Своеобразное решение этой проблемы регулирования, которое повела централизованно управляемая экономика, обладало двумя значительными признаками. Планирование и регулирование осуществлялись на основе «глобальных», а не «индивидуальных» оценки без расчета предельных издержек. Это — первый признак. Второй состоит в том, что экономический расчет не обладал силой принуждения. Поэтому такой метод регулирования мог использоваться в течение длительного периода времени.
Первый признак
1. Органы централизованного управления использовали в своей работе глобальные оценки с привлечением количественных расчетов, базировавшихся на статистических данных.
Кто проводил эти оценки? Вначале они составлялись отраслевыми отделами. В нашем примере отраслевой кожевенный отдел на базе своих оценок сначала предлагал порядок распределения кожи по различным сферам ее использования, к примеру, для нужд вермахта, для производства рабочей обуви и т.п. Таким образом, он оценивал то значение, которое то или иное применение кожи имело для удовлетворения спроса, то есть он давал глобальные оценки. В результате переговоров с «носителями потребностей» происходили определенные сдвиги в оценках, иными словами, делались попытки привести в «состояние равновесия» предварительные оценки отраслевых отделов, потребляющих кожу. При этом речь всегда шла о совокупных величинах, когда оцениваются не отдельные частичные объемы, а расчет ведется совокупными величинами, скажем, 5000 или 8000 тонн. Этим глобальным оценкам и тем самым регулированию средств производства и потребительских товаров, осуществлявшемуся отраслевыми отделами, вышестоящие центральные ведомства пытались оказать поддержку, устанавливая «степень срочности». Об этом мы только что говорили. Но эти оценки, так или иначе, должны были оставаться недостаточными. Они слишком неточны, к тому же каждая степень включает в себя многочисленные виды потребностей (например, степень 3 потребностей в горючем: «Для обеспечения сельскохозяйственного производства»), Во-вторых, они недостаточно учитывают снижение интенсивности потребностей при росте удовлетворения отдельных видов этих потребности, и, наконец, они не принимают в расчет положение со снабжением взаимодополняющими товарами. В этом плане очень четко проявила себя директива центрального планового ведомства, издания в Декабре 1944 г. Там говорится: «Чем скуднее удовлетворение спроса, тем проблематичнее представляется управление производством путем использования крупноячеистого метода распределения по степеням срочности. Виды производства, которые не важны, следует не только отодвигать на задний план, их необходимо вообще закрывать. Установление в рамках важных производственных программ последовательности, ориентирующейся исключительно на изготовляемое изделие, должно приводить к серьезным заблуждениям и ошибочным решениям, если только она не учитывает положения со снабжением у носителей потребностей. Поставка всего нескольких болтов, которых не хватает для завершения выпуска серии сельскохозяйственных машин, является, к примеру, более неотложным делом, нежели поставка тех же болтов с указанием высокой степени срочности на завод, производящий танки, которому они понадобятся только через несколько месяцев. Разнообразие точек зрения на потребности, которые выявляются в хозяйственной структуре, страдающей дефицитом, не может регулироваться распоряжениями, определяющими степени срочности. Как раз при существующем исключительном напряжении всех производительных сил от регулирующих производство органов следует ожидать, что они в достаточной степени держат в поле зрения круг своих задач с тем, чтобы и в деталях осуществлять управление с помощью производственных программ. Поэтому я считаю, пришло время для того, чтобы принцип «планирование вместо срочности» завоевал всеобщее признание, и настоящим отдаю распоряжение начиная с 1 января 1945 г. считать утратившими силу все установленные степени срочности».
|
|
Если отдельно взятые отраслевые отделы не могли добиться соглашения по своим глобальным оценкам, то решение должно было приниматься вышестоящими центральными органами. Это нашло четкое выражение в одном из изданных в 1942 г. распоряжений, в котором говорилось: «Следует стремиться к тому, чтобы плановый орган в полном согласии с носителем потребностей сам увязывал заявленные потребности с производственными возможностями. Лишь в исключительных случаях, когда решение этим путем невозможно, оно должно приниматься соответствующим министерством. Если же планирующий орган и носитель потребностей не подчинены одному и тому же министерству, то решение, в конечном счете, следует принимать общему для них вышестоящему органу».
