И хотя мы, используя средства экономической науки, не можем показать, почему централизованно управляемая экономика хочет форсировать вложение капитала, мы все же в состоянии дать ответ на не менее важный вопрос, а именно, почему она может реализовать эту свою волю. Дело в том, что эта возможность зависит от экономических условий. Как раз с точки зрения инвестиций аппарат централизованно управляемой экономики представляет собой определенный интерес.
1. В чем состоят различия инвестиционных процессов рыночного хозяйства и централизованно управляемой экономики?
а) Станкостроительный завод расширяется. Если это происходит в условиях рыночного хозяйства, то план предпринимателя решает вопрос о том, следует ли осуществлять этот проект и если да, то как. В основе плана лежат существующие и ожидаемые цены, то есть издержки нового строительства и оснащения завода, а также ожидаемые цены на сырье и продукцию. При этом решающее значение имеют сроки ожидаемой амортизации вновь устанавливаемых машин. При наблюдаемой сегодня невысокой стабильности данных капиталовложения часто так и не осуществляются, если в расчет приходится брать период амортизации, составляющий более трех или даже пяти лет1. В любом случае экономический расчет оказывает сдерживающее влияние на любые инвестиции, осуществляет строгий отбор проектов и находит свое отражение в каждом отдельно взятом вложении капитала, например при покупке каждой отдельной машины.
Совсем иначе дело обстоит в централизованно управляемой экономике с ее глобальными и ни к чему не обязывающими оценками. Вопрос о том, должен ли строиться новый машиностроительный завод решался, к примеру, в Германии министерством экономики, позже — военным министерством. Министерство изучало вопрос, давая ему оценку и определяя, принесет ли машиностроительный завод как единое целое пользу общему плану. Но министерство не могло провести сопоставления стоимости капиталов, вложенных в новостройку, со стоимостью тех капиталов, которые могла бы принести данная новостройка. Элемент продолжительности амортизации не был решающим, не учитывался также и ссудный процент. Оба этих момента не создавали никаких помех. Поэтому приступали к осуществлению также весьма крупных капитальных вложений, которыми охватывался весьма продолжительный период времени в будущем. Проводились лишь глобальные сопоставления того, какую пользу могли бы принести рабочая сила и средства производства в данном и конкурирующем вариантах их использования. Таким образом, в централизованно управляемой экономике нет автоматической системы, оказывающей тормозящее воздействие на инвестиции и действующей в механизме рыночного хозяйства.
|
При получении одобрения на реализацию проекта министерство выдавало разрешение на получение необходимой рабочей силы, цемента, стали и т.п., которые распределялись затем отраслевыми отделами. Инвестиции приводились в движение. При этом банки оттеснялись на второстепенные позиции, поскольку решение о капитальных вложениях принимала центральная администрация, и оно не зависело от предоставления кредитов банками. В экономических порядках, присущих централизованно управляемому хозяйству, банки неминуемо теряют свою особую значимость. То, что в дальнейшем банки предоставляли промежуточные кредиты и при известных обстоятельствах выступали посредниками в выпуске облигаций машиностроительного завода, было несущественно и использовалось лишь в последующих расчетах. Переориентация рабочей силы и средств производства обусловливалась не получением кредита, а распоряжениями центрального ведомства. Покупка ценных бумаг или накопления получателей доходов также имели лишь второстепенное значение, хотя не использовавшими вкладчиками суммы пускались в дело. Это не оказывало никакого влияния на регулирование инвестиционного процесса. Короче говоря, вложения капитала были весьма простым делом, и они не могли потерпеть неудачу по причине, например, недостаточной ликвидности банков, из-за положения на рынке ценных бумаг или возможного изменения цен.
|
б) Чтобы правильно понять проблему, нам придется еще точнее изучить совокупный экономический процесс.
О чем же, собственно, идет речь, когда говорят об инвестициях? Рассмотрим очень простой случай. Крестьянин собрал 20 центнеров пшеницы. Часть зерна он отправит на помол и выпечку хлеба, который пустит на потребление. Другую часть зерна он использует на корм скоту, а также в качестве посевного материала. В двух последних случаях пшеница как бы «возвращается в исходное состояние». Последнее означает, что зерно от той точки производственного процесса, на которой оно находится, не доводится кратчайшим путем до потребления, а используется в другом, далеком по времени от этого месте, в других производственных процессах в качестве средства производства. Каждое «возвращение в исходное состояние» означает вложение капитала.
|
Рассмотрим теперь народное хозяйство в целом, к примеру, народное хозяйство Германии 1939 г. Мы видим перед собой всю землю страны, все горные предприятия, заводы, железные дороги, запасы сырья и рабочую силу такими, какими они были на тот момент. Как должен был регулироваться экономический процесс во времени? Рабочая сила и материальные средства производства по возможности могли быть использованы в строительстве новых заводов, в расширении сети железных и шоссейных дорог, для интенсификации сельского хозяйства и, следовательно, изъяты из текущего снабжения потребительскими товарами. Тогда в максимальном объеме произошло бы «возвращение в исходное состояние» и осуществились бы инвестиции. Или совсем наоборот. Существующие на данный момент рабочая сила и материальные средства производства могли быть по возможности целиком направлены на текущее потребление или потребление ближайшего будущего, и имеющиеся машины, оборудование или скот могли быть полностью израсходованы без какой-либо замены. Очевидно, что регулирование экономического процесса во времени имеет исключительно большое значение для снабжения потребительскими товарами и для величины производственного аппарата. Между обеими крайностями и будет существовать реальность1.
