I. Проблема регулирования. Система регулирования: ошибки и возможности
А. Изложение проблемы
Мы начинаем с системы регулирования. Здесь мы находимся в той точке, вокруг которой вращается проблема в целом.
«Не парализующие повышения процентной ставки, а умеренные проценты в рамках общепризнанных целей использования капитала» — таково требование заключения экспертов, подготовленного в 1949 г. по вопросу образования капитала в Германии. Но что означает «общепризнанные цели использования капитала»? В заключении экспертов как нечто само собой разумеющееся принимается, что эти цели должны быть определены однозначно. Разве не само собой разумеется, что важные для всех строительство мостов, производство вагонов, машин и т.д. имеют преимущественное значение? На самом же деле именно здесь кроется экономическая проблема. Государственная железная дорога требует, чтобы ей выделили капитал в 300 млн. марок для электрификации определенного участка пути, для производства локомотивов и т.д. Но действительно ли необходимо предоставлять капитал в таком объеме и на такие цели? Или требуется какое-то иное количество его? Какие другие сложные инвестиции необходимы для дополнения данных капиталовложений? Для каждой частицы капитала существует великое множество возможностей ее использования. Какие из них надлежит выбрать?
Регулирование капиталовложений — лишь часть или один из аспектов общего повседневного экономического регулирования, т.е. регулирования рабочей силы, средств производства и потребительских товаров, которые предстоит привести в состояние «равновесия» и сориентировать на потребности. Как выглядит проблема регулирования, насколько сложной стала она в гигантском экономическом процессе мирового индустриального хозяйства, основанного на разделении труда, как ее решение влияет на другие порядки, иными словами, как она превратилась в решающую проблему жизни людей — в разъяснении всего этого как раз и должна была заключаться главная задача исследования. Обеспечение в достаточной степени рационального регулирования необозримого каждодневного экономического процесса стало задачей первостепенной важности. Ее недооценка является трагической ошибкой нашего времени. Описать еще раз объем, характер и возможности решения проблемы регулирования означало бы заново написать все то, что до сих пор излагалось в настоящей книге. И можно считать, что сделано достаточно много, если этот вопрос, равно как и взаимосвязи форм решения его с порядками в других сферах, полностью понят. Проблема существует всегда, ее только не видно.
|
Кто строит судно, направляя все свои усилия на его отделку, каюты, машины и не обращая никакого внимания на приборы управления? Но именно так осуществлялась экономическая политика в последние десятилетия. Проводилась в жизнь аграрная, социальная, торговая политика и политика занятости. Правда, о достаточно рациональном регулировании экономического процесса на первых порах даже не задумывались. И если кто-либо сталкивался с этой проблемой, то он полагал, что она была бы решена просто путем перенесения ответственности за нее на центральные плановые органы. Глобальные оценки последних оказывались, однако, далеко не достаточными. Порой утверждают, что регулирование экономики можно сравнить со сменой красного и зеленого сигналов светофора на уличном перекрестке. Абсолютное заблуждение. Остановить транспортное средство и разрешить ему продолжать движение — дело совсем нетрудное. Но в экономике речь идет о тесном переплетении необозримого количества повседневных планов и действий. Или, если использовать ту же метафору, речь идет о том, что все люди и автомашины, движущиеся по улицам, находятся в тесном взаимодействии' между собой и тем самым по возможности в полной мере решают проблему ограниченности благ.
|
Б. Ошибки прошлого
С момента начала процесса индустриализации не было разработано ни одной достаточно рациональной системы регулирования. Как уже отмечалось, скорее имело место постоянное ухудшение.
Фактически применявшиеся методы регулирования именно в XX в. становились все менее пригодными. Недостатки методов регулирования, выявленные в ходе анализа конкретной экономики, можно систематизировать следующим образом.
1. Когда центральные плановые органы пытаются регулировать экономический процесс, точный экономический расчет заменяется глобальными оценками, в которых издержки и реальные стоимости могут быть оценены только в первом приближении и применительно к большим объемам.
2. Различные методы, которые используют в одно и то же время, не переплетаются между собой. Этот важный пункт еще не получил достаточного освещения в ходе предшествующего изложения. Если в той или иной стране существует способный нормально функционировать механизм цен, то и частнохозяйственное производство станет ориентироваться также на эти цены. Крестьянин при решении вопроса о том, должен ли он вообще использовать картофель на собственном предприятии и в домашнем хозяйстве и в каком количестве, следует ли ему купить дополнительное количество его или продать картофель и сколько, руководствуется ценами на этот продукт. И если он обменивает машину на земельный участок своего соседа, то обмен осуществляется в пропорции, которая соответствует ценам на земельный участок и машину. Частнохозяйственное и основанное на принципах натурального менового хозяйства регулирование экономического процесса в данной стране происходит в условиях адаптирования к ценам. Методы регулирования тесно взаимосвязаны между собой, и регулирование экономического процесса получает тем самым необходимое единообразие.
|
Со сказанным можно сравнить ту ситуацию, которая сложилась, например, в Германии в период между 1939 и 1948 гг. Хотя на рынках, на которых расчет производился в деньгах, цены еще выполняли определенную регулирующую функцию, частнохозяйственное производство картофеля, овощей и т.д., которое велось в садах и на крестьянских дворах, вообще не ориентировалось на цены, а руководствовалось индивидуальными оценками, дававшимися с учетом специфической ситуации каждого домашнего хозяйства или предприятия. И когда картофель обменивался на обувь, одежду или изделия из серебра, решающее значение опять же имели не цены, а соответствующее индивидуальное положение сторон, осуществляющих обмен. Возникавшие при этом разнородные величины порождали взаимное противостояние. В итоге единый экономический процесс как бы дробился на части, распадалась система разделения труда, поскольку отсутствовала единая регулирующая система, и в условиях свертывания производства происходила примитивизация экономики. Не было «когеренции» между методами регулирования, без чего невозможно достаточно эффективно управлять единым экономическим процессом1.
Эта недостаточность «когеренции» между отдельными методами регулирования проявляется также в совершенно иной форме, а именно в международной торговле, когда во взаимный обмен вступают две страны с различными системами регулирования — скажем, страна с рыночным хозяйством и страна с централизованно управляемой экономикой; если в рыночном хозяйстве отсутствуют «шлюзы», то торговля и, следовательно, международное разделение труда становятся невозможными в длительной перспективе.
3. Следующий, третий недостаток: экономическое регулирование на основе планов осуществляется как бы ex ante (заранее), к примеру распределение рабочих по видам занятости, земли — по видам культур и т.д. Однако ex post (задним числом) надлежит проверить, были ли принятые решения правильными: произведены ли в имении А нужные продукты земледелия, а на машиностроительном заводе В нужные машины, т.е. такие блага, которые в условиях разделения труда гарантируют достижение наиболее высокого уровня снабжения. Экономический расчет, осуществляемый задним числом, является необходимой основой разработки новых планов. Только постоянная взаимоувязка расчета задним числом и расчета, осуществляемого заранее, позволяет постепенно приблизиться к оптимальному обеспечению благами. Если предприятие установит, что в данном плановом периоде оно неправильно распорядилось своими ресурсами, то в следующем году оно сможет попытаться разработать план по-иному и сделать его более корректным. Там, где отсутствует достаточный экономический расчет задним числом, как это имеет место в централизованно управляемой экономике, отсутствует и инструмент экономического регулирования, что постоянно находит отражение в ошибочных решениях и в неудовлетворительном обеспечении средствами производства или потребительскими товарами.
4. Если экономический расчет домашних хозяйств или предприятий ориентируется на цены, если он ведется таким образом в индивидуальных хозяйствах, а миллионы этих хозяйственных планов координируются при помощи цен, то в принципе оказывается выбранной только такая возможность, которая позволяет в достаточной степени регулировать экономический процесс. Но — и это может не вполне серьезно восприниматься в экономической политике — такой механизм цен осуществляет эту функцию в достаточной мере отнюдь не при всех обстоятельствах. Он функционирует неудовлетворительно прежде всего в следующих случаях:
• во-первых, если цены устанавливаются государством и, следовательно, только случайно уведомляют о фактической ограниченности благ (валютные курсы, арендная плата, цены на уголь);
• во-вторых, при свободном колебании цен:
а) если валютно-финансовая система нестабильна и по этой причине становится несостоятельным расчет себестоимости. Например, оказалось бы возможно, что угольные шахты из-за сокращения кредитования и обусловленного этим падения цен на уголь не смогут более покрывать свои издержки. Убытки в данном случае указывают уже не на необходимость преобразований, а на недостаточность данного денежного порядка;
б) если существуют монополии и олигополии. Я повторяю, что как раз при регулировании капиталовложений, впрочем, и не только тогда, монополии, в том числе и частичные, вели к некорректным вложениям капитала;
в) наконец, если предоставляются субсидии. Они также снижают способность механизма цен в достаточной степени осуществлять регулирование. При этом силу должна иметь следующая посылка: специальные субсидии подрывают рациональное регулирование в гораздо меньшей мере, чем основные. Это характерно, например, для случая, когда нужно было оказывать помощь беженцам, большое число которых с 1945 г. устремилось в Западную Германию1.
В. Расчет издержек
Главной предпосылкой успеха регулирования экономического процесса является применение принципа издержек2. Отсутствие полной ясности с этим принципом является характерной чертой политико-экономических дискуссий, да и самой экономической политики XX в. Некоторые считают, что цены должны устанавливаться в соответствии с существующими издержками, как если бы издержки уже являлись заданной величиной. Одновременно они же нередко заявляют, что издержки не имеют существенного значения и их не следует принимать во внимание. К их числу относятся экономисты-теоретики по проблемам занятости XVIII и XX вв.3
Другие возражают, утверждая, что предварительный расчет издержек по своей сути является капиталистическим. Почему же в таком случае необходим расчет издержек? Прежде всего он не капиталистическое явление, а представляет собой всеобщий принцип экономического регулирования. Он имеет элементарный смысл. Оспаривающие это политэкономы своим поведением напоминают людей, которые занимаются высшей математикой, не овладев основами элементарной.
Смысл расчетов издержек, который кажется полностью забытым, настолько важен, что в дальнейшем он будет изложен на простых примерах.
Экскурс: что означают издержки в системе регулирования народного хозяйства
1. Перенесемся на короткое время в небольшое хозяйство Робинзона, в котором определенные элементарные хозяйственные взаимосвязи ясны и четко различимы. Как Робинзон управляет экономическим процессом? Почему сегодня он шесть часов занимается рубкой деревьев, один час проводит в загоне для коз и т.д.? Почему два гектара своей пашни он отводит под ячмень, один гектар — под кукурузу и т.д.? Все его действия и решения вытекают из хозяйственных планов, составленных им. А эти хозяйственные планы подчинены стремлению удовлетворить свои потребности путем оптимального сочетания того, что дали природа и его труд, с тем, что получено от использования средств производства, таких, как, например, инструменты, скот и т.п. Но каким образом все это удается? Путем сопоставления пользы, которую приносит одно использование блага, с пользой, которую обеспечило бы иное применение того же блага. Земельные участки, труд и изготовленные средства производства пригодны к самому разнообразному применению, и он использует их с таким расчетом, чтобы одни за другими удовлетворять свои потребности наилучшим образом. Если сегодня он трудится в лесу шесть часов, а не пять, то только потому, что он считается с тем, что шестой час работы в лесу приносит большую пользу, чем какое-либо иное его использование. Седьмой же час работы в лесу не дал бы так много, он удовлетворил бы менее интенсивное проявление потребности, упущенная польза, или «издержки», была бы выше, чем реализованная польза. Итак, упущенная польза — это и есть его «издержки». Годовые, месячные и ежедневные планы Робинзона составлены таким образом, что они обеспечивают комбинацию имеющихся в распоряжении производительных сил в интересах по возможности полного удовлетворения его потребностей. А в комбинациях второго уровня он видит свои издержки.
Тщательно анализируя все, Робинзон постоянно действует по принципу предельных издержек. Он засевает два, а не два с четвертью гектара пашни, поскольку считает, что последнюю четверть лучше использовать по-другому, но и не один и три четверти гектара, так как последняя четверть гектара может принести большую пользу, будучи засеянной ячменем, а не кукурузой или какой-либо другой культурой. Управление производством на основе предельных издержек является средством оптимального удовлетворения потребностей. Нам известны самые разнообразные системы регулирования. И в каждом случае следовало задаться вопросом, способна ли система претворять в жизнь принцип предельных издержек. А именно реализовывать их так, чтобы это позволяло точно сопоставить реализованную и упущенную пользу и направить производство на воплощение принципа предельных издержек. Робинзон распоряжается ресурсами в соответствии с предельными издержками ex ante, то есть при составлении своих ежедневных хозяйственных планов, и ex post, когда он задним числом проверяет, правильное ли количество ячменя, кукурузы и т.п. он посеял в этом году, достаточное ли количество коз откормил и не следует ли ему еще беспокоиться о своей одежде.
Все это очень просто. Но речь идет как раз о простом основополагающем принципе. Никто не поймет проблемы регулирования современной экономики, если не будет осознан этот простой основополагающий принцип. Никогда бы не возникли ни болтовня о «капиталистическом» характере расчета издержек, ни высокомерие по поводу преднамеренного пренебрежения издержками, если бы было известно, что означают издержки. Рабочая сила и материальные средства производства в хозяйстве Робинзона как бы засасываются различными потребностями, находящимися в состоянии конкуренции между собой. Какое количество рабочего времени или какое количество средств производства фактически тратит сегодня человек на рыбную ловлю, уборку урожая ржи и т.д., решает он сам, исходя из принципа предельных издержек. Существенно то, что он, руководствуясь данным принципом, в состоянии регулировать свое хозяйство без особых трудностей именно потому, что он постоянно обозревает весь свой небольшой хозяйственный космос. Он сам всегда знает, какую пользу принесет использование его труда, земледельческих орудий или тяглового скота в каком-либо другом месте, чем, скажем, на свекловичном поле. Поскольку он может действовать и действует, основываясь на принципе предельных издержек, постольку все действия и средства производства взаимоувязываются между собой и хозяйство в целом находится в состоянии «равновесия» или будет вновь приведено в состояние равновесия, если из-за непогоды или болезни возникли помехи. Всеобщая, всеохватывающая реализация принципа предельных издержек и общее равновесие образуют единое целое.
2. В крупном, индустриализированном и основанном на разделении труда хозяйстве с необозримым количеством предприятий и домашних хозяйств так же, как в примере с Робинзоном, необходимо оптимально использовать всю рабочую силу, все средства производства и все потребительские товары в интересах обеспечения снабжения потребительскими благами. В этом отношении и здесь и там налицо одна и та же проблема. В остальном же существуют большие различия. Одно из них нам уже известно, а именно то, что в современной, базирующейся на разделении труда экономике нет единого планирования, осуществляемого одним человеком. Кроме того, в экономических порядках, относящихся к типу рыночных хозяйств, обеспечение благами ориентировано на потребителей, покупательная способность которых распределена неравномерно. Здесь возникает существенный вопрос: как может гигантский производственный аппарат в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и т.д. быть оптимально ориентирован на удовлетворение потребностей потребителей, обладающих покупательной способностью? Вне сомнения, только тогда, когда соблюдается принцип предельных издержек.
Но как может реализовываться принцип предельных издержек, если отдельно взятый руководитель предприятия или управляющий домашним хозяйством не в состоянии окинуть взглядом весь экономический космос? Очевидно, в этом и состоит задача механизма цен, задающего каждому отдельному домашнему хозяйству и предприятию индекс значимости, базируясь на котором оно может строить свои собственные расчеты предельных издержек.
Возьмем, к примеру, хлопкоткацкую фабрику, у которой есть определенные здания и машины. Для того чтобы она была оптимальным образом включена в общеэкономический процесс и производила ткань нужного качества и в необходимом количестве, должны быть выполнены два условия:
• во-первых, самой фабрике надлежит действовать по принципу предельных издержек. Следовательно, она должна производить такое количество продукции, при котором издержки последней части произведенного продукта равнялись цене ткани;
• во-вторых, цены тканей и всех товаров, образующих издержки («товаров-издержек»), а также рабочей силы должны правильно отражать их ограниченность.
После краткого ознакомления с хозяйством Робинзона можно легко понять то и другое условие. Если бы ткацкая фабрика производила больше, то последние части продукции можно было бы изготовить только при условии потребления исходных материалов («товаров-издержек»), которые обладают более высокой стоимостью, чем производимые ткани. Ну, а если бы она производила меньше, то образовался бы пробел в снабжении благами, который восполнился бы, если бы на эту фабрику для производства ткани дополнительно направили определенное количество исходных материалов.
3. Но одного расчета предельных издержек собственно ткачества еще недостаточно. Чтобы хозяйственный расчет данного предприятия имел смысл, цены на используемые средства производства, на-. пример на уголь и пряжу, должны точно отражать ограниченность угля и пряжи, то есть служить надежными индексами значимости. Вместе с тем необходимо, чтобы цены на хлопчатобумажную ткань правильно указывали на ограниченность этой ткани. Таким образом, цены, с которыми имеет дело предприятие и которые оно кладет в основу своего расчета издержек, должны правильно, как оценки Робинзона, фиксировать значение определенных благ для Удовлетворения потребностей. Зачастую не выполняется как раз второе условие. Например, цены на продукцию нередко устанавливаются чересчур высокими или крайне низкими. И хотя затем отдельно взятое предприятие действует на основе принципа предельных издержек, регулирование экономического процесса оказывается нарушенным. Если отсутствует второе условие, то влияние принципа предельных издержек не проявляется в полной мере. Хотя отдельно взятые предприятия и могут руководствоваться им, он не оказывается в полной мере эффективным для процесса в целом1.