I. Введение: идеи
1. Регулирует ли историю, а также и политико-экономические процессы закон развития? Неизбежно ли трансформируется нынешний экономический порядок в экономический порядок ближайшего и последующего будущего, соблюдая бесконечную и неизбежную последовательность? Этот вопрос имеет в высшей степени решающее значение.
Все большее число людей 20-го столетия склонны рассматривать неизбежность развития как некую заданность. Они ощущают себя отданными на произвол неизвестного исторического процесса. Подхваченные потоком, который увлекает в определенном направлении, они не в состоянии сами определить это направление. Нет, пожалуй, ни одной политико-экономической дискуссии, которая обошла бы данный вопрос. Сопротивление неизбежному процессу развития представляется большинству людей невозможным. «Капитализм», считают они, отжил свой век. С необходимостью естественного процесса его сменит другой определенный экономический порядок, например «плановая экономика», причем здесь подразумевается такой экономический порядок, в котором доминируют методы централизованного регулирования. В этом якобы и состоит неотвратимая судьба индустриализированного мира.
2. Идеи, которые со временем овладевают людьми, вначале возникают в умах отдельных людей. Так же и здесь.
С самых разных сторон сошлись в одной точке идеи, из которых в конечном счете возникла вера в неизбежность исторического развития. В первую очередь здесь следует вспомнить Гегеля, причем с полным на то правом. «Становление есть первая конкретная идея, в противоположность которой бытие и ничто суть пустые абстракций», — говорит он, обозначая свою основополагающую позицию. Все действительное представляется ему как развитие духа, которое свершается с диалектической необходимостью и которое может быть осознано с помощью логики. Разум для Гегеля больше не является стабильной величиной, он развивается в Истории человечества с неумолимой последовательностью логического процесса. Мировой разум Гегель «понимал и оценивал в качестве единого и господствующего правителя и руководителя всей этой пестрой игры в качестве директора театра марионеток истории» (Ф. Майнеке). Еще в одной из своих юношеских работ Гегель говорил: «Каждая из них (то есть политика, религия власть, хитрость и т.д.) ведет себя как абсолютно свободная и самостоятельная власть, не осознавая того, что все они являются инструментами в руках более высокой власти первоначальной судьбы и все побеждающего времени, которые смеются над такой свободой и такой самостоятельностью». Позднее, в 1816 г., он писал: «Я придерживаюсь того, что всемирный дух дал команду наступать и этой команде подчиняются; все сущее движется словно бронированная, сомкнутая фаланга, непреодолимо и столь неуловимо, как движется солнце, вперед сквозь все преграды».
|
Как бы далеко ни находился Гегель от романтики, он все же соприкоснулся с ней, создавая картину истории. Романтики чувствуют себя как бы погруженными в историю семьи, окружения, народа. Подчеркивание историзма всего человеческого мышления, всех ощущений и действий, «восторженная преданность» истории является чертой жизненного настроя романтиков. То, что вырастает исторически, представляется им оправданным независимо от того, идет ли речь о праве, государственных структурах или о духовных движениях. В романтике из духа иррационализма возникла вера в то, что человек целиком отдан во власть исторического момента, в котором он живет, и становления, из которого вытекает этот момент. Через Ницше и философию жизни, представляющие собой ответвления романтики, эта вера оказывает воздействие до наших дней. Гегель и романтика были чужды промышленной революции. Но эта промышленная революция, которая с начала XIX в., к ужасу многих людей, осуществлялась и распространялась с силой явления природы, казалась неизбежным процессом. Другое движение, а именно натуралистическо-позитивистское, из собственного опыта, связанного с той же промышленной революцией, выработало свои собственные идеи о неизбежности развития. О том, что современная экономика с настоятельной необходимостью развивалась в направлении централизованного планирования хозяйства, говорилось уже тогда. Большинство людей думает при этом о Марксе, что не совсем обоснованно. Маркс придал этой идее лишь особое выражение. В более универсальной форме ее выражали еще раньше. Нас, людей сегодняшнего дня, сильнее всего затрагивает одна из самых ранних формулировок ее: сенсимонистская доктрина 1829/30 г. На самом деле Сен-Симон и сенсимонисты принадлежат, как это уже не раз было показано в ходе предшествующего изложения, к наиболее характерным и наиболее значительным явлениям, оказывавшим влияние на нашу эпоху. Насколько влиятельными они были и остаются, свидетельствует уже тот факт, что ими были сформулированы такие понятия, как социализм, индивидуализм, индустриализм и т.