Как выносится решение? В зависимости от структуры экономического порядка это происходит по-разному. Если получатели дохода как потребители подчиняют своему влиянию экономический процесс, то регулирование по времени зависит от них и от того, каким временем они располагают, то есть также и от накоплений. Это происходит в условиях полной конкуренции и при наличии определенной денежной системы. Здесь отказ от потребления предшествует капиталовложениям или «возвращению в исходное состояние».
Но если деньги возникают в рамках актов предоставления кредитов или если реализованы монополистические формы рынка, то инвестиции могут предшествовать накоплениям, а отказ от потребления по определенным группам получателей дохода вынужденно осуществляется задним числом. Следовательно, вопрос о капиталовложениях решается предпринимателями и банками, а не потребителями. Но и в этих экономических порядках голос потребителей окончательно не умолкает. Он проявляется в ценах и ценовых ожиданиях.
Однако в централизованно управляемой экономике потребители оказываются свергнутыми со своего трона. Они больше не регулируют экономический процесс. Они больше не притягивают к себе через цены производительные силы и не принимают решений о «возвращении в исходное состояние». Центральная администрация оделяет население потребительскими товарами. Она направляет производительные силы в промышленность, производящую средства производства, или, лучше сказать, отдает распоряжение о «возвращении в исходное состояние». Потребители этому не препятствуют, ибо администрация в состоянии сделать то, что невозможно ни в одной из форм рыночного хозяйства, а именно исключить воздействие потребителей на экономический процесс и тем самым на инвестиции.
Теперь можно точнее охарактеризовать и объяснить особые отличительные признаки инвестиций в централизованно управляемой экономике. Во-первых, они состоят в том, что удается рабочую силу и средства производства в наибольшей степени ориентировать на вложения капиталов. Во-вторых, они проявляются также в том, что существуют специфические трудности в установлении пропорций при осуществлении инвестиций. Чтобы получить правильную и цельную картину, необходимо одновременно учитывать оба этих аспекта.
2. Почему центральная администрация может в таких больших объемах направлять рабочую силу и средства производства в сферу капиталовложений, как это было, например, после 1938 г. в военной промышленности Германии и после 1945 г. в восточной зоне страны с инвестициями за счет средств по репарациям? Два момента были и остаются решающими в этом отношении.
а) Центральная администрация может описанным выше способом направлять средства производства в сферу капитальных вложений, не испытывая при этом помех со стороны потребителей: вместо того чтобы производить текстильные товары для потребления и продовольствие, а также осуществлять жилищное строительство, она отдает распоряжение о строительстве шоссе, домен, авиационных заводов и т.п.
Но где предел этому отходу от производства потребительски товаров? Где здесь устанавливается граница капиталовложения?
Такой границей является «минимальный уровень снабжения различных категорий населения. Если вся рабочая сила и все материальные средства производства будут использоваться на строительстве заводов, в производстве машин и других средств производства, иными словами, если потребительские товары вообще не будут производиться, если вся рабочая сила и средства производства будут «возвращаться в исходное состояние», то очевидно, что это погубит весь народ и планы капиталовложений тоже не смогут быть реализованы. Понятно, что так далеко администрация пойти не может. Она сохранит определенное количество рабочей силы и материальных средств производства в производстве продовольствия, одежды и т.д., чтобы в свою очередь сохранить рабочую силу, необходимую для достижения инвестиционных целей.
Понятием «минимальный уровень снабжения» обозначается важное обстоятельство, без знания которого нельзя понять централизованно управляемую экономику. Это — то понятие, которое необходимо и для теории централизованно управляемой экономики. Минимальный уровень снабжения означает такое количество потребительских товаров, которое должно выделяться рабочей силе отдельных категорий, чтобы сохранить ее работоспособность. Этот уровень различен в зависимости от вида деятельности: к примеру, лесорубу требуется больше обуви, чем рабочему-металлисту. Минимальный уровень снабжения определяется географическими факторами: в зависимости от климата, характера и обычаев местного населения он различен. Плановым органам надлежит также учитывать существующий в каждом конкретном случае минимальный уровень. Если, скажем, горняк не получает минимального уровня снабжения, то добыча угля незамедлительно уменьшится, о чем свидетельствуют результаты точных исследований, проведенных в Германии.
