дающими его услугами, такими, как гарантия, установка или монтаж, профилактическое обслуживание и бесплатная доставка.




Предлагается несколько методик классификации товаров. Напри­мер, товары можно классифицировать по степени присущей им дол­говечности (товары кратковременного пользования, товары длитель­ного пользования и услуги). Товары широкого потребления обычно классифицируют на основе покупательских привычек потребителей (товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, то­вары особого спроса и товары пассивного спроса). Товары промыш­ленного назначения классифицируют по степени участия их в про­цессе производства (материалы и детали, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги).

Фирма должна разработать товарно-марочную политику, положе­ниями которой она будет руководствоваться применительно к товар­ным единицам, входящим в состав ее товарного ассортимента. Она должна решить, надо ли вообще прибегать к использованию товар­ных марок, следует ли пользоваться марками производителя или ча­стными марками, какие качества нужно закладывать в марочный то­вар, иметь ли коллективные марочные названия для товарных се­мейств или индивидуальные марочные названия, стоит ли расширять границы марочного названия, распространяя его на новые товары, целесообразно ли предлагать несколько марочных товаров, состав­ляющих конкуренцию друг другу.

Материальные товары требуют принятия решений об их упаков­ке, которая должна обеспечить защиту товара, экономию средств, удобство пользования товаром и его продвижение. Кроме того, мате­риальные товары нуждаются в маркировке, которая идентифицирует товар, возможно, указывает его сортность, описывает свойства и со­действует стимулированию его сбыта. Законы США требуют от про­давцов наличия на этикетках предлагаемых к продаже товаров опре­деленного минимума сведений, рассчитанных на информирование и защиту потребителей.

Фирма должна разработать комплекс услуг, которые потребители хотели бы иметь и которые были бы эффективным орудием в борьбе с конкурентами. Фирме предстоит решить, какие именно наиболее важные услуги следует предложить, каким должен быть качествен­ный уровень каждой из предлагаемых услуг и в каких формах эти услуги будут предлагаться. Деятельность по предоставлению ком­плекса услуг может координироваться отделом сервисного обслужи­вания клиентов, который работает с жалобами и замечаниями, зани­мается вопросами кредитования, материально-технического обеспе­чения, технического обслуживания и информации, предназначенной для распространения среди клиентов.

Большинство фирм выпускают не один какой-то товар, а произво­дят определенный товарный ассортимент. Товарный ассортимент — это группа товаров, схожих по своим функциям, характеру потреби­тельских нужд, для удовлетворения которых их покупают, или по характеру каналов их распределения. Каждый товарный ассортимент


требует собственной стратегии маркетинга. Проблема наращивания товарного ассортимента требует принятия решений относительно то­го, должно ли это быть наращивание вниз, вверх или в обоих на­правлениях. Проблема насыщения ассортимента требует принятия решений о целесообразности добавления новых изделий в его сущест­вующих рамках. Требует решения и вопрос о том, какие именно то­вары должны представлять весь ассортимент в мероприятиях по стимулированию сбыта.

Под товарной номенклатурой имеется в виду совокупность ассор­тиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупа­телю конкретным продавцом. Товарную номенклатуру можно опи­сать с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармонич­ности. Эти четыре параметра, характеризующие товарную номенклатуру, являются орудиями в процессе разработки фирмой своей товарной политики.

Вопросы для обсуждения

1. К какой классификационной группе товаров широкого потреб­
ления следует отнести цветной телевизор "Сони" (товар повсе­
дневного спроса, товар предварительного выбора, товар особого
спроса или товар пассивного спроса)?

2. В последнее время на Мэдисон-авеню стало очень модным вы­
ражение "образ марки", описывающее не присущие марочному
товару качества, а чувства людей в отношении этого товара.
Фирма, выпускающая часы "Таймекс", хочет изменить образ
марки с представления о ее товаре как о чем-то просто полез­
ном на какое-то иное представление. Какой новый образ вы
могли бы предложить и что, по вашему мнению, должна пред­
принять фирма для изменения существующего образа?

