В то время как теория и подход Тайлора вскоре были оспорены, а затем маргинализированы в




В пользу других способов де

fi

объясняя и/или объясняя религию или ее происхождение, утверждение
о том, что люди (где-то) “верят в духов”, поддерживало термин “анимизм” в обращении.
Однако он выжил, приняв ограничение на его значение. То есть в работе Тайлора
“анимизм” был синонимом “религии” и идентичности

fi

ред. То, что он предложил
считать основным фактом всех религий: вера в духов. Когда это стало означать только некоторые религии,
то есть те религии, которые якобы не подчеркивали веру в одно божество, но взаимодействовали
с другими “духовными” существами, это изменилось. Это больше не привлекало внимания к де

fi

нин
характерен для всех религий, но только для подмножества локальных религий. Это часто подразумевало
меньшую степень развития, на что указывало отсутствие текстов, институтов или теологов.
Это также указывало на то, что местное влияние “духов” превосходит глобальные или универсальные
божества монотеистических религий. Это употребление остается актуальным в книгах
, в которых определенный процент населения страны определяется как “христиане”, “мусульмане” или “анимисты” (например
, Jok 2010). Возможно, это имело мало смысла для Тайлора, для которого все религиозные люди были
анимисты, но это служит цели привлечения внимания к людям, которые придерживаются
“традиционных” практик. Это изменение использования лежит в основе обсуждения в

Главы 4

и

, в то время как в

Принятие “анимизма” как самоидентификации

fi

Катион некоторыми западноафриканскими народами отмечается в

Главы 5

и

.

На первый взгляд, личность

fi

представление (самим собой или теми, кто их изучает) об
увеличении числа язычников как об “анимистах” или об аспекте их религии как об “анимизме”
кажется похожим. Это отмечается в

Главы 26

,

и

(но также см. Г. Харви 2005b, 2011a;
Раунтри 2012). Дидактические романы Дэниела Куинна (1995, 1996, 1997, 1999) и некоторая
творческая литература (как описано в

Часть VII

; но для других примеров см. Правосудие 2011 и
Гарнер 2012) иллюстрируют более широкий охват и привлекательность использования “анимизма” для идентификации

ВВЕДЕНИЕ

защитник окружающей среды или радикально настроенная духовность. Возможно, тоже поклонники японской
анимации (анимированной

fi

Lms), обсуждается в

Глава 38

, может быть, такой анимист.
Однако это не так просто. Хотя в этих религиозных движениях и
культурных продуктах есть ссылки на предполагаемые “верования в духов” или на оживление мира
“духовными” существами (например, “духами природы”), очевидна альтернативная тенденция. Это перекликается с
использованием термина “анимизм”, который больше ассоциируется с Хэллоуэллом, чем с Тайлором. Этот анимизм
относится к образу жизни, который предполагает, что мир-это сообщество живых людей, все
они заслуживают уважения, и, следовательно, к способам воспитания хороших отношений между людьми
разных видов. Работы Холлоуэлла (особенно Холлоуэлла 1960 года) являются одними из наиболее
часто цитируемых ссылок в этой книге и в работах, посвященных “новому анимизму”
(Г. Харви, 2005а, 2006а).

Идеи Хэллоуэлла были сформированы в результате обучения среди оджибве или Анишинаабег

Манитоба, Канада. A

fi

первый шаг в понимании этого можно сделать, осознав, что в
оджибве и родственных алгонкийских языках существует широкое грамматическое различие
между одушевленными и неодушевленными существительными и родственными частями речи. (Смотрите онлайн
словарь народа Оджибве, https://ojibwe.lib.umn.edu/, с его инструментом поиска и его “ключом к
частям речи оджибве”.) Камни, например, считаются принадлежащими к “одушевленному полу”. В
ставшем классическим и широко обсуждаемом вопросе Хэллоуэлл спросил уважаемого старейшину: “Все
ли камни, которые мы видим здесь вокруг нас, живые?” В грамматике Оджибве камни одушевлены так же, как и таблицы
грамматически женственны на французском языке. Поэтому правомерно спросить, раскрывают ли
такие способы выражения что-либо отличительное от более широкой культуры. Хэллоуэлл
узнал, что камни действительно могут быть обработаны в различных местных и культурных условиях

fi

c способами
одушевленных личностей. Последствия этого наблюдения стали основополагающими для большей
части современных дебатов об анимизме. Поэтому Хэллоуэлл обсуждается во многих
следующих главах. На данный момент в этой ориентации на описательные роли, которые играет
термин “анимизм”, достаточно отметить, что предполагаемая индивидуальность камней является одной из особенностей
анимированного, реляционного космоса традиционного народа оджибве.

Когда анимизм понимается как “убеждения о духах”, рассматривался другой набор явлений
, иллюстрирующих его. Драматические ритуалы для борьбы с нежелательной “одержимостью "
“духами” привлекли значительное внимание ученых. Некоторые главы в

Часть V

сосредоточьтесь
на одержимости и тех, кто имеет с ней дело, особенно шаманах и медиумах, обещая
оживить изучение соответствующих видов деятельности и идей. Они не всегда обращали внимание на
более широкий культурный контекст, но иногда сосредотачивались на драматических ритуалах или переживаниях
(например, “трансе”), но все меняется (см. Г. Харви, 2010; Шмидт и Хаскинсон, 2010).
Аналогично, но также со значением

fi

не может быть различий, когда анимизм понимается как “отношение
к миру как к сообществу”, он может повлечь за собой нежелательную агрессию со стороны “не -
людей” (термин Хэллоуэлла для более широкого сообщества, не следует ошибочно принимать за ссылку только
на “неэмпирические” постулаты). Многие главы, особенно в

Части II

и

III

, вступайте в
сложные отношения, связанные с охотой и потреблением живых существ. Иногда
люди заявляют о необходимости поговорить с потусторонними “владельцами” видов добычи или успокоить
их. В таких контекстах “анимизм” может обозначать межвидовой этикет охотников - собирателей
, а также их онтологические и/или эпистемологические проблемы.

Связанный с этим диапазон возможностей для рассмотрения того,что термин “анимизм” и идеи
о “одержимости духом” могут идентифицировать или описывать, заключается в том, что они касаются познания,
сознания и/или присвоения полномочий. Психолог Жан Пиаже предложил
(1929, 1932, 1933, 1952, 1954) что анимизм является стандартной фазой в детском развитии

ВВЕДЕНИЕ

в которой предполагается, что каждый опыт является результатом чьего-то преднамеренного действия.
Однако многие взрослые продолжают заниматься анимистическими вещами даже в культурах, которые не
поощряют их к этому энергично. Называние автомобилей и ругань в адрес непокорных компьютеров
являются распространенными примерами персонализации мира – даже если, когда на них давят, люди
настаивают, что на самом деле они не ожидают положительного ответа от неодушевленных машин. Главы в

Часть IV



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: