Используя эти знания, полученные из теории порядка, можно исследовать все политико-экономические концепции на предмет того, к каким последствиям приводит их реализация.
Экономическая политика централизованно управляемой экономики в структурном отношении неспособна осуществлять рациональное регулирование экономики. В.Ойкен доказал это еще в 1939 г. Она не в состоянии взаимоувязать между собой спрос и предложение миллионов людей и учесть ограниченность ресурсов. Поскольку эта система в принципе лишает индивида свободы осуществлять экономический выбор и брать на себя бремя ответственности, она рано или поздно порождает бедность. Для В.Ойкена решающим является одновременно и влияние централизованно управляемой экономики на конституцию страны. Она принуждает к установлению диктатуры и оказывается несовместимой с правовым государством и демократией.
Принципиальной альтернативой централизованно управляемой экономике во всем мире считается политика «свободной экономики». К ней относятся самые различные экономические политики рыночного хозяйства. Их общим основным принципом является то, что экономическая власть государства должна быть минимизирована, насколько это возможно. Индивиду следует предоставить возможность взять в свои руки собственные экономические интересы. Отдельно взятое лицо как потребитель лучше всего знает, что ему нужно. Отдельно взятое лицо как производитель, если он через механизм цен узнает, что потребляется, будет оптимально использовать свою рабочую силу в собственных интересах ради интересов других.
Это представление имеет свои корни в классической политэкономии и либерализме. Оно предполагает, что ценовой механизм как «естественный порядок» формируется спонтанно, сам по себе. Если бы эгоизму индивида предоставить — при соблюдении норм уголовного и гражданского права — свободу, то тогда сама по себе была бы решена проблема ограниченности. Следовало бы только отметить государственное принудительное регламентирование и одновременно легализовать частную собственность и свободу заключать договоры.
|
В действительности проведение политики «свободной экономики» положило начало революционному развитию процесса индустриализации. Но и она, в конечном счете, как показывает В. Ойкен в «Основных принципах экономической политики», ведет к несвободе и к отказу механизма регулирования экономики.
Уже на ее начальной стадии, по недоразумению названной политикой laissez-faire, были «созданы строгое право собственности, договорное право, совокупность правовых норм, касающихся товариществ, компаний или объединений, и патентное право». Тем не менее, прежние и нынешние государства с рыночной ориентацией сделали возможным лишь одно: свобода рынка может использоваться, чтобы исключить свободу рынка. Одновременно предоставлялась свобода путем недобросовестной конкуренции — посредством создания картелей, слияний во имя установления господства на рынке, блокады рынков, отказа осуществлять поставки, демпинга — нарушать добросовестную конкуренцию и тем самым способствовать формированию экономической власти.
В истории индустриальных государств с рыночной экономикой В. Ойкен помимо сказанного проанализировал второй шаг в направлении к концентрации власти: власть на рынке, предоставленная самой себе, может стать политической властью. Союзы промышленников и банки в состоянии вынудить правительства менять законы, предоставлять субсидии, изолировать рынки друг от друга. Успех хозяйственной деятельности определяется не столько результатами работы на рынке, сколько способностью прямо на рынке и с помощью государства как инструмента исключить конкуренцию результатов.
|
Таким образом, политика невмешательства провоцирует проведение политики интервенционизма. Государство продолжает расширять свое вмешательство в экономический процесс, в результате возрастает его зависимость от властных экономических группировок.
То, что задумывалось как четкое разъединение государства и экономики, систематически приводит к переплетению частной экономической власти с государственной властью. Экономическая политика свободной экономики независимо от ее большей или меньшей ориентированности на интервенционизм ведет к определенному типу экономического порядка: к регулированию экономики властными группировками.
Анализ, проведенный В. Ойкеном, свидетельствует о том, что экономический порядок, осуществляемый властными группировками, нестабилен и может перерасти во всеобщую групповую анархию или в диктатуру, присущую плановой экономике. В странах, в которых нет достаточных противодействующих сил, присущих демократическому и правовому государству, можно найти множество примеров подобного пути в царство несвободы и обнищания масс. На завершающем этапе подобной концентрации власти может быть положен конец свободе. «Свободный рынок» позволил, например, в Германии, возникнуть концернам, в период национал-социализма «ставшим тем строительным камнем, который без особого труда мог быть встроен в здание централизованно управляемой экономики».
|
Итак, В. Ойкен в своем фундаментальном экспертном заключении по вопросам преобразования германской экономики, составленном в январе 1946 г. по поручению союзных держав, пришел к следующему выводу: «Методы регулирования свободной экономики и централизованно управляемой экономики потерпели полное фиаско».