д., то есть понятия, мыслить которыми последующие поколения считали делом само собой разумеющимся. Вдохновленные естественными науками, которые тогда отмечали один успех за другим, Сен-Симон и его ученики занимались пояском закона, управлявшего историческим процессом точно так лее, как закон тяготения управляет природой. Они считали, что им удалось открыть этот исторический закон в «законе прогресса». Человечество рассматривается ими как одна коллективная сущность, которая поступательно и закономерно развивается. Отдельно взятый человек полностью растворяется в этой коллективной сущности и должен осознанно или неосознанно следовать закону развития человечества. Человечество неизбежно прошло определенные эпохи своего существования: попеременно то органичные, то критические эпохи. Последняя критическая эпоха началась одновременно с Реформацией и теперь приближается к своему завершению. Критические эпохи были также необходимы, даже полезны, они несли с собой прогресс. Так, например, в последнюю критическую эпоху возросла степень обобществления людей, а также уменьшились масштабы эксплуатации рабочих. Ныне наша критическая эпоха неизбежно приближается к новому органичному состоянию, которое будет представлять собой ассоциацию всех трудящихся. Она будет означать конечное состояние развития человечества. Именно это является существенной характерной чертой сенсимонизма и всех родственных ему течений, которые в конечном счете оказали влияние на значительную часть социальной науки XIX в., в результате чего они с помощью открытого закона намеревались не только объяснить прошлое, но и определить ту точку, в которой находится настоящее; они составляли прогнозы, имевшие, по их убеждению, научную базу в том же законе развития.
|
|
Как выглядит, по мнению сенсимонистов, экономика будущего? В ней нет господства конкуренции, ведь она является характерным признаком той критической эпохи, в конце которой мы живем. Органичная эпоха будущего выглядит иначе: управление экономическим процессом центральным органом, рационализация и технизация, осуществляемые сверху, быстрая индустриализация, организация совокупного труда для достижения общей цели, ведомственные инструкции каждому отдельному человеку касательно того, какую работу ему следует выполнять. Во главе экономики стоят ученые и инженеры, которые конструируют организацию общества и точно рассчитывают, как должен осуществляться экономический процесс. Сейчас, речь идет о 1830 г., все это уже существует в зародыше, например в современных банках, из которых неизбежно развивается Централизованное управление будущей экономикой. «Система будет обладать в первую очередь центральным банком, который представляет собой правительство с материальной стороны. Этот банк станет управлять всем имуществом, всеми средствами производства, короче говоря, всем тем, что образует ныне совокупность частной собственности».
Критиковать этот процесс развития или пытаться преодолеть его было бы, по мнению сенсимонистов, бессмысленно и неразумно. Как раз потому, что он необходим. Он исходит из самих фактов, и он хорош. «Золотой век, который вводящие в заблуждение предания до сего дня перемещали в прошлое, лежит перед нами».
Такова была вера сенсимонистов. Вера Маркса была иной, правда схожей. Однако благодаря энергии, присущей его личности, и энергии его пророчеств он сумел увлечь людей в большей степени, чем его предшественники. Его концепция известна. Он предсказывает концентрацию капитала в руках немногих; конкуренция уничтожит самое себя, «поскольку многие капиталисты будут экспроприированы немногими». А вместе с постоянно уменьшающимся числом магнатов капитала будут расширяться масштабы нищеты, гнета, кабалы, вырождения, эксплуатации рабочих. По его мнению, это «абсолютный всеобщий закон капиталистического накопления», который неизбежно порождает кризисы, а в конечном счете и экспроприацию экспроприаторов. Но какой бы мрачной ни была картина настоящего, которую рисует Маркс, им также овладела идея прогресса. Ведь в конечном счете, когда общество овладеет колоссальными производительными силами, созданными капитализмом, наступит очень счастливое состояние. Так говорилось еще в «Коммунистическом манифесте» (1847): «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоречиями придет ассоциация, в которой свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех».
3. Таким образом, из источников, расположенных далеко друг от друга, брали свое начало реки, из которых в конечном счете возникло мощное течение веры в неизбежность развития: позитивизм, натурализм, романтика, гегелевская метафизика. К этому необходимо добавить и другие истоки, о которых вспоминают реже: например, идея laissez-faire, согласно которой естественный порядок в конце концов прокладывает себе путь в логике истории без сознательного участия людей в этом. Но в качестве самого могучего течения проявил себя натуралистический позитивизм, в силу чего полемика с ним имеет особенно большое значение.
Правда, за одно столетие своего господства он изменил свой характер. Конечно, многие верят в неизбежность развития, однако лишь часть из них продолжает верить в прогресс. Чаще мы встречаем людей, которые хотя и считают необходимым развитие в направлении к централизованно управляемой экономике, несвободе и превращению в безликую массу, но все же относятся к нему скептически или по меньшей мере сдержанно. Другие же вновь с ужасом воспринимают приближение этого будущего, этого заката Западной Европы. Но они не сопротивляются, поскольку ход процесса является неизбежным. Так вера в неизбежность развития стала существенной силой исторического процесса XX в.
Подобно всем идеям и эта идея в ходе своего распространения превратилась в инструмент, служащий другим целям. Она оказалась пригодной для оказания поддержки притязаний политических властных группировок на руководящую роль. Победа неизбежно придет — так говорили и говорят массам. Ухудшение положения, страдания, преступления и неудачи, за которые должен нести ответственность руководящий слой, оправдываются ссылкой на то, что они необходимы в неизбежном историческом процессе. В этом отношении эта идея является полезной опорой всякой безнравственности. Однако в политико-экономической борьбе этим тезисом пользовались функционеры не только централизованно управляемой экономики, но и частных властных структур, например картелей, профсоюзов, концернов. Если, как утверждалось, развитие неизбежно приводит к монополизации и к централизованному регулированию, присущему централизованно управляемой экономике, то тогда оно оправданно. Разумеется, в таком случае вряд ли оправданно вести страстную политико-экономическую или политическую борьбу. Было бы последовательнее ожидать неизбежного исхода исторического процесса и реализации экономической политики. Однако научная полемика должна делать предметом обсуждения не популярный тезис и злоупотребления какой-либо идеей, а только ее научную формулировку. Поэтому оставим в стороне данный аспект проблемы и сосредоточим внимание на сути дела как такового.
4. Под вопросом оказывается основа экономической политики. Если протекание экономического процесса действительно неизбежно, если современная индустриализированная экономика действительно развивается в направлении к централизованно управляемому хозяйству, то тогда экономическая политика всех стран является всего лишь исполнительницей исторической судьбы: без свободы. В этом случае научное мышление должно быть ориентировано лишь на вопрос о том, как выглядит это неизбежное развитие и как можно облегчить его поступательное движение. В своем предисловии к «Капиталу» Маркс в высшей степени последовательно говорит: «Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, — а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества — не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов»1. Собака, лающая на луну, может думать, что это ее лай прогнал луну, когда какое-то время спустя она закатится. Нам известна природная закономерность, и мы смеемся над собакой. Точно так же следовало бы посмеяться над идеологом экономической политики, который возомнил, что он в состоянии повлиять на исторический процесс, если последний действительно неизбежен.
Но если нет никакой неизбежности политико-экономического развития, то тогда мы располагали бы свободой так формировать экономическую политику, чтобы она отвечала потребностям людей и сути дела.
Между тем под вопросом находится не только основа экономической политики, но и свобода человека вообще. Ибо в тезисе о неизбежности развития заключено в самом общем виде отрицание свободы. В этом отношении к проблеме могут относиться недостаточно серьезно. В сенсимонистской доктрине, например, — при ближайшем рассмотрении — отдельно взятый человек несвободен в двояком смысле. Он является всего-навсего несамостоятельной частичкой коллективной общности человечества. Это первая сторона несвободы. Эта коллективная общность также подчиняется неизбежному процессу развития. Это вторая несвобода. Отдельно взятый человек подобен листу на дереве: несамостоятельная часть организма, который самостоятельно вырастает и погибает в силу естественной необходимости. Маркс пытается смягчить этот вывод тем, что говорит о «скачке из царства необходимости в царство свободы», которое возникнет позднее, после установления диктатуры пролетариата. Для каждого верящего в неизбежность исторического процесса, а в это верил и сам Маркс, данный скачок представляет собой чудо. Закономерность исторического процесса в таком случае оказывается нарушенной. Наступила бы эра свободы. Но как бы то ни было, в истории нашего времени закономерная необходимость и отсутствие свободы имеют силу и для Маркса.
На протяжении XVII и XVIII вв. после крупных естественнонаучных открытий мыслителей того времени волновал вопрос: каким образом возможна свобода человека, если существует закономерный механизм природы, частью которого является сам человек? Эта антиномия также являлась одной из существенных задач кантианской философии. В XIX и XX вв. наряду с идеей неизбежности естественного процесса господствующее место в умах людей занимала также идея неизбежности исторического процесса. Правда, сама проблема была сформулирована отнюдь не в XIX в. Ее выдвинули намного раньше, и сделали это, прежде всего, древние греки. Может ли в необходимости исторической судьбы существовать спонтанность, свобода, ответственность, а также вина? 9 марта 1802 г. Гёте под впечатлением чтения книги Сулави о временах правления Людовика XVI писал Шиллеру: «В целом это — наводящее ужас зрелище ручьев и потоков, которые с естественной необходимостью низвергаются со многих гор, протекают по множеству долин и сливаются друг с другом, в конечном счете вызывают выход крупной реки из своих берегов и порождают наводнение, в котором погибает тот, кто предвидел его, как и тот, кто не предчувствовал этого. В этом чудовищном эмпиризме не видно ничего, кроме природы, и ничего из того, что мы, философы, так хотели бы назвать свободой»2.
И даже если вопрос был поставлен намного раньше, тем не менее характерным для XIX и XX вв. стал своеобразный способ ответа на него. Определенное представление о неизбежности развития превратилось в догмат веры современного человека.
В качестве общей проблемы этот важный вопрос является делом философов, моралистов и поэтов. Нас же интересует лишь экономическая политика, которая, впрочем, представляет собой существенную часть истории человечества.
П. Противоречия
1. Для того чтобы сформулировать гипотезу о неизбежности политико-экономического развития в натуралистическо-позитивистской форме, необходим весьма необычный логический прием. Определенные общие понятия трансформируются в конкретные вещи или личности. Так, «человечество» или «общество» превращаются Сен-Симоном и Контом в действующее существо. Для Маркса «капиталистический способ производства» является носителем исторического процесса Нового времени, который «с необходимостью естественного процесса производит свое собственное отрицание». Последующее поколение видит в «капитализме» существо, которое делает все. К примеру, Шумпетер говорит о том, чего капитализм добился в политике, праве, искусстве и какие хозяйственные задачи он решает здесь или там. Или же «экономика» принималась за актера, который что-то требует и действует. С логической точки зрения мы здесь постоянно сталкиваемся с гипостазированием1. Какое-либо свойство или абстракцию делают самостоятельной сущностью или личностью, которая действует, растет, стареет, умирает.
Такая логически недопустимая операция как раз и характерна для позитивизма. От Конта и Сен-Симона до Зомбарта и Шумпетера позитивисты надеются, руководствуясь своими программными установками, описать факты и натолкнуться в них на законы развития. Они не замечают того, что впадают в гипостазирование, хотя критика неоднократно высказывалась по этому поводу. Они описывают не факты, а самосконструированное существо, некий мифический образ. Это — процесс, чреватый последствиями, поскольку здесь позитивистское мышление, крупное научное течение, соприкасается с мышлением масс, правда в значительно упрощенном виде. Для масс индустриализированного мира и для политических идеологов конкретная реальность исчезает из поля зрения, и такие мифические гиганты, как капитализм, империализм, реакция, марксизм и т.д., заполняют своими деяниями течение времени. Повсюду — гипостазирование, аллегорическое мышление, персонификация всех исторических сил.
Как известно, миф — это философия человечества, находящегося в детском возрасте; метафизика проявляла большую осторожность, когда она оперировала такими понятиями, как natura naturans2, субстанция или мировой разум. Позитивизм в своих описаниях не преодолевает метафизику тем, что описывает факты, а, напротив, возвращается к отображению мифических величин и их развития. «Человечество», «капитализм» или «капиталистический способ производства» рассматриваются и описываются в качестве демиурга, фабричного мастера, творца истории и тем самым экономической политики или в качестве их создателя. Говоря языком духовной истории, это — секуляризированный гнозис. Он ориентирован «позитивно» не на факты, а на эти мифические образы, которым приписывается свойство быть причиной возникновения отдельных фактов, изображаемых зачастую весьма проницательно. Это, если хотите, примитивная метафизика. Данное обстоятельство доказал, между прочим, еще Дилътей в 1883 г., что, однако, не мешает нынешним пророкам неизбежности развития представлять свой основной тезис в качестве позитивного и, следовательно, реалистического.
2. Тем самым затрагивается еще одна логическая ошибка. Изображается «процесс», в котором развивается подобная сущность, то есть гипостазированное понятие. Ставя исторический процесс в центр внимания и превращая его в творца исторической действительности, позитивизм изначально заставляет исчезать отдельно взятого человека.
Такое позитивистское рассмотрение в последующем приводит к тому, что решения людей по отношению к данному процессу являются несвободными. Но то, что здесь доказано, предполагается с самого начала. Перед нами petitio principii3. Картина исторического процесса дается произвольно. В дальнейшем отдельно взятого человека больше не обнаруживается, поскольку раньше его вывели за рамки этой картины. Так привыкают к тому, чтобы в истории понимать только общий процесс становления.
Метод прост: отдельно взятого действующего человека вначале растворяют в коллективной общности, как-то: «капитализм», «общество» и т.д., затем ведется поиск закона развития этой сущности и, если даже его не находят, в качестве результата провозглашается, что свобода человека якобы не существует в силу неизбежности исторического процесса. Из урны извлекается как раз то, что предварительно было положено туда. Это довольно примитивная игра.
3. Гегель не пытался предвидеть развитие. Позитивисты, которые рассчитывали обнаружить в ниях фактов закон развития, были и являются более смелыми. Начиная с Конта, сенсимонистов, Маркса и кончая нынешними учениками последнего, предпринимаются попытки по сегодняшнему развитию предугадать будущее. Правда, осмотрительность, которую они вызывают, проявляется в различной степени. Сенсимонисты, говорившие о промышленных банках как о зародышевых формах последующего централизованного регулирования экономического процесса, были намного осторожнее Маркса, чей «скачок» в царство свободы, к бесклассовому обществу остается необоснованным.
Однако везде выявляется следующая цепочка выводов: в предшествующей истории открыт закон развития. Поскольку он, подобно законам природы, будет иметь силу и в будущем, постольку возможен определенный научный прогноз. Благодаря научно обоснованным прогнозам учения о закономерности развития приобретают свою ударную силу. Так, и только так, они превращались в секуляризированные учения о спасении человечества, в ходе подобного рода доказательств в качестве исходных посылок используются законы развития, которые считаются выявленными в предшествующем историческом периоде, и выдвигается тезис о том, что они станут действовать также и в будущем. Выводом является прогноз.
На самом деле мы не знаем законов, по которым развивался исторический процесс. Нам следовало бы отказаться от того, чтобы «безоговорочно считать нашу историческую перспективу зависящей от воли мировой истории». Ибо «наши представления» являются «в большинстве случаев... простыми отражениями нас самих» (К.И. Буркхардт). Но даже если было бы доказано существование такой закономерности развития и если бы мы обнаружили следы законов, которые господствовали над прошлым, то и тогда мы не знали бы, можем ли мы рассчитывать на то, что они станут действовать в будущем. В истории нередко происходят такие неожиданные повороты, которые не в состоянии предсказать никакой человеческий дух. Ученые-историки могут распознать существенные тенденции времени и предупреждать об опасностях будущего. Но это вовсе не означает создавать прогнозы, исходя из так называемых законов развития.
То, что логическое обоснование прогнозов довольно слабо, подтверждается опытом. Примерно в 1830 г. сенсимонисты считали, что теперь согласно неизменному закону развития наступит новая, органичная эпоха централизованного планирования. Более того, первый шаг в этом направлении уже сделан. В действительности же последовали многие десятилетия либеральной экономической политики, свободы занятия промыслом, свободы передвижения и повсеместного проживания и свободной торговли. Но когда около 1870 г. немецкие сторонники теории свободной торговли вместе со своим лидером Принс-Смитом полагали, что история доказывает: будущее в силу безусловной необходимости принадлежит свободной торговле и свободе занятия промыслом, — то они также заблуждались. Вскоре после этого наступила эра интервенционизма, и прогнозы Маркса как раз в своих существенных моментах тоже оказались неверными. Обнищания масс, наступление которого он предсказывал, так и не произошло. Напротив, в период индустриализации реальные доходы широких слоев населения увеличивались в большей степени, чем когда-либо прежде. Процесс концентрации также протекал иначе, чем представлял себе Маркс. Об этом речь уже шла. Даже там, где коллективная собственность на средства производства вытеснила частную собственность, как это произошло в России, все свершилось не по Марксову закону развития, то есть после полного расцвета «капиталистического способа производства» и в результате ответного удара промышленного пролетариата, а в аграрной страде, в которой развитие промышленности еще только начиналось, по другим политическим причинам и с тем эффектом, что процесс индустриализации был форсирован.