I. Деградация мышления
Итак, в то время как в эпоху индустриализации проблема политики экономического порядка приобретает все большее значение, способность видеть и анализировать проблему постоянно уменьшается. Требования дела и способность соответствовать ему двигались в разных направлениях. Правда, в последнее время речь идет нередко о регулируемой экономике. Под этим понимается определенное вмешательство государства без четкого представления о виде и объеме задач и о последствиях использования соответствующих методов решения.
Как же получилось, что просмотрели эту жизненно важную проблему?
1. Задача видеть, какие проблемы экономического регулирования должен решать экономический порядок, как отдельные хозяйственные меры влияют на общий (совокупный) порядок и в какой степени зависят от последнего, а кроме того, познать интердепенденцию порядков — эта задача выше разумения большинства людей. Впрочем, мышление масс подвергается воздействию пропаганды политических и экономических партий. Властные группировки и их идеологии сталкиваются между собой на глазах общественности; пропагандистские лозунги забивают головы людей. Множество людей попадают в состояние, превращающее их в безликую массу. Однако масса мыслит коллективистскими категориями и не допускает проявления личной инициативы, ей нравятся мифы, а не логическое мышление. Мышление категориями порядка ей абсолютно чуждо. С экономическим порядком дело обстояло так же, как и с техникой. Если до индустриализации многие люди с технической точки зрения разбирались в инструментах, которыми они пользовались, то сегодня этого в большинстве случаев сказать нельзя. Повозка, которую использовали прежде, технически была относительно доступна для понимания в отличие от современных локомотива, метро, автомобиля. Большинство людей пользуются ими, не зная даже в общих чертах их конструкции и связанных с этим проблем. Точно так же прежде экономический порядок был доступен пониманию отдельно взятого человека, например крестьянина, который сам производил большинство потребительских товаров, или ремесленника, который поставлял свои изделия узкому кругу клиентов. Ныне, после завершения процесса индустриализации, в рамки повседневного мышления никак не вписывается экономический порядок со всеми присущими ему взаимосвязями и взаимозависимостями, с его сложным механизмом регулирования. Едва ли кто знаком, например, с функционированием современного банковского аппарата, который представляет собой важный частичный порядок современного экономического порядка и с которым тесно связана экономическая судьба большинства людей. Экономический порядок в его важных чертах остается неизвестен людям, хотя он имеет решающее значение для их существования.
|
2. Но этим дан лишь частичный ответ на поставленный вопрос, поскольку обнаруживается, что не только в массе людей, но и в руководящем слое только весьма немногие усматривают проблему. Даже здесь в большинстве случаев остается неясным, что же, собственно, означает регулирование экономического процесса. В этом отношении здесь дело обстоит совсем иначе, чем в технике, где имеется достаточно специалистов, знающих те взаимосвязи, которые остаются недоступными для дилетантов. Как же случается так, что в вопросах экономической политики руководящий слой — за исключением немногих лиц — совершенно не видит истинной задачи или видит только часть ее? Именно этот вопрос важен, так как в конечном счете и по всем законам руководящий слой принимает политико-экономические решения.
|
На этот вопрос следует ответить, что развитие политико-экономических идей шло в направлениях, которые затушевывают проблему порядка, а как учит опыт, в длительной перспективе эти идеи решающим образом определяют деятельность, связанную с проведением в жизнь экономической политики.
На первых порах в индустриализированном мире идеи классической политэкономии обладали созидательной силой. Хотя идеи сформировались еще до индустриализации, они проявляли свою власть, правда с уменьшающейся силой, вплоть до XX в. Представители классической политэкономии четко осознавали, что основанный на разделении труда экономический процесс ставит трудную и многогранную задачу регулирования. Уже одно это было выдающимся достижением, по сравнению с которым более поздний период далеко отстал. Они видели также, что эту задачу в состоянии решить лишь адекватный экономический порядок. И это было значительным достижением в познании, которое позднее полностью утратили. Тем не менее экономическая политика, поскольку она находилась под влиянием классической теории, была недостаточно ориентирована на проблему порядка. Представители этой теории полагали, что «естественный порядок», в котором экономический процесс регулировался бы автоматически конкурентными ценами, реализуется спонтанно. И что организм общества, для того чтобы хорошо развиваться, не нуждается «в точно определенной диете» (Смит), то есть в определенной политике экономического порядка. Так возникли формы порядка, в рамках которых регулирование экономического процесса обнаружило существенные сбои. Вера в самореализацию естественного порядка была слишком велика.
