Понять, что означали для национальной и мировой экономики механизм регулирования и равновесие, еще не означает понять проблему в целом. Оборотная сторона задачи заключается в том, чтобы осознать, насколько сложно осуществить в действительности принципы, признаваемые в качестве необходимых. Ведь теоретическое обсуждение целесообразности здесь превращается в страстную полемику по вопросам, затрагивающим интересы людей. Речь идет в данном случае о вопросах власти. Последнее означает, что, как перед любой другой политикой, перед экономической политикой встает проблема власти. Подобно истории вообще, история экономики наполнена примерами злоупотребления властью. Правда, размеры угрозы со стороны усиливающейся власти различны в зависимости от установленного порядка. Однако со злоупотреблением властью приходится сталкиваться всегда. Все зависит от того, что ответственные инстанции видят, о чем идет речь, и поступают соответствующим образом. Как же относились они к проблеме власти в процессе исторического развития?
1. В известном решении от 4 февраля 1897 г. имперский суд выразил свою принципиальную позицию по вопросу образования картелей. Он объявил допустимыми картельные договоры, а также разрешил установление барьеров по отношению к аутсайдерам. Имперский суд представлял точку зрения, по которой отрасль промысла, в которой цены понизились до слишком низкого уровня, может объединяться и это объединение отвечает общим интересам. Особенно важным было то, что имперский суд разрешил даже использовать наиболее жесткие формы борьбы для нанесения прямого ущерба, например бойкот, принципом которого было не достижение превосходства над соперником за счет лучших результатов деятельности, а нанесение ему ущерба путем внесения помех в его коммерческие связи или полного подрыва их. Таким образом, картелям и иным монополистическим образованиям была предоставлена привилегия в борьбе. На этой правовой основе в Германии смогли бурно развиваться картели и подобные им образования. В 1905 г., по данным статистики, их насчитывалось 385. Довольно прочные образования возникали, прежде всего, в угледобывающей промышленности, черной металлургии, добыче калийной соли, а также в производстве кирпича и цемента.
|
Такое отношение к проблеме картелей имеет принципиальное значение. Право на свободу заключения договоров могло использоваться и для того, чтобы устранить конкуренцию и при помощи барьеров, бойкота и т.п. ограничить свободу других. Принцип свободы заключения договоров вступил в открытый конфликт с принципом конкуренции. Законодательство в эпоху laissez-faire не предприняло ни одной серьезной попытки принципиально решить данный конфликт, который возникал вновь и вновь, обеспечивая судам постоянную работу. По одному замечанию Хекшера, «либерализм никогда не решал однозначно в пользу свободной конкуренции а tout pri1x против свободы заключения договоров a tout prix или в пользу последней против первой». Так же обстояло дело и в Германии. Теперь саму свободу заключения договоров использовали для того, чтобы создать ситуацию, в которой она фактически была бы исключена. Так, например, со ссылкой на свободу заключения договоров был создан угольный синдикат, по отношению к которому торговцы углем и потребители больше не обладали свободой заключения договоров, поскольку были привязаны к одному поставщику и были вынуждены принимать его условия.
|
Итак, заложенную здесь проблему власти не увидели.
2. В эпоху экспериментов, то есть в период после начала первой мировой войны, проблема экономической власти дала толчок новым разнообразным мерам экономической политики.
Хронологически первой была попытка принятия закона о социализации 1919 г. Основная идея этого закона заключалась в том, чтобы придать принудительный характер синдикатам, уже существовавшим в угледобывающей промышленности и в добыче калийной соли. Тем самым свобода занятия промыслом в угледобывающей и калийной промышленности была устранена в той мере, в какой все фирмы были вынуждены присоединяться к синдикатам.
Эти самоуправляющиеся структуры должны были стать носителями экономического процесса и управляться не только предпринимателями, но и представителями рабочих и потребителей. Старые частные властные структуры, превратившись в принудительные корпорации, естественно, выиграли в том, что касается власти, однако должны были приобрести социальный характер. Была надежда решить проблему экономической власти за счет того, что в самоуправляемых корпорациях наряду с представителями всех прочих заинтересованных групп правом «социального соучастия» обладали прежде всего функционеры от рабочих. Противоречия должны были преодолеваться за столом переговоров, а властные структуры, объединяя всех участвующих лиц, должны были превратиться в «общественно-экономические» корпорации.
|
Попытка провалилась, и как раз по причине, также имеющей принципиальное значение. Возможное участие в монопольной прибыли побуждало самих рабочих быть заинтересованными в монополии. Тем самым соучастие функционеров от рабочих в делах корпорации создавало монополиям лишь более надежную опору. По этой причине закон действовал совершенно иначе, чем надеялся, например, Ратенау. Одобрение государством повышения цен на уголь, рассматривавшееся в качестве вспомогательной меры, фактически стало в высшей степени действенным. В остальном, однако, власть монополий усилилась и не контролировалась рабочими функционерами.
