Введение
1. Политика централизованного управления экономическим провесом представляет собой противоположность политике laissez-faire в той мере, в какой в ее рамках повседневный экономический процесс и экономический порядок определяются государством, в то время как политика laissez-faire оставляет то и другое в руках частных лиц. Именно так обстояло дело в большинстве стран, принимавших участие в обеих мировых войнах XX в.: в России с 1928 г., Германии в период с 1938 по 1948 г., а в Англии и Голландии даже после 1945 г. Все эти эксперименты обладают своим индивидуальным характером: в зависимости от того, насколько далеко простирается централизованное регулирование экономического процесса, существуют ли вообще рынки и если да, то где, доминирует ли частная собственность на средства производства или нет. В Германии, например, в период между 1945 и 1948 гг. в широких масштабах развивался натуральный товарообмен. Немец получал по распределению центральных административных органов недостаточное количество хлеба, картофеля или мяса, старался, прибегая к натуральному товарообмену, обеспечить себя дополнительными продуктами и другими потребительскими товарами или сам сажал картофель, разводил овощи и т.д. Итак, мы видим: различные формы порядка тесно переплелись между собой. В других странах эти дополняющие формы порядка выглядели иначе. Но одна из них доминировала. Это была централизованно управляемая экономика. И именно поэтому все эти эксперименты походят друг на друга и относятся к одному типу.
Итак, характерным является то, что планы отдельных предприятий и домашних хозяйств больше не разрабатываются самостоятельно и не взаимоувязываются между собой с помощью цен. Планы центральных органов определяют, что, где, сколько и как должно быть произведено и как будет осуществляться распределение социального продукта. В интересах осуществления централизованного регулирования центральные органы используют такие меры, как положение и снятие запретов, установление норм выдачи средств производства и потребительских товаров, трудовая повинность. В мире проявляется политика централизованного управления экономическим процессом. При этом она использует форму порядка, присущую централизованно управляемой экономике, в качестве дотирующего элемента.
|
Эксперименты подобного типа проводятся в двух группах стран. В аграрных странах со слабо развитой промышленностью к мет дам экономической политики централизованного управления бегают для того, чтобы форсировать индустриализацию. Это изошло, например, в России или Китае. Здесь развертывание методов централизованного управления экономикой приходится на начальную стадию индустриализации. По-иному эксперименты складываются в странах, которые являются индустриальными уже на протяжении длительного периода времени и в которых индустриализация протекала в рамках форм экономического порядка рыночного типа. Это касается экспериментов, проводившихся в этом столетии в Германии или Англии, а также во многих других западноевропейских странах.
2. Изучение этих фактов наталкивается на своеобразную трудность. В течение длительного времени, исчисляемого сотнями лет, велась работа по анализу экономических процессов, которые протекают в условиях конкуренции, существования монополии и других форм рынка, а также взаимосвязей экономического процесса и денежных систем. Следовательно, мы достаточно хорошо знаем конкретные экономические процессы, протекающие в рамках форм экономического порядка рыночного типа, хотя и здесь предстоит еще что-то сделать. В любом случае политико-экономические соображения могут базироваться здесь на крупных научных достижениях. Не так обстоит дело со всеми теми вопросами, которые затрагивают методы регулирования централизованно управляемой экономики.
|
В большинстве случаев теоретики занимались совсем не анализом действительности, а решением вопроса о том, как могло и должно было бы выглядеть регулирование в «коллективистской экономике». Визер и Бароне, равно как и другие мыслители старшего поколения, еще не знали, как это знаем мы, конкретных ситуаций. Правда, в истории часто встречались экономические порядки, свойственные преимущественно централизованно управляемой экономике, к примеру, в Древнем Египте и особенно в государстве инков. Но экономический процесс в эпоху современной промышленности намного сложнее и обширнее. К тому же он ставит неизмеримо более сложные задачи регулирования, так что эти примеры из прошлого отходят на задний план. Таким образом, сегодня люди сталкиваются с такими обстоятельствами, которые были неизвестны их отцам.