3. Соотнесите понятия товарной номенклатуры, товарного ассор­
тимента и товарной единицы с продукцией корпорации "Дже­
нерал моторе".

4. Расскажите о понятиях товара по замыслу, товара в реальном
исполнении и товара с подкреплением на примере любимой
марки духов, одеколона или лосьона для бритья.

5. В каком количестве различных торговых точек должны прода­
ваться товары широкого потребления каждой из четырех клас­
сификационных групп: товары повседневного спроса, товары
предварительного выбора, товары особого спроса и товары пас­
сивного спроса? Объясните почему?

6. Товары промышленного назначения всегда становятся частью
готового изделия. Прокомментируйте это заявление.

7. Кратко поясните, кому выгодно использование марочных на­
званий.


8. Расскажите о некоторых решениях по организации сервиса, которые нужно принять: владельцу магазина женской одежды, управляющему ссудосберегательной ассоциацией, владельцу магазина спортивных товаров.

Основные понятия, встречающиеся в главе 8

Авторское право — исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музы­кального или художественного произведения.

Вспомогательные материалы и услуги — объекты, вообще не присутствующие в готовом изделии.

Капитальное имущество — товары, частично присутствующие в готовом изделии и подразделяющиеся на две группы: стационарные сооружения и вспомогательное оборудование.

Марка — имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного про­давца или группы продавцов и дифференциации их от товаров и ус­луг конкурентов.

Марочное название — часть марки, которую можно произнести вслух.

Марочный знак (логотип) — часть марки, которую можно опо­знать, но невозможно произнести, например символ, изображение, отличительная окраска или специфическое шрифтовое оформление.

Материалы и детали — товары, полностью используемые в изде­лии производителя и подразделяющиеся на две группы: сырье и по­луфабрикаты и детали.

Стратегия расширения границ марки — любая попытка исполь­зования имеющего успех марочного названия при выведении на ры­нок модификаций товара или товаров-новинок.

Товар — все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления, включая физические объекты, услу­ги, лица, места, организации и идеи.

Товарная единица — обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами.

Товарная номенклатура — совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям кон­кретным продавцом.

Товарный ассортимент — группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диа­пазона цен.


Товарный знак — марка или ее часть, обеспеченная правовой за­щитой. Товарный знак защищает исключительные права продавца на пользование марочным названием и/или марочным знаком (эмблемой).

Товары длительного пользования — материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование.

Товары кратковременного пользования — материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования.

Товары особого спроса — товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значи­тельная часть покупателей готовы затратить дополнительные усилия.

Товары пассивного спроса — товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке.

Товары повседневного спроса — товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой.

Товары предварительного выбора — товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления.

Упаковка — разработка и производство вместилища или оболочки для товара.


Глава 9

Разработка товаров: новые товары и проблемы жизненного цикла

Цели

Ознакомившись с данной главой, вы должны уметь:

1. Перечислить и охарактеризовать этапы процесса разработки
нового товара.

2. Объяснить, как фирма принимает решение о том, какие
именно товары необходимо создать.

3. Проследить за товаром на всех этапах его жизненного цикла.

4. Рассказать, как меняется стратегия маркетинга по ходу
жизненного цикла товара.

Корпорация "Проктер энд Гэмбл" отважно занимается маркетингом картофельных чипсов "Прингл"

В середине 1950-х годов корпорация "Проктер энд Гэмбл" пришла к мысли, что при­вычные всем старинные картофельные чипсы можно было бы усовершенствовать. Почти за сто лет, прошедшие с момента появления чипсов, никто никогда не предлагал для их производства какой-либо новой технологии, да и у самой корпорации не было четкого представления о том, что должны представлять собой улучшенные чипсы. Но фирма точ­но знала, что чипсы в их существующем виде потребителей не устраивают.

