Как случилось, что в наш исторический период таких экспериментов становилось все больше и больше? Прежде существовало мнение, что эта тенденция порождена развитием техники. Это мнение, которое окажется несостоятельным. Итак, вопрос остается открытым.
1. Импульс к проведению политики централизованного управления исходит от извечно существующего стремления к власти.
Ведь индустриальная экономика предоставляет громадные возможности для завоевания власти. Благодаря индустриализации разделение труда чрезвычайно интенсифицируется. К примеру, крестьянин, который сам потребляет б о льшую часть произведенных им продуктов, на рынке покупает мало и мало туда поставляет, превращается в крестьянина, который покупает большинство средств производства и потребительских товаров на рынке и поставляет на него б о льшую часть своих продуктов. Каждое предприятие и каждое домашнее хозяйство в процессе индустриализации становится зависимым от широко раскинувшейся сети связей, базирующихся на разделении труда. Если отныне миллионы домашних хозяйств и предприятий тесно связаны между собой и если существование каждого отдельно взятого человека определяется регулированием этой гигантской зависимости, то заманчивой становится цель по завоеванию господства над предприятиями и домашними хозяйствами, а тем самым и над людьми в результате утверждения своего главенства в регулировании экономического процесса.
Это происходит благодаря централизованному регулированию экономического процесса. Тот, кто определяет, найдет ли вообще и где именно свое рабочее место каждый из миллионов людей, и какие потребительские товары получит каждый отдельно взятый человек, и будет ли заниматься производством каждое отдельно взятое предприятие, и если да, то что именно оно должно производить, обладает громадной властью. В экономических порядках рыночного типа стремление создать позиции, дающие такую власть, находит свое отражение в «тяге к образованию монополий», которая нам хорошо известна. Однако политика централизованного управления создает ситуацию, которая дает намного большую власть для обширного слоя комиссаров, чиновников и функционеров первого, второго и третьего рангов. И поскольку дирижеры той централизованно управляемой экономики во многих, но, разумеется, не во всех случаях используют свою власть для того, чтобы упрочить свою политическую власть, скажем, путем гонки вооружений, то централизованное управление экономикой также может косвенно служить укреплению власти.
|
2, Чрезвычайно важным историческим фактом является то, что в двух различных течениях XX в. появляются заинтересованные стороны, которые стремились захватить эти руководящие позиции в плановых органах. Они были выходцами из противостоящих друг другу лагерей, но тем не менее объединялись в одну мощную колонну.
Это были руководители концернов, синдикатов и профсоюзов, функционеры монополистических групп всех видов, а также вся бюрократия, работающая в этих группах. Чем многочисленнее монополии или частичные монополии, возникающие в экономическом порядке рыночного типа, тем больше становится слой этой хозяйственной и социальной бюрократии. Она значительно расширяет свою власть, если успешно прокладывает себе путь централизованное управление экономическим процессом и если она забирает в свои руки это централизованное управление. Мы знаем, что синдикаты или профсоюзы при переходе к политике централизованного управления превращаются в инструменты центральных плановых органов. Но при этом функционеры этих объединений зачастую становятся руководителями плановых органов. Уже политика laissez-faire и интервенционизма способствовала возникновению этой бюрократии, которая часто соприкасается с государственной бюрократией. В итоге в самом руководящем слое А образуется влиятельная группа своеобразного состава, которая заинтересована в экономической политике централизованного управления.
|
Слой заметно усиливается, если, к примеру, во время войны создаются многочисленные плановые органы и ведомства по контролю над ценами, руководители, чиновники и служащие которых проявляют живой интерес к сохранению такой экономической политики.
К этому примыкает совершенно иного рода группа революционеров, приходящих таким образом из слоя В1, которые с переходом к экономической политике централизованного управления захватывают политическую и экономическую власть и тем самым внедряются в слой А или вначале завоевывали политическую власть, как это было в России в 1917 г. и позднее в 1928 и 1932 гг. также в России, и проводили политику централизованного управления экономикой, чтобы укрепить свои властные позиции и добиться определенных политических целей.
Итак, мы являемся очевидцами интересного спектакля, когда при «ротации элит», используя термин Парето, в данном случае влиятельные части слоя А и одновременно слоя В1 преследуют аналогичные или схожие политико-экономические цели, а именно осуществляют политику централизованного управления экономическим процессом.
|
3. Чем больше государств обретают централистский характер, тем легче государство может перейти к централизованному управлению экономическим процессом. В этом отношении Великая французская революция своей политикой вытеснения или ликвидации местных и провинциальных органов самоуправления также подготавливала почву для экспериментов с централизованно управляемой экономикой (как и, наоборот, централизованно управляемая экономика способствует развитию централистского государства). Административный аппарат современного централистского государства сравнительно легко можно использовать в целях централизованного управления экономическим процессом.
4. Монополия порождает тенденцию к проведению политики централизованного управления не столько потому, что она предоставляет в распоряжение плановых органов нужных функционеров, сколько потому, что монополия или олигополия также и в остальном вынуждает экономическую политику использовать методы централизованно управляемой экономики. Любая крупная частная властная структура, например угольный синдикат, электроэнергетическая или зерновая монополия, дает понять, что государство не только контролирует, но и забирает их в свои руки. Но оказалось, что отсутствие равновесия в борьбе монополий между собой, прежде всего, дало государству повод вмешиваться в экономический процесс путем осуществления централизованного управления. Стоит лишь вспомнить о локаутах и забастовках на рынках рабочей силы, то есть о борьбе двух частичных монополистов или о борьбе крупных олигополистов, например железнодорожных компаний.
Если механизм цен отказывал или отказывает, то это порождало и порождает тенденцию к централизованному управлению экономическим процессом. Следует постоянно учитывать эту взаимосвязь, которая, как показал опыт, весьма очевидна.
5. Разумеется, механизм цен, как оказалось, перестает функционировать не только из-за существования определенных форм рынка. Гораздо чаще это происходит по причине нарушений в денежном обеспечении1. Если, например, начинающийся рост цен, вызванный экспансией денежной массы, будет приостановлен путем замораживания цен, то шаг к централизованному регулированию экономического процесса практически напрашивается сам собой. Экспансия денежной массы при одновременном замораживании цен порождает феномен «избытка денег», то есть подавленной инфляции. Спрос на товары, обусловливаемый этим избытком денег, не может быть удовлетворен при фиксированных ценах. В этом случае центральный орган будет вынужден увязать замораживание цен с рационированием, что означает движение в направлении к централизованному регулированию распределения и производства. Уголь, сталь, цемент, зерно и другие важные товары отныне распределяются централизованно с тем, чтобы их переработка не была предоставлена случаю. Самовозникшее неравновесие рынков в известной степени понуждает осуществлять централизованное регулирование, если речь идет о товарах повышенной значимости.
Итак, нарушая равновесие, будь то через проведение экспериментов в части денежной политики или образование монополий, сама экономическая политика экспериментов сдвигала дело с мертвой точки и давала ему ход в направлении централизованно управляемой экономики. Как только механизм цен перестает нормально функционировать и по этой причине возникает безработица, оказывается подготовленной почва, на которой прорастает централизованное управление экономическим процессом.
6. Если бы 20-е столетие не породило две мировые войны, то экономические порядки всего мира выглядели бы иначе. Война и политика централизованного управления экономическим процессом тесно связаны между собой.
В XIX в. войны еще не оказывали такого воздействия на экономику. Но чем больше войны требовали полного использования имеющихся средств производства и рабочей силы, тем более напрашивалось стремление вмешиваться в экономический процесс путем использования принудительного привлечения к отбыванию трудовой повинности, обращение к практике изъятия имущества и издания центральными инстанциями производственных предписаний. Этим путем должна достигаться концентрация производства на военных целях. И поскольку войны обычно сопровождались инфляцией, то и она оказывала давление в направлении реализации централизованно управляемой экономики. Одновременно их методы оказались пригодными для того, чтобы изымать из оккупированных стран товары в относительно больших количествах.
7. Все эти реальные моменты были эффективными в каком-либо историческом пространстве, наполненном определенными идеями. Прежде всего это была вера в то, что благодаря централизованному управлению экономическим процессом может быть решен социальный вопрос. В связи с этим ожидали более справедливого и более гуманного отношения к человеку и освобождения от механического распределения доходов в процессе ценообразования.
8. С этой верой смыкалась другая, может быть, еще более важная вера в то, что исторический процесс будет неизбежно содействовать появлению этой политики. Кто при этом полагает, что такое развитие в направлении к централизованному планированию «будет неизбежно продолжаться» (Салин) по причинам экономического, технического и социального порядка, поступает последовательно, если участвует в экспериментах централизованного управления экономическим процессом.
9. И наконец, мышление современного специалиста с техническим образованием. Не случайно первая современная концепция централизованного управления экономикой разработана в тогдашнем центре технических исследований, а именно в парижской Политехнической школе в первой трети XIX в., благодаря усилиям Сен-Симона, Конта и сенсимонистов. Почему общество нельзя конструировать как машину? Почему также нельзя регулировать экономику страны централизованно точно так, как это делается при распределении электроэнергии в большом контроллере? Такая позиция близка специалистам с техническим образованием. До самого последнего времени они принимали определяющее участие в проведении экспериментов централизованного управления экономическим процессом2.
10. Какой же из этих исторических моментов был самым эффективным? В частном случае, например в Германии после 1936 г. и в России после 1917 и 1928 гг., значимость и комбинация моментов располагались по-разному. Тот, кто сам переживает эксперименты, склоняется к тому, чтобы рассматривать в качестве решающего фактора то одно, то другое. Но чтобы сегодня заниматься экономической политикой, необходимо знать как то, так и другое.
11. Однако тогда проявляется еще один момент: если в одном месте централизованное регулирование экономического процесса введено в одной области, то оно обнаруживает тенденцию к расширению своей сферы действия. Если, к примеру, валюта по фиксированному курсу распределяется между предприятиями центральными органами, то это дает импульс тому, чтобы привлекать центральные органы к управлению местными средствами производства и рабочей силой. Об этой тенденции речь пойдет ниже.
12. Если обозреть все в целом, можно прийти к поразительному выводу: опыт использования централизованно управляемой экономики вызвал много критики в ее адрес и породил стремление найти | срединный путь для экономической политики. Но никакая критика не изменит ничего в том факте, что те самые эксперименты, которые имели своей целью недопущение становления централизованно управляемой экономики, выявляли заложенную в них самих тенденцию движения в направлении к централизованно управляемой экономике. Здесь кроется серьезный конфликт: то, что означает централизованно управляемая экономика, сегодня ясно понимают все больше людей. В принципе никто не хочет жить в рамках порядка несвободы. И все же многие неосознанно участвуют в том, чтобы косвенно способствовать формированию тенденции развития в направлении как раз того порядка, которого они опасаются. Мы оставляем читателя наедине с этим конфликтом. Отныне он будет занимать нас длительное время.
Книга третья
СВОБОДА И ПОРЯДОК
Глава XI
Еще раз о проблеме
Настало время совершить поворот и тем самым возвратиться к проблеме как бы на более высоком витке спирали. Все сказанное до настоящего момента я прошу рассматривать лишь как приобщение к проблеме. Теперь же, после анализа экономической политики прошлого, предстоит, опираясь на опыт проведения в жизнь политики laissez-faire, политики «среднего пути» и политики централизованного управления экономическим процессом, сделать выводы, по-новому и широко поставить проблему. Каким бы детальным ни было критическое рассмотрение, сейчас имеется возможность глубоко рассмотреть стоящую проблему. Я нисколько не преувеличиваю, когда заявляю, что полное понимание проблемы уже означает решение значительной части ее.