Существует ли выход из этой дилеммы? Ситуация представлялась безнадежной, поскольку экономические науки не были готовы к мышлению категориями экономических порядков. Ни либеральная экономика, ни выросшая из нее марксистская экономика не пришли к мысли разработать всеобъемлющие концепции экономической политики. Как одни верили в исторически неизбежную победу социализма, так другие были и остаются убежденными в неизбежной победе капитализма. В представляемой вниманию читателя книге В.Ойкен показывает, что подобной неизбежности развития не существует.
Принятие решения об экономическом порядке неизбежно, ведь непринятие решения как раз в ситуации преобразований экономики совершенно четко означает принятие решения в пользу типа порядка, связанного с регулированием экономики властными группировками. В итоге мы имеем несвободу и бедность там, где надеялись увидеть свободу и благосостояние.
Необходимы две вещи. Общество должно принять осознанное Решение относительно цели, достичь которую предстоит экономическому порядку. А задача науки — разработать концепцию политики порядков для того экономического порядка, который как можно больше соответствует этой цели. Это был труд Вальтера Ойкена и «Фрайбургской школы». Они разрабатывали концепцию конкурентного порядка для того, чтобы сделать реальностью свободу для всех и предотвратить всеобщее обнищание.
Конкурентный порядок
В. Ойкен и его друзья в предисловии к первому тому ежегодника «ОРДО» отмечали: «Отстаиваемый нами конкурентный порядок одинаково далек от обоих экономических порядков (плановой экономики и «свободного рыночного хозяйства)». «Больше или меньше государственности — это вопрос, который не затрагивает сути. Речь идет о проблеме не количественной, а качественной». Государству не следует ни предпринимать попыток регулирования экономического процесса, ни предоставлять экономику самой себе. «Государственному планированию форм — «да», государственному планированию и регулированию экономического процесса — «нет». Выявить различие между формой и процессом и поступать в соответствии с этим — вот что важно» Только так можно достичь того, чтобы не ничтожное меньшинство, а все граждане могли регулировать экономику через механизм цен. Единственным экономическим порядком, в котором это воз можно, является экономический порядок полной конкуренции. Но он реализуем только в том случае, если все участники рыночных отношений будут лишены возможности менять правила на рынке. По этому государству необходимо, используя соответствующие правовые рамки, задавать форму рынка, то есть те правила игры, по которым ведется хозяйство. «Ключевой вопрос современной экономической политики нужно трактовать именно как ключевой. Это происходит, если только создание функционирующего механизма цен
полной конкуренции превращается в важный критерий любой политико-экономической меры. Последнее является основным правовым принципом экономического конституирования».
В. Ойкен поясняет: «Недостаточно также просто запретить картели. Принцип негативен отнюдь не в первую очередь. Скорее, необходима позитивная политика экономического конституирования». Неудачу антитрестовской политики в США он объясняет тем, что в рамках конкурентного права должно было быть покончено с той концентрацией власти, которой всячески содействовала политика другого рода. Вот почему В. Ойкен требует коренного пересмотра имеющих важное значение для экономической власти сфер права, начиная с патентного, акционерного и общественного права и правовой реализацией ответственности путем последовательного предоставления гарантий. «Следует бороться не с так называемыми злоупотреблениями экономической власти, а с экономической властью», — требовал В.Ойкен в 1947 г. в одном из экспертных заключений по вопросу строительства способной функционировать экономики в свободном обществе.
В «Основных принципах экономической политики» он сделал наброски здания конкурентного порядка. «Организационные принципы» простираются от денежной политики и проблем частной собственности до вопросов открытого рынка. Однако В. Ойкен одновременно видел, что даже при создании этих рыночных условий «конкуренции результатов» могут возникнуть неприемлемые социальные и экологические последствия. По этой причине им разработаны «регулирующие принципы».
Эта всеобъемлющая концепция противостоит пунктуальным рецептам, которым ныне следуют проводники экономической политики и которые экономисты широко предлагают странам Восточной Европы и Юга. Часто говорится: свобода заключения договоров и частная собственность делают возможными экономическую свободу и благосостояние для всех. «Мышление категориями порядка» показывает, что эта посылка ложна, поскольку недостаточно ее одной.