Специалисты "Проктер энд Гэмбл" опросили множество любителей чипсов. По ре­зультатам этого исследования рынка фирма установила, что большинство потребите­лей чем-то обязательно недовольны в чипсах. Особенно жаловались на то, что: чипсы очень быстро черствеют, иногда они оказываются черствыми уже в момент покупки, чипсы недостаточно хрустящие, они почти всегда оказываются ломаными или подго­ревшими, они слишком сальные, пакеты с чипсами трудно закрывать, пакеты с чипса­ми неудобно хранить.

Именно эти восемь претензий, выявленные в ходе изучения мнений потребителей, и стали отправной точкой для отдела исследований и разработок корпорации. Специа­листам отдела потребовалось более десяти лет на создание продукта, получившего название "Новомодные картофельные чипсы Прингл а", или просто "Прингл". Они нашли способ превращения обезвоженного картофеля в растительную ткань и нарез-


ки этой ткани одинаковыми по размеру ломтиками, которые легко укладываются стопками. Чипсы эти жарят в вакууме и упаковывают в жестяные коробки типа тех, в которых продают теннисные мячи.

Осенью 1968 г. чипсы "Прингл" поступили в пробную продажу в Эвансвилле, штат Индиана, и отхватили себе здоровый 20% кусок местного рынка картофельных чип­сов. После этого корпорация начала осторожно и постепенно выводить их и на другие рынки. В 1975 г. товар наконец получил общенациональное распространение, и его сбыт достиг 100 млн долл., или почти 10% общей суммы продаж на рынке карто­фельных чипсов. Казалось, корпорация "Простер энд Гэмбл" предложила рынку еще один беспроигрышный товар. Двадцатилетняя работа по созданию чипсов "Прингл" — от начала исследований до начала общенационального распростране­ния — стала наконец окупаться.

Корпорация с большим оптимизмом смотрела на перспективы получения прибылей, поскольку, несмотря на то что стоимость производственного оборудования была вы­ше, чем на предприятиях, изготовлявших традиционные чипсы, издержки по распро­странению чипсов "Прингл" были ниже. В то время как конкурентам приходилось со­держать дорогостоящий штат продавцов и парк грузовиков для доставки свежего продукта в магазины и передачи его "из рук в руки", немнущиеся банки и годовой срок сохранности чипсов "Прингл" позволили корпорации "Простер энд Гэмбл" рас­пространять товар по обычным складским каналам товародвижения с минимальными издержками на его порчу и транспортировку.

Однако в 1976 г. сбыт чипсов "Прингл" начал падать, и сумма продаж сократилась до 90 млн долл. На "лице" товара начали появляться морщины. Публику все больше заботили проблемы диетического питания, и она все больше обращалась к натураль­ным пищевым продуктам. А чипсы "Прингл" представлялись многим чем-то синтети­ческим, сплошь состоящим из консервантов и добавок, лишенным приятного естест­венного вкуса свежеприготовленных картофельных чипсов. Один из потребителей посетовал, что по вкусу "Прингл" скорее напоминают теннисные мячи, а не карто­фельные чипсы. Подобные утверждения и послужили плацдармом для контратаки, предпринятой фабрикантами свежих чипсов во главе с Институтом производителей хрустящего картофеля. Они упорно утверждали, что "Прингл" — продукт, который нельзя назвать "настоящим", и даже подали на корпорацию "Простер энд Гэмбл" в суя пытаясь добиться запрета называть "Прингл" картофельными чипсами.

Одновременно некоторым потребителям чипсы "Прингл" казались слишком дороги­ми. Эти покупатели не верили, что в жестяную коробку втиснуто такое же количество чипсов, как и в привычные пакеты конкурентов. Многие вернулись к свежим чипсам, а "Прингл" стали покупать только по особым случаям.

Объем продаж упал до 80 млн долл. Но корпорация "Простер энд Гэмбл" не собира­лась сдаваться. Вместо этого она поглубже заглянула в свое хранилище профессиональ­ных маркетинговых и технологических хитростей. Помимо всего прочего, корпорация несколько раз меняла свою рекламную кампанию. Появились объявления, демонстри­рующие, что содержимое коробки "Прингл" так же с верхом заполняет салатницу, как и содержимое пакета обычных чипсов. Позднее реклама сосредоточила внимание на тех­нологии производства, дабы иметь возможность подчеркнуть, что в чипсах "Прингл" "нет никаких консервантов, никаких искусственных компонентов".