Кейнс и другие экономисты полагали, что признание полуавтономных корпораций в рамках государства является прогрессом. Вместе с другими он считал, что эти корпорации или группы могли бы стимулировать рост всеобщего блага. Немецкий опыт — ни первоначальный опыт угледобывающей промышленности, ни более поздний опыт принудительных корпораций при национал-социализме — не оправдал этой надежды. Групповой эгоизм имеет тенденцию бурно расти, поскольку группы обладают властью. В борьбе с другими группами и государством функционеры представляют интересы своих групп или то, что они понимают под этим, но отнюдь не интересы целого. С экономической точки зрения возникает взаимный антагонизм двусторонних монополий, в которых достижимо лишь состояние неустойчивого равновесия, имеющее тенденцию к неравновесию. В последующем такая ситуация неизбежно приводит к борьбе групп между собой. Ошибка данного решения заключалась в том, что не была осознана опасность групповой анархии. Развитие в Германии открывает множество возможностей для изучения того, что называется групповой анархией.
3. Второй своеобразный эксперимент трактовки проблемы экономической власти Германия попыталась провести, издав в ноябре 1923 г. постановление о деятельности картелей. С принятием этого постановления, которое не касалось угольной и калийной отраслей промышленности, впервые в Германии попробовали принять меры против злоупотребления положением, дающим экономическую власть. Основополагающий пункт этого важного постановления состоит в том, что картельные договоры были легализованы. Они сохраняли свою законную силу, однако были поставлены под контроль государства. Для этого в министерстве экономики был создан специальный отдел, а также учрежден суд по наблюдению за деятельностью картелей. Председатель этого суда помимо прочего должен был давать свое одобрение в том случае, если тот или иной картель захотел бы вынудить аутсайдера войти в него, угрожая установлением барьеров и принятием других мер.
Впрочем, и эта активно предпринимавшаяся попытка привела к неожиданному и нежелательному результату. Прежде всего картели и их сторонники повели ожесточенную борьбу против государственного контроля, расценивавшегося ими как деклассирование, как возмутительное вмешательство в свободу предпринимателей. Однако эта ситуация быстро изменилась. А именно, когда в целях борьбы со злоупотреблениями картелей министерство экономики начало стимулировать конкуренцию и «размягчать» рынки, озлобление картелей обернулось против конкуренции, которую называли «реакционной» или «манчестерской». В противоположность ей превозносился принцип образования картелей как более высокой формы народнохозяйственного развития. Впрочем, государственный контроль все же считали не особенно опасным, тем более что удалось вызвать симпатии профсоюзов к образованию картелей. Таким образом, заинтересованные стороны боролись больше не столько со ставшей популярной организацией государственного контроля, сколько, проявляя большую настойчивость, с методом поощрения конкуренции. Начался быстрый переход индустриальной экономики от конкуренции в сферу государственного контроля и картелей. В этом периоде количество немецких картелей необычайно выросло. В 1925 г. уже насчитывалось 2500 картелей.
Опыт реализации постановления 1923 г. позволяет сделать следующий принципиальный вывод. Контроль за деятельностью монополий, острие которого было направлено против так называемого злоупотребления экономической властью, терпит провал. Понятие «злоупотребление» не поддается точному определению. Как известно, властные структуры приобретают большой политический вес в той стране, в которой они начинают разрастаться. В силу этого само государство уже не в состоянии осуществлять действенный контроль над деятельностью монополий. Экономическая политика должна была быть направлена в первую очередь не против злоупотреблений существующих властных структур, а непосредственно против возникновения таковых вообще. Иначе у нее не окажется никакой возможности решить проблему. Именно здесь находится тот важный момент, который опять же не был распознан.
4. Немецкая экономическая политика пошла еще по одному пути. В Германии существовало, а во многих странах существует и сегодня широко распространенное мнение, что проблему частной экономической власти можно решить только тогда, когда само государство берет экономическую власть в свои руки.
В Германии в этом направлении было проведено два эксперимента. Оба они только и были возможны, а именно, во-первых, передача власти центральным государственным плановым органам при сохранении частной собственности и, во-вторых, огосударствление.
С 1936 г. Германия перешла к тому, чтобы увеличивать масштабы регулирования экономического процесса руками центральных плановых органов. Благодаря такому развитию синдикаты приобрели другую функцию и продолжали существовать. Они превратились в отделы центральных органов управления. К примеру, чугунный синдикат отныне централизованно распределял чугун, который прежде он продавал как монополист. Бюрократия синдикатов и внутренняя организация остались, по существу, прежними. Концерны сталелитейной и химической отраслей промышленности также оказались тем строительным камнем, который можно было легко использовать при строительстве здания централизованно управляемой экономики. Прежние частные властные структуры синдикатов и концернов теперь взяли на себя задачу разрабатывать для отдельных предприятий глобальные производственные предписания центральных плановых органов, передавать их по назначению и контролировать их выполнение. Вместе с тем эти властные структуры продолжали оказывать сильное влияние, воздействуя на центральные плановые органы, руководители которых сплошь и рядом были лично близки к ним. Так, в ходе войны в Германии сформировался своеобразный экономический порядок. Центральные плановые органы официально регулировали экономический процесс, но часто решения этих плановых органов, скажем, при распределении сырья оказывались под большим влиянием частных властных структур, например концернов, организаций промыслового хозяйства, сельского хозяйства и т.д. Тем самым произошло своеобразное слияние частной власти и централизованно управляемой экономики.
Проблема экономической власти, следовательно, не только не была решена, но даже обострилась. Малые и средние предприятия вытеснялись, и, как мы увидим, централизованное регулирование экономического процесса не только не решило социальный вопрос, напротив, обострило его. Уже здесь проявилось действие принципа экономической политики, значение которого нельзя переоценить: проблема экономической власти никогда не может быть решена путем дальнейшей концентрации ее.
Каким же оказался опыт огосударствления монополий и других властных структур в Германии? Попытки такого рода предпринимались раньше в отношении предприятий электро- и газоснабжения, железных дорог и т.д. Сегодня в еще больших масштабах это происходит в Восточной зоне, где огосударствление охватывает целые отрасли промышленности.
Начнем с рассмотрения опыта огосударствления отдельных монополий, например железных дорог или предприятий электроснабжения. Государственные монополии закономерно проводили ту же политику, что и частные монополии. Как и частные монополии, они стремились достичь наивысшего уровня чистой выручки, который в случае монополии большей частью существенно отклоняется от оптимального уровня обеспечения благами. Стремление в полной мере использовать монопольное положение органов управления государственными монополиями было намного более выраженным, чем у частных. Органы управления государственными монополиями считали вполне оправданным такое поведение, поскольку доходы поступали государству или городу, то есть представляли собой косвенный налог, а не использовались в частных целях.
По мере объединения обеих сфер экономики и государства происходила концентрация, которая вновь обостряла проблему власти.
Опыт Востока подтверждает сказанное. Только опасность проявляется здесь совершенно в ином, гораздо большем. Слой функционеров, управляющий огосударствленными предприятиями, подчинил своему влиянию экономический процесс. Вместе с этой концентрацией власти на одной стороне растут зависимость и несвобода на другой. Нередко уничтожаются целые промысловые отрасли, например мясные лавки, и вместо них снабжение населения мясом осуществляется каким-нибудь государственным предприятием. Рабочие, равно как и потребители, становятся зависимыми от центральной государственной администрации, управляющей государственными предприятиями.
5. Немецкий опыт, как мы видели, позволяет точно определить, на какие пути нельзя вступать для решения проблемы экономической власти. Это не должна быть ни политика laissez-faire, которая злоупотребляет свободой заключения договоров ради уничтожения свободы, ни политика контроля над деятельностью монополий, которая допускает образование властных структур и проявляет желание бороться только со злоупотреблениями. Кроме того, обнаружилось, что любая дальнейшая концентрация власти путем проведения политики корпоративного порядка — по примеру немецкой угледобывающей промышленности, — равно как и политика централизованного регулирования экономики или огосударствления, не решает проблемы экономической, или хозяйственной, власти. «Власть остается властью, кем бы она ни осуществлялась. И наивысшего уровня опасности она достигает, находясь не в частных, а именно в общественных руках» (Леонхард Микш).
Но тем самым мы возвращаемся к самой проблеме. Собственно говоря, почему так важна проблема экономической власти? На этот вопрос следует дать ответ. Споры вокруг проблемы власти не чужды ни одному историческому периоду. Обладание властью провоцирует акты произвола, угрожает свободе других людей, разрушает сформировавшиеся хорошие порядки. Вместе с тем нет социальной жизни без существования положения, дающего власть, поскольку для любой жизни в обществе, будь то в государстве или на предприятии, необходим авторитет.
Друзья власти преуменьшают ее опасность, а противники — ее безусловную необходимость. Тем самым оказывается завуалированной крупная практическая проблема. Даже такой видный историк, как Якоб Буркхардт, оказался непоследовательным по данному вопросу. Для него власть была «сама по себе злом». Но одновременно в государстве он видел «благодеяние». Однако без власти не может существовать никакое государство. Преодоление этой дилеммы, видимо, является решающей задачей любой политики, в том числе и экономической.
Проблема экономической власти существовала всегда. Но с начала промышленной революции она предстала в новой форме. Вместе с промышленной революцией наступила эпоха бурного роста экономической власти. Ее избыток характерен для наблюдавшегося до сих пор экономического развития Германии и других промышленных держав: власть отдельных фирм, власть концернов, картелей, центральных плановых органов или же союзов предпринимателей и профсоюзов.
Торжественно провозглашенным основным принципом правового государства является то, что свобода и правовая сфера отдельных граждан охраняются с двух сторон: от угрозы со стороны других граждан и от самого государства, но в первую очередь от принудительной власти государственных органов управления. Однако носители частной власти в состоянии устранить гарантированные права других на свободу. С этим связано также большое влияние на другие человеческие порядки. Можно показать, как частные властные структуры и центральные государственные органы изменили также политическую жизнь и государственную структуру Германии. Положить конец антагонизму таких противоречивых тенденций — настоятельное требование любой истинной экономической политики.
Проблема экономической власти — это другая сторона проблемы свободы в современной индустриальной экономике.
V. Свобода и власть
1. Дух свободы помог сотворить индустриализацию. Но та же самая индустриализация превратилась в серьезную угрозу свободе. У ее истоков находилась идея свободы, а сегодня она в такой опасности, как никогда прежде. История и здесь совершает замысловатый ход: вперед к свободе и снова назад к несвободе.
Для ведущих мыслителей XVIII и начала XIX в. свобода представляла собой нечто гораздо большее, чем проблему экономики и политики. Она была не простой доктриной, а единственно возможной формой существования людей. Этим мыслителям открылся первоначальный смысл того, что есть свобода: без свободы, без спонтанной самостоятельности человек не является «человеком». Для крупных моралистов того времени свобода является предпосылкой любой морали. Ведь только перед свободно желающим и свободно действующим человеком стоит проблема принятия решения, и действительно только он может осуществлять выбор. «Метафизической помехой любой морали является отказ от свободы» (Кант). Только свободное решение делает возможным познание и претворение в жизнь обязывающего морально-ценностного порядка. И вообще только свободный человек, наблюдая и самостоятельно осмысливая факты, способен приблизиться к истине. Он привязан к законам логики, но не к мнениям, которые навязывает ему какая-либо внешняя власть. Только свободный человек способен изъявлять свою волю. Эту сферу свободы должно гарантировать право. Экономической же политике надлежит реализовать свободный естественный богоугодный порядок. Человек, находящийся в рамках этого порядка, имеет так же мало прав упразднить свою собственную свободу, как и прав не уважать сферу свободы других. Именно сфера свободы других устанавливает пределы его личности. Уважая эту сферу свободы, он проявляет гуманность. Правильно понятая свобода, гуманизм и право суть части единого целого, они неразрывно связаны между собой.
2. Сегодня мы видим, что это великое движение, желанное избавление человека «от своего несовершеннолетия, в котором повинен он сам», если еще раз использовать слова Канта, находится в опасности или же оно потерпело неудачу. Именно из экономической сферы, которой так пригодилась в свое время свобода, прежде всего стала исходить угроза свободе. Освобождение крестьян, установление свободы передвижения и занятия промыслом, заключения договоров, ведения торговли и устранения бесчисленных старых обязательств способствовали расцвету могучих сил людей, занимающихся хозяйством, и тем самым открытию пути технизации и индустриализации. Однако быстро возникли такие властные экономические структуры, которые снова стали угрожать свободе. Так, например, фабричные рабочие превратились в зависимых от фабриканта, который обладал монополией покупателя рабочей силы на местном рынке труда. Хотя бесчисленные общественные привилегии исчезли, их место уже в XIX в. заняли частные властные структуры: властные социальные корпорации на рынках рабочей силы и далеко идущие притязания на господство на многих предприятиях; власть на рынках и власть на отдельном предприятии; по этой причине — экономическое и социальное давление. Отдельно взятый человек постоянно видел себя противостоящим громадному, анонимному, могущественному аппарату, от которого он зависел. Часто свободу рассматривали как право одного отдельно взятого человека подавлять свободу других.
Ныне экономика, общество и государство заполонены властными блоками, сообществами, возникавшими быстрыми темпами с начала XX в. Более того, государство и общество в какой-то мере базируются на этих властных блоках. Отдельный человек как член коллектива обладает небольшой свободой. Лишь руководители коллектива относительно независимы. К примеру, цены и условия сделок устанавливает синдикат, но не отдельно взятый член его. Руководство концерна дает указания подчиненным директорам, а профсоюзы, но не отдельные рабочие определяют условия трудовых договоров. Мы вспоминаем о случае с американским рабочим, который не может реализовать устанавливаемое законом право на свободу передвижения, если при смене местожительства профсоюз нового района отказывается принимать его в свои ряды.
В последнее время свобода человека подвергается угрозе еще с одной стороны, а именно тогда, когда экономическая концентрация сочетается с преобразованием государства. Здесь возникает исключительная опасность для свободы. Во многих странах экономическая власть сегодня соединяется с государственным принуждением. Отдельные органы регистрируют, проверяют и регламентируют повседневную жизнь каждого. Где и кем он должен работать, где ему позволено проживать, выделять ли ему и в каком количестве потребительские товары — все это решает государство, которое полностью или частично владеет всем экономическим аппаратом со всеми рабочими местами. Как же в таком случае можно иметь сферу свободы?
Человек становится частичкой анонимного государственно-экономического аппарата независимо от того, принадлежит ли он к бюрократии или к иной группе, над которой установили свое влияние функционеры. Отдельно взятый человек становится вещью и теряет характер личности. Аппарат есть цель, человек — средство.
3. Эта тройная угроза свободе со стороны частной власти как оборотной стороны рынка, коллектива и государства, объединяющегося с частными властными структурами, дает знать о себе во всех странах, хотя и в различных формах. Сегодняшнее развитие сравнили с поздним периодом Римской империи и ее закатом. И по праву. Тогда государство принуждало крестьян и ремесленников заниматься своим промыслом, вынуждало их выполнять определенные работы, устанавливало цены, контролировало всю хозяйственную деятельность в городе и деревне. Наконец, империя была населена государственными крепостными и государственными рабами. В результате всего этого наступил ее закат. Возможно, погибавший древний мир прошел до конца путь, на который сейчас вступают Европа и весь мир? Различия между прошлым и настоящим существуют, но из-за этих различий опасность кажется только еще большей. Население сегодня гораздо многочисленнее и живет, сосредоточившись в более крупные массы. Но в наши дни существует, прежде всего, промышленно-технический аппарат, представляющий собой инструмент господства и власти, неизвестный прошлым эпохам.
Было бы неверно считать, будто ответственность за эту угрозу свободе несет лишь развитие экономики под контролем государства. Мощные духовные движения действовали в том же направлении. В первую очередь следует назвать нигилизм. С полным правом можно поставить вопрос: зачем нужна свобода, если собственная субстанция отвергается самим человеком?
Политическое, экономическое и духовное направления развития взаимодействуют, так что получается результат, который не может быть воспринят достаточно серьезно: люди даже потеряли ощущение того, что, собственно, есть свобода. Они не умеют определить ее ценность, подобно тому, как человек вообще не умеет определять Ценность необходимого до тех пор, пока он владеет им как чем-то самим собой разумеющимся. В итоге дело дошло до того, что повсеместно стали считать, будто свободу необходимо принести в жертву мнимой безопасности, хотя, как мы видели, без свободы добиться безопасности невозможно.
Тот, кто вместе с Лениным снимал вопрос о свободе, объявляя, что она — «буржуазный пережиток», не понимал, что речь здесь идет не больше и не меньше как о человеке в качестве такового. Что касается собственной личности, то никому не давалось право отказываться от своей моральной автономии и превращать себя в простое орудие. Но никто не может также понудить другого отказаться от своей моральной автономии. Права абстрактной свободы важны, но они не являются самоцелью. Скорее они служат свободному человеку, обладающему моральной ответственностью. Под сильным впечатлением от технического прогресса многие люди с одобрением относятся к угрозе свободе со стороны современного экономического и технического развития и превращают свое одобрение в идеологию несвободы. Тогда это означает, что свобода и гуманность «либеральны». А поскольку политический либерализм как бы преодолен, то вроде уже нет никакой свободы. Однако «либеральная практика предыдущего столетия не совпадает с идеалом свободы; первая может отвергаться, пересматриваться, изменяться, вторую же нельзя отрицать, разве что есть желание отречься от самой жизни» (Канфора).
4. В процессе исторического развития выявилась принципиальная проблема. И здесь мы вновь оказываемся перед дилеммой. Совершенно очевидно, что дальнейшая концентрация экономической власти в руках государства и прямое регулирование хозяйственных будней центральными государственными органами все больше и больше подавляют сферы свободы человека. Но каким же образом можно было бы опять создать «более свободную» экономику? Не сохраняется ли тогда опасность того, что частные властные структуры опять-таки используют свою свободу для того, чтобы ограничить самостоятельность и свободу, например, рабочих, служащих, торговцев или конкурентов? Incidis in Scyllam, cupiens vitare Charybdim1. Можно ли вообще спасти свободу личности в индустриальной экономике? Есть ли выход из этой дилеммы?
Постановка этого вопроса снова подводит нас к проблеме экономического порядка. Ибо в зависимости от экономического порядка, то есть от способа экономического регулирования, оказываются различными сферы свободы и права людей на самоопределение. Для масштабов сферы свободы, в которой проходит повседневная жизнь человека, существенно, регулируют ли экономический процесс центральные плановые органы или частные и властные полугосударственные структуры или же множество домашних хозяйств и предприятий действуют на основе собственных планов. В наши дни вопрос о свободе наитеснейшим образом связан с регулированием современного экономического процесса, с вопросом экономического порядка.
Но совместима ли вообще свобода с порядком? Свобода и порядок не противоречат друг другу. Они обусловливают друг друга. Упорядочивать означает устанавливать порядок в условиях свободы. Если приводят в порядок процесс, то последнее означает, что факторы, которые определяют его, оформляют таким образом, чтобы тогда процесс сам по себе тек в желаемом направлении. Упорядоченность в противоположность «урегулированное™» может быть в случае, если поведение людей отличается дисциплинированностью (Леонхард Микш). Но такое поведение возможно лишь там, где из духа правильно понятой свободы вытекает одобрение необходимости желаемого порядка. Только таким путем может быть осуществлена координация деятельности всех хозяйствующих субъектов, составляющая сущность конкурентного порядка.
Правда, к идее свободы, равно как и к идее порядка, относится и то, что свобода имеет свои границы, а именно там, где она ставит под угрозу сам порядок.
Между свободой и порядком имеется еще одна связь: из свободы спонтанно возникают формы порядка. Они оправданны в той мере, в какой соответствуют конкурентным отношениям.
Итак, все это заостряется на вопросе: какие формы порядка предоставляют свободу? Какие из них одновременно ограничивают злоупотребление правами на свободу? Может ли свобода отдельно взятого человека определяться таким образом, что она находит свои границы на свободе другого человека? Применимы ли вообще эти формы порядка в индустриальном мире? Сегодня необходим громадный экономический, технический, основанный на разделении труда аппарат, чтобы сохранить людей как вид. Возможен ли экономический порядок, в котором люди не были бы просто средством достижения цели, всего-навсего частичками аппарата? Проблема свободы может быть решена только в том случае, если взяться за нее с интенсивностью 18-го столетия.