Тот, кто хочет иметь конкурентный порядок, должен проводить политику, которая противоречит интересам новых и старых властных группировок внутри страны и за рубежом. Тому, у кого нет такого желания или кто не может сделать это, остается одно: проведение в жизнь макроэкономической стратегии преобразований. На протяжении десятилетий она стала широко распространяться по всему миру и применяется в странах, численность населения в которых превышает миллиард человек. Сегодня богатые индустриальные страны, а также такие организации ООН, как Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд, предлагают ее также странам Восточной Европы. Их формула — благосостояние для всех путем непрерывного роста валового социального продукта, внешней торговли и зарубежных капиталовложений. В зависимости от того, как будет использоваться эта стратегия, а именно с большим уклоном в монетаризм или кейнсианство, могут проявиться некоторые другие определяющие величины, такие, как минимизация инфляции и государственная задолженность.
Странам, преобразующим свою экономику, исходная экономическая посылка, связанная с этой политикой, преподносится как новейшее достижение науки. В действительности же она представляет собой «шаг назад, реанимацию образа мышления категориями меркантилизма», как констатировал В.Ойкен еще в 1949 г. в одной из своих лекций. «Решающее значение теперь имеет отнюдь не взаимоувязка между собой отдельных капиталовложений. Интерес представляет уже сумма всех инвестиций, вложенных в экономику». «Это шаг назад, поскольку тем самым экономические факторы рассматриваются как несущественные». В.Ойкен увидел, что удаленность западного мышления чисто макроэкономическими категориями от реальностей напоминает мышление Востока категориями планового хозяйства. «И в централизованно управляемой экономике мы встречаем такие глобальные понятия величин, как общее потребление, общие капиталовложения, общие накопления, общий импорт и экспорт. Уже не замечают отдельно взятого предприятия или домашнего хозяйства, обращают внимание лишь на глобальные потоки в суммарном выражении».
|
О том, что макроэкономическая стратегия должна быть неверной, свидетельствуют самые простые данные по мировой экономике: невысокие темпы роста мирового хозяйства в целом, по меньшей мере, до сих пор не могли быть причиной мирового голода. Данные по наблюдавшимся до последнего времени темпам роста производства продовольствия говорят о том, что, даже если страны третьего мира будут рассматриваться отдельно, расчеты показывают небольшое превышение производства продовольствия в расчете на душу населения над его потреблением. Тем не менее, по данным ООН, в мире голодают более 500 миллионов человек. Каждый день 36 000 детей умирают от недоедания.
Проблематика макроэкономической стратегии преобразований проявляется в судьбе тех стран, которые ощущают на себе пристальное внимание со стороны Международного банка реконструкции и развития, а также Международного валютного фонда и развитие которых стимулируется в рамках целевых «программ». К их числу в равной мере относятся и те трансформирующиеся страны, которые осуществляют экономические преобразования и которые в Западной и Восточной Европе считаются образцовыми для того, чтобы идти по пути интеграции в мировой рынок. Данные исследований Чрезвычайного фонда помощи детям при ООН (ЮНИСЕФ) говорят о том, что в различных странах, таких, как, например, Чили, Республика Корея, Филиппины, Шри-Ланка, Бразилия и Мексика, наблюдается снижение обеспеченности населения продуктами и товарами, необходимыми для нормального здоровья, снижение уровня жизни и образования при одновременном повышении темпов экономического роста и расширении материальной помощи со стороны Международного банка реконструкции и развития. Данные других исследований свидетельствуют о быстром уничтожении экологического капитала в странах, адаптирующихся к структуре мирового рынка.
|
Все это имеет свои причины. К примеру, расширение внешней торговли: без наличия соответствующих рамочных условий политики предков блестящие показатели роста внешней торговли могут означать, что большая часть населения продолжает оставаться исключенной из мирового рынка. Если большинство внутренних потребителей не имеют покупательной способности, позволяющей им осуществлять активный спрос для удовлетворения основных потребностей то для крупной промышленности и крупных землевладельцев страны оказывается выгоднее всего производить товары для экспорта. Бедняки не появятся на мировом рынке до тех пор, пока у них не будут деньги, своего рода «избирательные бюллетени», с помощью которых они могут посредством голосования участвовать в регулировании экономики. Не вся страна, а только небольшая часть ее населения в этом случае оказывается «интегрированной» в мировой рынок. В действительности же сегодня беднейшие регионы земли, проводящие или не проводящие стратегию открытых дверей, оказываются почти полностью отрезанными от мирового рынка (81% мировой торговли ведется в рамках самой богатой пятой части человечества). Эта проблема не нова. То, что в богатых странах зерно, поступавшее из бедных стран, скармливалось скоту, в то время как его не хватало бедной части населения, было одной из проблем, которой В. Ойкен занимался в 40-х годах при разработке проекта конкурентного порядка.
|
Все возможные пути выхода из бедности и несвободы без использования последовательной политики порядков безуспешно апробировались в масштабах всей планеты. Последствия макроэкономической стратегии роста настолько ужасны, что развернувшаяся дискуссия по основам политики экономических преобразований вышла за рамки научной общественности. Разногласия и растерянность затронули даже руководство Международного банка реконструкции и развития. В этом был также свой шанс. В политико-экономической дискуссии проявилось новое откровение. Между тем независимая экология и организации стран третьего мира требуют предпринять шаги в направлении к «международному конкурентному порядку».