Быть может, минимальный уровень снабжения лишь временно имеет силу? Разве эти капиталовложения осуществляют не для того, чтобы, в конечном счете, служить будущему улучшению снабжения потребительскими товарами? Именно так можно было бы возразить, правда, без должного обоснования. До тех пор пока максимальное увеличение капитальных вложений находится в центре внимания центральных планов экономического развития, предыдущие инвестиции в металлургические заводы, электростанции и другие отрасли промышленности, производящие средства производства, служат, прежде всего, тому, чтобы производить такие товары, которые опять же используются для нового инвестирования. Нам известно, что крупные исторические силы оказывают давление в этом направлении.
б) Формирование тенденции к быстрому росту капиталовложений в централизованно управляемой экономике объясняется еще одной причиной.
Дело в том, что это хозяйство может использовать товарные запасы без соответствующего возмещения. К примеру, оно может направить изъятые запасы прядильных и ткацких фабрик или запасы металлов оптовой торговли на переработку без вознаграждения. Это часто имело место в Германии. Хотя тогда предприятия и получали деньги, но на эти деньги нельзя было получить никаких товаров. Благодаря этому «экономились» средства производства для инвестиций. Нередко эти предприятия вкладывали крупные денежные средства, которыми они располагали, в долговые обязательства рейха. Здесь особо четко проявляется то, что централизованно управляемая экономика базируется не на обмене, а на распределении.
Следовательно, наряду с капиталовложениями в определенные области одновременно имело место «проедание капитала», или «дезинвестирование» в других областях, и как раз это проедание капитала существенным образом способствовало осуществлению инвестиций в других местах. Таким образом, германская промышленность представляла собой своеобразную и противоречивую картину. С одной стороны, существовали предприятия с уменьшающимися запасами и ухудшающимся машинным парком, с другой — строились новые предприятия и расширялся производственный аппарат. Даже внутри одной и той же фирмы можно было обнаружить этот процесс частичного проедания капитала и частичного сверхинвестирования. В любом случае центральной администрации удавалось и этим способом высвобождать для тех капиталовложений, которые она намеревалась осуществить, больше средств производства, чем это было бы возможно сделать с помощью методов регулирования рыночного типа, базировавшихся на обмене. Итак, существенным является не только радикальное перемещение средств производства из отраслей промышленности, производящих потребительские товары, в отрасли промышленности, производящие средства производства, но и то обстоятельство, что подобное перемещение осуществлялось без соответствующего возмещения.
3. Это одна сторона инвестиционного процесса в централизованно управляемой экономике, то есть его способность быстро сосредоточивать рабочую силу и средства производства на реализации определенных планов капитальных вложений. Теперь обратим внимание на его другую, не менее важную сторону. Мы знаем, что любое вложение капиталов требует дополняющих капиталовложений и что вопрос состоит в том, чтобы установить соответствующие пропорции и сделать правильный выбор из невообразимого множества возможных инвестиций. Централизованно управляемая экономика с ее глобальными оценками и статистическими выкладками не обладает системой регулирования, позволяющей согласовывать между собой экономические блага. Так, например, объем капиталовложений в строительство автомобильных дорог в середине 30-х годов был слишком велик и пропорционально не соответствовал расширению производства бензина. В противоположность этому капиталовложениям в строительство железных дорог длительное время не уделялось серьезного внимания и они не соответствовали транспортным потребностям, которые, как и другие капиталовложения, существенно выросли.
Здесь, как и в других местах, выявилось, что центральная администрация была не в состоянии обеспечить равновесие инвестиций.
4. И в этом отношении централизованно управляемая экономика проявляет антагонизм.
Предрасположение к инвестициям, которое овладело ею, может быть легко реализовано путем ограничения текущего потребительского спроса, к тому же этот тип экономики может без учета момента риска разрабатывать далеко идущие планы капиталовложений и приступать к их реализации. Одновременно эта тенденция характеризуется тем, что в ее рамках осуществляются односторонние и непропорциональные инвестиции. Происходит чрезмерное расширение одних отраслей, а другие отстают в своем развитии.
Количественный рост капитальных вложений связан с недостаточным качественным отбором. Если нет дополняющих инвестиций, то экономическая значимость отдельных инвестиций соответственно невысока, о чем свидетельствует пример строительства скотного двора в собственном натуральном хозяйстве. Это мы уже пережили в Германии. Экономическая значимость крупномасштабного дорожного строительства никак не соизмерима с затратами. Таким образом, и качественная экономическая сторона, то есть величина значимости капиталовложений, зависит от их равновесия, иными словами, от сложившихся в них пропорций.
(Уже по этой причине трудно сопоставлять сумму накоплений с суммой капитальных вложений. Что такое сумма капиталовложений? С экономической точки зрения это может быть только стоимостная, или ценовая, величина. Последняя зависит также от того, на сколько скоординированы по времени и в материальном отношении отдельные инвестиции. Объем и значимость инвестиций не идентичны. Экономическое сопоставление накоплений и капиталовложений может быть лишь сравнением значимости.)