|
С другой стороны, Маркса на анализ экономического регулирования в так называемом капиталистическом обществе вывел, прежде всего, вопрос: как возникает эксплуатация рабочих и как она преодолевается? Он верил в объективно необходимый закон развития общества, который станет править в сообществе, в общей собственности и который гарантирует удачное решение. Как в этом сообществе должен протекать процесс регулирования, для него не было проблемой. Решение задачи он оставил истории, оно не занимало его. Вопрос, например, о том, как в экономический порядок будущего следует встроить «нехваткомер», в его системе не имел смысла. Так получилось, что и его последователи чаще всего не замечали этого вопроса, до тех пор пока их к этому не вынудила действительность.
Наконец, сегодня политико-экономической практикой во многих странах овладел пунктуальный анализ политико-экономических вопросов. Здесь, в этом формализованном мышлении, вероятно, скрыта самая могущественная сила, которая затушевывает проблему политики экономического порядка. Оно вновь оживилось с 70-х годов прошлого столетия и представляет собой возврат к меркантилизму. Наличие глобальной взаимосвязи всех экономических явлений не осознавалось. Валютная и торговая политика, политика, касающаяся деятельности картелей, политика, проводимая в интересах поддержания ремесленного производства, и т.д. рассматриваются в качестве особых сфер, которые существуют сами по себе и которые надлежит рассматривать обособленно.
Корни этой духовной позиции лежат глубоко. Если отсутствует мышление категориями порядка, то всегда мыслят и действуют формализованно. Впрочем, формализованное мышление близко как раз тем группам руководящего слоя, которые сегодня во многих странах оказывают большое влияние на экономическую политику, а именно чиновникам и руководителям экономических властных группировок.
Чиновники влиятельных учреждений управляют своими отделами. Каждый из них знает свою специальную область, к примеру валютный или текстильный отдел. Воздействие, которое оказывает, например, образование текстильного картеля или постановление о валютном контроле на совокупный процесс, усматривается лишь немногими. Что же касается властных группировок, то они всегда действуют пунктуально. Властные группировки промышленности, например, требуют повышения таможенных пошлин или принудительного картелирования; властные группировки рабочих — повышения заработной платы, а властные группировки в сельском хозяйстве — государственных гарантий цен. Какие последствия для совокупного экономического процесса вытекают отсюда — такой вопрос находится вне поля зрения данных группировок.
Никакая машина не получится, если произвольно собирать ее из отдельных отливок, колес или трубок. Машина как нечто целое представляет собой целевую структуру, а цель требует, чтобы все ее части были определенным образом взаимосвязаны. Экономический порядок равным образом является целевой структурой, хотя и совершенно иного вида. Если экономическая политика осуществляется формализованно, по частям, казуистически и фрагментарно, то в этом случае государство действует подобно человеку, произвольно осуществляющему сборку машины из металлических деталей. К примеру, в некоторых странах право на участие в прибылях общества способствует концентрации промышленности, против которой направлены политика контроля над деятельностью картелей и политика, проводимая в интересах поддержания ремесленного производства.
После 1945 г. многие страны видели свою главную задачу в том, чтобы выровнять платежный баланс. При этом они, как правило, действовали пунктуально и потому без успеха. Импорт сокращался, экспорт увеличивался за счет использования специальных стимулов, а для покрытия так называемого дефицита искали займы за границей. Одновременно государственная финансовая политика, кредитная политика, политика в области заработной платы и политика цен проводились таким образом, как если бы они не имели никакого дела с платежным балансом и как если бы рост покупательной силы денег в результате дефицита государственного бюджета или политика низких процентов не повышали покупательной способности в стране, не затрудняли экспорт и не расширяли импорт, то есть как если бы не нарушали равновесия расчетов с зарубежными странами. Вопросы платежного баланса, однако, не являются изолированной особой проблемой. Они могут быть решены только за счет того, что экономический процесс в целом в каждой из участвующих стран станет регулироваться в достаточной степени.
Итак, в общем и целом это была прежде всего вера в самореализацию естественного порядка, затем вера в неизбежный процесс развития и, кроме того, в распространение формализованного мышления, что в своей совокупности формировало духовную позицию, исходя из которой создание достаточного экономического порядка не считалось центральной задачей, хотя в действительности она была таковой.
3. Когда упускается из виду кардинальный вопрос, на его место неизбежно выдвигаются другие вопросы. Какие же вопросы появились на месте вопроса об экономическом порядке?
Это были, прежде всего, следующие три: вопрос собственности, в котором постепенно привыкли видеть кардинальный вопрос экономической и общественной политики, вопрос организации труда на предприятиях и вопрос полной занятости, в котором большинство государств усматривает сегодня цель своей экономической политики. Все три вопроса исключительно важны. Их мы рассматриваем в другом месте настоящей книги. Но какой бы из них ни стоял на переднем плане, всегда очевидно, что проблема регулирования не затрагивается ими. Ибо при ее рассмотрении речь идет о совокупном экономическом процессе.
Таким образом, экономическая политика государства не воздает должного проблеме экономического порядка. Обусловленная ошибками мышления, эта политика носит ныне частично пунктуально-фрагментарный, частично идеологизированный характер. С одной стороны, существуют отдельные невзаимосвязанные меры экономической и правовой политики, с другой — идет спор о таких понятиях, носящих оттенок сантиментов, как капитализм и социализм. Подобно монетам, эти понятия имеют повсеместное хождение. Однако действительность при этом не замечается. Негодные порядки и претенциозная болтовня, идеологии властных группировок и доктрины мечтателей становятся господами положения. При этом формируются неверные точки зрения. К примеру, люди, которые очень серьезно воспринимают свободу личности, порой стремятся к установлению таких экономических порядков, которые создают угрозу свободе. Что же тут удивительного, если подобные эксперименты терпят провал.
П. Нестабильные порядки
1. «Если разрушается мышление, то разрушаются и порядки» (Конфуций). Наше исследование постоянно доказывало, что как раз нестабильность порядков является характерной чертой современного развития экономики. Развиваются ли монополии и олигополии или третья денежная система, реализуются ли частичные порядки, например порядки валютного рынка, или корпоративные порядки, шла ли речь о скрытой инфляции — всюду был налицо факт нестабильности. Проблемы не видят, когда говорят о нестабильности капитализма. Но нестабильность порождается не мистическим капитализмом, а деградацией мышления категориями порядка. Ошибка заключается в следующем. С самого начала не позаботились об условиях стабильного порядка, чтобы тем самым профилактически предотвратить нестабильность, дали возможность делу идти своим чередом сначала к нестабильности, затем приняли ее как нечто данное и попытались с помощью запоздалого вмешательства в систему в целом залатать дыры и установить квазиравновесие. Это особенно характерно для политики обеспечения полной занятости.
Следует проводить принципиальное различие между стабильными и нестабильными порядками. В рамках таковых нужно также различать внешнюю и внутреннюю стабильность.
Внешняя стабильность, то есть возможность ее существования в течение продолжительного периода времени, задана в централизованно управляемой экономике. Здесь не царит равновесие экономического процесса, миллионы людей могут голодать из-за несостоятельности экономического порядка. Но несмотря на это, данный порядок не испытывает потребности в том, чтобы быть измененным. Это — вопрос соотношения сил. Равновесие заменяется принуждением. Весьма большое воздействие оказывает также существование бюрократии, которая со своей стороны способствует длительному сохранению этой тенденции.
