1 Распределение социального продукта в централизованно управляемой экономике осуществляется принципиально по-иному, чем в экономике, где доминирует полная конкуренция. Здесь, в экономической системе, основанной на конкуренции, доходы образуются как бы механически. При комбинировании капитала, рабочей силы и материальных средств производства возникают цены производительных сил. Производство и распределение являются одним процессом. Они неразрывно связаны между собой. Одна и та же вещь рассматривается как бы с различных сторон.
В централизованно управляемой экономике власть крупного центрального органа управления распространяется также и на распределение. Именно он определяет доходы. Решающее значение имеет не производственный вклад, который автоматически устанавливается «вычислительной машиной» цен, а планы центральных органов.
Каким же образом они принимают решения?
Центральные планы экономического развития ориентируются, что нам известно, как правило, на максимальный объем инвестиций. Это с известной степенью необходимости предопределяет и само распределение. Получатели доходов не получают ни так мало, что из-за падения работоспособности не могут быть осуществлены максимально возможные капиталовложения, но и не существенно больше этого, поскольку иначе рабочая сила и средства производства были бы изъяты из сферы инвестиций в пользу потребления. Следовательно, различные категории рабочих получают в свои руки «минимальный уровень снабжения» продовольствием, одеждой, жильем и т.д. Я повторяю во избежание путаницы с идеями пятой главы труда Рикардо: минимальный уровень снабжения представляет собой то количество потребительских товаров, которое обязательно должна получить каждая категория рабочих для того, чтобы была достигнута определенная отдача от их труда.
|
2. Минимальный уровень снабжения, разумеется, не может быть установлен индивидуально для каждого отдельно взятого рабочего. Как раз в централизованно управляемой экономике с ее глобальным экономическим регулированием коллективов это невозможно. Плановые органы не в состоянии определить, какое количество потребительских товаров необходимо отдельно взятому человеку для того, чтобы он оставался работоспособным на своем персональном рабочем месте. Вместо индивидуальных решений и здесь издаются предписания глобального характера. Например, продовольственные карточки разбиваются на категории (для рядовых потребителей, рабочих, занятых на тяжелых работах, рабочих, занятых на особо трудных работах).
Впрочем, в Германии, также предпринимались попытки увеличить выработку рабочих, выплачивая премии за высокие производственные показатели. Но и это ничего не меняло в основном принципе распределения и снабжения потребительскими товарами. Такого рода премии за высокие производственные показатели являются всего лишь средствами достижения максимальной выработки рабочего в рамках установленного минимального уровня снабжения. Сопоставления стоимости продукта выработки рабочего со стоимостью распределенного количества потребительских товаров не проводилось, да и вообще не могло проводиться. И в данном случае соревнование является средством всего-навсего увеличения объема выработки, а не регулирования экономического процесса, осуществление которого центральная администрация оставляет за собой.
|
Так обстоит дело с широкими слоями рабочих, служащих и сотрудников исполнительных органов. Но как е образуется доход руководящего слоя, этой узкой вершины широчайшей пирамиды, которую представляет собой общество? Накопленный опыт позволяет дать следующий ответ: распределение благ этому слою, как и в случае с инвестициями, достигается за счет общего снабжения.
3. Представители школы Бароне высказали следующее мнение относительно пропорций между распределением и производством: центральная администрация может отделить производство от распределения. Формирование дохода происходит здесь не в силу экономической закономерности, как это имеет место в экономической системе, основанной на конкуренции; не анонимный экономический процесс распределяет среди индивидов причитающиеся им доли. По их мнению, эти доли распределяются по неэкономическим, например, этическим, принципам. Следовательно, в этом отношении на них не распространяется действие экономического механизма. Скажем, руководство может распределять доли, исходя из принципа равенства. Вначале распределение талонов, затем производство, которое было бы рационально ориентировано на получение справедливо установленного дохода.
Из вышесказанного видно, в какой мере справедливо это мнение.
а) На самом деле, распределение в централизованно управляемой экономике осуществляется принципиально по-другому, нежели в условиях конкуренции, поскольку оно определяется решениями центральных органов, а не действием механизма цен.
|
б) Справедливо также то, что величина доходов, скажем, оплата труда за восьмичасовой рабочий день, не зависит от продуктивного вклада рабочего. В этом отношении производство и распределение больше не связаны меду собой. (Желательность этого разделения в социальном плане представляет собой серьезный политико-социальный вопрос.)
в) Но между производством и распределением существовала взаимосвязь иного рода, чего не осознают представители школы Бароне. Они предполагают, что в основу планов экономического развития централизованно управляемого хозяйства поставлена цель обеспечить по возможности полное и справедливое снабжение всего населения потребительскими товарами. В силу этого они считают, что вначале происходит справедливое распределение долей, а производство ориентируется на это.
Могла ли данная цель находиться в центре внимания, это еще вопрос. Возможно. Однако науке надлежит изучить реальность. Фактически же цель регулирования экономического процесса в условиях централизованно управляемого хозяйства состоит в том, чтобы достичь максимально высокого уровня капиталовложений. Чтобы иметь перед глазами некоторые примеры, скажем, что так было в Германии и России, и центральные плановые органы Англии в рамках эксперимента после 1945 г. также активно склонялись к тому, чтобы осуществлять инвестиции. В действительности же как объем снабжения потребительскими товарами в целом, так и распределение их между индивидами зависели в первую очередь от инвестиционных планов. Направленность производства определяют не доли, которые распределяются, исходя из этического принципа, и над производством властвуют не доходы, которые сначала были распределены в справедливых пропорциях. Наоборот, установленные в централизованном порядке производственные планы подчиняют распределение своему влиянию, а над этими производственными планами в свою очередь довлеет стремление к достижению наивысшего уровня капитальных вложений.
Утверждение о том, что распределение социального продукта полностью отделено от производства, неверно. Распределение было включено в производственные планы таким образом, чтобы оно по возможности служило своему производству.
Итак, процесс распределения в централизованно управляемой экономике также не избегает теоретического анализа. Во всех случаях, в которых производственные планы ориентированы, прежде всего, на увеличение капиталовложений, что, как правило, имеет место, распределение осуществляется по определенным правилам.