«Индивидуализация» расчета стоимости не была возможной. Приходится ежедневно принимать решения по каждой тонне стали или меди или по каждому рабочему. Где и с какой целью их следует использовать? Какую стоимость они приобретут в каждом из самых разнообразных случаев их применения? Где и как они оптимально служат удовлетворению спроса? Все эти вопросы не могут быть решены при такого рода глобальных оценках. Если предстояло решить вопрос о 1000 кубометрах древесины, то ее распределяли глобально на дрова, на нужды горных предприятий, целлюлозной промышленности и т.д. в определенных количествах и без какой-либо возможности полного учета индивидуального сортимента.
|
2. В рамках этого метода регулирования осуществлялся определенный расчет издержек. Впрочем, и данный расчет издержек носил глобальный характер. Если отраслевой отдел выделял известное количество бензина или кожи отдельным потребителям, то он постоянно сопоставлял выгоду с упущенной выгодой, возникновению которой здесь или там могли бы в общем и целом способствовать бензин и кожа. И если в спорных случаях приходилось обращаться в соответствующее министерство за решением, скажем, вопроса о том, какое количество кожи следовало бы выделить на производство приводных ремней или рабочей обуви, то такое решение выносилось также на основе общего сопоставления издержек. Соображения по расчету издержек базировались на общих представлениях о целях экономического процесса. Взвешивали, что принесет большую пользу общим целям — использование кожи в производстве рабочей обуви или ее расходование на изготовление приводных ремней. Таким образом, сопоставлялась польза, которая была ориентирована на выполнение плана в целом по одному из направлений, с той пользой, которую теряли из-за невозможности иного использования материалов. Такого рода учет издержек носил весьма общий характер и был неточен. И все же это был учет издержек.
Правда, расчет предельных издержек был невозможен. Приведем еще один пример. В Южном Бадене после 1945 г. предстояло распределить 1000 тонн стали. В ней крайне нуждались различные отрасли экономики: ремесленное производство, машиностроение, текстильная промышленность, железные дороги, ремонтные мастерские и т.д. Сколько же тонн стали должны были получить отдельные отрасли и отдельные предприятия? Может быть, текстильной промышленности следовало выделить 80 тонн? А может, больше или меньше? Нужно было сделать выбор. И здесь в расчет принимались издержки. В этом случае сопоставлялась выгода, которую сталь могла приносить здесь или там. Однако нельзя было рассчитать, какую стоимость тонна стали могла бы иметь в каждом из этих мест. Вот почему давались глобальные оценки, а распределение осуществлялось соответственно на основе подобных общих оценок.
3. Как было показано, в плановых органах все же проводились сопоставления плановых показателей с фактическими, чтобы иметь возможность в длительной перспективе сравнивать фактические процессы с планами. Однако истинной экономической адаптации не пролило. Количественные показатели, фигурировавшие в планах, сравнивались с фактическими показателями потребления или производства отдельных предприятий. Но правильно ли в экономическом отношении использовались эти объемы средств производства, иначе говоря, действительно ли плановые показатели соответствовали положению дел или нуждались в корректировках — об этом нельзя было узнать из данных сопоставления плановых показателей с фактическими. Чтобы привести хотя бы один пример из множества возможных, скажем, что кирпичному заводу было выделено намного больше угля, чем было необходимо ему, а корректировки в план были внесены лишь много месяцев спустя. Поскольку фактические показатели соответствовали плановым, то и необходимости внесения соответствующих корректировок в план не было. Подобного рода сопоставление плановых показателей с фактическими не давало никакого повода к тому, чтобы нащупать оптимальное комбинирование производства. Это также было хорошо известно плановым органам.
Второй признак
1. Механизм цен рыночной экономики — это не только «нехваткомер» или «вычислительная машина». Скорее он является одновременно аппаратом контроля. Он обладает силой принуждения. Если расходы превышают доходы, то эта диспропорциональность вынуждает предприятие в перспективе перестраиваться или уходить с рынка. Иными словами, если соотношения цен таковы, что цены на средства производства, необходимые для изготовления единицы товара, выше цены, которую можно получить за данную единицу товара, то перестройка производства становится вынужденной мерой.
В централизованно управляемой экономике оценки, кстати говоря, совершенно другой природы, играют иную роль. Подтвердим сказанное примером. Во время войны в городе Ц. была построена шелкоткацкая фабрика. Даже глобальные оценки позволяли увидеть, что ее местонахождение было неблагоприятным и что шелкоткацкие фабрики в Крефельде могли производить ткани из шелка намного дешевле. Использование стали, цемента, машин и рабочей силы было на этой стройке ненужным и являлось ошибочным вложением капитала. С самого начала это можно было установить, проведя глобальное сопоставление стоимости и издержек. Иное использование средств производства в большей степени отвечало ой плановым потребностям. Вопреки этому было принято решение о строительстве. Личностные моменты сыграли решающую роль. В рыночном хозяйстве предприятие в городе Ц. было бы обречено на гибель. В централизованно управляемой экономике, которая не располагает методом автоматического отбора, фабрику можно было построить, и она могла работать. Ведь глобальные оценки не обладал силой принуждения. Науке следовало бы обращать больше внимания на это своеобразие экономических расчетов в централизованно управляемой экономике, которое оказывает существенное влияние на ход экономического процесса.
2. Как объясняется данное обстоятельство? Почему экономический расчет в централизованно управляемой экономике не обладает силой принуждения?
Смысл расчета издержек в экономике полной конкуренции известен из учебников. Издержки показывают, какие «стоимости» могли бы быть реализованы при ином использовании средств производства. Весьма разнообразные потребности, обладающие покупательной силой, носителями которых являются получатели доходов, участвуют в борьбе за средства производства. Использование последних весьма многообразно, а принятие решения зависит от расчета цен и издержек, в котором издержки отражают упущенную выгоду. Производство должно быть приведено в соответствие с потребностями, обладающими покупательной силой, и эта необходимость проявляется в силе принуждения, присущей экономическому расчету. С помощью расчетов издержек потребности, обладающие покупательной силой, контролируют производственные процессы. Конечно, в условиях монополистических или олигополистических форм рынка регулирующая сила потребителей существенно ограничивается, и она проявляется гораздо слабее.
В централизованно управляемой экономике существует совершенно другое соотношение между потребностями и их удовлетворением. Внутренняя напряженность между ними не проявляется на рынках. Спрос и предложение стали, угля и всех прочих товаров не исходит от различных самостоятельных индивидуальных хозяйств, имеющих собственные планы экономического развития. Более того, определение потребностей и регулирование производства находятся в одних руках. В силу этого плановые органы могут действовать таким образом, что они вначале устанавливают потребности в хлебе, жилье и т.д. и, базируясь на этих потребностях, пытаются затем ориентировать производственные процессы с помощью своих глобальных оценок и производственных инструкций. Но они никак не обязаны делать это. Они могут также задним числом вносить корректировки в потребности. После этого потребности ориентируются на производство. Неожиданно здесь могут быть уменьшены разнарядки на текстильные товары или может быть приостановлено строительство новой фабрики. Из-под контроля со стороны потребителя централизованное управление, в котором сконцентрирована вся экономическая власть. По этой причине оно не подпадает под действие какого-либо механизма контроля.
Возможно, кто-то склонен видеть в этом слабость централизованно управляемой экономики. В действительности же это является слабостью, если рассматривать максимальное удовлетворение потребностей как цель производства товаров. Однако отсутствие силы принуждения у оценок и расчетов издержек одновременно является и сильной стороной экономики этого типа. Это отсутствие позволяет с легкостью обеспечить полную занятость. Ниже мы более подробно остановимся на данном вопросе. Кроме того, централизованно управляемая экономика ставит политическую власть в такое положение, когда в экономической сфере можно, не принимая во внимание расчета издержек, проводить такие изменения, которые отвечают политической воле этой власти.
III. Роль цен
1. Экономическая политика Германии была отмечена стремлением осуществлять регулирование экономического процесса по возможности косвенными методами. К примеру, в одном из руководящих предписаний говорится: «Цель любого планирования должна заключаться в том, чтобы при минимальном вмешательстве достичь наивысшего уровня экономического регулирования. Такое вмешательство излишне до тех пор, пока отдельно взятые фирмы добровольно соучаствуют в достижении поставленной государством цели или же по чисто частнохозяйственным соображениям действуют таким образом, как это соответствует народнохозяйственной необходимости». По этой причине предпринимались также попытки вообще не осуществлять прямого регулирования так называемых «промежуточных ступеней». Прямое регулирование производства на ткацких фабриках позволило, например, косвенно регулировать производство промежуточной ступени, а именно производство прядилен.
Но если проявлялось стремление регулировать экономический процесс опосредованно, не опираясь на прямые приказы центральных органов, то сама собой напрашивается мысль использовать в этих целях цены. Так это на самом деле и произошло.
2. Чтобы иметь возможность использовать существующие цены в качестве инструмента экономического регулирования, министерство экономики и комиссар по ценам приложили усилия для унификации и совершенствования калькуляции и расчета прибылей на промышленных предприятиях. Именно тогда, когда большое значение стали приобретать поставки для вермахта, были разработаны подробные предписания относительно калькуляции издержек. Экономические расчеты многих немецких предприятий в этот период были существенно улучшены и унифицированы.
По отдельным позициям цены с успехом использовались для того, что6ы по возможности приблизить к оптимуму комбинирование производства. Так обстояло дело, например, с производством боеприпасов, то есть продукции, для которой в большинстве случаев старые пены больше не существовали. Здесь вначале рассчитали издержки производства отдельных фирм и по отдельным издержкам были установлены цены. Результатом стало то, что у фирм не оказалось никакого интереса работать рационально. К тому же прибыль рассчитывалась в процентах к издержкам, а это означало, что при высоких издержках прибыль была выше, чем при низких. Чтобы побудить предприятия работать рационально, с 1940 г. ввели другую систему калькуляции цен: за поставленные боеприпасы платили единую цену, которая рассчитывалась на основе издержек предприятия, имевшего средние показатели таковых. Уже одно это стимулировало улучшение комбинирования производства в интересах получения прибыли. В дальнейшем данный метод был существенно усовершенствован.
Но такого рода отдельные успехи ничего не меняют в том факте, что существующие цены были непригодны для общего регулирования экономического процесса. Эти цены отражали те соотношения недостаточности, которые существовали осенью 1936 г. Дальнейшее изменение их сделало невозможным замораживание цен. Если бы в планах центральных органов было предусмотрено удовлетворение той одной потребности, которая в первом приближении соответствовала прежнему спросу, то цены и соотношения цен можно было бы использовать еще в течение длительного периода времени. Но все было как раз наоборот: обеспечение общественных работ для безработных и капиталовложения в военную промышленность способствовали возникновению больших расхождений между текущими потребностями центральных плановых органов и прежними кривыми спроса. Фиксированные цены на сталь, уголь, кирпич и т.д. больше не отражали того внутреннего напряжения между потребностями и их удовлетворением, которое существовало по планам центральных органов. Калькуляции, базировавшиеся на ценах продуктов и средств производства, в силу этого не ориентировали средства производства на запланированные потребности, а расчеты прибылей и убытков, а также балансы не давали информации о том, достаточно ли удачным было комбинирование средств производства, чтобы оптимально производить те товары, выпуск которых был предусмотрен центральными планами.
Все усовершенствования методов расчета не смогли перечеркнуть этот факт. Цены, на основе которых велись расчеты по бухгалтерским книгам предприятий, не показывали недостаточности товаров и следовательно, утратили функцию регулирования.
3. Тем важнее стал второй вопрос. Если цены 1936 г. были не в состоянии «индивидуализировать» глобальные оценки центральных органов или «квалифицировать» их, если существующий механизм цен отражал давно устаревшую систему данных, то, вероятно, можно было все же вернуть ценам функцию регулирования путем установления их заново? Разве нельзя было установить цены таким образом, чтобы они оптимально служили планам органа централизованного управления?
В связи с этой проблемой обсуждались два метода: установление заново важных цен сверху или, если это невозможно, образование цен заново путем введения в действие рыночного механизма на какое-то время, то есть снизу.
а) В наших рассуждениях будем исходить из единичного случая, который играл в Германии определенную роль. Речь идет о цене на древесину лесного бука и ее использовании. Лесной бук, использовавшийся на протяжении практически всего XIX в. на дрова и для получения древесного угля, приобрел затем гораздо большее значение в результате целого ряда открытий, сделанных в последние 50 лет и позволивших найти ему многочисленные сферы применения. Изобретение пропитки древесины дегтярными маслами позволило изготовлять из бука высококачественные железнодорожные шпалы. Открытие способа искусственной сушки и пропарки привело к тому, что лесной бук стал широко и разнообразно использоваться в столярных мастерских, изготовлявших предметы домашнего обихода. Появление клееной фанеры вновь резко расширило возможности применения буковой древесины. Наконец, появились изобретения, открывшие новую обширную область использования древесины лесного бука в качестве основного материала для производства штапельного волокна и искусственного шелка.
Каким же образом постоянно поступавшая древесина бука должна была рационально распределяться среди этих новых почти неисчислимых видов ее применения? Иными словами, распределять ее так, чтобы достигался максимальный полезный эффект. Несомненно, что замороженная цена на буковую древесину была существенно ниже цен на другую древесину, а также большинства прочих цен. Эта цена удерживалась с 1936 г. Не было бы целесообразнее, повышая цену на древесину лесного бука, обеспечить более рациональное применение ее отдельных видов и количеств?
Органы управления лесного хозяйства постоянно изучали возможности установления новой, более высокой цены на буковую древесину. Но тут оказалось, что найти разумную цену было невозможно. Центральной администрации лесного хозяйства было известно лишь то, что действующая цена на буковую древесину была чересчур низкой. Она составила также приблизительное представление о новой стоимости буковой древесины. Поэтому она прибегла к использованию глобальной оценки. Однако из последней она не всегда вывести точной расчетной величины, поскольку администрация была поверхностно знакома с новыми данными и ценами, чтобы отважиться на подобный эксперимент. Именно тогда один известный лесовод заметил: «Мы не знаем стоимости буковой древесины; нам известно только то, что она относительно высока. Насколько она высока, однажды должен будет определить рынок».
6) Однако возникает вопрос, а не мог ли рынок сразу же определить цену. В этом и заключался бы второй метод. Почему цены на древесину не отпустили на какое-то время? Разве тогда не стала бы привычной правильная цена на нее? Итак, цены на все продукты обрабатывающей промышленности — столярных мастерских, фанерной промышленности, промышленности вискозного штапельного волокна, горнодобывающей промышленности, железных дорог — были заморожены. Такими же оказались и цены на продукты — заменители буковой древесины. Вот почему цены самых разнообразных видов продуктов, в которых- древесина использовалась в качестве сырья, проектировались на рынки древесины, причем они точно не отражали внутреннего напряжения между потребностями и их удовлетворением. Короче говоря, частичный отпуск цен одной товарной группы не имел бы никакого смысла. В этом случае взаимозависимость всех рынков и всего экономического процесса делала бы необходимым отпуск всех цен, что позволяло бы тем самым установить соотношения недостаточности всех товаров, в том числе и буковой древесины.
в) Но здесь мы сталкиваемся с новым, еще более принципиальным вопросом. Почему не были отпущены все цены? Разве тогда не стало бы возможным установление степени недостаточности через новое соотношение цен и тем самым индивидуализация новых глобальных оценок органов централизованного управления с помощью цен?
Германское правительство, уже хотя бы по соображениям валютной политики, детальнее не рассматривало возможности вступления на этот путь. Широкомасштабный отпуск цен привел бы не только к установлению новых соотношений цен, но под давлением избытка денег также и к существенному росту общего уровня цен, то есть к открытому обесценению денег, к неизбежному появлению требований повысить заработную плату, к нанесению явного ущерба вкладчиками и к удорожанию военного производства. Удержать цены на прежнем уровне и тем самым сдержать инфляцию путем замораживания цен — таковым был догмат тогдашней германской экономической политики, аналогичный догмату экономической политики других стран.
Однако и этот отрицательный ответ на поставленный вопрос, который дала практика хозяйствования в Германии, еще не решение проблемы. Допустим, что избытка денег не было, и аргументы валютной политики не приводились против отпуска цен. Разве тогда не было бы возможности индивидуализировать глобальные оценки центральных ведомств путем отпуска цен? Вот пример. Военно-промышленная фирма получает за поставки своей продукции 10 миллионов марок, из которых пять миллионов выплачивает своим рабочим. Разве теперь не разрешалось бы рабочим, руководствуясь своими потребностями, осуществлять свободный спрос на такие потребительские товары, как хлеб, мясо, одежда, жилье и т.д.? В данном случае рабочие-потребители выразили бы свои субъективные оценки стоимости хлеба, жилья и т.д., но не стоимостные оценки центральных административных органов. Следовательно, хотя цены объективизируют оценки многих потребителей, обладающих покупательной способностью, но не оценки центральных органов. Поэтому цены на хлеб, жилье, одежду и все средства производства, которые служат для производства этих товаров, были непригодны для реализации планов центральных органов. В ценах нашли бы свое отражение планы потребителей, но не центральных ведомств. Товары оказались бы втянутыми, прежде всего, в сферу потребительских товаров и в меньшей степени в сферу капитальных вложений. В результате возник бы конфликт между центральными планами и планами отдельно взятых домашних хозяйств и предприятий. Однако все это затрагивает уже принципиальный вопрос.
4. Вероятно, можно было бы включить цены в механизм регулирования централизованно управляемой экономики следующим образом. Центральная администрация осуществила бы распределение потребительских товаров с помощью системы рационирования и одновременно установила бы также и цены. Итак, через рационирование спрос и предложение в сфере потребительских товаров были бы уравнены по отношению друг к другу. Но в сфере средств производства не осуществлялось бы никакого рационирования. Напротив, руководители предприятий обращались бы в государственные органы с запросами о выделении им средств производства. На них были бы установлены цены, которые корректировались бы в зависимости от величины спроса. Были бы приведены в состояние равновесия спрос и предложение на средства производства с помощью этих корректировок и стали бы в итоге возможными точные расчеты издержек? В таком случае центральное ведомство Германии частично действовало бы по одной из рекомендаций О.Ланге1. Но можно ли было руководствоваться этой рекомендацией?
Фактом остается то, что за средства производства шла постоянная борьба различных «отраслевых отделов», > «плановых органов», или «носителей потребностей». Если иметь в виду наш пример, то представители сельского хозяйства боролись за выделение им кожи для изготовления конских сбруй, представили промышленности ― для производства приводных ремней, а представителя рабочих ― для изготовления рабочей обуви и т.д. Или же за получение стали вели сражение ремесленное производство, станкостроение, транспортное машиностроение и т.д. Количество продукции, имевшееся в распоряжении, было, в общем, слишком мало и не соответствовало заявкам отраслевых отделов. Обсуждаемая здесь рекомендация сводится к тому, чтобы эту борьбу вести в русле установления цен, то есть, например, путем повышения цен на кожу регулировать поступление соответствующего количества кожи в отдельные сферы ее использования: на производство конской сбруи, приводящих ремней и т. п.
Но этот метод регулирования не принимался во внимание центральной администрацией. Ведь тогда она в известной степени упускала бы из своих рук процесс регулирования средств производства, в нашем случае кожи или стали. При установлении цен на продовольственные товары и норм выдачи им, а также при установлении цен на промышленные товары и норм выдачи их и при осуществлении инвестиционной программы органы централизованного управления не могли иметь полного представления о том, какое количество кожи или стали могло быть запрошено различными плановыми органами или потребителями. Все эти запросы выявлялись лишь задним числом. Если бы эти органы оставили принятие решения относительно регулирования средств производства за ценовой борьбой предприятий или отраслевых отделов, то были бы получены результаты, которые находились бы в противоречии с планами Централизованного управления. К примеру, вполне возможно, что относительно много кожи стало бы расходоваться на нужды сельского хозяйства или на производство рабочей обуви, а это привело бы к большой нехватке приводных ремней и поставило бы под вопрос выполнение производственной Программы центральной администрации в других отраслях промышленности. Поэтому центральная администрация не может отдавать на произвол ценовой борьбы Регулирование тех средств производства, которые имеют более или менее важное значение. Более того, она должна оставить регулирование за собой, как это и произошло в Германии
Едва только предприятия или отраслевые отделы получат большую свободу действий и станут по собственной инициативе обращаться с запросами и едва только центральная администрация станет довольствоваться только корректировкой цен на средства производства в соответствии с их недостаточностью, как между планами центральной администрации и планами отраслевых отделов, а также предприятий возникнут противоречия. Такие противоречия можно было бы преодолеть, незамедлительно прибегнув к использованию предписаний центральных ведомств, то есть, остановив действие механизма цен. Таким образом, критикуемая рекомендация не может быть реализована, даже если будут выполнены предпосылки денежной политики. Конкурентную борьбу можно использовать для того, чтобы улучшить результаты деятельности. Но ее нельзя использовать в качестве инструмента централизованного регулирования значительных составных частей экономического процесса. В противном случае централизованное управление свергнет самое себя.
IV. Некоторые выводы
С такой позиции, с позиции планов и производственных инструкций центральных ведомств, разработанных на основе количественных расчетов и глобальных оценок, становится понятным экономический процесс в рамках централизованно управляемого хозяйства. В этом экономическом процессе сразу же обращают на себя внимание следующие явления.
1. Централизованное планирование предполагает существование нормирования, унификации и стандартизации. Учитывать многочисленные и меняющиеся индивидуальные потребности потребителей, скажем различные виды изготавливаемой обуви или одежды, неоднородность поставки их тем, кто желает получить эти вещи, а также приспосабливаться к переменам в требованиях потребителей, плановые органы в состоянии лишь крайне несовершенным образом. Об этом уже говорилось в гл. I настоящего раздела. Центральным органам тем проще отдавать распоряжения, чем более схематичными являются потребление и производство.
Потребности потребителей легко поддаются нормированию. Благодаря рационированию и установлению разнарядок практически полностью исключается влияние многих индивидуальных желаний. «Опыт последних семи лет, — писал в 1946 г. один из специалистов текстильной промышленности, — однозначно говорит о том, что не столько ориентирование экономики на войну, сколько скорее усиливающееся господство плановых органов способствует уменьшению количества объектов планирования (сырья и изделий). Сложнее было проводить рационализацию в производстве. Многочисленные малые и средние предприятия, существовавшие в Германии, предъявляли индивидуальные и самые разнообразные требования к станкам, запасным частям и вспомогательным материалам, по которым плановые органы лишь с большим трудом могли давать свои оценки и принимать соответствующее решение. И вообще в их необозримом многообразии малые и средние предприятия с большим трудом поддаются централизованному «планированию». Плановые органы справляются со своими задачами, связанными с оценками и регулированием, относительно лучше тогда, когда на немногочисленных предприятиях, использующих небольшое количество видов унифицированного сырья и ограниченное количество технологических процессов, производится массовая продукция. Относительное однообразие сельскохозяйственной продукции объясняет также и то, почему сельское хозяйство «планировать» легче, чем промышленность.
Так, централизованно управляемая экономика привела не только к тому, что были осуществлены унификация и нормирование, но и к тому, что в ходе нового промышленного строительства создавались крупные предприятия. Стоит вспомнить хотя бы автомобильный завод фирмы «Фольксваген» в Фаллерслебене. При этом принципиально важно, что не только размеры предприятия оказывают влияние на экономический порядок. Об этом много писалось в специальной литературе, в которой высказывалось мнение о том, что увеличение размеров предприятий способствовало возникновению монополий или формированию централизованно управляемой экономики. Иногда это действительно имело место. Однако существует и обратная причинная связь. В зависимости от экономического порядка оптимум размера предприятия ищут в разных местах. Так, например, в рамках экономического порядка, присущего централизованно управляемому хозяйству, создаются (или им отдается предпочтение) особо крупные производственные единицы, которые в иных условиях, возможно, никогда бы не возникли в стране. Именно так было в Германии. Выбор исключительно крупных производственных единиц вытекает из особой формы планирования, которая осуществляется в централизованно управляемой экономике.
Многолетнее существование режима централизованно управляемой экономики придало народному хозяйству Германии иной характер. Широкое распространение получили крупные предприятия, нормирование, унификация, стандартизация. Там, где это проводило недостаточно быстро, что, разумеется, также имело место, возникали трудности и помехи. Это происходило, к примеру, из-за производства многочисленных типов транспортных средств, очень затрудняло снабжение армии запасными частями в условиях существования централизованно управляемой экономики.
2. Как мы знаем, планы разрабатывались отраслевыми отделами. Но ведь каждый из этих отделов стремился к тому, чтобы производить как можно больше. Ведь каждый отраслевой отдел считал свою продукцию особо важной. Так, скажем, кожевенный отдел пытался получить по возможности больше угля, транспортных мощностей и т.д. для расширения производства кожи. Но ведь и все другие отраслевые отделы нуждались в угле, транспорте и т.д. Нам известно, что конфликты, возникавшие в борьбе между отделами за средства производства, особенно за рабочую силу, должны были решаться предписаниями из центра. Однако до того как поступило обращение в вышестоящее министерство или самую высокую политическую инстанцию, и оно могло принять решение, нередко протекало много времени. Между тем каждый отдел всеми способами стремился обеспечить себя средствами производства или рабочей силой. Это столкновение интересов отделов было характерно для централизованно управляемой экономики. «Анархическая групповая борьба», видимо, системно имманентна этой форме экономического порядка. И хотя вышестоящие органы часто осуществляли авторитарное вмешательство, необходимо знать эту тенденцию к групповой анархии, чтобы иметь возможность понимать саму суть регулирования аппарата.