В 1980 г. корпорация "Простер энд Гэмбл" выпустила на рынок "новый, усовершенст­вованный" вариант чипсов "Прингл" в надежде дать товару возможность начать новый жизненный цикл. Корпорация считала, что благодаря более удачному сочетанию в ре­цептуре продукта соли и кухонного жира ей удалось преодолеть одну из основных труд­ностей и сделать чипсы "вкуснее". Эти новые, усовершенствованные чипсы "Простер энд Гэмбл" предложила в обычном, утонченном и "гофрированном" варианте. При повтор­ном выходе на рынок ассигнования на рекламу возросли с 339,7 тыс. долл. в 1980 г. до 8 млн долл. в 1981 г., а основной темой рекламной кампании стал девиз "Я без ума от вкуса новых чипсов "Прингл". За первые три месяца продаж доля товара на двухмилли­ардном рынке картофельных чипсов выросла с 4,5 до 5,5%.

"Простер энд Гэмбл" ведет по-настоящему азартную рыночную игру с верой, что и на этот раз чипсы "Прингл" ждет победа. Убытки, составившие уже 200 млн долл., не охладили пыла этого терпеливо-упорного деятеля рынка, который никогда не жалел, что потратил 10 лет на разработку зубной пасты "Крест" и несколько лет на разра­ботку шампуня "Хэд энд шоулдерс", ставших рыночными удачами.

Фирма должна уметь создавать новые товары. Кроме того, она должна уметь управлять их производством с учетом меняющихся вкусов, перемен в технологии и в состоянии конкуренции. За время своего существования любой товар как бы проходит жизненный цикл из четырех этапов: этап выведения на рынок, этап роста, этап зрело­сти и этап упадка.

Существование жизненного цикла товара означает, что перед фир­мой встают две крупные проблемы. Во-первых, она должна своевре­менно изыскивать новые товары для замены находящихся в стадии упадка (проблема разработки новинок). И во-вторых, фирма должна уметь эффективно организовывать работу с ныне существующими то­варами на каждом из этапов их жизненного цикла (проблема стратеги­ческого подхода к этапам жизненного цикла товара). Некоторые ком­пании, не умея как следует работать с существующими товарами, кон­центрируют свои усилия на создании новинок. Другие, наоборот, направляют энергию на работу с существующими товарами в ущерб созданию достаточного количества новинок с расчетом на будущее. Фирме необходимо как-то сбалансировать эти две крайности.

Сначала мы с вами рассмотрим проблему создания новых товаров, а затем проблемы успешной работы с ними на всех этапах жизненно­го цикла.

Стратегия разработки новых товаров

С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирма не может полагаться только на существующие ныне товары. Потребитель хочет и ждет новых и усовершенствован­ных изделий. И конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить его этими новинками. Следовательно, у каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров.


Компания может заполучить новинки двумя способами. Во-первых, путем приобретения со стороны, т.е. купив целиком какую-то фирму, патент или лицензию на производство чужого товара. И во-вторых, благодаря собственным усилиям, т.е. создав у себя отдел исследований и разработок.

Остановимся на процессе разработки новых товаров. Под "новин­ками" мы подразумеваем оригинальные изделия, улучшенные вари­анты или модификации существующих товаров, а также новые мар­ки — плоды НИОКР фирмы-производителя. Одновременно мы рас­смотрим вопрос, считает ли потребитель вновь предложенный ему товар новинкой.

Новаторство может быть делом весьма рискованным. На своей злосчастной модели "Эдзел" фирма "Форд" потеряла, по оценкам специалистов, около 350 млн долл. (Врезка 9.1). Примерно в 100 млн долл. обошлась корпорации "Дюпон" неудача с ее синтетической ко­жей "корфам" (Заставка к гл. 5). Катастрофой обернулась попытка фирмы "Ксерокс" выйти на рынок компьютеров. Никогда не окупят­ся капиталовложения в создание французского авиалайнера "Кон­корд". На рынке фасованных товаров широкого потребления неодно­кратно терпели неудачи новинки таких умудренных опытом фирм, как "Кэмпбелл", "Жиллетт", "Левер бразерс", "Дженерал фудз", "Бристоль-Майерс" и др.

По данным одного из исследований, на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения — 20, а на рынке ус­луг — 18%. Особенно тревожен уровень неудач новых товаров широ­кого потребления.

Почему терпят неудачу новинки? Причин тут несколько. Высоко­поставленный руководитель может "протолкнуть" милую своему сердцу идею, несмотря на отрицательные результаты проведенного маркетингового исследования. В другом случае сама идея была хо­роша, но явно переоценили объем рынка. Может оказаться, что товар в его реальном исполнении сконструирован не так, как надо. А воз­можно, его неправильно позиционировали на рынке, неудачно рек­ламировали или назначили на него чересчур высокую цену. В ряде случаев затраты на разработку товара оказываются гораздо выше расчетных, а иногда ответный удар конкурентов оказывается силь­нее, чем ожидали.

Таким образом, перед фирмой стоит дилемма: с одной стороны, разрабатывать новые товары необходимо, а с другой — шансов на ус­пех новинок не так уж много. Ответ частично заключается в том, чтобы целенаправленно сориентировать фирму, организационно при­способив ее к работе с новинками. Кроме того, группы специали­стов — создателей новых товаров должны тщательно прорабатывать каждую стадию создания новинок. Основные этапы этого процесса представлены на рис. 9.1 и описаны ниже.


Врезка 9.1 • Одна из самых дорогих товарных неудач всех времен — автомобиль "Эдзел" фирмы "Форд"

Одна из самых дорогих товарных неудач всех времен — автомобиль "Эдзел" фирмы "Форд", выпущенный на рынок в 1957 г. Уже в начале 50-х годов фирма "Форд" начала ощущать необходимость пополнения своего ассортимента новой моделью. В те годы на автомашины "Форд" и "Шевроле" приходилось по 25% автомобильного рынка. Но было и одно различие. С ростом благосостояния владельцы автомобилей "Шевроле", выпускаемых фирмой "Дженерал моторе", поднимались до уровня вла­дельцев моделей типа "Понтиак", "Бьюик" и "Олдсмобиль", выпускаемых той же "Дженерал моторе". Разбогатевшие владельцы "Фордов" при покупке более доро­гих машин также предпочитали модели "Понтиак", "Бьюик" и "Олдсмобиль". Более дорогая модель фирмы "Форд" — "Меркурий" — им не нравилась, а элегантный фордовский "Линкольн" был не по карману.

Нужно было создать автомобиль среднего класса стоимости, привлекательный для преуспевающих владельцев обычных "Фордов" и "Шевроле". Проведенное фир­мой "Форд" маркетинговое исследование показало, что представители численно растущего среднего класса готовы покупать автомобили более высокого качества. Изучив демографические характеристики, желания и предпочтения владельцев автомобилей, фирма "Форд" приступила к созданию модели, которая привлекла бы к себе этих покупателей. Конструктивные особенности новинки держали в сек­рете, хотя фирма постоянно распространяла пропагандистские материалы, стре­мясь обострить интерес общественности к скорому появлению нового, уникального автомобиля. Не считаясь с огромными затратами, фирма решила организовать продажу модели "Эдзел" через отдельную дилерскую сеть. "Эдзел" должен был продаваться только дилерами, которым было предоставлено для этого исключи­тельное право. При выборе имени для модели фирма рассмотрела 6000 названий, включая ряд предложенных поэтессой Марианной Мур. Отвергнув их все, фирма назвала автомобиль "Эдзел" в честь единственного сына Генри Форда.

Модель "Эдзел" была выпущена на рынок с большой помпой 4 сентября 1957 г. За один день удалось продать и получить заказы на 65 тыс. машин. Это был день триумфа, но единственный день. Несмотря на то, что более двух с половиной мил­лионов человек побывали в салонах, чтобы посмотреть на новинку, купили ее не­многие. К январю 1958 г. фирма ликвидировала сеть дилеров с исключительным правом продажи модели "Эдзел" и одновременно создала у себя новое произ­водственное отделение "Меркурий-Эдзел Линкольн". В ноябре 1959 г. модель "Эдзел" была снята с производства.

Почему "Эдзел" потерпел неудачу? Во-первых, многим потребителям автомобиль просто не понравился. Передняя часть машины была выстроена по вертикали, а зад­няя — по горизонтали, словно над противоположными концами автомобиля работали разные группы дизайнеров. Более того, довольно странный вид решетки радиатора дал повод для множества шуток с фрейдистским уклоном. Во-вторых, фирма "Форд" рекламировала "Эдзел" как автомобиль нового типа. Однако потребители не ус­мотрели в нем новизны. Для них он стал просто очередным автомобилем среднего класса стоимости. Так что фирма оказалась жертвой собственных чрезмерных обе-


щаний. В-третьих, спеша выпустить новый автомобиль, фирма "Форд" ослабила внимание к контролю качества, и многие "Эдзелы" оказались с браком.

Неудачным было и время выхода с автомобилем на рынок. "Эдзел" появился в 1957 г., когда в экономике как раз наметился глубокий спад. Людям нужны были машины подешевле, и они начали покупать "Фольксвагены" и модель "Рамблер" корпорации "Америкэн моторе". Публика резко отрицательно реагировала на сверкающие хромом претенциозные автомобили типа "Эдзел". А ведь, по резуль­татам предварительных исследований, ничто не предвещало ни грядущих перемен в экономике, ни изменений в потребительских предпочтениях. "Эдзел" пал жерт­вой несовершенного планирования и неудачного выбора времени. Все это обош­лось фирме "Форд" в 350 млн долл. убытков.

Рис. 9.1. Основные этапы разработки товара-новинки

Формулировка идей

Разработка нового товара начинается с поиска идей для новинки. Поиски эти должны вестись систематически, а не от случая к слу­чаю. В противном случае фирма может найти десятки идей, но большинство из них не подойдет с точки зрения специфики ее дея­тельности. В одной из фирм новинка после проведения исследований, стоивших более миллиона долларов, прошла весь путь до стадии окончательного утверждения и была отвергнута высшим руково­дством, которое решило, что фирме не следует вторгаться в данную сферу деятельности.

Создав четкую стратегию разработки новых товаров, высшее ру­ководство может исключить возникновение подобных ситуаций. Оно должно определить, на какие товары и какие рынки следует обра­щать основное внимание. Оно должно сформулировать, чего именно стремится достичь фирма с помощью новинок: поступления больших количеств наличности, доминирующего положения в рамках опреде­ленной доли рынка или каких-то иных целей. Оно должно ясно зая­вить, каким образом следует распределять усилия между созданием оригинальных товаров, модификацией существующих товаров и имитацией товаров конкурентов.


Существует множество прекрасных источников идей для создания новинок. Наиболее логичной стартовой площадкой в поиске таких идей являются потребители. За их нуждами и потребностями можно следить с помощью опросов клиентуры, групповых обсуждений, по­ступающих писем и жалоб. Другим источником идей являются уче­ные, поскольку они могут изобрести или отыскать новые материалы или свойства, которые приведут к созданию оригинальных или усо­вершенствованных вариантов существующих товаров. Кроме того, фирме необходимо следить за товарами конкурентов, выявляя среди них наиболее привлекательные для покупателей. Еще одним хоро­шим источником идей служат торговый персонал и дилеры фирмы, находящиеся в повседневном контакте с покупателями. Среди про­чих источников идей — изобретатели, патентные поверенные, лабо­ратории университетов и коммерческие лаборатории, консультанты сферы промышленности, консультанты по проблемам управления, рекламные агентства, фирмы маркетинговых исследований, профес­сиональные ассоциации и отраслевые издания (Врезка 9.2).

