I. Инвестирование и накопления




И хотя мы, используя средства экономической науки, не можем показать, почему централизованно управляемая экономика хочет форсировать вложение капитала, мы все же в состоянии дать ответ на не менее важный вопрос, а именно, почему она может реализо­вать эту свою волю. Дело в том, что эта возможность зависит от экономических условий. Как раз с точки зрения инвестиций аппа­рат централизованно управляемой экономики представляет собой определенный интерес.

1. В чем состоят различия инвестиционных процессов рыноч­ного хозяйства и централизованно управляемой экономики?

а) Станкостроительный завод расширяется. Если это происходит в условиях рыночного хозяйства, то план предпринимателя реша­ет вопрос о том, следует ли осуществлять этот проект и если да, то как. В основе плана лежат существующие и ожидаемые цены, то есть издержки нового строительства и оснащения завода, а также ожидаемые цены на сырье и продукцию. При этом реша­ющее значение имеют сроки ожидаемой амортизации вновь уста­навливаемых машин. При наблюдаемой сегодня невысокой ста­бильности данных капиталовложения часто так и не осуществля­ются, если в расчет приходится брать период амортизации, со­ставляющий более трех или даже пяти лет1. В любом случае эко­номический расчет оказывает сдерживающее влияние на любые инвестиции, осуществляет строгий отбор проектов и находит свое отражение в каждом отдельно взятом вложении капитала, например при покупке каждой отдельной машины.

Совсем иначе дело обстоит в централизованно управляемой экономике с ее глобальными и ни к чему не обязывающими оцен­ками. Вопрос о том, должен ли строиться новый машиностроительный завод решался, к примеру, в Германии министерством экономики, позже — военным министерством. Министерство изу­чало вопрос, давая ему оценку и определяя, принесет ли машино­строительный завод как единое целое пользу общему плану. Но министерство не могло провести сопоставления стоимости капита­лов, вложенных в новостройку, со стоимостью тех капиталов, ко­торые могла бы принести данная новостройка. Элемент продолжительности амортизации не был решающим, не учитывался так­же и ссудный процент. Оба этих момента не создавали никаких помех. Поэтому приступали к осуществлению также весьма круп­ных капитальных вложений, которыми охватывался весьма про­должительный период времени в будущем. Проводились лишь глобальные сопоставления того, какую пользу могли бы принести рабочая сила и средства производства в данном и конкурирую­щем вариантах их использования. Таким образом, в централизо­ванно управляемой экономике нет автоматической системы, ока­зывающей тормозящее воздействие на инвестиции и действующей в механизме рыночного хозяйства.

При получении одобрения на реализацию проекта министерст­во выдавало разрешение на получение необходимой рабочей си­лы, цемента, стали и т.п., которые распределялись затем отрасле­выми отделами. Инвестиции приводились в движение. При этом банки оттеснялись на второстепенные позиции, поскольку реше­ние о капитальных вложениях принимала центральная админист­рация, и оно не зависело от предоставления кредитов банками. В экономических порядках, присущих централизованно управляемо­му хозяйству, банки неминуемо теряют свою особую значимость. То, что в дальнейшем банки предоставляли промежуточные кре­диты и при известных обстоятельствах выступали посредниками в выпуске облигаций машиностроительного завода, было несущест­венно и использовалось лишь в последующих расчетах. Переори­ентация рабочей силы и средств производства обусловливалась не получением кредита, а распоряжениями центрального ведомства. Покупка ценных бумаг или накопления получателей доходов так­же имели лишь второстепенное значение, хотя не использовавши­ми вкладчиками суммы пускались в дело. Это не оказывало ни­какого влияния на регулирование инвестиционного процесса. Короче говоря, вложения капитала были весьма простым делом, и они не могли потерпеть неудачу по причине, например, недоста­точной ликвидности банков, из-за положения на рынке ценных бумаг или возможного изменения цен.

б) Чтобы правильно понять проблему, нам придется еще точнее изучить совокупный экономический процесс.

О чем же, собственно, идет речь, когда говорят об инвестициях? Рассмотрим очень простой случай. Крестьянин собрал 20 центнеров пшеницы. Часть зерна он отправит на помол и выпечку хлеба, кото­рый пустит на потребление. Другую часть зерна он использует на корм скоту, а также в качестве посевного материала. В двух послед­них случаях пшеница как бы «возвращается в исходное состояние». Последнее означает, что зерно от той точки производственного про­цесса, на которой оно находится, не доводится кратчайшим путем до потребления, а используется в другом, далеком по времени от этого месте, в других производственных процессах в качестве сред­ства производства. Каждое «возвращение в исходное состояние» означает вложение капитала.

Рассмотрим теперь народное хозяйство в целом, к примеру, на­родное хозяйство Германии 1939 г. Мы видим перед собой всю зем­лю страны, все горные предприятия, заводы, железные дороги, за­пасы сырья и рабочую силу такими, какими они были на тот мо­мент. Как должен был регулироваться экономический процесс во времени? Рабочая сила и материальные средства производства по возможности могли быть использованы в строительстве новых заво­дов, в расширении сети железных и шоссейных дорог, для интенси­фикации сельского хозяйства и, следовательно, изъяты из текущего снабжения потребительскими товарами. Тогда в максимальном объ­еме произошло бы «возвращение в исходное состояние» и осущест­вились бы инвестиции. Или совсем наоборот. Существующие на данный момент рабочая сила и материальные средства производст­ва могли быть по возможности целиком направлены на текущее по­требление или потребление ближайшего будущего, и имеющиеся машины, оборудование или скот могли быть полностью израсходо­ваны без какой-либо замены. Очевидно, что регулирование эконо­мического процесса во времени имеет исключительно большое зна­чение для снабжения потребительскими товарами и для величины производственного аппарата. Между обеими крайностями и будет существовать реальность1.

Как выносится решение? В зависимости от структуры экономи­ческого порядка это происходит по-разному. Если получатели дохо­да как потребители подчиняют своему влиянию экономический про­цесс, то регулирование по времени зависит от них и от того, каким временем они располагают, то есть также и от накоплений. Это про­исходит в условиях полной конкуренции и при наличии определен­ной денежной системы. Здесь отказ от потребления предшествует капиталовложениям или «возвращению в исходное состояние».

Но если деньги возникают в рамках актов предоставления кре­дитов или если реализованы монополистические формы рынка, то инвестиции могут предшествовать накоплениям, а отказ от потреб­ления по определенным группам получателей дохода вынужденно осуществляется задним числом. Следовательно, вопрос о капита­ловложениях решается предпринимателями и банками, а не потре­бителями. Но и в этих экономических порядках голос потребителей окончательно не умолкает. Он проявляется в ценах и ценовых ожи­даниях.

Однако в централизованно управляемой экономике потребители оказываются свергнутыми со своего трона. Они больше не регули­руют экономический процесс. Они больше не притягивают к себе через цены производительные силы и не принимают решений о «возвращении в исходное состояние». Центральная администрация оделяет население потребительскими товарами. Она направляет производительные силы в промышленность, производящую средст­ва производства, или, лучше сказать, отдает распоряжение о «воз­вращении в исходное состояние». Потребители этому не препятст­вуют, ибо администрация в состоянии сделать то, что невозможно ни в одной из форм рыночного хозяйства, а именно исключить воз­действие потребителей на экономический процесс и тем самым на инвестиции.

Теперь можно точнее охарактеризовать и объяснить особые отли­чительные признаки инвестиций в централизованно управляемой экономике. Во-первых, они состоят в том, что удается рабочую силу и средства производства в наибольшей степени ориентировать на вло­жения капиталов. Во-вторых, они проявляются также в том, что су­ществуют специфические трудности в установлении пропорций при осуществлении инвестиций. Чтобы получить правильную и цельную картину, необходимо одновременно учитывать оба этих аспекта.

2. Почему центральная администрация может в таких больших объемах направлять рабочую силу и средства производства в сферу капиталовложений, как это было, например, после 1938 г. в воен­ной промышленности Германии и после 1945 г. в восточной зоне страны с инвестициями за счет средств по репарациям? Два момен­та были и остаются решающими в этом отношении.

а) Центральная администрация может описанным выше способом направлять средства производства в сферу капитальных вложе­ний, не испытывая при этом помех со стороны потребителей: вместо того чтобы производить текстильные товары для потреб­ления и продовольствие, а также осуществлять жилищное строи­тельство, она отдает распоряжение о строительстве шоссе, домен, авиационных заводов и т.п.

Но где предел этому отходу от производства потребительски товаров? Где здесь устанавливается граница капиталовложения?

Такой границей является «минимальный уровень снабжения различных категорий населения. Если вся рабочая сила и все материальные средства производства будут использоваться на строительстве заводов, в производстве машин и других средств производства, иными словами, если потребительские товары вообще не бу­дут производиться, если вся рабочая сила и средства производства будут «возвращаться в исходное состояние», то очевидно, что это погубит весь народ и планы капиталовложений тоже не смогут быть реализованы. Понятно, что так далеко администрация пойти не может. Она сохранит определенное количество рабочей силы и мате­риальных средств производства в производстве продовольствия, одежды и т.д., чтобы в свою очередь сохранить рабочую силу, необ­ходимую для достижения инвестиционных целей.

Понятием «минимальный уровень снабжения» обозначается важное обстоятельство, без знания которого нельзя понять центра­лизованно управляемую экономику. Это — то понятие, которое не­обходимо и для теории централизованно управляемой экономики. Минимальный уровень снабжения означает такое количество потре­бительских товаров, которое должно выделяться рабочей силе от­дельных категорий, чтобы сохранить ее работоспособность. Этот уровень различен в зависимости от вида деятельности: к примеру, лесорубу требуется больше обуви, чем рабочему-металлисту. Мини­мальный уровень снабжения определяется географическими факто­рами: в зависимости от климата, характера и обычаев местного на­селения он различен. Плановым органам надлежит также учиты­вать существующий в каждом конкретном случае минимальный уровень. Если, скажем, горняк не получает минимального уровня снабжения, то добыча угля незамедлительно уменьшится, о чем свидетельствуют результаты точных исследований, проведенных в Германии.

Быть может, минимальный уровень снабжения лишь временно имеет силу? Разве эти капиталовложения осуществляют не для то­го, чтобы, в конечном счете, служить будущему улучшению снабже­ния потребительскими товарами? Именно так можно было бы воз­разить, правда, без должного обоснования. До тех пор пока макси­мальное увеличение капитальных вложений находится в центре внимания центральных планов экономического развития, предыдущие инвестиции в металлургические заводы, электростанции и другие отрасли промышленности, производящие средства производства, служат, прежде всего, тому, чтобы производить такие товары, которые опять же используются для нового инвестирования. Нам известно, что крупные исторические силы оказывают давление в этом направлении.

б) Формирование тенденции к быстрому росту капиталовложений в централизованно управляемой экономике объясняется еще од­ной причиной.

Дело в том, что это хозяйство может использовать товарные запасы без соответствующего возмещения. К примеру, оно может направить изъятые запасы прядильных и ткацких фабрик или за­пасы металлов оптовой торговли на переработку без вознагражде­ния. Это часто имело место в Германии. Хотя тогда предприятия и получали деньги, но на эти деньги нельзя было получить ника­ких товаров. Благодаря этому «экономились» средства производ­ства для инвестиций. Нередко эти предприятия вкладывали круп­ные денежные средства, которыми они располагали, в долговые обязательства рейха. Здесь особо четко проявляется то, что цент­рализованно управляемая экономика базируется не на обмене, а на распределении.

