1. В рамках экономического порядка рыночного типа исследование экономического процесса начинается с изучения отдельно взятых предприятий и домашних хозяйств. Рассмотрим в качестве примера кожевенный завод. Здесь можно установить, что пред, приятие ориентирует свои планы на цены и что прежде всего расчет издержек, то есть соотношение между ценами на продукцию и ценами на средства производства, имеет решающее значение для регулирования производства. В силу того, что, как известно, каждое предприятие именно так регулирует определенную часть экономического процесса, протекающего в сфере его деятельности, регулирование совокупного процесса в рыночном хозяйстве осуществляется через цены.
Изучение предприятия в рамках экономического порядка, присущего централизованно управляемой экономике, например во время германского эксперимента, приводит к другому результату. Кожевенный завод выпускал свою продукцию согласно директивам «отраслевого кожевенного отдела». Этот «отраслевой отдел», или «руководство сферы управления», или «плановый орган» выделял заводу кожевенное сырье и вспомогательные материалы, направляя предприятию указания по производству, и распоряжался произведенной кожей. Следовательно, нам следует отправиться в такой «отраслевой отдел», чтобы получить представление о том, как появляются на свет хозяйственные планы и осуществляется регулирование экономического процесса в централизованно управляемой экономике. Существовали также отраслевые отделы по текстилю, одежде, стеклу, керамике, стали и т.д. Как же осуществлялось это регулирование?2
2. Регулирование осуществлялось в четыре этапа. Первый этап состоял в сборе планово-статистических данных. Для этого в распоряжении руководителя сферы регулирования находился статистический отдел. Такой примат статистики характерен для регулирования, присущего централизованно управляемой экономике. Статистики, являющиеся сотрудниками плановых органов, пытались учитывать все данные, которые имели большое значение для планирования. Здесь следует назвать, например, данные о производственных мощностях оборудования, складских запасах, потребностях в складских помещениях, угле, электроэнергии, данные о производстве и импорте сырья. На основе подобной статистической информации, в конечном счете, подготавливался так называемый «количественный (натуральный) баланс», в котором сопоставлялись между собой ресурсы и их использование в последний год, полугодие, квартал.
|
Статистические данные, сбор и обработка которых регламентировались точными инструкциями, образовывали основу собственно планирования, представлявшего собой второй этап совокупного процесса. Это планирование заключалось в планировании потребностей, планировании ресурсов, а также в балансировании потребностей и ресурсов.
Плановые показатели потребностей — это существенно — лишь частично формировались, исходя из требований вышестоящих центральных органов, которым для достижения общих инвестиционных целей или для удовлетворения военных нужд были необходимы определенные количества стали, машин, кожи и т.д. Источником другой части этих потребностей были другие «носители потребностей, в большинстве случаев другие отраслевые отделы. Так, например, кожу запрашивал отраслевой отдел «Обувь», отраслевой отдел «Машиностроение» для изготовления приводных ремней и т.д., а отраслевой кожевенный отдел в свою очередь выставлял требования на дубильные вещества, масла, жиры, уголь и т.п. к другим соответствующим отделам. Однако все данные о потребностях поступали в те или иные отраслевые отделы либо плановые органы в виде «коллективных заявок» или «пакетов требований». При этом важно то, что уже на этом раннем этапе структура плана делала необходимой стандартизацию товаров. Определение потребностей в коже, например отраслевым кожевенным отделом, было тем сложнее, чем больше выпускалось различных видов обуви. Централизованное планирование требует проведения стандартизации.
|
Если централизованно управляемая экономика уже функционировала какое-то определенное время, то плановые органы нередко использовали показатели предшествующих плановых периодов, которые устанавливались ими на основе точных статистических данных. Показатели прежних планов зачастую переносились в планы на будущее без необходимой тщательной проверки. В этом таилась определенная опасность, поскольку часто не осуществлялась необходимая увязка с реальной действительностью. По этой причине вышестоящие центральные органы, к примеру имперское министерство экономики, неоднократно предупреждали об опасности чрезмерного разбухания статистики. Вот что говорится, например, по тому поводу: «Как бы ни нуждалось планирование в статистике, нельзя забывать о том, что статистика фиксирует лишь прошлое.
|
Внешняя форма планирования, а именно статистические балансы, в силу этого не является отражением его реальной сути. Планировать — значит активно формировать будущее». Впрочем, исчислению потребностей в расчете на душу населения не придавало особого значения, так как оно якобы не учитывает локальных профессиональных различий в потребностях и нередко приводит к завышенным результатам.
Когда говорят о понятии «ресурсы», речь заходит помимо импорта и использования складских запасов преимущественно о производстве. Здесь имел силу принцип, по которому производство следует оценивать по соответствующему «самому узкому месту», Если, например, в большом объеме имеются производственные мощности и сырье, а в угле ощущается нехватка, то планирование должно брать за точку отсчета именно эту ситуацию или же ориентироваться на рабочую силу, если наблюдается нехватка ее. Но поскольку так называемое «узкое место» постоянно «кочует», то и основную задачу планирования надлежало определять каждый раз заново. В этом — при своевременном обнаружении ожидаемого узкого места — как раз и состояло собственно искусство владения этим типом централизованного планирования.
Выравнивание потребностей и ресурсов требует длительной борьбы, которая еще не раз будет занимать наши умы. Многие отраслевые отделы сражаются за выделение им большего количества угля, транспортных средств или большего числа рабочих, а с другой стороны, каждый отдельно взятый отраслевой отдел должен уменьшать требования отдельных потребителей, каждый из которых пытается заполучить как можно больше кожи, текстиля или горючего и т.д. В ходе затяжных переговоров предпринимались попытки вначале в сфере отраслевых отделов умерить требования различных носителей потребностей и согласовать их между собой. Но с самого начала в этом соучаствовали вышестоящие центральные органы. Их вмешательство заключалось в том, что они устанавливали степень срочности и, во-вторых, разрешали отдельные конфликты. В качестве примера установления степени срочности назовем порядок учета и распределения горючего. Одним из предписаний, изданных в 1941 г., устанавливалось, что горючее разрешается использовать лишь в важных с военной точки зрения целях. Для его распределения надлежало установить следующий порядок предпочтения:
1) снабжение населения продовольствием и топливом;
2) проведение работ по освобождению вокзалов и водных перевалочных пунктов от грузов;
3) обеспечение сельскохозяйственного производства;
4) здравоохранение и полиция;
5) снабжение важных военных предприятий и строительных объектов генерального уполномоченного по особым вопросам производства химической продукции;
6) снабжение предприятий по производству вооружений и других важных военных производств;
7) снабжение прочих важных военных строительных объектов.
Для оценки и регулирования товарных потоков подобная ранжировка потребностей имела большое значение. На нее должен был ориентироваться каждый отраслевой отдел. Если не удавалось прийти к соглашению по поводу того, какое количество угля должен был получить, например, отраслевой кожевенный отдел, то данный вопрос следовало решать самому имперскому министерству экономики.
Результаты этих работ по планированию находили свое отражение в количественном балансе, который по времени охватывал квартал, полугодие или год, причем здесь следовало учитывать особенности производственного процесса. Вот образец такого натурального баланса.
Схема натурального баланса
Ресурсы Использование
I Отечественное производство | I Отечественное потребление (расположение по целям использования) |
II Поступления из оккупированных областей | II Потребности оккупированных областей |
III Импорт | III Экспорт |
I—III Текущие ресурсы IV Использование складских запасов | I—III Текущее потребление IV Поступления в складские запасы |
I—IV Совокупные ресурсы | I—IV Совокупное использование |
Под стоящей справа цифрой I (Отечественное потребление) показывалось, в частности, какое количество, например, кожи было установлено для вермахта, сельского хозяйства, на изготовление приводных ремней, обуви и т. п.
Такой была картина, которую создавали планы централизованно управляемой экономики: планы представляли собой длинный ряд стоящих рядом и тесно переплетающихся между собой количественных балансов отраслевых отделов. Отраслевые отделы «Уголь», «Сталь», «Электроэнергия», «Горючее», «Кожа», «Текстиль» и т. д. составляли свои количественные балансы, а взаимоувязка планов между собой осуществлялась через общие директив (с учетом степени срочности) вышестоящих органов и через их индивидуальное вмешательство в процесс принятия многочисленных частных решений. И если отраслевые отделы даже и были носителями и разработчиками планов, они тем не менее оставались зависимыми и подчинялись министерствам и другим центральным ведомствам. В этом проявлялась целостность планирования.
Затем — на третьем этапе — осуществлялось издание производственных директив, которые направлялись каждому отдельному предприятию. В них фиксировалось количественное и временное распределение продукции отдельных предприятий по видам и ассортименту. Сырье, на которое был наложен запрет, разрешалось направлять на отдельные предприятия; издавались распоряжения об использовании произведенной продукции, например кожи. Эту очень сложную задачу по разработке производственных директив для отдельно взятых предприятий зачастую можно было выполнить только при условии привлечения к этому делу таких организаций промыслового хозяйства, как, например, рейхсгруппа «Промышленность», картели, ринги и т.д. Ощущалась необходимость в услугах экспертов, являвшихся, разумеется, заинтересованной стороной, а также их организаций, которые одновременно представляли собой частные властные группировки. Речь об этом еще пойдет.
Наконец, четвертый этап: контроль за ходом выполнения плана. Предприятия были обязаны постоянно — поквартально, ежемесячно и даже ежедневно — сообщать о своих складских запасах и количестве произведенной продукции, а отраслевые отделы непрерывно сопоставляли фактические показатели с плановыми. Невыполнение плана могло иметь свою причину в самом отдельно взятом предприятии или объясняться непоступлением обещанного сырья либо изъятием рабочей силы другими отраслевыми отделами и т.д. В любом случае руководителям отраслевых отделов приходилось вмешиваться, а выполнение планов было связано с чередованием переговоров и борьбы. В конечном счете, роль играл еще и другой фактор, тесно связанный с контролем над ходом выполнения планов. Планы реализовывались — и это соответствует природе вещей — лишь спустя несколько месяцев и даже через год после их составления. Между тем происходило изменение показателей, например показателя снабжения углем. В результате возникала необходимость пересмотра планов и соответственно производственных директив.
Это был четырехступенчатый обладающий многочисленными взаимосвязями повторяющийся процесс. В других централизованно управляемых экономиках он протекает, видимо, схожим образом. Правда, может быть, несколько по-иному. Что же это означает с экономической точки зрения?