II. Техника усиливает конкуренцию




Вполне понятно, что во времена сенсимонистов и Маркса воз­никла точка зрения, по которой современная техника убивает кон­куренцию. Между тем индустриализация продвинулась далеко впе­ред и новые важные факты оказывают свое влияние1. Они указыва­ют как раз в прямо противоположном направлении. Исключитель­но сильная тенденция к конкуренции порождается теперь использо­ванием современной техники. С каждым десятилетием она усилива­ется, и в XX в. она намного сильнее, чем в XIX в. Конечно, для борьбы с ней применяются все более радикальные меры.

Конкретно же элемент конкуренции — конкуренции в букваль­ном смысле этого слова — современная техника усилила трояким образом.

Во-первых, благодаря чрезвычайному улучшению и удешевлению транспорта многие локальные рынки тесно переплелись между собой и утратили свою самостоятельность. Теперь конкурировать между со­бой стали продавцы, прежде занимавшие местные разобщенные олигополистические и монополистические позиции. История почти каж­дого сельскохозяйственного или промышленного предприятия дает тому наглядные примеры. Вот, скажем, фабрика по производству де­ревообрабатывающих станков. Еще в конце XIX в. она поставляла их исключительно столярным мастерским своего местного рынка и обла­дала на нем определенной монополией. Но с расширением сети железных дорог, развитием судоходства и автомобильного транспорта она увеличивает радиус сбыта своей продукции, и одновременно в ее собственной зоне сбыта, в которой она доминировала, появляется продукция машиностроительных заводов из других регионов. Неред­ко говорилось о том, как снижение транспортных издержек на желез­ной дороге и в судоходстве с 70-х годов XIX в. повлекло за собой обо­стрение конкуренции на европейских зерновых рынках. Этот про­цесс является небольшим эпизодом универсального события. Быст­рое развитие техники связи — телеграфа, телефона, радио — тоже не менее эффективно, чем развитие транспортных средств, способство­вало взаимопроникновению рынков. Местные сырьевые и зерновые рынки исчезли, а вместе с ними исчезли и многие шансы для образо­вания монополий и олигополии. Техника связи сделала более утон­ченным механизм конкуренции на многих рынках сырья, полуфаб­рикатов и готовой продукции.

Особенно важным это развитие было на рынках рабочей силы. Здесь оно оказало прямо-таки революционизирующее воздействие. Еще в середине XIX в. промышленный рабочий был привязан к од­ному или нескольким предприятиям и рабочим местам, располо­женным вблизи его местожительства. Работодатель нередко зани­мал на своем рынке рабочей силы позицию монополии или олигопо­лии покупателя. С расширением сети железных дорог, появлением автомобиля и велосипеда ситуация изменилась. Теперь многие ра­бочие ежедневно совершают продолжительные поездки на работу и обратно. Изо дня в день средства сообщения осуществляют массо­вые перевозки рабочих. Области притока рабочей силы у фирм сильно расширились и благодаря этому наложились друг на друга. В Германии радиус таких территорий достигает 70 километров и да­же более. По этой причине форма рынка рабочей силы полностью изменилась. Ведь отныне у рабочих появилась возможность делать выбор между намного большим числом покупателей рабочей силы. Конкуренция, прежде встречавшаяся редко, оживилась. Ее разви­тию способствовала именно современная техника.

Во-вторых, техника привела к невиданному обострению конку­ренции взаимозаменяемых продуктов. Люди начинавшегося XIX в. еще не могли ничего знать об этом. Однако новаторам следовало взять на заметку столь фундаментальный факт. Изобретение искус­ственного шелка, целлюлозного штапельного волокна, нейлонового и других видов волокна, появление нефти как конкурента каменно­го угля, новых строительных материалов наряду с кирпичом, но­вых материалов — конкурентов фарфора, конкуренция искусствен­ного каучука с естественным — вот лишь немногие примеры обост­ряющейся конкуренции между взаимозаменяемыми продуктами, которая также представляет собой универсальное явление. Благода­ря этому возрастает эластичность спроса на отдельные товары. Таким образом, форма рынка приближается к совершенной конкурен­ции, даже если продавец отдельно взятого вида товаров является монополистом. В силу этого монополии вынуждены действовать по­добно тому, как приходится поступать в условиях конкуренции: к примеру, картели кирпичных заводов, которые были вынуждены считаться с конкуренцией новых строительных материалов, то есть с более высокой эластичностью спроса, или железные дороги в ус­ловиях усиливающейся конкуренции со стороны автомобильного транспорта. Конкуренция взаимозаменяемых продуктов стала на­столько общим явлением, что на каждом предприятии и в каждом домашнем хозяйстве она оказывает влияние на решения, принимае­мые при покупках и продажах.

Наконец, в-третьих, благодаря развитию технических знаний в последнее время современный промышленный аппарат в значитель­ной степени приобрел адаптационную способность. Способность фабрик перерабатывающей промышленности быстро переключать­ся с производства одного вида продукции на другой, то есть менять рынок, сильно выросла. В обеих крупных войнах XX в. этот факт проявился наиболее четко. Он поразил даже специалистов и одно­временно существенно сказался на ходе войн. Исключительно быст­ро часовые заводы переключились на производство взрывателей, а машиностроительные заводы — на производство снарядов и обору­дования для подводных лодок. В кратчайшие сроки большая часть производственного аппарата промышленности была направлена в другое русло. И наоборот, после окончания войны процесс пошел в обратном направлении, когда, к примеру, заводы, выпускавшие ар­тиллерийские орудия, стали производить машины и станки, а тан­ковые заводы — грузовые автомобили. Удивительно быстрая адап­тация производственного аппарата США после 1945 г. позволила перейти к выпуску мирной продукции без кризисов или депрессий. Но эта адаптационная способность эффективна не только в воен­ное, но и в мирное время. Понятие «способность производства к приспособлению» имеет точно очерченное содержание. Это — спо­собность предприятия переводить свою продукцию с одного рынка на другой. В последние полвека эта «адаптационная способность» пережила необычайный подъем.

По-иному, чем на стыке веков, непрерывно изменялись производ­ственные программы на предприятиях перерабатывающей промыш­ленности. К примеру, завод, изготавливающий печи, приступает так­же к производству холодильников, а позднее и радиоаппаратуры. Следовательно, он появляется на новых рынках в качестве конкурен­та. Другая фирма, предлагавшая на олигополистическом рынке спе­циальные насосы, прекращает конкурентную борьбу и начинает про­изводить сельскохозяйственные машины. Третья фирма переходит с выпуска велосипедов на производство мотоциклов; четвертая фирма, работающая в оптической промышленности, начинает изготовлять замки. Итак, производственные программы по выпуску товаров ме­няются каждый год в зависимости от возможностей получения при­были. Выбор «вида товаров» — постоянная задача предприятий пе­рерабатывающей промышленности, но он отнюдь не является окон­чательным. Если бы патенты или лицензионные сборы не препятство­вали переводу производства на выпуск других видов продукции, то переход фирм с одного рынка на другой был бы еще более интенсив­ным. Техника, и прежде всего современная машинная техника позво­ляет делать это. Поэтому на большинстве рынков перерабатывающей промышленности продавцы должны всегда принимать в расчет появ­ление там новых успешно работающих конкурентов.

Иная ситуация складывается в сырьевых отраслях промышлен­ности, например в добыче угля, производстве чугуна и электроэнер­гии. В этих отраслях на протяжении многих лет действительно про­изводятся в основном одни и те же продукты и перемены в структу­ре производственных программ технически трудноосуществимы или возможны в ограниченных пределах. На подобных предприя­тиях, следовательно, прямая адаптационная способность производ­ства весьма ограниченна или она отсутствует вообще. Несмотря на это, адаптация в значительной степени происходит опосредованно. Уголь, чугун и электроэнергия могут использоваться для самых разнообразных целей. Благодаря этому становится возможным то, что продукты, изготовляемые с их помощью, непрерывно взаимозаменяются и вступают в конкуренцию с другими товарами. Электро­энергия нужна фабрике, которая изготовляет фармацевтические то­вары и начинает переход к производству других химических про­дуктов почти по той же технологии. В результате продукты исполь­зования электроэнергии уже на новых рынках участвуют в конку­ренции. И здесь развитие современной техники усилило конкурен­цию. В частности, она чрезвычайно расширила возможности ис­пользования сырья. Например, уголь используется в качестве не только топлива, как это было раньше, но и сырья для производства красок, лекарственных препаратов, азотных удобрений и т.п., так что его «плоды» появляются на самых различных рынках. «Кос­венно» здесь дает знать о себе как раз то, что в перерабатывающей промышленности производит эффект «прямо»: адаптационная спо­собность производства и усиление элемента конкуренции.

2. Однако анахронизм идей маскирует и это существенное обстоя­тельство и порождает мнимые политико-экономические проблемы. Продолжает господствовать мнение, сложившееся более ста лет на­зад, согласно которому с появлением новой техники производства предприятия теряют способность адаптироваться к изменениям спро­са на рынках. Капитал, как правило, вложен прочно, он не может взят обратно и привязан к определенной технической форме, в рамках которой он служит производству, и, следовательно, при убытках не может быть направлен на иные цели, а производство нель­зя переориентировать на другие сулящие прибыль рынки. Современ­ный производственный аппарат изображается закостеневшим орга­низмом, то есть ориентированным на определенные технологии, тех­нически неспособным адаптироваться к новым условиям. Ему проти­вопоставляется быстро меняющийся спрос, и из этого конфликта кон­струируется большая политико-экономическая проблема. Эта идея принадлежит к основным представлениям теории полной занятости, на развитие которой оказал влияние Кейнс, а также политики обеспе­чения полной занятости, которая, несмотря на изменения спроса, пы­тается поддерживать работу якобы закостенелого аппарата. Но это основное представление находится в полном противоречии с действи­тельностью. Правда, примерно в 1850 или 1900 г. производственный аппарат промышленности при менее развитой технике характеризо­вался определенной закостенелостью, признаков которой в настоя­щее время давным-давно нет. Правда, и сегодня на заводе, скажем, химической промышленности также невозможно немедленно забрать обратно вложенный капитал и вместо этого строить водопроводную станцию. Но химический завод в состоянии быстро менять рынки, на которых он предлагает свою продукцию. Протекает постоянный про­цесс адаптации производственных планов к возможностям получе­ния прибыли на многих рынках, например на рынках химической промышленности, машиностроения или обувной промышленности, даже если крупный капитал был прочно вложен в оборудование пред­приятий.

3. Относительный рост «фиксированных» издержек в современ­ной промышленности описывался часто, например Шмаленбахом. При этом изображается большая котельная с пылеугольной топкой или шестеренный фрезерный станок. Работающего человека прак­тически не видно. Создается впечатление, что производственный аппарат состоит из камня и металла. Из этого делается вывод, что у производственного аппарата промышленности отсутствует адапта­ционная способность, как будто он непрерывно выпускает одни и те же товары. На самом деле котельная, к примеру, приводит в дви­жение машины, на которых при непрерывном чередовании изготав­ливаются различные товары, а шестеренный фрезерный станок слу­жит также для производства различной продукции. И конвейер, скажем, велосипедного завода позволяет перемещать и изготавли­вать с его помощью самые разнообразные продукты. Если же ко­тельная работает на электростанции и неизменно производит элект­роэнергию, то последняя тем не менее без труда переводится с од­ного вида ее использования на другой. «Фиксированные издержки» не означают «фиксированного производства». Прямо или косвенно адаптационная способность произ­водства в ходе развития техники возросла настолько, что весь со­временный производственный аппарат в значительной степени стал обладать адаптационной способностью. То, что, несмотря на высо­кие фиксированные издержки, производственный аппарат обладает такой способностью, что старая доктрина изжила себя, можно уста­новить без особого труда. Следует вспомнить хотя бы часто приво­дившийся нами пример с железной дорогой. У нее высокие фикси­рованные издержки; но структура транспортных услуг постоянно меняется. Можно пойти также в прокатный цех сталелитейного за­вода и попросить мастера показать программы прокатного произ­водства, которые он ежедневно получает и которые ему надлежит выполнять. Здесь увидим, что прокатанные профили соответствуют полученным заказам, несмотря на существование высоких фикси­рованных издержек.

Действие всех трех моментов проявляется одновременно: расши­рение рынков, увеличение выпуска взаимозаменяемых продуктов и возрастание адаптационной способности производства. То, насколь­ко активно современная техника так или иначе способствует разви­тию конкуренции, можно установить практически на всех предпри­ятиях и всех рынках промышленности, транспорта, торговли, а так­же сельского хозяйства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: