Требует от нас внимания не к материальности как таковой, а к
fl
Потоки и
fl
Потоки материалов.
Мы обязаны, как говорят Делез и Гваттари, следовать этим
fl
Потоки, прослеживающие пути
Порождение форм, куда бы они ни вели. В-четвертых, я определю конкретные
fi
в смысле, в
котором движение по этим путям является творческим: это означает читать творчество “вперед”, как
импровизационное присоединение к формирующим процессам, а не “назад”, как
похищение из
fi
законченный объект для намерения в уме агента. Наконец, я
продемонстрирую, что пути или траектории, по которым разворачивается импровизационная практика
, не являются связями, и они не описывают отношения между одной сущностью и другой. Это
скорее линии, по которым вещи постоянно возникают. Таким образом, когда я говорю о
переплетении вещей, я имею в виду это буквально и точно: не сеть связей
, а сеть переплетенных линий роста и движения.
ОБЪЕКТЫ
И
ВЕЩИ
Сидя в одиночестве в своем кабинете, когда я пишу, может показаться очевидным, что я окружен
всевозможными предметами, начиная со стула и стола, которые поддерживают мое тело и мою работу, и заканчивая блокнотом, на
котором я пишу, ручкой в моей руке и очками, балансирующими на моем носу. Представьте на
мгновение, что каждый предмет в комнате волшебным образом исчезнет, оставив только голое
fl
Пол, стены и потолок. Если не стоять или не расхаживать по
fl
половицы, я ничего не мог поделать.
Комната, лишенная предметов, мы могли бы разумно заключить, что она практически непригодна для проживания. Чтобы
сделать его готовым к любой деятельности, он должен быть обставлен мебелью. Как утверждал психолог Джеймс Гибсон
, представляя свой экологический подход к визуальному восприятию, обстановка комнаты
включает в себя возможности, которые позволяют жителям проводить там свою повседневную деятельность:
стул позволяет сидеть, писать ручкой, видеть очки и так далее. Однако гораздо более
спорно, что Гибсон расширил свои рассуждения, исходя из внутреннего пространства комнаты
к окружающей среде в целом. Он просит нас представить себе открытую среду, “планировку
, состоящую только из поверхности земли” (J. J. Gibson 1979: 33). В предельном случае – что
|
СУЩЕСТВОВАНИЕ
ЖИВОЙ
ДЛЯ
A
МИР
БЕЗ
ОБЪЕКТЫ
то есть, при отсутствии каких бы то ни было объектов – такая среда была бы реализована как
идеально ровная равнина, с безоблачным небом наверху и твердой землей внизу, простирающейся
во всех направлениях до великого круга горизонта. Какое это было бы пустынное место! Как
и
fl
доски пола в комнате, поверхность земли позволяют только стоять и ходить.
То, что мы можем делать что-то еще, кроме этого, зависит от того факта, что открытая среда, как
и внутренняя комната, обычно загромождена предметами. “Обстановка земли, - пишет
Гибсон, - как и обстановка комнаты, - это то, что делает ее пригодной для жизни” (там же: 78).
Давайте теперь выйдем из уединенного кабинета и прогуляемся на свежем воздухе.
Наш путь ведет нас через лесную чащу. Окруженная со всех сторон стволами и
ветвями, окружающая среда, безусловно, кажется захламленной. Но загроможден ли он предметами?
предположим, что мы фокусируем свое внимание на определенном дереве. Вот он, укорененный в земле,
ствол поднимается, ветви раскинуты, раскачиваются на ветру, с почками или без листьев или без них,
в зависимости от сезона. Значит, дерево-это объект? Если да, то как мы должны де
|
fi
не так ли? Что
такое дерево, а что не - дерево? Где кончается дерево и начинается остальной мир? На эти
вопросы нелегко ответить – по крайней мере, не так легко, как, по-видимому, на
предметы мебели в моем кабинете. Является ли кора, например, частью дерева? Если я отломлю
кусочек в своей руке и внимательно понаблюдаю за ним, я, несомненно,
fi
обнаружите, что в нем обитает великое
множество крошечных существ, которые зарылись под ним и устроили там свои дома. Являются ли они
частью дерева? А как насчет водорослей, которые растут на внешней поверхности ствола, или
лишайников, которые свисают с ветвей? Более того, если мы решили, что
насекомые, сверлящие кору, принадлежат дереву так же, как и сама кора, то, по - видимому, нет особых
причин исключать других его обитателей, включая птицу, которая строит там свое гнездо, или
белку, для которой он предлагает лабиринт лестниц и трамплинов. Учитывая, что тоже,
что характер этого конкретного дерева в такой же степени зависит от того, как оно реагирует на
порывы ветра, в покачивании его ветвей и шелесте его листьев, мы можем
задаться вопросом, может ли дерево быть чем - то иным, чем деревом в воздухе. Значит, ветер
не так присущ дереву,как его древесина?
Эти
fl
рассуждения приводят меня к выводу, что дерево-это вообще не объект, а вещь.
“Объект”, - пишет философ дизайна Вилем Флуссер (1999: 58), - “это то, что мешает
, проблема, брошенная на вашем пути, как снаряд” (от латинского obiectum, греческая
проблема). Стоя перед нами как свершившийсяфакт, он преграждает нам путь. Чтобы продолжить, мы
должны либо
|
fi
найдите способ обойти это, устранить это или добиться прорыва. Вещь,
напротив, увлекает нас по самим путям своего становления. Это, если хотите, “продолжение
” – или, лучше, место, где несколько событий переплетаются вплетенный. Как выразился философ
Мартин Хайдеггер, хотя и довольно загадочно, вещь представляет себя “в своем
происхождении из внешнего мира” (Хайдеггер 1971: 181). Это особое собрание
или переплетение нитей жизни. Пример, который Хайдеггер использовал для иллюстрации своего
спор был простым кувшином. Он утверждал, что сущность кувшина заключается не в его физической
сущности и не в его формальном внешнем виде, а в его способности собирать, удерживать и отдавать
(там же: 166-74). Конечно, существует прецедент такого взгляда на вещи как на
собрание в древнем значении этого слова, как на место, где люди собирались бы для решения
своих дел. Как отмечает исторический географ Кеннет Олвиг (2008), в блестящем
описании политической географии раннесредневековой Ютландии это место собирает
жизни людей, живущих на этой земле, хранят их коллективную память и излагаются в
постановлениях и постановлениях неписаного закона. Ютландия усеяна такими местами.
Значит, присутствовать на каком-то мероприятии-это не значит быть запертым, а быть приглашенным на собрание.
ЖИЛИЩЕ
С
(
ИЗ
)
ВЕЩИ