1. Любое стремление к порядку сталкивается с той проблемой, что сегодня до самого основания во всем мире потрясены не только сфера, на которую ориентируется это стремление, но и все порядки человеческого общежития. Зародившись в Европе, великое движение радикальных перемен после Французской революции стало охватывать одну страну за другой и докатилось даже до Азии. Быстрая смена руководящих слоев еще не закончилась. На место общественной иерархии пришло аморфное состояние, которое все больше и больше угрожало обезличиванием. Смысл порядка, как и смысл свободы, все больше и больше таял, хотя именно в этой ситуации потребность в нем была такой, как никогда прежде.
Это развитие также взаимосвязано с изменениями в методах регулирования экономики. Пока многие необходимые продукты производились в самой семье и, следовательно, семья была производственным сообществом, обладавшим собственным натуральным хозяйством, она значила тогда нечто иное, чем в той ситуации, когда члены семьи зарабатывают деньги на стороне, а семейное хозяйство постепенно превращается в чистое потребительское сообщество. Правда, еще до промышленной революции домашнее хозяйство и предприятие нередко были отделены друг от друга, скажем в крупных сельскохозяйственных имениях XVIII в. или раннего средневековья. Однако в ремесленном производстве, розничной торговле, крестьянском хозяйстве они были связаны между собой. Индустриализация изменила картину. Отныне разделение становится правилом. Вокруг промышленных предприятий группируются многочисленные домашние хозяйства служащих и рабочих, которые трудятся, используя уже не принадлежащие им средства производства. Экономическая революция и в остальном изменила структуру общества. Многие отрасли ремесленного производства были искоренены в XIX в. По мере того как монополистические структуры, а позднее органы централизованно управляемой экономики все больше регулировали экономический процесс, суживались функции торговца, который постепенно превращался в распределителя и в большой степени стал зависеть от этих властных структур. К тому же торговля и ремесло уже не были столь важными звеньями в структуре общества, какими они являлись в свое время.
|
Возможно ли возникновение нового общественного организма в Европе и во многих других странах, в которых протекает процесс индустриализации? Возможна ли действительно иерархическая структура общества? Каким образом? И этот серьезный вопрос наитеснейшим образом связан с экономическим порядком, который еще только возникает. Как мы знаем, экономический порядок представляет собой совокупность форм, в которых in concretо осуществляется регулирование повседневного экономического процесса. А эти формы экономического регулирования тесно связаны с порядком общества. Например, в зависимости от экономического порядка руководящий слой общества создается и структурируется по-разному. При экономическом порядке, характерном для централизованно управляемой экономики, он выглядит иначе, чем при конкурентном порядке. В первом случае руководители органов центрального управления играют в этом руководящем слое главную роль, чего не наблюдается во втором. Здесь и там по-разному происходит отбор руководства. Из этого возникает иной характер общественного порядка. Организуется ли он снизу или формируется сверху, тоже зависит от экономического порядка. Отдельно взятые структуры общественного порядка в зависимости от экономического порядка приобретают различный характер. Так, сельскохозяйственные кооперативы в рамках экономического порядка, в котором экономическое регулирование осуществляется преимущественно центральными плановыми органами, становятся средством реализации центральных планов сельскохозяйственного производства. Они являются орудиями централизованного управления, инструментами вышестоящих органов и должны быть таковыми. Нечто совершенно другое представляют собой сельскохозяйственные кооперативы, которые возникают стихийно как бы снизу в результате добровольного объединения сельских хозяев. А именно это происходит в рамках экономических порядков, в которых нет центральных плановых органов. Напротив, здесь кооперативы должны стимулировать самостоятельное ведение хозяйства предприятий. Следовательно, если кто-либо захочет организовать определенные кооперативы, он должен иметь четкое представление о форме экономического регулирования, которая совместима с данным видом кооперативов. То же самое сохраняет силу и для профсоюзов.
