Цель: Формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.
Ход игры
Воспитатель: Дети, я буду называть пары слов. Если вы услышите родственные слова, наклонитесь вперед, а если услышите не родственные слова, покачайте головой.
Сад - сажать, пересаживать - палисадник,
садик — ссадина, садоводство — рассада,
всадник — саженец, садочек — салат
Упражнение «Семья родственных слов»
Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного связного текста и запоминать их.Упражнять детей в пересказе с опорой на серию картин.
Оборудование: Текст рассказа, серия сюжетных картинок (см. приложение).
Ход упражнения
— Чтение текста.
— Беседа по содержанию.
— Семантический разбор незнакомых слов.
— Повторное чтение текста с установкой на выделение и запоминание родственных слов. Ответы детей. За правильный ответ дети получают поощрительную фишку.
— Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Садоводство
Однажды весной Сеня Садовников с папой и мамой поехал в Ботанический сад. Они ходили по садовым дорожкам вдоль палисадников, наблюдали за работой садовников. Садоводы сажали в землю зеленую рассаду, пересаживали молодые саженцы. У них было много садовых инструментов: лопата, грабли, тяпка и даже садовничий нож. На следующий день Сеня предложил ребятам в садике вместе посадить маленький садочек.
Упражнение «Солнышко»
Цель: Развивать зрительное восприятие, навыки звукобуквенно-го анализа и синтеза. Обогатить активный словарь родственными словами двух словообразовательных гнезд.
Оборудование: Пособие «солнышко», состоящее из главного слова САД и лучиков с «кусочками» слов.
|
Ход упражнения
Воспитатель: У слова САД выросло много лучиков —родственных слов. Угадайте их. Дети прикладывают лучи к солнышку и составляют слово из двух частей. Педагог тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность. Слова:сад-ик, сад-овод, садовник, сад-ить, сад-ы, сад-очек. |
Подвижная игра
«В гости к родственникам»
Цель: Развивать умение находить и объяснять родственные слова.
Оборудование: Две карточки с главными словами САД, ДОЖДЬ, гнезда родственных слов для ведущих. Маленькие карточки двух групп с родственными словами.
Ход игры
Из детей выбирают двоих ведущих, которые берут себе большие карточки САД и ДОЖДЬ. Остальные дети получают маленькие карточки с родственными словами двух групп. Водящие называют свои слова и объясняют, что они ждут к себе в гости родственников.
По команде дети собираются вокруг водящих и объясняют, почему они приходятся им родственниками. Выигравшим считается та группа, которая быстрее собралась и правильно доказала свои родственные связи.
Педагог еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.
Примечание. Карточки со словами можно заменить картинками.
Ребусы
Цель: Формировать умение ориентироваться в звукобуквен-ном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвбльное внимание, логическое мышление.
|
Оборудование: Карточки-задания.
Ход упражнения
Инструкция: 1. Составь слово по первым звукам названий картинок.
(садик)
2. Прочитай слово, расположив буквы по высоте.
3.Прочитай слово (запиши), располагая буквы в соответствии с цифрам.