1. Большинство людей не видят того, каким образом основная проблема с начала промышленной революции стала включать в себя вопросы регулирования каждодневного хозяйственного процесса. Как рабочие, предприниматели, крестьяне, ремесленники они по большей части знакомы только с окружающим их миром. Но в том хозяйственном мире, который непосредственно окружает их, данная проблема просматривается лишь фрагментарно. Гораздо ближе для них другие вопросы. Почему я зарабатываю меньше, чем мой сосед? ― спрашивает рабочий. Разве нельзя сделать так, чтобы я получал больше? Для большинства как раз в этом состоит важнейшая задача экономической политики. И если в период экономического кризиса рабочий теряет свое рабочее место, само собой напрашивается требование экономической защищенности. Он хочет иметь подобающий и надежный заработок. Для большинства людей политико-экономической проблемой первостепенной важности является проблема распределения. Здесь берут начало наиболее мощные политико-экономические движения нашего времени. Начиная с великого кризиса 1929―1933 гг. экономическая политика многих стран проникается, прежде всего, заботой о том, чтобы избежать безработицы.
2. Насколько сложна и тяжела проблема распределения в индустриальной экономике, можно убедиться при рассмотрении аналогичных процессов в простом хозяйстве.
В замкнутом семейном хозяйстве, которое мы уже анализировали и которое насчитывает 30 человек, довольно легко окинуть взором повседневное распределение жилья, одежды, продовольствия и других потребительских товаров. При этом могут возникнуть напряженность и конфликты. Но распределение оказывается относительно простым делом, так как руководитель знает каждого человека в хозяйстве и его потребности. В большом современном хозяйстве, основанном на разделении труда и насчитывающем миллионы домашних хозяйств и предприятий, планы и работа которых связаны между собой бесчисленным количеством нитей, каждодневный процесс распределения становится исключительно сложным делом, экономически воздействовать на который весьма трудно. Речь идет о том, чтобы распределить между миллионами отдельных людей, занятых в самых различных точках большого, взаимосвязанного производственного процесса, результаты этой производственной деятельности. Какое количество благ и какие именно должен получить каждый отдельный работник?
|
Были апробированы три метода политики распределения. В некоторых странах центральные плановые органы попытались распределить социальный продукт, прибегая к помощи нормирования, или рационирования. Это касалось квартир, одежды, продовольствия и многих других товаров. Во втором случае экономическая политика предоставила рынкам рабочей силы возможность формирования заработной платы, в результате чего возникли весьма различные формы рынка: монополии покупателей, монополии продавцов и т.д. В третьем группы работодателей и рабочих выторговывали заработную плату в ходе переговоров под руководством государственных органов.
Какая же политика распределения должна проводиться в индустриальной экономике? Каким образом можно избежать экономических депрессий с массовой безработицей?
|
3. Какими бы ни были ответы на эти вопросы, их нельзя отделить от первого вопроса относительно регулирования экономического процесса.
Повседневный опыт дает четкую картину этой взаимозависимости. Заработная плата — это доходы и одновременно издержки: доходы для домашних хозяйств рабочих и издержки для предприятий, выплачивающих заработную плату. Как элемент издержек заработная плата определяет планирование и регулирование хозяйственного процесса отдельных предприятий. Как доход заработная плата решающим образом влияет на распределение социального продукта, поскольку обеспечивает покупательную способность домашнего хозяйства. Регулирование экономики и распределение социального продукта тесно взаимосвязаны между собой, правда, по-разному, в зависимости от формы экономического порядка (см. также гл. XVII и XVIII).
Распределение социального продукта — при внимательном рассмотрении — является лишь частью совокупного экономического процесса и его регулирования. Сколько А получит в качестве заработной платы и процента с капитала и что он сможет купить на эти деньги, связано с регулированием совокупного экономического процесса. Политика распределения является важной составной частью экономической политики. Однако ее нельзя вычленять из целого, а посему ее следует с самого начала рассматривать такой, какая она есть, а именно одним из звеньев глобальной проблемы политики порядков. Осознание этого представляет собой первый шаг к решению социального вопроса. Впрочем, еще недостаточно одного этого. Нам необходимо идти дальше. В виду имеется прежде всего то, что проблема политики порядков порождается не только экономикой, но и изменениями в общественно-политической ситуации.