|
2. Вместе с Французской революцией и индустриализацией формирование государства также вступило в новую эпоху. В ходе революции была предпринята попытка реализовать идею суверенитета народа. Она привнесла также национализм, разрушение сословных барьеров, ту идею, согласно которой отдельно взятые равноправные подданные противостоят централистскому государству. И почти одновременно индустриализация, сопровождавшаяся ростом концентрации населения, возникновением новых властных группировок и растущей зависимостью государства от бесперебойного протекания чрезвычайно сложного, основанного на разделении труда экономического процесса, поставила новые задачи по формированию государства, объем и особенности которых осознавались лишь постепенно. Однако опыт показывает, что и эта проблема формирования государства в изменившемся индустриальном мире подводит непосредственно к вопросу об экономическом конституировании. Например, государство в конституционно-правовом отношении является федеративным с подчеркнуто федералистским характером. Но в связи с войной оно изменяет свой экономический порядок. Теперь регулирование экономического процесса осуществляется с таким расчетом, чтобы центральным плановым органам поручалось управлять этим процессом. Причем это — плановые органы федерального правительства, поскольку отдельные земли, входящие в состав федерации, слишком малы, чтобы осуществлять собственное регулирование, а экономические процессы в рамках федерации в целом исключительно тесно переплетены между собой. Эти федеральные плановые органы направляют предприятиям сырье и рабочую силу, осуществляют контроль над производственными планами предприятий промышленности и сельского хозяйства, а также устанавливают для населения нормы потребления продовольствия, текстильных изделий, обуви и т.д.
|
Хотя написанная конституция остается федералистской, фактически господствует унитаризм. Жизнь каждого человека теперь в решающей степени зависит от центральных экономических органов федеральной столицы. В результате установления экономического порядка, характерного преимущественно для централизованно управляемого хозяйства, планы федералистской конституции по децентрализации оказались сорванными без государственного переворота. Уже из этого примера следует, что с вопросом, как регулируется или должен регулироваться повседневный экономический процесс, сталкиваешься, даже когда рассматриваешь совершенно иную проблему, а именно политические и государственно-правовые формы.
В какой мере «правовое государство» совместимо с различными экономическими порядками? Какие основные права могут быть гарантированы? Очевидно, что свобода перемещения и свобода занятия промыслом упраздняются в централизованно управляемой экономике. Но какие конституционные права сохраняются? Какое влияние оказывают на правовое государство частные властные экономические группировки при других экономических порядках, свойственных преимущественно рыночному хозяйству? В какой мере автономное право частных властных группировок вытесняет установленные государством права, скажем, в общих условиях заключения сделок промышленности, банков, страховых обществ? Как «самосозданное хозяйственное право» преобразовало правовой порядок? Все эти вопросы тоже имеют большое значение в современном индустриальном мире. Сегодня невозможно осмысленно говорить о реализации правового государства, обходя данный комплекс вопросов.
3. Сказанное не следует понимать превратно. Ошибочной была бы точка зрения, согласно которой экономический порядок представляет собой как бы фундамент, на котором возвышаются общественный, государственный, правовой и другие порядки. История Нового времени, как и история более ранних эпох, однозначно учит, что государственный или правовой порядок также оказывает влияние на форму экономического порядка. При оккупации Германии в 1945 г. различные политические системы привели к установлению на Западе и Востоке различных видов регулирования экономики. Тогда на экономические порядки наложила отпечаток разнородность государственно-политических порядков. Мы уже говорили о том, что преобразование экономического порядка в результате возникновения монополистических властных группировок может существенно повлиять на процесс формирования общественной воли в государстве. Итак, образование монополий может быть спровоцировано самим государством, скажем, его патентной, торговой, налоговой политикой и т.д. Так нередко бывало в новой истории экономических отношений и государства. Вначале государство способствует возникновению частной экономической власти, а затем становится частично зависимым от нее. Таким образом, существует не односторонняя зависимость всех прочих порядков от экономического порядка, а взаимозависимость, «интердепенденция порядков». Как, каким образом это происходит — в этом суть важного вопроса.
Эта обратная связь существует также между экономическим и общественным порядками. Методы экономического регулирования не только формируют общественную надстройку. Общественная надстройка также воздействует на экономическое регулирование. Например, пустившее глубокие корни самостоятельное крестьянское сословие основательно противодействует регулированию сельскохозяйственного производства, осуществляемому центральными плановыми органами. Крестьяне сами хотят реализовывать собственные хозяйственные планы, и централизованное экономическое регулирование наталкивается здесь на определенные рамки. «Конституция страны», «экономический порядок» и общественный порядок находятся в отношениях зависимости друг от друга.
4. Эта «интердепенденция порядков» — существенное явление жизни, а именно современной жизни. Ее осознание является предпосылкой для понимания всех проблем как экономической, так правовой и государственной политики современности. Мало смысла говорить в неопределенной форме о том, что политика определяет экономику, на что другие возражают, утверждая, что экономика определяет политику. Необходимо точное знание форм порядка и существующих между ними взаимосвязей. Но при этом мышление и действия постоянно наталкиваются на экономическую сторону проблемы порядка.
Особенно характерными для этой проблемы являются два признака. Во-первых, ее существование неизбежно. Если мы захотим поразмыслить над вопросом о социальной справедливости, свободе, мире между народами или над каким-нибудь кажущимся на первый взгляд банальным вопросом, связанным с экономической политикой, розничной торговлей либо валютой, то мы всегда выйдем на нее. Проблема напоминает перекресток дорог на местности, к которому приходишь, с какой бы стороны ни шел. Мы исходили из различных жизненных фактов. И всегда дорога вела к данной проблеме, оказывающейся, в конечном счете, центральным вопросом нашей эпохи. Впрочем, этим вовсе не утверждается, что теперь все вопросы, связанные с человеческими порядками, равно как и проблемы человека вообще, можно было бы решить с помощью одной лишь политики экономического порядка. Впрочем, имеет силу посылка: никакое духовно-религиозное или политическое движение не решит эти вопросы, если не удастся осуществить регулирование повседневного экономического процесса в адекватных формах экономического порядка. Мы должны привыкнуть к тому, что «возвышенные» вопросы, касающиеся духовной жизни человека, неразрывно связаны со здравыми, земными вопросами функционирования механизма экономического регулирования. Мечтатели не в состоянии судить об этих вопросах, а висящие в воздухе умозрительные рассуждения проходят мимо трудных и многогранных проблем.
Во-вторых, это проблема наивысшей сложности. С началом промышленной революции были поставлены такие задачи экономического порядка, которые, казалось, не поддаются решению. Мы видели, что самые разнообразные возможности решения не могли справиться с этим. Надо остерегаться веры в то, что мы могли бы практически осилить проблемы политики экономического порядка, руководствуясь своими чувствами и настроем. Как оказалось, данный вопрос является, прежде всего, чисто экономической проблемой, решение которой требует точного мышления и больших усилий. Правда, одновременно выяснилось, что решение этой реальной экономической проблемы воздействует не только на экономическую сферу. Скорее, вместе с другими факторами оно оказывает влияние на всю человеческую жизнь. Поэтому это решение представляет собой специфический вопрос экономической политики и одновременно универсальную с исторической точки зрения задачу. Тот, кто за него берется, должен, например, хорошо понимать все трудности, связанные с внедрением достаточного «измерителя ограниченности благ» в современный экономический порядок и вообще знать предметную логику экономики.
Индустриализация и технизация ставят задачи таких масштабов, что некоторые люди хотят бежать от них назад, в патриархальную крестьянскую общину, в простоту безыскусной сельской жизни. Романтики тоскуют по эпохе средневековья или даже по эпохе той Древней Греции, когда Гесиод писал свои «Дела и дни». Но ход индустриализации и широкомасштабного разделения труда нельзя повернуть вспять. Нельзя уже потому, что без них смогла бы жить лишь небольшая часть из почти 2,3 миллиарда людей, которые сегодня населяют Землю, а их большая часть была бы обречена на вымирание. Игнорировать проблему экономического порядка мы больше не можем.