Поиск решения ведется и в другом направлении. Сможет ли экономическая политика избежать ошибок политики в той же степени, как и опасностей централизованного планирования, если экономический порядок возьмут в свои руки органы самоуправления или сословия? Может быть, в профессионально-сословном порядке встречалась идея, позволявшая избежать крайностей?
При рассмотрении принимаемых в расчет решений приходится сталкиваться с этой идеей в четырех различных пониманиях.
1. Не могут ли органы самоуправления или профессиональные сословия регулировать производство, руководствуясь своими собственными планами? В таком случае, скажем, профессионально-сословная отрасль «машиностроение» могла бы определить, какое количество машин надлежало бы выпустить отдельным предприятиям, какие виды станков следовало бы поставлять и по каким ценам.
Образование корпораций или органов самоуправления, к примеру в угольной или калийной промышленности в Германии с 1919 г., представляет собой как раз такое развитие. При этом крайне важной была мысль о том, что через такие органы самоуправления с присущими им чертами принуждения можно было бы успешно осуществлять регулирование отдельных отраслей промышленности с помощью заинтересованных и обладающих решающим влиянием участников. Задача регулирования, решить которую не удается в централизованно управляемой экономике, должна стать разрешимой благодаря распределению задач регулирования между структурами, разумеется, при участии в этом представителей рабочих.
Однако опыт Германии, Италии, а также других стран показал, что такие органы самоуправления превращались в прочные союзы монополистического характера, причем участие представителей рабочих в управлении не ослабляет монопольной политики. Сомнения, которые должны были высказываться в отношении монополии, сохраняют свою силу и в данном случае. Благодаря этой политике возникали властные группировки, которые могли весьма решительно претворять в жизнь частные интересы заинтересованных участников, поскольку они обладали принудительным характером, то есть обладали поддержкой публичного права. Чем многочисленнее были органы самоуправления, тем легче на основе их противостояния и сосуществования формировалась ситуация группового анархизма. Либо органы самоуправления превращались в исполнительные органы центральных плановых инстанций и, следовательно, в инструменты централизованно управляемой экономики. Но при этом не достигалось ослабление централизованного управления и не находилось никакого нового решения.
|
2. Вторая концепция профессионально-сословного порядка, которая отличается от первой, осознает эту опасность. Она ориентирует на то, чтобы предоставить профессиональным сословиям возможность только как упорядочивающей силе в смысле установления конкурентного порядка. Эта идея получила широкое распространение благодаря тому, что несостоятельность государства при установлении экономического порядка стала очевидной, и теперь ведутся поиски других носителей политики экономического порядка.
Но оказалось, что и профессиональные сословия не в состоянии выступать в роли силы, устанавливающей порядок. Ведь у отдельного профессионального сословия, например у сословия сельского хозяйства, нет интереса устанавливать экономический порядок, который противоречит или якобы противоречит непосредственным интересам объединившихся предприятий, иными словами, мешает реализовать конкурентный порядок, в то время как объединившиеся заинтересованные сельскохозяйственные партнеры хотят исключить конкуренцию по отдельным или многим видам сельскохозяйственных продуктов. Поэтому возникла бы опасность того, что вместо установления конкуренции стали бы проявлять склонность к образованию «монополий». Даже в качестве силы, устанавливающей порядок, профессиональные сословия могли бы проявлять эффективность своей деятельности только под контролем государства.
|
3. Совершенно иной представляется концепция профессионально-сословного порядка, если через нее должен решаться социальный вопрос современности. При этом думают? прежде всего? о том, чтобы перевести функционеров-рабочих в профессиональные сословные структуры, которые должны осуществлять регулирование экономического процесса, иными словами — в профессиональные сословия первого типа. Следовательно, надеются сгладить социальные противоречия за счет того, что регулирование процессов производства и переработки осуществлялось бы сообща в рамках профессиональных сословий. Но мы видели уже, что тем самым различные экономические группы приводятся в боевую готовность для противостояния между собой, а вовсе не стимулируется нахождение общих интересов.
|
Социальное обеспечение и социальная защищенность не создаются за счет того, что отдельно взятый рабочий «впрягается» в коллектив профессионального сословия. Скорее нужно, чтобы он обладал социальной защищенностью, на которую имеет право, в домашнем хозяйстве и на предприятии.
Если же профессиональные сословия будут создаваться с таким расчетом, чтобы работодатели и работополучатели объединялись сами по себе и одновременно этим союзам предоставлялись общественные привилегии, то социальная проблема скорее обострится, чем будет разрешена. Ведь тогда акцент будет делаться как раз на противоречиях, а установление заработной платы, которое, как мы знаем, протекает особенно трудно при существовании двусторонних монополий, все больше и больше станет переходить в руки государства. В таком случае возникает порядок, конституирующий враждебные властные группировки и одновременно порождающий тенденцию к втягиванию государства в эту борьбу за власть.
4. Наконец, идея профессионально-сословного порядка представлена еще в одном, четвертом понимании, которое, затрагивая все остальные, все же отличается от них. При этом центральное место занимает не столько идея регулировать экономику с помощью профессиональных сословий, или формировать силы, устанавливающие порядок, или приближать к решению социальный вопрос. Речь идет скорее о том, что развитие современного общества вызывает необходимость обращения к профессиональным сословиям.
Как известно, со времен Великой французской революции в значительной степени была реализована программа Руссо, согласно которой надлежало уничтожить автономно образованные сословия, органы самоуправления, местные органы власти и т.д., стоявшие между государством и отдельно взятым человеком. Современное общество постепенно превращалось в массу индивидов, которые удерживались только силой государства и его органов. В противоположность этому с полным правом требуют реального расчленения общества, создания такой структуры, которая строится снизу вверх, предоставляет человеку место в общественном порядке и выводит его из нынешнего кочевого состояния. Однако оказывается, что и в данном случае профессиональные сословия вряд ли будут в состоянии достичь этой цели. Внимательно посмотрим на город, который насчитывает 50 тысяч жителей и в котором находится несколько машиностроительных заводов, предприятий химической и бумажной промышленности. Недалеко от города находится угольная шахта. Часть городских жителей являются сельскими хозяевами и торговцами. В рамках профессионально-сословной структуры население было бы причислено к весьма разнородным профессиональным сословиям, например к сословиям машиностроения, производства бумаги, сельского хозяйства, угольной промышленности, торговли, профессий умственного труда и т.д. И хотя они были бы связаны между собой и с членами аналогичных профессиональных сословий в других городах, но сам город оказался как бы расколотым на части по профессионально-сословному признаку и настоящего структурирования общества не произошло бы. Гораздо проще можно было бы прийти к настоящему структурированию общества, если предоставить общинам, районам, округам и т.д. намного б о льшие полномочия. Тем самым создание новой структуры станет осуществляться снизу вверх. Мы знаем, что такое построение общества весьма совместимо с конкурентным порядком.
5. Из дискуссии по профессионально-сословному порядку следует, что при оценке современных проблем экономического порядка весьма опасную роль играет определенное романтическое переосмысление средневековья. Междоусобная борьба сословий во многих случаях оказывалась забытой, и частично стала распространяться новая вера в предопределенную гармонию, в частности в предопределенную гармонию сословий.
Однако необходимо ясно понимать, что у коллективов совести нет. Правда, правильнее было бы сказать, что они всегда обладают чистой совестью.
Именно в этом кроется исключительно важная проблема, которую не замечали или недооценивали сторонники сословного порядка.
Следует опасаться того, что самые большие разочарования обнаружатся как раз там, где прежде питали самые радужные надежды. Есть желание помочь индивиду, но корпорации могут создавать угрозу именно индивидуальному существованию человека. Есть желание включить человека, лишившегося привычных устоев, в порядок, но вместо этого его вырывают из естественной «ниши». Люди, принадлежавшие к таким самостоятельным сферам жизни, как семья, предприятие, община, делаются зависимыми от организаций, управляемых сверху. Как и при средневековой цеховой организации труда, здесь возникает, кроме того, также социальная проблема людей, оставшихся за пределами цеховой организации или исключенных из нее (Бёнхазен).
Если хозяйство будет управляться профессиональными сословиями, то это равнозначно переносу планирования от предприятий в руки верхушки профессиональных сословий, что сводится к ускорению процесса централизации и концентрации власти. Последствия подобных тенденций нам известны. И вера в то, что профессионально-сословному порядку суждена долгая жизнь, уже в силу этого лишена всяких оснований. Опасность того, что появление государственного централизованного управления будет вызвано как раз благодаря негативному влиянию такого порядка, не должна больше оставаться незамеченной.
Следовало бы ответить еще на один, последний довод в пользу того, что у нас именно в объединениях предпринимателей и союзах рабочих и служащих существуют профессионально-сословные организации, так что остается лишь продолжать однажды начатый путь. Из факта существования объединений предпринимателей, а также союзов рабочих и служащих нельзя выводить требования о создании профессионально-сословной организации экономики в целом. Имеются существенные различия.
• Во-первых, это нечто совершенно иное, если только часть экономики организована по профессионально-сословным признакам, а в остальном реализован конкурентный порядок или же если повсеместно доминирует профессионально-сословный порядок.
• Во-вторых, объединения рынков рабочей силы не в состоянии немедленно проводить монопольную политику, в том числе и на товарных рынках, с которыми имеют дело отдельные отрасли экономики, что при профессионально-сословной организации экономики было бы и возможно и вероятно.
• В-третьих, большое различие состоит в том, являются ли объединения закрытыми или нет. При профессионально-сословной организации экономики идея закрытия рынков в любом случае напрашивается сама собой.
Если же, наконец, поднимается вопрос о том, нельзя ли возражения, выдвигаемые против профессионально-сословного порядка, выставлять также и против кооперативов всех видов и прочих форм экономического самоуправления, то на него следует дать отрицательный ответ. Они полностью совместимы с конкурентным порядком, во всяком случае, до тех пор, пока они не развивают склонности к монополии.
Если же вернуться к основной проблеме, то оказывается, что профессионально-сословный порядок в действительности имел бы совершенно иной характер, нежели тот, который представляют себе его сторонники. Между тем в основе этих устремлений лежит реальный импульс: желание обрести чувство защищенности в рамках порядка. Наперекор всем сомнениям это остается важной задачей1.
Глава X