Правда, в противовес этому имеются весьма ценные исследования по отдельным экспериментам такого рода, например по русскому эксперименту. Однако систематический анализ и отображение взаимосвязей экономического процесса в условиях централизованно управляемой экономики находятся пока в стадии становления.
|
Поэтому здесь необходим иной, чем обычно, подход. Поскольку можем опираться на результаты научного анализа, как это мы место при рассмотрении проблем монополии, конкуренции, их форм рынка и различных денежных систем, следует вначале попытаться получить общую картину взаимосвязей экономических процессов в централизованно управляемой экономике. При этом мы проведем анализ германского эксперимента в период между 1936 и 1948 гг. и распространим сферу нашего наблюдения на другие эксперименты в нескольких местах.
Цель исследования — сделать общие выводы, которые вытекают из опыта Германии и других стран. Во всяком случае, регулирование, присущее централизованно управляемой экономике, зачастую осуществлялось в военных целях. Поэтому нередко приходилось импровизировать, в то время как в мирный период возможно долгосрочное планирование. Но то, что присуще военному времени, нельзя в порядке обобщения приписывать централизованно управляемой экономике.
3. Централизованно управляемую экономику нельзя смешивать, например, с «коллективной собственностью», хотя регулирование экономического процесса, присущее централизованно управляемой экономике, может быть связано с коллективной собственностью, что имело место, скажем, в России начиная с 1928 г. Но необходимости в этой связи нет. В Германии и многих других странах, а как раз это представляет интерес, продолжала господствовать частная собственность на средства производства, а предприятия в сельском хозяйстве и промышленности принадлежали преимущественно частным лицам и обществам. Но частные собственники могли распоряжаться средствами производства только с известными ограничениями. С этой точки зрения существуют два типа централизованно управляемой экономики: один с частной собственностью и второй с коллективной собственностью на средства производства. Имеет ли первый тип тенденцию со временем трансформироваться во второй, этот вопрос нам еще предстоит рассмотреть. При проведении анализа экономических процессов необходимо учитывать существование обоих типов. Начнем с первого.
4. При исследовании экономической действительности наука не может достичь своей цели ни с помощью сконструированных а priori моделей, ни с помощью таких неточных глобальных понятий, как «капитализм» или «социализм».
Есть только один путь, обещающий успех. Это — глубокое и тщательное изучение конкретных предприятий, домашних хозяйств или плановых органов. Нам следует не витать в облаках, а, оставаясь на земле, морфологически анализировать конкретные индивидуальные хозяйства. Здесь мы делаем то открытие, о котором уже говорилось и суть которого состоит в том, что именно в экономической действительности прошлого и настоящего вопреки всему Их многообразию было реализовано и существует ограниченное количество чистых форм. Многообразие же экономических порядков вытекает из того, что эти чистые формы, количество которых ограниченно и обозримо, переплелись между собой самым различным образом и в самых различных сочетаниях. К примеру, в России 30-х годов нашего столетия хозяйство велось, отнюдь не ограничиваясь рамками одной централизованно управляемой экономики, то есть на основе планов центральных органов. Там хотя и доминировали методы централизованного управления, но наряду с ними существовали формы экономического порядка рыночного типа, например оживленный натуральный товарообмен, а также крестьянские собственные натуральные хозяйства. Все эти формы надлежит учитывать в ходе научного анализа повседневного экономического процесса, протекавшего в это десятилетие в России.
Морфологический анализ действительности должен постоянно предшествовать теоретическому анализу. В конкретных экономических порядках нам следует находить претворенные в жизнь формы порядка. Они представляют собой основу теоретического анализа. Централизованно управляемую экономику мы встречаем в действительности в качестве формы экономического порядка, тесно переплетающейся с другими формами. Теперь пришло время приступить, к анализу экономического процесса в том виде, в каком он протекает в рамках данного порядка.
Глава VII