Частная собственность в конкурентных условиях, или частная собственность на монополизированных рынках, или даже частная собственность в рамках частнокапиталистической централизованно управляемой экономики (скажем, в период национал-социализма в Германии) в какой-то мере настолько различны, что можно практически ввести в заблуждение, если использовать во всех трех порядках одно и то же правовое понятие «частная собственность». Что дает отдельно взятому крестьянину приватизация бывших государственных имений, если в конечном счете не будет свободы на рынке? Об этом говорит состояние нынешних мировых рынков. Миллионы сельских хозяев и мелких промышленников бедных стран, к примеру, могут продавать свои продукты по ценам ниже издержек производства, поскольку конкуренции результатов препятствуют поступающие из богатых индустриальных стран продукты, на которые получены субсидии, торговая монополия собственной страны или частные торговые олигополии, господствующие на мировых рынках. Это не что иное, как частичная экспроприация, для которой вовсе нет необходимости в формальном правовом акте. Для большинства людей частная собственность и свобода заключать договоры существуют лишь «формально», до тех пор пока они не будут реализованы в условиях полной конкуренции. Отчуждение и эксплуатация «капитализмом» являются, таким образом, не следствием чересчур большой конкуренции результатов, как полагали марксисты, а помимо прочего, результатом того, что ее слишком мало. Конкуренция результатов может проложить себе путь только тогда, когда государство и общество воспрепятствуют всем другим видам конкуренции. Если уголовное право и культура человеческих взаимоотношений должны исключать ведение конкуренции по принципу физического превосходства, то конкурентный порядок дополнительно ставит преграды конкурентной борьбе за экономическую власть, равно как и борьбе за оказание наибольшего влияния на правительство.
Часто экономические группировки пытаются избежать нежелательных последствий добросовестной конкуренции за счет того, что изображают ее как далекое от жизни явление. При этом зачастую понятие полной конкуренции (Vollständiger Wettiewerb) смешивается с понятием совершенной конкуренции (perfect competiton). Корни понятия совершенной конкуренции уходят в теорию неоклассической экономии. В высокой степени оно представляет собой абстрактную модель, которую нельзя per definitionem встретить в реальной жизни. Вальтер Ойкен говорил об этом еще в 1940 г.
Напротив, полная конкуренция в действительности существует. Наличие таковой в самых различных экономиках прошлого и нынешнего дня на многих или не столь многих рынках доказывается с помощью простого критерия, предложенного Ойкеном (никто не может проводить рыночную стратегию). Посредством экономического конституирования полная конкуренция может быть превращена в форму рынка, определяющую экономику в целом.
Еще одним серьезным антиподом конкурентному порядку Ойкена является социальная философия «спонтанного порядка». Сторонники этой позиции экономического эволюционизма, базирующейся на трудах лауреата Нобелевской премии Ф.А.Хайека, верят в развитие рынка по законам природы. Вот почему для Хайека политика порядков так же бессмысленна, как и для того, кто крепко придерживается марксистского закона исторического развития. Экономическое конституирование В.Ойкена стремится гарантировать «спонтанность» индивидов посредством правовых рамок, установленных независимо от рынка. Хайек допускает спонтанное развитие правового порядка через рынок со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Позднее Хайек идет еще дальше. Экономическая теория превращается в теорию всеобщей культуры. На смену идее разъяснения того, что решения могут приниматься рационально и на нравственной основе, приходит закон «групповой селекции» («групповой избирательности»). Конкуренция коллективов, будь то крупные концерны или целые культурные слои, решает все то, что составляет цивилизацию. В конкурентной борьбе они выступают за правовые порядки, моральные представления и идеи культурного строительства. То, что одерживает верх в этой конкуренции вполне оправданно, поскольку это находит признание. Поэтому Ф.А.Хайек говорит: «Мне неизвестно, что вообще социально». В. Ойкен возражает ему: «Нет ничего, что не было бы важным в социальном отношении».
«Интердепенденция порядков»
В. Ойкен выступает за экономический порядок не только потому, что последний делает возможным способное к функционированию регулирование свободы и экономическую свободу. Полная конкуренция, если выйти за ее экономический смысл, является «инструментом лишения власти» (Франц Бём). Речь идет об «интердепенденции порядков», о взаимосвязи экономического, государственного и общественного порядков. И хотя понятие «интердепенденция порядков» прослеживается по всей книге, оно имеет для Ойкена большее значение, чем для читателя. Его преждевременная смерть в 1950 г. помешала реализовать план, связанный с расширением этой части «Основных принципов экономической политики».
Форма государственного порядка и форма экономического порядка были всегда связаны с авторитарными формами государственного порядка. Для того и другого характерна тотальная концентрация власти. И наоборот, единое целое составляют полная конкуренция и демократия, ведь сама конкурентная экономика является «демократичной, поскольку в ней потребители, то есть народ, через ценообразование и на основе каждодневной взаимоувязки регулируют экономический процесс», как писал В.Ойкен в 1947 г. в одном экспертном заключении по поводу преобразования западногерманской экономики. Классическая идея разделения властей означает разделение основной государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы обеспечить взаимный контроль власти и ее ограничение. В. Ойкен обобщил это решающее социальное изобретение современности, отнеся его также к совокупному экономическому и государственному порядку. Полная конкуренция означает существование экономики максимально возможного разделения экономической власти. Она корреспондирует с Разделением властей в демократическом правовом государстве.
Это последующее развитие классической концепции разделения властей было необходимо. Экономическая власть дает возможность, даже не нарушая закона, парализовать правовое государство и демократию. Например, концерны и крупные банки в состоянии препятствовать свободному формированию законодательной властью своего волеизъявления или даже блокировать его. Последнее возможно даже вне рамок коррупции через одну только экономическую зависимость. Высокой численности рабочей силы и налоговых поступлений от немногих крупных предприятий вполне достаточно чтобы оказывать законным путем давление, которое противоречит смыслу демократических конституций, например принципам суверенитета народа и равенства прав всех граждан. Юристы «Фрайбургской школы» занимались также «самостоятельно созданным хозяйственным правом» («самостоятельно созданной совокупностью правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность»), которое «вытеснило значительную часть германского государственного гражданско-правового порядка».
В силу сказанного оказывается неверным утверждение, ныне ставшее на Западе и Востоке весьма популярным: правовое государство и рыночное хозяйство гарантируют свободу. Рыночные хозяйства, в которых наличествует концентрация власти, следует связывать исключительно с диктатурами, как это демонстрируют авторитарные государства Латинской Америки или рыночные диктатуры стран Юго-Восточной Азии.
В оставленных заметках В. Ойкен обратил внимание на ряд дополнительных последствий «интердепенденции порядков», которые могли бы дать толчок к разработке целой программы исследований. Для него речь шла при этом об обоюдной зависимости культурного развития, экономической системы и государственного порядка. Самым свежим примером тому служит всеобщая проблема концентрации власти на рынке периодических изданий и книжном рынке. Чем меньше издательства распоряжаются правом на опубликование мнений, тем ограниченнее возможность контроля общественности за государственной властью. И наоборот: чем сильнее противостоящая либеральная общественность, тем скорее давление демократических сил может притормозить протекание процесса концентрации экономической власти.
«Интердепенденция порядков» объясняет двойственный характер богатых индустриальных стран. С одной стороны, существует их экономический потенциал, а также сравнительно высокий уровень правовой государственности и демократии. С другой — нельзя не видеть границ их свободы и производительности, равно как и их специфической нестабильности. В той мере, в какой осуществляется разделение властей в государстве, между государством и экономикой, а также и внутри экономики, обосновывается свобода индивида. Чем больше разделение властей упраздняется концентрацией власти, тем большей опасности подвергается свобода. В той степени, в какой любой частичный рынок с полной конкуренцией поддерживает свободу общественной системы в целом, любой шаг к концентрации власти ведет к несвободе, бесправию и неэффективности систем централизованно управляемой экономики.
Через 40 лет после опубликования «Основных принципов экономической политики» к аналогичным результатам в своих исследованиях пришли экономисты Уолтер Адаме из Мичиганского университета и Джеймс У. Брок (штат Огайо). И в США, одном из наиболее развитых правовых государств мира, возрастает опасность подавления свободы крупными банками и крупной промышленностью. Многие последние анализы развития рынка в Северной Америке свидетельствуют о том, что все больше крупных предприятий становятся нерентабельными из-за своих размеров. И все же они выживают. И как раз в силу того, что они слишком велики, чтобы допустить их банкротство. Государство принимает меры по искусственному поддержанию их существования. Поэтому оба экономиста выступили с требованием: «Необходимо сохранять предприятия таких размеров, при которых государство может спокойно мириться с их крахом, то есть таких размеров, которые препятствуют тому, чтобы частные трагедии превращались в социальные катастрофы, и, следовательно, тому, чтобы общественность становилась заложницей экономической масштабности».
В. Ойкен осознал, что нельзя посредством мелкого ремонта устранить подобную опасность саморазрушения свободного общества. Именно потому, что он был поборником «западных» традиций просвещения, его политико-экономическая концепция исключала возможность простого копирования западной экономической политики. Конструкция классического демократического правового государства должна быть пересмотрена и усовершенствована путем экономического конституирования процесса минимизация власти. Оно так же необходимо, как и конституционные гарантии всеобщего избирательного права и независимость судей. Вот почему вклад В. Ойкена состоит в том, что он последовательно распространял действие универсальной концепции просвещения — осуществление прав человека — на экономический порядок.
Критерии преобразований
В «Основных принципах экономической политики» В.Ойкен сформулировал условия и масштабы политики порядков. То, каковыми должны быть изначальные условия, которые позволяли бы переходить к конкурентному порядку, он описал в своих экспертных заключениях по вопросам преобразования германской экономики после 1945 г., представленных военной администрации союзников, а также позднее, когда занимал должность советника первого германского федерального правительства (1945—1950). Разумеется, эти заключения нельзя в полном объеме переносить в сегодняшние условия, сложившиеся в странах Восточной Европы. И все же в них содержатся те важные критерии преобразований, которые в общем и целом могут оказаться важными для стран, выкарабкивающихся из бедственного положения распадающейся централизован но управляемой экономики.
Вхождение в конкурентный порядок возможно только при определенных стартовых условиях. К числу таковых относится, прежде всего, то, что нельзя начинать с таких размеров предприятий, которые уже заранее предопределяют тип порядка, а именно регулирование экономики властными группировками.
В 1947 г. в качестве безотлагательной меры В.Ойкен требовал того, чтобы все образования картельного типа, к созданию которых приступили и которые были созданы в период господства национал-социализма в стране, были незамедлительно распущены. Это должно было иметь место и в том случае, «если даже из этих переплетений не возникало властной монопольной позиции».
На второй ступени должен вступить в силу общий закон, направленный против экономической власти. «Следует запретить картели, синдикаты и т.д. и объявить их неправоспособными. Картели, тресты и единоличные монопольные предприятия необходимо декартелизировать или распустить, насколько технические или народнохозяйственные обстоятельства дела не исключают возможность подобной декартелизации или роспуска». Действие закона о недопущении или устранении экономической власти распространяется на все предприятия, «которые в состоянии оказывать на рынке такое влияние, которое в условиях полной конкуренции было бы просто невозможно».
Поскольку отдельно взятая страна, принявшая решение о проведении политики порядков, присущей конкуренции результатов, не располагает властью проводить декартелизацию крупных зарубежных предприятий, то в качестве еще одного стартового условия необходимо «остановить проникновение международных концернов с Востока и с Запада и полностью покончить с ним».
Это основополагающее требование В.Ойкена находится в полном противоречии с процессом проникновения мультинациональных концернов в Восточную Европу, которому создаются благоприятные условия. Оно подкрепляется опытом, накопленным странами третьего мира, государственное руководство которых нередко предпринимало попытки извлечь выгоду из научно-технического прогресса за счет внедрения международных концернов, вынужденно не отказываясь при этом от внешнеторгового протекционизма. Именно внешнеторговый протекционизм во многих случаях мог сделать для мультинациональных компаний привлекательными капиталовложения, поскольку импортные ограничения гарантировали то, что эти компании могли действовать спокойно на соответствующих внутренних рынках, не ощущая никаких помех со стороны иностранных конкурентов. Результатом же зачастую было то, что, как предсказывал В. Ойкен, борьба, не связанная с конкуренцией результатов, приводила к гибели существовавшие отечественные малые и средние предприятия соответствующего рынка (к примеру, в результате демпинга).
В отличие от столь популярных ныне представлений, по которым олигополии и колоссальную власть на рынках следует воспринимать с национальной точки зрения стоящими на службе международной конкурентоспособности, В.Ойкен приводил совершенно противоположную аргументацию. По его мнению, как раз могущественные концерны препятствуют раскрытию возможностей мирового рынка в смысле справедливого, регулируемого конкуренцией мирового хозяйства. Ойкеновская концепция демонополизации затрагивала в первую очередь те предприятия, которые имели многочисленные зарубежные филиалы во всем мире, как, скажем, «ИГ Фарбениндустри» и «Дойче банк». Подобные властные структуры в состоянии оказывать давление на правительство с целью защитить внутренний рынок путем установления импортных барьеров и получать соответствующие субсидии на экспорт товаров. То и другое наносит ущерб как потребителям, так и не получающим субсидий мелким производителям именно в том, что касается их «конкурентоспособности на мировом рынке», то есть их способности в рамках справедливых условий быть участниками операций на мировом рынке.
Конкурентный порядок и интеграция в мировое хозяйство были для В.Ойкена неотделимы друг от друга. В то время как в период крайней нужды после 1945 г. многие связывали свои надежды с автаркическим и планируемым государством снабжением населения товарами, Вальтер Ойкен выступал за ведение свободной мировой торговли по принципу конкуренции результатов: «Установление тесных связей с мировым рынком — это самая лучшая экономическая гарантия мира». И одновременно: «Чем больше рынок, тем тяжелее создавать властные позиции в экономике».
Но открытию мирового рынка противостоят, как правило, не только националистическая экономическая идеология и те группы отечественной экономики, которые извлекают выгоду из протекционизма. Торжественно провозглашенный свободным мировой рынок во многих отношениях является несвободным из-за существования частных торговых олигополии, государственного контигентирования внешней торговли, экспортных субсидий, а также бесчисленного множества нетарифных препятствий в торговле. Поэтому вместо настоящей конкуренции достижений производителей на мировом рынке часто имеет место борьба экономических территорий. Наибольшим успехом тогда пользуется та страна, которая, предоставляя субсидии и умело устанавливая барьеры в торговле, оказывается в состоянии обеспечить своему сельскому хозяйству или промышленности соответствующие доли мирового рынка и получение олигополистической прибыли. В условиях такой конкуренции экономических территорий более бедные страны, включая страны Восточной Европы, экономика которых находится на стадии преобразования, могут только нести потери. Что делать?
Сколь активно В.Ойкен выступал за установление международного конкурентного порядка, столь важно было для него показать, что и для отдельно взятой экономически более слабой страны вполне по силам в тех условиях мирового рынка, которые характеризуются конкуренцией власти, на национальном уровне начинать с установления конкурентного порядка.
С одной стороны, В.Ойкен выступал за отмену всех таких националистических экономических мер, как субсидии, внешнеторговая монополия или контигентирование импорта. С другой — он предложил исключить доступ к власти на рынках, что лишало крупные международные компании свободы создавать филиалы. Одновременно это создавало благоприятные условия для привлечения капиталов зарубежных малых и средних предприятий.
Наряду с этим он требовал не только проведения внутри страны «декартелизации и роспуска картелей», а также отказа от создания благоприятных условий для концентрации экономической мощи, но и систематического предоставления преимуществ предприятиям таких размеров (мелких и средних), которые соответствуют условиям конкуренции, во всех сферах экономической политики (начиная с налоговой политики и доступа к ресурсам и кончая распределением государственных заказов).
Применительно как к внутреннему рынку, так и к международным экономическим отношениям В.Ойкен использовал одни и те же масштабы. Благодаря этому фундаментальному принципу отдельно взятая страна могла, с одной стороны, в условиях мирового рынка, характеризующихся конкуренцией власти, формировать функционирующий внутренний рынок с выходом на мировые рынки, а с другой — давать импульс вовне для развития более справедливого и более свободного мирового хозяйства.
Эту концепцию можно распространить и на другие актуальные проблемы мировой экономики. Большую, чем традиционный демпинг, роль играет нынче экономический демпинг. Страны уничтожают как свои собственные основы жизни, так и основы жизни всего человечества, с тем, чтобы иметь возможность предлагать свои товары на мировом рынке по более низким, а тем самым более конкурентоспособным ценам. У страны, не желающей участвовать в такого рода недобросовестной конкуренции, в части реальной политики остается одна возможность: она требует от своих собственных предприятий достаточных стандартов по охране окружающей среды, которые могут быть точно так же распространены и на импортируемые продукты (в необходимых случаях даже с установлением запрета на импорт товаров). В какой степени оказывается экономически рациональной подобная стратегия интеграции в мировой рынок, характерной для политики порядков, хорошо видно как раз в сфере технологии окружающей среды. В наши дни техника, ориентированная на будущее и созданная с учетом требований охраны окружающей среды, поступает на мировой рынок в большинстве случаев из тех стран, которые имеют соответственно самое строгое законодательство в области охраны окружающей среды и которые внедрили его раньше, чем другие. В равной степени сказанное могло бы иметь отношение и к использованию предложенной В.Ойкеном ограниченной власти на рынках: лишь страны с функционирующими конкурентными рынками и демократией, независимой от экономики, в состоянии решать крупные проблемы будущего новаторски и эффективно, равно как справедливо и демократически.