Внутренняя стабильность существует лишь в двух экономических порядках:
а) в собственном натуральном хозяйстве. И здесь люди могут голодать при неурожае или при наступлении других катастроф. Однако причины того лежат здесь как бы в иной плоскости и не обусловлены, как в централизованно управляемой экономике, принципиальным отказом механизма регулирования. В первые тысячелетия экономической истории такая форма порядка, а именно форма «собственного натурального хозяйства», которая никогда не существовала в чистом виде, но неоднократно проводилась в жизнь как доминирующая форма, придавала экономическим порядкам устойчивый характер. Еще примерно в XVI в., когда снабжение населения, жившего преимущественно в деревнях, осуществлялось в значительной мере автономно на крестьянских дворах, а меновые отношения с другими предприятиями и домашними хозяйствами выполняли лишь дополняющую функцию, экономические порядки приобретали определенную устойчивость. Однако собственное натуральное хозяйство как стабильная форма порядка уже не может осуществлять старые функции, поскольку сегодня процесс, основанный на разделении труда, стал чересчур всеобъемлющим;
б) внутренняя стабильность в принципе задана и при полной конкуренции, поскольку полная конкуренция в силу своеобразного функционирования системы регулирования цен имеет механизм, который приводит к равновесию экономического процесса и потому придает устойчивость экономическому порядку, где доминирует эта форма порядка. Правда, при этом решающее значение имеет то обстоятельство (чему не может быть здесь уделено достаточного внимания), что в эту систему равновесия встроена также и денежная система. Наряду с этим на стабильность порядков влияние оказывает и собственное натуральное хозяйство, которое имеет место в мелком землевладении, и т.п.
Все промежуточные решения (между централизованно управляемой экономикой и конкурентным порядком) не являются устойчивыми, поскольку, как оказалось, они представляют собой порядки с «тенденцией к трансформации».
2. С некоторых сторон оспаривается то значение, которое мы придаем стабильности порядков. Ставится вопрос: так ли важны эти институты? Не является ли решение проблемы скорее этической задачей, состоящей в воспитании человека? Не сводится ли все к человеку?
Этим путем проблема сдвигается как раз в опасном направлении. Опасном потому, что люди предрасположены к тому, чтобы недооценивать задачу порядка. Замечают, например, как возникает порядок, присущий централизованно управляемой экономике, и полагают, что опасность с его стороны не столь велика, если только люди станут совершенствоваться. Повсеместно не осознается, что экономическая повседневность в рамках отдельно взятых порядков обладает своей внутренней логикой. Если, к примеру, в экономическом порядке доминируют черты, характерные для централизованно управляемого хозяйства, то это означает, что существовала неточность глобальных оценок, а тем самым и неточность регулирования экономического процесса. Свобода индивида должна ограничиваться приказами, исходящими из центра, а внешняя торговля, равно как и инвестиционная деятельность, приобретает описанный выше характер. Даже если бы во главе стоял какой-нибудь Марк Аврелий или Антоний Пий, что мало вероятно, его благие пожелания и старания оказались бы бессильными против недостатков подобной системы.
Этическое совершенствование человека не может устранить ущербность порядка, а также предотвратить разрушение права, связанного с порядком централизованно управляемой экономики. То же самое имеет силу и для порядков другого типа. Не существует культуры, где хозяйственные отношения не подчинялись бы никакому порядку отношений, под защиту которого можно себя поставить» (Ортега-и-Гассет). Все зависит от общего решения. Совокупный порядок должен быть таким, чтобы он давал людям возможность жить по этическим принципам.
На этом месте можно было бы сделать поворот к позитивному разбору, если бы не возник еще один крупный вопрос: имеем ли мы вообще свободу формировать такой порядок, который все это обеспечивает? Или подобной свободы вовсе не существует? Существует ли объективная неизбежность развития?
Глава XII