Вполне понятно, что во времена сенсимонистов и Маркса возникла точка зрения, по которой современная техника убивает конкуренцию. Между тем индустриализация продвинулась далеко вперед и новые важные факты оказывают свое влияние1. Они указывают как раз в прямо противоположном направлении. Исключительно сильная тенденция к конкуренции порождается теперь использованием современной техники. С каждым десятилетием она усиливается, и в XX в. она намного сильнее, чем в XIX в. Конечно, для борьбы с ней применяются все более радикальные меры.
Конкретно же элемент конкуренции — конкуренции в буквальном смысле этого слова — современная техника усилила трояким образом.
Во-первых, благодаря чрезвычайному улучшению и удешевлению транспорта многие локальные рынки тесно переплелись между собой и утратили свою самостоятельность. Теперь конкурировать между собой стали продавцы, прежде занимавшие местные разобщенные олигополистические и монополистические позиции. История почти каждого сельскохозяйственного или промышленного предприятия дает тому наглядные примеры. Вот, скажем, фабрика по производству деревообрабатывающих станков. Еще в конце XIX в. она поставляла их исключительно столярным мастерским своего местного рынка и обладала на нем определенной монополией. Но с расширением сети железных дорог, развитием судоходства и автомобильного транспорта она увеличивает радиус сбыта своей продукции, и одновременно в ее собственной зоне сбыта, в которой она доминировала, появляется продукция машиностроительных заводов из других регионов. Нередко говорилось о том, как снижение транспортных издержек на железной дороге и в судоходстве с 70-х годов XIX в. повлекло за собой обострение конкуренции на европейских зерновых рынках. Этот процесс является небольшим эпизодом универсального события. Быстрое развитие техники связи — телеграфа, телефона, радио — тоже не менее эффективно, чем развитие транспортных средств, способствовало взаимопроникновению рынков. Местные сырьевые и зерновые рынки исчезли, а вместе с ними исчезли и многие шансы для образования монополий и олигополии. Техника связи сделала более утонченным механизм конкуренции на многих рынках сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
|
Особенно важным это развитие было на рынках рабочей силы. Здесь оно оказало прямо-таки революционизирующее воздействие. Еще в середине XIX в. промышленный рабочий был привязан к одному или нескольким предприятиям и рабочим местам, расположенным вблизи его местожительства. Работодатель нередко занимал на своем рынке рабочей силы позицию монополии или олигополии покупателя. С расширением сети железных дорог, появлением автомобиля и велосипеда ситуация изменилась. Теперь многие рабочие ежедневно совершают продолжительные поездки на работу и обратно. Изо дня в день средства сообщения осуществляют массовые перевозки рабочих. Области притока рабочей силы у фирм сильно расширились и благодаря этому наложились друг на друга. В Германии радиус таких территорий достигает 70 километров и даже более. По этой причине форма рынка рабочей силы полностью изменилась. Ведь отныне у рабочих появилась возможность делать выбор между намного большим числом покупателей рабочей силы. Конкуренция, прежде встречавшаяся редко, оживилась. Ее развитию способствовала именно современная техника.
|
Во-вторых, техника привела к невиданному обострению конкуренции взаимозаменяемых продуктов. Люди начинавшегося XIX в. еще не могли ничего знать об этом. Однако новаторам следовало взять на заметку столь фундаментальный факт. Изобретение искусственного шелка, целлюлозного штапельного волокна, нейлонового и других видов волокна, появление нефти как конкурента каменного угля, новых строительных материалов наряду с кирпичом, новых материалов — конкурентов фарфора, конкуренция искусственного каучука с естественным — вот лишь немногие примеры обостряющейся конкуренции между взаимозаменяемыми продуктами, которая также представляет собой универсальное явление. Благодаря этому возрастает эластичность спроса на отдельные товары. Таким образом, форма рынка приближается к совершенной конкуренции, даже если продавец отдельно взятого вида товаров является монополистом. В силу этого монополии вынуждены действовать подобно тому, как приходится поступать в условиях конкуренции: к примеру, картели кирпичных заводов, которые были вынуждены считаться с конкуренцией новых строительных материалов, то есть с более высокой эластичностью спроса, или железные дороги в условиях усиливающейся конкуренции со стороны автомобильного транспорта. Конкуренция взаимозаменяемых продуктов стала настолько общим явлением, что на каждом предприятии и в каждом домашнем хозяйстве она оказывает влияние на решения, принимаемые при покупках и продажах.
|
Наконец, в-третьих, благодаря развитию технических знаний в последнее время современный промышленный аппарат в значительной степени приобрел адаптационную способность. Способность фабрик перерабатывающей промышленности быстро переключаться с производства одного вида продукции на другой, то есть менять рынок, сильно выросла. В обеих крупных войнах XX в. этот факт проявился наиболее четко. Он поразил даже специалистов и одновременно существенно сказался на ходе войн. Исключительно быстро часовые заводы переключились на производство взрывателей, а машиностроительные заводы — на производство снарядов и оборудования для подводных лодок. В кратчайшие сроки большая часть производственного аппарата промышленности была направлена в другое русло. И наоборот, после окончания войны процесс пошел в обратном направлении, когда, к примеру, заводы, выпускавшие артиллерийские орудия, стали производить машины и станки, а танковые заводы — грузовые автомобили. Удивительно быстрая адаптация производственного аппарата США после 1945 г. позволила перейти к выпуску мирной продукции без кризисов или депрессий. Но эта адаптационная способность эффективна не только в военное, но и в мирное время. Понятие «способность производства к приспособлению» имеет точно очерченное содержание. Это — способность предприятия переводить свою продукцию с одного рынка на другой. В последние полвека эта «адаптационная способность» пережила необычайный подъем.
По-иному, чем на стыке веков, непрерывно изменялись производственные программы на предприятиях перерабатывающей промышленности. К примеру, завод, изготавливающий печи, приступает также к производству холодильников, а позднее и радиоаппаратуры. Следовательно, он появляется на новых рынках в качестве конкурента. Другая фирма, предлагавшая на олигополистическом рынке специальные насосы, прекращает конкурентную борьбу и начинает производить сельскохозяйственные машины. Третья фирма переходит с выпуска велосипедов на производство мотоциклов; четвертая фирма, работающая в оптической промышленности, начинает изготовлять замки. Итак, производственные программы по выпуску товаров меняются каждый год в зависимости от возможностей получения прибыли. Выбор «вида товаров» — постоянная задача предприятий перерабатывающей промышленности, но он отнюдь не является окончательным. Если бы патенты или лицензионные сборы не препятствовали переводу производства на выпуск других видов продукции, то переход фирм с одного рынка на другой был бы еще более интенсивным. Техника, и прежде всего современная машинная техника позволяет делать это. Поэтому на большинстве рынков перерабатывающей промышленности продавцы должны всегда принимать в расчет появление там новых успешно работающих конкурентов.
Иная ситуация складывается в сырьевых отраслях промышленности, например в добыче угля, производстве чугуна и электроэнергии. В этих отраслях на протяжении многих лет действительно производятся в основном одни и те же продукты и перемены в структуре производственных программ технически трудноосуществимы или возможны в ограниченных пределах. На подобных предприятиях, следовательно, прямая адаптационная способность производства весьма ограниченна или она отсутствует вообще. Несмотря на это, адаптация в значительной степени происходит опосредованно. Уголь, чугун и электроэнергия могут использоваться для самых разнообразных целей. Благодаря этому становится возможным то, что продукты, изготовляемые с их помощью, непрерывно взаимозаменяются и вступают в конкуренцию с другими товарами. Электроэнергия нужна фабрике, которая изготовляет фармацевтические товары и начинает переход к производству других химических продуктов почти по той же технологии. В результате продукты использования электроэнергии уже на новых рынках участвуют в конкуренции. И здесь развитие современной техники усилило конкуренцию. В частности, она чрезвычайно расширила возможности использования сырья. Например, уголь используется в качестве не только топлива, как это было раньше, но и сырья для производства красок, лекарственных препаратов, азотных удобрений и т.п., так что его «плоды» появляются на самых различных рынках. «Косвенно» здесь дает знать о себе как раз то, что в перерабатывающей промышленности производит эффект «прямо»: адаптационная способность производства и усиление элемента конкуренции.
2. Однако анахронизм идей маскирует и это существенное обстоятельство и порождает мнимые политико-экономические проблемы. Продолжает господствовать мнение, сложившееся более ста лет назад, согласно которому с появлением новой техники производства предприятия теряют способность адаптироваться к изменениям спроса на рынках. Капитал, как правило, вложен прочно, он не может взят обратно и привязан к определенной технической форме, в рамках которой он служит производству, и, следовательно, при убытках не может быть направлен на иные цели, а производство нельзя переориентировать на другие сулящие прибыль рынки. Современный производственный аппарат изображается закостеневшим организмом, то есть ориентированным на определенные технологии, технически неспособным адаптироваться к новым условиям. Ему противопоставляется быстро меняющийся спрос, и из этого конфликта конструируется большая политико-экономическая проблема. Эта идея принадлежит к основным представлениям теории полной занятости, на развитие которой оказал влияние Кейнс, а также политики обеспечения полной занятости, которая, несмотря на изменения спроса, пытается поддерживать работу якобы закостенелого аппарата. Но это основное представление находится в полном противоречии с действительностью. Правда, примерно в 1850 или 1900 г. производственный аппарат промышленности при менее развитой технике характеризовался определенной закостенелостью, признаков которой в настоящее время давным-давно нет. Правда, и сегодня на заводе, скажем, химической промышленности также невозможно немедленно забрать обратно вложенный капитал и вместо этого строить водопроводную станцию. Но химический завод в состоянии быстро менять рынки, на которых он предлагает свою продукцию. Протекает постоянный процесс адаптации производственных планов к возможностям получения прибыли на многих рынках, например на рынках химической промышленности, машиностроения или обувной промышленности, даже если крупный капитал был прочно вложен в оборудование предприятий.
3. Относительный рост «фиксированных» издержек в современной промышленности описывался часто, например Шмаленбахом. При этом изображается большая котельная с пылеугольной топкой или шестеренный фрезерный станок. Работающего человека практически не видно. Создается впечатление, что производственный аппарат состоит из камня и металла. Из этого делается вывод, что у производственного аппарата промышленности отсутствует адаптационная способность, как будто он непрерывно выпускает одни и те же товары. На самом деле котельная, к примеру, приводит в движение машины, на которых при непрерывном чередовании изготавливаются различные товары, а шестеренный фрезерный станок служит также для производства различной продукции. И конвейер, скажем, велосипедного завода позволяет перемещать и изготавливать с его помощью самые разнообразные продукты. Если же котельная работает на электростанции и неизменно производит электроэнергию, то последняя тем не менее без труда переводится с одного вида ее использования на другой. «Фиксированные издержки» не означают «фиксированного производства». Прямо или косвенно адаптационная способность производства в ходе развития техники возросла настолько, что весь современный производственный аппарат в значительной степени стал обладать адаптационной способностью. То, что, несмотря на высокие фиксированные издержки, производственный аппарат обладает такой способностью, что старая доктрина изжила себя, можно установить без особого труда. Следует вспомнить хотя бы часто приводившийся нами пример с железной дорогой. У нее высокие фиксированные издержки; но структура транспортных услуг постоянно меняется. Можно пойти также в прокатный цех сталелитейного завода и попросить мастера показать программы прокатного производства, которые он ежедневно получает и которые ему надлежит выполнять. Здесь увидим, что прокатанные профили соответствуют полученным заказам, несмотря на существование высоких фиксированных издержек.
Действие всех трех моментов проявляется одновременно: расширение рынков, увеличение выпуска взаимозаменяемых продуктов и возрастание адаптационной способности производства. То, насколько активно современная техника так или иначе способствует развитию конкуренции, можно установить практически на всех предприятиях и всех рынках промышленности, транспорта, торговли, а также сельского хозяйства.