1. В большинстве стран в настоящее время проводится политика обеспечения полной занятости. В ее основе лежит убеждение в том, что в современной экономике существует тенденция к осуществлению слишком небольших по своим размерам капиталовложений. Поэтому цель состоит в том, чтобы обеспечить полную занятость путем осуществления инвестиционной деятельности. Для этого реализуется политика дефицита государственного бюджета, низких процентных ставок, кредитной экспансии и т.д. Этим хотят воспрепятствовать тому, чтобы национальный доход снижался до уровня, на котором при неполной занятости инвестирование и накопление оказались бы равными. Напротив, масштабы инвестиционной деятельности должны быть такими, чтобы обеспечивалась полная занятость.
2. Правительства и даже формы государственного правления, при которых возникает и длительное время сохраняется массовая безработица, не имеют прочной основы. Газета Экономист выразила мнение масс, когда она в 1942 г. написала: «Если либеральная демократия плохо уживается с полной занятостью, то она должна исчезнуть». Воздействие могущественных исторических сил направлено на то, чтобы проблема обеспечения полной занятости рассматривалась в качестве основной политико-экономической проблемы.
На деле здравому смыслу противоречит то, что в условиях господства экономической ограниченности, от которой страдала и страдает большая часть человечества, неиспользованной остается много рабочей силы, а вместе с ней не используются также машины, запасы сырья и полуфабрикатов. Если в стране насчитываются миллионы безработных, любое правительство должно будет проводить политику обеспечения полной занятости. Ведь оно в нынешних исторических условиях находится под постоянным давлением. С этим нам приходится считаться как с непреложным фактом. Наша социальная совесть запрещает нам терпеть массовую безработицу. Государственные интересы требуют того же. Если миллионы людей незаслуженно становятся безработными, то это явный признак того, что экономический процесс регулируется недостаточно. Но эту посылку нельзя ставить с ног на голову: наличие полной занятости вовсе не говорит о решении в достаточной степени вопроса экономического порядка.
|
3. Очень часто в истории человечества претворялся в жизнь как раз этот последний случай. Одним из многочисленных примеров, как об этом уже говорилось раньше, была Германия 1946 г. Несмотря на то что все люди с утра до вечера были заняты, не удавалось в достаточной степени обеспечивать снабжение из-за плохо упорядоченного или недостаточно развитого разделения труда. В то время как руководители домашних хозяйств и предприятий боролись за существование последних, они были вынуждены действовать так, что при этом домашние хозяйства и предприятия рационально не вписывались в совокупный процесс. Один работал в саду, а не на фабрике, для того чтобы добыть продовольствие вместо малополезных денег. Другой вместо того, чтобы идти работать на фабрику, обменивал полученные в порядке распределения табачные изделия на продовольственные товары. Третий отправлялся в дальний путь, чтобы раздобыть несколько фунтов картофеля. Все они были заняты. Все они действовали правильно с точки зрения ведения индивидуального хозяйства. Но их продуктивный вклад в рамках совокупного процесса, регулирование которого осуществлялось неудовлетворительно, был крайне незначительным. То же самое относится и к предприятиям, которые ни цены, ни центральные органы не смогли рационально взаимоувязать. Этот пример показывает, что полная занятость может быть связана с бедственным экономическим положением, и в силу этого лишь одна полная занятость никак не может быть целью экономической политики. Сторонники политики обеспечения полной занятости также мыслят пунктуально. Они односторонне выдвигают частичный вопрос. В итоге экономическая политика отвлекается от своей объективно необходимой цели — достаточного обеспечения населения потребительскими товарами.
|
4. Если уже самое первое соображение дает повод для критики односторонней политики обеспечения полной занятости, то анализ позволяет увидеть, что такое понимание политико-экономической задачи существенно опаснее, чем это представляется на первый взгляд.
Во-первых, мы уже говорили о том, что широкомасштабный экономический процесс, базирующийся на разделении труда, нуждается в таком экономическом порядке, который обладает пригодной счетной машиной или же измерителем ограниченности. В противном случае регулирование оказывается недостаточным. Однако современная политика обеспечения полной занятости имеет тенденцию к тому, чтобы остановить этот работающий «нехваткомер». Если это происходит, то полной занятости можно относительно надежно и быстро достичь. Тогда при остановке работы измерителя ограниченности товаров ничто больше не помешает использовать рабочих на таких рабочих местах, на которых они будут производить меньше стоимостей, чем станут потреблять. К примеру, рабочие заняты на строительстве шоссейных и железных дорог, причем не было ни необходимости, ни возможности провести точный расчет того, включены ли эти виды деятельности в совокупный экономический процесс таким образом, чтобы они тесно переплетались со всей остальной рабочей силой и материальными средствами производства. Это помимо прочего достигается путем установления цен государством, введения валютного контроля, а также проведения политики дешевых денег и кредитной экспансии. Тем самым во многих странах действительно устранялся полностью или частично существовавший — правда, несовершенный — измеритель ограниченности товаров без какой-либо замены его другим механизмом. И хотя была достигнута полная занятость, регулирование совокупного экономического процесса оставалось недостаточным. Вследствие этого возникли «узкие места», перебои в снабжении средствами производства, которых можно было бы избежать, неравновесие на валютных рынках и многочисленных товарных рынках, снизился уровень жизни. На место такого недуга, как безработица, пришла другая болезнь, а именно недостаточное обеспечение товарами. В экономических порядках многих народов, равно как и в международном порядке, механизм регулирования часто давал сбои, начиная с индустриализации. Причины тому были весьма различны. Столь же разнообразными оказались и типы сбоев. Но в последнее время такой причиной была политика обеспечения полной занятости, подобная той, которая проводилась, например, в Англии и которая мешала работе механизма регулирования или полностью останавливала его.
