Понятия большинство специалистов согласны, что seidr требует соединения с
культурно-духовной группы, то вы видели по-разному, как общины богов,
предков, других духов - существ; и что он включает в себя элементы ритуального представления, в частности,
те песни или транса, штат, который отмечает состояние практикующего и, зачастую,
помост или место, из которого она или он может говорить или петь будущих возможностей или
подвески. Описания и научные обсуждения seidr в прошлом включают, в рамках археологических-
ология, Прайс (2001), о дохристианском седре в сагах, Стрембек (1935) (на шведском языке) и
недавно Толли (2009), который рассматривает седр как развитие более общих
“индоевропейских” практик в рамках специфики
fi
c география Северной Европы, в то время как Дюбуа
(1999) обсуждал связи между seiðr и практиками близлежащих “шаманских” культур,
в частности шаманизма саами. Различные типы практики seidr в современных сообществах
проанализированы Блейном (2002a,b, 2005) и Линдквистом (1997).
Описание, на которое больше всего полагаются, взято из Саги об Эрике Красном. Это описывает
визит прорицательницы или спасительницы по имени Орб Йорг на ферму в Гренландии примерно
в 1000 году нашей эры. Ферма находится в отчаянном положении из-за угрозы голода, и ее
приглашают туда, чтобы рассказать о будущей судьбе фермы и общины. Хотя
нет никаких свидетельств того, что в этом рассказе описывается конкретный “реальный” человек, он является одним
из наиболее подробных из всех отдельных персонажей саг; в нем описывается поведение провидицы
одежда и обувь, посох, плащ, даже посуда для еды, которую она приносит. На ней капюшон из
шкуры ягненка, подбитый кошачьей шкурой, и белые перчатки из кошачьей кожи. Ее платье подпоясано поясом
из тачвуда, с которого свисает сумка для хранения магических предметов. Ее плащ синего цвета, застегнутый
на ремни и украшенный камнями, а камни украшают головку ее посоха. Ее телячья кожа
|
СОЗНАНИЕ
,
УБЛЮДКИ
И
ПРЕДКИ
туфли завязаны толстыми шнурками, с жестяными пуговицами на концах. Ее просят предсказать
прогресс общины; она ест кашу, приготовленную из козьего молока
или молозива, и из сердец сельскохозяйственных животных – это в общине, которой угрожает
голод, – и на следующий день для нее приготовлено “высокое сиденье” или платформа с подушкой
, набитой куриными перьями, где она будет сидеть, чтобы предсказать. Ее ритуальные практики требуют
, чтобы была спета специальная песня, призывающая или связывающая “силы” или духов, чтобы она могла обрести
их знания, в трансе. На следующий день она сидит на возвышении (seiðhjallr) и
оттуда говорит. Вот недавний перевод этого сообщения:
Позже на следующий день ей предоставили вещи, необходимые для проведения
магических обрядов. Она спросила женщин, которые знали песнопения, необходимые для
проведения магических обрядов, которые называются песнями оберега (Varðlok). Но таких женщин
не было видно. Затем домочадцев спросили, есть ли кто
-нибудь, обладающий такими знаниями.
Гудрид ответила: “У меня нет ни магических способностей, ни дара пророчества, но
в Исландии моя приемная мать, Халльдис, научила меня песнопениям, которые она называла песнями прихода”.
[После некоторых уговоров] Женщины образовали защитное кольцо вокруг платформы
, поднятой для колдовства, на которой восседал Торбьерг. Гудрид произнесла песнопение так хорошо
и так красиво, что люди там говорили, что никогда не слышали, чтобы кто-то декламировал
более красивым голосом.
|
Провидица поблагодарила ее за пение. Она сказала, что было привлечено много духов
, которые сочли, что заклинание справедливо услышать“, хотя ранее они хотели
отвернуться от нас и отказались выполнять наши приказы. Теперь мне ясно многое из того, что
раньше скрывалось как от меня, так и от других”.
(Kunz 2000: 658)
Ее выступление указывало на то,что ферма выживет – как и люди в ней,
в частности Гудрид, ее солист, который является одним из главных персонажей саги
(транслитерируется как Гудрид в приведенной выше цитате). Отчет ÞОрбьерга лег в основу, вместе
с другими описаниями практики, для сегодняшней практики оракульского сейра, также известного как
сейр высокого ранга или spae - работа, реконструированная различными способами группами, сосредоточенными на
разных точках в отчете. Тем не менее у нас нет доказательств того, что этот конкретный эпизод
произошло. Повествование и написание саги датируются по меньшей мере двумя столетиями
после описанного инцидента, и нам рассказывают об этом в качестве предыстории и введения для
героини Гудридр. Однако подробности на этот счет могут свидетельствовать о том,
seeresses были мысли людей, утверждающих, что быть их потомками и наследниками и
сохранением истории из своей практики, в том числе их костюмы, их жизненный путь, как они
могут рассматриваться в кризисное время, как они должны себя вести, и что они
нужно было бы поговорить об этом с духами. Вот как я отношусь к этому рассказу, а также
к тому, как его читают другие современные практики. Здесь чувствуется способность провидицы
предсказывать, основанная на ее собственных навыках, а также на ее понимании культурных и
экологических ситуаций. Это “жертвоприношение
|
fi
се” животных, чтобы она могла съесть их сердца
, не является второстепенным, и, как бы сильно это ни было преувеличено или выдумано, указывает на серьезное
уважение к идее практикующего сейдра.
Учетная запись также указывает на общинный характер этой практики seidr. Провидица
работает не в одиночку – певцы нужны, и то, что они делают, очень интересно
с точки зрения анимиста. Они поют, ведомые Гудридом, чтобы привлечь и удержать “духов”, которые
СОЗНАНИЕ
И
СПОСОБЫ
ОТ
ЗНАНИЕ
раньше были неохотными. Кто или что это за духи, не уточняется.
В исландской рукописи есть слово "наттурур", которое неясно, но, похоже, относится к
каким-то природным духам. Какую форму они принимают, не сообщается. Существуют различные связи
с другими людьми, помимо людей, в связи с подготовкой. Провидица сидит на
подушке
fi
наполненная куриными перьями, она ест особую пищу из сердец сельскохозяйственных животных.
Может ли быть, что это дает связь с духами, связанными с самой фермой? В то время
как обычно учитывается, чтобы указать на пророчество (разработанное рассказчиком саги, чтобы
fi
есть
еще одно возможное прочтение, предложенное Боровским (1999):
прорицательница активно создает будущее, в котором ферма будет процветать,
с помощью этих изначально неохотных духов-помощников, которых привлекла песня.
Это связано с другим рассказом о сейдре, совершенном в общественных целях, опять
же для предотвращения голода.
В Ланднамабоке, что переводится как "книга поселений" (Палссон и Эдвардс, 1972),
рассказываются истории о первых поселенцах. Среди них была Туридр сундафилир, получившая
свое прозвище “звук-
fi