Игры
И упражнения
С родственными
Словами
Учебно-методическое пособие
ББК 74.102 И 27
И 27 Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Павлова Т.С., Проко-пова СП., Журавлева Н.Н., Антохина Н.В., Львова Т.В. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2009.- 64 с.
ISBN 978-5-91382-068-6
Предлагаемые игры и упражнения по подбору родственных слов представлены десятью «семьями», широко употребляемыми в активной лексике детей: Сад, Дождь, Гриб, Рыба, Зима, Снег, Мороз, Вода, Цветок.Они рассчитаны на детей седьмого года жизни и рекомендуются к использованию на занятиях по определенным лексическим темам.
В пособии дается алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова».
Эти игры и упражнения помогут успешному обучению детей в школе.
Пособие предназначено педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
ББК 74.102
ISBN 978-5-91382-068-6
© Авторский коллектив, 2009 © ООО "Центр педагогического образования", 2009
Введение
В речи нет ничего, что не могло быть воспринято слухом, произношением, зрением, что не опиралось бы на слуховые, произносительные, зрительные ощущения.
К.Д. Ушинский
Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово. Ограниченный словарный запас, приблизительное понимание семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому, что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме.
|
Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря.
Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения
с родственными словами. При этом целесообразно использовать ассоциативную методику.Необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования.,У ребенка должна быть мотивация его стремления понять смысл слова: узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление.Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи.
Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме. Нами подготовлены специальные пособия, которые содержат занимательный материал, позволяющий ребенку без особого напряжения усвоить новые для него понятия, формы языка. Для лучшего его усвоения предлагаются специальные приемы, которые помогут сконцентрировать внимание ребенка на материале.Так, рядом с термином «родственные слова» употребляется термин «семья слов». Слово может войти в активный словарь дошкольника только в том случае, если выражаемое данным словом понятие будет усвоено ребенком, если он почувствует его логическую связь с другими известными ему понятиями.
|
Предлагаемые игры и упражнения по подбору родственных слов представлены десятью «семьями», широко употребляемыми в активной лексике детей: Сад, Дождь, Гриб, Рыба, Зима, Снег, Мороз, Вода, Цветок. Они рассчитаны на детей седьмого года жизни и рекомендуются к использованию на занятиях по определенным лексическим темам.Важно придерживаться алгоритма работы по обучению детей понятию «родственные слова» (см. приложение). Предлагаемые задания имеют разную степень сложности. Педагог подбирает упражнения в зависимости от уровня развития детей.
Впроцессе лексико-грамматическихигр и упражнений с родственными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Дети усваивают значительное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения.
Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в школе.
|
При разработке данного пособия мы использовали рекомендации Л.Г.Парамоновой и В.В.Коноваленко.
Садик, садовый, садочек, садовничий, сажать, садовник, саженец, садовод, пересаживать, садоводство, пересадка, рассада, посадочный.
«Лишние» слова: садиться (сесть), садануть (сильно ударить), всадник, сода, салат, ссадина, деревья.
Упражнение
«Узнай слово по его описанию»
Цель: Познакомить с понятием «родственные слова». Расширять словарь новыми словами.
Оборудование: Картинки с изображениями — сад, рассада, саженец, садовник, садовые инструменты, детский садик (см. приложение).
Ход упражнения
Воспитатель: Посмотрите на картинки. Узнайте слово по его описанию.
— Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. Сад.
— Человек, который ухаживает за садом. Садовник.
— Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю. Рассада.
— Молодое деревце, которое выращено для посадки в саду. Саженец.
— Инструменты, которыми работают в саду. Садовые.
— Место, куда дети ходят каждый день до поступления в школу. Детский садик.
— Человек, который разводит сады. Садовод.
Педагог еще раз произносит всю цепочку слов, акцентируя внимание детей на их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов. Затем сообщает детям, что такие слова называются родственными. Они образуют семью родственных слов.
Упражнение «Родственники»
Цель: Учить образовывать родственные слова по опорным схемам.
Оборудование: Схемы слов.
Ход упражнения
1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
Упражнение «Вспомни - назови»
Цель: Развивать внимание, речеслуховую память.Формировать умения выделять родственные слова из прослушанного стихотворения.
Ход упражнения
Воспитатель: Послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
Чудо-садик посадил дед Матвей, садовник: Сливу, яблоньку, айву и густой шиповник. Зачинается с утра у него забота. Рассадить пионов куст — важная работа. Поработал он лопатой — получилась грядка, А затем на этом месте высадит рассадку. Он польет цветы водой, подрыхлит все грядки. Вот и кончилась его майская посадка. (Павлова Т.С.)
Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: Ввести в лексику термин «родственные слова». Увеличить объем слуховой памяти.Обогатить лексику новыми словами.
Ход упражнения
Дети должны придумать как можно больше родственных слов к главному слову сад. Педагог тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.
Упражнение «Четвертый лишний»
Цель: Формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и объясните почему? Садик, садовод, сад, салат. Садовник, всадник, рассада, сады. Ссадина, садовый, палисадник, сажать.