|
Во-вторых, сторонники политики обеспечения полной занятости мыслят глобально и оперируют определенными обобщающими величинами. Они противопоставляют производство потребительских товаров в целом, совокупному спросу на них. Отставание этого совокупного спроса препятствует проведению политики обеспечения полной занятости. Для этого следует увеличить совокупные инвестиции страны, которые сопоставляются с суммой накоплений в целом. В рамках глобального мышления, то есть в рамках мышления обобщающими понятиями, проявляется сильная временная тенденция. Однако и это глобальное мышление, которым сегодня руководствуется экономическая политика большинства государств, не соответствует экономической действительности. Мы знаем, что исключительно важно найти правильные пропорции экономических количественных величин. Речь идет о том, чтобы установить равновесие количественных величин по всем видам товаров. Например, капиталовложения следует регулировать с таким расчетом, чтобы инвестиционные планы всех видов были подобраны в правильных пропорциях между собой: в производстве стали, шерстяной ткани, искусственного шелка, автомобилей, судов и в тысячах других отраслей производства и к тому же с учетом определенного месторасположения и определенных предприятий. Сторонники политики обеспечения полной занятости рассматривают инвестиции, на сохранение или увеличение которых как раз и направлена их политика, односторонне и зачастую исключительно в их совокупном объеме. При этом не обращают внимания на значительные трудности, связанные с распределением инвестиций в правильных пропорциях между различными сферами, проблему просто не видят или едва замечают (хотя при остановке работы «нехваткомера» ее просто невозможно было бы решить). Капиталовложения осуществляются довольно волюнтаристски в строительстве дорог, в угольной промышленности или в иной отрасли на основе грубых оценок, и после этого поражаются, если неожиданно дает о себе знать диспропорциональность, обнаруживается отсутствие важных средств производства, переживает застой международная торговля, а снабжение потребительскими товарами ухудшается. «Защищенность» не достигается, скорее имеет место обратное. Достаточное регулирование совокупности процесса и благодаря этому «полная занятость» — вот то, что должно быть целью, но ни в коем случае не полная занятость при игнорировании проблемы регулирования или порядка.
В другом разделе книги нам придется еще говорить об истинных причинах недостаточной инвестиционной деятельности1. Здесь следует ограничиться констатацией того, что в индустриализированной экономике не отсутствуют возможности инвестирования, а как раз экономическая политика существенно способствует тому, что инвестиционные возможности, которые вроде бы имелись сами по себе, не становятся инвестиционными шансами для предпринимателей. Политика обеспечения полной занятости на самом деле работает вопреки цели, поставленной самой ею. Если, например, осуществляется исключительно высокое прогрессивное налогообложение доходов в интересах ограничения процесса сбережения, то влияние этого прогрессивного налогообложения проявляется в том, что перестают осуществляться определенные частичные инвестиции, которые в противном случае имели бы место.
Самое скверное заключается в том, что политика обеспечения занятости своей кредитной экспансией разрушает ценовой механизм регулирования, либо удерживая цены, либо вынуждая их расти, что так или иначе лишает цены способности устанавливать правильные пропорции средств производства. От этого страдает обеспечение населения потребительскими товарами. Все эксперименты политики обеспечения полной занятости страдают одним недугом, а именно тем, что они не направлены на создание достаточного механизма регулирования, они препятствуют этому. По этой причине им не удается рационально согласовывать инвестиции между собой.
Именно поэтому, например, в Германии в период проведения политики обеспечения полной занятости все более необходимой становилась замена механизма цен, потерявшего способность функционировать, методами централизованного управления.
5. Итоги этого исторического опыта, следовательно, весьма серьезны. Вновь экономическая политика была поставлена перед дилеммой. Эта сложная дилемма, вероятно, является самой большой политико-экономической и политико-социальной проблемой нашего времени. С одной стороны, начинает оказываться давление в интересах проведения политики обеспечения полной занятости, как только безработица становится массовой. С другой — политика обеспечения полной занятости приводит к неравновесию на других рынках, которое исключительно опасно, и, кроме того, толкает экономическую политику на путь к установлению централизованного планирования. Так что же мы должны делать?