Следовательно, наряду с капиталовложениями в определенные области одновременно имело место «проедание капитала», или «дезинвестирование» в других областях, и как раз это проедание капитала существенным образом способствовало осуществлению инвестиций в других местах. Таким образом, германская промыш­ленность представляла собой своеобразную и противоречивую картину. С одной стороны, существовали предприятия с умень­шающимися запасами и ухудшающимся машинным парком, с другой — строились новые предприятия и расширялся производ­ственный аппарат. Даже внутри одной и той же фирмы можно было обнаружить этот процесс частичного проедания капитала и частичного сверхинвестирования. В любом случае центральной администрации удавалось и этим способом высвобождать для тех капиталовложений, которые она намеревалась осуществить, боль­ше средств производства, чем это было бы возможно сделать с помощью методов регулирования рыночного типа, базировавших­ся на обмене. Итак, существенным является не только радикаль­ное перемещение средств производства из отраслей промышленно­сти, производящих потребительские товары, в отрасли промыш­ленности, производящие средства производства, но и то обстоя­тельство, что подобное перемещение осуществлялось без соответ­ствующего возмещения.

3. Это одна сторона инвестиционного процесса в централизо­ванно управляемой экономике, то есть его способность быстро со­средоточивать рабочую силу и средства производства на реализации определенных планов капитальных вложений. Теперь обратим внимание на его другую, не менее важную сторону. Мы знаем, что любое вложение капиталов требует дополняющих капиталовложений и что вопрос состоит в том, чтобы установить соответствующие пропорции и сделать правильный выбор из невообразимого множества возможных инвестиций. Централизованно управляемая экономика с ее глобальными оценками и статистическими выкладками не обладает системой регулирования, позволя­ющей согласовывать между собой экономические блага. Так, на­пример, объем капиталовложений в строительство автомобильных дорог в середине 30-х годов был слишком велик и пропорцио­нально не соответствовал расширению производства бензина. В противоположность этому капиталовложениям в строительство железных дорог длительное время не уделялось серьезного внима­ния и они не соответствовали транспортным потребностям, кото­рые, как и другие капиталовложения, существенно выросли.

Здесь, как и в других местах, выявилось, что центральная ад­министрация была не в состоянии обеспечить равновесие инвести­ций.

4. И в этом отношении централизованно управляемая экономика проявляет антагонизм.

Предрасположение к инвестициям, которое овладело ею, может быть легко реализовано путем ограничения текущего потребитель­ского спроса, к тому же этот тип экономики может без учета момен­та риска разрабатывать далеко идущие планы капиталовложений и приступать к их реализации. Одновременно эта тенденция характе­ризуется тем, что в ее рамках осуществляются односторонние и не­пропорциональные инвестиции. Происходит чрезмерное расшире­ние одних отраслей, а другие отстают в своем развитии.

Количественный рост капитальных вложений связан с недоста­точным качественным отбором. Если нет дополняющих инвести­ций, то экономическая значимость отдельных инвестиций соответ­ственно невысока, о чем свидетельствует пример строительства скотного двора в собственном натуральном хозяйстве. Это мы уже пережили в Германии. Экономическая значимость крупномасштаб­ного дорожного строительства никак не соизмерима с затратами. Таким образом, и качественная экономическая сторона, то есть величина значимости капиталовложений, зависит от их равнове­сия, иными словами, от сложившихся в них пропорций.

(Уже по этой причине трудно сопоставлять сумму накоплений с суммой капитальных вложений. Что такое сумма капиталовложений? С экономической точки зрения это может быть только стоимостная, или ценовая, величина. Последняя зависит также от того, на­ сколько скоординированы по времени и в материальном отношении отдельные инвестиции. Объем и значимость инвестиций не иден­тичны. Экономическое сопоставление накоплений и капиталовло­жений может быть лишь сравнением значимости.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: