Существенный недостаток системы регулирования, который остро проявился в экспериментах XX в., заставил задуматься о том нельзя ли внедрить в этот тип экономического порядка точный хозяйственный расчет. При этом речь идет не об экспериментах, а о предложениях к ним.
1. Некоторые политэкономы предлагают встроить рыночные механизмы в экономику, в которой производственный аппарат взят в коллективную собственность. На этих рынках должны возникать цены, базирующиеся на индивидуальных «оценках» и тем самым позволяющие четко регулировать экономический процесс.
Эти проекты, которые еще дадут пищу нашему уму, не вносят ничего в проблему регулирования экономики центральными плановыми органами. Они занимаются совершенно другим, прямо противоположным вопросом, а именно вопросом о том, можно ли избежать централизованного регулирования производственного процесса и встроить рыночный механизм в стране, в которой производственный аппарат, включающий в себя землю, фабрики и т.д., целиком находится в коллективной собственности. Возможна ли благодаря этому реализация экономического принципа и в совокупном процессе? Расплывчатое понятие «социализм» не позволяет осознавать того, что здесь обсуждается как раз не проблема централизованного регулирования производства.
2. Впрочем, полагают найти суррогат иным способом, а именно в натуральном расчете товарно-материальных ценностей. Можно ли преодолеть трудности глобального стоимостного расчета за счет того, что руководство перейдет к расчету в натуре и станет на его основе определять, какое количество угля, стали, кожи, сукна и т.п. должно быть произведено. «Балансы» плановых органов являются «натуральными балансами». В этих балансах между собой сопоставляются количества произведенных и использованных единиц угля, стали и т.д. Могут ли эти натуральные балансы заменить стоимостный расчет?
|
Централизованно управляемая экономика в своих планах и решениях, как и любая другая экономика, не может обойтись без расчета стоимости.
Распределение 150 миллионов тонн угля, добываемого в течение одного года, между отдельными предприятиями черной металлургии, суконной промышленности, промышленности по производству щеток и т.д., предприятиями сельского хозяйства и транспорта, а также между отдельно взятыми домашними хозяйствами осуществляется в соответствии с тем, какое значение центральная администрация придает использованию угля в одном, другом или третьем случае. Тонны угля, чугуна, станков, метры сукна, равно как и количество щеток в штуках, сопоставляются между собой с помощью стоимостной оценки. Конкретное количество угля может использоваться в той или иной сфере, например в домашних хозяйствах, прокатных цехах, на суконных фабриках и т.д. Это приносит определенную пользу, показатели которой сопоставляются между собой. И уже на этой основе решается вопрос о том, как дальше распоряжаться углем. Мы знаем, что в централизованно управляемой экономике эти стоимостные оценки могут быть только глобальными, однако они всегда остаются все-таки стоимостными оценками. А натуральные балансы отдельных плановых органов, о которых шла речь, являются результатом этих оценок. Ведь оценки определяют, какое количество стали отраслевой управленческий отдел «Сталь» должен экспортировать или импортировать и какое количество ее надлежит направлять в отдельные сферы применения, к примеру, на строительство мостов, производство металлообрабатывающих станков, рельсов и т.п. Без подобного стоимостного расчета даже при условии, что он в высшей степени неточен, централизованное планирование оказывается полностью лишенным реальной основы. Хозяйственный расчет должен показать, какая напряженность между спросом и предложением существует по отдельным товарам и как следует распоряжаться последними, чтобы преодолеть существующую ограниченность таковых. Если, например, строится суконная фабрика, то в плановом порядке рассчитывается, соответствует ли стоимость использованных при строительстве кирпичей, станков, стали, древесины и т.п. стоимости товаров, которые позднее станут производиться на этой фабрике. Каким бы ни был экономический порядок — будь он рыночного типа или типа хозяйства с централизованным управлением, — постоянно будет осуществляться точное или неточное сопоставление стоимостей инвестированных средств производства и затем произведенных товаров. Простое количественное сопоставление использованного цемента, стали, древесины, установленного оборудования, произведенного сукна и т.п. было бы совершенно бессмысленным.
|
Статистика производства угля, стали, обуви, пшеницы и т.д. может представлять интерес в рамках централизованно управляемой экономики лишь постольку, поскольку она позволяет определить, в какой степени каждый раз фактическое производство достигает уровня плановых производственных заданий. Но сам план и установление плановых производственных заданий делают безусловно необходимыми стоимостные оценки, то есть определение значимости товаров для удовлетворения потребностей.
|
3. Все это элементарные истины. Но важной приметой сегодняшней политико-экономической дискуссии является именно то, что подобные элементарные вещи предаются забвению1. Находятся идеологи, которые совершенно серьезно хотят регулировать централизованно управляемую экономику с помощью чисто количественной статистики. Их собственная повседневная хозяйственная практика могла бы час за часом доказывать сторонникам подобных идеологий, что это невозможно. Они не сопоставляют даже количества, если им приходится распоряжаться рабочими часами их собственного текущего рабочего дня. Если они, например, идут обедать в гостиницу, они не могут сравнить затраченный на это час рабочего времени с количеством граммов потребленных ими отдельных продуктов питания или с количеством израсходованных денег. Они постоянно оценивают в стоимостном отношении потерянный ими час, израсходованные ими деньги и потребленные ими продукты питания, после чего они разрабатывают свой хозяйственный план. Они проводят аналогичные сопоставления также в том случае, если у них в хозяйстве есть куры. Здесь стоимость или цена корма и прочих средств производства сопоставляется со стоимостью или ценой яиц. Однако невозможно сравнивать между собой количество яиц с килограммом корма или количеством затраченных рабочих часов без использования соответствующих стоимостных оценок.
Подобная попытка вести хозяйство с использованием количественной статистики в любой форме экономического порядка тотчас же доводит ad absurdum1. Просто количество никогда не позволит определить, в какой степени преодолевается ограниченность товаров. Но именно это имеет большое значение в процессе хозяйствования. Следует определить то значение для удовлетворения потребностей, которое в тысячах возможных вариантов использования приобретает каждый отдельный рабочий час, а также применение каждого средства производства и каждого вида потребительских товаров. В этом заключается смысл хозяйственного расчета, который не может быть заменен количественной статистикой.
Поскольку и это предложение — количественный расчет — оказывается непригодным, то все должно оставаться в рамках глобальных оценок, которые не могут установить равновесия. Ни в одном из экспериментов, ни в русском, ни в английском или голландском, не смогли выйти за рамки этого грубого метода регулирования экономического процесса. Не смогли потому, что это невозможно, если не отказаться при этом от централизованного регулирования.
II. Социальный вопрос
Плохие условия жизни, отсутствие свободы, недостаток защищенности и несправедливое распределение — все это были пороки, ответственным за которые рабочие и служащие XIX в. сделали «капитал». (Социальный вопрос этим не обозначен, но сейчас речь идет о том, как эта проблема воспринималась.)
В противоположность этому от политики централизованного управления экономическим процессом ожидалось и ожидается, что будет преодолено господство капитала, улучшены условия существования рабочих. Последним будет предоставлена экономическая и социальная свобода, а не только формально-правовая, как при «капитализме». Будет гарантирована полная защищенность, поскольку исчезнет угроза безработицы, и, наконец, станет возможным, прежде всего, справедливое распределение. В конечном счете, может исчезнуть и то унижение, которое заложено в понятие заработной платы. Рабочему станут платить соответственно его производительному вкладу и к труду перестанут относиться как к товару, цена на который образуется на рынке, а рабочий как полноправный человек получит преимущественное право, а именно по принципу: «каждому по его потребностям»2.
Теперь, после рассмотрения экспериментов с политикой централизованного управления, можно дать обзор социальных последствий политики. Что дает она в социальном плане? Она действительно устраняет угрозу продолжительной массовой безработицы. Данное обстоятельство имеет большое политическое значение. Более того, метод управления, присущий централизованно управляемой экономике, является абсолютно надежно действующим средством обеспечения занятости всех людей. Это было видно из самого анализа. При форсировании капиталовложений и исключении индивидуальных расчетов издержек каждый человек может быть трудоустроен.
Между тем полностью занятыми были и египетские феллахи времен фараонов, и рабы крупных древнеримских земельных латифундий I в. н. э., и немцы в период между 1945 и 1948 гг. При этом все они пребывали в крайней социальной нужде. Итак, возникает вопрос, может ли быть приемлем в социальном отношении тот метод, с помощью которого политика централизованного управления экономическим процессом должна обеспечить занятость всех людей. Если говорить точнее, может ли в рамках экономических порядков, в которых доминирует форма порядка централизованно управляемой экономики, не только обеспечиваться полная занятость, но и вообще решаться социальный вопрос.
1. Критики экономических порядков XIX в. видели рядом с убогими жилищами рабочих виллы фабрикантов или усадьбы землевладельцев. Они доказывали, что, когда исчезнут проценты, ренты, предпринимательские прибыли и вообще все нетрудовые доходы! рабочая сила и средства производства станут усиленно ориентироваться на снабжение рабочих. Удовлетворение их потребностей повысится за счет нетрудовых доходов. Они считали, что эта цель может быть достигнута с помощью централизованного управления экономическим процессом.
Эксперименты с централизованным управлением в XX в. дали иной результат. ВУ основу плановых заданий центральных административных органов повсеместно ставились увеличение масштабов инвестиций, быстрое расширение производственного аппарата в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве. Это было нечто совсем другое, чем полагали, например, Бароне и его последователи, которые считали, что производственное министерство будет стремиться к достижению максимального обеспечения потребительскими товарами. Фактически же форсировалось «вынужденное» накопление, что в большинстве стран снижало обеспечение рабочих до «минимального уровня снабжения».
2. Но разве этот расширенный производственный аппарат не станет в дальнейшем служить целям обеспечения населения потребительскими товарами? Об этой напрашивающейся самой по себе мысли уже говорилось. Рабочие, как считалось, возможно, и живут сегодня в нищете, но зато следует надеяться, что через несколько лет или десятилетий их положение резко улучшится, а именно в том случае, если вновь построенные сталелитейные заводы, обувные фабрики, электростанции и т.д. станут выпускать продукцию и появится возможность увеличить потоки потребительских товаров. Однако подобные надежды мало обоснованы. Их исполнение мало вероятно по двум причинам. Прежде всего потому, что вновь построенные металлургические заводы, дороги, машиностроительные заводы и т.д. вновь служат новым инвестициям (строительству новых домен, мартеновских цехов и т.п.) и в конечном счете расширению или укреплению власти руководящего слоя. Существует мало надежды на то, что их станут использовать на нужды обеспечения потребительскими товарами, то есть, например, на нужды жилищного строительства, выпуска текстильных изделий и т.п. Теперь о второй причине. Поскольку, как мы видим, не удается достичь равновесия инвестиций, то производительность нового оборудования не столь значительна, как могло бы показаться, если исходить из технического уровня его. Сосредоточение рабочей силы и средств производства на капитальных вложениях и несостоятельность системы регулирования являются причиной того, что ожидаемое улучшение условий существования рабочих не наступило там, где проводилась политика централизованного управления экономикой.
3. В каждом экономическом порядке рыночного типа решающим фактором образования доходов становится ценовой механизм. На этот порядок вещей и направлена критика, так как социальное положение людей отдано на произвол «слепому механическому процессу». Напротив, социальная справедливость может обусловливать распределение, если оно будет осуществляться центральными органами.
Но распределение было особенно неравным и несправедливым в тех случаях, если происходила концентрация экономической власти и, кроме того, экономическая власть увязывалась с общественной властью. В истории так было всегда, стоит только вспомнить поздний период существования Римской империи, тяжелый социальный кризис во Фландрии XVIII в. или ведение помещичьих хозяйств XVIII в. (Перечень подобных примеров можно без труда продолжать и дальше.) Вера в то, что центральные плановые органы будут осуществлять более справедливое распределение, содержит в себе поразительное нежелание принимать во внимание исторический опыт. Зависимость величины доходов от рынка может, как мы знаем, вести к несправедливости. Она представляет собой сложную проблему. Но зависимость от центральных властных структур, которые к тому же намерены осуществлять крупномасштабные инвестиционные проекты, еще более опасна.
И вновь глобальный подход ввел в заблуждение, на этот раз противопоставление «капитализма» и «социализма». Здесь отсутствовало мышление категориями форм порядка. Тот факт, что на рынках рабочей силы, где существует монополия спроса на нее, рабочие получают предельный доход от своего труда, должен был бы обусловить постановку следующего вопроса: как можно устранить этот монопольный перевес спроса одной из сторон на рынке? Вместо этого при проведении политики централизованного управления экономическим процессом на отдельных рынках рабочей силы происходит замена монополий покупателей одной универсальной общественной монополией покупателей, иными словами, увеличивается зависимость рабочих. Заменить «заработную плату» и рынок рабочей силы централизованным распределением и принудительным привлечением к отбыванию трудовой повинности — значит уменьшить возможность реализации социальной справедливости. В ходе экспериментов обнаружилось, что оплата труда и объем труда распределяются по принципу целесообразности. Главной задачей было достижение плановых целей. При распределении основным был не принцип справедливости, а то, чтобы рабочую силу оптимально подчинить интересам достижения инвестиционных целей.
4. Принято противопоставлять «защищенность» «свободе». Утверждается, что защищенность требует отказа от свободы, что современный человек относится к свободе достаточно безразлично. С этой точки зрения он хочет прежде всего защищенности. Ну а поскольку экономическая политика централизованного управления гарантирует защищенность, то ей и принадлежит будущее.
Однако такой противоположности между понятиями защищенности и свободы не существует. Наоборот, без свободы защищенность невозможна. Если распоряжением планового органа любое предприятие, например столярная мастерская, в любое время может быть закрыто, а мастера и подмастерья могут быть переведены в другой город для работы на фабрике, то их жизнь постоянно протекает под знаком неопределенности и неуверенности. Например, рабочий-металлист в конце рабочего дня узнает о решении незамедлительно направить его на строительство прокатного завода в городе В. При неявке в установленное время ему грозят штрафами, а иногда даже лишением продовольственных карточек. Таким образом, здесь обнаруживается отсутствие свободы передвижения и повсеместного проживания рабочих, свободного выбора рабочего места, свободы заключения договоров и свободы потребления. Отсутствие этих свобод как раз и порождает незащищенность. Человек вынужден постоянно считаться с подобными распоряжениями, которые вынуждают его делать то, чего он не хочет делать. На новом месте работы ведомство решает вопросы питания, жилья и денежного вознаграждения за труд. И поскольку рабочий не может ни уволиться, ни уклониться от этих распоряжений, то его судьба находится полностью в руках ведомства.
Раньше, примерно в 1931 г., он зависел от анонимного экономического процесса. Тогда он терял свое рабочее место, длительное время не имея возможности найти новое. Это была одна из форм незащищенности. В 1940 г. он стал зависим от ведомств, решавших его судьбу. И вновь он оказался незащищенным. Исчезает один риск, и вместо него появляется другой. При этом ведомство само испытывает давление, заставляющее его делать все для достижения плановых целей. Следовательно, оно может, даже если этого хотят высшие должностные лица, лишь весьма ограниченно учитывать индивидуальные пожелания. Защищенность предполагает, что отдельно взятый человек обладает определенной сферой свобод и располагает свободой выбора действовать так или иначе.
5. Тем самым мы сталкиваемся с самой сутью социального вопроса — принципом свободы. Отсутствие свободы делает возможным оказание давления на условия существования. Господство частных или общественных властных структур угрожает установлению справедливости, а недостаточная защищенность порождается недостаточной свободой. Без свободы личности невозможно решить социальный вопрос. Но экономическая политика централизованного управления ограничивает не только свободу руководителей предприятий. Одновременно еще более урезаются и без того уже подвергающиеся угрозе сферы свобод рабочих. Вместо того чтобы очерчивать границы сферы свобод с таким расчетом, чтобы сфера свобод одних, например работодателей, не ущемляла сферу свобод других, а именно рабочих, сферы свобод тех и других уменьшаются или ликвидируются, ибо они подчиняются предписаниям третьего фактора, центральных плановых органов. Поскольку последние подчиняют своему влиянию повседневную хозяйственную жизнь людей и в приказном порядке ориентируют их на центральные плановые цели, то люди превращаются в средство достижения цели. Таким образом, нельзя действовать в соответствии с фундаментальным моральным принципом «использовать человека во всякое время как цель», а «не просто как средство» (Кант).
Перемещение регулирования экономики из домашних хозяйств и предприятий в центральные органы имеет далеко идущие социальные последствия. Теперь руководство построением общества осуществляется сверху, оно не развивается снизу. Централизованное управление массами рабочих, превращение розничных торговцев в тех, кто осуществляет распределение, крестьянских дворов в предприятия, которые должны следовать производственным планам и указаниям центральных органов, — все это изменяет совокупную структуру общества. Равным образом в рамках подобных экономических порядков становятся невозможными ни экономический рост, ни самостоятельность союзов, к примеру кооперативов. Рабочие комитеты или производственные советы уже не могут найти на предприятии никакого существенного участка работы именно потому, что все важные вопросы решаются не руководством предприятий, а центральными плановыми органами. Таким образом, сфера свобод и чувство личной ответственности еще более ограничиваются, и на место социального вопроса XIX в. приходит новый вопрос.