Отбор идей

Цель деятельности по формулировке идей заключается в выработке как можно большего их числа. Цель последующих этапов — сократить это число. Первым шагом на этом пути является отбор идей.

Цель отбора — как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи. В большинстве фирм специалисты должны излагать идеи но­винок в письменном виде на стандартных бланках, которые переда­ются затем на рассмотрение комиссии по новым товарам. В такой за­явке содержится описание товара, целевого рынка и конкурентов, делаются грубые прикидки относительно размеров рынка, цены то­вара, продолжительности и стоимости работ по созданию новинки, стоимости ее производства и нормы прибыли.

Даже в том случае, когда идея представляется хорошей, возникает вопрос: подходит ли она для конкретной фирмы — хорошо ли согласу­ется с ее целями, стратегическими установками и ресурсами? Многие фирмы разработали специальные системы оценки и отбора идей.

Разработка замысла и его проверка

Теперь уцелевшие после отбора идеи надо превратить в замыслы товаров. Важно провести четкое различие между идеей, замыслом и образом товара. Идея товара — это общее представление о возмож­ном товаре, который фирма могла бы, по ее мнению, предложить рынку. Замысел товара — проработанный вариант идеи, выражен­ный значимыми для потребителя понятиями. Образ товара — кон­кретное представление, сложившееся у потребителей о реально суще­ствующем или потенциальном товаре.


Врезка 9.2. Пусть не иссякнет поток безумных новых идей

В безумных идеях недостатка нет. В свободное от работы время Берт Шульман изобрел немало любопытных вещей: приспособление, сдувающее дым из-под но­са работающего паяльником; радиоприемник с будильником, который предчувст­вует снегопад или дождь и будит хозяина раньше обычного; маленькую машинку для улучшения кровообращения у руководителей с сидячей работой, которая не­прерывно перемещает их ступни вверх-вниз; приспособление, позволяющее ды­шать чистым воздухом автомобилистам, попавшим в транспортную пробку; ульт­развуковые щипчики для удаления раз и навсегда нежелательных волос и машинку для бегунов трусцой, которая крепится на спине и помогает человеку бежать со скоростью 20 миль в час. К сожалению, ни одно из этих изобретений не имело коммерческого успеха.

Но иногда безумная идея срабатывает. Что вы скажете насчет контактных линз для куриц? Роберт Гаррисон изобрел их, работая у владельца одной из крупных пти­цеферм в штате Орегон. В 1978 г. поголовье кур составляло 470,8 млн штук, при­чем на крупных фермах их было более чем по 10 тыс. Выращивание несушек — дело большое и сложное, и нужно было какое-то приспособление, которое меша­ло бы курам заклевывать друг друга до смерти и заставляло бы их сосредоточиться на корме и откладывании яиц. Куриный гребешок и то, как курица держит голову, позволяют определить ее ранг в иерархии стада. Если курицы не видят гребешков соседок, случаи расклева резко сокращаются. Курица, носящая контактные линзы, видит только в пределах 25-30 сантиметров от себя и не в состоянии рассмотреть гребешки соседок. Одновременно линзы помогают решить еще одну проблему — кормежку птиц, которых другие не так-то просто подпускали к кормушке. По­скольку птицеводческие хозяйства уже тратили деньги на обрезку клювов птиц, чтобы предотвратить расклев, а операции эти нередко сопровождались травмами, применение линз обеспечивает в конечном счете экономию средств.

Кто знает, что появится в дальнейшем? Контрацептивный корм для домашних жи­вотных, который не позволит кошкам сильно размножаться? Не смейтесь. Фирма "Карнейшн компани" из Лос-Анджелеса уже работает над его созданием.

РАЗРАБОТКА ЗАМЫСЛА ТОВАРА. Предположим, автомобиле­строитель нашел путь создания электромобиля, который может пере­двигаться со скоростью 50 миль в час и проходить 100 миль до оче­редной подзарядки. По оценке этого производителя, эксплуатацион­ные расходы электромобиля будут примерно вдвое ниже, чем у обычной машины.

Это идея товара. Однако потребители товарных идей не покупают. Они покупают замысел товара. Задача деятеля рынка — проработать идею до стадии ряда альтернативных замыслов, оценить их сравни­тельную привлекательность и выбрать лучший из них.

Среди товарных замыслов электромобиля могут быть следующие.


Замысел 1. Недорогой мини-автомобиль, предназначенный для
использования в качестве второго семейного автомобиля для
поездок хозяйки за покупками в ближайшие магазины. Это
автомобиль, идеально приспособленный для загрузки покупок и
перевозки детей, автомобиль, в который легко садиться.

Замысел 2. Электромобиль средних размеров и средней стои­
мости на роль универсального семейного автомобиля.

Замысел 3. Малогабаритный автомобиль спортивного вида
среднего класса стоимости, рассчитанный на молодых людей.

Замысел 4. Недорогой мини-автомобиль в расчете на сознатель­
ного потребителя, которого интересует средство передвижения
с невысокими издержками на топливо и низкой степенью загрязне­
ния окружающей среды.

ПРОВЕРКА ЗАМЫСЛА ТОВАРА. Проверка замысла предусматри­вает опробование его на соответствующей группе целевых потребите­лей, которым представляют проработанные варианты всех замыслов. Вот результаты проработки замысла 1.

Экономичный прогулочный электромобиль класса "мини" на четырех человек. Вели­колепно подходит для поездок за покупками и визитов к друзьям. Обходится в экс­плуатации вдвое дешевле аналогичных автомобилей с бензиновым двигателем. Раз­вивает скорость до 50 миль в час и проходит 100 миль до очередной подзарядки. Цена — 6000 долл.

Потребителя просят высказать свою точку зрения на этот замысел в виде ответов на следующие вопросы.

1. Понятен ли вам замысел электромобиля?

2. В чем вы видите явные выгоды электромобиля перед обычным?

3. Достоверны ли, по вашему мнению, утверждения, высказан­
ные об электромобиле?

4. Сможет ли электромобиль удовлетворить какую-то вашу на­
сущную нужду?

5. Каким образом можно было бы, по вашему мнению, усовер­
шенствовать различные свойства электромобиля?

6. Кто будет принимать участие в принятии возможного решения
о покупке? Кто будет пользоваться электромобилем?

7. Какой, по вашему мнению, должна была бы быть цена элек­
тромобиля?

8. Предпочли бы вы электромобиль обычному автомобилю? Для
каких целей?

9. Купили бы вы электромобиль? (Определенно да; вероятно, да;
вероятно, нет; определенно нет.)

Ответы потребителей помогут фирме определить, какой вариант замысла обладает наибольшей притягательной силой. Например,


предположим, что на последний вопрос о намерении совершить по­купку 10% потребителей ответили "определенно да" и еще 5% — "вероятно". Фирма соотносит эти цифры с соответствующей общей численностью представителей конкретной целевой группы и рассчи­тывает объем сбыта. Но в этом случае расчетные величины будут су­губо ориентировочными, поскольку люди не всегда претворяют в жизнь высказываемые намерения.

Разработка стратегии маркетинга

Предположим, что наилучших результатов добился в ходе опроса замысел 1. Теперь предстоит разработать предварительную стратегию маркетинга по выходу на рынок с конкретным электромобилем.

Изложение стратегии маркетинга состоит из трех частей. В пер­вой части дается описание величины, структуры и поведения целево­го рынка, предполагаемого позиционирования товара, а также пока­зателей объема продаж, доли рынка и прибыли на несколько бли­жайших лет. Вот как это может выглядеть.

Целевой рынок состоит из домохозяйств, нуждающихся во втором автомобиле для поездок за покупками и визитов к друзьям. Автомобиль будет позиционирован как более экономичное при покупке и в эксплуатации, а также более прогулочное



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: