Еще один важный вопрос остается открытым. Могут возразить, что, вероятно, все это правильно. Но ведь речь идет отнюдь не о централизованном регулировании экономического процесса, а о проблеме коллективной собственности. Именно в этом, в переходе средств производства в коллективную собственность, и коренится якобы главный вопрос. Ибо коллективная собственность устраняет частную прибыль, возникающую за счет рабочего, точно так же, как и несправедливость частнособственнического распределения. Вся прибыль принадлежит теперь народу. Поэтому коллективная собственность на средства производства означает претворение в жизнь социальной справедливости. Эта идея глубоко укоренилась в сознании людей. Она относится к основным формам политико-экономического мышления, которые решающим образом определяют политико-экономические действия.
В этой идее заложены два существенных элемента. Во-первых, вопрос собственности рассматривается как кардинальный вопрос экономической и общественной политики. Во-вторых, создание коллективной собственности на средства производства предстает равнозначным решению социального вопроса.
1. Начиная с конца XVIII в. антитезис «частная собственность или коллективная собственность» двигал политическую мысль и постепенно становился центром мышления. И в этом, равно как и во многом другом, Руссо решающим образом повлиял на последующие поколения. Он видел в частной собственности противоестественное устройство, которое устанавливает различия между людьми и создает угрозу свободе. Маркс и многие другие до и после него сделали из этого свои выводы.
Именно благодаря своему пониманию собственности Маркс оказал решающее воздействие1. Для него институт собственности в силу неизбежности исторического процесса идет от тезиса через антитезис к синтезу, который и приносит окончательное решение. Это означает: от состояния, в котором рабочий, как мелкий крестьянин и ремесленник, является свободным частным собственником своих средств производства, к антитезису, а именно к переводу карликовой собственности многих в концентрированную собственность немногих и к превращению рабочего в неимущего пролетария, который эксплуатируется владельцами частной капиталистической собственности. Но эта концентрированная собственность на средства производства, по Марксу, неизбежно через себя пробивается на третью стадию. С экспроприацией экспроприаторов происходит синтез. Капиталистическая собственность превращается в общественную. Рабочие захватывают собственность на средства производства, однако теперь уже не индивидуально, а в кооперации.
|
С этим «прыжком из царства необходимости в царство свободы», по Марксу, возникает «ассоциация, в которой развитие каждого является условием свободного развития всех». Отныне исчезает даже «порабощающее подчинение индивидуумов разделению труда», отныне людям предоставляется возможность «сегодня делать это, завтра то». На своих знаменах общество напишет: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Государство начнет отмирать. «Вся государственная машина помещается в музей древностей рядом с прялкой и бронзовым топором».
Так утверждает Маркс. Как же коллективная собственность вызовет к жизни этот диковинный мир — данный вопрос остается открытым. Как должен регулироваться экономический процесс, если громадный производственный аппарат современной экономики перейдет в коллективную собственность? Каково будет место рабочих в новой системе регулирования? По-видимому, Маркс считает, что при коллективной собственности регулирование экономики станет осуществляться само собой. То, что он вообще не видел этого решающего вопроса, имело серьезные практические последствия повсюду, где его мышление приобрело влияние.
|
2. В противоположность этому прогрессом явилось то, что в XX в. был поставлен вопрос: как при переходе всего производственного аппарата в коллективную собственность может осуществляться регулирование экономического процесса и как коллективная собственность может способствовать решению социального вопроса?
Ответы на него, в частности, звучат по-разному. Но по существу они состоят в том, что хотят создать рынки, на которых должно осуществляться регулирование экономического процесса. Государство, которому теперь принадлежат все средства производства, должно организовать рынки, на которых выступают руководители угольных шахт, сталелитейных заводов, обувных фабрик и т.д. Поскольку полная конкуренция осуществляет самое четкое регулирование экономического процесса, то многие теоретики думали о рынках, базирующихся на конкуренции. Государство может, например, исходя из принципа равенства распределять среди населения долевые паи или боны (чеки). Тогда люди смогли бы предъявить спрос на рынках потребительских товаров в соответствии со своей покупательной способностью и потребностями. Руководителям предприятий было бы отдано распоряжение действовать по-хозяйски так, как это только возможно. Это означает производить столько, чтобы предельные издержки были равны ценам, что полностью отвечает требованиям полной конкуренции. Предприятия получали бы от центрального ведомства любое количество сырья и полуфабрикатов, а также затрат труда, если бы они соблюдали условие действовать по-хозяйски и платить центральному ведомству по ценам, которые соответствовали бы конкурентным. Тем самым счетная машина полной конкуренции была бы вмонтирована в экономику с коллективной собственностью на средства производства. Эти предложения, а это именно предложения, а не анализы действительности, сводятся к тому, чтобы на основе коллективной собственности осуществить справедливое распределение и одновременно предложить преимущества четкого регулирования производства. Идея заключается в том, что тем самым был бы положен конец распределению социального продукта с помощью механизма цен. Справедливо могли бы распределяться боны, и, кроме того, сообществу в целом поступала бы прибыль от производства. Исчезли бы нетрудовые доходы. Потребители регулировали бы экономический процесс, но при этом они не были бы наделены покупательной способностью произвольно и несправедливо. Механизм цен, который был бы лишен функции распределения социального продукта, стал бы эффективно использоваться для регулирования производства. Так с переходом производственного аппарата в коллективную собственность оказались бы достигнутыми обе цели: решение социального вопроса и рост экономического вклада всей системы1.
|
Все эти проекты исходят из предпосылки, что комбинация коллективной собственности и форм экономического порядка рыночного типа возможна. Прежде чем обсуждать ее детали, что имеет место в быстро растущем потоке специальной литературы, следует ответить на вопрос, действительно ли существует возможность подобного комбинирования.
а) Со вступлением во владение горными предприятиями, фабриками, транспортными предприятиями, сельскохозяйственными угодьями и т.п. государство существенно расширяет свои полномочия. Оно занимает властные позиции универсального концерна, которому принадлежат все средства производства. Эти непомерные властные позиции провоцируют на повседневное осуществление власти. Исторический опыт говорит однозначно не в пользу предположения о том, что государство готово воздержаться от использования этой власти. Оно само хочет решать, что будет производиться на его металлургических заводах, ткацких фабриках и на сельскохозяйственных предприятиях. Не следует ожидать от государства, что оно ограничится распределением бон, а регулирование производственного процесса предоставит рынкам. Это означало бы, что в конечном счете управлять производственным процессом станут потребители. Использование производственного аппарата определяют те, кто держит его в своих руках. И как раз в этом случае это бюрократия. Итак, уже общий исторический опыт позволяет осознать, что коллективная собственность на средства производства в той или иной стране порождает централизованное управление экономическим процессом.
б) Однако именно инвестиции вынуждают государство, которому принадлежит производственный аппарат, брать на себя также и регулирование производственного процесса. Об этом однозначно свидетельствует теоретический анализ. Решения по инвестиционным проектам должны приниматься постоянно. Какие инвестиционные планы следует проводить в жизнь? Какие индустриальные районы следует развивать в первую очередь? Что должно стоять на первом месте — эта электростанция или тот машиностроительный завод? Государство, которому принадлежит производственный аппарат страны, тем более не сможет воздерживаться от решения этих вопросов, поскольку ему будут принадлежать также и новые электростанции, промышленные и транспортные предприятия и т.д. Вопросы о том, что будет построено заново и как эти новостройки будут оснащены оборудованием, при последовательной реализации проектов стали бы решаться в рамках конкуренции руководителей предприятий. Руководитель предприятия А намерен расширить свою ткацкую фабрику, руководитель предприятия В — свой металлургический завод, а руководитель предприятия С — свой универсальный магазин. Распределение капитала между многими конкурирующими руководителями предприятий должно было бы происходить по правилам конкурентной игры, а также по правилам игры на процентах. Но государство, которому позже будут принадлежать эти новостройки со всем их оборудованием и машинами, не смогло бы определить эти правила. Впрочем, и сторонники проекта также не могут здесь оставаться последовательными. Инвестиции следовало бы передать государственным органам.
Тем самым разрушается их план. Поскольку рабочая сила и средства производства могут использоваться и для осуществления новых капиталовложений, производственный процесс в решающей степени регулируется не получателями доходов, а центральными административными органами, которые оттесняют в сторону получателей доходов и их конкурирующий спрос как силу, управляющую экономическим процессом.
По логике вещей коллективная собственность, следовательно, соединяется с централизованным управлением экономическим процессом, а формы экономического порядка рыночного типа оказываются непригодными. Литературная работа над этими проектами переоценивается. Как мало она объясняет какие-либо реальности, так же мало можно использовать ее каким-либо образом в экономической политике. Она может стать даже опасной, так как она скрывает под вуалью то, какие последствия связаны с переходом средств производства в коллективную собственность. Если подавляющая часть производственного аппарата переходит в коллективную собственность, как это было в России начиная с 1928 г. или в Восточной Германии после 1945 г., то централизованного регулирования производственного процесса уже не избежать. Огосударствление отдельных предприятий, к примеру, отдельных угольных шахт или отдельных банков, не оказывает подобного влияния. Это имеет место только при системном переводе в коллективную собственность крупных частей производства.
Экономическая политика должна считаться с тем, что если государство переводит в коллективную собственность крупные части производственного аппарата, то оно вынуждено проводить политику централизованного управления экономическим процессом. Тогда оно более не свободно. Даже, если коллективная собственность передается в собственность отдельных групп, например угольные шахты коллективной хозяйственной корпорации по углю, никаких существенных изменений, как окажется, в результате не произойдет.
3. В связи с этим возникает последний вопрос: как влияет коллективная собственность на крупные части производственного аппарата (которая, следовательно, постоянно связана с преимущественно централизованным регулированием экономического процесса) на социальную проблему нашего времени?
Ответ кажется противоречивым. Как мы уже видели, хотя задача и само осуществление централизованного регулирования экономики довольно однородны, независимо от того, сохранит ли политика централизованного управления частную собственность или же будет связана с коллективной собственностью, воздействие коллективной собственности на социальную структуру страны оказывается глубоким. Здесь имеется существенное различие между обоими названными типами централизованного управления экономическим процессом, встречающимися в реальной действительности.
Например, при переходе к экономическому порядку централизованно управляемого хозяйства крестьяне и розничные торговцы меняют свои экономические функции, даже если за ними остается частная собственность на их предприятия. Экономически они становятся зависимыми от центральных плановых органов. Правда, они продолжают существовать. Например, торговец становится тем, кто распределяет товары, но он сохраняет свое дело и рассчитывает на возвращение более свободного порядка. Но как только коллективная собственность распространяется на средства производства, исчезают крестьяне и торговцы. Едва только колхозы или совхозы получают в свои руки земли и сельскохозяйственный производственный аппарат, или когда так называемые потребительские кооперативы берут на себя распределительную функцию торговли, или если государственные мясокомбинаты заменяют частные бойни, всегда наступает конец самостоятельным предприятиям. Бывшие крестьяне, ремесленники, розничные торговцы становятся рабочими и служащими, которые полностью зависимы от одной гигантской администрации совокупного производственного аппарата. Нет никакой возможности избежать этой зависимости. Социальная структура страны изменяется, и зависимость слоя В от руководящего слоя А становится совершенно иной. Правда, существует смутное представление о том, что народ как единое целое овладевает средствами производства и благодаря этому каждый индивид становится их совладельцем. Но что даст рабочему уведомление о том, что он является совладельцем всех фабрик, угольных шахт, сельскохозяйственных предприятий и т.д.? «Пусть только каждый попробует проверить самого себя, появляется ли у него при пользовании Федеральной железной дорогой в отличие от проезда на частной железной дороге ощущение того, что он сидит в своем собственном вагоне и поэтому является не «пассажиром», а “хозяином”»1. Постав ленный в зависимость от функционеров, распоряжающихся этим производственным аппаратом, отдельно взятый человек не в состоянии оказывать никакого влияния, остается зависимым и испытывает чувство неуверенности. «Коллективная собственность в любом случае означает в негативном плане, прежде всего, экспроприацию всех отдельно взятых людей. С позитивной стороны она есть нечто иное, торжественно провозглашаемый вопрос, содержание реальной действительности в котором полностью зависит от вида организационного осуществления этого права собственности. Что принадлежит всем, не принадлежит никому или скорее немногим, осуществляющим право собственности от имени «всех». Чем масштабнее конкретные отношения, тем острее необходимость единообразной концентрации полномочий по распоряжению... но ведь это означает: коллективная собственность делает возможным существенно более высокие степени и более острые формы социального неравенства по сравнению с частной собственностью» (А.Рюстов).
4. Конечно, коллективная собственность на производственный аппарат может рассматриваться также и в совсем ином аспекте, который для реально происходящего имеет особую важность.
Руководящий революционный слой b1, проникающий в слой А, усматривает в нем инструмент завоевания власти. Ликвидация частных предприятий в сельском хозяйстве, промышленности и торговле эффективнее всего способствует исчезновению прежнего руководящего слоя А. Когда же b1 пробьется на позиции А, коллективная собственность становится весьма подходящим орудием для того, чтобы препятствовать появлению оппозиции, то есть нового руководящего слоя b1. Из слоя сельских хозяев, промышленников, торговцев и т.д. в том случае, если они сами владеют предприятиями, могла бы без труда вырасти оппозиция новому руководящему слою А. Ликвидация частных предприятий означает устранение этой опасности для А. Стоит только вспомнить о борьбе против кулачества в России. Но не только здесь, но и в других случаях — даже при огосударствлении отдельных отраслей промышленности в XX в. — действует правило, согласно которому коллективная собственность в борьбе за власть выполняет двоякую функцию: завоевание позиций, дающих борющемуся руководящему слою власть, а позднее сохранение этих позиций. С этой точки зрения становится понятной тенденция к образованию коллективной собственности. Коллективная собственность на производственный аппарат является инструментом господства. Формула «коллективная собственность принесет решение социального вопроса» является действенным идеологическим оружием в борьбе за власть. Она одно из средств установления господства над массами, завоевания власти и ее упрочения. И как таковая она сама стала исторической силой.
Но в результате ничто не поколеблет того факта, что слияние централизованного регулирования экономического процесса с коллективной собственностью представляет собой тот тип экономического порядка, который в социальном плане таит в себе наибольшие опасности2.
Глава IX