Экономическая политика централизованного управления, как порой утверждают, может иметь экономические недостатки, но в социальном отношении она хороша и необходима. Теперь же оказывается, что она мало дает не только с экономической точки зрения, ей удается неудовлетворительным образом преодолеть ограниченность товаров. Скорее, как раз социальные последствия, изменения в структуре общества оказываются совершенно другими, нежели те, которых прежде ожидали сторонники этой экономической политики.
III. Противовесы
Но даже если регулирование экономического процесса потерпит фиаско, а социальный вопрос в рамках экономического порядка этого типа приобретет неотложный характер, в одном отношении все же сохраняется выход из создавшегося положения. Разве нельзя было бы противостоять угрозе свободе человека в силу того, что централизованное управление ограничивается социально-экономической сферой, то есть она как бы обособляется? Это распространенная и влиятельная точка зрения, которую недавно высказал Шумпетер, говоря о «культурной неопределенности социализма». Под этим он имел в виду область государственного порядка и культурного образования1. Действительно ли отдельно взятый человек в состоянии обрести здесь убежище, даже если экономические плановые органы подчиняют своему влиянию экономический процесс? Может ли человек быть несвободным в социально-экономической сфере, а свободным в государственно-политической? Нельзя ли благодаря этому создать даже противовес чрезвычайно могущественной власти централизованного управления?
В связи с этим иногда делается предложение поставить центральные планы под парламентский контроль и тем самым защитить права индивида. Но уже в небольшой частной фирме с легко обозримым полем деятельности целесообразные хозяйственные планы не могут быть разработаны путем простого голосования, к примеру, персонала фирмы. В еще меньшей степени парламентам удастся установить всеобъемлющие планы капитальных вложений и текущего производства миллионов самых разнообразных предприятий и осуществлять контроль над их выполнением. Там же, где такие попытки предпринимались, как это имело место во Франции после 1945 г., в парламенте проявлялась деятельность частных властных группировок, представлявших интересы сельского хозяйства, промышленности, рабочих и т.д., и тем самым принятие центральных планов затруднялось либо наталкивалось на серьезные препятствия. Если процесс централизованного планирования должен протекать последовательно, то и страны с парламентскими формами правления были вынуждены передать полномочия по составлению и проведению в жизнь центральных планов министерствам или другим центральным административным органам путем принятия законов о предоставлении им чрезвычайных полномочий. Такая концентрация государственной власти в органах управления проявляется во всех экспериментах централизованного управления экономическим процессом. Она не случайна и вытекает из характера проблемы экономического регулирования1.
Идея постановки самой разработки национальных и международных центральных хозяйственных планов под парламентский контроль незамедлительно отпадает, как только проблема экономического регулирования будет принципиально понята или осознана in concreto.
Однако этим вопрос еще не решен. Может быть, в условиях централизованного регулирования экономического процесса удастся создать противовес путем предоставления государственно-правовых гарантий, а также гарантий свободы мышления и образования? Можно ли тем самым противодействовать концентрации в руках руководящего слоя экономической, общественной и политической власти, слоя, который подчинил своему влиянию центральные плановые органы?
А. Правовое государство
1. Политика laissez-faire, как оказалось, не способствовала становлению экономических порядков, адекватных правовому государству, именно потому, что при такой экономической политике могут возникать неконтролируемые монополии или частичные монополии. Если в XIX в. в значительной мере и удавалось защитить отдельно взятого человека от произвола государства, то воспрепятствовать вмешательству других частных структур в сферу свобод отдельного индивида все же не удалось.
Но как только начинает проводиться политика централизованного управления, сразу возникает противоположная ситуация. Фирма, о которой мы уже говорили и которая намеревалась торговать цементом, но не получила такой возможности из-за блокады со стороны синдиката и гарантированное конституцией право на свободу занятия промыслом которой было, таким образом, урезано частной властной группировкой, находится далеко не в лучшем положении до тех пор, пока проводится политика централизованного управления экономическим процессом. Теперь она зависит от распоряжений планового органа по цементу. Будет ли она допущена в качестве организации, распределяющей цемент, какое количество цемента она получит, какую цену она должна потребовать, кому надлежит переправлять цемент дальше — все это определяет публично-правовой орган. Следовательно, теперь свободу занятия промыслом, даже если она во всеуслышание гарантируется конституцией, экономическая политика ликвидирует в силу того, что само государство не включает ее в свои административные акты. Вот еще один пример. Рабочий, который направляется на работу на какую-то определенную фабрику, фактически теряет право свободного передвижения и повсеместного проживания, а также свободу заключения договоров. В этом случае основные права человека на деле также упраздняются в связи с использованием методов централизованного управления экономикой.
В том же направлении, но как бы с другой стороны от экономических порядков, которые возникают при проведении политики управления экономическим процессом, исходят угрозы правовому государству. Одна угроза, исходящая от частных лиц, может исчезнуть, но другая опасность, источником которой является само государство, резко возрастает.
2. Порождается ли несовместимость правового государства с централизованным регулированием экономического процесса актами произвола руководителей или объективными причинами?
Некоторые плановые органы по углю, стали, коже и т.д. вынуждены направлять свои производственные предписания заводам, к примеру, о закрытии предприятия или разнарядке рабочей силы, с учетом того, что разработанные планы сферы их регулирования будут выполняться по возможности максимально полно. Только так они могут служить претворению в жизнь общего народнохозяйственного плана. Если бы отдельно взятое предприятие, ссылаясь на свободу занятия промыслом, отказалось от выполнения определенных предписаний или рабочий, ссылаясь на право свободного передвижения и повсеместного проживания, отказался от выполнения определенных трудовых повинностей, то решение регулирующей задачи планового органа было бы осложнено или поставлено под вопрос. На практике руководители плановых органов прямо-таки вынуждены игнорировать государственно-правовые гарантии, даже если они полностью осознают значимость этих правовых гарантий.
Если плановым органам надлежит соответствовать стоящей перед ними экономической задаче, то их решения также не могут подвергаться дополнительной проверке со стороны административных судов. Приведем пример. Плановый орган по коже переводит кожу, принадлежащую фабрике А и изъятую у нее, фирме В, которая более подходит для переработки кожи в соответствии с планом. Фабрика А обращается с иском в административный суд, требуя возврата кожи. С правовой точки зрения административный суд решает дело в пользу истца А. Тем самым осуществление централизованного планирования было бы нарушено в весьма существенном звене. Но это соответствовало бы принципу правового государства. Такие конфликты возникают постоянно. Осуществление централизованного планирования оказалось бы невозможным, если можно было бы вообще опротестовывать решения плановых органов в административных судах. Итак, оказывается, что дополнительная проверка подчинения закону органов управления и централизованное регулирование экономического процесса несовместимы по объективным причинам. Однако такой контроль органов управления, осуществляемый судами, именно в XX в. стал необходимым инструментом правового государства. Там, где его не было, правовое государство переставало существовать.
Рабочий жалуется на привлечение его к отбыванию определенной трудовой повинности и ссылается при этом на свободу своей личности и на свободу передвижения и повсеместного проживания, гарантированные конституцией. Административный орган возражает ему и говорит, что привлечение к отбыванию трудовой повинности необходимо для обеспечения строительства моста, которое должно осуществляться в соответствии с общим планом. Руководитель планового органа с полным основанием подчеркивает, что он не может поступать иначе, когда следует выполнять общий план. С другой стороны, рабочий обоснованно ссылается на гарантированные права свобод. Таким образом, проявляется принципиальный конфликт.
Общее решение, касающееся глобального становления централизованно управляемой экономики, несовместимо с общим решением, затрагивающим проблемы правового государства. Здесь существует совершенно жесткая интердепенденция порядков. Происходит столкновение обеих форм порядка — правового государства и централизованно управляемой экономики, «государственного конституирования» и «хозяйственного конституирования». Если политика централизованного управления экономическим процессом проводится последовательно, то государство теряет характер правового. И наоборот, если к реализации принципов правового государства подходят совершенно серьезно, то политика централизованного управления экономическим процессом не может осуществляться со всей последовательностью. Но ведь без формирования правового государства нет свободы личности.