­варного ассортимента и товаров, его олицетворяющих.

Решение о широте товарного ассортимента

Менеджер товарного ассортимента должен принять решение отно­сительно широты этого ассортимента. Ассортимент слишком узок,


если можно увеличить прибыли, дополнив его новыми изделиями, и слишком широк, если прибыли можно увеличить, исключив из него ряд изделий.

Широта товарного ассортимента отчасти определяется целями, которые фирма ставит перед собой. У фирм, старающихся прослыть поставщиками исчерпывающего ассортимента и/или добивающихся завоевания большой доли рынка или его расширения, товарный ас­сортимент обычно широкий. Их меньше волнует положение, когда те или иные из производимых ими товаров не дают прибыли. Фирмы же, заинтересованные прежде всего в высокой прибыльности своего бизнеса, имеют обычно суженный ассортимент доходных изделий.

С течением времени товарный ассортимент обычно расширяется. Расширить свой товарный ассортимент фирма может двумя способа­ми: наращивая его или насыщая.

РЕШЕНИЕ О НАРАЩИВАНИИ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА. Товарный ассортимент любой фирмы является частью общего товар­ного ассортимента, предлагаемого отраслью в целом. Например, на автомобильном рынке автомашины "БМВ" занимают место в ряду моделей средней и высокой стоимости. Наращивание ассортимента происходит тогда, когда фирма выходит за пределы того, что произ­водит в настоящее время. Наращивание это может идти либо вниз, либо вверх, либо в обоих направлениях одновременно.

Наращивание вниз. Многие фирмы поначалу располагаются в верхнем эшелоне рынка и впоследствии постепенно расширяют свой ассортимент, чтобы охватить и нижележащие эшелоны. Наращивание вниз может иметь целью сдерживание конкурентов, наступление на них или проникновение в наиболее быстро растущие сегменты рынка.

Одним из огромных просчетов ряда американских фирм было их нежелание расширять ассортимент вниз, в нижние эшелоны своих рынков. Корпорация "Дженерал моторе" противилась выпуску более компактных автомобилей, корпорация "Ксерокс" — копировальных аппаратов меньших размеров, а корпорация "Харлей-Дэвидсон" — выпуску небольших мотоциклов. Во всех этих случаях японские фирмы, узревшие для себя большие открывающиеся возможности, действовали быстро и успешно.

Наращивание вверх. Фирмы, действующие в нижних эшелонах рын­ка, возможно, захотят проникнуть в вышележащие. Их могут привле­кать более высокие темпы роста верхних эшелонов рынка или их повы­шенная прибыльность. А возможно, фирма просто захочет позициониро­вать себя в качестве производителя с исчерпывающим ассортиментом.

Решение о наращивании вверх может оказаться рискованным. Конкуренты в вышележащих эшелонах не только хорошо "окопа­лись" на своих позициях, но и могут перейти в контратаку, начав проникновение в нижние эшелоны рынка. Потенциальные покупате­ли могут не поверить, что фирма-новичок в состоянии изготовлять товары высокого качества. И наконец, у торговых агентов и дист­рибьюторов фирмы может просто не хватить умений и знаний для обслуживания верхних эшелонов рынка.


Двустороннее наращивание. Фирма, работающая в среднем эше­лоне рынка, может принять решение о наращивании своего товарно­го ассортимента и вверх и вниз одновременно. Примером может слу­жить стратегия деятельности фирмы "Тексас инструменте" на рынке карманных калькуляторов. До появления фирмы на этом рынке его нижние эшелоны по показателям цены и качества были в основном захвачены компанией "Боумар", а верхние — по тем же показателям цены и качества — корпорацией "Хьюлетт-Паккард" (рис. 8.4). Фирма "Тексас инструменте" предложила свои первые калькуляторы в среднем эшелоне рынка как товары средней цены и среднего уров­ня качества. Постепенно она начала наращивать свой ассортимент в обоих направлениях. Она предложила более совершенные калькуля­торы по тем же ценам, а то и ниже, что и компания "Боумар", и в конце концов ликвидировала ее как конкурента. Одновременно фир­ма "Тексас инструменте" разработала высококачественные калькуля­торы, стала продавать их дешевле, чем стоили калькуляторы корпо­рации "Хьюлетт-Паккард", и отбила у последней добрую долю про­даж в верхних эшелонах рынка. Такая стратегия двустороннего наращивания помогла фирме "Тексас инструменте" захватить лидер­ство на рынке карманных калькуляторов.


Рис. 8.4. Двустороннее наращивание ассортимента на рынке карманных калькуляторов

РЕШЕНИЕ О НАСЫЩЕНИИ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА. Расширение товарного ассортимента может происходить и за счет до­бавления новых изделий в его существующих рамках. Есть несколь­ко причин, по которым прибегают к насыщению ассортимента: стремление получать дополнительные прибыли; попытки удовлетво­рить дилеров, жалующихся на пробелы в существующем ассортимен­те; стремление задействовать неиспользуемые производственные мощности; попытки стать ведущей фирмой с исчерпывающим ассор-


тиментом; стремление ликвидировать пробелы с целью недопущения конкурентов.

Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общих прибы­лей, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потреби­тели оказываются сбитыми с толку. При выпуске новых товаров фирме следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже выпускаемых изделий.

Решения относительно товарной номенклатуры

Если у организации насчитывается несколько ассортиментных групп товаров, говорят о товарной номенклатуре. Мы определяем то­варную номенклатуру следующим образом.

S Товарная номенклатура — совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.

В состав номенклатуры фирмы "Эйвон" входят товары трех ос­новных ассортиментных групп: косметика, ювелирные изделия, хо­зяйственные товары. Ассортимент каждой из них слагается из не­скольких подгрупп товаров. Например, ассортимент косметических товаров можно подразделить на следующие товарные подгруппы: губная помада, румяна, пудра и т. д. Ассортимент в целом и каждая подгруппа состоят из множества отдельных товаров. Всего в номенк­латуру фирмы "Эйвон" входит 1300 разных товаров. Крупный уни­версам имеет дело примерно с 10 тыс. товаров, типичный торговый центр "К-Март" — с 15 тыс., а корпорация "Дженерал электрик" производит примерно 250 тыс. разных изделий.

Товарную номенклатуру фирмы можно описать с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармоничности. Понятия эти проиллюстрированы на рис. 8.5 на примере выборки товаров широ­кого потребления, выпускаемых корпорацией "Проктер энд Гэмбл".

Под широтой товарной номенклатуры корпорации "Проктер энд Гэмбл" имеют в виду общую численность ассортиментных групп това­ров, выпускаемых фирмой. На рис. 8.5 широта товарной номенклату­ры представлена шестью ассортиментными группами товаров. (В дей­ствительности же корпорация выпускает и множество товаров других ассортиментных групп, в том числе зубные эликсиры, туалетную бума­гу и т.д.)

Под насыщенностью товарной номенклатуры корпорации "Прок­тер энд Гэмбл" имеют в виду общее число составляющих ее отдель­ных товаров. На рис. 8.5 представлен 31 товар.

Под глубиной товарной номенклатуры корпорации имеют в виду варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассор-




Широта товарной номенклатуры


       
   
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  МОЮЩИЕ ЗУБНАЯ БРУСКОВОЕ ДЕЗОДО- ПОДГУЗ-  
  СРЕДСТВА ПАСТА МЫЛО РАНТЫ НИКИ КОФЕ
  «Айвори «Глим» - «Айвори» - «Секрет» - «Памперс» - «Фольгерс» -
сноу» - 1953 г 1879г 1956г 1961 г 1963г
1930г «Крест»- «Камей» - «Шуэр»- «Лаве» - «Фольгерс
«Дрефт» - 1956 г 1927г 1972 г 1976 г растворимый» -
1933г   «Лава» -     1963 г
«Тайд»-   1927г     «Болд-3»-
1946г   «Кирке»-     1976 г
«Джой» -   1930г      
1949г   «Зест»-      
  «Чир»-   1953г      
  1950г   «Сейфгард»-      
  «Оксидол»   1973 г      
  -1952г   «Коуст» -      
  «Дэш» -   1974 г      
  1954г          


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: